Когда близился первый выпуск в 1886 г., в распоряжении миссионеров появились два циркулярных документа: «Инструкция для учителей миссионерских школ» и «Советы для миссионеров Алтайской и Киргизской миссий» 370 . Оба документа составлены совместно начальником Миссии епископом Макарием (Невским) и заведующим училищем иеромонахом Мефодием. «Инструкция» призвана упорядочить учебный процесс в миссионерских школах, в ней сформулирована краткая программа обучения, указаны важнейшие дидактические принципы, дан перечень приемлемых учебников. Пункт 9, например, указывает, что обучение детей «инородцев» должно происходить на алтайском языке. Даже после того как дети освоят русскую грамоту, они должны будут в равной степени учиться самостоятельному чтению как на русском, так и на алтайском языках. Цель этого – дать возможность учащимся после выхода из школы продолжать образование. В пункте 15 говорится: «Способнейшие ученики миссионерских школ инородческого происхождения или хорошо знающие инородческий язык могут поступать в Бийское Катехизаторское училище не иначе, как достаточно усвоив знания, какие можно сообщать по предметам для церковно-приходских школ за первый год». Таким образом, начальник миссии, открывая возможность поступления в училище всем желающим, окончившим курс миссионерской школы, ставит задачу учителям привести учебный процесс в школах к единообразию. В «Советах для миссионеров…» указаны условия, которые необходимо соблюдать при наборе «питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище». В первую очередь, требовалась нравственная неиспорченность. Были также и формальные условия. После выпуска пансионер обязан был трудиться в распоряжении миссии не менее шести лет. Такое правило сохранилось и позднее. Предусматривалась также возможность денежной компенсации за обучение вместо «отработки». Со временем уровень училища стал довольно высоким, и для жителей Горного Алтая учеба здесь была единственной возможностью получить высшее образование. В начале ХХ в.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Об успехах системы обучения игумена Макария написал в отчете за 1870 г. начальник миссии архимандрит Владимир: «Два мальчика через два месяца могли без помощи учителя легко разбирать в любом месте и по возможности объяснять смысл прочитанного; один мальчик, начавший учиться с особенным прилежанием, стал разбирать целые речения в любом месте меньше, чем через три недели» 347 . С перемещением игумена Макария в 1875 г. обратно в Улалу, на должность помощника начальника миссии, училище возвращено было туда же. После игумена Макария заведование училищем было поручено миссионеру – священнику Матфею Турбину 348 . Впоследствии, после переезда резиденции начальника Миссии в Бийск и учреждением викариатства, Улалинское Филаретовское миссионерское училище было преобразовано в Бийское катехизаторское 349 . В программу обучения входили следующие предметы: «Толковое чтение на русском и местном языках, русский язык, чистописание, Священная история, катехизис, объяснение богослужения, некоторые чтения из истории церковной общей и в особенности русской церковной и гражданской, арифметика, церковное пение и первоначальные сведения о природе» 350 . В течение двух лет содержание преподавателей и пансионеров училища осуществлялось за счет личного жалования тогдашнего начальника Миссии архимандрита Владимира 351 . В дальнейшем Миссия изыскивала средства из других источников. В конце XIX в. на базе улалинской мужской школы в Горном Алтае было организовано профессиональное обучение живописи. В иконописном классе открыл свой талант Г. И. Гуркин. В этом же классе учились рисованию будущие художники – братья Никифоровы, Тельгеровы, Конзычаковы, Зяблицкий, Седаков 352 . После окончания школы Гуркин работал учителем в Улале и Паспауле. В 90-е гг. XIX в. Г. Гуркин учился и работал в иконописной мастерской в г. Бийске, а затем продолжил учебу в пейзажной мастерской И. И. Шишкина в Петербурге. Он вернулся в Сибирь зрелым мастером, к которому уже пришла известность 353 . В зале Г. И. Чорос-Гуркина в краеведческом музее г. Горно-Алтайска есть несколько его картин на «миссионерскую» тему: «Проповедь миссионера», «Митрополит Макарий» и др. В.И. Эдоков, оценивая творчество алтайского художника, подчеркивал, что «Гуркин стал первым алтайцем, деятельность которого переросла рамки национальных границ» 354 . Бийское миссионерское катехизаторское училище

