Воспользовавшись победой над Лотарем, император передал К. Л. земли в центральной части империи, ранее входившие в наследство старшего сына: сначала Фризию и земли в бассейнах Мозеля и Сены (837), затем часть Нейстрии в междуречье Сены и Луары (838). По указанию Людовика Благочестивого прелаты, графы и вассалы принесли К. Л. клятву верности. После смерти Пипина Аквитанского его сыновья были лишены наследства, а королевство Аквитания также передано К. Л. Мн. представители знати отказались признать К. Л. и выступили на стороне Пипина II, сына Пипина Аквитанского. В 839 г. император объявил о новом разделе империи между наследниками. К. Л. должен был получить области к западу от р. Мозель, включая Нейстрию, а также Аквитанию, Бургундию и Прованс, за Людовиком Немецким сохранялась Бавария, а Лотарю отходили остальные земли. Людовик Немецкий поднял восстание, к-рое было подавлено. Весной 840 г. К. Л. возглавил борьбу с мятежниками в Аквитании, но летом пришло известие о неожиданной кончине Людовика Благочестивого. Сразу после его смерти началась междоусобная война между наследниками. Имп. Лотарь I, заключив союз с Пипином II Аквитанским, пытался захватить те земли, к-рые он должен был унаследовать по условиям раздела 817 г. В сражении при Фонтенуа (25 июня 841) Лотарь I и Пипин II потерпели поражение от К. Л., объединившегося с Людовиком Немецким. Современники отмечали жестокость этой битвы и огромные потери, понесенные обеими сторонами (по свидетельству Агнелла Равеннского, склонного к преувеличениям, со стороны Лотаря и Пипина погибло более 40 тыс. чел.; см.: Agnellus. Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis. 174// Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis/Ed. D. Mauskopf Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 353-354. (CCCM; 199); Nithardi Historiarum libri. II 10; Versus de bella quae fuit acta Fontaneto//MGH. Poet. T. 2. P. 138-139). В февр. 842 г. на встрече в Страсбурге К. Л. и Людовик Немецкий заключили соглашение, т. н. Страсбургские клятвы, обязавшись совместно действовать против Лотаря. Клятву принесли и воины, которые обещали отказать в повиновении правителю, нарушившему договор.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

К. Т. признавался, что в детстве не получил светского образования (MGH. Epp. T. 4. S. 602-603). Где он учился, неясно (видимо, в монастырской школе), но противники постоянно обвиняли его в плохом знании лат. грамматики и даже указывали на конкретные ошибки. Изучение Свящ. Писания он начал под рук. Лейдрада, архиеп. Лионского (798-814) (Ibid. S. 592), основавшего в Лионе соборную школу и скрипторий. Возможно, К. Т. был среди 20 тыс. обратившихся от ереси адопцианства в результате миссии Лейдрада, Нимфридия (или Небридия), буд. архиепископа Нарбонского, и Бенедикта Анианского, о чем сообщает Алкуин ( Alcuin. Ep. 208//MGH. Epp. T. 4. S. 346). При этом никаких признаков адопцианского учения в известных ныне сочинениях К. Т. не содержится. Предполагают, что именно в Лионе в 809 г. К. Т. начал работу над своим 1-м толкованием на кн. Бытие, завершенным к 811 г. В этот период К. Т. был рукоположен в сан пресвитера и стал приближенным Людовика Благочестивого, в то время короля Аквитании, к-рый сделал его своим капелланом. Вслед за королем он отправился сначала в его дворец в Шаснёй (ныне Шаснёй-дю-Пуату, пригород Пуатье), затем в Эбрёй и, наконец, в 814 г., когда Людовик стал императором, в Ахен. По словам Ионы Орлеанского, К. Т. занимался толкованием Свящ. Писания в придворной школе (schola palatii) (MGH. Epp. T. 5. S. 354). В этот период им были написаны толкования на Послание к Галатам, Евангелие от Матфея и Послания к Ефесянам и к Филиппийцам. В 816 г. Людовик поставил К. Т. епископом Турина (намек на это содержится в предисловии к толкованию на Послания к Ефесянам и к Филиппийцам - MGH. Epp. T. 4. S. 598; сторонники более поздней датировки - 817 г.- полагают, что его наречение во епископа произошло после подавления мятежа кор. Италии Бернарда, племянника Людовика, когда императору было важно увеличить число своих сторонников в Италии). В 821 и 827 гг. по приказу Людовика Благочестивого и Лотаря I К. Т. организовал в своем диоцезе оборону от арабов, к-рые время от времени совершали набеги на эти территории. Активно занимаясь обустройством приходов в своем диоцезе (его успехи в этом деле признавали и противники - PL. 106. Col. 310), К. Т. тем не менее продолжал преподавать в придворной школе в Ахене (т. е. вынужден был постоянно пребывать в разъездах). По заказу императора он взялся за составление толкований на Пятикнижие. Вторым основным заказчиком выступил Теодемир, аббат монастыря Псальмоди в Нимском диоцезе. В Капитулярии, изданном Лотарем I в мае 825 г., епископу Турина было дополнительно поручено заниматься богословским образованием учеников из Вентимильи, Альбенги, Вадо и Альбы (MGH. Leges. Capit. T. 1. S. 327).

