и представленным в том числе списками в составе Румянцевского сборника ( РГБ, ф. 256, собр. Н. П. Румянцева, 397; далее – Рум. 397 ), содержащего службы и жития, посвященные русским и славянским святым, а также сказания и переписанного в середине XVI Тот факт, что некоторые проложные редакции из Рум. 397 совпадают с редакциями в составе печатного Пролога, отметил уже в XIX в. А. Х. Востоков при описании рукописи (указав параллели для житий Саввы Вишерского, Петра и Февронии, Сказания о Знамении иконы Богородицы в Эта связь была выявлена также для житий Александра Георгия и Макария К проложной редакции, включенной в Рум. 397 , восходит и редакция Жития Стефана Пермского в составе печатного Как оказалось, в этот сборник входит и рассматриваемая Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского. Интересно, что список Жития Авраамия Ростовского из Рум. 397 (л. 338г–341б) давно известен ученым. Его упоминал уже митрополит Макарий (Булгаков), относя к первой «кратчайшей» редакции Жития (со ссылкой на описание собрания Н. П. Барсуков вслед за Макарием поместил его в перечень списков первой редакции Жития Авраамия (вероятно, специально к данному списку исследователи не обращались, ограничившись, возможно, лишь его инципитом, который почти дословно совпадает с инципитом первой редакции). Однако В. О. Ключевский отметил, что в Рум. 397 представлено сокращение первой редакции (другой информации об этом списке не В дальнейшем указание Ключевского осталось без внимания, и списком не занимались. Этим объясняется тот факт, что его связь с редакцией в составе печатного Пролога никем не была замечена. Рум. 397 комплексному анализу не подвергался, но исследователи неоднократно обращались к нему при изучении отдельных служб или житий. Сборник был создан, вероятно, в он включает ряд произведений псковского в языке встречаются псковские диалектные черты. Первая часть Рум. 397 (л. – гимнографическая, ее составляют 37 служб, в число которых вхадят службы почти всем святым, канонизированным на Соборе 1547 и части святым, канонизированным, как традиционно считается, на Соборе 1549 а также службы некоторым святым, канонизированным до и после Макарьевских соборов 1547 и 1549 в том числе и Авраамию Ростовскому, канонизация которого, как считается, состоялась до 1547 Кроме того, сборник включает службы Знамению иконы Богородицы в Новгороде, Мирожской иконы Богородицы и иконы Богородицы в Чирсках, Службу на праздник Всемилостивого Спаса (1 августа).

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОВ Георгий Григорьевич (7.06.1898, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 18.12.1967, Москва), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. Из рабочей семьи. Окончил начальную городскую школу (1911) и школу ремесленных учеников (1915) в Кронштадте. В 1915-1918 гг. работал слесарем на Электромеханическом заводе Кронштадтского военного порта. С февр. 1918 г. служил на красном Балтийском флоте, был машинистом на военном транспорте «Аргунь». С янв. 1920 г. член РКП(б). В июле 1921 г. стал комиссаром на транспорте «Борго», затем председателем парткома канонерки «Хивинец». Поступил в Петроградский ун-т, но не закончил учебу. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. С июля 1922 г. на службе в органах госбезопасности. В 1922-1933 гг. помощник уполномоченного, уполномоченный, старший уполномоченный, оперуполномоченный, помощник начальника отд-ния Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. В 1933-1935 гг. помощник начальника, зам. начальника УНКВД Карельской АССР. В 1935-1938 гг. помощник начальника отделения, зам. начальника отделения, начальник отделения УГБ НКВД по Ленинградской обл. Капитан госбезопасности (март 1936). В 1938-1939 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Был переведен в Москву для работы в центральном аппарате органов госбезопасности. В 1939-1941 гг. зам. начальника отделения, начальник отделения, зам. начальника отдела НКВД (февр.-авг. 1941 НКГБ). Майор госбезопасности (май 1941). В дек. 1941 г. назначен начальником 4-го отдела («по борьбе с церковной и сектантской контрреволюцией») Секретно-политического управления НКГБ. С мая 1943 г. начальник 5-го отдела («по борьбе с духовенством всех конфессий») 2-го управления НКГБ. Полковник госбезопасности (февр. 1943). Занимался организацией встречи И. В. Сталина и наркома иностранных дел В. М. Молотова с патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

