Февраля (л. 95) 4 ч. Препод. Кирилла Белозерского, (@и на ново езер@). И преставление св. вел. кн. Романа Углицкого. 6 ч. Иакова еп., ростов. чуд. 11 ч. Успение преп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского нового чудотворна. В той же день успение вел. кн. Всеволода Псковского. 12 ч. Успение св. Алексия, митрополита Киевского, нового чудотворца, (@в л т , Составижес@) (служба) (@по гна пресщеннаго митрополита, ми т все .. волею бголюбиваго государ вел. кн. васильевича и при благоврномъ сын его вел. кн. иван васильевич@) (слич. 311 907 , л. 397 и 677 908 , л. 398). 13 ч. (@пр наше симеона крал, о т ца стлю сав сербьском, нового мроточьца@). 14 ч. Преп. Кирилла Философа. (@Кирилъ илосоъ родо селннинъ, состави грамот по зык словенск. кнги превед греческа зыка на крест словны и болгары. В кое врем то было в црьство михайла цр греческаго, в црн град цртвовшаго, при оти. в лта бориса кнз болгарскаго. ростица кнз мора в ска. костел кнз влатескаго. Въ кнз велика все рюрика погана сща и некрещена, за лтъ д земли. а создани мир в л. (Слич. Бодянского. О времени происхождения слав. писмен, стр. 119 и слл.) и принесение мощей св. вел. кн. Михаила Черниговского от Чернигова к Москве. 23 ч. Препод. Поликарпа Брянского. (@б в л т . зз@). Год смерти этого Поликарпа, не справедливо показанный в Ист. Рос. иер.. т. V, стр. 588. вообще неизвестен. Приведённый пр. Филаретом из ркп. святцев, (Рус. Свв. под 23 Февраля), 7507 (?) вероятно надобно читать так же, как у нас: 7007. 24 ч. Преставление св. князя Романа Углецкого. (Под чернильной заставкою) Марта (л. 108) 2 ч. Св. Арсения, еп. Тверского. Успе (@в л т . родомъ грекъ@) (прибавлено, но неправильно). 4. Принесение мощей св. кн. Вячеслава Чешского из града Болеславля в Прагу. 5 ч. Обретение мощей св. кн. Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина в лето 6971 (sic). – 9 ч. Принесение мощей св. муч. Аврамия из Болгар в Владимир, (@в л т . 11. Св. Евфимия, архиеп. Новгородского. И преставление иже во святых Феогноста митрополита. 16 ч. Св. Серапиона. архиеп. Новгородского (1516 г. кончина святителя). 17 ч. преставление преп. Макария Колязинского. 21 ч. Преп. Иакова, игумена (@жел з ноборска. иже на костром@). Здесь опять ошибка: правильнее кончина Иак. Жел. записана ниже под 10 Апреля, а обретение мощей его было 5 Мая (см. Филарета, Рус. Свв.. 11 Апреля). 23 ч. Принесение мощей Феодора, Давида и Константина, князей Ярославских. 24 ч. Страданье св. влкм. Ивана (@и в казани татар@). – 30 ч. Иже во святых Ионы, митроп. Московского. нового чудотв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Theophilus of Antioch, late second century Tatian the Syrian, c. 170 Athcnagoras of Athens, c. 177 Irenaeus of Lyons, b. c. 135, fl. 180–199; d. c. 202 Clement of Alexandria, b. c. 150, fl. 190–215 Tertullian of Carthage, c. 155/160–225/250; fl. c. 197–222 Caliistus of Rome (pope), regn. 217–222 Hippolytus of Rome, d. 235 Minucius Felix of Rome, fl. 218/235 Origen of Alexandria, b. 185, fl. c. 200–254 Novatian of Rome, fl. 235–258 Cyprian of Carthage, fl. 248–258 Dionysius the Great of Alexandria, fl. c. 247–265 Gregory Thaumaturgus (the Wonderworker), c. 213–270/275 Commodian, c. third or fifth century Euthalius the Deacon, fourth century? Victorinus of Petovium (Pettau), d. c. 304 Methodius of Olympus, d. c. 311 Lactantius (Africa), c. 250–325; fl. c. 304–321 Eusebius of Caesarea, b. c. 260/263; fl. c. 315–340 Aphrahat (Aphraates), c. 270-c. 345 Pachomius, c. 292–347 Hegemonius (Pseudo-Archelaus), fl. c. 325–350 Cyril of Jerusalem, c. 315–386; fl. c. 348 Eusebius of Emesa, c. 300-c. 359 Marius Victorinus, c. 280/285-c. 363; fl. 355–363 Acacius of Caesarea, d. 366 Macedonius of Constantinople, d. c. 362 