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИКИ ДИАКОНИЯ [греч. Αποστολικ Διακονα - Апостольское служение], миссионерское об-во, находящееся в непосредственном ведении Свящ. Синода Элладской Православной Церкви , координирующее деятельность различных церковных орг-ций (братств, ассоциаций, профсоюзов и т. д.), а также просветительскую деятельность мон-рей и скитов. Существует с 1936 г., офиц. регистрацию получило в 1946 г., устав утвержден в 1969 г. Важнейшей сферой деятельности А. д. является подготовка церковных проповедников, возрождение ин-та духовничества, подготовка духовников, издание правосл. богослужебных книг , организация катехизаторских школ, противостояние инославному прозелитизму. В Уставе Элладской Православной Церкви предусмотрены такие задачи об-ва, как информирование о деятельности А. д. посещающих Грецию иностранных гостей, поддержка проживающих за рубежом правосл. верующих, забота об организации общественной деятельности Церкви и подготовка кадров, организация издательской деятельности, подготовка правосл. программ и публикаций с использованием средств массовой информации и др. технических достижений. А. д. управляется Центральным советом, состоящим из 7 чел., под председательством Афинского архиепископа; в совет входят: епископ - генеральный директор, 2 члена Свящ. Синода, 2 профессора Афинского ун-та и представитель Мин-ва образования Греции. Помимо совета имеется 4 департамента: по адм. и экономическим делам, миссионерско-образовательный, издательский, департамент телерадиовещания и библиотек. В Центре А. д. располагается Исполнительный комитет Свящ. Синода и его Экономический отдел, а также Афинский межхристианский центр, редакции журналов «Екклисия», «Ефимериос», «Феология», газ. «Екклистиастики Алифия», радиостанция Элладской Церкви. 17 нояб. 1958 г. Свящ. Синод Элладской Церкви создал особый Комитет при А. д., занимающийся выработкой единой программы для катехизаторских школ. В 1960 г. в мон-ре Пентелис открылись первые подготовительные курсы. В помощь учащимся было издано «Руководство для катехизатора». С 1958 г. в том же мон-ре работает ДС, деятельность к-рой направлена на повышение образовательного уровня клира.

http://pravenc.ru/text/75714.html

6.3.3. На уровне епархий, округов и приходов необходимо находить возможности для материального обеспечения катехизической и образовательной деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, прямого епархиального финансирования и др.). 6.4. Следует создавать в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации методические центры по катехизации. Учебно-методические материалы по катехизации и воскресным школам должны проходить экспертизу в научно-методическом экспертном совете при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 6.5. Целесообразно взаимодействие и координация усилий епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с соответствующими епархиальными структурами: а) миссионерскими отделами (комиссиями) – по объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм катехизической и миссионерской деятельности; по обеспечению преемственности катехизаторских и миссионерских программ. б) отделами (комиссиями) по делам молодежи – по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катехизаторских программ для молодежи. в) социальными отделами (комиссиями) – по подготовке социальных работников к катехизической деятельности; по участию педагогов-катехизаторов в социальных программах. 6.6. Взаимодействие епархиальных отделов с синодальным Отделом религиозного образования и катехизации в области катехизической деятельности осуществляется в рабочем порядке, регламентированном Положением о епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации. Соответствующие нормативные документы и методические материалы находится в стадии доработки в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Методические разработки и другие материалы по катехизической деятельности находятся и будут появляться на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http :// media . otdelro . ru

http://pravmir.ru/ob-organizacii-katexiz...