http://pravenc.ru/text/1841227.html

Т. о., К. Т. пользовался доверием со стороны императора, несмотря на то что развернул в своем диоцезе активную борьбу с почитанием священных образов, к-рые он называл «идолами», считал достойными анафемы и уничтожал собственноручно. Против деятельности К. Т. выступил папа Пасхалий I (817-824) (MGH. Epp. T. 4. S. 613). Однако ни император, ни придворные каролингские епископы не спешили осуждать К. Т. (MGH. Epp. T. 4. S. 609). Вероятно, независимая позиция К. Т. на севере Италии была важна для Людовика Благочестивого в качестве противовеса позиции Римских пап, поддерживавших визант. иконопочитателей ( Boulhol. 2002). На фоне иконоборчества К. Т. офиц. позиция каролингских императоров, нашедшая выражение в Libri Carolini , выглядела более умеренной и компромиссной. Однако вскоре положение стало меняться. 10 апр. 824 г. визант. имп. Михаил II Травл и его сын Феофил отправили Людовику Благочестивому послание против почитания икон (сохр. в единственной ркп.- Paris. lat. 1597. Fol. 5-11, IX в.; изд.: MGH. Conc. T. 2. Pars 2. S. 475-480). После переговоров Людовик согласился стать посредником между визант. посланниками и папой Евгением II. При этом на Парижском совещании (conventum) епископов в 825 г. было решено придерживаться среднего пути, не склоняясь ни к иконоборчеству, ни к иконопочитанию (Ibid. S. 481-482). Был издан сборник святоотеческих цитат, относящихся к учению об образах (Libellus synodalis), на который впосл. опирались все каролингские богословы и сокращенный вариант которого Людовик Благочестивый собирался отправить папе Римскому. К. Т. в этом совещании участия не принимал (вероятно, не был приглашен на него; Дунгал сообщает, что он отказался, назвав совещание «собранием ослов» - PL. 105. Col. 529). Видимо, уже после Парижского совещания аббат Теодемир, к-рого К. Т. считал своим другом и союзником, выписал спорные места из его сочинений и отправил ему с просьбой дать разъяснения (PL. 106. Col. 312; MGH. Epp. T. 4. S. 610). Ответом на это послание стала «Апология» К. Т., внимательно изученная Людовиком Благочестивым и его советниками и признанная еретическим сочинением (MGH. Epp. T. 5. S. 354). Из нее сохранились лишь выписки, сделанные по повелению Людовика. Только эти выписки были доступны тем, кто впоследствие писали трактаты против К. Т.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

