Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.     Память 17 марта.     «Напрасно трудился я, и без успеха совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе», - таким был об этой знаменитой русской обители, лежащей на Волге в пределах Тверских, старца Митрофана (Бывальцева), подвизавшегося девять лет на Афоне .     Благочиние и благолепие монастыря отмечал также и преподобный Иосиф Волоцкий, знаменитый проповедник и строгий игумен знаменитой обители на Волоке Ламском, известный борец с ересью жидовствующих. Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители - преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений. Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу. Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два - скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=103...

К 1654 году в Троицкой обители вырос новый соборный храм и в том же году расписан: прежний хотя и уцелел в перипетиях начала столетия, но сильно обветшал и уже не соответствовал тому значению, которое приобрёл монастырь. Собор, помимо основного престола во имя Троицы Живоначальной, имел два придела - Спаса Нерукотворного (южный) и Рождества Богородицы (северный). Мощный четверик венчали пять глав, центральная из которых сверкала золочёными звёздами. Всего монастырских храмов насчитывалось пять. То были, помимо Троицкого собора, Сретенская тёплая церковь (1530), надвратная церковь во имя прп. Макария Калязинского (1617), больничная Алексеевская церковь (1655) и Успенская церковь (1884). В центре монастырского двора высилась классицистическая колокольня высотой 29 сажень (около 62 метров)(1822 г.). По периметру монастырь был ограждён каменными стенами общей длиной 700 метров с угловыми башнями и воротами. В 1700 году для мощей прп. Макария была устроена новая серебряная рака, в ней угодник почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. Одним из немногих среди русских монастырей Макарьевский благополучно пережил секуляризационную реформу 1764 года, будучи причислен к первому классу. Все монастырские праздники - в особенности день обретения мощей прп. Макария - проходили при большом стечении богомольцев, и революционные события 1917 года мало что изменили в этом отношении. Народ всё так же шёл в обитель, к мощам преподобного, и это не могло не вызывать раздражения большевиков. 8 февраля 1919 года раку с мощами прп. Макария вскрыли, а в июне следующего года монастырь прекратил своё существование. В 1920 году в его зданиях разместилась экспозиция историко-краеведческого музея, созданного И. Ф. Никольским, затем - дом отдыха Московского электрозавода " Электрокомбинат " . Окончательная гибель ансамбля Калязинского монастыря связана со строительством Угличской ГЭС. Тогда, в конце 1930-х - начале 1940-х годов были затоплены многие памятники истории и архитектуры, оказавшиеся в зоне Угличского водохранилища. В 1939 году Калязинский Свято-Троицкий монастырь был взорван. Ансамбль допетровского зодчества, как и вся старая часть города Калязина, ушёл под воду созданного водохранилища. Спасти удалось только фрагменты фресок XVII века из Троицкого собора и некоторые другие " артефакты " - куски белокаменной резьбы - бусину портала, поливные и неполивные изразцы XVII века с рельефным орнаментом и фигурой всадника, металлический флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Часть " вещей " были размещены в Калязинском краеведческом музее, часть в Музее архитектуры им. Щусева в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Закрыть Десятые. Юбилейные. Калязинские. «Русское Собрание» вновь в Калязине! 11.02.2023 2542 Время на чтение 18 минут Фото: предоставлено автором 8 -9 февраля 2023 года в г. Калязин Тверской области состоялись «Калязинские чтения» Международной общественной организации «Русское Собрание». За десять лет «Калязинские чтения» стали традиционным мероприятием, уникальным событием, когда на этой гостеприимной земле, в малом русском городе, собираются единомышленники из разных уголков страны и стран ближнего зарубежья, чтобы обсудить серьёзнейшие вопросы истории и современности. Как и полагается, гости сначала посетили храм Вознесения Господня, где состоялся молебен у мощей Макария Калязинского. Пленарная часть встречи началась с творческого номера: солистка Калязинского районного Дома культуры Марина Соколова исполнила песню о России, во время которого был показал видеоролик по итогам прошедших девяти Калязинских встреч. И как было показано в ролике, за эти годы здесь побывало немало выдающихся ученых, политиков, общественных деятелей, священников, писателей, публицистов. По итогам чтений принимались резолюции, отражающие актуальную проблематику действительности России и стран ближнего зарубежья. Резолюции направлялись в письменном виде в высшие органы власти. Тема десятой конференции - «Специальная военная операция – фронт внутренний: идеология, политика, культура, пропаганда». На конференцию прибыли гости и участники из Сербии, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Твери и Тверской области, Донецка, Калуги, Тулы, Йошкар-Олы, Казани, Нижнего Новгорода, Брянской области, Ярославской области, Александрова, Покрова, Перми, Углича. Вновь Калязин стал площадкой единства регионов, дискуссии мнений и общих переживаний за судьбу нашего Отечества! С приветственным словом ко всем участникам обратился Глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин. Он поблагодарил участников Чтений и председателя МОО «Русское Собрание» А.Д. Степанова за многолетнюю совместную деятельность по проведению таких встреч и за то, что этот опыт транслируется через сайт «Русская Народная Линия».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/11/de...

