В Собор германских святых включили следующие имена: святителя Ансгария, архиепископа Гамбургского (865 г.); священномученика Аурея, епископа Майнцского († 436); мученицы Афры Аугсбургской (304 г.); святителя Буркарда, епископа Вюрцбургского (753 г.); преподобной Вальпурги Айхштеттской (779 г.); святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского (739 г.); священномученика Вонифатия (Бонифация), архиепископа Майнцского, просветителя Германии (754 г.); святителя Корбиниана, первого епископа Фрайзингского (725/730 г.); преподобной Лиобы Бишофсхаймской (728 г.); мучеников Маврикия и иже с ним: Гереона, Кассия, Флорентия и иных воинов (ок. 300 г.); святителя Максимина, епископа Трирского (347 г.); святителя Матерна, первого епископа Кельнского (IV в.) . Краткие жизнеописания святых, в Германской земле просиявших, опубликованы на сайте Берлинско-Германской епархии (далее цитируем): 1.Святитель Ансгарий, архиепископ Гамбургский († 865) Святитель Ансгарий происходил из Пикардии (северо-запад Франции). Он родился в 801 году и, рано осиротев, был воспитан в одном из крупнейших центров духовной жизни и учености монастыре Корби. Там же он принял монашеский постриг. В 822 году Будущий святитель основал обитель в Саксонии, получившую название Корвей. Задачей этого монастыря стало просвещение восточных немецких земель. Святой Ансгарий был направлен туда для проповеди и руководства миссией. В 826 году король данов Харольд принял крещение и попросил императора Людовика Благочестивого отправить к нему миссионеров, дабы проповедовать христианство в датском королевстве. Святой Ансгарий и его ученик монах Аутберт были избраны для благовестия в северных странах. Они с верой начали проповедническую деятельность, но она вскоре прервалась из-за свержения короля Харольда и тяжелой болезни своего помощника Аутберта. Последний, вернувшись в обитель Корвей, скончался. Святой Ансгарий вернулся во франкские земли к уединенной монашеской жизни. В 829 году послы из шведских земель в свою очередь попросили у франкского правителя направить к ним миссионеров. Укрепленный духовным видением, Ансгарий сел на корабль вместе с иноком из Корби по имени Витмар и отплыл в Балтийское море. Миссионерам все же удалось достичь Бирки, важного политического и торгового города, и обратить в христианство его правителя Херигара, который к тому же был другом и советником шведского короля Бьерна. Государь позволил им основать первую в Скандинавии церковь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/04/...

война с Наполеоном получила религ. осмысление, хотя не вполне ортодоксальное. В послании «Государыне императрице Марии Федоровне» (1813) одержанная победа истолкована как плод любви и молитвы имп. семьи, предузнанный Творцом еще при рождении «защитника Царств», «Спасителя» имп. Александра I (рискованная евангельская аналогия - «Владыка-сын пред Матерью-Царицей» и т. п.- проходит через все стихотворение). В обширном послании «Императору Александру» (1814, опубл. в 1815) и гимне «Певец в Кремле» (1816), аналогичном по форме «Певцу во стане русских воинов», политические события осмыслены с т. зр. христ. эсхатологии. Так, в послании «Императору Александру» отсчет событий ведется с падения охладевшего «к отечеству, ко славе, к вере» трона франц. королей и возвышения Наполеона, когда «питомец ужасов, безвластия и брани… взорами на мир ужасно засверкал». Развязка наступает там же, в Париже, в день торжественного богослужения рус. войск на месте казни кор. Людовика XVI («И се!.. подъемлется спасения сосуд…/И звучно грянуло: воскреснул Искупитель!»), после чего служатся благодарственные молебны в Казанском и Петропавловском соборах С.-Петербурга, где «испытанный народ», «преобразованный, исполнен жизни новой», приносит обет верности благочестивому монарху: «Всё в жертву за Царя!» С 1815 г. Ж. часто приглашают к имп. двору, он принимает на себя обязанности чтеца имп. Марии Феодоровны . В 1815-1816 гг. в 2 томах выходят «Стихотворения Василия Жуковского». В дек. 1816 г. поэту за его «труды и дарования» назначена пожизненная пенсия (4 тыс. р. в год). В те же годы он переживает личную драму: не состоялся брак Ж. с Марией Протасовой, к-рому решительно воспротивилась ее мать Е. А. Протасова (единокровная сестра Ж.). В 1817 г. Мария была выдана за И. Ф. Мойера, профессора медицины в Дерпте. Здесь Ж. продолжал ее навещать до самой ее смерти. Последней встрече посвящено стихотворение «9 марта 1823 г.» («Ты предо мною/Стояла тихо…»). Невозможность соединения с возлюбленной стала биографическим подтекстом мн.

