Тот, кто беспокоится, не может мыслить рационально, верно. Прояви терпение, и будешь увенчан венцом. Я хочу, чтобы вы хранили душевный мир, и тогда мы встретимся [в Царствии Небесном]. Если в нашем сердце нет Христа, мы заполняем его деньгами, или вещами, или людьми. Если в человеке нет внутреннего тепла, тогда, хоть и лето будет на дворе, он мерзнет и стынет. Когда я вижу раздраженного человека, то молюсь, чтобы Господь успокоил его, и не слушаю, что он говорит, не принимаю близко к сердцу его слова. Когда же он успокоится и представится удобный момент, я с ним побеседую, потому что тогда он уже будет способен осознать свое неразумие. Человек кричащий бессилен. Того, кто нас ранит и причиняет нам боль, мы должны любить вдвойне. Патмосский образ Иоанна Богослова Искушения одолевают человека до тех пор, пока он не смирится. После исчезают. Когда ты не ищешь себе оправданий, Господь просветит другого человека, чтобы он дал их тебе. Самоотречение нужно возделывать с рассуждением, потому что иначе мы дойдем до самоубийства. Покаяние должно быть не от страха перед воздаянием, но потому что мы согрешили перед Господом. Чем проще человек, тем ближе он к Богу: такой делается незлобивым, смиренным, кротким, свободным. «Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай» Будем считать всех людей выше нас самих, сколько бы у них ни было недостатков. Не   будем ожесточаться, но всегда помнить, что и другой стремится туда же, куда и мы (в Царствие Небесное.   – А.Н. ). По благодати Божией я всегда видел людей святыми и ставил их выше себя. Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай. Два крыла, которые могут поднять человека над землей, – это чистота и простота сердца. Ты должен быть прост в делах, чист в чувствах и помышлениях. В чистоте сердца ты станешь искать Бога, в простоте обрящешь Его и будешь радоваться. Сердце чистое легко входит во врата неба. Духовная жизнь имеет большие радости. Вы парите, бежите мира, не помышляете ни о чем... становитесь детьми, и Господь обитает в сердцах ваших.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

В последующие годы укрепление схизматиков продолжалось. Так, в 1962 году был построен храм в Бухаресте, в 1967 году учреждён монастырь в Чучова, а в 1979 году было завершено строительство большого собора Слатиоарского монастыря. Кроме того, были проведены новые «епископские хиротонии». В октябре 1968 года во епископа был рукоположен архимандрит Сильвестр (Онофреи), в ноябре 1978 года «хиротонисан» епископ Сучавский Косьма (Лостун), а в ноябре 1981 года архиерейское посвящение принял епископ Нямецкий Демосфен (Ионица). В 1984 году был рукоположен епископ Власий (Могырзан), а 1985 году состоялась архиерейская хиротония епископа Бачэйского Геннадия (Георге) 954 . Показательно, что к 1992 году епископ Демосфен за свою принадлежность к раскольнической группировке в общей сложности провёл в заключении одиннадцать с половиной лет 955 . Наряду с расширением епископата, в Румынской православной старостильной церкви наблюдались естественные процессы уменьшения числа архиереев. В июле 1977 года умер епископ Мефодий (Мариначе), а в 1978 году епископ Евлогий (Ота) 956 . Долгие годы после обретения «иерархического устроения» румынская старостильная группировка оставалась неизвестной за пределами Румынии. Её изолированность от внешнего мира была прервана в 1977 году, когда румынский старостильный священник Василий Пэтрэческу прибыл в Грецию и был принят иерархами «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции. Василий поведал греческим старостильникам о существовании аналогичной группировки в Румынии, чем вызвал живой интерес у греческих схизматиков, стремившихся к преодолению собственной самозамкнутости 957 . Возникшие тенденции к объединению двух раскольнических групп были реализованы после того, как в феврале 1979 года митрополиты Каллист (Макрис) Коринфский и Антоний (Фанасис) Мегаридский отложились от «флоринитского» синода и образовали «каллистовский» синод церкви ИПХ Греции 958 . Осенью 1979 года иерархами «каллистовского «синода был принят представитель румынского старостильничества епископ Сильвестр (Онофреи), после собеседования с которым 12 ноября 1979 года состоялось подписание соглашения о взаимном признании действительности епископских хиротоний в обеих группировках и об установлении между ними евхаристического общения. Ответное посещение Румынской старостильной церкви греческой стороной было осуществлено в апреле 1980 года. В состав делегации «каллистовского» синода церкви ИПХ Греции вошли епископ Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) и епископ Пентапольский Каллиопий (Янакулопулос). Восторгу и ликованию румынских схизматиков не было предела. Сослужение иерархов обеих старостильнических антиканонических группировок в Спасо-Преображенском Слатиоарском монастыре было отмечено большим стечением народа, насчитывавшим около 3.000 человек 959 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже сам список имён защитников сущностного преложения впечатляет: Георгий Корессий (ок. 1566/70 – после 1659/60) и его друг Григорий Мирмегузиан (XVII bek), Андрей Ставрин, Неофит Родин (ок. 1576/77–1659), Мелетий Сириг (1585–1663), Висарион Макрис, Александр Маврокордат, Максим Маргуний, Николай Комнин Пападопул, Димитрий Пепан (ок. 1621 – после 1696), Николай Спафарий-Милеску (ок. 1625/35–1708/14), Севаст Кименит (1630–1702), Викентий Дамод (ок. 1710–1752), Афанасий Парийский (1721–1813), архиепископ Никифор Феотокис (1731–1800) и митрополит Филадельфийский Гавриил Севир (ок. 1540/41–1616) (некоторое время жил в Венеции) 81 . В этот список мы не включили тех греческих авторов, которые получили латинское образование, а также униатов, среди которых тоже были полемисты с протестантскими евхаристическими идеями. Кроме того, в список не вошли православные авторы, которые защищали действительность сущностного литургического преложения, не используя термин μετουσωσις. На защиту пресуществления выступили патриархи: Гehhaдuй II Схоларий, Нектарий Иерусалимский (1605–1676), Досифей Иерусалимский (1641–1707), Uepeмuя II, Мелетий Пигас (1549–1601), Meфoдuй III, Napфehuй II Старец (1644–1646 и 1648–1651), Дuohucuй IV. В России православное учение о Евхаристии защищали следующие богословы: братья Лихуды – Иоанникий (ок. 1633/35–1717) и Софроний (1652/57–1730), Паисий Лигарид (ок. 1609–1678), святитель Петр Могила (1596–1646), патриарх Иоаким (1674–1690). Взгляды Лукариса были осуждены следующими Соборами: Константинопольским 1638 года, Киевским 1640 года, Ясским 1642 года, Константинопольским 1672 года, Иерусалимским 1672 года, Константинопольским 1691 года 82 . На Соборе 1691 года протестантские евхаристические доктрины и все, кто впредь будут их сторонниками, преданы анафеме. В XVIII beke эта анафема была внесена в Синодик Недели Торжества Православия. К примеру, в Архангельском чине Торжества Православия сказано: «Неверующий, яко в тайне Евхаристии Святой, или Причащения, хлеб квасный пшеничный в Тело Христово, вино же лозное в Кровь Христову действием Святого Духа претворяются и пресуществуются, кроме видов. И яко по пресуществении под видами хлеба и вина истинное есть Тело Христово и истинная Кровь Христова. И Сам Христос Господь истинно существенно и вещественно в тайне сей пребывает, яко Агнец за грехи мира Таинственне закалаемый и в Жертву Богу Отцу приносимый. Того ради Хлеб святый в сей тайне Агнец и нарицается. Сему Таинству неверующий и Боголепной чести, яко Самому Богу не воздающий и не покланяющиеся, анафема» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Третий. С началом христианского периода мы не встречаем никаких свидетельств о добровольном сжигании тел усопших. Всегда христианство было за погребение всего тела. Должен сказать, что я не нашел решений Вселенских