Однако инструктажем уполномоченных дело не ограничилось. Совет потребовал от Патриархии призвать архиереев ограничить миссионерскую деятельность. И на заседании Синода, состоявшемся 25 августа 1948 г., был подготовлен указ, в котором епархиальным архиереям запрещалось совершать объезды епархии во время посевной, печатать в местных типографиях воззвания, обращения к пастве и акафисты без предварительного представления этих материалов Священному Синоду. Специальный пункт был посвящен духовным концертам: Духовные концерты вообще – дело не строго церковное и могут быть допускаемы лишь в особых, исключительных случаях. Что касается обычного порядка – их не следует допускать и поощрять. Расклеивание же объявлений об этих концертах, как это имело место в одном епархиальном городе, – совершенно недопустимо. Преосвященным епархиальным надлежит усилить свое внимание по отношению к истовому и благоговейному совершению духовенством богослужений и строго церковному пению, и всеми мерами бороться против введения в церковный обиход мирского духа, чему способствуют и эти, так называемые, духовные концерты. 1673 О неоднозначном отношении к духовным концертам мы уже говорили выше. 1674 Здесь же обращает на себя внимание несомненно появившееся под давлением Совета заявление о недопустимости расклеивания объявлений, сообщающих о концерте. Такие объявления могли привлечь в храмы не только верующих, но любителей музыки и просто любопытствующих. Но наиболее чувствительным ударом по миссионерской и катехизаторской деятельности стал запрет проводить в храмах регулярные беседы, адресованные детям, а также требования к священникам не выходить в своей деятельности за пределы храма: Проповеди и беседы в храме – законное дело, согласно принятому в Церкви обычаю и по долгу пастыря назидать своих пасомых церковным словом. Но придавать этим поучениям характер систематических уроков специально для детей недопустимо потому, что это является прикровенным нарушением действующего у нас государственного принципа отделения школы от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

• К – компетенции; • УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы. III. Характеристика подготовки Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) 94 и соответствующая квалификация приведены в таблице 1. Таблица 1 Срок и трудоемкость освоения ООП, квалификация выпускников Наименование ООП Квалификация Нормативный срок освоения ООП (для очно-заочной (вечерней) формы обучения) Трудоемкость (в зачетных единицах) ООП по подготовке молодежных работников Специалист по молодежной работе 2 года 60 95 Сроки освоения основной образовательной программы по подготовке молодежных работников по заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета или руководства образовательного учреждения. IV. Характеристика деятельности молодежных работников 4.1. Система молодежной работы на приходе включает в себя: • беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; • вероучительные (катехизаторские, миссионерские) занятия; • группы по изучению Священного Писания; • миссионерские проекты, акции, мероприятия, поездки; • социальные проекты, акции, мероприятия; • детские и молодежные лагеря; • интернет-проекты; • различные клубы и кружки по интересам; • проекты по профилактике зависимостей. 4.2. Деятельность молодежных работников направлена: • на молодежь, не участвующую в церковных Таинствах и обрядах, приходящих в храм только в некоторые праздники, на Пасху и др.; • молодежь, желающую узнать больше о православной вере, найти круг молодежного общения среди членов прихода и др.; • молодежь, являющуюся членами прихода, желающую найти для себя служение в Церкви, установить контакт с другими членами прихода. 4.3. Специалист по молодежной работе готовится к следующим видам деятельности: • работа с молодежью, • организационно-управленческая. Конкретные виды деятельности, к которым в основном готовится специалист по молодежной работе, определяются образовательным учреждением совместно с епархиальным архиереем, епархиальным молодежным отделом, благочинными округов, настоятелями приходов, научно-педагогическими работниками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Значительное место в деятельности семинарии занимает подготовка штатных приходских сотрудников к социальному, катехизическому, молодежному и миссионерскому служению, а также религиозное просвещение мирян. На данный момент на Епархиальных миссионерско-катехизаторских курсах функционирует 7 отделений, где трудятся 140 преподавателей. В конце учебного года на 1 курсе обучалось 236 слушателей, на 2 курсе — 181 слушатель, всего 417 человек. Состоялся седьмой выпуск курсов. По результатам итоговых собеседований 153 человека успешно окончили курсы и получили официальные документы. Большинство слушателей осваивало несколько образовательных программ, и в результате 115 выпускников получили свидетельства о специализации катехизатора, 108 — о специализации миссионера, 23 — о специализации молодежного работника и 28 — о специализации социального работника, всего — 274 свидетельства. Выпуск этого года важен тем, что эти слушатели были первыми, принятыми на курсы после получения Коломенской духовной семинарией в феврале 2016 года Представления от Межведомственной комиссии при Учебном комитете Русской Православной Церкви на право осуществлять образовательную деятельность по программам подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Коломенская духовная семинария, одним из подразделений которой являются Миссионерско-катехизаторские курсы, была внесена в общецерковный реестр образовательных организаций, осуществляющих подготовку церковных специалистов. В связи с этим обновились образовательные программы. Значимым нововведением на курсах было введение учебной практики на базе приходов и монастырей, образовательных и социальных учреждений Московской епархии. Можно выделить несколько основных направлений деятельности практикантов этого выпуска. Практиканты по специализациям " катехизатор " и " миссионер " проводили уроки в воскресных школах, различные тематические встречи с прихожанами, а также огласительные беседы перед таинствами Крещения и Венчания. Социальные работники, в большинстве случаев, проходили практику в центрах гуманитарной помощи, существующих при приходах и не только. Молодежные работники проводили беседы с молодежью, диспуты, кинолектории, уроки с подростками в воскресной школе, организовывали молодежь на дела милосердия. Затем каждый практикант предоставлял свой отчет и отзыв от настоятеля прихода, руководителя практики.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5227017...

