Конец иконоборчества во Франкской империи А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Практика и обычай, т.е. здравое церковное предание, с течением времени победили грубую доктрину германцев и франков. Особенно спустя сто лет, когда при папе Иоанне VIII (872- 882 гг.) Анастасий Библиотекарь дал правильный латинский перевод актов VII Вселенского собора и этим отнял y франков почву для искажения представлений ο доктрине VII собора 787 г. Нашелся, однако, во Франкской империи, с легкой руки Людовика Благочестивого и более решительный иконоборец — епископ Туринский Клавдий. Он был родом испанец. Его возвел на кафедру в 814 г. сам Людовик. Β 824 г. Клавдий приказал по своей епархии уничтожить не только иконы, но и кресты, несмотря на общенародное иконопочитание. Будучи крайним рационалистом, Клавдий ополчился и на почитание святых мощей, и на паломничество в Рим. Протестантские крайности Клавдия подняли против него голоса многих священников и епископов Франции на защиту икон. Писали против Клавдия аббат Теодемир и монах парижского аббатства Сен-Дени Дунгал, родом ирландец, впоследствии профессор университета в Павии (Северная Италия). Поднял голос и выдающийся участник Парижского собора 825 г. епископ Орлеанский Иона. Это показывает, что многие франкские епископы примыкали по франкскому патриотизму к антигреческим течениям, но не отступали от преданий римской церкви. Клавдий грубо возражал Теодемиру: «Если вам угодно почитать дерево, сложенное в крест только потому, что Иисус Христос был пригвожден ко кресту, то почему же не почитать тогда ясли, ибо Он лежал в яслях, и даже ослов, потому что Он сидел на осле, и многие другие вещи.» Мощи святых Клавдий не считал почтеннее костей животных. Свое огрубение и ожесточение он считал не подлежащим суду епископов, которых он называл «собором ослов.» Лионский ученый Агобард один высказался за отрицание икон. Подавляющее большинство, отвращаясь от крайностей Клавдия и следуя за народной практикой, высказалось в защиту икон. Так известный архиепископ Реймский Инкмар уравнивал почитание икон с почитанием креста и мощей, a Иона Орлеанский в своем «Трактате об иконах» обстоятельно, серьезно, благочестиво, но и с подобающей резкостью опровергает все доводы и выходки Клавдия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435443/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГИЛЬБЕРТ [лат. Angilbertus] (ок. 750-814), капеллан франк. имп. Карла Великого , деятель Каролингского возрождения . Происходил из знатного франк. рода; учился у Алкуина в придворной академии, был воспитателем сына Карла Пипина. В качестве посла неоднократно вел переговоры с папами Адрианом I и Львом III , в 794 г. доставил в Рим т. н. «Libri Carolini» (Карловы книги). Во время жизни при дворе находился в незаконной связи с дочерью Карла Великого Бертой, от к-рой имел 2 сыновей (один из них, Нитгард, стал известным историком). В 800 г. присутствовал при коронации Карла в Риме, в 811 г. засвидетельствовал своей подписью его завещание. В 790 г. назначен аббатом -мирянином мон-ря св. Рикара (Сен-Рикье, Центула), где вел большое строительство, увеличил б-ку на 200 книг. В 793 г. принял постриг в своем аббатстве; с 802 г. проживал там в удалении от мира, до конца дней ведя строгую подвижническую жизнь. Почитается святым католич. Церкви (пам. 18 февр.). Вскоре после его кончины аббат Сен-Рикье Ансгар составил житие А., к-рое в переработанном виде вошло в «Хронику аббатства Сен-Рикье» Хариульфа (кон. XII в). А. был значительным писателем своего времени. Сохранились немногие из его сочинений: неск. писем, «Наставление о различии обязанностей» (Institutio de diversitate officiorum), излагающее опыт его деятельности в качестве аббата, а также небольшой трактат «Книга о завершении и посвящении Центульской церкви» (Liber de perfectione et dedicatione ecclesiae Centulensis), известный также под названием «Об обновлении Центульского мон-ря» (De restauratione monasterii Centulensis), из к-рого известно об особенностях употреблявшегося в мон-ре Сен-Рикье бенедиктинского устава: основное внимание уделялось общей молитве. А. написал введение и заключение к труду блж. Августина «О христианском учении», посвященные наследнику Карла имп. Людовику Благочестивому . Из поэтических трудов А., за свое дарование получившего прозвание Гомер, сохранились неск. посвятительных стихов и эпитафий из Центульского мон-ря, а также 2 небольшие поэмы, написанные элегическим дистихом.

