12-го мая получил я от ректора Московской семинарии, о. Леонида, записку следующего содержания: «Честь имею препроводить письмо А.Н. Муравьева и просить от его имени о доставлении ему Степенной книги, где житие м. Феогноста, а также жития пр. Макария Калязинского и св. Евфимия и Серапиона Новгородских». Степенная книга находилась у А.Е. Викторова , от которого я тотчас и вытребовал её. Вечером того же дня писал мне со своей дачи добрейший Арбатский старец, о. протоиерей Сергей Ив. Тихомиров-Платонов: «Пишу с Филей, куда и вас с о. ректором покорнейше прошу пожаловать. Здесь всё дышит свежестью, жизнью. Непростительно не воспользоваться таким благодетельным оживлением природы хотя один день. Прошу только сказать, в какой именно день смею надеяться встретить, обнять вас в восхитительном селе рай – Покровском. – Посланный мой получит от вас с соизволения о. ректора ответ и доставит нам; а затем хлопотунья моя отправится на Арбат, чтобы захватить оттуда потребное. Бога ради ни за чем не раздумывайте: другого столь прелестного времени не будет. В ожидании приятнейшего ответа, имею честь быть вашим преданным слугою»… 19-го ч. получил я от графа Алексея Сергеевича Уварова 234 из Петербурга интересное письмо следующего содержания: «Ваше высокопреподобие, милостивый государь! В последнем заседании Императорского археологического общества я сообщил о желании вашем издать древности Патриаршей ризницы. Общество с радостью приняло это известие, и препоручило мне предложить вашему высокопреподобию следующие условия, на основании которых общество принимает на свой счет все издержки по изданию. 1 . Сергеев нарисует с точностью все древности, принадлежащие отечественной старине до 1700 года. 2 . Образа, панагии, облачения и пр., коих время определено положительно, или письменным памятником, или особою надписью, должны быть сделаны красками, и хромолитографированы, прочие же важные древности будут нарисованы только пером. 3 . Формат – большая четвертка. 4 . Ко всякому памятнику в приложении описание, основанное на подлинных документах, хранящихся в архиве ризницы, на описях и прочих столбцах современных.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Однако исследователи-медиевисты отмечали, что «патерик Киево-Печерский... отстоит гораздо далее по форме от переводных патериков, чем Волоколамский», что «жанровый состав Киево-Печерского патерика отличается от переводных большим единообразием и цельностью» 473 . За различием в количестве «слов» в переводных патериках, где они исчисляются сотнями, и в Киево-Печерском, где их число не достигает обычно и четырех десятков, стоит внутрижанровая специфика. В первом русском патерике много «слов», по форме тяготеющих к собственно житию, и более того, он включает цельное жизнеописание святого – Феодосия Печерского . Эту национальную особенность жанра сохранит, формируя Волоколамский патерик, Досифей Топорков: он введет в состав свода такие крупные агиографические сочинения, как жития Пафнутия Боровского и Макария Калязинского, Надгробное слово Иосифу Волоцкому . Переводные же «отечники», по словам А.С. Орлова, «состоят не из отдельных житий святых, а из анекдотических эпизодов, приуроченных к святым соответствующей территории (Палестина, Сирия, Италия, Египет) 474 . Для них характерна излишняя дробность структуры, наличие бессюжетных рассказов и назидательных изречений. Цель хождения по святым местам Ближнего Востока составителей Скитского и Синайского патериков, – встречи с анахоретами, запись услышанных от них душеполезных рассказов и мудрых наставлений, поэтому справедливо желание В.В. Кускова видеть типологическую общность переводных патериков «с гномиями, апофегматами – жанром, унаследованным от античности и необычайно популярным в византийской литературе» 475 . Остов русских «отечников» образуют «слова», которые близки по форме и представляют особую разновидность жития, отличную от минейного и проложного типов. В жанровой системе древнерусской литературы патериковое житие занимает место между сказанием и собственно житием. Разницу между ними принято определять как в современной литературе между рассказом и повестью 476 . Эволюция пятерикового жития от XIII к XVII в., когда после редакторской правки они входили в Киево-Печерский патерик и Минеи четьи на правах собственно житий, делают несостоятельными попытки вывести эту форму за границы агиографии 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С любовию, испрашивая благословения, целую Вашу Архипастырскую десницу, прошу Ваших св[ятых] молитв. Послушник Вашего Преосвященства свящ[енник] П. Соколовский. Дмитров 20 февраля 1956 г. