(Συγγρμματα. 1996. Σ. 22; см. также послание свт. Симеона Солунского М. М.- Symeon Thessalonicensis. 1979). В Похвальном слове сообщается, что в 1426-1431 гг. в Рим было отправлено 3 посольства. В кон. 1429 г. М. М. был поставлен во главе одного из этих посольств (по-видимому, 2-го, хотя в Похвальном слове (§ 75) говорится о 3-м - Argyriou. 1986. P. 46-56; Συγγρμματα. 1996. Σ. 22) к папе Римскому Мартину V ( Πασχαλδης. 1997; Idem. 2011. Σ. 88). Посольство, состоявшее из М. М. и стратопедарха Иоанна Иагариса, выехало из К-поля зимой 1429/30 г. и возвратилось через Пелопоннес в авг. или сент. 1430 г. (по свидетельству Георгия Сфрандзи - Giorgio Sfranze. 1990. P. 70). В Похвальном слове сообщается, что М. М. в Риме защищал догматы Православия и участвовал в диспуте, к-рый почти полностью приведен в тексте Слова (L " éloge. § 77-104). Греч. исследователь А. Аргириу полагает, что этот диалог представляет собой сочинение самого М. М., инкорпорированное в Похвальное слово (Συγγρμματα. 1996. Σ. 23-24). Прп. Макарий Махрис. Икона. 2013 г. Прп. Макарий Махрис. Икона. 2013 г. Главной задачей посольства было убедить папу Римского принять решение о созыве Собора в Италии. Поскольку вопрос был практически решен и оставалось лишь выбрать конкретное место проведения Собора, М. М. готовился отправиться в следующее посольство (L " éloge. § 123-126). Осуществлению новой миссии М. М. воспрепятствовала внезапная болезнь, поначалу, видимо, принявшая форму горячки. М. М. удалился тогда на один из Принцевых о-вов, вероятно на о-в Халки. Там он получил письмо от Георгия Схолария, к-рый писал, что Принцевы о-ва теперь можно назвать островами Блаженных (Μακρων νσους) по причине присутствия там М. М. Георгий Схоларий призывал М. М. возвратиться в К-поль ( Georges (Gennade) Scholarios. 1935. P. 424-425). Однако вскоре выяснилось, что болезнь куда опаснее, чем предполагалось вначале,- это была бубонная чума (Συγγρμματα. 1996. Σ. 23). При кончине его присутствовали монахи обители и друзья. Высказывается мнение, что М.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

М. скончался на о-ве Халки, а затем его тело было перевезено в К-поль ( Πασχαλδης. 1997), однако напрямую из текста посвященных ему агиографических памятников это не следует. Вероятно, М. М. умер и был похоронен в мон-ре Пантократора при стечении народа. Вскоре после кончины М. М. в его адрес стали раздаваться обвинения в латинофильстве. Это было связано не в последнюю очередь с тем, что переговоры с Римом велись тайно и о них стало известно лишь после смерти папы Мартина V (20 февр. 1431). Патриарх Иосиф II и Иосиф Вриенний отрицательно отнеслись к результатам переговоров, проведенных в Риме М. М. Георгий Сфрандзи, бывший одним из близких друзей М. М., подчеркивал православный образ мыслей преподобного и характеризовал его так: «Для патриаршего гордого ока и несытого и грубого сердца - еретик, а пред оком неусыпным Вседержителя и судом Истины - православный» ( Giorgio Sfranze. 1990. P. 70). Целью составителя Похвального слова М. М. была защита памяти М. М. от возводимых обвинений (L " éloge. § 122). Сочинения В наст. время М. М. атрибутируется 19 сочинений, большая часть к-рых представляет собой агиографические тексты. Автор Похвального слова, описывая литературную деятельность М. М., перечисляет только 4 его сочинения, а именно: Похвальное слово старцу Давиду Фессалоникийскому, Похвальное слово богоносным отцам, Житие прп. Максима Кавсокаливита и «Три слова о таинстве благочестия». Лишь вскользь упоминается о посвященных др. святогорским монахам Похвальных словах и Житиях, о к-рых в наст. время ничего не известно (Συγγρμματα. 