Вследствие экономических особенностей феодального общества, для которого было характерно натуральное хозяйство, самообеспечение, франкская империя была неспособной воспрепятствовать проявлению партикулярных сил. После того как церковь стала наиважнейшим интегрирующим элементом франкской империи, уже при первом преемнике Карла - Людовике Благочестивом имперская власть оказалась зависимой от ставших могущественными франкских епископов. (Франкская церковь располагала одной третью всех землевладений.) Это сказалось и на отношениях между папой и императором. Избранный папой Стефан IV (816-817) был возведен на папский престол без утверждения императором. Последовавший за ним Пасхалий I (817-824) также не обратился к императору за утверждением. Более того, в 817 году между Людовиком Благочестивым и папой было достигнуто соглашение (Pactum Ludovicanum), по которому император не только подтвердил статус Папского государства, но и отказался от юрисдикции, осуществлявшейся над ним Карлом, а также от вмешательства в выборы пап. Вновь был временно восстановлен суверенитет светского государства папы, однако император Лотарь I восстановил положение, существовавшее при Карле Великом, возобновив имперский суверенитет над папским престолом. Папа Евгений II (824-827) в соглашении, заключенном с императором Лотарем в 824 году (Constitutio Romana), вынужден был признать преимущественные права императора при избрании папы и в Церковном государстве. В соответствии с соглашением перед избранием папы римляне обязывались давать клятву следующего содержания: «Я... клянусь всемогущим Богом, и всеми четырьмя святыми Евангелиями, и крестом Нашего Господа Иисуса Христа (давая клятву, руку клали на крест и на Библию), а также мощами первого апостола Святого Петра, что с сего дня и навечно буду верен нашим господам императорам Людовику и Лотарю... что без обмана и зловредности буду существовать и не соглашусь на то, чтобы избрание на римскую епископскую кафедру проводилось по-иному, чем это происходит законно и согласно канонам, и тот, кого избрали папой, не должен быть с моею согласия посвящен до тех пор, пока он не даст клятву в присутствии послов императора и народа, как это добровольно делал папа Евгений...» Эмиссары императора осуществляли волю светской власти не только при избрании папы, они фактически имели власть и над Церковным государством. Да и назначаемые папой чиновники (duces) зависели от эмиссаров императора, которые в свою очередь ежегодно в своих докладах отчитывались перед императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/441593/

Дорожа священными сокровищами этого дворцового храма, он повелел в 1701 году Июня 21 стольнику Семену Калединскому описать там святые иконы, ризы, книги, св. утвари и казну и сверить с прежними описями 7 . Ужасный пожар 1737 года, лишивший Москву многих сокровищ древности, проник и в Благовещенский собор, где обгорели на придельных его церквах крытые медными позолоченными листами кровли, на главах четыре креста из золоченой меди, деревянные двери и оконницы; 8 но Благочестивое усердие Императриц Анны и Елисаветы вскоре изгладило все следы повреждений в стенах и облекло дом Пресвятой Богородицы в новое Благолепие. Из дел Синодального правления видим, что в 1743 году еще продолжалась починка собора: тогда поновлены были медные золоченые листы на четырех затворах при входных дверях, вызолочены и расписаны лазоревыми красками великолепные каменные сени, на двойных столбах, резные; под главами в шеях некоторые окна закладены 9 . В Царствование Императрицы Екатерины II, стенопись Благовещенского собора потребовала поновления. Императрица в 1770 г. поручила Московскому Архиепископу Амвросию Зертись-Каменскому возобновить в нем иконное и стенное писание с точным соблюдением древнего стиля 10 . Дело это было исполнено в три