игум. Иоанн (Рубин) Опыт воцерковления бывших неопятидесятников Протоиерей Сергий Дергалев Секретарь Ученого совета Белгородской православной духовной семинарии, руководитель Православного молодежного миссионерского центра, доцент кафедры теологии социально-теологического факультета Белгородского государственного университета, настоятель Богоявленского храма, г. Белгород, кандидат философских наук, доцент В г. Белгороде в Школе искусств 1 24 ноября 1995 г. состоялся первый съезд Православной молодежи Белгородской и Старооскольской епархии. На нем было принято решение организовать в г. Белгороде Православный молодежный миссионерский центр (ПММЦ). Главными задачами центра были: миссия и воцерковление молодежи, а также противодействие представителям новых религиозных движений, в том числе неопятидесятникам. Результатом апологетической деятельности стало то, что около 50 неохаризматов вернулись в лоно Православной Церкви. В 2013 г. ПММЦ исполнилось 18 лет. За эти годы сформировались основные направления миссионерской деятельности Центра: • миссионерская деятельность в молодежной, студенческой и школьной среде; • встречи и беседы с представителями новых религиозных движений; • катехизаторская деятельность – наставление православных христиан истинам веры; • совместные паломнические поездки, совершено более 50 паломничеств; • организация детских православных лагерей; • издательская деятельность; • дела милосердия – при храме святого великомученика Пантелеймона в городской больнице 2 создано сестричество, ведущее социальную и просветительскую работу. Большое значение имеет катехизаторская работа, способствующая более глубокому пониманию православными своей веры и формированию умения отстаивать православное вероучение в беседах с инославными и иноверными. В Белгородском государственном университете, на социально-теологическом факультете, проводятся катехизаторские занятия для всех желающих. На занятиях разбираются основы православного вероучения, читаются и комментируются Священное Писание и творения святых отцов, обсуждаются фильмы, включающие православную проблематику, затрагиваются острые вопросы современной жизни. Устраиваются и диспуты с представителями новых религиозных движений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Пояс Пресвятой Богородицы ЖМП 1 январь 2012 /  30 декабря 2011 г. 01:00 Под благодатным покровом Пресвятой Богородицы На X выставке-форуме " Православная Русь – ко Дню народного единства " в Москве были подведены итоги 20-летия церковного возрождения. Православные и светские СМИ живо обсуждали тему духовного обновления в России, начавшегося в нашей стране после празднования 1000-летия крещения Руси, и этот разговор, конечно, еще будет продолжен, в том числе и на страницах ЖМП. Провожая уходящий год, вспомним о том, какими событиями церковной жизни он был отмечен. Архиерейский собор Решения состоявшегося в феврале 2011 года Архиерейского Собора определили задачи церковной жизни на ближайшее будущее. Собор дал исчерпывающие разъяснения по вопросам участия священнослужителей и мирян в общественной жизни и политических кампаниях, поднял темы публичного богохульства и клеветы, сформулировал основные принципы организации социальной и миссионерской работы в Церкви, обратил внимание на проблемы малообеспеченных клириков и членов их семей. Примечательно, что к разработке проектов документов были привлечены широкие круги церковной общественности. В рамках работы Межсоборного присутствия священники и миряне самых разных специальностей скрупулезно обсуждали ключевые вопросы жизни Церкви в современных условиях. Беспрецедентным стало и открытое обсуждение документов в сети Интернет за несколько месяцев до соборных заседаний. Возможно, поэтому принятые решения прямо или косвенно касаются каждого члена Церкви и требуют максимально серьезного осмысления. Выделение новых епархий и создание митрополий Практически на каждом заседании Священного Синода в 2011 году принимались решения о разделении крупных епархий. Одна из главных целей – приблизить архиерея к пастве в условиях стремительного развития миссионерской, благотворительной и катехизаторской деятельности Церкви. В ситуации, когда территория епархии включает тысячи километров, на которой действуют несколько сотен храмов, активная работа епископа с приходским духовенством сталкивается с серьезными препятствиями. Разукрупнение епархий позволяет и приблизить архиерея к пастве.