с папой Римским Стефаном IV(V) (MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 352-355; подробнее см.: Hahn. 1975; аутентичность документа вызывала дискуссии, поскольку текст «Pactum Hludovicianum» сохр. только в канонических сборниках XI-XII вв., к-рые были созданы сторонниками папства и григорианской реформы ,- Deusdedit. Collectio canonum. III 280//Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. T. 1. P. 386-389; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum. IV 34// Idem. Collectio canonum: Una cum collectione minore/Ed. F. Thaner. Aalen, 1965. P. 210-214; ср. с привилегией имп. Оттона I (962): MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. P. 322-327. N 235; также см.: Zimmermann H. Das Privilegium Ottonianum von 962 und seine Problemgeschichte//MIÖG. 1962. Bd. 20/1. S. 147-190). Имп. Людовик Благочестивый подтвердил претензии папы Римского на большую часть территории Италии (включая острова и территории, ранее находившиеся под властью Византийской империи и лангобардов - см. в ст. Папская область ). Папе Римскому гарантировалась полнота адм. и судебной власти, за исключением тех случаев, когда сам папа обращался за помощью к императору или когда жители жаловались императору и искали у него защиту. После кончины папы Римского гражданам Рима гарантировалась свобода выборов нового понтифика. В свою очередь П. одобрил «Ordinatio imperii», изданное императором в 817 г. (MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 270-273). Ок. 818 г. папа отправил послание Людовику Благочестивому, в к-ром напомнил о почтительном отношении к священникам и об обете, данном императором перед св. мощами, защищать интересы Папского престола в пределах своей юрисдикции ( Jaff é . RPR. N 2550; MGH. Epp. T. 5. P. 68). Папские посольства к императору отправлялись также в 821 г. (1-е - к имп. Людовику Благочестивому, во главе с Петром, епископом Чивитавеккьи, и номенклатором Львом; 2-е - с дарами на свадьбу соправителя императора и короля Италии Лотаря I (император в 817-855, король Италии с 818), во главе с примицерием Теодором и придворным чиновником (superista) Флором).

http://pravenc.ru/text/2579157.html

Большие трудности представляют попытки классификации К. с т. зр. содержания. В большинстве из них (capitularia mixta) затрагиваются и светские и церковные вопросы. Широко известна классификация Борециуса, выделившего 3 группы в рамках «светских» К.: «капитулярии, дополняющие законы» (capitularia legibus addenda), «самостоятельные капитулярии» (capitularia per se scribenda) и К.-инструкции посланникам (capitularia missorum). Эта схема, основанная на произвольной интерпретации небольшой группы документов, изданных имп. Людовиком Благочестивым в 818-819 гг., является искусственной и в целом неудовлетворительной. Более уместной представляется классификация К. по территории, на к-рой они действовали: общегосударственные К., «программные» К., К., касавшиеся определенной провинции или региона, и локальные документы, призванные решить конкретные вопросы ( McKitterick. 2008; ср.: Van Rhijn. 2007). Среди исследователей нет единой т. зр. на правовой статус К., а также на степень их реального влияния на функционирование властных структур в гос-ве Каролингов. Возможно, попытка разделения «практической» и «идеологической» составляющих К. является некорректной. Основной целью и стержнем политики Каролингов, начиная с правления сыновей Карла Мартелла - Карломана и Пипина Короткого, но особенно при Карле Великом и Людовике Благочестивом, было всестороннее «исправление» (correctio) народа франков, к-рый воспринимался одновременно как наследник христ. Римской империи и как богоизбранный народ - «новый Израиль» ( Buck. 1997). Т. о., К. в первую очередь определяли идеальное устройство, к-рое должно было стать результатом «исправления» народа и гос-ва франков. Этим объясняется сочетание во мн. К. прагматических предписаний и гомилетических элементов. Все сохранившиеся К. написаны на латыни, но, по-видимому, государевы посланники, ответственные за их распространение и реализацию на местных ассамблеях, могли излагать содержание К. в переводе или пересказе на народные языки. Каролингская идеология во многом формировалась под влиянием взглядов деятелей церковных реформ VIII в. Неслучайно первые постановления каролингских правителей, к-рые совр. исследователи относят к К., представляют собой авторизацию постановлений церковных Соборов: майордом Карломан издал в форме К. решения созванного св. Бонифацием Германского Собора 742 или 743 г. (MGH. Capit. T. 1. P. 24-26), его брат Пипин - Суасонского Собора 744 г. (Ibid. P. 29-30). Уже в этих К. соединена светская и церковная тематика, постановления затрагивали вопросы, относящиеся к мирскому образу жизни, в т. ч. брачное право и унификацию мер и весов.