1996. Σ. 26). До недавнего времени исследователи приписывали М. М. авторство лишь небольшого числа сочинений (от 3 до 5: Ibid. Σ. 26-27). Однако после открытия рукописи Vat. gr. 1107 ( Loenertz. 1949) появилась возможность значительно расширить представления о письменном наследии М. М. Выяснилось, в частности, что ряд созданных им произведений приписывался ранее имп. Мануилу II Палеологу ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 748, 778-779; Sideras.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

112 Намек на общеизвестный сюжет о двух купцах, обманувших друг друга. Полностью он приводится в Большой хронике (Б. х., с. 294). 113 Одна из кратких хроник сообщает, что с разрешения Мануила II, прибывшего в 1415 г. в Пелопоннес, Карло Токко был провозглашен деспотом Янины (Эпирский деспотат),. См.: Barker J. W. On the Chronology..., p. 40. 115 См.: Bees N. A. Ein verkannter Dorfname in der Chronik des Georgios Phrantzes. – BNJ. 8, 1929–1930, s. 261–265. 118 Племянник Карло Токко, брат жены Константина Палеолога, и незаконные сыновья Карло (см.: М. х., с. 49. 2). 119 В марте 1430 г. произошло окончательное завоевание турками Фессалоники, которую в 1423 г. деспот Андроник Палеолог продал Венецианской республике. 120 Целью посольства было согласовать место  проведения собора (см.: Dolger F. Regesten. 3425). 125 Макарий Макрис – участник делегации, посланной Иоанном VIII к Мартину V для переговоров относительно собора, вопреки надеждам патриарха согласился на проведение собора в Италии, а не в Константинополе (см.: Balfour D. Ор. cit., р. 227–228). 130 Афинский герцог Антонио I Аччайуоли (1403–1435) носил титул dominus Athenarum et Thebarum. Представитель флорентийской династии (Setton К. М. The Catalans and Florentines in Greece, 1380–1462.– In: A History of Crusades, III, p. 268). 134 О жене Антонио Аччайуоли Марии см.: Setton К. М. The Florentines... р. 269–271) В Большой хронике она фигурирует под именем Марии Мелиссины (Б. х., с. 302, 18). 135 Грамота, скрепленная серебряной печатью, выдававшаяся деспотами (в отличие от хрисовула – императорской грамоты с золотой печатью). 137 Пролив между восточным побережьем Греции и островом Эвбея. Так же называлась и столица острова – ныне Негропонт. В данном случае имеется в виду мост через ров, окружающий стены города Эврипа (см. примечание В. Греку – М. х., с. 55, 1). 141 Иеромонах Дионисий – Иоанн VIII сделал его митрополитом Сард, чтобы укрепить авторитет сторонников унии на Ферраро-Флорентийском соборе (см.: Удальцова 3. В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского – ВВ, 37, 1976, с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1988; Συγγρμματα. 1996. Σ. 27). С. Пасхалидис охарактеризовал созданные М. М. сочинения следующим образом ( Πασχαλδης. 1997; ср.: Συγγρμματα. 1996. Σ. 32-34). Два сочинения относятся к тому периоду, когда М. М. был вовлечен в переговоры между К-полем и Римом по вопросу о воссоединении Церквей, а также в связанные с переговорным процессом богословские собеседования. В 1-м («О том, что говорить об исхождении Духа «и от Сына» вовсе не необходимо, но [это] нововведение, [искажающее] православную веру»; впервые напечатано Досифеем II, патриархом Иерусалимским: Τμος Καταλλαγς. Ιασον, 1692. Σ. 412-420; перечисление рукописей, содержащих этот текст: Συγγρμματα. 1996. Σ. 27; совр. издание: Ibid. Σ. 49-63) речь идет об исхождении Св. Духа; это, по определению Пасхалидиса, «классический антилатинский труд» ( Πασχαλδης. 