или Поместных Соборов, которые бы запрещали кремацию, но это как раз потому, что никому и в голову не пришло ставить вопрос о сжигании тел усопших. Косвенно каждый может обратиться к апостольским словам: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17). Это место свидетельствует против всякого разрушения тела. Спиридон Макрис сообщает, что у Тертуллиана есть ясная позиция, отвергающая сжигание усопших, но я не смог найти это место в трудах Тертуллиана. Существует решение Священного Синода Элладской Церкви по этой проблеме. Когда в 1960 году тело выдающегося музыканта и дирижера, почетного академика Димитрия Митропулоса было кремировано (согласно его завещанию) и пепел помещен в простую урночку, Элладская Церковь (несмотря на просьбы очень многих) отказалась от какого-либо официального или неофициального погребения и даже от простой литии. Богословская оценка Человек есть творение Божие, он имеет определенное начало и, конечно, не имеет конца, потому что так пожелал Бог. Само собой разумеется, что все тварное, которое имеет начало, имеет и конец. Однако, согласно воле Божией, это не так по отношению к человеку. Связь души с телом очень сильная, и мы можем проследить ее онтологически – не только в процессе смерти, но и в последующей жизни человека после его смерти. То есть как после исхода души из тела, так и в процессе нового соединения души с телом. Сотворенный человек есть определенная ипостась-лицо, отличающаяся от любой другой сущности. И ипостась человека не определяется и не заключается только в душе, но распространяется на все существо его. Чрезвычайно важно то, что говорит святой Иустин Мученик и Философ, давая свое определение человеку: «Что такое человек как не животное разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть человек? Нет, она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, оно называется телом человека». И продолжает далее, что человеком не называется что-либо одно из двух – либо душа, либо тело, но «только существо, состоящее из соединений той и другого, называется человеком».

http://pravoslavie.ru/35659.html

Поскольку в «матфеевско-григорианскую» юрисдикцию вошли достаточно престарелые иерархи, то уже к 2003 году скончались митрополит Аттикийский Матфей (Макрис) († 2001), митрополит Сервионский Тит (Влахос) († 2003) и митрополит Фтиотидский Феодосий (Цалангас) († 2002). К 2008 году «матфеевско-григорианская» юрисдикция располагала приблизительно 100 приходами и 20 монастырями в Греции, одним монастырём на Кипре, двумя приходами в Австралии и четырьмя в США. На территории России действует Российский Экзархат «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции 689 . По состоянию на 2008 год «матфеевско-григорианский» синод церкви ИПХ Греции включал в свой состав следующих членов (в скобках указаны даты епископских хиротоний): 1 . Григорий (Русис), митрополит Мессинский, председатель синода (1958); 2 . Хризостом (Митропулос), митрополит Фессалоникийский, Экзарх «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции в России. IV.11.3. «Кирико-матфеевский» синод церкви ИПХ Греции («Истинно-православная церковь Греции» ) в 2005–2008 годы Данная группировка возникла после того, как решением «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции от 18 февраля 2003 года архиепископ Афинский Андрей (Анестис) был отправлен на покой, а новым архиепископом был избран митрополит Пирейский Николай (Месиаракис). Несогласные с этим избранием митрополит Месогейский Кирик (Кондояннис) и митрополит Ларисский Панарет (Вагианас) заявили о неканоничности выборов, поскольку должность предстоятеля Церкви якобы должна быть пожизненной. В результате возникшего конфликта находившиеся в оппозиции митрополиты заявили о своём неподчинении высшей церковной власти «матфеевской» юрисдикции. Окончательное разделение произошло в 2005 году, когда митрополиты Кирик (Кондояннис) и Панарет (Вагианас) провозгласили образование нового «матфеевского» синода, неподконтрольного архиепископу Николаю (Месиаракису). Председателем данного синода стал митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик (Кондояннис), в силу чего возглавляемая им группировка именуется «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции. Второе официальное наименование данной раскольнической организации «Истинно-православная церковь Греции» («ИПЦ Греции») 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы начинаем публикацию жизнеописаний современных греческих духовников. Серию открывает житие старца Амфилохия (Макриса), взятое из книги Г. Мидлтона «Драгоценные сосуды Святого Духа. Жизнеописания и духовные советы современных греческих старцев» (Фессалоники, 2003) Блаженный старец Амфилохий (Макрис) родился 13 сентября 1889 года на святом острове Патмос, том самом, где по откровению Божию евангелист Иоанн записал последнюю книгу Нового Завета – Апокалипсис. Богобоязненные родители Эммануил и Ирина дали сыну во святом крещении имя Афанасий. Как и многие старцы и святые Православной Церкви, Афанасий вырос в большой крестьянской семье. Семейные предания говорят о благочестии его предков и о том, что божественная благодать не раз ниспосылалась на них. От материнской утробы маленький Афанасий проникся православным духом и потому по средам и пятницам отказывался от груди. Пяти лет от роду он решил убедить свою крестную, которая только что была помолвлена, отказаться от брака и провести оставшуюся жизнь в девстве. Афанасий оберег себя от ловушек мира и в семнадцать лет окончательно решил поступить в монастырь. Родители с радостью дали ему свое благословение, и в марте 1906 года юный Афанасий стал послушником монастыря святого Иоанна Богослова на острове Патмос. Старшая братия сразу полюбила его, и, возрастая в подвиге и добродетели, он был пострижен в рясофор в августе того же года с наречением Амфилохием. Молодой монах Амфилохий был очень строг к самому себе. Сокрушаясь о множестве своих немощей, он изобретал способы борьбы с греховными прилогами, стремясь стяжать благодати Духа Святого. Особенно он был умерен в употреблении пищи и во время трапезы вкушал не более десяти кусочков, в постные же дни – семь или восемь олив. Прожив семь лет в монастыре и утвердясь в добродетели, он был удостоен принять великую схиму. Духовный отец Амфилохия старец Антониадис совершил постриг. Примечательно, что старец Антониадис был духовным чадом отцов-колливадов, движение которых послужило духовному возрождению греков, истомленных турецким игом. Это объясняет особую аскетичность и миссионерскую ревность отца Амфилохия.

http://pravoslavie.ru/2763.html

во епископа был рукоположен архимандрит Сильвестр (Онофреи), в ноябре 1978 г. был рукоположен епископ Сучавский Косьма (Лостун), а в ноябре 1981 г. архиерейское посвящение принял епископ Нямецкий Демосфен (Ионица) 1010 . Показательно, что к 1992 г. епископ Демосфен за принадлежность к раскольнической группировке провел в тюрьме в общей сложности одиннадцать с половиной лет 1011 . Наряду с расширением епископата, в Румынской Старостильной Церкви наблюдались естественные процессы уменьшения числа архиереев по причине умирания. В июле 1977 г. упокоился епископ Мефодий (Мариначе), в 1978 г. епископ Евлогий (Ота) 1012 . Долгие годы после обретения иерархического устроения румынская старостильная юрисдикция оставалась неизвестной за пределами своего государства. Ее изолированность от внешнего мира была нарушена в 1977 г., когда румынский старостильный священник Василий Пэтрэческу прибыл в Грецию и был принят иерархами «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции. Иерей Василий поведал греческим старостильникам о существовании аналогичной группировки в Румынии, чем вызвал живой интерес у греческих схизматиков, стремившихся к преодолению собственной самозамкнутости 1013 . Возникшие тенденции к