Так, например, на ближайших занятиях прозвучит ответ на вопрос: «Почему Господь, будучи благ, попускает страдания безвинных?..» Большинство бойцов стройотряда (так они по давней студенческой традиции называют себя, «бойцы») — уже крещенные, но о вероучении знают, как правило, не очень много. Во всяком случае, как заметили сами ребята после окончания первой встречи — далеко не все, что нужно бы знать православному человеку… К вступлению в отряд всех их побудило не только желание самостоятельно заработать в каникулы на жизнь в предстоящем учебном году, но и возможность сделать что-то для края своими руками, возможность пообщаться с друзьями с разных факультетов и разных курсов. Отряд не случайно назван «Патриот»: в его уставе определено, что совместный труд в стройотряде должен сближать бойцов на положительных ценностях и нравственных основах. Не случайно второй год в рабочей программе на лето — шефская помощь. В прошлом году — домам милосердия в Октябрьском районе, в нынешнем — храму, видному любому в районе издалека и ставшему главной его достопримечательностью. А когда настоятель предложил дополнительно получить еще и знание православного катехизиса, эту возможность оценили все, в том числе и пока еще не крещенные. Сегодня в Российской Федерации действует несколько тысяч таких стройотрядов, в них трудятся около 230 тысяч юношей и девушек. Студенты называют себя «бойцами», у них одинаковая красивая форма — куртки защитного цвета с особыми знаками, броскими аппликациями. У них хорошие, открытые лица. Пожалуй, такие отряды собирают лучших представителей современной молодежи. И отрадно, что именно с духовного просвещения этих молодых патриотов и началась подлинно катехизаторская деятельность в главном в этом виде деятельности храме благочиния. …Студенты шутят: и катехизис, и историю христианства, и литургику, и историю Православия в России, и сектоведение они «сдадут» в конце «летнего семестра» батюшкам только — на «отлично»… 26 мая 2010 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1823/view Новые формы и методы миссионерской и катехизаторской работы с молодежью начали осваиваться духовенством главного катехизаторского храма Красноярского благочиния.

http://pravmir.ru/missionerskaya-i-katex...

