29 июня 1883 года игумен Макарий был возведен в сан архимандрита и потом назначен начальником Алтайской миссии, а 12 февраля 1884 года хиротонисан был во епископа Бийского. Когда архим. Макарий сделался начальником Алтайской миссии, за ним был 30-летний опыт проповеднической деятельности, – опыт, значение которого оценил он сам при своей хиротонии: «Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России, только там учить миссионерству хотели по книгам, а здесь учительницей была жизнь». В эти долгие годы о. Макарий «так узнал Алтай, его насельников и всех служащих миссии, как никто не мог узнать...; принимая на себя управление миссией... он не имел необходимости знакомиться с ней, узнав миссионеров, обстоятельства и условия, при которых совершается миссионерское служение». С другой стороны, по свидетельству одного из сотрудников епископа Макария, нет на обширном Алтае ни одной речки, ни одного ущелья, где бы не знали его имени, не помнили его наставлений. «Даже в самых захолустных уголках, недоступных дебрях и среди язычников имя Владыки Макария произносится с великим уважением. Такая популярность достается в удел немногим». Тайна ее – в той «любви отеческой, самоотверженной», с какой всегда относился он к людям. Сердечные отношения ко всем и дружеские к своим сотрудникам епископ Макарий сохранял и в звании начальника миссии и в этом был прочнейший залог ее успеха. При нем в Алтайской миссии значительно возросло число станов, церквей, школ; умножилось также количество новокрещенных и сотрудников миссии. Особенное развития получила при нем Бийская Катехизаторская школа. Зародыш ее лежал в Улалинском миссионерском училище, заведенном архим. Владимиром еще в 1867 году для приготовления учителей, толмачей, церковнослужителей. С 1875 года училище это перешло в непосредственное заведывание игумена Макария, который довел его до возможного совершенства. При нем не только увеличилось число учеников, но из последних составился новый на Алтае род сотрудников – катехизаторов из инородцев. Ученики сначала сопутствовали миссионерам в их поездках, а после и сами совершали миссионерские экскурсии. С конца 70-х годов питомцы Улалинского училища стали посылаться для усовершенствования в науках в Казанскую учительскую семинарию. Но мало-помалу нужда в помощи этой семинарии прекратилась, особенно когда в 1883 году было открыто в Бийске Катехизаторское училище, куда и стали поступать ученики Улалинской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новых слушателей в Ханава 5–6. В воскресенье на богослужение собирается 3–4 человека, в субботу 7–8. Было заведено собрание христиан для «ринкоо», – в первую и третью среду собирались, но прекратилось давно. Пожертвований христиан в запрошлом году было 26, между прочим, 15 ен на ремонт катехизаторской квартиры (за которую платится в месяц от Миссии 1 ена 50 сен); в сем сказалось некоторое оживление, вероятно, результат деятельности прежнего катехизатора Алексея Имамура, но оживление это совсем упало в прошлом году, чему показанием служит, между прочим, то, что за год христианами пожертвовано всего 3 ены 80 сен (считая и пожертвования самого катехизатора в том числе). Видно, что Павел Оокава мало полезен здесь. В городе Ханава за 1000 домов; к вере здесь равнодушны; не гонят, но не являют расположения слушать. Инославные сюда заходят с проповедью, но их христиан нет. После, расспросив о церковных делах, отслужили обедницу, потом литию за усопших. Сказано поучение, испытаны дети в знании молитв и в семьях Саваде и Сёо оказались отлично знающими. Так как здесь взрослых 6 мужчин и 5 женщин, то предложено учредить совместный «коогиквай», – он и учрежден. Пошли посетить христиан: почти все бедняки, есть один богатый, но в отлучке; семья Саваде как-то ухитряется жить в такой тесной каморке, что и двоим негде, а их четверо. При всем том братья хотели угостить роскошным обедом, на который привезли в гостиницу, но я положительно возмутился; возмутительною жестокостью было бы делать сбор на обильную яству с таких голодных бедняков, как Саваде, Сёо, горбун Данила; обед мы с отцом съели, так как он был уже состряпан, но я заплатил за него, поблагодарив братьев за их усердие. В четыре часа, простившись с братиею в Ханава, мы с о. Борисом отправились дальше, в Магата. Пред прощанием был совет о том, как на будущее время устроить катехизацию в сих местах, чтобы дело было успешней. Нет другого средства, как дать сюда двух катехизаторов; одного для Кеманай, Оою, Аракава, другого для Ханава, Каесаи (500 домов) и Осаризава (1000 домов). Но возможно ли будет на Соборе устроить сие, Бог весть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Демонстрация в СССР Мы   новая кровь         городских жил, тело нив, ткацкой идей        нить. Ленин –     жил, Ленин –     жив, Ленин –     будет жить. В. В. Маяковский («Комсомольская») Одной из разнообразных форм гуманизма, которые он принял к XX веку, является советский большевизм. В нашем случае, как писал Семен Франк: «Под гуманизмом… мы разумеем ту общую форму веры в человека, которая есть порождение и характерная черта новой истории, начиная с Ренессанса. Ее существенным моментом является вера в человека как такового–  в человека как бы предоставленного самому себе и взятого в отрыве от всего остального и в противопоставлении всему остальному – в отличие от того христианского понимания человека, в котором человек воспринимается в его отношении к Богу и в его связи с Богом» . В современном российском обществе в последнее время все более набирает обороты романтизация советского периода нашей истории В современном российском обществе в последнее время все более набирает обороты романтизация советского периода нашей истории, все чаще предпринимаются попытки оправдания и даже прославления большевизма. Ведутся споры об оценках этого времени с различных позиций, с точки зрения политического значения на международной арене, развития экономики, науки, искусства, образования и других отраслей жизни государства и общества. Но для людей церковных наиболее важным будет вопрос: а каковы последствия деятельности советской власти для духовной жизни нашего общества? Ведь, хотя советский строй и прекратил свое существование, все мы (даже те, кто рожден в постсоветский период) связаны с нашими предками из ушедшей эпохи, и, часто сами этого не подозревая, несем в себе черты советского человека. Осмысление этого факта представляется крайне важным для правильной организации катехизаторской и миссионерской работы в Церкви. «У котлов египетских» Очередь в магазин, 80-е годы От апологетов советского государства часто можно услышать рассуждения приблизительно следующего содержания: какой был хороший строй, ни богатых, ни бедных, равные возможности в получении образования и в восхождении по карьерной лестнице, чувство дружбы и единства всех советских людей вне зависимости от национальной принадлежности, возможность получения бесплатного жилья. Эти и другие блага социалистического строя выставляются как главенствующие и превосходящие недостатки. Да и все недостатки обычно оправдываются тем чувством уверенности советского человека, которое компенсировало любые трудности: чувством уверенности в завтрашнем дне, верой, что все трудности временны, это лишь неминуемые болезни роста, «наше дело правое, мы победим».