В Храме Христа Спасителя прошло межведомственное совещание по подготовке приходских специалистов 19 сентября 2019 г. 13:52 17 сентября 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве прошло межведомственное совещание представителей синодальных отделов для координации работы по открытию образовательных центров Русской Православной Церкви по подготовке приходских специалистов. Согласно решению Высшего Церковного Совета об объединении различных профилей подготовки церковных специалистов Межведомственная церковная комиссия разрабатывает единый учебный план. Он предполагает подготовку специалистов в области приходского просвещения и включает в себя миссию, катехизацию, молодежную и социальную работу. Участники заседания обсудили, что предполагает деятельность приходского специалиста. Он сможет организовать миссионерскую деятельность прихода, работать с молодежью, проводить катехизаторскую работу. Это будет специалист широкого профиля, универсальный и высококвалифицированный. Его деятельность глубже и серьезней, чем работа приходского консультанта. Бывает так, что на приходе много должностей, а людей не хватает. Важно, чтобы на приходе был человек, который может помочь организовать приходскую жизнь. В конце совещания участники поделились предложениями по работе группы над единой должностной инструкцией для приходского специалиста. В совещании приняли участие: протоиерей Александр Прытков, помощник председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации , руководитель аппарата Отдела; иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации; игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела ; иеромонах Лев (Скляров), пресс-секретарь Синодального миссионерского отдела; иерей Александр Алешин , заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; иерей Алексий Соловьев, заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи ; Андрей Оберст, руководитель сектора по связям с епархиями Синодального отдела по делам молодежи; Денис Туголуков, ведущий специалист сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации; Антон Ракушин, специалист сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации; Илья Никишов, пресс-секретарь Учебного комитета Русской Православной Церкви . «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5501502.ht...