В приходе 126 дворов и 1009 жителей (по 1). Судьба храма 1774 года неизвестна, а существующая церковь была построена в 1828 году (4). По-видимому, Никольская церковь была при этом упразднена, что подтверждается существованием Никольского престола в храме 1828 года (4), а также тем, что в межевом описании за 1855 год на реке Хотче кроме Георгиевского (с. Станки) указан ещё только один погост Воскресенский. В это время село Хотча принадлежало майорше Вельяминовой-Зерновой и поручику Брехову. В приходе было 2733 человека, что является максимальным для рассматриваемого района (5). Поэтому церковь была весьма обширной и имела целых пять престолов (обновление храма Воскресения Христова, Казанской иконы Божьей Матери, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Макария Калязинского, святителя Николая, благоверного князя Александра Невского). Закрыт храм в 30-х годах. Во время войны разрушились своды трапезной. В 60-х годах над трапезной сделано шиферное покрытие и до 80-х годов церковь использовалась под колхозный склад. В настоящее время у здания утрачены своды трапезной, главка ротонды, возможно, утрачены четыре боковых главы. Сильно поврежден декор фасадов. В конце XIX века два верхних яруса колокольни обшиты листами железа, сохранившимися до наших дней. Библиография: 1. Крылов Л. Материалы но истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. С. 136. 2. Кашинская переписная книга за 136 год. С. 1634. 816 (по 1). 3. Кашинская переписная книга за 186 год. С. 617. 744 (по 1). 4. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С.311. 5. Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда. СПб, 1855. (Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым) Церковь приходская, выстроена на средства прихожан - помещичьих крестьян в 1828 году в стиле классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Массивный четверик храма был завершен пятиглавием, которое образовывали световой барабан, опирающийся на внутренние пилоны, и четыре не сохранившихся малых декоративных барабана над углами здания. С востока к нему примыкает трехчастный алтарь, с запада обширная трапезная и стройная трехъярусная колокольня, увенчанная куполом со шпилем. Боковые фасады храма украшают портики из двух пар колонн. Главный престол Воскресенский, в трапезной два придела. Внутреннее убранство в основном утрачено. Уцелели фрагменты росписи.

