Вся наша жизнь – это небо. Каждый брат – это небо. А приближает человека к небу самоотречение. О христианах Мирские люди выматывают тебя – словно электроволны, они распространяют на тебя накопленное внутри излучение. Мы должны быть благодатными людьми, чтобы те, кто к нам приближаются, отдыхали душой. Христианин – это настоящий человек. Он наделен благородством и деликатностью – не хочет огорчить никого. О молитве Молитва без любви, как птица, милая и красивая, но без крыльев, не может парить. Послушание, если отнять у него молитвенное делание, бессмысленно. Ведь и коммунизм послушен идеологии, но что это?! Если вы возделываете молитву, вам не страшны ветра искушений. Их сила слабеет, и они ничего с вами не сделают. С помощью молитвы душа утончается и парит. Вы ощущаете живое присутствие Христа в вас и вокруг вас (апрель 1968 г.) Молитва все устрояет. Она делает ничтожными расстояния. Изменяет планы человеческие. Дает дерзновение, веру и терпение в нашей жизни. Ты можешь ходить по волнам. Старец Амфилохий (Макрис) Возделывай молитву – и придет время, когда твое сердце взыграет от радости, как при встрече с любимым человеком. Когда вы возделываете молитву, ветра искушения не собьют вас с пути. Ослабеет его сила, оно не сможет вам сделать ничего дурного (февраль 1965 г.). Когда вы возделываете молитву, то не устаете, не испытываете тревоги, вас не клонит в сон на службах, потому что ваше тело уже – это скорее ваша одежда. А платье не печалится, не мерзнет, не утомляется. Сколько бы часов подряд я ни стоял на ногах, я не ощущаю усталости (9 октября 1967 г.) Через молитву человек делается, словно ребенок. Молитва возвращает его к простоте и непорочности, которые имел Адам в раю до падения. Человек приобретает непостижимое для мирских людей, святое и благословенное смирение. Через молитву ты освящаешь место, где живешь, и дело, которое делаешь. Благодать Бога, духовное единение с Ним преображают человека. Проходят страх, подозрительность, человек больше не боится смерти и смотрит на эту жизнь, сколь прекрасной она бы ни была, как на рабство.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

Засилье схоластики привело также к почти полному забвению богословского наследия, которое оставила паламитская эпоха. В этом смысле характерен пример догматических споров, возникших в период 1696-1699 годов в Яннине . Яннина в то время являлась фактической столицей Греции, ее духовным и культурным центром. Главными представителями спорящих сторон были преподаватели Яннинской греческой школы ученый иеромонах Виссарион Макрис, учившийся до этого в Яннине и Константинополе, и священник Георгий Сугдурис, прошедший обучение в Яннине, Венеции и Падуе. Первый имел также поддержку правящего Яннинского архиерея Климента Хиосского. Итак, первая сторона учила, что Божественная Сущность реально отличается от Божественной Энергии, как хлеб от камня. Другая же сторона настаивала, что это отличие не реальное, но мысленное: " to logo to oristko " . Как можно заключить из всех документов, сопровождавших этот спор, обе стороны даже не подозревали, что подобные вопросы уже были подняты и решены в XIV веке Св. Григорием Паламой и его последователями. Партия Сугдуриса разделяла взгляды Варлаама и Акиндина, а партия Макриса стояла ближе к учению исихастов XIV века. Однако ее позиция тоже не совпадала полностью с паламизмом, если судить по тому, как ее сторонники различали Божественную Сущность и Энергию: подобно тому как различаются хлеб и камень. В таком случае можно подумать, что Божественная Энергия имеет независимое от Сущности бытие и может существовать отдельно от нее, что противоречит соответствующему православному учению. Примечательно, что когда вспыхнул спор, Макрис обратился за разрешением вопроса в Константинополь. Сугдурис, узнав об этом, тоже тут же отправил патриарху письмо со своим исповеданием веры. В результате он не только не был осужден, но, наоборот, получил благосклонный ответ. Когда в 1699 году Сугдурис повторно отослал в патриархию свою апологию, где он, хотя и говорил о различии Божественной Сущности и Энергии, но опять не в духе православного учения, ему вновь ответили почтением, признав правильность его учения .

http://pravoslavie.ru/archiv/kollibades....