http://pravoslavie.ru/159951.html

В форуме принимают участие более 15 тысяч человек из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. В рамках XXIII Международных Рождественских чтений пройдет более 150 конференций, круглых столов, презентаций, мастер-классов, на которых участники обменяются накопленным опытом, представят новые разработки в области образования, духовно-нравственного просвещения, миссионерской и катехизаторской деятельности, социального, молодежного, тюремного служения, связям с соотечественниками, взаимодействия Церкви и общества, работами со СМИ, и по многим другим направлениям. На открытии чтений с основным докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов огласил приветствие президента Российской Федерации В.В. Путина и выступил с сообщением по теме форума. К собравшимся обратилась председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко. Министр культуры Р.Ф. В.Р. Мединский огласил приветствие председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и зачитал свой доклад. Затем выступила первый заместитель министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк. Руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх огласил приветствие мэра российской столицы С.С. Собянина. С докладами также выступили президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая и митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В ходе церемонии демонстрировались видеоматериалы, посвященные таким темам, как просветительское служение Церкви, взаимодействие Церкви и государства, конкурсы «За нравственный подвигу учителя» и «Красота Божьего мира», а также видеоролики «Москва встречает участников Рождественских чтений» и «Князь Владимир. Крещение Руси». В завершение официальной части состоялся концерт. Трансляция пленарного заседания осуществлялась не телеканале «Союз» и на сайте Патриархия.ru. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В преамбуле дается обоснование просветительского служения Церкви на основе Священного Писания, постановлений Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческих подходов к оглашению. Данное служение является неотъемлемой частью миссии Церкви в мире. Подчеркивается, что «церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации». Утверждается, что «научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви». Далее выделяются и описываются четыре взаимосвязанных уровня организации религиозно-образовательного и катехизического служения: общецерковный, епархиальный, благочиннический и приходской. Документ определяет обязанности синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации и приходских катехизаторов. На местах епархиальные отделы религиозного образования и катехизации могут действовать по-разному, в зависимости от имеющихся возможностей. Штат сотрудников варьируется в основном от трех до шести человек. В редких случаях функции отдела исполняет один уполномоченный епархиальный сотрудник, однако ему сложно решить все поставленные перед ним задачи. В ряде епархий отделы занимаются в основном координирующей и контролирующей деятельностью. В других епархиях помимо этих обязанностей отделы играют роль методических центров, организационных структур. При них могут действовать епархиальные просветительские центры, катехизические и катехизаторские курсы. К числу их обязанностей относится проведение профильных конференций и методических семинаров. При отделе может действовать коллегия, объединяющая помощников благочинных и настоятелей по религиозному образованию и катехизации с целью более эффективного решения стоящих перед отделом задач. В некоторых епархиях существует такая практика: отдел религиозного образования и катехизации занимается вопросами, связанными с преподаванием курса «Основы православной культуры», православными общеобразовательными учреждениями и воскресными школами для детей, тогда как проблемами катехизации занимается миссионерский отдел.

http://patriarchia.ru/db/text/2347647.ht...