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия. Автограф. 2. 30 марта 1956 г. 17/30 марта преп. Макария Калязинского Дорогой Владыко! Сообщаю Вашему Преосвященству, что ввиду недомогания о[тца] протопресвитера заседание переносится на четверг 5 апреля. А поэтому просим Ваше Преосвященство не лишить нас Вашего присутствия в указанный день. В среду 4 апреля часам [к] 12–13 дня я пришлю к Вам а[вто]машину, которая доставит Ваше Преосвященство в тот же день в Дмитров, и Вы у нас заночуете, а в четверг отправимся в Патриархию. После заседания в четверг же Вы сможете вернуться в Петушки. Таков план у нас с Анатолием Васильевичем. Если же, Владыко, Вас этот план не устраивает, если Вам нетрудно будет в четверг прибыть на а[вто]машине в Москву и в тот же день вернуться, то можно сделать и так, что а[вто]машина придет к Вам в четверг утром часам к 8 утра и к 11–12 ч. утра Вы уже будете в Патриархии. Я буду ждать от Вас, Владыко, телеграммы с сообщением о Вашем решении относительно выезда – в среду или в четверг. Одновременно с настоящим письмом направляю на имя Вашего Преосвященства телеграмму. С упованием на Господа, что Он укрепит Вас и устроит Ваш приезд в Москву, прошу Вашего святительского благословения и молитв. Ваш послушник свящ[енник] П. Соколовский. P.S. Пятница 6 апреля – канун праздника Благовещения, а поэтому на этот день не приходится планировать заседаний и поездок. Вот чем вызывается Ваше возвращение, Владыко, «во своя си» именно в четверг. Д. 12. Л. 11–11 об. Подлинник. Автограф. 3. 16 апреля 1956 г. Дорогой Владыко! С настоящим письмом направляю к Вам Клавдию. Она с большим удовольствием приняла предложение навестить Ваше Преосвященство. Сообщаю, что пакет и письмо получены. Прошу, Владыко, не беспокоиться особенно: все, даст Господь, будет сделано. Над «Богослуж[ебными] указаниями» я работаю. В настоящее время я не посылаю Вам для проверки, т. к. знаю, что Вы заняты календарем. Кроме того, хочется многим восполнить «Указания» на 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Быть не может, чтобы Новгородский владыка связал свой труд с таким типиком, который для церковного употребления не годился, а скорее мог иметь место в келье в качестве назидательного сборника; к тому же, некоторые из этих статей появились позднее Геннадия, например, келейное правило, преданное казанским архиепископом Иеремией, который был рукоположен в 1576 г. (Описание III, 353), и статья о запоне алтаря, изложенная словами Стоглава. Но что особенно говорит против такого заключения, так это неоконченность окозрительных правил и, следовательно, негодность их к употреблению. Судя по введению, за указанием литургических групп (главы окозрительного знамени) должны были следовать «святцы», в которых «против дней грядущего святого» стояло соответствующее ему знамение, по которому и следовало искать подходящую службу. Но таких святцев в синодальной рукописи не оказывается, а в подлинной Геннадиевой они, несомненно, должны были находиться, иначе его труд не достигал бы своей цели. Замечательно, что помеченных этими знаками святцев нет и в списке Ундольского, хотя этот последний имеет Новгородское происхождение и сопровождается заметками о службе тамошних архиепископов Леонида и Пимена. Объяснительные знаки приложены к месяцеслову в синодальном уставе (1653 г) вслед за «сказанием окозрительному знамению». Но, во-первых, здесь семиография совсем другая, а потом записаны позднейшие памяти, например, Макария Калязинского и перенесение мощей царевича Димитрия, а из ссылки на уставы Троицкий и Кирилловский видно, что эта запись сводная и составлена из источников разноместных. На основании этих данных мы приходим к тому заключению, что до нас не дошёл подлинник Геннадиева устава и даже отдельные его списки, а вносилась в устав большей частью статья с объяснением окозрительных знамений. Это обстоятельство, в связи с отсутствием приноровлённых к этой цели святцев, показывает, что система, придуманная Геннадием, не имела большего практического значения и не привилась к типику, как авторитетное служебное руководство.