3. Практика миссионерского служения 3.1. Миссионерское поручение Миссионерское поручение — часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии. Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви. Миссионерские поручения могут быть реализованы через: — участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми; — привлечение мирян к участию в социальной диаконии; — широкую организацию миссионерских приходских кружков; — участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности. К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры. 3.2. Подготовка кадров миссионеров Все служение Церкви имеет апостольский миссионерский характер. Отсюда возникает необходимость в выработке миссионерского подхода в составлении учебных программ и учебного процесса начального, среднего и высшего духовного образования. Современное миссионерство требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях и мегаполиса, и далеких поселений. Поэтому подготовка миссионеров должна соответствовать возлагаемым на них задачам. При подготовке миссионеров (особенно в специализированных миссионерских духовных учебных заведениях) приобретает большое значение знание истории миссии, принципов и методов современной миссионерской деятельности, социальной работы, этнографии, социальной психологии, конфликтологии и т. д. Особое значение имеет практический опыт осуществления миссии, который может быть приобретен посредством участия студентов семинарии или академии в миссионерских экспедициях, миссионерских станах и приходах. Для этого необходимо включение в базисный учебный план духовных школ раздела «Миссионерская практика» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2254...

 Какие же видимые результаты, описываемые не возвышенным богословием, а реальным языком, в бюрократических терминах и в математической логике («если выделили столько средств, то получим...?»), можно представить в виде отчета и снять с себя подозрения в пустом времяпрепровождении и растратах казенных средств? На пленарном заседании прошедшего в ноябре 2010 года IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил одну из актуальных на сегодняшний день для внутренней миссии задач – выработать критерии оценки эффективности или успешности деятельности миссионеров. Автор данной публикации предпринял попытку частичного освещения этой темы .   Предварительные замечания Проблема контроля и оценки эффективности служения проповедников намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Здесь мы пытаемся решить уравнение со многими неизвестными. У нас до сих пор нет положений о статусе катехизаторов-миссионеров, нет развернутых положений о миссионерских приходах, станах, монастырях с обозначением целей и задач; концептуально не обозначены контуры евхаристических общин, в пределах которых проповедь может быть максимально эффективной – пока есть только масса часто противоречивых взглядов и мнений. В попытках найти искомые критерии успешности просветительской деятельности крайне необходимо сделать несколько существенных замечаний: Первое. Исторический опыт миссии показывает, что в проповедническом делании просветителю требуется определенный период адаптации к новым условиям. Святитель Николай Японский целых 8 лет только готовился к проповеди туземцам. В наших условиях, когда катехизатор проповедует в аутентичной среде, то есть среди своих, этот период не может быть столь же продолжительным, но и время на подготовку , на изучение ситуации, знакомство с населением и с окружающей обстановкой, и на многое другое предоставлять все же необходимо. Автор полагает, что в зависимости от условий миссии это время может длиться от полугода до двух лет . После этого срока, который оговаривается заранее, с катехизатора уже можно будет спрашивать по всей полноте его обязанностей.

