В самом начале XXI века силами православной общины начались работы по восстановлению этой церкви. В 2000 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял решение о создании при внуковской церкви подворья Александро-Невского женского монастыря села Маклакова Талдомского района. Подворье со дня открытия развернуло большую духовную работу, сёстрами монастыря были созданы хор мальчиков, а также православный класс на базе Внуковской средней школы. Большую помощь в этом оказали районные власти. Крыша и купола Троицкого храма были покрыты оцинкованным железом, на которые установили позолоченные кресты. Смонтирована система газового отопления, система электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В храме установлены новые окна, настелен пол, установлены иконостасы, на колокольню водружены колокола, приобретена богослужебная утварь, иконы... К 2005 году внешне церковь была отремонтирована, а также восстановлены боковые престолы - Ипатия, епископа Гангрского и преподобного Макария, игумена Калязинского. Рядом с храмом появились церковные постройки, которые были обнесены церковной оградой, благоустроена территория. Источники информации: http://храм-внуково.рф/istoriya-khrama.html, http://www.derevenka.su/page35.html В старину село называлось также Елпатьевским, так как первая деревянная церковь на этом месте была посвящена священномученику Ипатию Гангрскому – святому угоднику Елпатию. Деревянный храм во Внуково имел также придел во имя преподобного Макария – основателя древнего Троицкого Калязинского монастыря. С середины XVIbeka и до секуляризации церковных земель в 1764 году Внуково принадлежало к числу вотчин этой древней монашеской обители Тверской епархии. «Нам монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подати оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь», – так вспоминал жизнь экономических крестьян житель бывшей монастырской деревни Слободищево Дмитровского уезда крестьянин Гадалкин в 1928 году. В старину все селения Дмитровского края делились на две большие группы: бывшие монастырские и помещичьи. Положение бывших монастырских сел и деревень было лучше и свободнее барских. В Дмитровском уезде свои вотчины имели следующие монастыри: Троице-Сергиев, Николо-Пешношский, Борисоглебский (в Дмитрове), Горицкий (в Переславле-Залесском), Новоспасский и т.д. Внуково было одним из таких сел: исторически оно являлось вотчиной Троицкого Калязинского монастыря. Древний Троицкий Калязинский (Макарьевский) монастырь находился в Тверской епархии, но его история была тесно связана с подмосковным Дмитровским краем. Местность, где преподобным Макарием был основан новый монастырь, в XVbeke относилась к владениям дмитровского удельного князя. Обитель преподобного Макария в Калязине пользовалась особым почитанием дмитровского князя Юрия Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=02801

Между тем известна ненависть, какую питал ко всему, исходившему и напоминавшему собой Волоколамский монастырь, Вассиан. Тем более он не мог равнодушно отнестись к действиям м. Даниила, его заклятого врага и рьяного иосифлянина, и признать за некоторыми из них права законности, хотя бы эти действия исходили из его чисто священного, иерархического служения. Личное неудовольствие на Даниила за канонизацию Макария Калязинского, Вассиан не сумел скрыть даже и на судившем, его соборе. Самая канонизация Макария Калязинского послужила для Вассиана предметом для укора, обращенного им лично к м. Даниилу. Своей ссылкой на то, что древние подвижники благочестия, хотя и владели селами, но не имели к ним пристрастия, Вассиан подал естественный переход к рассуждению вообще об отношении святых чудотворцев ко владению селами. Ответ Вассиана был так формулирован, что он скрыто предполагал собою мысль о привязанности чудотворцев последнего времени к земными благам. Как Вассиан, так равно и м. Даниил, хорошо знали, кого они разумели под «нынешними», как они выражались, чудотворцами. Здесь речь идет ни более ни менее как о Макарии Калязинском и о митрополите Ионе. – «Ты почто мнишь, говорил Даниил Вассиану на его известный ответ, и нынешних чудотворцев страстныхъ? " –«Аз того не ведаю, чудотворцы-ли то были», отвечал смелый до дерзости Вассиан. Митрополит поставил в вину Вассиану то, что он не почитает святителя Иону. – «Слышали есьмя от многих достоверных, так говорил митрополит Вассиану, яко вси православнии покланяются честному гробу и святым мощем св. Ионы Чудотворца, митрополита всея Руси; да ты-де, Васьян, един токмо не покланяешися ему». – «Аз не ведаю, Иона чудотворец ли», таков был ответ Вассиана. Еще резче отзывался Вассиан о святости Макария Калязинского. Даниил обвинял его в том, что он отвергал действительность чудес преподобн. Макария. «Да ты-де, Васьян, так формулировал свое обвинение Даниил, говорил про чудотворцев: Господи, что ся за чудотворцы? Сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Светлый и всепразднственный днесь возсия день,/якоже второе солнце,/вся празднолюбных соборы просвещая/и мглу отгоняя древняго помрачения,/честная память Макария вселенную созывает,/честней бо его и чудотворней раце/со страхом и любовию предстояще,/любезно облобызаем и молимся:/воинству нашему одоление победное даровати,/и смирение миру,/и душам нашим велию милость. И ныне, праздника или Богородичен. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213, Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Обретение мощей преподобного Макария Калязинского Обретение мощей преподобного Макария Калязинского произошло 26 мая 1521 года. Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства на строительство каменной церкви вместо обветшавшей деревянной в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря – преподобного Макария, преставившегося в 1483 году. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522–1539), который созвал в Москве Собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. На Московском Соборе 1547 года, при митрополите Макарии (1543–1564), преподобный Макарий Калязинский был причислен к лику святых, память его в числе других русских святых постановлено праздновать по всей России. Сведения о преподобном Макарии Калязинском помещены также 17 марта, в день памяти преставления святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий Угличский (+ 1504). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова , переписанный им. Скончался 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги , о которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года. Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря, преподобного Макария. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522 - 1539), который созвал в Москве Собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Памятник преподобному Макарию Калязинскому в городе Калязине. Фото Владимира Синькова В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Грозный , в 1599 - Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