сост. В.В. Лобанов Краткие биографические справки Аболин Анс Кристапович (1891–1938) – советский партийный и профсоюзный деятель, латыш. Член РСДРП с 1908 г., образование среднее. Из крестьян Курляндской губ. Вел революционную работу в Латвии, Санкт-Петербурге и Москве, активный участник Гражданской войны. В 1924–1926 гг. зам. зав. Агитпропотделом ЦК ВКП(б). затем отв. Секретарь Пензенского губкома ВКП(б), 2-й секретарь Средне-Волжского обкома ВКП(б) (1926–1928). В 1929–1937 гг. председатель ЦК профсоюза работников просвещения, член Президиума и секретарь ВЦСПС. В 1937–1938 гг. директор Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) (1854–1928) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в Тульской губ. в семье священника. Окончил Московскую духовную академию (1881), кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1897 г. – Рижский и Митавский. Архиепископ (1904) . С 1910г. архиепископ Виленский и Литовский, с 1913 г. – Ярославский и Ростовский. Член Предсоборного Совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Митрополит (1917). С 1918 г член Высшего Перковного Совета. После ареста Патриарха Тихона (1922) временно принял от него патриаршие права и обязанности. Вскоре был заключен под домашний арест в Ярославле, затем переведен в тюремную камеру. В 19231926 гг. в ссылке и тюремном заключении. Согласно завешательному распоряжению Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В мае 1926 г. ради церковного мира отказался от прав на местоблюстительство. Умер в Ярославле. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Агранов Яков Саулович (наст. имя Сорендзон (Соринсон) Янкель Шмаевич) (1893–1938) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился в Могилевской губ. в семье еврея-лавочника. Член партии социалистов-революционеров (1912–1915). в партии большевиков с 1915 г. В 1918–1919 гт. секретарь СНК РСФСР. С мая 1919 г. особоуполномоченный при президиуме ВЧК. С 1921 г. секретарь Малого СНК. В 1921–1923 гг. занимал ряд руководящих должностей в органах госбезопасности. Зам. нач. Секретного отдела ОГПУ (1923–1929). В 1929–1931 гг. нач. Секретного отдела ОГПУ. Осушествлял руководство, принимал участие в следствии по важнейшим политическим делам 1920–1930-х гг: Кронштадтское восстание, крестьянское восстание Антонова, дело Патриарха Тихона. дело об убийстве Кирова, лело Зиновьева Каменева и др. В 1933–1934 гт. – зам. председателя ОГПУ СССР, в 1934–1937 гг. – первый зам. наркома внутренних дел СССР. Комиссар ГБ 1-го ранга. В апреле 1937 г. понижен в должности, затем назначен нач. УНКВД Саратовской обл. В июле 1937 г. исключен из партии и арестован. Расстрелян, не реабилитирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зам. 36. (22:46). Приидет господин раба того: и растешет его, и часть его с неверными положит. Облич. 36. Кто растешет раба? Скажи. Если это сделает Димиург и судия, называемый у тебя Богом; то следует, что ему принадлежат верные: ибо, наказуя не хорошо поступающего раба, часть его полагает с неверными. Если же сие имеет исполнить Отец Христов или Сам Христос: то ясно ты сам против себя сберегаешь свидетельство. Ибо, признавая, что это сделает или Христос, или Его Отец, ты несомненно признаешь, что Он же есть Судия, и благой, и один Он имеет промышление и о сем, и о том мире. Зам. 37. (12:58). Да не како привлечет тебе к судии, и судия предаст тя слузе. Облич. 