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Похоже на сагу скандинавскую житие Елисея Сумского . Жену убил любимую, положил тело в кораблец перед собой, погрузил свечей и хлеба. Отворил паруса и уплыл в дали морские. Плыл океаном весну, лето и осень. Зимовал в мурманском диком ущелье, не сводя глаз с лица любимой, мало изменившегося, хотя иссохшего от морских солёных ветров. Весной Елисей справил в Белое море. Полуночное солнце, беспредельное море, кораблец с чёрными парусами, посередине мумия прекрасной женщины. В тихую погоду над нею горят свечи. У руля окаменел человек Когда лицо любимой изменилось от чёрных зимних ветров, Елисей высек в Сумском берегу «печеру», схоронил жену. И сам в нечеловеческих подвигах поста, молитвы, наготы скончался здесь, стяжав посмертно дар чудотворений. Или вот ещё живая чёрточка о святых, живших b XV веке. Чёрточка, стирающая без всяких преодолений и трудов, без всяких проникновений «в древность», чёрточка, разрушающая время по самому обыкновенному, земному: «Лета 7032 (1524), 2-го марта, пытал у Евпроксеньи Васильевой. И Евпроксения сказывала: «Помню маму его, которая его кормила. А звали её Ефимия . А жила 106 лет…». Выходит, мама-та ещё b XIV веке жила. Ибо и «дитя» (св. Макарий Калязинский), ею выкормленное, преставилось в 1483 г. «в старости глубоце». А справка понадобилась при обретении мощей Макария Калязинского в 1521 году. Прочтёшь, и как будто сам проник и приник к тем векам, и обоняешь их аромат. Видишь, как легко через века шагают, как время малится. Тётка Глафира Васильевна говорила мне, что её дедушка ей рассказывал, что видел человека, который присутствовал при казни стрельцов. По расчётам, это она от деда слышала в 1850 году. Деду было 80 лет. Деду рассказывали тоже в юности, примерно в 1780 г. Рассказывал 100-летний старик, ещё заставший XVII век Если читать историю, исторические «романы», как это всё всегда «было давно». А послушаешь такой рассказ и высоко над временем взлетишь, два века видишь… И это ещё в «сесветных» условиях такой взлёт, такой охват и конденсация времени возможны.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Калязин. Часовня Макария Калязинского. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Макария Калязинского Год постройки:Между 2003 и 2004. Адрес: Россия, Тверская область, Калязинский район, г. Калязин, ул. Преподобного Макария Калязинского Координаты: 57.240529, 37.855119 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Макария Калязинского расположена на старом фундаменте юго-западной башни ограды Троицкого Калязинского Макариева монастыря в черте города Калязин на острове Монастырский в Калязинском районе Тверской области. Небольшая часовня установлена в 2003-2004 годах по радению Александра Капитонова в честь основателя Троицкого монастыря, монаха Кашинского Клобукова монастыря Макария (в миру - Матвей Васильевич Кожин). Монастырь был закрыт в 1920 году, в разное время в нем размещались дом отдыха и Историко-краеведческий музей, но из-за строительства Угличского водохранилища был взорван в 1939 году. О некогда величественной обители напоминает многогранная часовня, выполненная по подобию разрушенных башен монастырской ограды из добротного кирпича, покрытая шатровой металлической кровлей и увенчанная декоративной главкой и крестом. В настоящее время часовня Макария Калязинского действует и является достопримечательностью города. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Памятник знаменитому калязинскому святителю Макарию является одной из главных достопримечательностей города. Он появился в 2008 году. Средства на создание и установку памятника были собраны горожанами, и в июне 2008 года скульптура покровителя Калязина, выполненная из бронзы, была установлена на улице Карла Маркса, ведущей прямо к Угличскому водохранилищу. Фигура Святителя Макария Калязинского установлена на фоне стилизованного элемента стены древней церкви, с узким окном-бойницей, с небольшим куполом в верхней части, что придает всему памятнику облик, схожий с часовней. В левой руке Макария можно увидеть модель монастыря, в правой – палицу монаха-странника. На стене над головой святого выбиты слова: «Святителе Отче Макарие, моли Бога о нас». Данная надпись в виде дуги огибает изображение Троицы, которое является напоминанием об основанной Макарием Троицкой обители. За его спиной видно водохранилище, когда-то поглотившее монастырь Макария, но память о нем не уничтожившее. Источник: http://www.votpusk.ru/country/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42442

