2. Назначить председателем указанного отдела игум. Иоанна (Экономцева) с освобождением от должности зам. председателя ОВЦС. – 1991, 5, 10. 1371. СЕМИНАР в Москве по созданию детских садов при приходах. – 1991, 10, 54. 1372. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 22 октября 1991 года: Назначить свящ. И.Вавилова членом Отдела с освобождением от пастырского служения в Тверской епархии и направить его в распоряжение Святейшего Патриарха. – 1992, 1, 10. 2. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) 1373. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года 1. Об образовании Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации. 2. Назначить председателем указанного отдела игум. Иоанна (Экономцева) с освобождением от должности зам. председателя ОВЦС. – 1991, 5, 10. 1374. СЕМИНАР в Москве по созданию детских садов при приходах. – 1991, 10, 54. 1375. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 22 октября 1991 года: Назначить свящ. И.Вавилова членом Отдела с освобождением от пастырского служения в Тверской епархии и направить его в распоряжение Святейшего Патриарха. – 1992, 1, 10. 3. Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 1376. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1995 года: 1. Образовать Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами. 2. Назначить председателем Отдела архим. Савву (Волкова), клирика г. Москвы, с возведением его в сан епископа с титулом “Красногорский, викарий Московской епархии”. 3. Сотрудников сектора ОВЦС по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами зачислить в штат новообразованного Отдела. – 1995, 6–8, 8. 4. Миссионерский отдел 1377. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 22 февраля 1995 года: Об образовании специальной рабочей группы по планированию возрождения православной миссии РПЦ на ее канонической территории под председательством еп. Белгородского Иоанна, викария Курской епархии. – 1995, 1–4, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проф. Таврического университета, зам. Председателя Совета министров Крыма Владимир Казарин сделал доклад «Крым и формирование религиозного сознания Пушкина», где показал изменение отношения Пушкина к религии. По мысли докладчика, идея цикла стихов «Подражания Корану», с которой и начинается, собственно, процесс приобщения поэта к ценностям религии, связана с Крымом. Зам. директора РГНФ, проф. Владимир Захаров остановился на возникшей в последние десятилетия дилемме: «Ф.Достоевский или К.Леонтьев». Хотя эти писатели и представляют разные грани национального сознания, но в докладе акцентировалась не столько противоположность их писательского дара, сколько их принадлежность православной культуре. Проф. Литинститута Борис Тарасов проанализировал христианские основы историософии Тютчева, показав, что центральным понятием этой историософии является не панславизм, а понятие «христианской империи». Проф. Университета Тромсё (Норвегия) Эрик Эгеберг интерпретировал проблему «Бог и человек в лирике Афанасия Фета». Проф. Люблинского католического университета (Польша) Моника Жидек рассмотрела, как именно мотив Богородицы представлен в творчестве писателей «первой волны» русской эмиграции (Б.Зайцева, И.Шмелева, А.Ремизова). Первый день конференции завершился докладом проф. Донецкого университета (Украина) Владимира Федорова «Слово и Бог»,  вызвавшим наиболее решительные возражения большинства дискутантов. Во второй день конференции работали две секции. В первой секции рассматривались проблемы русской литературы XIX века. Были прослушаны доклады о. Евгения (Сидорина) из Кемеровского университета, Наталии Видмарович (Загребский университет, Хорватия), Наталии Жилиной (Калининградский университет), Александра Моторина (Новгородский университет), Андрея Кунильского (Петрозаводский университет), Александра Кондратьева и Михаила Белянина (Липецкий педагогический университет), Эльмиры Афанасьевой (Кемеровский университет). Наиболее горячую дискуссию вызвали доклады, посвященные проблеме соотношения художественного творчества Л.Н.Толстого и православной духовности.