Hilary of Poitiers, c. 315–367; fl. 350–367 Potamius of Lisbon, fl. c. 350–360 Athanasius of Alexandria, c. 295–373: fl. 325–373 Ephrem the Syrian, b. c. 306; fl. 363–373 Macrina the Younger, c. 327–380 Basil the Great of Caesarea, b. c. 330; fl. 357–379 Gregory of Nazianzus, b. 329/330, fl. 372–389 Macarius of Egypt, c. 300-c. 390 Pseudo-Macarius, fl.c.390 Gregory of Nyssa. c. 335–394 Amphilochius of Iconium. c. 340/345-post 394 Paulinus of Nola. 355–431; fl. 389–396 Ambrose of Milan, c. 333–397: fl. 374–397 Didymus the Blind, c. 313–398 Evagrius of Pontus, 345–399; fl. 382–399 Syriac Book of Steps (Liber Graduum), c. 400 Apostolic Constitutions, c. 400 Severian of Gabala, fl. c. 400 Prudentius, c. 348-after 405 John Chrysostom. 344/354–407; fl. 386–407 Jerome, c. 347–420 Maximus of Turin, d. 408/423 Pelagius, c. 350/354-c. 420/425 Sulpicius Severus, c. 360-c. 420 Palladius, c. 365–425; fl. 399–420

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Учение Церкви касается и природы, и Божественных Лиц. Нельзя забывать, что христианская вера есть принятие Замысла Трех Лиц о Спасении. Осуществленный по инициативе Отца, Который призывает людей и их прощает, он совершается через послание (миссию) Сына, Посредника совершенного Завета, и продолжается в Церкви через действие освящающего мир Святого Духа. Учение Католической Церкви о Тайне Святой Троицы: Бог един: ХВ 2, 5, 8/1, 16, 29, 252, 255; личностен: ХВ 135/1, 137; Он трансцендентен миру: ХВ 252, 257–258; содержит в Себе полное совершенство: ХВ 29, 234, 252; Он всеведущ: ХВ 137, 254. Бог сущ в Трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой: ХВ 9, 11, 29, 206, 220, 222, 228; обладающих единой Божественной природой: ХВ 9, 11, 14, 15, 17–18, 29, 206, 219, 222/1, 224, 231, 317, 332. В каждом Лице присутствует полное и неделимое Божество: ХВ 29, 210, 211, 222, 224; в Отце: ХВ 11 в Сыне: ХВ 9–10, 12, 207, 213, 214; в Святом Духе: ХВ 8, 8/1, 9, 13, 208, 215–217, 221. Между Тремя Божественными Лицами существует реальное различие: ХВ 9, 1718, 206, 209, 222/1, 225, 230. Основание этих отличий – в отношениях Лиц: ХВ 14–16, 224, 231. Отец Сам по Себе обладает Божественной природой: ХВ 11, 29, 227, 229, 233; Сын исходит [procedit] от Отца в вечном рождении: ХВ 12, 29, 212, 224, 229–230, 233; Святой Дух происходит от Отца и Сына как от одного и единого начала: ХВ 9, 13, 29, 226, 227, 229, 233. Отец, Сын и Святой Дух взаимно проникают в самом совершенном взаимопроникновении [circumincessio]: ХВ 18, 232; и действуют через одно и то же воздействие на мир вне Себя: ХВ 18, 22, 218, 233. Послание Дионисия, папы Римского, Дионисию, епископу Александрийскому (около 260 г.) Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге [ХВ 1]. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к «монархии». Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица – три бога. Исключая, что Слово как бы «создано» – Отец родил, – Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Сербский; министр-президент 2; санитарный отряд 142.143; посланник 9; престол 143. Сербское подворье в Москве 229. Сербы 139. 143. 144. 191. 194. 227. 229. Сергиева лавра 182. Сергий (Дабич), архимандрит 218. Сергий (Лавров), епископ 222. 226. Сергий (Страгородский) , архиепископ 277. Сибирский 52 стрелковый полк 280. Симеон (Нарбеков) , архимандрит 227. Синай 229. Синайская Гора 194. 230. Сирийские селения 222. Сирийцы 222. 224. Славяне 178. 190. 193. 283. Славянские народы 12. 35. Славянский язык 280. Славянские государства 140. Славянское; дело 35; благотворительное Общество 120. 140. 141. 142. 143. 144. 208. 210; см. петроградское, киевское; происхождение 258. Славянство 35. 141. 