http://pravenc.ru/text/182353.html

Западная церковь от смерти Григория Великого до папы Григория II (604–715 гг.) Глава 26. Иконоборчество (717–775 гг.) Глава 27. Святой Бонифаций (715–755 гг.) Глава 28. Пипин и Карл Великий (741–814 гг.) Глава 29. Восточная церковь – Споры века Карла Великого (775 –814 гг.) Глава 30. Восточные секты Глава 31. Дополнительная Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Глава 33. Франкская церковь и папство от смерти Людовика Благочестивого до низложения Карла Толстого (840–887 гг.) Глава 34. Греческая церковь – Патриарх Фотий (842–898 гг.) Глава 35. Испания – Англия – Миссии IX столетия Глава 36. От низложения Карла Толстого до смерти папы Сильвестра II (887–1003 гг.) Глава 37. От смерти папы Сильвестра и до разделения церквей (1003–1054 гг.) Глава 38. Британские церкви – Миссии X и XII столетий Глава 39. Ереси (1000–1052 гг.) Глава 40. Дополнительная Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Приложение 3. Хронологическая таблица соборов Приложение 4. Список главных источников и пособий     Предисловие Изданными раньше переводами избранных произведений иностранной богословской литературы мы имели в виду восполнять, по мере сил, существующие в нашей отечественной богословской литературе пробелы. Та же самая цель имелась нами в виду и при издании предлагаемого полного курса Истории Христианской церкви. Среди богословских наук церковная история давно уже пользуется наибольшим вниманием наших ученых, и по ней уже имеется у нас довольно значительная литература, отдельные произведения которой обращали на себя заслуженное внимание даже заграницей. Но, к сожалению – вся эта литература имеет отрывочный, монографический характер, и доселе у нас нет ни одного такого полного курса общей церковной истории, который бы выходил за пределы краткого компилятивного учебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн II пытался получить (но не получил) для П. м. мощи св. Димитрия из Фессалоники; в 1149 г. Мануил I торжественно перенес в монастырь при посредстве его игум. Иосифа Агиогликерита († ок. 1154-1155) покров с раки святого и его икону ( Janin. Églises et monastères. P. 516). Мануил I перенес в 1169/70 г. в П. м. из Эфеса «плиту помазания Христа» из красного мрамора, около к-рой был сам погребен в раке из черного мрамора с 8 куполками ( Nicet. Chon. Hist. 289). В 1143 г. имп. Мануил I приказал великому доместику Иоанну Аксуху временно заключить в П. м. своего брата Исаака, чтобы тот не мог претендовать на престол (SynCP. Col. 887). Перед взятием К-поля латинянами в П. м. были собраны реликвии из соседних мон-рей и храмов (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 100). После 1204 г. П. м. оказался во власти венецианцев, увезших в Венецию много утвари, реликвий, украшений и икон (в т. ч. изображения, включенные в состав Пала д " Оро), к-рые Сильвестр Сиропул видел в Сан-Марко. Главу свт. Власия имп. Бодуэн II (1240-1261) послал Людовику Благочестивому, поместившему ее в Сент-Шапель. Согласно Истории Никифора Григора ( Niceph. Greg. Hist. I 86), П. м. стал резиденцией лат. императора, однако это ошибка. В 1206 г. венецианцы силой перенесли из собора Св. Софии в П. м. икону Божией Матери «Одигитрия» (PL. 215. Col. 1077-1078). Ее забрал из П. м. Михаил VIII для своего торжественного въезда в К-поль в 1261 г. ( Georg. Pachym. Hist. I 160). Тогда же мстившие венецианцам генуэзцы разобрали их дворец у П. м. и из его камней построили свой храм - св. Георгия. В самом же П. м. была восстановлена правосл. обитель: в 1263 г. метохий Христа Амбела и с. Анавасидий, к-рыми П. м. владел вместе с мон-рем Христа Филантропа, были переданы мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 59). В 1265 г. игум. П. м. Феодосий де Виллардуэн, буд. патриарх Антиохийский, сопровождал Марию, дочь Михаила VIII, к монг. хану Хулагу ( Georg. Pachym. Hist. I 402).