http://bogoslov.ru/article/1464615

Средства братств складывались из членских взносов, частных пожертвований, процентов от ценных бумаг, деятельности братств (продажа икон, свечей и т. п.). Общины признавались в качестве юридических лиц, они могли приобретать собственность и распоряжаться средствами от ее использования (доходные дома и т. п.). Перед братствами ставились следующие основные задачи: миссионерское служение Церкви; борьба с расколом и сектами, а также защита Церкви от пропаганды католиков, протестантов, мусульман; основание и поддержание школ с целью православного воспитания; храмостроительство и убранство храмов; материальная поддержка клира и иная благотворительная деятельность 18/19. С. 854—855]. Согласно «Правилам», новым обществам была предоставлена определенная свобода деятельности, в результате которой резко возросла их активность. К началу 1893 г. в империи насчитывалось уже 159 братств (не считая отделений при 18 братствах), в которых участвовало 37 642 братчика. Общий капитал братств составлял 1 629 700 руб.. Многие братства взяли на себя попечение о церковных школах. К началу 1891 г. таких братств было 59 и они опекали 5680 церковных школ разных типов (епархиальные училища, городские, приходские, воскресные, катехизаторские) С. 205]. Они организовывали и специальные училища (иконописные, ремесленные и технические, сельскохозяйственные и т. д.). При некоторых духовных учебных заведениях (МДА, СПбДС и др.) открывались братства для помощи их воспитанникам. Широко развернулась издательская деятельность братств. К 1891 г. таких обществ насчитывалось 58. За этот год они продали 666 371 и бесплатно раздали 491 594 экземпляров книг, брошюр, листовок. Распространение происходило через приходы, братские склады (в 1891 г. их насчитывалось 485), «летучие библиотеки» (в 1891 г. — 507), братчиков-книгонош и другими способами. Одним из самых активных деятелей стало Александро-Невское братство Владимирской епархии (при нем в 1891 г. было 286 библиотек и 125 складов) С. 205]. Некоторые общества имели свои собственные типографии, газеты и журналы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Следует при этом помнить, что если пастырь собирается вводить на приходе то или иное «новшество», он должен обязательно объяснить прихожанам (или в проповеди, или на собрании), для чего он это делает. Главная миссионерская цель пастыря – привлечь людей ко Христу, а не отвратить от Него. Также очень важно создание единой молитвенной атмосферы всех молящихся, а не только внимания «молитвенному диалогу» священника и хора. Для этого можно начать с простых вещей. Священник перед службой, сразу после часов обращается к прихожанам: «Братья и сестры, в ближайшие дни будет рожать наша прихожанка N. Прошу вас сегодня на службе помолиться об успешном исходе ее первых родов» (Поводов для молитвенного участия в чужой судьбе может быть много: «муж ушел», «дети заболели», «работу нужно искать» и т. п.). Многие прихожане (и особенно «захожане») настолько погрязли в эгоизме, что даже на «Общее дело» – Литургию, приходят только с личными просьбами и желаниями. Подобные же просьбы священника о молитве рождают любовь и сопереживание. Причем совместная молитва людей, часто, если не всегда, будет рождать ответы в виде чуда. Люди почувствуют, что молитва влияет на мир, что Бог, Который есть Первопричина бытия, через молитву дает и Своим чадам побыть причиной. 3. При приходе обязательно также должна действовать воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. Что касается школы, то предметы в ней не должны ограничиваться одним «Законом Божиим», но следует также учить детей некоторому мастерству, развивать их творчество. Для этого можно привлекать к участию тех прихожан, которые могут научить детей чему-нибудь интересному и полезному, освоить какой-либо «ремесленный» вид деятельности. Для взрослых следует проводить отдельные беседы (лекции, курсы), на которых помимо приходских тем и личных вопросов стоит отдельно говорить о двух сторонах духовной жизни христианина: понимания Священного Писания («теория» веры) и осмысленного участия в Богослужении («практика» веры). При проведении бесед можно устраивать чаепитие или просмотр художественных кинофильмов (с их обязательным обсуждением). Время для проведения таких бесед пастырь должен назначать, исходя из ситуации и личной занятости, но лучше, чтобы это был не воскресный день (так как после длительной воскресной литургии мало кто будет оставаться еще и на беседы), а какой-либо из дней на неделе (например, пятница), и не с утра, а после окончания рабочего дня (лучшее время с 19 до 21 ч.).