http://pravenc.ru/text/1470341.html

В нач. IX в. на смену Древнему и Франкскому Г. на всем лат. Западе, за исключением Миланского архиеп-ства (сохраняющего свои особенности богослужения вплоть до наст. времени - см. ст. Амвросианский обряд ) и Иберийского п-ова (где унификация репертуара последовала в кон. XI в.), пришел т. н. Новый Г., составленный в нач. IX в. в Сев. Франции в ходе литургических реформ в правление Людовика Благочестивого, предположительно Бенедиктом Анианским ( 821), по др. версии - Валафридом Страбоном ( 849). Древнейшие сохранившиеся списки Нового Г. относятся к IX-X вв.: Österreich. St. Paul Stift. 25.2.31b; Karlsruhe. Badische Landsbibl. Aug. CXCV; Düsseldorf. Landes- und Stadtbibl. B. 3; Köln. Erzbischöfliche Diözesan- und Dombil. 106; Manchester. John Rylands University Lib. Deansgate Branch. 116; Trier. Stadtbibl. 1245/597, а также т. н. Босуортская Псалтирь (Lond. Brit. Lib. Add. 37517) и Дарэмский Ритуал (Durham Cathedral. A.IV.19) ( Gneuss. 1974. P. 413). В состав Нового Г. входят как произведения IV-VI вв.: «A solis ortus cardine» Седулия , «Pange lingua» и «Vexilla regis» Венанция Фортуната , части из «Liber cathemerinon» Пруденция , так и Г., созданные в каролингскую эпоху, напр. «Ut queant laxis» и «Veni creator Spiritus», приписывающиеся традицией соответственно Павлу Диакону и Рабану Мавру . Новый тип книги включает в себя дополнительные гимны для вечерни и ночной службы в разные дни недели, праздники и дни памяти святых в течение года. Первоначальный репертуар Нового Г. насчитывал 41 песнопение, к кон. IX в. он увеличился до 62, в X в. он составлял ок. 100, в XI в.- от 200 до 300 гимнов. Расширение репертуара происходило гл. обр. путем составления особых гимнов для отдельных дней недели и для малых часов, для летнего и зимнего периодов, для дней памяти святых (особенно в многочисленных новых службах). Выявление нового репертуара затрудняется во-первых тем обстоятельством, что и старые, и новые тексты могли быть распеты как на традиционные, так и на вновь составленные мелодии, а во-вторых явлением divisio - делением пространных гимнов на группы строф в качестве отдельных песнопений, напр. для различных служб в рамках одного литургического дня.

http://pravenc.ru/text/165009.html

Ведь для вас терроризм – это всего лишь один из рычагов давления на неугодные страны и несговорчивых правителей… Как бизнес. «И ничего личного…» Вот потому и боится до чёртиков (вот правильное слово! – а не «высказывает неуверенность в целесообразности») г-н французский президент встречи с Владимиром Путиным, что знает: врать Президенту России с глазу на глаз – это не патетично толкать речуги на Совбезе ООН в окружении своих подельников, «повязанных одной кровью, связанных одной цепью» - цепью насилия и денег. Это – воочию придётся показать своим французам, что не ВКС России, не Президент России повинны в терактах в Париже, Брюсселе и Ницце, не они расправлялись с цветущей Ливией и мирным Йеменом, и убивали старика Саддама из-за фальшивой пробирки с белым порошком, а та политика, что проводит сегодняшняя Франция в тени звёздно-полосатого флага. Вот потому и не хочет будущей встречи Франсуа Олланд. Ведь придётся либо прилюдно соврать своему народу, либо выставить себя «неумным» и марионеточным политиком… Поэтому, думается, из соображений «гуманности» про отношению к главному жильцу Елисейского дворца, Президент России не захочет видеть Олланда в качестве униженного или завравшегося политика, а потому и отложит свой визит во Францию. Что поделаешь? Времена и характеры Людовика Благочестивого или кардинала Ришелье давно уже не в почёте у французских политиков. Измельчали-с политики… Как и современные либерально-демократические журналисты. Которым чем хуже для России – тем лучше. Для них. Приятного аппетита. Не подавитесь… P.S. Пресловутой «Небесной сотни», как и многих последующих десяток тысяч жертв на Украине , могло бы и не быть, если бы Европа в лице Франции и Германии, выступивших гарантами соблюдения соглашений по ассоциации Украины в ЕС, не струсила бы позорно и не бросила бы бывшего украинского президента один на один с подкормленной (не только печенюшками) и зазомбированной толпой украинских неонационалистов и русофобов – предварительно взяв с него обещания «не применять против своего народа силу». Янукович обещание выполнил (хотя США делало всё возможное для его неисполнения). А Франция и Германия – кинули. Как шулеры – игрока-новичка… «Бизнес. Ничего личного…» Так что – и кровь жертв АТО, и расстрелянных жителей Донбасса, и сгоревших одесситов – на них… А ведь и там были дети…