http://pravenc.ru/text/2578892.html

К кон. VIII в. в результате завоеваний Каролингов в Зап. Европе возникла обширная Франкская держава. Стержнем политики франк. правителей, начиная с сыновей Карла Мартелла - Карломана и Пипина Короткого , но особенно при Карле Великом и имп. Людовике Благочестивом , было стремление к всестороннему «исправлению» (correctio) народа франков, к-рый воспринимался как наследник Римской империи. Поскольку, согласно принятому в христ. историософии делению мировой истории на 6 веков (aetates), последний, 6-й век, начало к-рого соответствовало правлению имп. Августа Октавиана и земной жизни Иисуса Христа ( Aug. De civ. Dei. XXII 30), вскоре, как ожидалось, должен был завершиться, существование Франкского государства имело эсхатологический смысл. В соответствии с каролингской концепцией королевской власти, разработанной в кон. VIII в. Алкуином и его ближайшим окружением, на короля франков возлагалась особая задача - сделать все необходимое, чтобы подготовить подданных к будущему спасению через распространение и укрепление христианства. В таком контексте опорой королевской власти оказывалась Церковь. Правители из династии Каролингов установили тесные отношения с Римскими понтификами, поддерживали миссионеров, которые проповедовали христианство в населенных язычниками приграничных областях Франкской державы, создавали новые еп-ства на подчиненных территориях, жестоко подавляли мятежи, жаловали земли и привилегии храмам и мон-рям, принимали их под королевское покровительство. В VIII в. во Франкском королевстве появились тысячи мон-рей и церквей, причем далеко не всегда это было следствием усилий со стороны королевской власти или миссионеров; часто храмы и монашеские обители возводились по инициативе представителей местной знати также и на территории зарейнской Германии. Важным направлением церковных реформ стала унификация богослужения; была организована работа по исправлению литургических книг (о церковной политике, литургической и монастырской реформах см. ст. Каролинги ). Образование