37. Судиею называет Маркион Димиурга, а истязателем каждого из его ангелов, которые потребуют от грешников отчета в их деяниях. Какие же это деяния, как не проступки и грехи, которыми гнушается и Иисус, и которые Он, по твоим, же словам, воспрещает? Посему если Судия и Димиург гнушается тем же самым, чем гнушается благой Бог: то самое дело и единство благоволения показывают, что это один и тот же Бог. Зам. 38. Опущено, начиная с слов: пришли нецыи, поведающе Ему о Галилеех, ихже кровь смеси Пилат c жертвами их (13:1), до того места, где говорится об восемнадцати убитых башнею в Силоаме (ст. 4); а также опущены и сии слова: аще не покаетеся (5), до притчи о смоковнице, о которой сказал земледелец: окопаю, и осыплю гноем; и аще не сотворит, посеки ее (8:9). Облич. 38. Все это хищник, скрыв от себя самого истину, уничтожил потому, что Господь признает справедливость суда Пилатова над сими, а также и то, что справедливо умершие в Силоаме, как грешники, наказаны так Богом. Когда же кто-либо подделает царские повеления: тогда из древлехранилищ предъявляются, свидетельствованные в верности, списки, и уличают безумцев. Так и предъявляемое из царского дома, то есть из святой Божией церкви, Евангелие обличает сих мышей, истребляющих прекрасные одежды. Зам. 39. (13:16). Сию же дщерь Авраамлю, юже связа сатана. Облич. 39. Если пришедший Господь имеет попечение о дщери Авраамовой, то не чужд ему Авраам. Ибо, оказывая милосердие его дщери, Господь исповедует, что Авраам благоугодил Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магист. дис. «Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484-519)», за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного д-ра богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании проф. богословия ЛДА по кафедре зап. исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре зап. исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей». В июле 1956 г. Б. выступил с докладом «Символы веры и Соборы» на возобновившихся собеседованиях богословов и церковных историков РПЦ и Англиканской Церкви, проходивших в Москве, в ОВЦС. С 5 июня 1959 г. Б. являлся сотрудником ОВЦС (с 28 авг. 1960 по 15 февр. 1961 - зам. председателя отдела, с 22 февр. 1963 по 23 июня 1966 - 2-м зам. председателя, с 15 дек. 1972 - консультантом, с 26 дек. 1984 по 14 нояб. 1989 - зам. председателя, со 2 окт. 1997 - внештатным консультантом ОВЦС). 28 авг. 1960 г. Б. вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 Комиссия Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в наст. время синодальная Богословская комиссия ). Б. был активным участником подготовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х гг. По приглашению генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне-июле 1959 г. Б. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в авг. того же года был наблюдателем от РПЦ на заседании ЦК ВСЦ на о-ве Родос; в дек. участвовал в приеме в Москве 1-й офиц. делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с к-рым Б. плодотворно сотрудничал. По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (нояб. 1961, Нью-Дели) в офиц. документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христ. конфессий является исповедание Св. Троицы. Предложение это высказал и разработал Б. Он входил в делегацию Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ, был избран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февр. 1991), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) Б. был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем ц. в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ (включая 7-ю). С июня 1966 по июль 1975 г. был зам. директора комиссии «Вера и церковное устройство». В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях Ватиканского II Собора (1962-1965).