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/11/st...

Вероятно, при папе Римском Льве III (795-816) П. был рукоположен сначала в субдиакона, затем во пресвитера, а позже поставлен аббатом мон-ря св. Стефана (Сан-Стефано-Маджоре) при Ватиканской базилике. Автор жизнеописания П. в Liber Pontificalis , традиционно написанного в стиле панегирика и составленного, по-видимому, на основе жизнеописания папы Римского Льва III, превозносит добродетели П.: он не только обустроил монашескую жизнь в своем мон-ре, но и активно участвовал в приеме паломников, заботился о больных и тайно раздавал милостыню бедным, что сделало его известным в Риме. После кончины папы Римского Стефана IV(V) (816-817) П. был единодушно избран папой 24 янв. и получил епископское посвящение 25 янв. 817 г. Франкские источники - «Анналы королевства франков» (Annales regni Francorum), составленные до 829 г., и 2 биографии франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840) (одна была написана ок. 836 Теганом Трирским, 2-я - ок. 840 автором, к-рого принято называть Астрономом) - сообщают об этих событиях нейтрально, отмечая законность всей процедуры и отсутствие нарушений. Заняв Римскую кафедру, П. по примеру своих предшественников сразу же отправил Людовику Благочестивому дары и послание, в к-ром заверил императора в законности своего избрания на Папский престол и в готовности сохранять дружбу. В сопроводительном послании (excusatoria epistola) П. объяснял обстоятельства своего избрания, непричастность к к.-л. заговорам, упоминал о своем нежелании быть избранным, а также приносил извинения за то, что вся церемония прошла без участия императора ( Jaff é . RPR. N 2545). Затем к Людовику Благочестивому было отправлено новое посольство во главе с номенклатором Теодором. Папа просил императора о возобновлении договора о дружбе и о подтверждении территориальных уступок, полученных Римскими понтификами при кор. Пипине Коротком (751-768) и короле и имп. Карле Великом (768-814, император с 800) (Ibid. N 2548). Ответом стала привилегия «Pactum Hludovicianum» (817), в основе к-рой лежали соглашения 816 г.