месяца, и возобновленный собор торжественно освящен был 18 декабря 1770 года Архиепископом Амвросием в присутствии Прусского принца Генриха-Людовика, брата королю Фридриху Великому; это совершилось незадолго до мученической смерти Московского Архипастыря. Особенное внимание на этот собор обратил Государь Император Павел I. По его повелению возобновлена его внешность и на паперти, вместо старого деревянного, настлан новый каменный пол. В 1812 году святилище это, подобно другим св. храмам, было разграблено и поругано; но уцелело от огня, испепелившего дворец и другие здания в Кремле. В этом соборе сохранились не только все св. иконы; но даже на полях чудотворного образа Донской Богоматери уцелела золотая рама в 12 Фунтов. Вскоре после изгнания неприятелей в 1812 году, Благовещенский собор приведен был в прежнее устройство и Благолепие, а 23 марта 1813 года торжественно освящен Московской Митрополии Викарием, Преосвященным Августином. С Высочайшего разрешения, в 1836 году, южная паперть переделана; в ней устроен теплый придел во имя Святителя Николая; попечением староста церковных стенопись собора и письмо иконное поновлены; старый алтарный иконостас заменен новым бронзовым. Ризница с ее сокровищами и хранящимися в ней частицами св. мощей приведена в порядок при настоятеле собора Протопресвитере Бажанове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Если Церковь в Ирландии изначально следовала галликанскому или какому-то своему обряду, замена его рим. обрядом могла проходить параллельно с принятием рим. пасхалии. Большинство церковных общин на юге Ирландии приняли рим. пасхалию в 30-х гг. VII в.; на севере это произошло скорее всего в кон. VII в., а в монастыре Иона - в 716 г. В Уэльсе же рим. миссия не имела успеха при жизни Беды ( Beda. Hist. eccl. 2. 4). Согласно бриттским источникам, принятие рим. обычаев в Уэльсе произошло в 768 или 770 г. Так же долго прежние традиции сохранялись в Корнуолле. Бретань стала переходить на рим. обряд при имп. Людовике Благочестивом (мон-рь Ландевеннек принял Устав прп. Венедикта в 818 - Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 2. Pt. 1. P. 79; Vita S. Winwaloei. 2. 13//Cartulaire de l " abbaye de Landevenec. Rennes, 1888. P. 75-76). На франк. землях и в Англии были приняты меры канонического характера, воспрепятствовавшие дальнейшему распространению К. о. В частности, 43-й канон Собора в Шалон-сюр-Сон (813) обвинял ирландских епископов в грехе симонии и многочисленных заблуждениях и не признавал их ординации (MGH. Conc. Kar. Bd. 1. S. 282). Также и 5-й канон Собора в Челси (816), проводившегося под председательством Вульфреда, архиеп. Кентерберийского, предписывал не допускать ирл. клириков (de genere Scottorum) к совершению таинств в связи с сомнениями в том, что они правильно рукоположены ( Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 3. P. 581). В Шотландии остатки прежней кельт. литургической традиции (ritus barbarus) были уничтожены при кор. Малькольме III (1057/58-1093) по настоянию его жены кор. Маргариты (ок. 1045 - ок. 1093) ( Theodoric. Vita S. Margaritae. 3// Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 2. Pt. 1. P. 158). Виндрих в Житии св. Герхарда, еп. Туля ( 994), упоминает о множестве ирл. клириков в Лотарингии, к-рые служили отдельно по своему обычаю (more patrio) ( Widric. Vita S. Gerardi. 19//MGH. SS. T. 4. P. 501). В ирл. источниках процесс перехода на рим. обряд представлен как инициатива самих ирландцев: сообщается, что св. Альбе специально послал 2 своих учеников в Рим, чтобы они принесли оттуда новый чин мессы (ut novum ordinem celebrandi a Roma deducerent - Vita S. Albei. 45//Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 128; похожее сообщение: Vita III S. Brigidae. 91//Triadis Thaumaturgae... Acta/Ed. J. Colgan. Louvain, 1647. P. 527a).