Помимо учебных занятий пансионеры обязаны были минимум два раза в неделю поочередно посещать богослужения, трижды в год говеть. Воспитанники училища привлекались и к хозяйственным работам. В основном это было связано с самообслуживанием в общежитии и столовой. Кроме того, физический труд имел большое воспитательное значение. Из-за занятий пансионеры не участвовали в полевых работах весной и осенью. Но заготовка сена летом всецело лежала на воспитанниках. Ежегодно они ставили по 700–800 копен. Работали артелями по 20–30 человек. Училищные покосы находились на берегу Бии. Наблюдал за учениками и руководил работой эконом училища – священник 377 . Воспитанники старшего отделения принимали участие в летних миссионерских поездках начальника миссии в качестве певчих и иподиаконов 378 . Пению уделялось большое внимание. Помимо уроков учащиеся участвовали в общих и хоровых спевках. Пели во время богослужений. Кроме хорового пения практиковалось общее пение с канонархом. Это позволяло обучить пению даже малоспособных, а также содействовало поддержанию молитвенного настроения «юных рассеянных богомольцев» 379 . Через семь лет после открытия, 7 марта 1890 г., училищу были даны права правительственного учреждения, а именно права духовных училищ. С того же года по благословению преосвященного Исаакия, епископа Томского, из епархиальных средств стали выделять 2 тыс. рублей на содержание учителей. До этого времени содержание училища осуществлялось только за счет средств миссии и частных пожертвований. У заведующего появился штатный помощник, а 21 августа 1890 г. начальником миссии епископом Макарием (Невским) учрежден Совет, который должен был решать учебные, воспитательные и экономические вопросы. В состав совета вошли: заведующий училищем, его помощник и «учитель наук» 380 . Авторитет этого органа был достаточно высок. 7 февраля 1891 г. совету катехизаторского училища были даны полномочия аттестовать учителей церковно-приходских школ. К этому времени программа катехизаторского училища соответствовала программам духовных училищ, за исключением древних языков.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Воскресные повторительные школы имеют целью поддержать в детях знания, приобретенные в передвижной школе, чтобы по возвращении после дней в деревню, дети могли продолжать дальнейшее учение. Сверх указанных школ существует еще школа для мальчиков при Валаамском монастыре. Дело преподавания в большей половине подведомственных епархиальной власти школ, как оказалось по ревизии этих школ, произведенной заведующим оными членом духовной консистории, велось хорошо. Недостаточный же успех некоторых школ объясняется главным образом неподготовленностью к учительской деятельности учителей и учительниц этих школ. В целях устранения недостатка в специально подготовленных для народных школ учителях, с 1897 г. увеличен прием желающих поступить на специальные учительские курсы в Сердоболе. К числу слабых сторон финляндских приходских школ до последнего времени относилась и совершенно неудовлетворительная постановка дела преподавания церковного пения. Для устранения этого недостатка епархиальным начальством предположено устраивать в летнее каникулярное время певческие курсы для учителей и учительниц приходских школ. Первые такие курсы состоялись в течении двух недель летом в 1897 г. в г. Сердоболе. В целях подъема религиозного образования той части православного финского населения, которая не имела возможности ни дома, ни в школе получить необходимых познаний из Закона Божия, в некоторых приходах восточной Финляндии заведены так называемый катехизаторские школы. В одном из этих приходов катехизаторскую школу посещали одни дети, а в других и взрослые от 20 лет и старше. В Иломанском же и Корнисельском приходах посещения катехизаторских школ сделались обязательными для всех, кто родился не ранее 1875 г. в первом и 1876 г. во втором. Обычаю устраивать катехизаторские школы съездом духовенства Финляндской епархии, с утверждения преосвященного Финляндского, решено придать обязательную силу для всех приходов Финляндии, о чем все причты и поставлены в известность. Повсеместное распространение в приходах Финляндской епархии школ народных вообще и катехизаторских в частности, в каковом направлении с энергией работают как духовенство, так и в особенности епархиальное начальство, без сомнения, окажет самое благотворное влияние на православную паству Финляндии, повысить ее как религиозный, так и нравственный уровень и ослабить ныне, к сожалению, очень сильное влияние на ее жизнь лютеранства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Всего в 1892 году по Сургутской миссии окрещено: язычников самоедов обоего пола 9 человек, других инородцев 30; браков совершено 6 и отпеваний 41; исповедано и удостоено св. причастия 50 человек. IX часть Православная Российская миссия в Японии. Паства Японской церкви. Состав клира. Количество просвещённых св. крещением за отчётный год. Учебные заведения при Японской миссии и её личный состав. Обозрение преосвященный начальником миссии провинциальных юго-западных и северо-восточных церквей и впечатления, вынесенные из этого обозрения. Оканчивая обозрение состояния и деятельности сибирских православно-русских миссий, нельзя не остановить внимания на православно-Японской миссии 5 , которая с 1875 года находится на попечении Православного Миссионерского Общества и трудится с благословенным успехом в стране, сопридельной с русскими владениями в Сибири. К 31 декабря 1892 года в Японской православной Церкви состояло: церковных общин 212, христиан в них 20,325, священнослужителей 28, в том числе: епископ 1, иеромонахов 2, 1 иерей и 1 диакон; причетников и вместе учителей церковного пения 12, проповедников 128. Крещено за 1892 год: 952 человека. В учебных заведениях миссии состояло: 1) в Токио: в Катехизаторском училище 17 учеников, в семинарии 53, в Причетническом училище 10; в женском училище 74 ученицы; учащихся в сих заведениях 24; из них 5 с академическим образованием. 2) В Хакодате, в училище для приходящих мальчиков и девочек 150 учащихся, при 9 учащих. 3) В Осаке, в приготовительном катехизаторском училище, 9 учащихся; при 2 учащих, считая в том числе местного священника. В Обществе переводчиков религиозных книг состояло 8 переводчиков и 1 редактор двух периодических изданий миссии: «Сейкёо-Симпо», 2-х недельного издания, и «Уранисики» месячного издания. Личный состав миссии в продолжение года состоял, как и прежде, из священника и диакона, они же служат и при посольской церкви, двух иеромонахов и епископа. Все священнослужители и катехизаторы продолжали, по мере сил своих, трудиться для Церкви, и Господь не оставлял их успехом.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

