Таким образом, требовать строгого соблюдения приведенного канона во всех внебогослужебных собраниях, а тем более имеющих миссионерский характер, невозможно. В тексте «Обращения…» критически рассматривается миссионерская деятельности «отдельно от евхаристической общины» в т.н. структуре «малой группы», т.к. это таит в себе угрозу создания «параллельной Церкви». Здесь следует вспомнить, что рассматриваемый «Альфа-Курс» является формой протестантской миссии, и не претендует на звание катехизаторской школы. Было бы ошибкой подходить с одинаковых позиций к миссионерским мероприятиям и внутрицерковной катехизации. Проведение бесед (или серии бесед) с нецерковными людьми само по себе не приводит к созданию «параллельной Церкви». Напротив, любое миссионерское усилие имеет своей целью благовествование на «краю земли» ( Деян.1:8 ), т.е. вне Церкви, дабы помочь человеку переступить порог Храма и стать членом Кафолической Церкви. При этом к проведению таких миссионерских бесед можно привлекать активных мирян, имеющих необходимые навыки и желание. Ссылка на текст 1Фес. 5:12 в «Обращении…» отрицает возможность миссионерского служения мирян (четко обозначенного в Концепции миссионерской деятельности РПЦ 178 ) и не является основным аргументом против «Альфа-Курса». Тем более, что в парадигме развития православных форм «Альфа-Курса» предполагалось участие священнослужителей в проведении подобных бесед. Седьмой пункт «Обращения…» выдвигает обвинения в существенных искажениях православной христологии, низводя ее до проповеди радикального несторианства. Для адептов «Альфа-Курса» Иисус Христос в первую очередь обычный человек, Божество которого сокрыто. Проповедники «Альфа-Курса» утверждают, что Христос мог согрешить, что на Кресте Его покинуло Божество, таким образом, подпадая под анафематизмы V Вселенского Собора (12-й и другие). К сожалению, участники конференции не привели конкретных цитат под такое серьезное обвинение. Анализ пособий «Альфа-Курса» выявил иное отношение к Личности Господа Иисуса Христа. Например, в «Руководстве для лидеров молодежных групп» утверждается, что «Иисус был на 100% человеком… Он называл Себя Богом-Сыном… Христиане верят, что Иисус действительно был Богом, и что Он действительно воскрес из мертвых» 179 . Эту же мысль выражает и один из ведущих курса «Альфа и Омега»: «Иисус Христос – это Бог и в то же время Он является стопроцентным человеком. И каким-то чудом все это смогло в Нем соединиться» 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Итак, в школах – вот какие люди, по сложившемуся (как видно) понятию извне и по самой сущности внутри. На службе могут ли быть другого качества?.. О. Фаддей Осозава пишет из Маебаси, что, по поверке кружки, Петр Кураока оказывается совершенно неповинным ни в каком заимствовании из нее. Спасибо хоть за это! Были двое христиан из Симоямада, в Эцинго; христиане усердные; члены местной компании, разрабатывающей керосинные источники. Был, вместе с Саввой Хорие, Ока Кейске, знаменитый сендайский синолог, мой давний знакомый; к сожалению, христианство от гордых ушей «гакуси» отстоит на недосягаемое пространство. С шести часов была всенощная, ибо завтра японский гражданский праздник «кигенсецу». Все учащиеся были в Церкви. Пели причетники, служил новопоставленный иерей о. Андрей Метоки, и очень хорошо. 30 января/11 февраля 1897. Четверг. С восьми часов Обедня, которую служили три священника. На молебен выходил и я, и было пять священников. Многолетие оба хора совокупно заразнили так, что хоть из Церкви бежи – один язычник и убежал. – После Обедни я посоветовался с о. Павлом Савабе о Павле Окамура, и положили мы: на родине ли, или где хочет, – и в продолжение одного года непременно явить плоды своей деятельности, то есть приготовить несколько язычников к крещению; под этим условием он будет нынешнее свое полное содержание получать; иначе, если совсем устранится от катехизаторской деятельности, дана будет ему в пенсию половина, и пусть потом трудом рук добывает, что достанет на пропитание семьи. Вызов тотчас же и послан. Было немало посетителей. Между прочим, один семинарист привел трех своих родственников, язычников, – врач, его сын, его племянник – студент Философской школы (Тецу-гаккан); говорил я им о необходимости веры, о Спасителе, но я мог бы говорить к своей двери или, обращаясь, в пустое пространство с тем же успехом. Вечером крайне рассердил Кавамото; лишь только, в шесть часов, я сел с Накаем за перевод, является и просит дать свободу от занятий ученикам на вечер и вследствие того свободу от уроков на завтрашний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В Пятигорске обсудили актуальные вопросы развития церковной жизни на Северном Кавказе Пятигорск, 29 августа 2011 г. 25 августа в здании епархиального управления под председательством епископа Феофилакта состоялось очередное заседание епархиального совета Пятигорской и Черкесской епархии, на котором обсуждались актуальные вопросы развития церковной жизни на Северном Кавказе. Участники заседания ознакомились с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, положенной на отчете Ставропольской и Владикавказской епархии за 2010 год. " Устраивая церковную жизнь в недавно образованных епархиях, - отмечается в резолюции, - важно уделить внимание присутствию Церкви в социальных и образовательных учреждениях. Епархии СКФО имеют достаточную базу для воплощения в жизнь решений Архиерейского Собора 2011 года о миссионерской и катехизаторской деятельности, работе с молодежью, социальной деятельности, материальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций. Считаю возможным для Кавказских епархий в ближайшее время реализовать принятые решения на достойном уровне " . Дальнейшая дискуссия велась с учетом приведенного мнения Его Святейшества. Члены епархиального совета поделились мнениями об итогах прошедшего накануне первого епархиального августовского педагогического совета, поддержали резолюцию педагогического форума, наметили конкретные меры по реализации высказанных предложений. В этом перечне можно выделить программу по строительству православных детских- садов, подготовку к проведению первого съезда законоучителей, совершенствование работы приходских воскресных школ, организацию курсов русского языка и культуры для мигрантов. После обсуждения было принято решение о создании в епархии комиссии по взаимодействию с оздоровительными учреждениями. Как известно, регион Кавказских Минеральных Вод, как и Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, - это одна из наиболее развитых курортных зон России. Ежегодно в санаториях здесь проходят курсы оздоровления сотни тысяч людей. Естественно, что их духовные запросы не должны оставаться без ответа. Вновь созданная комиссия будет сочетать в своей работе социальное и просветительское служение, дополняя деятельность епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и общества православных врачей, сообщает епархиальный сайт.