1997). Второе представляет собой беседу М. М. с папой Римским и его окружением (L " éloge. § 76-104; содержится в единственной рукописи Alexandr. Patr. gr. 220; последнее совр. издание: Συγγρμματα. 1996. Σ. 235-247). Здесь также затрагивается вопрос об исхождении Св. Духа, но помимо этого обсуждается употребление опресноков и рассматривается примат папы Римского. Агиографические сочинения М. М. отражают 3 периода его жизни, связанные с Фессалоникой, Св. Горой Афон и К-полем. К «фессалоникийским» агиографическим текстам можно отнести: Похвальное слово прп. Давиду Солунскому (ранее авторство приписывалось имп. Мануилу II Палеологу; см. перечисление рукописей и указание предшествующего издания: Συγγρμματα. 1996. Σ. 28; издание текста: Ibid. Σ. 85-100); Похвальное слово свт. Гавриилу, архиепископу Солунскому (авторство также некогда приписывалось имп. Мануилу II Палеологу; см. данные об изданиях и рукописях: Συγγρμματα. 1996. Σ. 28; издание текста: Ibid. Σ. 101-120); «Описание [κφρασις] образа вмч. Димитрия Солунского, пронзенного копьями» (первоначально было издано как труд свт. Марка Эфесского; см. данные о рукописи и издании: Συγγρμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

398 . Trapp E. Critical notes on the biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studies. Oxford 1987. 11. 223–230. Симеон Неманя (Хиландарский, Мироточивый); Савва архиеп. Сербский ( ΧΙΙ-XIII вв.); Исаия старец, сербский святогорский монах (XIV в.) См. Разд. 12 . Дамиан Есфигменский BHG 484. Ум. 1280. 399 . АП 8 .314). 1. 254–255. Афонские монахи, убитые латинофилами при Михаиле VIII BHG 2333 400 . АП 8 .314). 1. 233–249. 401 . Rigo A. La «Diégesis» sui monaci athonici martirizzati dai latinofroni (BHG 2333) e le tradizioni athonite successivë alcune osservazioni//Studi veneziani. 1989. 15. 71–106. См. также 8 .163. Афанасий Метеорский BHG 195 Ум. 1383, пам. 20 апр. Ктитор монастыря Преображения в Метеорах 402 . Bees N. A.// Βυζαντς. 1909. 1. 237–260. [Изд. Жития]. Дионисий Афонский BHG 559а XIV в., ктитор Дионисиата 403 . АП 8 .314). 1. 535–548. 404 . Laourdas В. Μητροφνους Βος το σου Διονυσου το θωντου//ArchPont 1956. 21. 43–79. [Текст Жития, 45–68]. 405 . Boberg J. Dionysius vom Athos//LCI 6.61. 406 . Lampsidis Ο. Βιογραφικ τν δελφν Διονυσου, δρυτο τς ν γου ρους μονς κα Θεοδοσου μητροπολτου Τραπεζοντος// ρχεον κκλησιαστικο κα Κανονικο Δικαου. 1963. 18. 101–124. 407 . Rigo A. La Vita di Dionisio fondatore del monastero athonita di Dionysiou (BHG 559a) e alcuni testi connessi//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 2000. 54. 275–299. Исидор I Вухир См. Разд. 6 . Герман Святогорец BHG 2164 XIV в., св. Житие, написанное св. Филофеем Коккиным: см. 6 .1403–1405. 408 . Laurent V. La vie de saint Germain l’Athonite//REB 1952. 10. 113–123. Григорий Византийский XIV в. 409 . АП 8 .314). 1. 341. Григорий Палама См. Разд. 6 . Григорий Синаит См. Разд. 6 . Косма Зографский (ум. 1422) BHG 393 См. Разд. 11 . Макарий Макрис См. Разд. 6 . Максим Кавсокаливит BHG 1236z-1237f; PLP 7, 16810 XIV в. Строгий анахорет, передвигавшийся от одного уединенного места подвига к другому, при этом сожигая прежнюю келию: откуда и его прозвание (греч. «сгоревшие кельи»). Современник и друг св. Григория Синаита ; авторитетный учитель Умного делания, оставивший свидетельства о его высших ступенях и связывавший Иисусову молитву с почитанием Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Vat., 1986. (ST; 314); Sideras A. Bruder oder Freund?: Zum Adressaten einen unedierten Grabrede des Makarios Makrès//Βυζαντιακ. Θεσ., 1988. Τ. 8. Σ. 120-132; Ζσης Θ. Γεννδιος Β Σχολριος Βος - συγγρμματα - διδασκαλα. Θεσ., 19882. Σ. 87, 91, 172; Γερσιμος Μικραγιανναντης, μον. Ακολουθα πντων τν ν Θεσσαλονκ διαλαμψντων γων//ΓΠ. 1990. Τ. 73. Ν 732. Σ. 358; Talbot A.