Ныне действующая Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви была принята на заседании Священного Синода 27 марта 2007 г., а затем одобрена Архиерейским Собором 2429 июня 2008 г. Среди источников этого документа названы и материалы Собора 19171918 годов, а также дореволюционных Всероссийских миссионерских съездов. И действительно, предреволюционный опыт используется здесь достаточно активно. Так, например, Концепция структурирует «сферы миссионерской ответственности» по той же схеме, как это делало определение О внутренней и внешней миссии. В Концепции учтен опыт использования профессиональных миссионеров для решения задач на местах. Как и в дореволюционной практике, и в Определении о внутренней и внешней миссии здесь предусматривается существование синодальных миссионеров, которые несут «миссионерское служение по поручению Священного Синода (в лице его Миссионерского отдела) по приглашению епархиальных Преосвященных в тех епархиях, которые не могут иметь (или содержать) собственные квалифицированные миссионерские кадры», 1696 а также епархиальных миссионеров, осуществляющих служение в конкретной епархии по благословению правящего архиерея. При этом Концепция не предусматривает в соответствии с дореволюционными уездными миссионерами института районных миссионеров. Из дореволюционной практики заимствована и идея создания миссионерских станов – региональных центров миссионерской деятельности. Авторы Концепции прямо ссылаются здесь на деятельность преподобного Макария (Глухарева). В Концепции не оговаривается, что миссионерские станы создаются в регионах, удаленных от православных и культурных центров, но это, по всей видимости, подразумевается. Этот список соответствий можно было бы продолжить. Однако наиболее важным представляется не наличие прямых заимствований из опыта миссионерской работы столетней давности, а осознание того, что в новых условиях такие заимствования далеко не всегда эффективны. Знаменательно, что Концепция прямо указывает на малоэффективность использования катехизаторского и миссионерского материала, созданного в дореволюционную эпоху 1697 и предлагает активно использовать современные средства коммуникации (присутствие в Интернете и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

К описанному критерию примыкает еще один, с помощью которого, по крайне мере косвенно, можно судить о работе катехизатора – динамика финансового оборота на приходе, где ведется просветительская работа. При успешной миссионерской работе, помимо наполнения храма прихожанами, более интенсивной становится торговля свечами и литературой в приходских лавках, более востребованы богослужения и выездные требы. При формировании общины казна прихода может пополняться десятиной или (и) целевыми взносами общинников для реализации различных просветительских и социальных проектов. Можно еще долго перечислять источники увеличения оборота и все это может быть зафиксировано епархиальными органами финансового контроля. В приходской жизни в любых населенных пунктах наличие евхаристических общин, естественно, должно быть нормой . Но действительность показывает обратное. Общины на приходах либо собраны по принципу закрытых элитарных клубов, где иерархия выстраивается по степени близости к священнику, либо община вырисовывается только формально, для отчета. А если взглянуть правде в глаза, то полноценных общин, где каждый член занимается духовно и социально полезной работой, самоотверженно проповедует, чувствует свою защищенность и братскую поддержку, – таких сообществ верующих слишком мало, чтобы говорить о какой-то системной деятельности и о духовном возрождении Православия в народе. По этой причине еще одним критерием успешной работы катехизатора является создание полноценных общин при приходах или общин, как основы новых приходов, там, где их не было. Идеология существования этих объединений людей должна быть связана с Евхаристией, как центром духовной жизни, а внешний мир восприниматься как пространство свидетельствования о Христе. Причем община должна также динамично пополняться и расширять сферу своей деятельности, как в храме, так и за его пределами. В сцепке с указанным критерием должен быть еще и критерий активности общины . Можно собрать на приходе общину, «работа» которой будет ограничиваться чаепитием и стремлением угодить «батюшке». В таком случае итог просветительской работы будет нулевым или даже отрицательным. Если собрание людей с именем Христовым живет, то значит, как любой здоровый организм, община должна преображать пространство своего бытия, то есть активно участвовать в общественной жизни , где должна свидетельствовать о своей вере, а также ради Христа помогать людям независимо от их национальности и религиозной принадлежности, то есть вести социальное служение .