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

Карлом Великим в 774 г. условий соглашения в Кьерзи, приведенном в жизнеописании папы Римского Адриана I, утверждается, что Пипин Короткий обязался передать Римскому понтифику территории к югу от линии между Луни (на побережье Тирренского м.) и Монселиче (близ Венецианской лагуны), включая Корсику, весь бывш. Равеннский экзархат, герц-ства Сполетий и Беневент, а также провинции Венеция и Истрия (Ibid. P. 498; аутентичность и содержание соглашения в Кьерзи остаются предметами дискуссий - Scholz. 2018). По итогам 2 успешных походов Пипина Короткого в Италию (754, 756) кор. Айстульф передал папе Римскому 22 города на территории бывш. Равеннского экзархата (Равенну, Римини, Пезаро, Чезену, Сенигаллию, Урбино, Нарни и др.), ключи от них посланник Пипина Короткого аббат Фульрад возложил на алтарь базилики св. Петра (LP. T. 1. P. 453-454). Этот акт, т. н. Пипинов дар, традиционно рассматривается как основание самостоятельного Церковного гос-ва в Италии. Папа даровал Пипину Короткому титулы рим. патриция и защитника Папского престола. Папа Римский Павел I (757-767) принял меры по централизации управления «республикой римлян», ужесточил контроль за всеми гражданскими и военными должностными лицами. Однако в конце его понтификата возникло острое противостояние между представителями «клерикальной» партии (члены папской администрации) и рим. знатью (см. ст. Константин , антипапа). После отказа лангобардского кор. Дезидерия (756-774) соблюдать условия соглашений 754 и 756 гг. (что повлекло за собой конфликт с папой Адрианом I) кор. Карл Великий совершил поход в Италию, разбил Дезидерия и включил его королевство в состав Франкской державы. Карл Великий в Риме подтвердил условия соглашения в Кьерзи, однако на практике они не выполнялись. Границы П. о. были в основном определены договорами 781 и 787 гг., тексты к-рых не сохранились, но могут быть реконструированы на основе привилегии имп. Людовика Благочестивого (814-840) папе Римскому Пасхалию I (817-824) (Pactum Hludovicianum, 817).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Михаил, следуя давней традиции, попрал несчастного Фому, своего былого друга, ногами, обутыми в красные сапоги, а затем по его приказу Фоме отрубили руки и ноги. Подвергаемый истязаниям, Фома повторял: «Смилуйся надо мною, истинный царь» . Но разжалобить Михаила ему не удалось. Ритуал казни опасных врагов был исполнен до конца. По характеристике историка Дж. Норвича, этот мятеж был «возможно, самым крупным, самым масштабным по своим последствиям в истории Византии» . Сведения о мятеже, дошедшие до нас, почерпаются из источников православного происхождения. Поэтому вызывают недоумение содержащиеся в них крайне негативные оценки Фомы Славянина, при том что он восстал против иконоборца, к тому же и узурпатора. Ф.И. Успенский в этой связи замечает, что эти источники дошли до нас в редакции X века, когда «представителям торжествующего Православия неудобно было особенно останавливаться на том обстоятельстве, что самозванец Фома пытался поднять знамя Православия против иконоборцев. Как не находили они удобным в X веке ссылаться на попытки православных найти помощь в Риме у папы» . Людовик Благочестивый После подавления мятежа Фомы Славянина Михаил Травл обратился с посланием к «королю франков и лангобардов» Людовику Благочестивому, императорский титул которого не признавали в Константинополе. Послание датируется 10 апрелем 824 года. В нем Михаил, возможно, по подсказке ученейшего из иконоборцев Иоанна Грамматика, представил свое видение сути конфликта между иконодулами и иконокластами. Мера ухищренной изворотливости и лукавства автора этого текста далеко превосходит полемические способности малограмотного правителя империи. Суеверные эксцессы в почитании икон, встречавшиеся не часто и, вероятно, по большей части в простонародной и невежественной среде, в этом послании выдаются за самую суть иконопочитания, вызвавшую противодействие со стороны государственной власти. В послании, доставленном Людовику делегацией во главе с протоспафарием и стратигом Феодором, утверждалось, что «многие из церковных людей и мирян… сделались виновниками злых новшеств: изгнали Честные и Животворящие Кресты из святых храмов и на место их поставили иконы с возженными перед ними свечами и стали оказывать им такое же поклонение, как Честному и Животворящему Древу, пением псалмов и молитвами просили у икон помощи, многие возлагали на эти иконы полотенца и делали из икон восприемников своих детей при святом крещении… Некоторые из священников… скоблят краски с икон, смешивают их с Причастием и дают эту смесь желающим вместо Причащения.