-M. Makres, Makarios//ODB. Vol. 2. Col. 1273; Ο Αγιοι τς Ιερς Μονς Βατοπεδου//Πρωττον. Καρυς, 1992. Ν 34. Σ. 51; Χρυσοστμου Γ. Ο γιοι τς Θεσσαλονκης//Χαριστριον τ Παναγιωττ Μητροπολτ Θεσσαλονκης κ. κ. Παντελεμονι τ Δευτρ π τ συμπληρσει εκοσαετος ν Θεσσαλονκ ποιμαντορας (1974-1994). Θεσ., 1994. Σ. 933-934; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 284; Πασχαλδης Σ. Μακριος Μακρς Ασπρφρυς//Τ Αγιολγιον τς Θεσσαλονκης. Θεσ., 1997. Τ. 2. Σ. 19-27; idem. Θεολογικ ζητματα κα μοναστικ πνευματικτητα στ Αγιον Ορος κατ τ 15ο κα 16ο ανα//Τ Αγιον Ορος στν 15ο κα 16ο ανα: Πνευματικς βος, Ιστορα, Τχνη. Θεσ., 2011. Σ. 87-105; idem. Οψεις τς γιορετικης στορας κα πνευματικτητας κατ τν 15ο κα 16ο ανα//Τ Αγιον Ορος στν 15ο κα 16ο ανα: Πρακτικ Συνεδρου. Θεσ., 2012. Σ. 225-236; idem. Εκφνσεις τς λογιτητας στ Αγιον Ορος κατ τν Παλαιολγεια περοδο//Αγιον Ορος κα Λογιοσνη: Πρακτικ Συνεδρου. Θεσ., 2014. Σ. 43-51; Dendrinos Ch. Palaiologan Scholars at Work: Makarios Makres and Joseph Bryennios " Autograph//From Manuscripts to Books=Vom Codex zur Edition: Proc. of the Intern. Workshop on Textual Criticism and Editorial Practice for Byzant. Texts (Vienna, 10-11 December 2009)/Ed. A. Giannouli, E. Schiffer. W., 2011. P. 25-54. О. А. Родионов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф

http://pravenc.ru/text/2561444.html

Σ. 167-168). Святогорским по тематике агиографическим сочинением является Житие прп. Максима Кавсокаливита (Συγγρμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 141-165; BHG, N 1237f). Среди написанных М. М. житийных текстов оно имеет первостепенное значение ( Πασχαλδης. 2012. Σ. 232). Из агиографических памятников, посвященных этому знаменитому афонскому подвижнику-исихасту, данное Житие является последним по времени написания. К агиографическим произведениям, написаным М. М. в К-поле, следует отнести: «Повествование [πμνημα - букв. «памятная запись»] о нек-рых чудесах и об обретении и перенесении мощей вмц. Евфимии» (см. указание рукописей и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 28; издание текста: Ibid. Σ. 121-130); «Описание [κφρασις] иконы, установленной в храме Пресв. Богородицы, именуемой Новая Перивлепта (мон-ря Харсианит)» (см. указание рукописей и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 169-171); Слово об отцах семи Вселенских Соборов (ранее авторство приписывалось имп. Мануилу II Палеологу; см. указание рукописей и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 27-28; издание текста: Ibid. Σ. 65-84); Житие прп. Андрея, архиеп. Критского (см. указание рукописи и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 28-29; издание текста: Ibid. Σ. 131-139). Перу М. М. принадлежат также 2 антиисламских трактата: «В защиту священного девства» (см. указание рукописи и издания: Συγγρμματα. 1996. Σ. 30; издание текста: Argyriou. 1986. P. 309-326); «К соблазняющимся о преуспеянии нечестивых» (подразделяется на 4 самостоятельных Слова; см. указание рукописи и издания: Συγγρμματα. 1996. Σ. 30; издание текста: Argyriou. 1986. P. 239-300). Сохранились нравоучительные сочинения М. М.: Слово утешительное болящему, или О терпении (указание рукописи: Συγγρμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 173-200); [Слово] утешительное от сострадающего, или О смерти (указание рукописи и издания: Συγγρμματα. 1996. Σ. 29-30; издание текста: Ibid. Σ. 201-220). М. М. принадлежат и 2 монодии: «Об имп. Мануиле II Палеологе» (указание рукописи и издания: Συγγρμματα.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