145. Словаки 191. Смарагд (Латышенков), иеромонах 202. Смирнов – см. Антоний. Смольный Институт 184. Смолянка 184. Соболевский Алексей Иванович, академик 141. 144. «Собрание узаконений и распоряжений Правительства» 166. 286. Соколов Виктор Павлович, дворянин 169. Солунь 218. Соснин Павел, священник 281. Старорусский 2-й полевой сводный госпиталь 282. Стокгольмский посланник 183. Стокгольм 178. 179. Страгородский – см. Сергий. Судейкин Власий Тимофеевич, сенатор 169. Супурганский епископ 194. 225. Суражский 280-й пехотный полк 282. Сусанна (Мельникова), игуменья 282. Сухомлинова Екатерина Викторовна 58. 59. Сухомлинов Владимир Александрович военный министр 81. 137. 290. Северные уезды 152. Северный район 154. 157. Северо-американское Филантропическое Общество 183. Сенцов – см. Леонид. Таврический архиепископ 309. Тамбовская Семинария 225. Татаре 49. Татиана Николаевна, Великая Княжна 10. 12. 72. 73. 130. 132. 170. 326. Татьянинский Комитет 120. 176. Тергявар, город 222. Тернавцев Валентин Александрович, чиновник особых поручений 157. 175. 279. Тифллс 60. 225. Тихон (Беллавин), архиепископ 175; 280. Тихон задонский , святитель 279. Толстой Иван Иванович, граф, петроградский городской голова 145. Торнео, г. 281. Торопец, г. псковской губ. 6. Трифон (князь Туркестанов), епископ 308. 309. Троицкий – см. Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

[Каликст; лат. Callistus, Callixtus] († 222 (?), Рим), мч. (пам. зап. 14 окт.), еп. (папа) Римский (218-222). Важнейший источник сведений о К.- соч. «Опровержение всех ересей» («Философумены»), к-рое приписывается Ипполиту Римскому ( Hipp. Refut. IX 11. 1 - 12. 26; X 27. 3-4). Автор трактата нередко отождествляется с мч. Ипполитом , рим. пресвитером, сосланным в 235 г. на о-в Сардиния вместе с Римским папой Понтианом . В трактате получила отражение позиция противников К., описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Офиц. жизнеописание К. содержится в источниках IV-VI вв., самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 г. (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что К. был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 г., понтификат К. продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. возглавлял Римскую Церковь 5 лет ( Euseb. Hist. eccl. VI 21). Более подробные сведения включены в раннюю редакцию «Liber Pontificalis» (составлена вскоре после 530), где утверждается, что К. был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение 3 постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. В дек. К. рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христ. кладбище на Аппиевой дороге, которое впосл. именовалось кладбищем К. Папа принял мученическую смерть, 14 окт. был похоронен на кладбище Калеподия, на 3-й миле Аврелиевой дороги. Бóльшая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель «Liber Pontificalis», не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам (см.: The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 2000 2. P. XVII-XXVII). Схожие сведения приведены в Мученичестве К. (BHL, N 1523), предположительно составленном в кон. V в. Согласно этому источнику, К. принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://pravenc.ru/text/1320099.html

У Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если кто безжалостно помучает себя, то скоро возвращает, а если поблажку себе дает, то не скоро. Есть термин (предел), когда сие бывает. Душа услышит глас Господа: «Отпущаются тебе греси твои». Вот вам программа. Извольте все сие иметь в мысли... и трудитесь. Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин (2, с. 185). 11. Наставление кающемуся о падении в плотский грех И не расслабляйтесь. Враг не силен: болий есть Иже в вас... но он лукав и лестию одолевает и берет в плен... Бдите убо и молитесь. Смотрите на внутренний строй... Ибо без должного здесь строя все спасительное, совершенное вами (Исповедь и Причащение), может остаться одним внешним чином примирения без внутреннего живого общения. Свидетельство о бытии внутрь должного строя представляют сокрушение сердечное и решимость твердая, как смерть, – не поблажать себе, и ревность сильная все требуемое совершать без саможаления (2, с. 221–222). Плоть надо умучить голодом, малоспанием, трудом молитвенным, удалением от соблазнов и винопития. Бог примирился с вами... представьте документы мира – эту готовность все должное делать без жаления себя (2, с. 222). Возьмите себя в руки, и Академия не помехой будет, а способствованием... Если же не возьмете себя в руки, то никакой монастырь не избавит вас. Устройте внутрь себя строгий монастырь: себе внимайте и все недоброе, возникающее внутри, мысли ли, или сочувствия и желания – подавляйте сразу без малейшей уступки, а все доброе восставляйте и поддерживайте. Это вы можете, если желаете спастись, ибо сие желание и есть прогоняние всего худого и принятие доброго (2, с. 222). Вы похожи на дом, потрясенный землетрясением. Хозяин – вы, увидев это, не опустили рук, не сказали: пропадай все... а решились восстановить его... Главное сделано; теперь надо доканчивать, отделать дом свой (2, с. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Лит.: Грабар А. Боянската църква. София, 1924, 1978р; Прашков Л. Един стенописен цикъл от житието на Иван Рилски от XIV в.//Търновска книжовна школа, 1371-1971: Симп., 11-14 окт. 1971 г. София, 1974. С. 429-442; он же. Стенописите в параклиса «св. Иван Рилски» от 1757 г. в Хилендарския ман-р//КМС. 1986. Кн. 3. С. 146-153; Болгарская живопись IX-XIX вв.: Кат. выст. М., 1976; Пандурски В. Църковнен историко-археологически музей: (Паметници на изкуството). София, 1977; Матакиева Т. Образът на св. Иван Рилски в бълг. изобразително изкуство//Изв. на Българска патриаршия. София, 1978. Т. 1. С. 87-116; она же. За някои образи на Иван Рилски в Русия//ДК. 1979. Год. 59. Кн. 12. С. 9-29; она же. Иван Рилски и търновските културни традиции//Векове. София, 1980. Год. 9. Кн. 1. С. 5-15; она же. Българският национален светец в средновек. изобразително изкуство на XIII-XIV в.//История, изкуство и култура на средновек. България. София, 1981. С. 196-210; она же (Матакиева-Лилкова Т.). Житието на Иван Рилски в бълг. изобразително изкуство//Векове. София, 1983. Год. 12. 6. С. 8-21; Мавродинова Л. Земенската църква: [Св. Йоан Богослов]: История, архитектура, живопись. София, 1980; Panayotova-Piguet D. La chapelle dans la tour de Krhreliu au monastère de Rila//Byz. 1979. Vol. 49. P. 363-384; Паскалева-Кабадаева К. Иконы Болгарии. София, 1981. С. 72-73, 166-167, 232-233; Бакалова Е. Към интерпретацията на най-ранния житиен цикъл за Иван Рилски в изобразителното изкуство//КМС. 1986. Кн. 3. С. 146-154; Lecaque P. Représentations de Saint Jean de Rila dans les peintures de la Tour de Hrel " o au Monastére de Rila (XIVe siècle)//RES. 1988. Vol. 60. P. 513-517; Попов Г. В. Древнейшая икона Иоанна Рыльского в России и Дионисий Суздальский: Опыт интерпретации документа кон. XVI в.//Искусство Древней Руси: Проблема иконографии. М., 1994. С. 117-135; Treasures of Christian Art in Bulgaria/Ed. V. Pace. Sofia, 2001. P. 89, 96-100, 222-223; Гергова И. Стенописите в Хилендарския параклис св. Йоан Рилски//Светогорска обител Зограф. София, 1999. Т. 3. С. 338-352; Б. Српски и балкански на фрескама XVI в. у Студеници//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 653-664; Byzantium: Faith and Power (1261-1557)/Ed. H. С. Evans. N. Y.; New Haven, 2004. P. 194-195. Cat. 114; Old Bulgarian Monasteries/Ed. S. Stamov. Sofia, 2008. P. 47-64, 90, 115.