http://pravoslavie.ru/11897.html

Много вопросов задается о причинах лояльного отношения нашего правительства к церковным органам и другие вопросы. Раньше наша печать упоминала о религии только в ругательском тоне, а теперь отмечает ее заслуги. «Чем это вызвано?» – спрашивает работница второй клинической больницы т. Шевчук. « Церковь выпускает свои журналы, учебники. Можно ли приобрести их?» – интересуется бухгалтер МОЗО т. Кочергина. Могут ли коммунисты и комсомольцы крестить детей? Существуют ли духовные школы, и какой порядок приема в них? Имеют ли равное право в нашей стране другие религии? Верно ли, что изменившееся отношение в нашей стране к религии проведено под влиянием Англии и Соединенных Штатов Америки? Действительно ли восстанавливаются разрушенные монастыри? Приведенные факты показывают возросшую деятельность церковников и усилившееся влияние религии среди некоторой части взрослого населения и учащихся школ. Зам. зав. оргинструкторским отделом МГК ВКП(б) Наголкин Зав. сектором информации Подельщиков Помета вверху слева на первом листе: «Попов ознакомился» 312 . ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 61. Д. 46. Л. 59–63. Подлинник. 155. Постановление СНК СССР «Об утверждении предложений Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР о разрешении открытия богословско-пастырских курсов в городах Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе» 22 марта 1945 г. Секретно 511–147с Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить предложения Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР о разрешении открытия двухгодичных богословско-пастырских курсов в городах Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе. 2. Обязать Совнарком УССР, Совнарком БССР, Ленинградский горисполком и Ставропольский крайисполком представить соответствующие помещения для указанных курсов и оказать содействие в оборудовании их за счет средств епархиальных управлений. Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов Управляющий делами Совета Народных Комиссаров СССР Я. Чадаев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановлением Архангельского губернского исполкома от 20 июня 1929 г. ц. ап. Иоанна была закрыта, как «грозящая обвалиться», колокола подлежали сдаче в Гос. фонд колоколов. 25 июня власти сделали попытку снять колокола, но им воспрепятствовали прихожане, собравшиеся к церкви по набату. Прихожанами руководили Л. С. Долгобородов (зам. церковного старосты, потомок прп. Варлаама Важского) и Г. П. Мелкий (зам. председателя совета общины верующих), прихожан поддержал свящ. Артемий Власов, служивший в соседней церкви и окормлявший приход ап. Иоанна Богослова. Для подавления сопротивления была вызвана милиция, 26 июня колокола с храма были сняты. Решением особого совещания коллегии ОГПУ от 3 сент. 1929 г. Долгобородов был осужден на 3 года заключения в СЛОН, Мелкий - на 3 года ссылки в Сибирь, свящ. Артемий - на 1 год ИТЛ (Архив УКГБ Архангельской обл. Следств. дело П-7886). В 1929 г. в часовне прп. Варлаама было устроено зернохранилище колхоза им. Кирова, в здании Свято-Духовской ц.- школа. В 1949-1950 гг. разобрали каменный Иоанновский храм, в 1998-1999 гг. рухнула Свято-Духовская ц. К 2003 г. сохранилась часовня над местом захоронения прп. Варлаама. Арх.: РГАДА. Ф. 281 (грамоты Коллегии экономии), 1460; Синодик В. м.//РГАДА. Ф. 201. 108; СПбФИРИ РАН. Ф. 27; ГААО. Ф. 829. Ист.: ГВНиП. 280, 281, 282; ДАИ. 1846. Т. 1. С. 34-35, 227-229; Сб. Грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. Стб. 649, 650-651, 686-690; Синодик 1670 г. Богословского мон-ря, что на Ваге//РА. 1870. С. 1076-1082. Лит.: Мясников М. Н. Ист. описание Ваги иг. Шенкурска, сост. из древних Русских Летописей, Царских и Святительских грамот, Писцовых и Дозорных книг, монастырских, церковных и канцелярских записок Матвеем Мясниковым//Отечественные зап. Павла Свиньина. 1829. Ч. 38. 109. С. 232-246; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Т. 2. С. 7-18, 59-68, 107-120; Васильев Ю. С. Феодальное землевладение и хозяйство в Важской земле XV-XVII вв.: Канд. дис. Л., 1971. С. 162-262; он же. Мон-ри и святые Важской земли//История и культура Важского края: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. П. С. Воронова. Вельск, 1992. С. 22-26.