http://bogoslov.ru/article/1464615

Церковное молодежное служение в Беларуси В настоящее время в Беларуси можно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых направления в молодежном служении. С одной стороны, наблюдаем постепенно возрастающую практику объединения молодежи на базе приходской  общины. С другой стороны, православная, церковная молодежь  стремится к единению, общению, обмену опытом и совместной деятельности на межрегиональном  уровне Если говорить о первом направлении, тут нужно рассмотреть опыт работы молодежных центров, клубов и братств. Их образование тесно связано с возрождением деятельности приходских воскресных школ, выпускники которых становились ядром создающихся молодежных организаций. Не последнюю роль в их образовании сыграла  миссионерская деятельность Церкви в молодежной среде. Молодежные братства действуют не только на базе приходов, но и  монастырей, сестричеств и других церковных структур. Сегодня в Беларуси известны своей деятельностью около 30 церковные молодежные  организации. Среди них можно выделить: 1) спортивно-исторические и военно-патриотические (например, клуб «Пересвет» в Могилеве, клуб Св. Довмонта Псковского в Минске). 2) организации скаутского профиля (например, Дружина православных следопытов  в  Витебске) 3) молодежные организации просветительского и миссионерского  характера (в основном, это православные братства, хотя просвещение и миссионерство присутствует в деятельности всех трех  категорий) В каждой молодежной организации можно выделить 4 основные сферы занятости: а) участие в литургической жизни Церкви. б) просветительская, катехизаторская и миссионерская работа. в)  социальная работа. г) организация досуга молодежи. Безусловно, на первом месте должна стоять литургическая жизнь, которая проявляется в совместном богослужении и Евхаристическом общении. В братствах практикуется  общая подготовка к исповеди и причастию, чтение акафистов, молитва по соглашению.  Просветительская  работа затрагивает как молодежь церковную (это беседы со священником, занятия по углубленному изучению священного писания, различного рода образовательные курсы, паломничества и крестные ходы),  так и молодежь внецерковную. Братствами для учащихся вузов проводятся видеолектории, встречи и беседы на волнующие современную молодежь темы. Так, например,  Свято-Никольским молодежным братством в Минске ведется миссионерский кружок «Quo vadis» для студентов-медиков Белорусского государственного медицинского университета.

http://pravoslavie.ru/325.html

С введением механизмов сетевого взаимодействия (по аналогии с осуществлением «кустовой» структуры Епархиальных миссионерско-катехизаторских и библейско-богословских курсов в благочиниях) становится возможной реализация новой модели организации образовательной экологической деятельности в Московской области. Сетевая структура позволяет осуществить переход от стандартной модели разрозненной экологической деятельности, при которой разноплановые экологические мероприятия и акции ежегодно проводятся в соответствии с региональной программой, к модели «Сетевых региональных целевых экологических проектов». При таком подходе мероприятия и исследования группируются в единый комплекс действий, направленный на решение конкретной экологической проблемы, общей для всей территории Подмосковья. Такая деятельность осуществляется и идейно интегрируется в рамках единого регионального экологического сетевого проекта. Такой подход обеспечивает переход на качественно иной уровень эффективности решения экологических задач регионального масштаба. Он позволяет объединить усилия проектной деятельности школьников образовательных учреждений района, православных гимназий, духовно-просветительских центров, воскресных школ в едином муниципальном (благочинническом) проекте, который в свою очередь может стать частью регионального проекта. Такие проекты после согласования с Управляющим Московской епархией могут выполняться по заказу различных ведомств и под единым научно-методическим руководством специалистов. Сетевое взаимодействие в рамках региональных проектов является основой для осуществления научно-практической и проектной деятельности молодежи. К сетевым проектам можно отнести, например, следующие: - «Хронограф объектов природного, культурно-исторического и духовного наследия Подмосковья» (исследование исторических аспектов создания, развития и трансформации культурно-исторических объектов, природных и антропогенных экосистем, ландшафтных комплексов на территории Московской области); - «Зеленая карта территории Подмосковья» или «Экологический каркас территории Подмосковья»(установление динамики и картирование фактических границ «ядер каркаса» – лесных массивов, лесопарков, парков и «коридоров каркаса» – лесополос, долин рек, балок и оврагов, соединяющих между собой «ядра» на территории Подмосковья);