http://drevo-info.ru/articles/9670.html

На протяжении нескольких веков помолиться в Калязин приезжали и царственные особы - Иван Грозный, его мать Елена Глинская, Борис Годунов, царь Алексей Михайлович, Петр Великий, императрица Екатерина Великая. Галина Сергеевна Гадалова, кандидат исторических наук, доцент филиала Государственной академии славянской культуры в г. Твери, главный библиотекарь научной библиотеки ТвГУ (Тверь), многие годы посвятившая исследованиям древних источников, связанных с преподобным Макарием, рассказала о паломничестве Ивана Грозного (а было это дважды - в 1544 и 1553 году). В летописи упоминается иконописный образ, перед которым молился Иван Грозный: на нём изображены преподобные Макарий Калязинский, Нил Столобенский, Ефрем Новоторжский и мученица Параскева Пятница. Галина Сергеевна отметила, что это самое раннее известное упоминание образа Преподобного Макария, и если его удастся разыскать - это станет уникальной находкой. Дмитрий Владимирович Попов, чтец Троицкого храма г. Реутов Московской области на основе материалов Российского Государственного Архива Древних Актов подготовил доклад о подворье Троицкого Калязинского монастыря в Москве. Внутри подворья были в ходу свои денежные знаки (15 и 20 копеек). Комплекс зданий Подворья на Лубянской площади, постройки 1905 года, сохранился доныне (находится напротив головного здания ФСБ России). Сейчас это фешенебельный 5-звездочный отель и один из вестибюлей станции метро «Лубянка» в виде «ракушки». На карте столицы даже был Калязинский переулок, однако современной топонимике он не сохранился. Владимир Никитович Ревякин, председатель Александровского историко-краеведческого клуба «Отечество», член Союза краеведов России (г.Александров Владимирской области) представил доклад под названием « Пути продвижения войск князя М.В. Скопина-Шуйского и его соратников в Александровскую слободу». Сопоставляя различные источники - сведения из житийной литературы, исторической науки, археологические исследования - Владимир Никитич установил локализацию древних дорог. По ним в 1609 году собирались в Александровскую слободу под начальство М.В.Скопина-Шуйского царские полки и боярские дружины перед освобождением Троицкой Сергиевой обители. На современной карте дороги дальнейшего продвижения войск к столице проходят по земле современной Москвы, и далее по северо-восточной части Московской области (у всех сегодня на слуху сохранившиеся в топонимике названия бывших селений Черкизово, Стромынь, Черноголовка, Киржач). Владимир Владимирович Хухарев, старший научный сотрудник ТНИИР центра (Тверь), совместно с Клочковым Константином Викторовичем, специалистом по истории денежного обращения (Москва), представили сообщение «Клады Калязинского края как источник по изучению истории Смутного времени». В архивах Тверского объединенного музея и Государственного Исторического Музея сохранились материалы о 4-х кладах, найденных на территории Калязинского района, обзор находок и был представлен авторами доклада.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Закрыть Русское Собрание: «Практические действия государства не должны вступать в противоречие с религиозными ценностями» Итоговая резолюция VIII Калязинских чтений 08.03.2021 2459 Время на чтение 5 минут Как сообщалось, 25-26 февраля состоялись традиционные VIII Калязинские чтения МОО «Русское Собрание» по теме «Святые заступники Земли Русской и современная Россия». По итогам Чтений была принята общая резолюция , которую публикуем ниже. Восьмое выездное расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание» г. Калязин 25 февраля 2021 года Резолюция конференции «Святые заступники Земли Русской и современная Россия» Мы, члены международной общественной организации «Русское Собрание», провели в городе Калязине Тверской области 25 февраля 2021 года конференцию на тему «Святые заступники Земли Русской и современная Россия». Мы отмечаем, что величие российской государственности и многочисленные свидетельства русской стойкости и русских побед в истории России непременно связаны с помощью Бога и святых заступников Земли Русской. Риски для России и враги нашего Отечества меняются от века к веку, наше же оружие остаётся неизменным – следование традиционным ценностям, Вера, обращение к нашим святым. Поэтому мы убеждены, что законы и практические действия государства не должны вступать в противоречие с религиозными ценностями. 2021 год отмечен важнейшими юбилейными датами в истории нашей страны, относящимся к святым именам Святого благоверного князя Александра Невского (800-летие со дня рождения святого, государственного деятеля и полководца князя Александра Невского) и Преподобного Макария Калязинского (500-летие обретения Святых мощей Преподобного Макария Калязинского). Мы с удовлетворением отмечаем, что 2021 год в соответствии с Указом Президента России провозглашён годом празднования 800-летия со дня рождения Великого князя Александра Невского. В Тверской области этот год объявлен годом Макария Калязинского. Однако с сожалением отмечаем, что отражение этих ключевых событий в официальных мероприятиях органов государственной власти и освещение их в центральных СМИ является явно недостаточным.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/08/ru...