http://sobory.ru/article/?object=08099

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В XVIII-XIX вв. образы святого продолжали создавать для Калязинского и кашинского Клобукова мон-рей: в 1797 г. представителями рода Баскаковых был вложен лицевой покров на мощи святого ( Виноградов. 1901. С. 61); образ М. в числе др. святых находился на полях Тихвинской иконы Божией Матери, пожертвованной в 1838 г. калязинским купцом А. М. Полежаевым и поставленной в местном ряду соборного иконостаса; вместе со Св. Троицей и сценой Благовещения он был изображен на большом монастырском колоколе, отлитом в 1807 г. ярославским купцом И. Г. Чарышниковым ( Лебедев. 1867. С. 45, 72; Крылов. 1908. С. 39); кроме того, в обители хранилась картина с родословным древом М. ( Крылов. 1908. С. 77), однако неясно, был ли он на ней представлен. Отлитый в 1873 г. на заводе ярославского купца С. Д. Чарышникова большой колокол Клобукова мон-ря был украшен изображениями храмовых праздников обители (Св. Троицы) и образами М., свт. Николая Чудотворца и праотцев Иоакима и Анны ( Архангелов. 1899. С. 46). В 1859 г. была освящена ц. во имя М. в здании Тверской муж. гимназии; при закладке в 1847 г. архиеп. Григорий (Постников) благословил образом М. тверское дворянство, сооружавшее здание; этот образ был отправлен губ. предводителем И. Н. Кожиным директору уч-щ Тверской губ. для сохранения и перенесения в буд. храм (Церковь Макария, игум. Калязинского, в здании Тверской муж. гимназии//Тверские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. 10. С. 180-181). Писались иконы и для других посвященных святому церквей (напр., в 80-х гг. XVIII в. на кладбище второй, или Никольской, части Калязина был построен каменный храм Вознесения с приделами во имя М. и в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в дальнейшем храм неоднократно перестраивался и украшался). В церквах и домах жителей Калязинского и Кашинского уездов находились иконы преподобного, чьи мощи были главной святыней этого региона; довольно много икон М. хранится в церковных, музейных и частных собраниях. Прп. Макарий Калязинский. Роспись ц. вмц. Параскевы Пятницы в с. Байкове Кесовогорского р-на Тверской обл. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