http://pravenc.ru/text/154235.html

Она быстро идет вперед, нельзя от нее отставать, приходится читать много новейшей научной литературы, как советской, так и заграничной. Утомительно это мне, сил делается все меньше да меньше, трудно уже напрягать память... Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?». Господь указал Свою волю следующим стечением обстоятельств. В эти времена (60-е годы) отец занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института, т.е. был директором по научной части. Пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы, предоставив соответствующий план. Получив этот указ, зам. директора, как говорится, пальцем не двинул. Через полгода его вызвали и спросили: «Как обстоит дело с атеистической пропагандой, роздан ли план педагогам?». Отец ответил: «Никакого плана атеистической работы мы не составляли». Через несколько дней, – пишет Николай Евграфович в своих воспоминаниях, – я получил от директора института Козловой письменное приглашение быть у нее в кабинете в назначенное время. Придя в кабинет, я застал там и секретаря партбюро МИЭИ. Разговор был короток и сдержан. – Николай Евграфович, – сказал директор, – мы знаем, что Вы ходите в церковь . Вас там видели студенты. – Да, это правда. – Мы хотим предложить Вам уйти на пенсию. – Наш разговор будет очень коротким, – отвечал я, – у меня пенсионный возраст (68 лет), и я могу уйти хоть сегодня. Присутствующий при разговоре секретарь партбюро предложил мне не торопиться и закончить учебный год. Я согласился. На этом разговор окончился. Из воспоминаний дочери А лет 15 назад Николая Евграфивича хотели еще перевоспитать и изменить его мировоззрение. Как и других старых педагогов, профессора Н.Е. Пестова , доктора наук, попросили сдать курс материалистической философии по программе ВУЗов. Он не отказался, но просил освободить его от посещения лекций, ибо в состоянии был проштудировать требуемые предметы самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Причем разговор о миссионерстве в советские времена предполагает и рассмотрение не-диссидентского миссионерства. Была ведь «инкультурация миссии» и применительно к советской культуре. Вот рассказ митрополита Питирима (Нечаева): «Я прошел всю советскую школу с марксизмом и политэкономией, так что на этом мог иногда и сыграть. Так, например, у Куроедова был первый зам, с которым были определенные проблемы. Однажды я, как директор церковного издательства, вел с ним беседу. Зашел разговор о патриархе Тихоне, его отношениях с Советской властью, и тут этот зам дал мне замечательный " мяч " . " Ну, что вы лояльно относитесь к Советской власти, мы не сомневаемся " . Я сделал паузу и говорю: " Знаете, вы меня оскорбили! Я вам этого не прощу! " Он, человек из центрального аппарата, " чуткий " , сразу заволновался: " Как? Как я вас оскорбил? "  — " Вы назвали меня лояльным, а я — нормальный " , — сказал я. И прибавил: " Более того, у меня перед вами есть преимущество. Вы родились при царе, а я — при Советской власти " . С тех пор у меня с ним проблем не было» . Это часть более широкой темы: миссия в социальных элитах. Интересно было бы подумать над миссией Церкви среди расхристанного русского дворянства XVMI–XIX веков . Еще незанятая тема для исследований — русские богословы в русских университетах XIX–XX веков. И, конечно, греческая православная миссия в Африке, начатая в 50-х годах XX века. Кроме того, пора отделить сектоведение и миссиологию. На первых уроках протестантов нужно критиковать . А вот на вторых надо по-доброму присматриваться — отчего же их миссии столь успешны. Может, и нам что-то можно от них взять? Аналогично и к католической миссии, ее истории и современности надо присматриваться не только для того, чтобы что-то «иезуитское» осудить. Кстати, и слово «инкультурация миссии», столь часто (и верно) звучащее сегодня в устах председателя Синодального Миссионерского отдела архиепископа Иоанна — когда-то было пущено в ход именно иезуитами . — Для самой Церкви насколько значимо ее миссионерство?