Сопредседатель и научный куратор Чтений Ярослав Викторович Леонтьев провёл презентацию сборника докладов предыдущих, Вторых Калязинских Макарьевских Чтений, подготовленного им совместно с Я.В. Сониной, руководителем пресс-службы администрации Калязинского района. В настоящее время сборник представлен и на посвящённой преподобному Макарию выставке в Отделе редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета. Первая сессия была открыта выступлением Константина Александровича Аверьянова, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника, руководителя Группы исторической географии Института российской истории Российской академии наук ( Москва ). В своём докладе «Духовное наследие Макария Калязинского на Верхневолжской земле» Константин Александрович отметил, что Троицкий Макарьев монастырь, стремительно развиваясь, положил начало ряду других монашеских обителей, а сам вскоре после образования вошёл в число ведущих монастырей России. Архимандрит Макарий (Веретенников), доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии (Сергиев Посад) представил слушателям некоторые аспекты церковной деятельности Патриарха Иова. Будучи первым предстоятелем получившей самостоятельность Русской Церкви, святитель Иов проводил назревшие преобразования в управлении РПЦ, способствовал просвещению народа, первым поставил дело книгопечатания на широкую основу, при нём было основано более десятка монастырей, состоялось прославление русских святых. Конец служения первого Патриарха Руси пришёлся на начало XVII века, и будучи патриотом, святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам в период Смутного времени. Следующее выступление стало первым в рамках Калязинских Макарьевских Чтений всех лет, касающимся материалов по архитектуре и живописи Троицкого Калязинского монастыря. Зоя Валерьевна Золотницкая, заведующая сектором отдела хранения и реставрации трехмерных объектов Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева в Москве, представила обзорный доклад по хранящимся в его фондах артефактам. В музейную коллекцию входят чертежи и живописные планы, проекты реставрации монастырских строений. А главное - значительный перечень уникальных фресок XVII века, созданный в период экономического и культурного расцвета монастыря. В связи с работами Волгостроя по строительству гидроэлектростанции, в декабре 1939 года в Троицком Калязинском Монастыре начала работу экспедиция академии Архитектуры, целью которой являлось сохранение древней живописи со стен предполагаемых к сносу соборов Троице-Макарьева монастыря. Первоначально мероприятия были запланированы на двухлетний срок, но в результате различных причин для работы экспедиции были отведены всего 2 месяца, предшествующие началу затопления территории монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Сказание об обретении мощей Макария Калязинского Первоначальной редакции содержит и новые сведения о деятельности в 1522/1523 г. архимандрита Чудова монастыря Ионы Собины, упоминания о котором в справочнике П.М. Строева связаны с 1518 и 1519 гг. 298 . Кроме того, в Сказании приведён подробный рассказ о строительных работах по перестройке церкви в монастыре, повествующий о получении разрешения и благословения на строительство светских (в лице удельного князя) и церковных (в лице игумена монастыря) властей, о подборе мастеров различных специальностей («каменосчци», «плинфотворители», «браздокопатели»), об изучении местности («церковный мастер домышляется в себ: когда, гд или онд, да не како вода будет, понеже убо ту езеро близъ баше...»), об освящении начала строительных работ («игумен же с священници и диакони и клирици начаша молебнаа пти...»). Такого рода подробности являются свидетельством того, что Сказание написано современником событий. Для минейного цикла текст Сказания об обретении мощей Макария Калязинского был переработан. Прежде всего, фрагмент из Слова Иоанна Златоуста о блудном сыне был опущен. Начальные строчки нового предисловия «Велика и втха съкровища, дивно и радостно ткровеніе...» 