В высших, так называемых интеллигентных, классах японского населения господствует полное равнодушие и индифферентизм по отношению к религиозным вопросам, низшие же классы народонаселения так подавлены нуждой и тяжкими заботами о хлебе насущном, что остаются невосприимчивы и глухи во всем другим воздействиям, выходящим за пределы материальных интересов. Если присоединить сюда охватившее в последнее время всю страну националистическое движение, побуждающее держаться исключительно своего во всех сферах жизни, не исключая и религиозной, а равно ту лихорадочную поспешность, с которой японцы, в целях усиления и обогащения своего государства, стараются заимствовать от иностранцев единственно внешние плоды цивилизации и культуры, то становится понятным, что приток учащихся в миссионерских школах в последнее время оскудел: ныне в пяти классах семинарии всего 58 воспит., а в катехизаторском училище, в старшем и младшем классах, только 7 чел. На содержание Японской миссии Православным Миссионерским Обществом в 1896–97 г.г. было ассигновано до 50.000 рублей. Учреждение духовной миссии в Корее В 1897 году учреждена православная духовная миссия в Корее, долженствующая иметь свое пребывание в г. Сеуле и состоящая из священника и псаломщика. На сооружение в этом городе храма ассигновано 20000 руб. и на постройку дома для священно- церковнослужителей – 5000 руб. На содержание причта и церкви миссии положено 5000 руб. в год, в том числе на жалованье священнику 3000 руб., причетнику – 1500 руб. и на содержание церкви 500 руб. На место священника назначен смотритель Бийского катехизаторского училища иеромонах Амвросий, с возведением его в сан архимандрита, а на место псаломщика окончившией курс в Орловской духовной семинарии Алексей Красин. Однако эта миссия не успела еще, вследствие политических затруднений, прибыть в Сеул и открыть свою деятельность. Читать далее Источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. - Санктпетербург : Синод. тип., 1899. – XI, 279, 81 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Это – нарцисс-всезнайка, вечно демонстрирующий, что он лучше всех всё знает, всегда готовый поделиться своей мудростью и дать вам совет, которого вы не просили. Иногда такие люди просто скучны и поглощены собой, но, когда они полностью завладевают вниманием присутствующих, их становится трудно вынести» (Джозеф Бурго. Осторожно, нарцисс! Как вести себя с этими самовлюбленными типами). В этом смысле церковная среда очень подходит для нарцисса – ведь на приходах стремятся создать принимающую, внимательную, поддерживающую атмосферу, даже если человек выбивается из понятия нормы. Так что, вливаясь в приходскую жизнь, нарцисс обычно получает подкрепление своего эго. Его собственное внимание прилепляется к тем, кто его хвалит, в результате нарцисс может собирать вокруг себя людей, которые способны восхищаться им. Он может даже стать лидером какой-то группы прихожан. Порой нарцисс может сблизиться с каким-то священником или служителем храма, от которого он получает одобрение. Если нарциссическая зависимость от одобрения преобразуется в зависимость от одобряющего человека, подобные отношения могут стать мучительными для обеих сторон. Более легкий способ для нарцисса добиться одобрения – это соревнование с относительно легкой возможностью победить. Поэтому нарцисс предпочитает участвовать в делах, результат которых можно измерить: количеством или размахом. Это может быть грандиозное мероприятие, собравшее много отзывов, выпущенная большим тиражом книга, высокая посещаемость сайта и т. п. Первоочередная цель нарцисса при этом – не увеличить эффективность миссионерской или катехизаторской деятельности, а показать, какой он молодец. В церковной жизни, как и в жизни вообще, нарцисс гонится за статусом и особым положением, за славой и авторитетом. В Церкви он жадно ищет «настоящую святость», идеальных людей. При этом внимание нарцисса сфокусировано на самом себе, он и окружающих сравнивает не только с идеалом, но и с собой. Поэтому нарцисс нередко приписывает именно себе самому некую духовную чистоту, возвышенность, определенное духовное совершенство.