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Карла Великого , но потом пришел в упадок и был восстановлен аббатом Айгмаром. Аббат подарил Фижаку большое Распятие, а К.- маленькое, чтобы показать, что К. должен подчиняться Фижаку. К. описан как поселение «отшельников», не имевших даже канонически избранного аббата (Historia monasterii Figiacensis// Stephani Baluzii Miscellanea/Ed. J. D. Mansi. Lucae, 1764. Vol. 4. P. 1-2). Монахи К. в свою очередь решили, по-видимому, еще больше «состарить» историю своего мон-ря. В прологе к монастырской хронике, составленном на рубеже XII и XIII вв., утверждалось, что К. был основан в 371 г. монахами по примеру егип. пустынников, но все они были убиты язычниками. Франк. кор. Хлодвиг восстановил и щедро одарил мон-рь, насельники к-рого уже тогда якобы соблюдали бенедиктинский устав. В 730 г. обитель была разорена сарацинами, но вскоре восстановлена кор. Пипином Коротким по просьбе св. Дадона. Имп. Карл Великий даровал мон-рю привилегии и реликвии, в т. ч. крайнюю плоть Спасителя и литеру «альфа» из золота и серебра; К. вошел в число имперских монастырей. Др. привилегии К. получил от Людовика Благочестивого и его сына Пипина I Аквитанского, который основал монастырь Фижак («Новый Конк») и подчинил его К. Впосл. зависимость Фижака от К. подтвердил папа Римский Григорий VII , несмотря на притязания насельников мон-ря, стремившихся к самостоятельности. При короле зап. франков Карле Лысом в К. были перенесены мощи св. Веры ( Gaujal M.-A.-F., de. Études historiques sur le Rouergue. P., 1859. T. 4. P. 391-394). В сказании о перенесении мощей св. Веры (ActaSS. Oct. T. 6. P. 294-299), сохранившемся в рукописях XI-XII вв., говорится об основании Фижака кор. Пипином (каким именно, не уточняется), при этом Фижак назван владением К. Основная часть монастырской хроники К. представляет собой перечень аббатов (составлена между 1087 и 1096; изд.: Mart è ne E., Durand U. Thesaurus novus anecdotorum. P., 1717. T. 3. Col. 1387-1390), но достоверность приведенных сведений ставится исследователями под сомнение.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Л. Никита, сторонник иконоборчества, упоминается как участник посольства от визант. имп. Михаила II Травла к франк. имп. Людовику Благочестивому и папе Римскому Евгению II . В IX-X вв. в М. Л. известны сборщики налогов (диикиты) и хорреарий (заведующий гранарием в Андриаке). Св. Константин Синадский из иудеев в эпоху правления имп. Василия I Македонянина (867-886) совершил паломничество из Вифинии к гробнице свт. Николая в М. Л., откуда ему пришлось отправиться в Атталию, чтобы отплыть на Кипр. В IX-X вв. городу угрожали критские арабы. Так, священник из Митилины Христофор, ежегодно посещавший М. Л. как паломник, ок. 830 г. попал в плен к арабам и был увезен на о-в Крит. В одной из повестей о чудесах свт. Николая («О Василии, Агриковом сыне») рассказывается о ночном нападении на храм святого в его праздник: всех христиан, схваченных там, увезли на Крит, крестьянский сын Василий стал виночерпием критского эмира. Из венецианского рассказа (1116 г.) о перенесении мощей свт. Николая в 1100 г. следует, что византийский имп. Василий (неясно, I или II) после тщетных попыток перенести в К-поль саркофаг с мощами святителя так спрятал его мощи, что никто не мог их найти. Имп. Константин VII Багрянородный (сер. X в.) называет М. Л. «городом мироточивым и триблаженным» ( Const. Porphyr. De them. 78). В 1034 г. город сильно пострадал во время нападения североафрикан. арабов. В последующие годы (до 1042) имп. диикит Иоанн Орфанотроф организовывал восстановление городских стен. Проведение этих работ подтверждается строительной надписью на большом мраморном блоке из М. Л. 1042/43 г. имп. Константина IX Мономаха и его жены августы Зои. В то же время Иоанн Орфанотроф, получив исцеление от болезни у гробницы святого, пожертвовал в его храм масло и др. ценные дары ( Scyl. Hist. 397). Действия имп. Константина IX являлись, вероятно, частью его широкой программы церковного строительства по всей Византийской империи (мон-ри Неа-Мони на Хиосе, св. Георгия в Манганах в К-поле, Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ).