http://pravoslavie.ru/48322.html

Этот ресурс можно сделать с открытым для общего просмотра сегментом, где информация о мероприятиях будет высвечиваться в режиме новостей , и здесь же для всех желающих будет предоставлена возможность оставить свой комментарий , с желательным упором на оценку эффективности просветительской акции. Короткую информацию в новостной блок может выставлять сам катехизатор, где ему может быть предоставлена возможность размещения своей новости по типу блогов, или же в режиме форума, как это делается в общении со священниками на сайте Ташкентской и Среднеазиатской епархии . Можно назвать конструктивным и положительным опыт Миссионерского отдела Тульской епархии, где проведенные мероприятия должны фиксироваться на видео, и видеоотчет должен высылаться в вышестоящие структуры РОиК. Хотя здесь могут возникнуть сложности,=как с подготовкой отчета, так и с его просмотром и анализом – на все требуется время и материальные ресурсы. Но эти сложности преодолимы, например, путем создания специальной должности референта, занимающегося контролем за деятельностью катехизаторов. Достаточно радикальным и неоднозначно оцениваемым является следующее предложение. Если вдруг потребуется предельно скрупулезная информация о деятельности проповедника или о жизни приходской общины без «коррекции» со стороны «объекта наблюдения», то можно в качестве разовой акции высылать по месту наблюдения «инкогнито» ( инкогнито-визиты ) в виде доверенных лиц. Эта мера может применяться как крайняя в каких-либо экстренных случаях, угрожающих целостности Церкви, духовному и физическому здоровью людей . Поднимая тему поиска нетрадиционных, новаторских для нашей Церкви форм контроля за работой нижестоящих структур или подчиненных людей, можно отметить, что идеальный контроль за проповедником поставлен, например, в секте «свидетелей Иеговы», когда в уличной проповеди участвуют не меньше двух человек, которые пишут отчеты друг на друга . Для нас этот пример, мягко говоря, слишком экзотичен. Но все-таки стоит подумать о том, чтобы на уровне больших приходов, благочиний или епархии сделать две-три параллельные миссионерско-катехизаторские структуры , которые могли бы взаимно оценивать и одновременно подстегивать эффективность работы «конкурентов».