http://pravenc.ru/text/471475.html

215. Газетный день. — Утро России, 28.07.1913 174). 216. Газетный день. — Утро России, 31.07.1913 176). 217. Га рязин А. Л. Дождались… — Дым отечества, 17.04.1914 15—16). 218. Га рязин А. Л. Малая опечатка или великое искушение. — Дым отечества, 1913 34). 219. Га рязин А. Л. Открытое письмо члену Гос. Думы епископу Анатолию. — Дым отечества, 1.05.1914 18). 220. Га рязин А. Л. Торжество правды. — Дым отечества, 22.05.1914 221. Гер ман, схимонах. Заветы о делании молитвенном. Берлин, 1923. 222. Гов орун С. Из истории «Добротолюбия». — Церковь и время 1 (14), 2001. С. 262—295. 223. Го готишвили Л. А. Между именем и предикатом (символизм Вячеслава Иванова на фоне имяславия). — Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999. 224. Гог отишвили Л. А. Платонизм в Зазеркалье XX века, или Вниз по лестнице, идущей вверх. — Лос ев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 922—942. 225. Гол лербах Е. Религиозно–философское издательство «Путь» (1910— 1919 гг.). —Вопросы философии 2, 1994. С. 123—165. 226. Гор бунов Д. А. Краткая история имяславских споров. — Церковь и время 3(12), 2000. С. 179—220. 227. Гор ский А. К., СетницкийН. А. Смертобожничество. Корень ересей, разделений и извращений истинного учения Церкви. Догматические очерки. Ч. 1. Борьба словом. —Гор ский А. К., Сетницкий Н. А. Сочинения. Издание Е. Н. Берковской (Сетницкой) и А. Г. Гачевой. М., 1995. С. 19—96. 228. Государственная дума (заседание 7 марта). — Колокол,.03.1914 2337). 229. Государственная дума (заседание 7–го марта). — День, 8.03.1914 65). 230. Государственная дума. 4–й созыв. Сессия 2–я. Стенографический отчет. Ч. П. СПб., 1914. 231. Государственная дума. 4–й созыв. Сессия 2–я. Стенографический отчет. Ч. III. СПб., 1914. 232. Государственная дума. Вторая сессия. 47–е заседание. — Биржевые ведомости, 8.03.1914 14 042). 233. Государственная дума. Вторая сессия, 68–е заседание. — Биржевые ведомости, 29.04.1914 14 125). 234. Государственная дума. Заседание 28 апреля. — Русские ведомости, 29.04.1914 235. Государственная дума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

всероссийского синода по болгарскому вопросу от 2 марта 1871 г. помещено в Стран. 1871 г. апр. кп. хрон. 62– 69. 441 Краткие сведения о патриархе Григорие, два раза (1843– 1850, п 1867– 1871 г.), занимавшем патриаршую кафедру, сообщены в Стран. 1871 г. июльск. кн. хрон. 97– 102. 443 Сущность второго проекта греческой патриархии такова: 1. Под названием балканского экзархата учреждается экзархат, обнимающий епархии: терновскую, анхиальскую, месемврийскую, варненскую, сгилистрийсную, ргущукскую. видинскую, нишскую, софийскую, кюстендильскую, самоковскую, ловчанскую и врачанскую, а также некоторые местности епархий филиппопольской и адрианопольской. 2. Экзарх-терповский митрополит, местопребывание которого город Тернов. 3. При экзархе состопт синод, состоящий под его председательством из митрополитов экзархата: он расматривает дела своего духовного ведомства, согласно уставу, составленному по правилам церковным. 4. Рукоположение экзарха и митрополитов совершается с дозволения патриарха: если же экзарх назначается чрез перемещение, то испрашивается утверждение его со стороны патриарха. 5. Берат для экзарха выдается по заявлению патриаха, а берат для митрополитов по отношению экзарха к турецкому правительству. 