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Всех школ в районе действий Алтайской миссии в отчётном году находилось 38 с 1,223 учащимися. Лучшие по успехам и поведению ученики этих школ были отправляемы для дальнейшего образования в Бийское Катехизаторское училище при Бийском архиерейском доме. В этом училище, предназначенном быть рассадником миссионеров для Томской и других сопредельных с нею Епархий, в отчётном году воспитывалось 77 (инородцев 59, русских 18). Многоразличным образом выражалась благотворительная деятельность алтайской миссии, имеющая столь важное значение в служении благовестническом. Исторгнутые из языческой среды и обстановки, оторванные от всех прежних, иногда самых близких связей и отношений, новокрещёные во многих случаях требовали от миссии и особых попечений, и особых, иногда значительных расходов. Бесприютным и бездомным из них надобно было купить бревенчатые юрты или избы, отпускать хлеб на пропитание или натурою, или же выдавать деньги на его покупку, снабжать их сельскохозяйственными орудиями, семенами на посев и пр. Не менее симпатичною формою выражения благотворительности в алтайской миссии служит медицинская помощь, которую о. о. Миссионеры, в меру доступных им средств и познаний оказывают безразлично крещённым и некрещёным инородцам Алтая. При этом некоторые из учителей миссионерских школ и псаломщиков с успехом действуют среди инородцев в качестве оспопрививателей. Правильно организованную медицинскую помощь можно встретить только в центральном пункте миссии; в Бийске, где в отчётном году была построена больница с отдельным помещением для заразных больных. При этой больнице имеются аптека, наёмные врач и фельдшер. Круглые сироты, в малолетнем возрасте, со всех станов миссии, по рекомендации миссионеров, помещаются в Улалинском сиротском детском приюте. В отчётном году в сем приюте содержалось 2 мальчика и 23 девочки. Заведует приютом управляющая женским монастырём, служат сёстры монастыря. Издательская деятельность Алтайской миссии ограничивалась в отчётном году напечатанием на алтайском и русском языках: 1) Бесед к готовящемуся ко Св. Крещению об Истинном Боге и истинной вере, (издание второе, исправленное и дополненное преосвященным Макарием, епископом Томским, при участии одного из алтайских миссионеров) и 2) краткой биографии основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария, изданной ко дню его юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Выступили также: протоиерей Игорь Талько, секретарь Владивостокской епархии, протоиерей Ростислав Мороз, руководитель отдела религиозного образования, иеромонах Марк (Корнилов), преподаватель Владивостокского духовного училища, Д.В. Гордеев и Р. В. Секретарев, преподаватели кафедры теологии и религиоведения ДВГУ, М. И Романов, пресс-секретарь епархии. По всем вопросам повестки дня состоялось заинтересованное обсуждение, в результате которого были приняты постановления. Среди других решений форума можно отметить следующие. Съезд постановил - считать одной из главных причин слабого развития на приходах широкой миссионеркой работы и привлечения к ней подготовленных мирян несформированность приходских собраний и отсутствие общинной жизни. У членов приходских собраний имеются ограниченные возможности сопричастности к деятельности храмов, в результате чего у людей теряется мотив и интерес к церковно-общественному служению. Поддержано предложение совершать периодически во всех храмах епархии миссионерские богослужения с благословения архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина без учета продолжительности времени деятельности храма, так как это способствует более эффективному просвещению крещеных людей. Учитывая сложное положение с миссионерскими кадрами в приходах, съезд предложил городским храмам оказывать помощь сельским церквам с целью оказания им поддержки в миссионерско-катехизаторской работе. Все журналы постановлений съезда будут опубликованы на епархиальном сайте в ближайшее время. Проведение регулярных епархиальных миссионерских съездов - традиция Владивостокской епархии , идущая еще с 1913 г., - прокомментировал итоги работы форума игумен Иннокентий (Ерохин). - До 1917 г. было проведено 5 таких собраний, в наше время они были возобновлены в 1997 г. В этот раз у нас получился хороший и живой разговор по самым различным вопросам, хотя лично я, не скрою, переживал, что и как будет, найдут ли отклик доклады. Нашли. Удивительно, за целый день работы - незаметно обычной усталости. Я рад, что у нас есть миссионерский потенциал. Нужно растить кадры. Для миссионеров мы подготовили и раздали много информационного и методического материала. Мне показалось, что участники съезда разъехались домой с очень хорошим настроением и надеждой на будущее.