http://azbyka.ru/zdorovie/narcissy-v-cer...

Новая образовательная модель прошла обсуждение на ректорских совещаниях, в рамках Межсоборного присутствия, в ходе различных форумов и на интернет-площадках, таких как портал «Богослов.ру». Представители Учебного комитета выезжали в Духовные школы, выслушивая отзывы и пожелания со стороны преподавателей и студентов. Элементы новой образовательной модели начали воплощатся в жизнь. Набор в некоторые семинарии осуществлялся уже на бакалаврскую программу, а в академии – на магистерскую. Докладчик указал на необходимость ввести третий уровень образования – аспирантуру, которая в обновленном виде существует только на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия. В дальнейшем постепенный переход на новую систему должен будет затронуть всю систему духовного образования от Духовных академий до Духовных училищ. В 2008 г. началась и в 2010 г. продолжалась разработка и внедрение Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Учебного комитета. К 2011 г. в центральной базе ЕАИС находились данные о более чем 30 духовных учебных заведениях, более чем 1000 преподавателях и более чем 2500 студентах. Патриарх Кирилл констатировал, что миссионерское служение в РПЦ пока не носит систематического характера. Он поручил Синодальному миссионерскому отделу активизировать выработку миссионерских методов и координацию деятельности епархий в области миссии. Была отмечена необходимость расширения и улучшения качества катехизаторской работы. Для этого, в частности, Патриарх предложил организовывать при крупных приходах миссионерские службы и поручил Синодальному миссионерскому отделу разработать необходимые нормативные и методические документы и представить их на рассмотрение Свящ. Синода. Докладчик выразил озабоченность проблемами малочисленных коренных народов российского Севера и Дальнего Востока. Патриарх Кирилл предложил принять соборное заявление о жизни и проблемах малочисленных коренных народов, изучить возможность создания в Якутии семинарии, где будут, в частности, изучаться местные языки и культура коренных народов, поддержать практику создания миссионерских станов в епархиях Севера и Дальнего Востока, а также временного командирования клириков на два-три года для служения в этих епархиях.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