объединению двух раскольнических юрисдикций были реализованы после того, как в феврале 1979 г. митрополиты Каллист (Макрис) Коринфский и Антоний (Фанасис) Мегаридский отложились от «флоринитского» Синода и образовали «каллистовский» Синод ЦИПХ Греции 1014 . Осенью 1979 г. иерархами «каллистовского» Синода был принят представитель румынского старостильничества епископ Сильвестр (Онофреи), после собеседования с которым 30 октября/12 ноября 1979 г. было подписано соглашение о взаимном признании действительности епископских хиротоний в обеих группировках и об установлении между ними евхаристического общения 1015 . Ответное посещение Румынской Старостильной Церкви греческой стороной было осуществлено в апреле 1980 г. В состав делегации «каллистовского» Синода вошли епископ Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) и епископ Пентапольский Каллиопий (Янакулопулос). Восторгу и ликованию румынских схизматиков не было предела. Сослужение иерархов обеих старостильнических юрисдикций в Спасо-Преображенском Слатиоарском монастыре было отмечено огромным стечением народа, насчитывавшим около 3000 человек 1016 . В январе 1985 г. в Греции происходило объединение разрозненных старостильнических юрисдикций, в том числе и «каллистовской». Митрополиты Иоанн (Баскиу) Сицилийский и Киприан (Куцумбас) Оропосский выступили с критикой этой интеграции и образовали новую юрисдикцию, получившую наименование «Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Новообразованная структура сохранила единство с Румынской Старостильной Церковью 1017 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благороден не тот, кто угождает и заставляет тебя чувствовать ему обязанным. Он не высокомерен и не нахален, а воздает почесть, живя по заповеди апостола Павла: «Чécmiю дрýгъ дрýга бóлша творяще» (Рим. 12, 10). Поэтому и написано, что благородство есть результат великой добродетели рассуждения. Можно сказать, что благородство для души – словно свет и глаза для тела человека. Я припоминаю: сколько бы раз я ни посещал монастырь святого Григория, всегда отец Георгий старался сделать все для упокоения сердца молодого епископа и находил тысячи способов укрепить его в его епископском служении. Широкая улыбка Геронды и теплые слова разгоняли мглу искушений и трудностей и дарили тишину и упокоение душе каждого, встречавшегося с ним. Благородный человек руководствуется в своей жизни простотой и искренностью. Это то, что наш народ называет «бесхитростность». Простой и искренний человек, он избегает грубости и дерзости, даже если он и не согласен, и являет красоту своей души, которую отличает кристальная чистота, прямота и целомудрие . В жизни благородного человека не присутствуют выгода или корысть. Нет в нем скрытности, тайного умысла и зла. Благородному человеку свойственно дерзновение мысли, а не дерзость. В дерзости нет силы, но бессилие. И, напротив, дерзновение есть мужество души и присутствие Всесвятого Духа. Эту искренность чувств и это дерзновение (а не дерзость!) в вопросах исповедания веры, догматических, церковных, монашеских и духовных являл отец Георгий. Благороден, также тот, кто почитает и уважает. Это тот, кто находит способы и возможности уважить личность другого человека и проявить свою любовь к нему, потому что в лице другого он встречает Христа. Это же советовал и еще один возросший в лоне нашей Церкви святой старец Амфилохий Патмосский ( старец Амфилохий (Макрис) – Прим.перев. ). Это почтение не лицемерно, оно неподдельно и истинно. Этой манере старца держать себя с людьми был свидетелем не только я, но и все, кто с ним общался. И в монастыре, и на разных подворьях, где я навещал его, и во время наших частых встреч, и когда Геронда многократно звонил мне по телефону, я отмечал это его уважительное отношение, неподдельное и настоящее. Сам аристократ, он делал так, что и тот, кто находился рядом с ним, чувствовал себя аристократом.