По преданию, деревянная церковь была построена за 40 дней. С течением времени прежние монастырские строения обветшали, и возникла необходимость обновления Троицкой церкви. В 1521 г. дмитровский купец Михаил Воронков получил разрешение поставить в обители вместо обветшавшей деревянной церкви каменную. Твердый грунт был выбран в десяти шагах от старой церкви над могилой основателя обители игумена Макария. Прах преподобного решено было перенести на новое место. Могилу вскрыли 26 мая и обнаружили в земле " нисколько не поврежденный гроб и в нем нетленные мощи преподобного " . Дмитровский князь Юрий Иванович, в чьи владения входила калязинская обитель, " порадовашеся неизглаголанною радостию " , объявил мощи Макария чудотворными. Новый чудотворец призван был стать небесным покровителем князя дмитровского. Тем временем, как гласит Житие Макария Калязинского, в монастырь начали стекаться больные разными недугами и " явились чудеса " . Инспекция мощей, проведенная в 1522 г. по приказу митрополита Даниила, подтвердила сей факт. " Вскрывши гроб, нашли, что тление не коснулось ни тела преподобного, ни одежд его. Получившие исцеление, а их было уже немало, еще раз засвидетельствовали о том, как и что было с ними " . Обо всем случившемся было доложено митрополиту и великому князю. Созванный церковный собор причислил Макария Калязинского к лику святых, а мощи его были признаны нетленными и чудотворными. После того, как в июне 1523 г. было окончено строительство каменного Троицкого собора, 9 октября в него торжественно перенесли мощи нового святого. Первоначально празднование преподобному Макарию было установлено местное, в одной только его обители, а в 1547 г. на очередном церковном соборе он был причислен к сонму всероссийских святых, наряду с Александром Невским, Михаилом Тверским и др. С этого времени дни кончины (17 марта) и обретения мощей преподобного (26 мая) с большим торжеством праздновались в обители, а в 1861 г. в праздник было установлено обнесение нетленных мощей святого вокруг Троицкого собора с крестным ходом.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Макарьевская надвратная церковь Макарьевская церковь была построена в 1617 г. " иждивением " кашинского купца Широкого-Машкина. Этот каменный храм находился над внутренними святыми воротами обители, имел две главы и был окружен с трех сторон папертью, устроенной в виде галереи с каменными столбами и большими стеклянными переплетами. Церковь имела вид одностолпной восьмигранной башни. За свою историю церковь неоднократно обновлялась. Так произошло после пожара 1667 г., когда она вся выгорела внутри. После бури 1750 г. поврежденный деревянный шатер был заменен каменной накладкой с железной крышей, а в самой церкви установлен новый четырехъярусный иконостас, заменены иконы и настенная живопись. В 1808 г. церковь снаружи оштукатурена и выкрашена, обе главы с крестами покрыты червонным золотом, а крыша выкрашена медянкой. В 1817-1818 ГГ. на средства эконома Тверского архиерейского дома игумена Антония, бывшего прежде наместником Калязинского монастыря, церковь внутри вновь была расписана живописными изображениями, а старый пятиярусный иконостас вызолочен. Небольшие карнизы, покрывающие верхи ярусов, поддерживались пилястрами с капителями. Уступы карнизов, пилястры и капители были вызолочены, а поле иконостаса имело голубой цвет. В Макарьевской церкви в футляре красного дерева за стеклом хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария. В ней сохранялась подушка из простого холста, найденная при обретении мощей преподобного Макария. Сретенская церковь Сретенская церковь прежде называлась Борисоглебской трапезной. В первые годы игуменства Макария в деревянном Троицком храме существовала придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. О ней упоминается во многих грамотах, писанных на имя Макария Калязинского. Борисоглебская церковь была разрушена в 1521 г. одновременно с перестройкой Троицкого храма. Дабы не прекратилось навсегда прославление страстотерпцев, дмитровский князь Юрий Иванович построил между 1525 и 1530 г. новую каменную Борисоглебскую церковь с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста с трапезною и со всеми службами.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Кашин. Николаевский Клобуков монастырь. Часовня Макария Калязинского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С запада от церкви св. Алексея в 1903 г. была поставлена часовня, которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила футляром для деревянной кельи, в которой, по преданию, жил инок Макарий, принявший иночество около 1420 г. Будуший основатель крупного Троицкого (Макарьева) монастыря в Калязине присходил из рода Кожиных. Декор фасада подражает «узорочному» стилю XVII века. Но выложенные из неоштукатуренного кирпича наличники, пилястры и пояски отличаются грубоватой тяжеловесностью. По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. www.hram-tver.narod.ru Первую достопримечательность монастыря составляла малая деревянная келия, сооруженная около 1425 г. руками св. препод. Макария, впоследствии основателя и игумена Калязинскаго монастыря. Обитель келию эту, напоминающую собою о жизни преподобного в Клобукове монастыре о его подвижнических потах и трудах, хранила как святыню. Длина келии снаружи с углами 6 арш. 13 вер., ширина 3 ар. 3 верш., а вышина от земли до крыши 2 арш. 2 верш. Пол в ней и крыша да и сама келия были очень ветхие, потолка не было. В келии одно только волоковое окно, в 5 верш., вход в нее был низкий. В келии находились древние крест, аналой и подсвечник старинные, деревянные. Для лучшего сохранения этой келии в 1903 г. и сооружена над ней каменная часовня. В 1929 году с храмов были сняты кресты, иконостасы разобраны. В 1931 году полностью разобрана колокольня (соединялась арочным переходом с Троицким храмом). В 1931 году на территории монастыря устроен свинарник, а в нижнем этаже Алексеевского храма колбасная артель " Инвалид " , в последствии гончарная мастерская. В 1932 году разобраны оба купола Троицкой церкви, в 1934 году - южная часть каменной ограды монастыря. Настоятельский корпус и келии приспособлены под жилые помещения для горожан. В часовне устроена скотобойня.

http://sobory.ru/article/?object=07727

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010