http://pravenc.ru/text/115116.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГЕЛИАНД» «Гелианд» [древнесаксон. Heliand - Спаситель], анонимная древнесаксон. эпическая поэма о жизни Христа, написана в 1-й пол. IX в. (между 821 и 840). Состоит из 5983 аллитерированных строк. Поэма сохранилась в 2 рукописях: лондонской (Brit. Mus. Cotton Caligula A VII, ок. 970 (C)) и мюнхенской (Monac. CGM 25, ок. 850 (M)), а также в 3 фрагментах из Берлина, Ватикана и Штраубинга. Название «Г.» было предложено первым издателем И. А. Шмеллером в 1830 г. Возможно, появление «Г.» было связано с двором франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840), к-рый стремился сделать евангельские тексты доступными в той или иной форме всем подданным герм. происхождения. По преданию, Людовик поручил некоему саксу, известному в то время поэту, пересказать в стихах содержание Ветхого и Нового Заветов. Согласно другой, более поздней версии предания, это был простой крестьянин, к-рый во сне получил приказание свыше сочинить поэму. Однако то, что автор был образованным человеком, доказывается прежде всего тем, что он пользовался среди прочего комментариями на евангельские тексты, в частности Беды Достопочтенного на Евангелие от Луки, Алкуина на Евангелие от Иоанна и Рабана Мавра на Евангелие от Матфея. Скорее всего текст «Г.», не являвшийся поэтической переработкой Евангелий, был написан на основе «Диатессарона» сир. апологета Татиана (см. также ст. Гармонизация евангельская ) и подобных ему канонических и апокрифических изложений. В поэме прослеживается и влияние древнегерм. народной поэзии: одна и та же мысль повторяется в различных вариациях, повторяются эпические формулы и т. п. При выборе эпизодов для пересказа автор учитывает вкусы публики. Евангельская история рассказывается с помощью образов, понятных местным жителям: пастухи, слушающие благую весть ангелов, превратились в тексте «Г.» в конюхов, искушение Христа происходит не в пустыне, а в лесу, свадьба в Кане представлена как жанровая сценка традиц. герм. пирушки, а Нагорная проповедь - как совещание князя с дружиной. Действующие лица евангельского рассказа типологически схожи с героями эпосов, чьи титулы, поведение, образ мышления соответствовали нормам, принятым в высших кругах герм. общества раннего средневековья. Христос выступает здесь как «правитель», «сын правителя», «государь народов», «хранитель земли», Богородица - как «женщина из знатного рода», апостолы - как «свободные мужи», «верноподданнейшие люди на земле», Ирод - как «вассал императора», «кольцедаритель», пирующий с дружинниками, «друзьями кольца». Хотя в евангельских текстах часто говорится о предопределенности пути Спасителя, в «Г.» события интерпретируются в привычных для герм. мира метафизических категориях, прежде всего судьбы, рока. Для большей ясности и понятности автор вносит в свой рассказ иногда даже заведомо неверные черты, заменяя, напр., крест виселицей и т. д.

http://pravenc.ru/text/161970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ [лат. Innocentius; франц. Innocent] († 559/60), св. (пам. зап. 20 июня), еп. г. Ценоманы (ныне Ле-Ман, Франция). Жизнеописание И. содержится в «Деяниях предстоятелей, живших в Ценоманах», к-рые были составлены по распоряжению еп. Альдериха († 857) при имп. Людовике Благочестивом (814-840). В 533 г. И. присутствовал на II Соборе в Аврелиане (ныне Орлеан), его подпись сохранилась также под актами III Аврелианского Собора (538). Однако по неизвестным причинам он не принимал участие в IV Аврелианском Соборе (541). Агиограф IX в. Гислемар в Житии св. Дроктовея отмечал, что на освящении ц. Св. Креста и св. Викентия в мон-ре св. Германа (Сен-Жермен-де-Пре) в г. Паризии (ныне Париж) и на погребении кор. Хильдеберта I (23 дек. 558) присутствовал Ценоманский еп. Викторий. Однако св. Викторий управлял кафедрой во 2-й пол. V в. ( Duchesne. Fastes. T. 2. P. 336) и ошибочно упомянут Гислемаром. В «Истории франков» Григория Турского говорится о кончине И. в связи с возведением на кафедру его преемника св. Домнола , аббата мон-ря св. Лаврентия в г. Паризии. Домнол получил кафедру по распоряжению Хлотаря (король всех франков в 558-561). Это дает возможность датировать кончину И. 559/60 г. В «Деяниях...» приводятся в основном вымышленные сведения об И., призванные укрепить престиж Ле-Манской кафедры в IX в., напр., что он был воспитанником св. Виктория, к-рый крестил его и впосл. рукоположил во пресвитера, что И. занимал кафедру 45 лет 6 месяцев и 25 дней (Actus. 1902. P. 7). Сообщение же о строительстве новой кафедральной церкви мучеников Гервасия и Протасия на месте старого храма, по преданию, сооруженного 1-м Ценоманским еп. св. Иулианом, можно рассматривать как достоверное. Согласно «Деяниям...», И. перестроил базилику св. Апостолов, в к-рой находились гробницы его предшественников, и приготовил там место для собственного захоронения. При базилике основал мон-рь, больницу для бедных и дом для паломников. В «Деяниях...» ему приписывается строительство неск. др. мон-рей и покровительство св. Карилефу, основателю мон-ря Анизола (на месте совр. г. Сен-Кале). Житие И. дополнено фальшивым завещанием св. Карилефа 525 г. и рядом др. подложных документов, составленных с целью подчеркнуть тесные отношения между И. и Карилефом и связь монастыря с Ценоманской кафедрой (Actus. 1902. P. 59-78). Благодаря этим недостоверным сведениям Ле-Манские епископы IX в. надеялись установить непосредственный контроль над мон-рями.