В завершение обзора источников мы приведем также краткие сведения об изданиях основных богословских сочинений отцов-иконопочитателей, в контексте теории которых рассматривается информация, полученная при анализе житий. Таблица 1 BHG Имя святого BHG 1335 Игнатий Диакон 828–846 BHG 711 Игнатий Диакон вскоре после 842 BHG 2145 Евфимий Сардский BHG 1787z 823–832 BHG 936 Иоанникий Великий вскоре после 846 BHG 935 Иоанникий Великий Савва монах 50 гг. IX BHG 2364, 2365 Петр Атройский Савва монах 858–65 BHG 1341 Никита Мидикийский Феостирикт 829–845 BHG 142, 143 Антоний Новый аноним, возможно студит вскоре после 865 VA, VA2 BHG 2163 Георгий Митиленский аноним вторая половина IXX BHG 494 Давид, Симеон и Георгий аноним BHG 645 Евстратий Агаврский аноним после 900 BHG 896 Иоанн Психаит аноним BHG 1003 Макарий Пелекитский Савва, игумен пелекитский вторая половина IX BHG 1278 аноним вторая половина IXX BHG 1296 Михаил Синкелл аноним, насельник монастыря Хоры вторая четверть IX BHG 1342E Никита патрикий аноним, насельник монастыря Катесия середина IX BHG 1365 Николай Студит первая четверть Х BHG 1583 Прокопий Декаполит аноним BHG 1754 Михаил монах первая четверть Х BHG 1755d аноним первая четверть– середина Х BHG 1755 Феодор Дафнопат середина Х BHG 1731 императрица Феодора аноним конец IX BHG 2451 Феофилакт Никомедийский Феофилакт BHG 2452 Феофилакт Никомедийский аноним Игнатий Диакон – византийский грамматик, поэт, агиограф и эпистолограф, сведения о жизни которого рассеяны по разным текстам. Известно, что он был хранителем священных сосудов Великой Церкви Константинополя, потом занимал кафедру митрополита Никейского. Часть жизни Игнатий провел в монашеских подвигах 88 . Сообщение самого Игнатия о том, что будущий патриарх Тарасий учил его правилам стихосложения, позволило В. Г. Васильевскому считать 770 г. примерной датой рождения грамматика. Г. Макрис, толкуя это сообщение в смысле учительства через чтение трудов Тарасия, отнес рождение Игнатия примерно к 795 г., а смерть датировал временем вскоре после 870 г. 89 Д. Е. Афиногенов указывает, что писатель родился не позднее 790 г. 90 Даже если верной является более ранняя дата рождения, Игнатий дожил по крайней мере до 847 г., в котором состоялось перенесение мощей патриарха Никифора. В честь этого события Игнатием был написан канон. Игнатий мог быть свидетелем возрождения иконопочитания после Вселенского собора, был очевидцем новой волны иконоборчества и его окончательного поражения. В житии патриарха Никифора писатель говорит о собственной причастности к ереси в некий период жизни и приносит в этом глубокое покаяние 91 . В сохранившихся трудах он выступает как автор-иконопочитатель.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

императоры. По мере того как угасало политическое могущество Византийской империи, возрастало значение Афона как своего рода «островка стабильности» в рушившемся мире, как сердца и средоточия византийского христианства. В XIV в., в целом неспокойном для византийского М., афониты сыграли большую роль в т. н. исихастских спорах, т. к. Св. Гора (особенно окрестности Великой Лавры) была излюбленным местом подвигов безмолвников (исихастов), и нападки на метод исихастской молитвы, исходившие от Варлаама Калабрийского , встретили противодействие мн. насельников Афона, особенно тех из них, что обитали в уединенных скитах и кельях. Наиболее выдающимися