1. Общие положения 1 .1.Задачи миссионерских практик: а) практическое применение знаний, полученных в семинарии; б) укрепление пастырского призвания; в) формирование миссионерских качеств, необходимых для пастырского служения; г) приобретение практических знаний, умений и навыков для осуществления миссионерской деятельности. 1.2. Базовые учреждения миссионерских практик. Миссионерские практики включаются в образовательные программы: – учреждений высшего профессионального религиозного образования на уровнях бакалавриата и магистратуры; – духовных училищ, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности; – епархиальных и приходских образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности (катехизаторских или богословско-педагогических курсов при епархиальных отделах, епархиальных катехизаторских училищ и духовно-просветительских центров, межъепархиальных обучающих центров подготовки миссионеров); – учебных заведений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС ПО и имеющих соответствующие соглашения с Русской Православной Церковью . 1 .3. Места проведения миссионерских практик определяются в соответствии со списком, утверждаемым правящим архиереем на основании представления соответствующего учебного заведения. 1 .4.Требования к уровню подготовки практиканта определяются учебным заведением в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми для студентов. 1.5. Требования к программе практики Пакет методической документации по миссионерской практике должен включать: – общий план практики; – планы практических занятий по направлениям; – календарно-тематический план; – рекомендации по построению и ведению бесед; – указания по ведению дневника практики; – оценочные критерии успешности практики; 1.6. Сроки проведения миссионерских практик определяются реализующим практику учебным заведением в соответствии с требованиями образовательных стандартов. 1 .7. Руководство миссионерскими практиками осуществляет базовое учебное заведение.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

За десять лет неутомимых миссионерских трудов Николаем Юрьевичем было написано и издано около сорока книг и брошюр на темы, касающиеся борьбы с сектами, как старыми, так и новыми, подобными толстовцам. Николай Варжанский , приводя примеры из сочинений Льва Толстого, убедительно показал, что Лев Толстой, по существу, пантеист, отрицающий Бога Творца. Одним из выдающихся явлений просветительской деятельности того времени было издание написанной Николаем Юрьевичем книги «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис», вышедшей в 1910 году. В предисловии к книге Николай Юрьевич писал: «Несколько народных противосектантских курсов, проведенных мною, показали крайнюю необходимость особого катехизаторского общедоступного учебника, который раскрывал бы по возможности полное христианское мировоззрение, указывал бы, что спасительная христианская вера Божия – только одна, а ереси суть антихристовы погибельные измышления, а не христианство , давал бы удобное оружие для отражения сектантской лжи и отличался бы ясностью изложения. У нас есть много противосектантских книг, разбирающих отдельные положения нашего упования, отвергаемые сектантами; есть довольно бессистемные сборники текстов; есть катехизисы, или безразличные к православию, или хотя и хорошие, но очень краткие; есть, наконец, ученые сочинения, мало пригодные для народа. Народного же, православного, дающего христианское мировоззрение, катехизаторского учебника я не нашел, но зато твердо верю, что Господь чрез сорадующихся Истине людей поможет его иметь, если не в настоящем издании, то впоследствии». Книга быстро разошлась, и в 1912 году вышло второе издание, которое автор посвятил «искренно любимым православным московским рабочим» и в предисловии к ней написал: «Многочисленные добрые отзывы о моей книге и теплое отношение к моему труду сотен церковных деятелей вызывают мою искреннюю признательность им за их снисходительное внимание. Первые 5000 экз. " Доброго исповедания " давно уже разошлись, не давши изданию пробыть у меня 10 месяцев. И так как спрос на книгу продолжается, то я приступаю ко 2-му изданию. В предисловии к 1-му изданию я усердно просил указать мне недостатки книги, на случай нового издания. Частные письма не указывали мне недостатков, а лишь одобряли и поддерживали книгу в данном ее содержании. Из печатных отзывов только один, принадлежащий анонимному автору в газете " Русское Знамя», называл мою книгу " Злым исповеданием», советовал рвать книгу, и главным образом за то, что в ней признана за священнодействием монашеского пострижения благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010