http://bogoslov.ru/article/4847160

– привлечение мирян к участию в социальной диаконии; – организацию миссионерских приходских кружков, которые ведут миряне; – участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности; – приобщение мирян к участию в экспедициях миссионерских, катехизаторской работе, иных видах деятельности Церкви по научению основам веры. Практика миссионерская – практический опыт осуществления миссии, приобретаемый во время подготовки кадров миссионерских посредством участия будущих миссионеров в экспедициях, станах и приходах миссионерских. В 2013 г. Священный Синод принял «Положение о миссионерских практиках». П. м. согласно требованиям Священного Синода должна быть введена в учебный план духовных семинарий. В задачи п. м. входит: 1) практическое применение богословских знаний; 2) укрепление пастырского призвания; 3) формирование миссионерских качеств, необходимых для пастырского служения; 4) приобретение практических знаний, умений и навыков для осуществления деятельности миссионерской. Виды п. м.: 1) социально-миссионерская – социальное служение студентов, направленное на оказание различной помощи нуждающимся; 2) миссионерско-педагогическая – преподавательская деятельность студентов; 3) миссионерско-катехетическая – просветительская деятельность студентов, направленная на овладение ими катехизаторскими навыками; 4) миссионерско-апологетическаядеятельность студентов, направленная на выполнение задач апологетической миссии, на приобретение ими навыков ведения миссионерского диалога с неверующими. Сроки проведения п.м. определяются учебным заведением, реализующим практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов. На миссионерскую практику, местом проведения которой должна быть одна из дальневосточных епархий, должны отправляться «студенты духовных школ (окончившие минимум два курса духовной семинарии)» сроком от трех месяцев до одного семестра, а также выпускники семинарий, не принявшие священный сан – минимум на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Задачи благочиннического уровня: 1. поддержка и содействие развитию экологической работы на приходах благочиния; 2. координация деятельности приходов благочиния в сфере экологии; 3. обеспечение реализации общецерковных и епархиальных экологических программ и проектов в благочинии; 4. обеспечение участия молодежи и волонтеров в общецерковных и епархиальных экологических программах; 5. направление компетентного представителя для участия в работе епархиального экологического совета; 6. контроль за исполнением приходами поручений епархиального руководства в рамках экологической деятельности; 7. обеспечение информационной поддержки экологической деятельности в благочинии, включая видео- и фотосъемку реализуемых проектов, создание архива экологической работы в благочинии; отражение этой работы на сайте благочиния, в социальных сетях и блогах; 8. организация и проведение собственных мероприятий экологической направленности; 9. привлечение общественных, профессиональных и иных объединений для совместной деятельности в сфере экологии; 10. координация и контроль приходских мероприятий в День молитвы о Божием творении и иные дни, посвященные охране природы; 11. подготовка ежегодного отчета о проделанной экологической работе для ответственного за экологическую работу в епархии. 6. Приходской уровень На приходском уровне общая организация, координация и контроль природоохранной деятельности находится в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы может быть распределено между штатными ответственными за молодежную, социальную, катехизаторскую и миссионерскую работу. Природоохранная деятельность на приходе может иметь различные формы, в частности: 1. беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; 2. включение темы церковной экологической деятельности в просветительскую программу прихода (в рамках воскресной школы, молодежной, миссионерской и социальной работы); 3. проведение экологических акций (субботников, посадки деревьев, детских мероприятий, акций по утилизации вредных отходов);

http://patriarchia.ru/db/text/4158736.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010