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось перезахоронение честных останков родителей и супруги преподобного Макария Калязинского 27.05.2021 24 мая 2021 года по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия было совершено перезахоронение честных останков родителей и супруги преподобного Макария Калязинского в Макарьевской часовне Николаевского Клобукова женского монастыря . Перезахоронение совершил настоятель храма в честь Успения Божией Матери бывшего Желтикова мужского монастыря г. Твери иеромонах Агапит (Евдокимов) с клириками Николаевского монастыря иеромонахом Макарием (Чусовым) и находящемся на покое в обители иеросхимонахом Иисусом (Бересневым). Во время перезахоронения пел монастырский хор, молились настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова) с сестрами и прихожанами обители. В год 500-летия обретения мощей прп. Макария Калязинского на его родине проводятся строительные работы по сохранению храма Рождества Богородицы. В связи с аварийным состоянием храма, митрополит Амвросий благословил перезахоронение останков родителей и супруги прп. Макария Калязинского в Макарьевской часовне Николаевского Клобукова женского монастыря. От старинного села Кожина, вотчины боярина Василия Кожина, на сегодняшний день сохранилась только церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1732 года каменной постройки), на месте обветшавшей деревянной, в которой по преданию, крестили будущего прп. Макария Калязинского, также в ней он венчался с девицей Еленой Яхонтовой. Церковь двухпрестольная, холодный придел — Рождества Пресвятой Богородицы, теплый — прп. Макария Калязинского. В этой церкви под спудом были погребены родители и супруга преподобного Макария. В Тверском патерике «Краткие сведения о тверских местночтимых святых» за 1908 год написано: «В церкви устроен придел в честь прп. Макария, здесь же в храме находятся гробницы его родителей — Василия и Ирины и супруги его Елены; над гробницами устроен деревянный балдахин. В этом храме хранится старинная икона прп. Макария с его деяниями и чудесами, а также венцы, кои будто бы были употреблены при его венчании. Ежегодно прп. Макарий (во время своей жизни) ходил к 1 июля в Кожино совершать панихиду по своим родителям и завещал братии не забывать поминать их и по смерти его. Этот благочестивый обычай сохраняется в Калязинском монастыре».

http://drevo-info.ru/news/26882.html

Закрыть По благословению преподобного Макария Итоги Третьих Макарьевских Чтений в Калязине 24.06.2016 543 Время на чтение 14 минут 11 и 12 июня в г. Калязине Тверской области состоялись Третьи Макарьевские чтения. Форум, начало которому было положено по случаю торжества возвращения мощей святого покровителя Калязина - преподобного Макария в 2012 году, на сей раз посвятили 430-летию со дня рождения героя преодоления Смуты М.В. Скопина-Шуйского, подвиги которого связаны с Калязинским Макарьевым монастырём, и 400-летию преставления преподобного Иринарха, затворника Ростовского, благословившего на сражения князей Скопина-Шуйского и Пожарского. Утром 11 июня в актовом зале Калязинского колледжа, предваряя научную конференцию, состоялся Четвёртый Открытый православный фестиваль детского и молодежного духовного творчества «Искорка Божия», учреждённый в 2013 году по случаю годовщины возвращения мощей преподобного Макария Калязинского из Твери в Калязин. Приветствуя участников Чтений в Большом зале Администрации района, глава Калязинского района К.Г. Ильин отметил, что 8 июня 2016 года исполнилось 495 лет обретения цельбоносных, нетленных мощей покровителя Калязина и этих Чтений - преподобного отца нашего Макария. И данное мероприятие призвано привлечь внимание широкой общественности к личности основателя Троицкого Калязинского монастыря, к его жизни; активизировать работу учёных, историков, краеведов, чтобы изучить эту тему глубоко и предметно. Также Константин Геннадьевич отметил тесную связь Калязинского района с Борисоглебским (Ярославская обл.): «Из жития Преподобного Иринарха, затворника Ростовского, мы знаем, что Святой был воспитан в благочестивой крестьянской семье. С юных лет он мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского, тайно носившего тяжелые вериги. Так семена православного благочестия и святости, посеянные преподобным Макарием Калязинским столетием раньше того, проросли и продолжали приносить добрый плод». Благочинный церквей Кимрского округа Тверской Митрополии протоиерей Евгений Морковин передал участникам Конференции благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Отец Евгений рассказал о том, что ещё 20 лет назад, когда он был только назначен благочинным, не было никаких видимых предпосылок тому, что Преподобный Макарий вернётся в Калязин. Поначалу едва заметные, изменения в общественной жизни Калязинского района нарастали, и сегодня мы можем уже не только видеть новые памятники героям Калязинской земли, восстановленный храм, но, что самое главное, - многие люди нашли свою дорогу к Богу и укрепляются в вере предков. В Калязине сегодня особо чувствуется благословение и помощь преподобного Макария.