http://pravenc.ru/text/153213.html

Неизвестно, когда установлен этот праздник, но несомненно, что в десятом веке он уже существовал. Судя по службе этого праздника, он явился во время иконоборческой ереси. Канон праздника составлен Иосифом песнописцем (ум. 883). Сначала праздник был местным, a в XII–XIII вв. он сделался общим. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Пр. Стефана Савваита Пр. Стефан был племянник Иоанна Дамаскина от его родного брата. Родился он в 725 г., в 10 лет поступил в монастырь св. Саввы, где пробыл большую часть жизни; иногда он покидал лавру и удалялся в пустыню. Он совершил много знамений и чудес: узнавал чужие мысли, предсказывал будущее, изгонял бесов, врачевал болезни. Жизнь его подробно описана учеником его Леонтием, который провел под руководством св. Стефана 4 года. Скончался он в 794 г. 69 лет от роду. Его не должно смешивать с другим Стефаном Савваитом, творцом канонов, память которого празднуется 28 октября. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Муч. Серапиона Он пострадал в правление имп. Севера (193–210). Его жестоко секли, строгали по всему телу и потом томили в темнице голодом. Выведенный из темницы совершенно здоровым, он привел всех этим в изумление и был осужден на сожжение. Место его страдания неизвестно. Кончину его относят к 205 г. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, Т. 2. Зам.). Св. муч. Маркиана Обращенный в христианство Маркиан, юноша из Иконии Ликаонской, многих других привел ко Христу. Его представили в Каппадокию к правителю Переннию. Сначала юношу хотели совратить с правого пути обещаниями, а потом прибегли к мучениям. Ему строгали щеки, отрезали язык, клали на раскаленную жаровню и наконец отсекли голову мечем. Скончался он около 258 г. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Св. Иулиана, еп. Кеноманийского Св. Иулиан был поставлен в епископы апостолом Петром и послан им в Галлию для проповеди . Прибыв в Кеноманию, св. Иулиан поселился в загородной хижине. Его проповедь и сопровождавшие ее чудеса, привлекли к нему много народа. Число членов Христовой церкви увеличивалось с каждым днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Костеловская Мария Михайловна (1878–1964) – советский партийный деятель. Родилась в Уфе в семье мелкого чиновника. Член РСДРП с 1903 г. Вела революционную работу в Новочеркасске, Севастополе, Одессе, Луганске. Оренбурге, Москве. В 1917 г. секретарь Краснопресненского райкома РСДРП(б), воктябре 1917 г. зам. нач. штаба Красной гвардии Москвы. В 1918 г. председатель Военпродбюро ВЦСПС. С 1919 г. политработник в РККА. С 1921 г. зав. отделом партийной жизни газеты «Правда», затем вновь секретарь Краснопресненского райкома партии. В 1923–1925 гг. зам. представителя Московского комитета РКП(б) ВАРК. В годы коллективизации начальник политотдела моторно-тракторных станций (МТС). С 1946 г. на пенсии. Красиков Петр Ананьевич (1870–1939) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Красноярске в семье юриста. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1908). В 1892 г. примкнул к группе «Освобождение труда», позже член РСДРП(б). После Октябрьской революции предселатель военно-следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией, член коллегии Наркомата юстиции. С 1918г. зам. наркома юстиции, начальник У (УИ) («ликвилационного») отдела НКЮ. С 1922 г. член АРК. С 1924 г. прокурор Верховного суда СССР, с 1933 г. зам. предселателя Верховного суда СССР. Член ЦИК и ВЦИК. Редактор журнала «Революция и церковь » (1919–1924). Активный деятель Союза воинствующих безбожников, редактировал теоретический журнал «Воинствующий атеизм». Автор книги многочисленных статей по вопросам антирелигиозной пропаганды. Один из созлателей советской юстиции. Принимал участие в разработке Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1924 и 1936 гт. Умер в Железноводске. Красницкий Владимир Дмитриевич (1880–1936) – священник Российской Православной