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

В нач. 1929 г. в стране обозначился переход от прежней относительно мягкой конфессиональной политики (т. н. религиозный нэп) к резкому ужесточению борьбы с Церковью. Тем не менее 2 марта того же года Антирелигиозная комиссия утвердила подготовленный Секретариатом ВЦИК 3-й вариант законопроекта, но как документ российского, а не общесоюзного уровня. 8 апр. было принято совместное постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Под документом стояли подписи председателя ВЦИК М. И. Калинина, 1-го зам. председателя СНК РСФСР А. П. Смирнова и зам. секретаря ВЦИК А. И. Досова. Текст постановления был официально опубликован в 96-98 газ. «Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК» от 26, 27 и 28 апр. 1929 г., после чего закон вступил в силу. Парадоксальное на первый взгляд одновременное ужесточение антицерковной борьбы и появление нового закона, формально декларировавшего защиту прав верующих, объяснялось тем, что высшее руководство ВКП(б) во главе с И. В. Сталиным использовало для управления религиозной политикой не офиц. гос. правовые акты, а секретные партийные документы. Так, 24 янв. 1929 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято циркулярное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы», к-рое требовало от местных партийных и гос. органов решительных мер против Церкви, объявленной «единственной легально действующей контрреволюционной организацией». Обнародованное через 2,5 месяца после секретного письма ЦК ВКП(б) постановление «О р. о.» фактически являлось демонстративным прикрытием для разворачивавшейся в стране антицерковной кампании. Не случайно в фальсифицированном «интервью» заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), опубликованном в газ. «Известия» 16 февр. 1930 г., этот законодательный акт был объявлен главным доказательством отсутствия преследования верующих в СССР: «Последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию» (Акты свт. Тихона. С. 682).

http://pravenc.ru/text/2578029.html

Начало кампании, ставшей для большевиков предлогом для уничтожения патриаршей Церкви, было положено декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 г. Этот декрет вольскими властями был встречен с нетерпением. Уже 9 марта в Губисполком из Вольска полетела телеграмма следующего содержания: " Уисполком просит сообщить возможно ли не дожидаясь распоряжения образовать комиссию по изъятию церковных ценностей на основании постановления ВЦИК объявленного по радио 23.02.1922 г. Зампред исполкома Коротков " . Того же 9 марта 1922 года Губисполком успокоил товарища Короткова в том, что губернская комиссия по изъятию уже создана в составе: председателя – члена ВЦИК Ерасова, зампредседателя – члена Губисполкома Самсонова, членов – зав. Губфинотделом Трофимова и зам. пред. Губкомпомгола Кульманова. Через два дня комиссия по изъятию церковных ценностей была создана и в Вольске. Она состояла из председателя – зам. пред. Уисполкома Петра Герасимовича Смольникова, его заместителя – члена Уисполкома Федора Ивановича Краюшкина и двух рядовых работников – представителя Уфинотдела Александра Михайловича Глухова и члена Уисполкома Алексея Ивановича Панферова. Впоследствие в состав комиссии вошли Пешехонов Василий Маркелович и Богданов Михаил Христофорович. Вольская комиссия рьяно взялась за дело и естественным образом столкнулась с нежеланием вольских обывателей отдавать святыни в руки безбожников. Дело тем не менее шло довольно мирно, и комиссия была готова принять взамен освященных предметов равное по весу количество драгоценных металлов. 27 марта 1922 года Краюшкин рапортовал Губернской комиссии «Учет подлежащих изъятию церковных ценностей по городу Вольску закончен. Граждане предлагают заменить по весу освященные предметы золотом и серебром. Комиссия находит это возможным. Просим разъяснения и сообщения эквивалента серебра к золоту в слитках и монете. Точное количество изъятых из Вольских церквей драгоценных металлов неизвестно. В Вольском филиале ГАСО сохранилась лишь одна недатированная, но, относящаяся, повидимому, к началу мая 1922 года справка, подписанная председателем уездной комиссии по изъятию Смолянниковым. Согласно этой справке, серебра, изъятого из Вольских церквей оказалось не так уж много...