http://pravenc.ru/text/389639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЙНРАД [Мегинрат; лат. Meinradus, Meginratus; нем. Meinrad, Meginrat] († 21.01.861/3), св. (пам. зап. 21 янв.). Сведения о М. собраны в его Житии, составленном в X в. в аббатстве Райхенау (BHL, N 5878; изд.: MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 445-448). Род. в кон. VIII в. близ совр. г. Роттенбург-ам-Неккар; его родители были алеманнами. Автор Жития отметил, что они «были более известны благородством нравов, нежели преходящим богатством» (morum nobilitate magis conspicui quam divitiis perituris - Vita S. Meginrati. 2), что дает основание совр. исследователям говорить о незнатном происхождении М. (см.: Henggeler. 1967. Col. 273). Приведенная в «Хронике монастыря Райхенау» (2-я пол. XV в.) информация о том, что отец М. был графом ( Gallus Oheims Chronik von Reichenau/Hrsg. K. A. Barack. Stuttg., 1866. P. 115), не подтверждается. В отрочестве М. был отдан отцом в школу при мон-ре Райхенау; воспитателем М. был приходившийся ему родственником мон. Эрлебальд (аббат в 823-838). В 25 лет М. был рукоположен во диакона, а спустя нек-рое время он стал пресвитером. Это произошло между 814 и 823 гг., т. к. автор Жития датирует эти события временем правления имп. Людовика Благочестивого (814-840), уточняя, что во главе Райхенау находился аббат Хайтон (806-823; впосл. еп. Базеля) (Vita S. Meginrati. 3). Эрлебальд, став настоятелем, убедил М., являвшегося до этого секулярным клириком, начать монашескую жизнь и «подчинить себя уставу» (regulae iugum suscipere - Ibidem; речь идет об уставе прп. Венедикта Нурсийского , к-рый в соответствии с постановлениями Ахенских Соборов (816, 817 и 818/9) стал обязательным для всех монастырей). Вскоре М. стал учителем в школе при монашеской общине (cellula), расположенной в Бенкене (на территории совр. Швейцарии) и подчинявшейся Райхенау. Ок. 828 г. М., желая вести отшельническую жизнь, удалился на гору Этцель; местные жители приносили ему еду. Утомленный большим количеством паломников, приходивших к нему за духовными советами, и стремясь к еще более аскетичному образу жизни, ок. 835 г. М. оставил Этцель и прибыл в Айнзидельн. С собой он взял статую Пресв. Девы Марии, которую получил от Хильдегарды, настоятельницы женского мон-ря в Цюрихе. М. поместил статую в специально построенной им капелле, ставшей вскоре местом паломничества жителей близлежащих селений; приносимые паломниками пожертвования М. раздавал нищим.