http://bogoslov.ru/article/1464615

Важной задачей является налаживание рабочего взаимодействия Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с Синодальным миссионерским отделом и соответствующими епархиальными структурами. Существует целый ряд проектов и направлений работы, при осуществлении которых такое взаимодействие существенно повысит их эффективность. Многие из обозначенных мною вопросов нашли свое отражение в документе проектного характера «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» , подготовленного нашим Отделом, который содержит рекомендации по осуществлению, организации и развитию основных направлений катехизической деятельности нашей Церкви, в соответствии с теми задачами, которые определил нам Святейший Патриарх. Сейчас документ дорабатывается с учетом полученных откликов и замечаний и будет представлен на рассмотрение Священного Синода. Мы обратились к правящим архиереям епархий с просьбой провести епархиальные совещания по вопросам катехизации и обсудить данный документ, соотнести с поставленными в нем задачами состояние катехизической деятельности в их епархиях и принять возможные решения по ее дальнейшему развитию. Означенные совещания состоялись более чем в 50-ти епархиях (но, увы, не во всех!). Анализ показал, что в ряде епархий наиболее важные направления катехизической деятельности и меры по ее организации и развитию уже проводятся или принимаются соответствующие решения. Назовем основные из них: Выражаю надежду, что эти и многие другие важные направления работы будут осуществляться во всех епархиях. От того, как мы сможем наладить катехизаторскую работу на всех уровнях от приходского до общецерковного, обеспечить слаженность и четкость действий всех звеньев этого очень сложного механизма, взаимодействие наших Синодальных структур, во многом зависит духовный облик нашей Церкви и всего российского общества. Благодарю за внимание. Отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1321003.ht...

Предположив идеальные условия, когда проповедь идет очень успешно – люди непрерывным потоком приходят в храм и воцерковляются, важно отметить, что в этом случае приход пополняется не в виде прямой линии на графике. В социологических отношениях действуют законы, которые математически описываются с помощью экспоненты. Возвращаясь к нашему примеру, согласно экспоненциальному закону, пополняемость за определенный временной период на графике в первое время будет проходить довольно медленно, затем следует этап бурного роста общины, а затем количество людей приближается к максимуму, определяемому вместимостью храма, количеством священников на приходе, устроенностью и комфортностью для прихожан, доступностью прихода к жилью, усердием и поведением пастырей и т.п., то есть практически не растет, а переходит в динамическое равновесие между убывшими и прибывшими. То есть речь идет о том, что даже при успешной деятельности добиться линейного возрастания количества прихожан невозможно. Можно ждать взрывного роста общины через 2-4 года деятельности проповедника. Затем критерием успешности деятельности катехизатора на приходе в количественных показателях может быть только сохранение на одной величине количества прихожан, либо... создание нового прихода. Одним из священников на упоминавшемся IV Миссионерском съезде было сделано очень важное замечание по поводу того, что на одно-, двуклирном приходе имеется определенный социологический предел величины общины, выражаемой в приблизительной цифре в 200-300 человек. Здесь можно применить аналогию с пчелиным ульем, когда сильная семья порождает новый рой, который опытные пчеловоды улавливают и формируют новую семью в новом улье. Если переносить на людей, то практика показывает, что когда община перерастает указанный предел, и в ней возникает определенная нестабильность, отток прихожан из храма или разделение на «фракции», тогда встает необходимость организационного деления общины или формирования нового прихода, постройки нового молитвенного дома или полноценного храма .