http://sobory.ru/article/?object=50398

Наталья Теплякова, православная: Во время работы в спецучилище для трудновоспитуемых, где я работала психологом меня хотели уволить за то, что я давала детям читать православные книги, дарила иконки и крестики. Пошла к Владыке Максиму за советом и он сказал: «Работайте. Пока потерпите». Потом заместитель училища по воспитательной работе меня хотел уволить за то, что я водила некрещеных подростков в Церковь крестить. Я хотела уволиться сама, но Владыка не благословил. Зам. по воспитательной работе давал мне прямо на совещании чистый лист бумаги и велел писать заявление об увольнении по собственному желанию. Но я, помня благословение Владыки, отказалась. И твердо сказала: «Сами увольняйте». А вскоре зам. по воспитательной работе уволился сам. Потом и священник начал посещать наше спецучилище. Я верю, что Владыка святой, прозорливый. Он принял большое участие в моей судьбе. Константин Стороженко, строитель: Крестился я уже взрослым, но на протяжении шести месяцев пребывал в заблуждении о том, что креститься якобы не обязательно. Одним из доказательств тому (так внушил мне враг рода человеческого) был следующий помысел: «Иоанн Креститель крестил Господа, но нигде не написано, что он сам был крещен». И вот летом 2001 года я пришел в храм - был праздник рождества Иоанна Крестителя. Служил Владыка Максим и начал говорить проповедь об Иоанне. Он подробно рассказывает о том, как Иоанн крестил Господа, затем поворачивается ко мне, глядит на меня в упор и говорит: «А потом Иоанна крестил Господь, о чем пишет Святой преподобный Иоанн Дамаскин». Я понял, что Владыка знает мои мысли и потом всеми силами души старался не возражать ему даже в мыслях. Николай Лайша, врач-психотерапевт, пенсионер: Когда Владыка Максим преставился ко Господу, я был на курсах усовершенствования в Минске. Срочно выехав, прибыл, однако когда отпевание уже началось. Подойти к телу покойного Владыки и приложиться к нему я не смог, и потом сильно скорбел об этом. Через некоторое время Владыка Максим благословляет меня во сне и я целую его руку, как делал это многократно, за время десятилетнего общения с ним. Рука Владыки была теплая, что меня сильно удивило и ярко запечатлелось в моей памяти.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

УСП:468 ИТИ:100 174 УСП:557 ИТИ:102 175 УСП:606 ИТИ:103 Целый 2–й отдел 3–го тома «Описания» (ДМИ-3) посвящается Афонским спискам Иерусалимо- савваитского Типикона. 176 С. 607. 177 УСП:608 178 ИТИ:104. МАН:265, 269 и т. д.; СКА:440, 462 и т. д.; УСП:665–879 179 Рукописи: Београд Публ. Библ. (МАН:266, 241). Севастьянов 1458 (МАН:28, 424), СПб РНБ 1, п. 1, н. 26 (МАН:268, 428) Берлин (1331 г.): «Типик Романов», Севастьянов 27 (1371 г.) по каталогу Виктора, СПб 1, п. 1, н. 26 (XIV в.) (МАН:428). В русских библиотеках находится немало и других богослужебных книг сербского происхождения. 180 МАН:217 (но см. выше стр. 48: А. Пентковский). 181 Рукописи: Синод. Библ. 383/328 и 384/329 182 Рукописи: СПб РНБ Ф.25 (1409 г.) (МАН:275), Румянцев 445 (1428 г.), из Саввино–Сторожевск. Монаст., Казанск. Университет (1429 г.), из Тр. — Сергиевской лавры, написанный повелением игумена Саввы, Синод. Библ.385 (1441 г.), подаренный Хутынскому монастырю Новгородским архиеписк. Евфимием; Тр. — Серг. Лавра 339 и 240; и т. д. 183 См. выше стр. 54. 184 МАН:280. Рукописи: Синод. Библ. 381/331 (1438 г.): «Тверской Типикон», Румянцев 447, Тр. — Сергиевск. Лавра 242, Типографская Библ. 288–289. 185 МАН:281. 186 МАН:283–294. 187 МАН:311. 188 МАН:319. 189 МАН:323. 190 МАН:294, СКА:436. 191 См. выше стр. 24. 192 См. выше стр. 54. 193 См. выше стр.21. 194 Рукописи: МАН:298 в сноске. 195 СКА:440. 196 СКА:440, МАН:298. 197 МАН:304; см. диссертацию свящ. Бориса ДАНИЛЕНКО: «Окозрительный Устав архиепископа Геннадия Новгородского», МДА, 1989. 198 См. рукописи в МАН:305 и в работе о. Б. Даниленко. 199 МАН: 307. 200 ДМИ-3:495, МАН:249. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010