Церкви, обновленческий «протопресвитер всея России». Родился на Украине в семье сельского священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1907). Активный член «Союза русского народа». С 1912 г. священник Князь-Владимирского собора в Петрограде. В 1918–1920 гг. работал счетоводом, был инструктором по церковным делам отдела юстиции Петроградского горисполкома, читал лекции в Красноармейском институте и Коммунистическом университете им. Зиновьева. В 1922 г. уклонился в «обновленческий» раскол – один из его главных руководителей и организаторов. Возглавил группу «Живая Церковь », редактировал одноименный журнал. Открыто сотрудничал с ГПУ. В сентябре 1923 г. вместе со своим течением отделился от остального обновленчества. В 1924 г. предпринял неудачную попытку примирения с Патриархом Тихоном. В 1922–1927 гг. «настоятель» Князь-Владимирского собора, одновременно в 1923–1925 гг. «настоятель» Казанского собора. С 1926 г. «настоятель» храма св. Иоанна Милостивого, в 1927–1936 гг. – кладбишенского храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Ленинграда. Умер во время эпидемии гриппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

238 Письма к архим. Антонину. Труды Киев. Дух. Акад. 1867 г. 10–11; ср. мнения: Didron, Manuel d’iconogr. Chr. Introduct; Παρνασσς 1881 (ст. Лампроса: ησος το Πανσελνου σ. 445); Notes sur le peintre byzantin M. Pansélinos: Revue archéol. Mai-juin 1884, p. 324–334. 240 Об архитектуре афонских храмов дает сведения альбом г. Клаггеса в библотеке Академии Художеств; ср. также рисунки в Путешествии Барского. 241 Храм не имеет купола; однако, на основании этого едва ли возможно относить сооружение его ко времени, предшествовавшему Софии Константинопольской: Зам. покл. св. горы 110; тем меньшую вероятность имеет мнение о сооружении его при Константине Великом . Общий характер архитектуры указывает на позднейшее время. 242 Некоторые подробности у еп. Порфирия: Восток христ. II, 2, стр. 275–281; описания не везде точны. 243 Зам. покл. св. горы 115–117. Автор позднее отказался от этого предположения: стр. 303–304 примечание. 244 Еп. Порфирий, Перв. Пут. в афон. мон. II, 2, стр. 273–274. Сн. Зам. пок. св. горы, стр. 303–304. 245 В литургии ап. Иакова: (ερυς) ρχεται μελζειν; в лит. И. Златоуста: μελζεται κα διαμερζεται δ το Θεο μνς. 249 Papety, Les peintures byzaut. et les couvents de l " Athos. Revue des deux mondes 1847; t. 18, p. 769 etc. 260 Сказание это передано подробно у Барского: Втор, посещ. Аф. горн; изд. 1887 г. стр. 283–286. Оно тем легче могло быть занесено в стенописи, что, по преданию, часть чудесно найденных денег употреблена была именно на стенную роспись храма в честь Арх. Михаила и Гавриила. 261 Надпись приведена в Mémoire sur une mission au mont Athos, par Duchesne et Bayet p. 309. В Зам. покл. св. горы, стр. 356 не точно поставлен 1578 г. 265 Надпись издана, с соблюдением палеографических особенностей в ц. с. Дюшеня и Бэйе стр. 307–308. 267 Преосв. Порфирий отмечает здесь еще изображение черепа и костей евр. пасхального агнца, прообразовавшего Агнца Христа. Ц. с. 253–254. 268 Здесь устроены два параклиса, роспись которых имеет специальный характер и несовременна росписи собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Задун. и Адр. Славяне, стр. 7). В уезде никопольском болгары совращены в унию в 1366 г., а в филлипопольском в прошлом столетии. Церковными делами филиппопольских униатов и католиков сперва заведывали священники, присылаемые из Италии, а потом учреждено было апостолическое викариатство, состоящее из 5 приходов, а церковными делами никопольских униатов и католиков заведывает особый епископ, который живет в Букаресте, и которого епархия состоит также из 5 небольших приходов. Голуб. 205– 207. 374 Переводом занимался болгарин, защитник унии, Драган Цанков, иначе Дмитрий Гиков или Кирьяков. 375 Прав. Обозр. 1865 г. окт. кн. Ст. «Римская пропаганда в Болгарии», стр. 276 и 277. Стран. 1860 г. чарт. кн. хрон 77. Голуб. 