http://e-vestnik.ru/analytics/pod_blagod...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Огласительная работа на уровне благочиния Пошаговая инструкция по организации катехизаторских курсов на уровне благочиния. Практические аспекты организации огласительной работы I. Bbeдehue Катехизация, то есть обучение вере новоначальных христиан, является одной из аксиом пастырского душепопечения. Церковь имеет огромный исторический опыт катехизации. Согласно каноническим нормам от освоения вероучения перед Крещением человека может освободить только тяжкая болезнь, а после Крещения (если человек был крещен в болезни), только смерть. В случаях выздоровления каноны предписывают изучать веру (47 правило Лаодикийского собора). Однако фактическая ситуация сегодняшнего дня являет нам полную противоположность историческому опыту Церкви и каноническим нормам. Временной промежуток, в рамках которого мы можем оценивать состояние катехизации — с начала 90–х годов прошлого века до настоящего дня. Статистических исследований в данной сфере не проводилось. Однако и без подсчетов ясно, что из людей, обратившихся к вере, за указанное время систематической катехизации удостоились только те, кто посещал учреждения духовного образования. В очень небольшом количестве приходов проводились и проводятся систематические беседы по изучению Священного Писания и Предания Церкви, через которые проходит незначительная часть прихожан. Вопрос же о ликвидации всеобщей религиозной безграмотности практически не ставится. Даже среди постоянных прихожан подавляющее большинство являются «самоучками». Последствия религиозной безграмотности прихожан проявляются в бессистемности личной духовной жизни, в неразвитости приходских общин, в слабости миссионерской деятельности и молодежной работы при храмах. Для того чтобы поднять уровень личного благочестия православных верующих, укрепить приходы, развить миссионерское, молодежное и прочие направления внебогослужебной деятельности, необходимы качественные изменения в организации приходской жизни. Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от всего уклада жизни приходов. И именно решение проблемы катехизации позволяет органично и последовательно подходить к решению других вопросов приходской жизни. Только в таком ключе — изменения всего уклада приходской жизни через решение вопросов катехизации — возможно развитие евхаристических общин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

поиск:   разделы   рассылка Петр (Еремеев), игумен Государственная аккредитация духовных семинарий и академий как путь интеграции духовных учебных заведений в национальную систему высшего образования Источник:  Богослов.ру Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений. Этому выбору посвящена данная статья. Духовное образование в России на сегодняшний день находится в состоянии определения новых форм научного и образовательного процесса, определения направления своего развития в двадцать первом веке. Наша духовная школа в лице ее лучших представителей всегда стремилась избегать мертвых форм. История свидетельствует, что реформирование духовного образования в России всегда имело целью совершенствование условий для научно-богословского развития духовных школ, повышения качества педагогико-воспитательной деятельности научно-преподавательского состава духовных академий и семинарий. Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений. Цели государственного лицензирования и аккредитации духовной школы По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, в новых условиях " главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем " Система духовного образования должна быть динамичной, отвечать современным требованиям государственно-конфессиональных отношений в стране, а также потребностям Церкви в успешной миссионерской, катехизаторской и иной деятельности. Как это сделать, сохранив богатое наследие нашей духовной школы и вместе с тем обеспечив успешное развитие духовного образования и церковной науки в современном мире?