http://pravoslavie.ru/139107.html

Одной из форм организации разнородного и быстро растущего в объеме документального материала стали панкарты - сводные грамоты в виде больших кусков пергамена или свитков, где приводились сведения о сделках, совершавшихся, как правило, не единовременно, а в течение определенного периода ( Chibnall. 1988; Pancartes monastiques. 1998). Др. разновидностью документов стали К. нового типа, в к-рых документальный материал объединялся с текстами иного характера. Ок. 945 г. в мон-ре св. Петра в Генте была составлена «Древняя книга дарений» (Liber Traditionum Antiquus; см.: Declercq. 2000. P. 157-158; Габдрахманов. 2012. С. 15-17). Она включает рассказ об основании мон-ря, опирающийся частично на историческое сочинение каролингской эпохи - «Деяния Фонтенельских аббатов» (Gesta abbatum Fontanellensium/Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. (MGH. Script. rer. Germ.; 28)), а также содержит хозяйственную опись (полиптик), полные копии 2 наиболее важных грамот (имп. Людовика Благочестивого и аббата Эгинхарда), а также неск. десятков заметок, пересказывающих содержание частных грамот о передаче мон-рю земельных владений и юридических прав. Заметки представлены в приблизительном хронологическом порядке и документируют историю мон-ря, что позволило насельникам оспорить у соседнего аббатства св. Бавона права на некоторые утраченные ранее владения. Более масштабным примером «картулярия-хроники» являются «Деяния аббатов монастыря св. Бертина» (Gesta abbatum S. Bertini Sithiensium; изд.: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Bertin/Publ. B. Guérard. P., 1841), созданные в нач. 60-х гг. Х в. мон. Фольквином из аббатства Сен-Бертен (на территории совр. г. Сент-Омер). «Деяния...» были составлены по примеру каролингских «деяний епископов» и «деяний аббатов» (об этом жанре подробнее см. ст. Житийная литература ), но в отличие от них включали в себя также полные копии документов (в хронологическом порядке): 17 королевских дипломов и 29 частных грамот (см.: Ug é . 2005). Вероятно, и гентский, и сен-бертенский К. создавались с двоякой целью: упорядочить и архивы мон-ря, и сведения о его истории. Помимо хозяйственно-правовой и историографической такие К. имели и мемориальную функцию: сохранение имен основателя мон-ря и дарителей было необходимо для принятого в монашеских общинах их обязательного литургического поминовения. В прологе к К. фрайзингского капитула поминовение упомянутых в нем персон названо целью составления сборника. Записи о дарениях монастырю нередко вносились и в поминальные списки (некрологи); между такими списками и К. существовал своего рода симбиоз, что осложняет четкое разграничение этих видов текстов ( Гири П. Память//Словарь средневек. культуры/Ред.: А. Я. Гуревич. М., 2003. С. 343-344).

http://pravenc.ru/text/1681195.html

Около 1331 г., наконец, он вернулся на Афон, так как сербские набеги постоянно опустошали окрестности Верии. Он решил жить недалеко от Лавры в скиту св. Саввы. Монахи и теперь показывают, где была его келья и где позже была построена часовня. Место это гораздо выше монастыря, на крутом склоне Афонской горы. Чтобы добраться туда из Лавры, нужно примерно час идти вверх по крутой горной тропинке. Здесь Палама продолжал вести ту же жизнь, что и в Верии, проводя будние дни в уединении и спускаясь в монастырь только в богослужебные праздники. Мы видим то же замечательное равновесие между личной духовной жизнью и общинной молитвой у исихастов XIV в., которое в большой мере определило богословскую мысль Паламы. Пребывание Григория в скиту св. Саввы в 1335 г. на короткое время было прервано. Он был назначен афонскими властями игуменом большого монастыря Есфигмену, насчитывавшего около двухсот монахов, на севере полуострова. Реформаторская ревность молодого игумена вскоре вызвала столкновение его с монахами. Тогда Палама вернулся в свою келью св. Саввы, где его ждали новые заботы. Спор с Варлаамом и Акиндином Не задерживаясь на чисто исторических эпизодах этого знаменитого спора, результат которого определил последующие судьбы восточного христианства, наметим только общие этапы. Варлаам, калабрийский грек, прибыл в Константинополь около 1330 г. и очень скоро стал известен как ученый и философ. Его сочинения по астрономии и логике