http://pravenc.ru/text/2561242.html

Говоря о сотрудничестве детских педагогов и Церкви, стоит честно признать, что педагогические «закрома» Церкви пусты. Церковная средневековая культура ребенка не замечала. Первый церковный учебник для детей вышел в 1868 году. До этого времени в XIX веке Закон Божий преподавался по книге митрополита Филарета Дроздова «Катехизис», ранее же грамоту по Псалтырю учили…   Источник: Миссионерского отдела Томской епархии   Выступление диакона Андрея Кураева перед учителями на пленарном заседании Образовательных чтений Сибирского федерального округа, посвященных региональному этапу Всероссийского конкурса работ на соискание премии   «За нравственный подвиг учителя», г. Томск (29 октября 2008 года)       В сокращении и редакции, адаптирующей устную речь к письменному изложению (с согласия автора)       Прежде чем преступить к обсуждению современных вопросов педагогики вообще и православной педагогики в частности, считаю нужным сделать небольшой исторический экскурс.     Слово «школа» — греческое. И означает оно «отдых, досуг». В античности в школах занимались в основном риторикой и гимнастикой. Слово «гимнаст» в переводе с древнегреческого означает голыш, поскольку юноши занимались гимнастикой в обнаженном виде, после известного приключения на олимпиаде, когда некая женщина решила принять участие в мужских состязаниях. Школа – роскошь, которую можно себе позволить, когда дело сделано: козы уже выгнаны на   пастбище, а поле вспахано…   Такое отношение к школе и образованию просуществовало довольно долго.   В богословии и этике есть такое понятие как «адиафора» (греч.), под которым понимаются нравственно безразличные деяния или поступки. Предельно ясной иллюстрацией к тому, что считается в христианской этике «адиафорой», может послужить легенда про католического святого Людовика де Гонзаго: однажды во время перемены во дворе семинарии Людовик играл в мяч. Ребята решили «подколоть» своего благочестивого однокашника: «Зачем ты тут играешь с нами? Ты же слышал, как преподаватель сказал, что жить надо так, как если бы завтра был конец света ! Зачем же ты играешь, а не готовишься к кончине?». Будущий святой задумался и ответил: «Если игра в мяч – это грех, то этому занятию не надо предаваться и за сто лет до конца света. А если это не грех, то почему бы не делать это за день до кончины?». И продолжил играть в мяч.

http://pravmir.ru/shkola-ne-dolzhna-uchi...

Проповедь Иоанна Предтечи Фрагмент из древнесаксонской поэмы «Гелианд» Крещение Господне Диакон Владимир Василик Примечания переводчика Продолжается празднование Крещения Господня. В эти светлые дни вниманию читателей портала Православие.Ru предлагается фрагмент из древнесаксонской поэмы IX века «Гелианд» (Спаситель), посвященный проповеди св. Иоанна Крестителя на Иордане и его ответу посольству из Иерусалима от фарисеев. Поэма посвящена жизни Христа и основана на латинском переводе Диатессарона — гармонии из четырех Евангелий, составленной во II в. Татианом Сирийцем. «Гелианд» состоит из 5983 аллитерированных строк. Аллитерация подразумевает одинаковое начало слов на один и тот же звук или букву (например: «Никто из народа сему не был сходен»). Гелианд связан с именем франкского императора Людовика Благочестивого (814–840), который стремился сделать евангельские тексты доступными в той или иной форме всем подданным германского происхождения. По преданию, Людовик поручил некоему известному в то время саксонскому поэту пересказать в стихах содержание Ветхого и Нового Заветов. Согласно другой, более поздней версии предания, это был простой крестьянин, который во сне получил приказание свыше сочинить поэму. Отметим, что во сне получает откровение и преподобный Роман Сладкопевец и англосаксонский певец Кэдмон. В поэме прослеживается влияние древнегерманской народной поэзии: одна и та же мысль повторяется в различных вариациях, повторяются эпические формулы и т.п. При выборе эпизодов для пересказа автор учитывает вкусы публики. Евангельская история рассказывается с помощью образов, понятных местным жителям: пастухи, слушающие благую весть ангелов, превратились в тексте «Гелианда» в конюхов; искушение Христа происходит не в пустыне, а в лесу; а Нагорная проповедь представлена как совещание князя с дружиной. Действующие лица евангельского рассказа типологически схожи с героями эпосов, чьи титулы, поведение, образ мышления соответствовали нормам, принятым в высших кругах германского общества раннего средневековья. Христос выступает здесь как «Правитель», «Сын Правителя», «Государь народов», «Хранитель земли», «Небесный конунг», Богородица — как «Женщина из знатного рода», «лучшая Жена», апостолы — как «свободные мужи», «верноподданнейшие люди на земле», «витязи верные крепкие», которые должны сражаться за своего Господина. Ирод представлен как «вассал императора», «кольцедаритель», пирующий с дружинниками, «друзьями кольца», послы от фарисеев — герои, мужи мудрые, а Иуда — неверный воин, неверный вассал.