О монахах Простой и смиренный монах радуется своей жизни, а эгоистичный мучается. Как-то мне сказали, что мы, монахи, идем наперекор заповеди Бога, которая призывает:   Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю  (Быт. 9, 1). «Э, у нас другой путь, – ответил я им, – у нас так: Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте небо”». А что касается земли, мы дарим это вам!» Молитва – это спасательный круг для нашей души и для нашего тела. И даже если кто-то на лодочке окажется в океане и будет молиться, ему не страшно плавание! Непрестанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе...» не утомляет, как не утомляет и повторение имен любимых людей. Разве существует для монаха имя более дорогое, чем имя Иисуса?! О духовных чадах Рай без вас, мои чада, мне не рай. Вопрос:  Как вы сумели стяжать такое терпение и стойкость во многих вещах? Ответ:  Помогает милость Божия. Я всегда верю, дитя мое, в силу Божию, которая все претворяет и устраивает на пользу моей души. Человек, который любит духовно, через молитву ощущает, что пребывает в Боге и в своем брате. Он огорчается, когда его брат не живет добро, и молится о его преуспеянии. Никогда не переменится (в своем добром отношении.   – А.Н. ) тот, кто имеет христианскую любовь. Вопрос:  Почему, геронда, видя так ясно наши немощи, наши ошибки, вы нам на них не указываете? Ответ:  Я печалюсь обо всем том, что я вижу как отец, но надеюсь на улучшение. Я указываю на необходимое, но больше проку, если пролить две или три слезы перед Христом за этих людей, нежели произносить много слов. Христос – наш целитель и педагог. Христос вчера и сегодня тот же, мы же закрыли глаза и весьма смутно видим дорогу. А поскольку в таком состоянии мы идем вперед, то одни погрязают в трясине, другие расшибаются вдребезги. Когда я вижу человека, очень жаждущего причаститься, я не придаю большого значения посту. Некоторые имеют покаяние такой силы, что нужно им сделать шаг навстречу. «Дай, Господи, моим духовным чадам очищение и святость. Огонь Твоей любви, чтобы они согрелись, свет, чтобы просветились, дар молитвы, чтобы всегда ощущали Твое присутствие в своем сердце... а мне – ощущение моего недостоинства. Я недостоин, Господи, того, что я делаю, но, ибо это есть воля Твоя, укрепи меня. Дай мне, прошу Тебя, любовь, чтобы согревать моих духовных чад, ясность ума, чтобы вести их по воле Твоей святой, рассудительность во всем. Аминь».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света Старец особо возделывал непрестанную молитву, которую имел в себе от великой любви к Богу. Его душа тосковала по Господу и стремилась к Нему с великим рвением. В церкви он никогда не садился. Часто наставлял нас и говорил: «Человек, который очень любит Бога, приносит себя в жертву ради Него». И еще: «Когда ты любишь человека, то желаешь постоянно думать о нем и с ним разговаривать. Так и душа, любящая Бога, должна непрестанно, и днем и ночью думать о Господе. Молитва – лучшее делание и орудие монаха». Та сестра, которая любила молитву, занимала особое место в душе старца. Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света. Его лицо сияло от непрестанной молитвы. Как-то я спросила его: «Геронда, когда к вам приходит возмущенный человек и поносит вас оскорбительными словами, что вы делаете в этот момент?» Ответ: «Когда я сижу на высокой скале молитвы, какие бы волны ни подступали, они мне не причинят вреда. Но если застигнут меня внизу, то смоют в море. Умная молитва уподобляет, связывает, освящает, дитя мое. Когда в душе возгорается огонь молитвы, все сухое опаляется и исчезает». «Умная молитва, – говорил он нам, – основа совершенства. Первая ступень духовного восхождения есть умная молитва. В начале молитвы ты ощущаешь большую радость, затем приходит сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, потому что душа ощущает в себе присутствие Бога». Я расскажу еще об одном случае из жизни старца и о даре его прозорливости. Когда мне было 23 года, старец решил постричь меня в монахини. Он сказал мне, чтобы я сообщила об этом маме (отец мой скончался незадолго до этого), чтобы она приехала на мой постриг. Я же, зная о сопротивлении моей матери, отказалась сообщать ей, объяснив старцу, что если она приедет, то, очень вероятно, не даст своего согласия на мой постриг. Я предложила рассказать ей обо всем после и взять всю ответственность на себя. Старец уступил моим настойчивым просьбам, и так и произошло. Состоялся постриг, а после приехала мама. Она была очень расстроена и рассержена, по большей части на старца – за то, что он постриг меня в монахини. Старец позвал ее к себе и с большой любовью и кротостью сказал: «Госпожа Ангелики, не печалься и не плачь о своей дочери, так как я вижу, что воля Божия быть ей монахиней». Мама немного воспряла, словно от сна, утихла буря в ее сердце, и она впервые рассказала старцу о случае, который произошел с ней в час молитвы, когда мне было три годика.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Makr...