http://pravenc.ru/text/2579157.html

Вскоре после этого ясно проявилось отношение Карла к Византии. Он с согласия и в присутствии папы заключил в Витербо, небольшом итальянском городке на севере от Рима, с изгнанным латинским императором Балдуином II договор, по которому последний передал Карлу право на верховную власть над всеми франкскими владениями в прежней Латинской империи, выговорив себе лишь Константинополь и несколько островов в Архипелаге, для отвоевания которых от ромеев ему должен был помочь Карл. Нормандские притязания на Византию снова таким образом ожили в полной мере при французском владычестве в королевстве Обеих Сицилий. Михаил VIII, понимая всю грозу надвигавшейся против него опасности, прибегнул к целому ряду искусных дипломатических шагов. С одной стороны, путем переговоров с папой об унии между восточной и западной церквами, Михаил как бы отвлекал его от тесного сотрудничества с Карлом и заставлял желать примирительного направления в отношении к Византии. С другой стороны, Михаил решил примириться с генуэзцами, которые, как было упомянуто выше, имели намерение, вступив в сношения с Манфредом Сицилийским, передать Константинополь латинянам, за что и были изгнаны из столицы. Генуэзцы получили разрешение вернуться в Константинополь, где им был отведен определенный квартал не в самом городе, а в его предместье Галате, по ту сторону Золотого Рога. Последнее обстоятельство не помешало генуэзцам возвратить себе все прежние торговые привилегии, расширить сферу своей торговой деятельности и оттеснить на второй план своих соперников венецианцев. Один генуэзец, например, из фамилии Цаккариа, получив от императора право на разработку богатейших квасцовых залежей в горах около малоазиатского города Фокеи (по-итальянски Фоджа, Фолья), лежащего при входе в Смирнский залив, создал себе колоссальное состояние. 776 В результате на всем византийском Востоке при Палеологах Генуя заняла место Венеции. Между тем, Карл Анжуйский занял остров Корфу, сделав этим первый шаг в выполнении своего плана нападения на Византию. Тогда Михаил VIII, в видах большей успешности своей согласительной политики с папой и в надежде хоть несколько повлиять на наступательную в отношении Византии политику Карла Анжуйского, обратился к брату последнего, французскому королю Людовику IX Святому, наиболее благочестивому, справедливому и уважаемому государю того времени, которого, незадолго до обращения к нему Михаила, уже просила Англия в качестве третейского судьи решить сложные вопросы английской внутренней жизни. Обстоятельства складывались так, что Людовик IX снова приглашался в роли посредника сыграть важную роль на этот раз в истории Византии. В конце шестидесятых годов византийские послы прибыли во Францию “в виду предстоящего объединения Греческой и Римской церкви.” Михаил предложил французскому королю “быть арбитром условий объединения церквей и заранее заверил его в своем полном согласии.” 777

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

— Давайте еще такие хронологические реперы поставим: когда появились литературы на новых языках: окситанском, тосканском, старофранцузском и других? — Из нелатинских литератур Запада самыми древними считаются кельтская и древнеанглийская литературы. Кое-что, вроде древнеанглийского «Беовульфа» и древнеирландского цикла о Кухулине, прекрасно переведено на русский. Это очень ранние памятники. У других германских народов в IX–X веках мы можем различить лишь начатки литературного творчества, зафиксированные на пергамене в следующих веках. На древневерхненемецком сохранился ряд текстов, например специфическая обработка евангельской истории под названием «Спаситель», Heliand. Это поэма времен Людовика Благочестивого (814–840), написанная, возможно, клириком, человеком латинской культуры, для уловления душ подвластных императору воинов, относительно недавно оставивших пучину германского язычества и периодически норовивших в эту пучину нырнуть снова. Характерно, что средневековые литературы рождались не в прозе, а в поэзии. На территории Италии нелатинская литературная традиция сложилась относительно поздно, к началу XIII века, во времена Франциска Ассизского и при его непосредственном участии, потому что он в стихах на умбрийском славил Бога. На Сицилии поэты создали школу при дворе Фридриха II Гогенштауфена. Но пальму первенства в романских литературах следует отдать Лангедоку, земле, сохранившей нетронутыми памятники и языковую память о великом римском прошлом. В XI веке Лангедок стал крупной политической силой, независимой от франкского Севера. Страна получила название по своему языку: лангедок значит «язык ок», т.е. где «да» звучало как «ок», в отличие от северного «ойль» (современное французское oui) и латинского sic. На юге родилась европейская лирика, лирика трубадуров. И родилась она во многом как вызов латыни и латинской же вере: все слыхали о катарах, вальденсах, альбигойской ереси. Хотя любовная лирика почти не касалась религиозных тем, она была литературным, мировоззренческим движением, чувствовавшим самостоятельность, автономию этой земли, этого народа — провансальцев — по отношению ко всему, что их окружает.

http://bogoslov.ru/event/5666815

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010