http://pravoslavie.ru/71759.html

Современный нам подвижник, старец Амфилохий (Макрис), живший на острове Патмос, на том самом острове, где Апостол Иоанн получил Божественное Откровение, писал: «Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой – мир, третий – дух верности и четвертый – неизреченное сострадание ко всему. Лично я часто бывал усталым, но после Божественного Причастия я чувствовал, что у меня нет никакой усталости».   Правда ли, что плевать в день причащения – большой грех? Если есть необходимость, то после того, как мы «запили», можно плевать. Я знаю одного священника, который в день причащения запрещает есть арбуз, так как приходится выплевывать семечки. Это крайность, такая же, как и распространенное в народе убеждение, что после Причастия нельзя прикладываться к иконам и целоваться с другими христианами. В первую половину дня я работаю. Можно прийти причаститься вечером? Божественная литургия, за которой совершается Таинство причащения, служится только утром, до 12 часов дня. Но зато ежедневно: и в выходные дни, и в праздники. Приходить на богослужение нужно до начала службы. Она начинается обычно в 9 или в 10 утра (в разных храмах по-разному).   Как причастить ребенка? В Православной Церкви мы причащаем не только взрослых, но и детей. Дело в том, что благодать Божия действует не только на подходящего к Богу «разумно». Сила Божия действует и на тех, кто не понимает, что происходит. Она воздействует на душу, на сокровенное ядро человеческой личности. Поэтому мы допускаем совершать Таинства и над детьми, и над людьми психически неполноценными и больными. Ребенка можно причащать сразу после того, как над ним совершено будет Таинство Крещения. Детей подносят к Чаше с Телом и Кровью Христовыми и причащают прежде взрослых. Держим их, если это младенцы, в лежачем положении на правой руке, лицом вверх. Называем полное христианское имя ребенка: не Леша, но Алексей, не Маша, но Мария. Затем относим ребенка в сторону и даем ему запить. Как взрослые запивают после Причастия, чтобы во рту не осталось ни крошки Тела Христова, так же запивают и дети. Взрослым обычно наливают морс или воду на специальном столике, детям же можно дать попить из принесенной с собой бутылочки.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Несмотря на то, что греки в целом стали меньше ходить в церковь, Греция в двадцатом веке дала миру многих удивительных святых и старцев. Пожалуй, самый почитаемый из современных греческих святых — св. Нектарий Эгинский, скончавшийся в 1920 году. Десятки тысяч паломников ежегодно приезжают в его монастырь на Эгине. В числе греческих праведников двадцатого века — такие светильники как св. Арсений Каппадокийский ( † 1924), священник Николас Планас Афинский ( † 1932), преп. Силуан Афонский ( † 1938) и множество других праведных афонских старцев, св. Савва Новый с острова Калимнос ( † 1948), св. Анфим Хиосский ( † 1960), о. Амфилохий Макрис с о-ва Патмос ( † 1970) и о. Филофей Зервакос с о-ва Парос ( † 1980). В условиях непрекращающихся политических потрясений и военных бедствий, невзирая на обольщение западной изощренной цивилизацией и ослабление влияния традиционных ценностей, Православное Христианство продолжает жить, как это всегда было в Греции. Укрывшись в маленьких скитах на островах, в монастырях, возвышающихся на скалах над центральными равнинами, в беленьких, залитых солнцем пригородных церквах, в иконных уголках тесных афинских квартир и в смиренных часовенках, спрятанных на задворках, монахи и монахини, приходские священники и миряне с удивительным постоянством несут в своих сердцах огонек веры, зажженный св. апостолом Павлом две тысячи лет назад. Источник: Монахиня Нектария Мак-Лиз. Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. М.,Русский Паломник, 2007. Книгу можно приобрести в интернет-магазине «Русский Паломник» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 декабря, 2018 12 декабря, 2018 4 ноября, 2023 12 марта, 2022 7 февраля, 2020

http://pravmir.ru/istoriya-xristianstva-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010