3. Большое значение в практике современных обителях имеют такие формы воспитательной и просветительской работы как проведение духовных бесед в детских домах и тюрьмах, организация катехизаторских курсов и воскресных школ, издание и публикация душеполезной литературы. 4. Глубокое значение, формирующее мировоззрение человека и его круг ценностей имеет миссия монастырей по сохранению духовной культуры, через возрождение в обителях традиционных церковных искусств (иконопись, церковное пение и др.), а также разнообразных рукоделий и мастерских (вышивка, художественная резьба и пр). III. В условиях духовного и материального кризиса современного общества особое значение приобретает деятельность монастырей по оказанию помощи и заботе о наиболее социально незащищенных членах общества- престарелых, инвалидах и детях-сиротах. Такая деятельность, являющаяся по своей сути традиционной, в современных условиях имеет определенные, новые формы. При многих обителях существуют богадельни, приюты, некоторые монастыри духовно окормляют и осуществляют уход за тяжелыми больными в больницах и хосписах. Острой, наиболее актуальной была признана проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Многие монастыри, откликаясь на эту проблему, создают детские приюты. Однако, существуют определенные трудности в организации и деятельности таких приютов в связи с отсутствием правовой базы. На заседании круглого стола «Миссионерское служение монастырей» было высказано предложение о разработке и принятии правовой юридической базы РПЦ совместно с государственными законодательными органами законодательства, позволяющего создать полноправные детские церковные учреждения (в т.ч. в монастырях и на приходах), в случае необходимости брать нуждающихся в защите детей, получать от государства равные с государственными учреждениями правовые и материальные возможности для обеспечения социальных прав и гарантий детей-сирот. По окончании работы стала очевидной необходимость продолжить обсуждение вопросов и проблем устроения внутренней жизни монастырей и их общественного служения, для чего представляется целесообразным регулярное проведение встреч руководства монастырей для взаимного обогащения живым духовным опытом монашеской жизни.

http://pravmir.ru/monashestvo-v-sovremen...

     В каком состоянии сегодня духовное образование и что ждёт его в ближайшем будущем? Зачем церковным семинариям государственная аккредитация, и как это влияет на подготовку будущих священников? Готовы ли нынешние выпускники духовных школ к пастырскому служению в современном мире и придёт ли новое поколение духовенства на смену нынешнему или налицо кризис призвания? На эти и многие другие вопросы ответил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козловв интервью порталу «Пастырь». Духовные учебные заведения должны занять места лучших российских вузов — Отец Максим, в июле 2018 года Священный Синод назначил Вас председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви. Но для Вас это служение, наверное, далеко не новое, более шести лет Вы являлись первым заместителем председателя. Несмотря на то, что духовное образование и пастырская подготовка — это стратегически важная задача для будущего всей Церкви, об Учебном комитете и его работе знают далеко не многие. Не могли бы Вы рассказать читателям сайта «Пастырь», что это вообще за структура — Учебный комитет? Для чего он был создан? Какие задачи на него были возложены священноначалием? И какие, на Ваш взгляд, имеются результаты работы Учебного комитета к текущему моменту? — Учебный комитет как учреждение был создан вместе с другими патриархийными структурами в конце Второй Мировой войны, но как полноценное синодальное учреждение начал формироваться только в новейшую эпоху. Можно сказать, это происходило под руководством моего предшественника — ныне Высокопреосвященного митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения, который почти четверть века руководил Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Когда владыка Евгений только возглавил Комитет, тот занимал всего лишь одну комнату в Чистом переулке, а весь штат ограничивался председателем, секретарем и, может, еще одним-двумя сотрудниками. В 2009 году Святейшим Патриархом была поставлена задача превратить Учебный комитет в полноценное синодальное учреждение, которое курировало бы вопросы, связанные не только с высшим духовным образованием, но и с сопредельными областями образования, то есть занималось бы подготовкой священно- и церковнослужителей, богословов, а также (о чем я чуть ниже скажу) регентов и других церковных тружеников — специалистов в области катехизаторской, молодежной, миссионерской и социальной деятельности в соответствующих центрах.

http://pravoslavie.ru/117702.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010