http://bogoslov.ru/article/1464615

Помимо ознакомления с надвигающеюся из Финляндии опасностью духовенства Архангельской и Олонецкой епархий, съезды эти выяснили вопрос о неотложности и способах борьбы с агрессивным движением финно-лютеран. Меры, указанные съездами для борьбы с финско-лютеранской пропагандой, сводились – 1) к увеличению влияния духовенства на население чрез открытие викариатства, увеличение числа православных приходов, постройку церквей, устройство катехизаторских курсов при второклассных школах, повышение содержания духовенства для привлечения в Карелию лучших сил, проповедь и богослужение на карельском языке, объезд приходов для живой беседы и т. п.; 2) к усилению влияния школы на карельскую молодежь чрез улучшение учащего персонала, обучение финскому языку, лучшую постановку церковно-славянского богослужебного языка и 3) к распространению книг и брошюр среди грамотных, чрез устройство школьных библиотек для чтения и издание соответствующих книг и брошюр. Кроме того, Видлицкий миссионерский съезд пришел к весьма важному заключению, которым признал необходимым и целесообразным в противовес панфинско-лютеранской пропаганде в Финляндской, Архангельской и Олонецкой Карелии учредить в ней православное братство с задачами миссионерски-просветительными и благотворительными. Составление устава этого Братства и представление его на утверждение Св. Синоду было поручено председателю Видлицкого съезда о. иеромонаху Киприану. Таким образом Видлицкий миссионерский съезд, как инициатор первостепенной важности вопроса о Православном Карельком Братстве, объединившем впоследствии всех православно-русских деятелей Финляндской, Олонецкой и Архангельской Карелии в борьбе с панфинской опасностью, занял в истории этой борьбы видное место. Не бесплодной оказалась инициатива первых 2-х миссионерских съездов и в остальном. Их постановления миссионерско-просветительного характера, одобренные епархиальными начальствами, были признаны заслуживающими внимания и администрацией в лице губернаторов – Олонецкого и Архангельского и таким образом явились на первых порах руководящим началом деятельности в Русской Карелии духовной и гражданской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

- Необходимо скорейшее переиздание справочника о религиях и сектах, изданного Синодальным миссионерским отделом в 2002 г. - Необходимо издавать и распространять пособия и листовки, касающиеся особенностей учения и практики конкретных сект. - Нынешняя ситуация делает необходимым создание и ведение миссионерско-апологетического Интернет-ресурса при каждом епархиальном миссионерском отделе. Видится необходимым создание специализированного Интернет-форума для общения и обмена опытом миссионеров Русской Православной Церкви. - Необходимо активизировать работу экспертного совета по противодействию сектам. В целях профилактики сектантской деятельности рекомендуется: На епархиальном уровне: - формирование фондов библиотек воскресных школ, богословских и мисссионерско-катехизаторских курсов. Техническое оснащение и финансовая поддержка миссионерски ориентированных образовательных проектов; - распространить опыт Белгородской и Старооскольской епархии в реализации мероприятий по обеспечению духовной безопасности. На приходском уровне: - проведение обучающих семинаров в грамотном, аргументированном противостоянии прозелитической деятельности сект; - открытие видеолекториев для просмотра апологетических и антисектантских видеоматериалов; — введение предмета «Сектоведение» на всех обучающих курсах для взрослых; - противодействовать раскольническим группировкам, подрывающим авторитет священноначалия. По ряду сект необходимо выработать отдельный комплекс мер в союзе с психологической наукой, современной лингвистикой и всем практическим опытом Церкви, а так же издать специальные учебные пособия, способные на основании научных данных и изводов библейских текстов дать объективную оценку и разбор вероучения конкретной секты. Участники Съезда подчеркивают, что в деле миссионерской проповеди сектантам следует строго придерживаться христианского принципа: «Обличай грех и заблуждение, но люби грешника», и не допускать личных агрессивных действий в отношении к сектантам. В рамках Съезда также состоялся круглый стол «Миссионерское богослужение». Участниками круглого стола были внесены следующие предложения:

http://azbyka.ru/katehizacija/itogovyj-d...