http://drevo-info.ru/news/7537.html

В отчётном году существовало 38, в коих обучалось мальчиков и девочек 1,223 человека. В Катехизаторском училище, при Бийском архиерейском доме, воспитывалось 77 человек (инородцев 59, русских 18), из них: на средства миссии и епархиальные 56, из суммы, отпущенной Хозяйственным Управлением, по определению Св. Синода, на нужды миссии и на стипендии противораскольнического Братства 11 пансионеров, на средства Енисейской епархии 3, на средства Бийского архиерейского дома 4 и своекоштных 3. Киргизская миссия В отчётном году миссия вступает в одиннадцатый год своего существования. В минувшем году Киргизская миссия осчастливлена великим даром: Его Императорское Высочества, Государь Наследник Цесаревич в проезде свой чрез г. Омск, Всемилостивейше благоволил даровать миссии дорожный миссионерский ящик, содержащий в отдельных сафьяновых футлярах: серебряные и позлащенные Св. Крест, Евангелие, дарохранительницу, крестильный ящик, кадило и священническое облачение. Дар этот, как дорогой знак Августейшей милости и внимания к миссии, принят был с чувством глубочайшей признательности и горячею молитвою о вожделенном здравии Его Императорского Высочества. Состав служащих миссии и их деятельность До половины отчётного года было три стана при двух миссионерах. Место Буконского миссионера было свободно и Буконским станом заведовал Больше-Нарымский миссионер. В июле месяце вступил в отправление обязанностей Буконского миссионера священник о. Ефрем Елисеев, получивший специальную миссионерскую подготовку на противомусульманских курсах при Казанской Духовной Академии, принятый Томским епархиальным начальством для служения в Киргизской миссии; миссионер иеромонах Сергий, утверждённый 11 ноября в должности помощника начальника миссии, о коем сказано в отчёте Алтайской миссии, командирован в посёлок Шульбинский, предназначенный к открытию в нём миссионерского стана, о чём ходатайствуется пред Советом Миссионерского Общества. Таким образом, к концу отчётного года миссия состояла из трёх станов: Буконского, Больше-Нарымского, Долонского и имеющего открыться в Шульбинском посёлке, при следующем составе служащих: 1 иеромонах, 3 священника, 4 псаломщика и 2 толмача.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Сроки пребывания студентов на миссионерской практике можно дифференцировать по следующей схеме: Краткосрочная поездка – пребывание в МС сроком до 2-х месяцев. В краткосрочные поездки следует направлять студентов по окончании 1 курса обучения в устроенные МС с налаженной деятельностью. Цель поездки – приобретение опыта, помощь в конкретных делах, требующих рабочих рук: ремонт или постройка храма, устройство приходов и т. д. По времени года, это, как правило – период летних каникул и, таким образом, миссионерская практика не затрагивает учебного процесса. Поездка средней продолжительности – пребывание в МС сроком от 3 месяцев до полугода. В поездках средней продолжительности студенты участвуют в локальных экспедициях по территории миссионерской ответственности, проводят катехизические и огласительные беседы. В поездки средней продолжительности следует направлять студентов по окончании 2 курса обучения. Вполне возможно привлекать практикантов к работе по устроению МС на новом месте, – под руководством опытных миссионеров, к созданию первичных приходских общин в отдаленных поселках. Долгосрочные экспедиции – продолжаются до одного года и требуют обязательного перевода студентов на экстернат или дистанционное обучение. В эти поездки могут направляться студенты, окончившие 2 курс и показавшие личное расположение к активной деятельности, добросовестное отношение к обязанностям и не замеченные в нарушении норм церковного благочестия. В долгосрочной поездке практикант участвует в нескольких локальных экспедициях продолжительностью 1,5–2 месяца, приобретает необходимый опыт для работы именно на конкретной территории, изучает начатки языка и культуры. Возможно индивидуальное катехизаторское служение в отдаленном поселке при наличии надлежащих условий. В перспективе, по окончании духовной школы, практикант может быть направлен для дальнейшей работы именно в этот регион. Привлекать к долгосрочным поездкам следует преимущественно тех студентов, которые имеют выраженную мотивацию к миссионерскому служению, имеют хорошую успеваемость и нацелены на продолжение миссионерской деятельности по окончании учебного заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Я с удовольствием буду смотреть диспуты с сектантами, беседы с молодежью и детьми, занятия вашей воскресной школы, «застольные» миссионерские вылазки… Словом, мне интересно (я говорю от лица современного христианина) все, что вы делаете, – но что согрето теплом вашей личности. Через какое-то время, узнав какого-то интернет-пастыря, я полюблю его и буду с нетерпением ждать очередной заметки или очередного видео. Мне станет интересен сам этот человек, который, пусть не идеально, но живо делится со мной своей жизнью и служением. Через этого человека я укреплюсь в вере и, конечно, постараюсь как-нибудь помочь (хотя бы финансово) этому служителю нивы Божией в его деятельности. Как оттачивать мастерство? Обязательно купите цифровой диктофон и записывайте свои проповеди. Не для народа, сперва – для себя. Прослушивайте их и анализируйте. Многие пастыри здесь небрежны: прихожане на все скажут «Спаси, Господи», вот они и не радеют о проповеди. Но уровень проповеди пастыря должен расти, над этим нужно работать, учитывать свои ошибки. Удачные проповеди потом можно размещать на сайте, переводить в текст и т.д. Также советую записывать свои катехизические беседы и уроки, проводимые в воскресной школе. Предвижу возражения: «Да там ничего хорошего нет». Если это и так, то именно потому, что мы часто относимся к своей проповеднической или катехизаторской деятельности как к чему-то преходящему и незначительному. Посидели, пообщались – и слава Богу. Но если мы начнем относиться к своим выступлениям иначе, а именно как к тому, что должно прозвучать для сотен и тысяч людей, что должно остаться на годы, – это побудит нас ответственней подходить и к урокам в воскресной школе и к проповедям. Советую также приобрести цифровой фотоаппарат и видеокамеру и вести фото- и видео-летопись знаменательных событий жизни прихода. Пусть сегодня кажется, что это не нужно, но это может оказаться востребованным спустя годы. Упустить, потерять это нельзя. Я вообще считаю (и делаю так), что не нужно упускать, но записывать на видео свидетельства прихожан о чудесах Божиих, если произошло что-то действительно удивительное, документальные свидетельства очевидцев событий церковной истории, просто свидетельства людей, которым есть что рассказать о своей жизни.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zachem-past...

После долгой и напряженной полемики государство признало право средних школ на преподавание «Основ православной культуры» в качестве факультативного предмета. Параллельно был разработан стандарт «теология» для высших учебных заведений. Все это открыло новые возможности для просветительской деятельности Церкви. Однако сразу же возник другой вопрос: хватит ли у самой Церкви сил для того, чтобы использовать открывшиеся возможности? До настоящего времени этих сил явно не хватало, о чем в марте 2003 года достаточно резко говорил в своем обращении к московскому духовенству Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: «Миссионерская и катехизаторская деятельность приходов по-прежнему, как в советский период, замыкается почти исключительно в стенах храмов или церковноприходских школ, в то время как существует множество других возможностей для убедительного свидетельства о православной вере и православной культуре. Вне сферы нашей катехизаторской и просветительской деятельности остаются светские учебные заведения всех уровней, где можно и нужно организовать, по согласованию с руководством этих заведений, даже вне рамок основного учебного процесса, христианские православные факультативы, циклы тематических лекций и пастырских бесед. Из-за нашей инертности и лени мы не выполняем прямой заповеди Господа: Идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28:19–20 ). Как известно, свято место пусто не бывает, и образовавшийся из-за нашей нерешительности и лени вакуум настойчиво занимают сектанты и представители других конфессий, которых можно встретить повсюду, от детских домов до домов престарелых, от общеобразовательных школ до университетов и академий». Деятельность сект и так называемых «новых религиозных движений» бросает вызов Православной Церкви и другим традиционным религиям, отторгая от них потенциальную паству. По некоторым данным, в России действует до 5000 сект, самая крупная из которых – свидетели Иеговы, насчитывающая 150 тысяч последователей. Достаточно многочисленны группы сайентологов, неопятидесятников, мунитов. Многие секты относятся к числу деструктивных, оказывая разрушительное влияние на психику своих адептов. Растет число сатанистских сект, толкающих людей на чудовищные преступления. В Русской Православной Церкви создаются центры по реабилитации жертв деструктивных сект и по борьбе с сектантством. Древние восточные Патриархаты на современном этапе

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010