http://religare.ru/2_74941.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность Миссионерское служение РПЦ См. также: Миссионерство. Миссиология 1656– 1672). 1131. Муравейник А., Соколов М. Н а Чукотке//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 71–79. Деятельность миссионерско-катехизаторской группы ТСЛ и МДА в июле 1993 г. 1132. Уляхин В., свящ. Православная миссия в Якутии в августе 1997 г.//БСб. 1999. 3. С. 312–319. Зарубежные диаспоры РПЦ См. также: Русская Православная Церковь За границей 1203–1209). 1133. Митрофанов Г., прот. Из истории Русской Православной Церкви ХХв.: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.)//ХЧ. 1991. 1. С. 10–30; 2. С. 7–39; 3. С. 30–60; 4. С. 5–28; 5. С. 5–43. 1134. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья: [Лекции, прочит. в 1991 г. в ЛДА, МДА, Костромской ДС]//ЦиВр. 1991. 1. С. 19–64; 2. С. 53–71. 1135. Поспеловский Д. В. Роль русского зарубежья в распространении Православия//АиО. 1994. 1. С. 73–81. 1136. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 329–332. Восточная Европа 1137. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (1921– 1939)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 404–414. 1138. Косик В. И. Политика и Православие: (Из истории русско-болгарских отношений)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 142–158. 1139. Миронова Е. М. Миссия и колония: (К вопросу о роли российской миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 311–321. 1140. Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 306–311. Западная Европа 1141. Евлогий (Георгиевский), митр. Западно-Европейских русских Церквей. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего православными русскими Церквами в Западной Европе, 1927–1930 гг.: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 75–110; 3(6). С. 105–124; 4(7). С. 124–145; 1999. 1(8). С. 218–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Αρχεο Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий: Архиерей должен знать каждый приход своей епархии 28 Ιουνου 2011 τος 14:30 В интервью «Журналу Московской Патриархии» 7, 2011 г.) управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий рассказал о церковно-административных реформах в жизни Русской Православной Церкви. — Ваше Высокопреосвященство, в мае Священный Синод принял решение выделить из Саранской епархии две новых — Ардатовскую и Краснослободскую. С какой целью? Как вы видите задачи новых епархий и их правящих архиереев? — Наша задача — развивать миссионерскую, благотворительную, молодежную, катехизаторскую и педагогическую деятельность в благочиниях и на приходах, а это требует повышенного внимания епархиального архиерея к каждому приходу, к каждому благочинию. Одному архиерею, у которого в управлении находится триста приходов, все это осуществить и проконтролировать невозможно. Нужна более активная работа архиерея с приходами, и с этой целью мы решили открыть две новые кафедры. Наша мечта, наша задача — открыть такое количество храмов, чтобы приход объединял тысячу человек. Сегодня у нас в среднем по России один храм на 10 000 человек. Это малоэффективно, полноценную приходскую жизнь организовать очень трудно. Когда я приехал в Саранск, то в храмах города одновременно молилась тысяча человек. Сегодня у нас в городе построены новые храмы и в большие праздники в них одновременно молятся 10 000 человек. За двадцать лет паства увеличилась в десять раз. В других епархиях ситуация похожая. Разделив Мордовию на три епархии, мы решим основные наши проблемы. Новые епископы смогут более последовательно и внимательно работать с приходами. Что скрывать, приходские священники довольно инертны. Они не всегда понимают, зачем нужна преподавательская работа, воскресные школы, социальная работа... Для меня же этот вопрос решен. Например, откуда я беру своих иподьяконов? Только из воскресной школы! Дети учатся, подрастают, мы их вводим в алтарь. Проходит немного времени, и у нас уже появляется 10-15 кандидатов в иподьяконы, в училища, в семинарии. Без них мы не сможем заполнить вакантные священнические места. Поэтому нам нужно обязательно эту работу развивать. В Мордовии рождаемость небольшая, все дети буквально нарасхват. Если Церковь не занимается воспитанием молодежи, будущего у нас не будет. А с таким подходом у нас будущее есть, я уверен.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4524099...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах Источник:  Благовест-инфо " Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования " , – – с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице " Даниловская " . На секции " Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе " обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, – – " О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования " . Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ " (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку " в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни " . Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе " богословски образованных мирян " . Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть " эффективной формой катехизации " , говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся " осознавали христианский смысл брака и ответственность за него " . Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и " молодежными " отделами.

http://religare.ru/2_62448.html

Енисейская епархия 24 грудня 2011 р. 13:25 Епархия сегодня Православные храмы и монастыри на канонической территории Енисейской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII века, одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — святой мученик Василий Мангазейский. В 1618 году заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Свято-Спасский мужской и Свято-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, праведного Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском освоении северных территорий Енисейской губернии играл Свято-Троицкий мужской монастырь (быв. сел. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к святым мощам мученика Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ века временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным). Учредить Енисейскую епархию положено было еще на московском Соборе 1681 года, но епархия учреждена только в 1861 году, а до этого времени ее территория принадлежала сначала к епархиям Тобольской и Иркутской, потом к Иркутской и наконец к Томской . В 1861-1934 гг. Красноярская епархия именовалась Енисейской и Красноярской. Позднее — Красноярской и Енисейской. Пространство епархии 2246627 кв. верст, население 623494 человек; приходов 222, монастырей 7, в том числе 1 архиерейский дом и 1 скит; церковных библиотек 207, церковно-приходских попечительств 37; церковно-приходских школ 203 (7 двухклассных и 196 одноклассных). В Красноярске — духовная семинария, духовное училище и епархиальное женское училище. Первый енисейский правящий архиерей — Преосвященный Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе — о святом мученике Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 году в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2225639...