– В каком году это было? – В 2007 году. Я тогда постарался сразу составить программу и начал систематизировать обширный материал по миссиологии (текстовой и мультимедийный). – Скажите, что, на ваш взгляд, отличает Сретенскую духовную семинарию от остальных духовных школ? – Здесь, прежде всего, специфика Москвы сказывается. Налицо также более интеллектуальный подход и миссионерский уклон. Ректор, архимандрит Тихон (Шевкунов), хорошо понимает: его воспитанники должны встречать людей. Надо встречать ветхозаветных людей, а провожать уже новозаветными. И духовная школа чрезвычайно эффективно реализует эту функцию. Можно сказать без преувеличения: Сретенская семинария сегодня является миссионерским и интеллектуальным центром. Студенты и администрация прилагают все усилия для того, чтобы донести слово Божие до современных людей на доступном для них языке. Отсюда и многочисленные миссионерские поездки, обширная издательская деятельность, прекрасный Интернет-сайт и т.д. А самое главное: у большинства семинаристов-сретенцев видна заинтересованность в миссионерско-катехизаторской деятельности. – Батюшка, но ведь, наверняка, не все студенты сразу активно реагируют на преподаваемый вами предмет. Что вы делаете, чтобы взрастить в них интерес к миссиологии? – На самой первой лекции я спрашиваю у студентов, что они сделали в летний период как миссионеры: навещали ли больных, заключенных, участвовали ли в детских лагерях и других миссионерских видах служения. Могу даже сразу поставить отличную оценку. Уверен, миссионерство живо только практикой, хотя какие-то теоретические знания просто необходимы. Еще на своих занятиях я стараюсь использовать современные технические средства, которые очень помогают и в миссионерских поездках. Так, когда мы посещали детские дома, колонии, то привозили с собой диапроектор и ноутбук. Нам нужно было пробить греховный панцирь у детей и взрослых, насмотревшихся боевиков, мы должны были показать фильмы-антиподы. И после их просмотра завязывается серьезный разговор о смерти, о вреде наркотиков и прочем. И такие фильмы в учебных целях я показываю студентам для того, чтобы они научились анализировать их, сумели почерпнуть из них нужный для конкретной практики материал. Надо сказать, что демонстрация мультимедийных видеорядов, документальных и художественных лент сейчас широко используется в миссионерской деятельности: например, в армии, где несет свое служение отец Савва (Молчанов), в Плескове, в миссионерском отделе академии, в молодежно-миссионерском отделе при нашей гимназии и т.д.

http://pravoslavie.ru/31952.html

в) духовную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, приходской богослужебной жизни и личной жизни воспитанников и преподавателей; г) охрану и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровья воспитанников. 5.3. В целях обеспечения реализации учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе для участников учебно-воспитательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: а) достижения необходимых результатов учебно-воспитательной деятельности; б) выявления и развития способностей воспитанников через дополнительную часть учебно-воспитательной деятельности (секции, студии, кружки), систему летних лагерей, организацию общественно-полезной деятельности; в) участия родителей, педагогических работников и православной общественности в разработке программ учебно-воспитательной деятельности, проектировании и развитии внутришкольной среды; г) эффективного использования времени, отведенного на реализацию учебно-воспитательной деятельности; д) использования в учебно-воспитательном процессе современных технологий; е) эффективной самостоятельной работы воспитанников при поддержке педагогических работников; ж) включения воспитанников в социальное, миссионерское, молодежное служение на приходе, в благочинии и епархии; з) обновления методик и технологий реализации программ в соответствии с динамикой развития системы религиозного образования, запросов детей и их родителей, а также с учетом региональных особенностей. 5.4. Требования к подбору кадров включают в себя: а) воцерковленность; б) среднее или высшее богословское образование; в) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; г) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прохождение катехизаторских/богословских курсов, организованных при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. д) для работы, связанной с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, необходимо (при условии православного вероисповедания) иметь также профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании, (для центра духовно-нравственного воспитания) либо необходимые навыки для ведения данных занятий (для прочих воскресных школ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010