афонскими исихастами XIII-XV вв. были прп. Никифор Уединенник , прп. Максим Кавсокаливит , свт. Григорий Палама , прп. Макарий Макрис и др. С Афоном был также тесно связан прп. Григорий Синаит , самый известный подвижник-исихаст этого периода, оказавший сильное влияние на слав. аскетическую традицию. В Житиях мн. афонских святых XIV в. встречаются важные данные о монашеской жизни на Св. Горе. На основании этих свидетельств можно заключить, что в этот период на Афоне широко распространяется скитский образ жизни. В XIV в. в Фессалии возник еще один монашеский центр , Метеорские монастыри, однако расцвет этого необычного монашеского поселения, расположенного на труднодоступных скалах, пришелся на XV-XVI вв. Мн. мон-ри Византийской империи были основаны императорами или высшими сановниками и получали их помощь и покровительство. Нередко ктиторы преследовали при этом цель обеспечить себе или своим близким спокойное прибежище в старости. Среди ктиторов были представители различных слоев визант. общества, различно было и их этническое происхождение. Ктиторы обычно стремились оградить монастырь от вмешательства извне, и прежде всего от произвола сборщиков налогов, а также от отчуждения имущества; при этом подчеркивались права на обитель, принадлежавшие ктитору и его потомкам. Учитывая, что мон-ри в Византии нередко отличались эффективным ведением хозяйства, подобного рода покровительство могло приносить ктиторам ощутимую прибыль.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Одни и те же авторы могут говорить даже о Пятидесятнице как о даровании только энергий Духа, но, скажем, в контексте полемики с латинянами (особенно по вопросам христологическим и литургическим, т. е. также связанным с обожением Тела Христова) говорить и о сообщении ипостаси (так св. Марк Ефесский и его учитель, преп. Макарий Макрис). Подробно см.: V. Lour’e. L’attitude de S. Marc d’Ephese aux debats sur la procession du Saint–Esprit a Florence. Ses fondements dans la theologie post–palamite//Annuarium Historiae Conciliorum. 1989 21. 317–333. При известной амбивалентности «паламитского» языка (ипостась, как известно, полагается несообщаемой в том смысле, в каком она тождествена сущности; но сущность несообщаема только в одном смысле и причаствуема — в другом, через свои энергии), понять реальный смысл «паламитского» учения о Пятидесятнице можно только внутри целостного представления о триадологии. Это будет сделано в поздних работах о. Думитру Станилоаэ (см. ниже, прим. xii). Ни в настоящей книге, ни в течение последующих полутора десятка лет (до монографии преосв. Амфилохия включительно) такой подход еще не был развит. Тем не менее, у истоков его оказался о. Иоанн Мейендорф. В небольшой, но концептуально очень важной статье он отметил: «Чудо Пятидесятницы — быть может, единственный случай отношения между божественным Лицом и энергиями, который чаще всего обсуждается в творениях Паламы. При Пятидесятнице не произошло воплощения ипостаси Духа; также не было и сообщения сущности Божией людям. Но энергия Божия, открывающая особую и личную роль Духа в домостроительстве спасения, стала явной в мире — энергия, которую Палама считает вечно происходящей от Отца через Сына» (J. Meyendorff. The Holy Trinity in Palamite Theology//M. A. Fahey, J. Meyendorff. Trinitarian Theology East and West: St. Thomas Aquinas — St. Gregory Palamas. (Patriarch Athenagoras Memorial Lectures). Brookline, Mass. 1977. 25–43, особ. 39–40; эти мысли еще более отчетливо выражены в более поздней статье: Idem.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010