Закрыть itemscope itemtype="" > Рождение православного вуза, или Жизнь священника в эпоху атеизма Интервью с протоиереем Владимиром Воробьевым 03.12.2012 472 Время на чтение 15 минут В этом году исполняется 20 лет Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Возникший на базе катехизаторских курсов, он сумел за относительно короткое время стать серьезным высшим учебным заведением, своего рода первенцем православного образования. Мы побеседовали с его ректором протоиереем Владимиром Воробьевым о том, как начинался ПСТГУ, какой в советское время, в эпоху господства атеизма была жизнь служителя Церкви. Фото священника Андрея Близнюка Корни университета - Отец Владимир, что для Вас как для ректора было самым сложным, когда только начинался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет? - Сначала у нас не было буквально ни одного рубля и ни одного метра площади. Все это казалось безумной авантюрой. Первые пять лет мы работали практически бесплатно. Преподавателям приходилось читать лекции по вечерам, после основной работы. Потом появились некоторые деньги, и мы стали преподавателям платить - очень немного, деньги были символические. Студенты наши тоже были подвижниками. Мы их кормили американским пюре из гуманитарной помощи. Некоторые иногородние студенты ночевали на вокзале. Все складывалось трудно, но дух был замечательный. Это время младенчества - очень чистое, светлое и радостное, хотя и очень бедное. Постепенно находились помещения. Очень помог ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Он в течение многих лет бесплатно пускал нас в университетские аудитории. В Первой градской больнице нам тоже давали помещения. А потом Господь послал нам благотворителей, которые стали финансировать нас уже более серьезно. Мы смогли выплачивать зарплату преподавателям - меньшую, чем в иных вузах, но все же соизмеримую с минимальными потребностями. Братство во имя Всемилостивого Спаса. Братство возникло в 1990 году, когда для Церкви открылись новые возможности для активной миссионерской, просветительской и социальной деятельности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Так в чем же «дезавуация»? Сравнительный анализ выводов двух богословских комиссий об учении священника Георгия Кочеткова 27.03.2013 2914 Время на чтение 22 минут Не утихает церковная полемика вокруг деятельности и учения о. Георгия Кочеткова. Не утихает уже много лет. Это понятно, потому что ещё с начала 1990-х гг. православное сознание большинства верующих нашей Церкви смущают богослужебная практика и «богословие» о. Георгия. Как справедливо заметил в одном из интервью проф. А.Л. Дворкин, нужна официальная, со стороны священноначалия, оценка всего, что делается и говорится этим священником. Тогда споры умолкнут. Но пока церковный народ - клирики и миряне - не может не говорить о тех искажениях православного вероучения и богослужебных традиций, которые абсолютно не смущают «великого катехизатора». Эти искажения не плод больного «фундаменталистского» воображения недоброжелателей о. Георгия, как кажется порой кочетковцам. Верность святоотеческому Преданию дороже сиюминутных миссионерских и катехизаторских успехов. Об этом и говорят о. Георгию уже много лет многочисленные его критики: опытные православные пастыри, преподаватели духовных школ, богословы нашей Церкви, архиереи... Однако в ответ появляются на свет апологии в духе: «что с вами, дикарями, говорить?» Причем все оппоненты о. Георгия Кочеткова огульно и безлично клеймятся им и его последователями как «фундаменталисты», «фарисеи», «лицемеры», «фанатики», «инквизиторы» и т.п. Именно такими эпитетами награждал батюшка Георгий в своем интервью («О мире в Духе Христовом») газете «Кифа» от 2.02.2013 всех не лояльных ему православных верующих, назвав их «убежденными сторонниками обезличивающей и механической религиозности». В истории Церкви подобными «обличениями» в адрес православных обрушивались еретики, например, Евномий в IV в. заранее обвинял в клевете осуждавших его святых отцов, дабы выставить себя «потерпевшей стороной». Замечательно на подобную «критику» отреагировал св. Василий Великий: «А что слово «защищение» (апология) у него суть один вымысел, обнаруживается тем, что, не зная, кого наименовать своим обвинителем, с обвинениями которого он собственно и собирается бороться, предлагает безличную театральную драму апологии, не по долготерпению удерживаясь упомянуть имена оскорбителей, но, опасаясь, что ложь сделается очевидной, стыдится он назначить известные лица своими обвинителями... Но скрытое лукавство вредоноснее явного»

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010