Принципов ранних экзегетических и богословских преданий придерживался и архимандрит Виссарион Макрис (1636–1699) 302 , глава Янинской школы, который был на одно поколение старше св. Козьмы Этолийского. В богословии он придерживался учения исихастов, признавая неизреченное 303 различие между сущностью и энергией в Боге 304 . Вообще говоря, в школах, которые в это время открывались на земле Константинопольской патриархии, все большее влияние имеют западные идеи в силу того, что большинство обученных людей того времени получали образование в западных университетах. Так, например, уже преемник Виссариона в Янинской школе Георгий Сугдурис 305 начинает борьбу с ним, представляя другое восприятие сущности и энергии. Он утверждает то же, что и давние противники св. Григория Паламы 306 : что между сущностью и энергией нет реального различия, только номинальное, в человеческом разуме 307 . Правда, позже Сугдурис отказался от своих взглядов и признал православное учение, но все-таки эта богословская борьба в конце XVII века очень характерна, так как за ней скрываются два разных подхода к святой тайне Откровения, а поэтому и две различных экзегетических позиции, как в отношении Ветхого Завета, так и в отношении Нового Завета. Известным рационалистом этого времени (XVI век) был Иоаникий Картанос 308 , родившийся на острове Корфу, который в течение долгого времени входил в состав Венецианской республики и поэтому находился под сильным влиянием Запада. Картанос в своей работе Цветник [ " Ανθος], написанной по образцу современного ему итальянского произведения Цветочки ( Fioretti ), истолковывает библейские тексты для просвещения народа. Эта работа послужила ему основой для его нового теологически-философского понимания, которое было осуждено как еретическое. Картанос в своих размышлениях показывает себя пантеистом: объекты вещественного мира, по нему, аналогичны Богу, мир не является творением, но эманацией Божества. Он, правда, не отрицает Бога, но отрицает Святую Троицу, возвращаясь к гностическим и монархианским идеям, старым и новым 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Умер митрополит Коринфский Каллист (Макрис) в сентябре 1986 г., не оставив после себя последователей 460 .   IV.10.3. «Геронтиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1983–1985 гг.) Увеличению многоликости старостильного раскола активно способствовал митрополит Пирейский и Саламинский Геронтий (Маргиолис) 461 , который в 1983 г. выдвинул в адрес архиепископа Афинского Авксентия ряд резких обвинений. В число претензий вошли хиротонии новых архиереев без согласия на то Синода и открытие своей собственной канцелярии, помимо уже существовавшей синодальной, что резко увеличило финансовые расходы заметно ослабевшей за предшествовавшие годы «флоринитской» группировки. В 1984 г. к митрополиту Геронтию присоединились бывшие «каллистовские» епископы, во главе с митрополитом Мегаридским Антонием (Фанасисом), что позволило провозгласить новый («геронтиевский») Синод Церкви ИПХ Греции. После своего непродолжительного существования группировка митрополита Геронтия в 1985 г. снова воссоединилась с «флоринитским» Синодом, что стало возможным только благодаря отстранению от власти и низложению архиепископа Афинского Авксентия (Пастраса) 462 .   IV.10.4. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1979–2007 гг. После разрыва с «флоринитской» юрисдикцией митрополитов Каллиста Коринфского и Антония Мегаридского, произошедшего в 1979 г., архиепископ Авксентий (Пастрас), в ответ на «каллистовские» хиротонии новых епископов, также совершил десять архиерейских посвящений, дабы иметь количественное превосходство над группировкой Коринфского митрополита. В итоге «флоринитский» Синод в 1979 г. состоял из следующих иерархов 463 : 1 . Авксентий (Пастрас), архиепископ Афинский, Председатель Синода; 2 . Геронтий (Маргиолис), митрополит Пирейский и Саламинский; 3 . Каллиник (Ханиотис), митрополит Фтиотидский и Фавмакийский; 4 . Паисий (Филокалиотакис), митрополит Эгинский; 5 . Герасим (Вракас), митрополит Талантийский (позднее Фивский); 6 . Феофил (Цирбас), митрополит Христианупольский (позднее Патрский); 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, мы исказили богословие, мы не живем его изнутри, поэтому оно скатилось до мертвого знания, профессионального. Богословие, можно сказать, – это таинство, которое совершается в душах, посвятивших себя всецело Богу. Это священный опыт. Только тогда оно имеет силу и отражается