распространяются в Византии, и Иоанн Кантакузин , «великий доместик» Андроника III, своего рода премьер-министр, назначил его на кафедру императорского университета. Здесь Варлаам комментировал студентам труды Псевдо- Дионисия Ареопагита , таинственного автора V в., который скрывался под именем афинянина, обращенного святым апостолом Павлом. Сочинения Дионисия были широко распространены на Востоке, а с 827 г., когда византийский император Михаил II послал их текст Людовику Благочестивому, стали известны и на Западе. Эта драгоценная рукопись доныне хранится в Национальной библиотеке в Париже, а Ареопагитский корпус стал тем греческим текстом, который более всего читали латинские средневековые философы. В 1333–1334 гг. калабрийский философ от имени греческой Церкви выступал на переговорах с двумя доминиканскими богословами, посланными папой на Восток с целью подготовки воссоединения церквей. В 1339 г. он был облечен конфиденциальной миссией к Бенедикту XII в Авиньон. Несомненно, иностранец никогда бы не был почтен таким доверием, если бы он вполне убедительно не доказал византийскому правительству своей верности православию и интересам империи. И действительно, Варлаам всегда исповедывал православные убеждения, «любовь к истинному благочестию» заставила его покинуть Италию, где греки, хотели они того или нет, были в унии с Римом. Таким образом, он считал, что вернулся к вере своих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Представители династии Каролингов широко использовали право частной церкви. Сначала на землях королевского домена, а затем и фиска, в т. ч. и на вновь завоеванных территориях, было основано немало мон-рей, как мужских, так и женских, аббаты и аббатисы к-рых приносили клятву верности королю. Такие мон-ри и церкви получали широкие привилегии (право свободных выборов аббата, налоговый и судебный иммунитет, сбор пошлин и организацию местных рынков), а также военную защиту и земельные пожалования. Взамен монашеские общины были обязаны исполнять т. н. королевскую службу (servitium regis): содержать за свой счет королевский двор и чиновников, прибывавших в провинцию для отправления властных полномочий, поставлять продовольствие в королевские пфальцы, выставлять военный отряд из крестьян, испомещенных на монастырских землях, участвовать в заседаниях королевского суда, помогать сюзерену советом, брать на себя исполнение дипломатических функций, молиться за королевскую династию и проч. (так, в «Notitia de servitio monasteriorum» (817) приводится 3 списка мон-рей, обязанных королю «dona et militia» (дарами и военным отрядом), «sola dona sine militia» (только дарами без военного отряда), «solas orationes pro salute imperatoris vel filiorum eius et stabilitate imperii» (только молитвами о благе императора или сыновей его и спокойствии империи) - MGH. Capit. T. 1. P. 350-352). Частные мон-ри и церкви, принадлежавшие светским и церковным владельцам, переходили в разряд королевских (имперских), т. е. подчиненных королю (императору), через процедуру коммендации (commendatio). При Каролингах мон-ри, выведенные из-под контроля местных графов и епископов, превратились в крупнейших землевладельцев (земельные владения среднего еп-ства, как правило, уступали крупному монастырскому), при этом оставаясь надежной опорой королевской власти. Монастырские реформы Пипина Короткого и Карла Великого были направлены на определение соотношения власти короля, епископа и аббата, решение вопросов смещения аббата и его поставления епископом, «закрепление» монахов за теми мон-рями, где они принимали постриг. Цель общей монашеской реформы имп. Людовика Благочестивого (814-840) была в том, чтобы привести к единообразию уставы всех имперских мон-рей (за основу брался монашеский устав прп. Венедикта Нурсийского ). Эти действия осуществлялись параллельно с практикой поставления светских лиц во главе аббатств (эта практика получила распространение при Карломане (майордом в 741-747) и его преемниках). Светские аббаты (abbas-comes) владели монастырскими землями по праву ленного держания, благодаря чему усиливалась их связь с королевской властью. Решения Соборов (в Тьонвиле (844), в Париже (846), в Тросли (909) и др.), запрещавшие подобную практику, не изменили ситуацию (случаи управления мон-рей светскими лицами встречались до XI в.).