194. 376 Христ. Чт. 1861 г. ноябр. кн. 357, 358. Прав. Об. 1863 г. февр. кн. Загр. зам. 81, 82, 83. Голуб. 196-– 200. 377 Голуб. 200– 204. Христ. Чт. 1866 г. февр. кн. 203. Прав, обозр. 1866 г. авг. кн. 174 и 175, и сент. кн. Зам. 31– 32. Дух. Вести. 1862 г. окт. кн. 263– 265. 380 Голуб. 209. Прав. Обозр. 1863 г. февр. кн. Загр. зам. 83. Тр. киев. акад. 1868 г. майск. кн. 349– 350. День 1863 г. X- 10, и 1864 г. 8. Гильф т. 2, стр. 185 и 186. 381 Фанариотами называли знаменитый греческий род, пощаженный турками при взятии Константинополя. Теперь в Константинополе так называются патриаршие чиновные люди, заведывающие церковными делами: они живут в фанарском квартале, близ фанарских ворот и патриаршего дома. Дух. Вес. 1863 г. 29, стр 426– 434. – Наст, слов. Толля. т. 3. стр. 799. 386 Макуш. 12. Прав. Об. 1863 г. февр. кн. Загр. зам. стр. 80. С.-Петерб. Ведом. 1866 г. Ле 58. Вести из Болгарии. 387 Известно, что со времен Константина Великого римская империя разделена была на четыре области: Галлию, Италию, Иллирию и Восток, из коих каждая подразделялась на диоцезы (округи), а диоцезы на провинции. Галлия, Италия и Иллирия с своими округами и провинциями состояли под ведением римского первосвященника. Из провинций Дакии и Македонии Юстиниан образовал независимую архиепископию первой Юстинианы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Объявил об автокефалии «Союза церковного возрождения». Вел активную пропагандистскую деятельность, выступая с публичными лекциями и на страницах советской печати. 15 апреля 1924 г. Патриарх Тихон издал указ о запрещении Антонина в священнослужении и предании церковному суду. Умер в Москве. Анцелович Наум Маркович (1888–1952) – советский государственный и профсоюзный деятель. Родился в Санкт-Петербурге. Член РСДРП с 1905 г. Вел революционную работу в Санкт-Петербурге, Одессе и Крыму. Член Петроградского военно-революционного комитета (1917). Член Петроградского горкома партии и председатель горсовета профсоюзов (1918). Председатель Петроградского губернского профсовета (с 1920). В 1923–1931 гг. председатель ЦК профсоюза работников земли и леса. Секретарь ВЦСПС (1931). Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1927–1934). Депутат Верховного Совета СССР (1937–1946). В 1931–1934 гг. зам. наркома Рабоче-крестьянской инспекции СССР. В 1934–1938 гг. уполномоченный Комиссии советского контроля (КСК) по Горьковскому краю, а затем по Ленинграду и области. Зам. председателя КСК (1938). В 1938–1940 гг. – нарком лесной промышленности. Член ЦК ВКП(б) (1939). В 1940 г. снят с поста наркома, в 1941 г. выведен из состава ЦК ВКП(б). Работал в ВЦСПС на разных должностях. В 1945–1949 гг. зам. наркома (министра) торговли РСФСР. Умер в Москве. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич) (1862–1936) – архиерей Российской Праволавной Церкви, митрополит. Родился в Бессарабской губ. в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию (1885). Магистр богословия (1895). Ректор Московской духовной академии (1898–1903). Доктор церковной истории (1904). В 1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Член Государственного совета с 1907 г. Архиепископ Новгородский и Старорусский (1910). Зам. председателя Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. один из трех кандидатов на патриаршество. Митрополит (1917). Член Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Неоднократно подвергался арестам. В 1922 г. был привлечен к суду вместе со св. Патриархом Тихоном по делу об изъятии церковных ценностей. С марта 1923 г. в тюрьме. Освобожден из заключения 10 января 1924 г., однако 15 января вновь арестован. В марте 1924 г. был осужден на три года высылки в Бухару. Проживал в Полторацке (Ашхабад), затем переведен в Ташкент (1926). В 1927 г. получил разрешение на свободное проживание в пределах Средней Азии. В 19330Ц1936 гг. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Умер в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010