на человеке снаружи. Настоящий богослов – тот, кто стяжал мистическое единение с Господом. И это единение приобретается прежде всего с помощью божественной благодати, и затем – когда человек оставит все ради юродства креста (ср. 1Кор. 1,18 ) . Через отречение и подчинение он сможет научиться «науке наук», исключительному жительству, которое «некие неотмирные и неизреченные блага нам возвещает, их же око не видывало, ухо не слыхивало, и в сердце человеческое они прежде не восходили» (Никифор Каллист). О монахах Простой и смиренный монах радуется своей жизни, а эгоистичный мучается. Как-то мне сказали, что мы, монахи, идем наперекор заповеди Бога, которая призывает: Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 9, 1 ). «Э, у нас другой путь, – ответил я им, – у нас так: Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте небо”». А что касается земли, мы дарим это вам!» Молитва – это спасательный круг для нашей души и для нашего тела. И даже если кто-то на лодочке окажется в океане и будет молиться, ему не страшно плавание! Непрестанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе...» не утомляет, как не утомляет и повторение имен любимых людей. Разве существует для монаха имя более дорогое, чем имя Иисуса?! О духовных чадах Рай без вас, мои чада, мне не рай. Вопрос: Как вы сумели стяжать такое терпение и стойкость во многих вещах? Ответ: Помогает милость Божия. Я всегда верю, дитя мое, в силу Божию, которая все претворяет и устраивает на пользу моей души. Человек, который любит духовно, через молитву ощущает, что пребывает в Боге и в своем брате. Он огорчается, когда его брат не живет добро, и молится о его преуспеянии. Никогда не переменится (в своем добром отношении. – А.Н.) тот, кто имеет христианскую любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Makr...

Как-то я спросила его: «Геронда, когда к вам приходит возмущенный человек и поносит вас оскорбительными словами, что вы делаете в этот момент?» Ответ: «Когда я сижу на высокой скале молитвы, какие бы волны ни подступали, они мне не причинят вреда. Но если застигнут меня внизу, то смоют в море. Умная молитва уподобляет, связывает, освящает, дитя мое. Когда в душе возгорается огонь молитвы, все сухое опаляется и исчезает». «Умная молитва, – говорил он нам, – основа совершенства. Первая ступень духовного восхождения есть умная молитва. В начале молитвы ты ощущаешь большую радость, затем приходит сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, потому что душа ощущает в себе присутствие Бога». Я расскажу еще об одном случае из жизни старца и о даре его прозорливости. Когда мне было 23 года, старец решил постричь меня в монахини. Он сказал мне, чтобы я сообщила об этом маме (отец мой скончался незадолго до этого), чтобы она приехала на мой постриг. Я же, зная о сопротивлении моей матери, отказалась сообщать ей, объяснив старцу, что если она приедет, то, очень вероятно, не даст своего согласия на мой постриг. Я предложила рассказать ей обо всем после и взять всю ответственность на себя. Старец уступил моим настойчивым просьбам, и так и произошло. Состоялся постриг, а после приехала мама. Она была очень расстроена и рассержена, по большей части на старца – за то, что он постриг меня в монахини. Старец позвал ее к себе и с большой любовью и кротостью сказал: «Госпожа Ангелики, не печалься и не плачь о своей дочери, так как я вижу, что воля Божия быть ей монахиней». Мама немного воспряла, словно от сна, утихла буря в ее сердце, и она впервые рассказала старцу о случае, который произошел с ней в час молитвы, когда мне было три годика. В одном из житий святых мама прочла, что монахи встают в три часа ночи и молятся. Это правило она старалась исполнять, когда отца не было дома. Как-то ночью, когда она стояла на коленях и молилась со слезами в комнате, где мы спали, открылось окно, центральное из трех окон, и в нем появилась прекрасная женщина в черном, Ее лицо сияло. Она обратилась к моей матери: «Что случилось, госпожа Ангелики, почему ты плачешь? Тебя что-то беспокоит?» Мама ответила: «Нет, ничего, просто я молюсь и прошу Бога, чтобы Он помог, и мои дети стали хорошим людьми, полезными для общества». Тогда Богородица ей ответила: «Не волнуйся, дитя мое, все будет в порядке со всеми твоими детьми. А одно твое чадо придет в Мой дом и станет невестой Христовой».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