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Обращает на себя внимание эпизод с освидетельствованием мощей преподобного Макария. После получения известия от калязинского игумена Иоасафа (1517−1522 гг.) 295 , князь Юрий Дмитровский сообщает о проявлении мощей преподобного своему брату – великому князю Василию Ивановичу, который в свою очередь предлагает известить о случившемся чуде митрополита Даниила. После этого мощи Макария Калязинского были освидетельствованы чудовским архимандритом Ионой, а исцелившиеся больные предстали не только перед митрополитом, но и перед великим князем Василием III и князем Юрием Дмитровским. Участие верховной церковной и светской власти в вопросах канонизации калязинского чудотворца, достаточно красноречивый эпизод, так как он раскрывает механизм канонизации местночтимых святых в первой половине XVI в. Кроме того, в совместных действиях великого князя и митрополита Даниила, а также в совете Василия III митрополиту собрать церковный собор по причтению Макария Калязинского к лику святых можно усмотреть влияние «иосифлянской» идеологии. О том, что канонизация Макария Калязинского была связана с политическими коллизиями, свидетельствует разрыв во времени между обретением мощей подвижника 26 мая 1521 г. при митрополите Варлааме (1511−1521 гг.) и причтением калязинского чудотворца к лику местночтимых святых (спустя как минимум год) при митрополите Данииле, вступившем на митрополичью кафедру 27 февраля 1522 г. Однако в Сказании автор пишет, что не только канонизация, но и обретение мощей преп. Макария состоялись при митрополите Данииле. Это выдаёт в нём сторонника взглядов иосифлян. Согласно Сказанию, обретение мощей святого случилось при копании рвов в монастыре, когда некий купец Михаил Воронков решил построить в обители каменную церковь Св. Троицы вместо ветхого деревянного здания. Михаил Воронков – лицо реальное. Судя по актовым материалам, он являлся вкладчиком Калязинского монастыря, как это установила И.Г. Пономарева 296 . Вместе с тем, с точки зрения А.В. Яганова и Е.И. Рузаевой, вымышленный «житийный образ богатого купца» был необходим для того, чтобы отвлечь внимание государя, великого князя Василия III, от истинного заказчика церкви – дмитровского князя, и продемонстрировать «полную незаинтересованность» последнего в строительстве храма 297 . Однако нельзя согласиться с мнением исследователей о позднем создании памятника, так как сохранился список 20 гг. XVI в. (РНБ, Погод. 836), не известный московским архитекторам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Подписан договор о передаче в пользование Церкви земельного участка для восстановления Троицкого Калязинского монастыря 31.03.2021 30 марта глава администрации Калязинского района Константин Ильин и митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков) подписали договор о передаче острова, на котором находились строения Троицкого мужского монастыря , в безвозмездное пользование Церкви на 10 лет для церковно-исторического комплекса Троицкого Калязина монастыря. Глава Тверской митрополии поблагодарил главу района за плодотворное сотрудничество. После подписания договора митрополит Амвросий с настоятелем архиерейского подворья — храма Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонахом Амвросием (Желябовским) осмотрел с берега остров, на котором впоследствии планируется восстанавливать Троицкий мужской монастырь. 28 марта для домового храма в честь преподобного Макария Калязинского, находящегося на монастырском острове на месте уничтоженной обители, был передан антиминс для регулярного совершения Божественной литургии. Митрополит Амвросий также подписал и передал в дар храму будущей обители напрестольное Евангелие. Троицкий Калязинский монастырь был основан не ранее 1434 года монахом Макарием, ставшим первым игуменом Троицкой обители. В 1764 году монастырь получил чин первоклассного. За время существования неоднократно перестраивался, обновлялся. Последнее капитальное строительство в монастыре было произведено в первой половине — середине XVII века, после разорения его польскими захватчиками в 1610 году. Троицкий монастырь просуществовал почти 500 лет. В 1920 году обитель закрыли. В начале 1930-х годов здесь был дом отдыха для рабочих и служащих Московского электрозавода, в кельях была размещена экспозиция Калязинского историко-краеведческого музея, основанного И.Ф. Никольским в 1920 году. В течение 1936-1939 годов перед затоплением территории монастыря и всей Предмонастырской слободы водами Угличского водохранилища здания монастыря были разобраны. В настоящее время на острове стоит часовня в честь преподобного Макария Калязинского, которая располагается в восстановленной угловой башне Троицкой обители. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.04.2021 08:26:21

http://drevo-info.ru/news/26712.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010