http://pravenc.ru/text/389517.html

Свою роль сыграли эти представители и для коронации Карла в императоры. «Принимая во внимание высокую оценку еврейства, данную Карлом Великим, и ущерб Христианскому миру, который мог быть нанесен посредством создания второй латинской Империи, было бы удивительно, если бы в малоизвестных переговорах между ним и Папой, предшествовавших коронации, обошлось бы без еврейских консультантов. “Чрезвычайная способность к аферам” Карла Великого и его понимание денежной системы также предполагают еврейское руководство и могут служить основанием для мнения его сына [Людовика Благочестивого] о евреях как о незаменимых » . Евреи также поддерживали и поощряли ереси, которые «в той или иной степени противоречили доктрине Святой Троицы» и способствовали отделению от православия тех или иных сект. Не будет большим преувеличением, считать, что в 809 году им удалось одержать особенно крупную победу, отколов от православия весь европейский Запад. Введением filioque единству христианского мира был нанесен удар более сильный, чем даже коронацией Карла. Именно с ним связан печальный исторический факт, известный как раскол единого христианского суперэтноса на Западный «Христианский мир» и мир Восточного Православия. Раскол этот предшествовал формальному разделению церквей. Еще остались практически едиными мировоззрения, но изменились мироощущения! [Строго говоря, мироощущение Востока и Запада еще единой Римской Империи стало меняться с конца IV начала V века в силу различного «прочтения» в Символе Веры слов о Царстве Христа: «Его же Царствию нет и не будет конца» в греческом Символе, и «Его же Царствию не будет конца» в латинском. А с начала VII века добавилось повсеместное распространение в Западной церкви Вульгаты бл. Иеронима, переведенной не с Септуагинты, а с масоретского текста ]. Со временем пропасть между православным Востоком и вставшим на путь апостасии Западом только углублялась. И не видно, чтобы она могла сомкнуться в обозримом будущем. Пример русского Раскола XVI века, происшедшего из-за совершенно второстепенных, по сравнению с filioque , деталей единого вероучения, показывает, как тяжело лечить такие раны.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/03/...

Священная книга не сгорела, и варвары приступили к крещению. 492 Высказывалось предположение, что Фотий и Игнатий крестили некую Приазовскую Русь. 493 В основном эти гипотезы были вызваны к жизни тем, что в русских летописях ничего не говорилось о Руси до прихода Рюрика. Из Бертинских анналов мы знаем, что уже в 839 г. послы «кагана народа Рос», возвращавшиеся от императора Феофила, отца Михаила, появились при дворе императора Священной Римской империи Людовика Благочестивого. Они оказались «свеонами» (шведами), 494 и это серьезно обеспокоило императора: северные земли постоянно грабили викинги, поднимавшиеся по рекам до Парижа и Гамбурга. В 815–842 гг. русы напали на Амастриду на южном побережье Черного моря, но это упоминание есть только в житии св. Георгия Амастридского. 495 В это время в Византии уже постоянно жили скандинавы. 496 Например, Евдокия, любовница императора Михаила III и жена императора Василия Македонянина, была дочерью некоего Ингера. Данные археологии показывают, что с конца VIII в. существовал Волжско-Балтийский путь, по которому в страны арабского Востока через Каспийское море везли с Севера рабов и меха, а в обратном направлении ввозили серебро. 497 Тогда в Поволховье, в Поволжье и в верховьях Днепра обосновались первые группы скандинавов-русов. В эту эпоху возникли крупные протогородские центры: в середине VIII в. Ладога близ впадения Волхова в Ладожское озеро, а в самом начале IX в. Гнездово на Днепре близ Смоленска и Тимерево близ Ярославля на Волге. 498 Если не Киев, который в середине IX в. еще не был значительным поселением, то Гнездово вполне могло быть тем центром, откуда был организован поход Руси на Константинополь в 860 г. 499 В 860-е гг. всю экономическую зону Балтийско-Волжского пути охватывают военные столкновения. Период нестабильности, по данным археологии и нумизматики, продолжался приблизительно до 880 г., когда и появился на Руси Рюрик, отец Игоря. Рассказ Начального свода об изгнании варягов и междоусобице, предшествовавших его призванию – воспоминание об этих событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010