Мощи старца Амфилохия С помощью молитвы ты получишь все. Очищается человек, просветляется, освящается. Старайся каждую секунду вдыхать чистый воздух Иисусовой молитвы. О любви Чем сильнее человек любит Бога, тем сильнее он любит людей. Он любит в них образ Божий, относится с почтением, деликатностью и освящением. Нужно любить людей. И тех, кто делает нам самое большое зло. Только любовию мы войдем в рай. О Христе Часто приходит Христос. Он стучится к тебе. Ты приглашаешь Его пройти в гостиную твоей души, но, поглощенная своими заботами, забываешь о великом Посетителе. Он ждет твоего появления, ждет, но, когда ты уже очень запаздываешь, поднимается и уходит. В другой раз ты снова настолько занята, что отвечаешь Ему через окно. У тебя нет времени даже для того, чтобы отворить Ему дверь. Возлюби, мое чадо, гостеприимство, потому что оно отворяет врата рая. Будучи гостеприимным, ты можешь удостоиться принять у себя и ангелов. Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать Святого Духа. В лице каждого гостя, чадо мое, я вижу Самого Христа. Вопрос:  Как, геронда, нужно думать о Христе? Ответ:  Всегда с любовью мы должны помнить о Христе. Мы можем держать в руках фотографию человека, но поскольку мы его не любим, не знаем достаточно хорошо, она нас не трогает. Когда же мы возьмем фотографию нашей матери, тотчас наша душа ликует и плачет от любви. В лице каждого приходящего, дитя мое, я вижу Самого Христа. О богословах К сожалению, мы исказили богословие, мы не живем его изнутри, поэтому оно скатилось до мертвого знания, профессионального. Богословие, можно сказать, – это таинство, которое совершается в душах, посвятивших себя всецело Богу. Это священный опыт. Только тогда оно имеет силу и отражается на человеке снаружи. Настоящий богослов – тот, кто стяжал мистическое единение с Господом. И это единение приобретается прежде всего с помощью божественной благодати, и затем – когда человек оставит все ради юродства креста (ср. 1 Кор. 1,18) . Через отречение и подчинение он сможет научиться «науке наук», исключительному жительству, которое «некие неотмирные и неизреченные блага нам возвещает, их же око не видывало, ухо не слыхивало, и в сердце человеческое они прежде не восходили» (Никифор Каллист).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

  Вот один из таких случаев: я была девочкой лет тринадцати, когда однажды после обеда, еще не прозвучало било к молитве, старец позвал меня, чтобы я ему помогла. Я пошла с большой охотой. И когда выполнила порученное мне дело и уже хотела уходить (тем более что пришла сестра, которая собиралась стучать к началу молитвы и должна была взять на это благословение), к моему большому удивлению, геронда не отпустил меня и сказал: «Останься, дитя мое, со мной сегодня вечером, помолимся вместе». Его лицо сияло так, что я не могла на него смотреть Я осталась и, чтобы не мешать старцу, отошла и преклонила колени в задней части комнаты. Я наклонила голову в сильном смущении до самого пола. Он же взял свою палку, встал перед иконами и молился. Прошло довольно много времени, когда абсолютная тишина и мир, царившие в комнате, заинтересовали меня. Из любопытства я немного приподняла голову – посмотреть, что делает старец. И увидела нечто удивительное: отец Амфилохий был приподнят примерно на метр над полом, а его лицо сияло так, что я не могла на него смотреть. Я очень испугалась от этого сверхъестественного зрелища и закричала. Тогда старец пришел в себя, подошел ко мне и говорит: «Что случилось, деточка? Ты испугалась? Не бойся. Это от лукавого, это пройдет». И попытался мня успокоить. «Только об одном я тебя попрошу: обещай, что когда ты спустишься сейчас с башни (там он жил), ты ничего не скажешь сестрам». Это было еще одно свидетельство его великого смирения и подлинной святости. Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света Старец особо возделывал непрестанную молитву, которую имел в себе от великой любви к Богу. Его душа тосковала по Господу и стремилась к Нему с великим рвением. В церкви он никогда не садился. Часто наставлял нас и говорил: «Человек, который очень любит Бога, приносит себя в жертву ради Него». И еще: «Когда ты любишь человека, то желаешь постоянно думать о нем и с ним разговаривать. Так и душа, любящая Бога, должна непрестанно, и днем и ночью думать о Господе. Молитва – лучшее делание и орудие монаха». Та сестра, которая любила молитву, занимала особое место в душе старца. Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света. Его лицо сияло от непрестанной молитвы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010