6. Экзархат по гражданским делам относится прямо к высокой Порте, а по вопросам религиозным – к патриарху. 7. Экзархат получает св. миро от патриарха. 8. Ставропигиальные монастыри в экзархате зависят, по прежнему, от вселенского патриарха. 9. Церковь св. Стефана в Балате причисляется к какому-либо монастырю экзархата, и экзарх, с разрешения патриархии приезжающий в Константинополь, живет при сей церкви. Прав, об. 1872 г.– апр. кн. Пзв. и зам. 146– 147. 446 Более подробные сведения о ходе дела по болгарскому вопросу в патриаршество Анфима можно найти: а, в прав, обозр. 1872 г. Янв. кн. Пзв. и зам. 10– 15, февр. кн. 58– 70, апр. кн. 144– 152, майск. кн. 200– 213; б. в Христ Чт. 1872 г. февр. кн. 346– 47, 354– 362; март. кн. 565– 570, майск. кн. 167– 170, поп. кн. 354– 358; в., в церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

28 окт. 1947 г. по представлению Патриарха Алексия I назначен ректором МДАиС, зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 дек. 1947 г. Е. принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, неск. помещений в крепостной стене) от Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. По поручению Свящ. Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в ТСЛ. К нач. 1948/49 уч. г. были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие. Е. продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религ. политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии» , а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории зап. исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора. В мае 1948 г. возведен в сан архиепископа. В июле 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 8-18 июля Е. был докладчиком на Совещании представителей Поместных Православных Церквей в Москве . Патриархом Алексием I был направлен во Францию для обозрения приходов РПЦ. Е. просил освободить его от поездки по причине обострения хронических заболеваний, необходимости лечения и невладения в должной мере иностранными языками. Он писал о невозможности и бесперспективности деятельности по укреплению рус. приходов во Франции из-за отсутствия достаточного количества рус. прихожан и «осуществления перекочевки духовенства в Америку». Е. напомнил, что в определенных кругах эмиграции еще в 1918-1919 гг. имел репутацию сторонника советской власти. Он предложил организовать работу в духовных школах по подготовке кадров по истории зап. исповеданий для заграничных приходов. 26(29) июля 1948 г. Е. подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого был направлен на лечение с 1 авг. по 20 сент. 1948 г. в Кисловодск. В 1948 г. представил на соискание ученой степени д-ра богословия труд: «Критический разбор книги Соловьёва В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Православной Церкви: Опыт историко-канонического и догматического исследования». Сочинение получило положительную оценку рецензентов проф. В. С. Вертоградова , проф. Н. П. Доктусова , доц. Н. И. Муравьёва и отрицательный отзыв председателя Учебного комитета Ленинградского митр. Григория (Чукова) . В 1949 г. Е. удостоен степени д-ра богословия за совокупность ученых трудов (honoris causa). 15 авг. 1949 г. освобожден от обязанностей ректора и зам. председателя Учебного комитета.

http://pravenc.ru/text/190197.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010