299 , как было показано выше, взяты из исходного текста и соотносятся со Словом в неделю цветную Кирилла Туровского , что призвано подчеркнуть праздничность события – обретения мощей калязинского чудотворца. О себе составитель нового предисловия пишет: « А же убогии мало преже сихъ понудихся написати роженіи и въспитаніи и равноаггелномъ житіи его, елико иобртох, толико вашей любви написах. Н(ы)н же прострох недостоиноую мою десницю во еж(е) мало что авити провленіи мощеи его» (ВМЧ 300 , стб. 405 а). В словах «толико вашей любви написах» можно увидеть обращение агиографа не столько к читателю, сколько к братии монастыря. В этом случае «списатель» Жития и Минейной редакции Сказания о мощах, мог быть монахом другой обители и подвизаться в Калязинском монастыре для написания статей о преподобном Макарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Устав, введенный им, был настолько строг, что не все выдерживали его и многие уходили. Назван был монастырь Калязинским по имени боярина Ивана Коляги, сначала врага его, но потом покаявшегося и ставшего его иноком. Принесли раз к прп. Макарию расслабленного Захария из села Кясовая Гора. Преподобный сказал ему: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение, и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего!» Больной со слезами исповедал свои согрешения, и преподобный благословил и исцелил его. Впоследствии он стал священником своего села и всю жизнь помнил наставления прп. Макария.  Во время путешествия своего по русским монастырям прп. Иосиф Волоколамский (память его 9 сент.) посетил и Калязинскую обитель. «Видел я, — писал он, — блаженного старца Макария, создателя монастыря Калязинского. Он поведал мне следующее: „Когда я пришел на это место, со мной пришли семь старцев из Клобуковского монастыря; они были так совершенны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что всябратия приходила к ним получать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили полезному: тех, которые проводили жизнь в добродетелях, они укрепляли, а тем, которые уклонялись в бесчинство, воспрещали и возбраняли и не допускали поступать по своим волям " ». Такое тогда было в монастыре благочиние и благолепие и все делалось с благословения, так что дивился старец Митрофан Бывальцев, проживший на горе Афонской 9 лет. «Напрасно трудился я, — говорил он, — и совершил такой дальний путь на Святую гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно сыновьям Святой горы». Из Калязинского монастыря вышли прп. Ефрем Перекомский (память его  6мая) и прп. Паисий Угличский (6 июня).  Однажды воры украли монастырских волов, но ослепли и долго блуждали по окрестностям, пока не оказались опять у монастыря. Прп. Макарий, обозревая монастырское хозяйство, увидел их и, как бы не зная, в чем дело, спросил, почему они тут и отчего у них волы. Преступники во всем сознались. Преподобный простил их, исцелил и запретил впредь брать чужое. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Закрыть В Калязине Тверской области пройдут XI Международные «Калязинские чтения» 20-21 февраля 2024 16.02.2024 87 Фото: ks-region69 С 20-21 февраля 2024 года в городе Калязине Тверской области пройдёт XI Международная научно-практическая конференция «Калязинские чтения», проводимая в рамках Года Семьи в России. Организаторы конференции: Международная общественная организация «Русское собрание», Администрация Калязинского округа Тверской области, Тверское региональное отделение МОО «Русское собрание». Тема: «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина». «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства» (Из завещания Императора Александра III своему сыну, будущему Императору Николаю II) Для обсуждения предлагаются следующие тезисы: - Геополитическая обстановка в мире и России - Важность духовного и национального единения в условиях военных угроз - Необходимость мобилизации прогосударственных патриотических сил - Новые вызовы и угрозы современности В рамках конференции по традиции предполагается провести несколько встреч-бесед гостей с жителями Калязинского округа, молодым поколением. Программа: 20 февраля 11.30 - 12.00 – молебен в храме Вознесения Господня у мощей Макария Калязинского, переезд в администрацию округа, чайная пауза (ул. Центральная, д.1) 13.00 - 19.00 – Конференция, зал заседаний Администрации округа (по завершении выступлений - принятие резолюции). В перерывах – чайная пауза. С 15.00 - 17.00 – тематические встречи для отдельных участников: (уточняется) - Укрепление России изнутри в условиях военных угроз - Год Семьи России. Православное, духовное понимание семьи (встреча с семьями в воскресной школе). - Быть семье! - о задачах по воспитанию молодёжи (Зал Городской средней школы). 21 февраля 9.30 - 12.00 – экскурсия (г. Кашин), встреча с ветеранами-участниками боевых действий в Афганистане (ДК) 12.30 -14.00 – Торжественное мероприятие, посвященное открытию Года Семьи, Дню защитника Отечества. Выступления гостей, членов Русского Собрания. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/anonsy/2024/02/16/v_k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010