http://pravenc.ru/text/2563358.html

Л. скончался во время путешествия по диоцезу в усадьбе Бриеннон (ныне Бриенон-сюр-Армансон). Перед смертью он созвал клириков и дал им последние наставления. Дату кончины святого трудно установить; его преемник, еп. Медерий, впервые упоминается в 626 или 627 г. среди участников Собора в Клиппиаке (ныне Клиши). В соответствии с завещанием Л. был похоронен у ног мц. Колумбы в посвященной ей базилике, находившейся в сев. пригороде г. Сеноны. Согласно Житию, на могиле Л. происходили исцеления; к нему обращались с молитвой для избавления от эпилепсии и от детских болезней. О мощах святого, хранившихся в аббатстве св. Колумбы, упоминается в ряде раннесредневек. привилегий, напр. в грамотах Сенонского еп. Эммона от 26 авг. 660 г. и имп. Людовика Благочестивого от 10 июня 833 г. Открытие и перенесение мощей Л. состоялось во время строительства новой монастырской церкви по инициативе Сансского архиеп. Венилона (22 июля 853 храм был освящен в честь Св. Креста, мц. Колумбы и Л.). По-видимому, во время нападения венгров (936-937) мощи святых, хранившиеся в позолоченных саркофагах, были спрятаны в крипте монастырской церкви и вновь обнаружены лишь при архиеп. Аршамбо (958-967). В 1160 г. по просьбе аббата Теобальда, который действовал по ходатайству верующих, архиеп. Гуго де Туси (1142-1168) возглавил торжественное открытие и перенесение мощей (BHL, N 5086). Получив частицу мощей Л., архиепископ передал ее в приорат Сен-Лу-де-Но близ Провена, который относился к аббатству Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе. Впосл. насельники приората стали распространять слух о том, что мощи святого якобы хранились в их обители, а не в аббатстве св. Колумбы. По просьбе Одона, аббата мон-ря св. Колумбы, папа Римский Иннокентий III запретил монахам делать такие утверждения ( Innocentius III. Ep. 15. 10). В 1256 г. папа Александр IV даровал индульгенцию паломникам, посещавшим аббатство в октавы праздников мц. Колумбы и Л. По свидетельству мавриста Виктора Котрона, посетившего аббатство в 1648 г., в центральной части монастырской церкви находились каменные резные гробницы Колумбы и Л.; среди сокровищ ризницы были серебряная рака с мощами святого и бюст-реликварий с его черепом. После закрытия аббатства его здания и имущество были распроданы (1790), монастырская церковь впосл. разрушена. С 1842 г. здания бывш. обители принадлежали монашеской общине Дочерей Св. Детства Иисуса и Марии; в 1847 г. туда перенесли частицы мощей Колумбы и кость правой руки Л., к-рые с 1669 г. хранились в ризнице кафедрального собора. В 1851 г. частицы мощей Л. были обнаружены при вскрытии раки с мощами мц. Колумбы, сохраненными во время Французской революции. Сердце Л. находится в приходской церкви в честь святого в сел. Бриенон-сюр-Армансон.

http://pravenc.ru/text/2110894.html

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

Настоящее издание включает переводы «Жития Евлогия» (составлено его другом Альваром) и главного сочинения самого Евлогия – «Памятной книги святых». в которой описаны мученичества всех казненных в Кордубе христиан. Альвар и «Житие Евлогия» Сведения о жизни Альвара крайне немногочисленны. Некоторая информация содержится в его переписке, часть которой сохранилась до наших дней. Письма Альвара были адресованы разным людям и затрагивали большой круг не связанных между собой сюжетов (от осуждения ересей до просьбы оказать содействие в продаже земельного участка). Альвар родился в Кордубе в первой четверти IX b., его семья была достаточно обеспеченной; источники упоминают о его земельных дарениях монастырю. В отличие от своего друга Евлогия, Альвар не принял священнический сан и посвятил себя исключительно интеллектуальному труду. Дом Альвара стал местом встреч с Евлогием, другими кордубскими интеллектуалами, где обсуждались труды отцов церкви, Священное Писание . В этот период Альвар, вероятно, обзавелся собственной семьей. В письме Альвара родственнику и другу Иоанну Севильскому упоминается супруга, а также, вероятно, три дочери, которые, как следует из писем, умерли в младенчестве. В 840-х гг. Альвар состоял в переписке с германским дьяконом Бодоном, известным после его внезапного принятия иудаизма под именем Елеазар. К сожалению, восстановить целостную картину взаимоотношений Альвара и Бодона не позволяют данные источников. Известно лишь, что Бодон воспитывался при дворе Людовика Благочестивого, затем предпринял паломническую поездку в Рим, где неожиданно принял иудаизм, после чего оказался на Пиренейском полуострове. В 847 г., по-видимому, находясь в Кордубе, Бодон пытался убедить эмира в необходимости насильственного обращения всех христиан аль-Андалуса в ислам или иудаизм. В письмах к Бодону Альвар пытался вернуть отступника в лоно Христианской Церкви; основная полемика развернулась вокруг вопроса о природе Иисуса Христа. В письмах своему учителю Спераиндео, которые исследователи относят даже к более раннему, нежели переписка с Бодоном, периоду, Альвар опровергал ересь, близкую к испанскому адопционизму конца VIII в. и осужденную кордубским церковным собором 839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010