http://pravoslavie.ru/89813.html

Святитель Ансгарий, епископ Гамбургский Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святитель Ансгарий происходил из Пикардии (области на северо-западе Франции). Он родился в 801 г. и, рано осиротев, был воспитан в знаменитом монастыре Корби. Там же он принял постриг. В 822 г. Корби основал дочернюю обитель в Саксонии, получившую название Корвей. Ее задачей стало просвещение восточных земель. Ансгарий был направлен туда для проповеди и руководства миссией. В 826 г. король данов Харальд принял крещение и попросил императора Людовика Благочестивого отправить к нему миссионеров, дабы проповедовать христианство в датском королевстве. Ансгарий и монах Аутберт были избраны для Благовестия в северных странах. Они с верой начали проповедническую деятельность, но она вскоре прервалась из-за свержения короля Харольда и болезни Аутберта. Последний, достигнув обители Корвей, там и скончался. Ансгарий вернулся во франкские земли к монашеской жизни. В 829 г. послы из шведских земель в свою очередь попросили направить к ним миссионеров. Укрепленный видением, Ансгарий сел на корабль вместе с иноком из Корби по имени Витмар и отплыл в Балтийское море. По дороге монахов ограбили пираты и отняли все, что у них было. Миссионерам все же удалось достичь Бирки, важного политического и торгового города, и обратить его правителя Херигара, который к тому же был другом и советником короля Бьерна. Государь позволил им основать первую в Скандинавии церковь. Вернувшись во франкские земли через полтора года, Ансгарий был рукоположен в архиепископа новой Скандинавской епархии с кафедрой в Гамбурге (831). Получив в Риме паллий и полномочия папского легата во всех северных странах, святой с возросшим рвением стал проповедовать в землях данов и на севере Германии. В то же время викарный епископ Гаутберт продолжал евангелизацию шведов. Следуя примеру святитель Мартина Турского н.], Ансгарий оставался подвижником и молитвенником, ничего не предпринимая без совета с Богом. В своих пламенных проповедях он умел внушить пастве и страх Божий, и утешение. Расточая все свое состояние, он основывал странноприимные дома, кормил бедных, выкупал пленников у пиратов. Он построил собор в Гамбурге, а неподалеку основал монастырь по образцу Корби, в котором воспитывались будущие миссионеры.

http://pravoslavie.ru/51597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮДОВИК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) [Лат. Hludovicus Pius; нем. Ludwig der Fromme; франц. Louis le Pieux] (июнь/авг. 778, Кассиногил (ныне Шаснёй-дю-Пуату, деп. Вьенна, или Касёй, деп. Жиронда, Франция) - 20.06.840, Ингельхайм (ныне Ингельхайм-ам-Райн, Германия)), кор. Аквитании (с 781), имп. франков (с 814). Младший сын Карла Великого и его 2-й жены Хильдегарды. От 1-й супруги Ирмингарды (с 794 по 818) у Л. Б. было 6 детей: Лотарь I (795-855, император с 817), Пипин I Аквитанский (797-838, король Аквитании с 817), Ротруда (?), Берта (?), Хильдегарда и Людовик Немецкий (ок. 805-876, король Баварии с 817, король вост. франков с 843). От 2-го брака с Юдифью (с 819 по 840) имел дочь Гизелу (ок. 820-876) и сына Карла Лысого (823-877). От Теоделинды Сансской († 794) у Л. Б. были дочь Альпаида (род. в 793/4) и сын Арнульф (793/4-841). Вошедший в историю эпитет «Благочестивый» (лат. Pius) в имени монарха встречается у т. н. Астронома, анонимного автора «Жизни Людовика Благочестивого» (Vita Hludowici Pii, после 842), в грамотах и легендах на монетах. Как личное прозвище императора его использовал Ноткер Заика (Hludowicus agnomine pius - Notker der Stammler. Taten Kaiser Karls des Grossen/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. S. 81. (MGH. SRG. N. S.; 12)); прозвище стало общеупотребительным не ранее Х в. Современники и потомки давали противоречивые оценки деятельности Л. Б. Мн. исследователи, гл. обр. франкоязычные, обвиняли императора в политической слабости, нерешительности, несамостоятельности и непоследовательности, полагая, что ему больше подходит прозвище Простоватый (франц. le Débonnaire). В 80-х гг. XX в. исследователи стали положительно оценивать личность и политику Л. Б. (П. Годман, Р. Коллинз; в нач. XXI в.- М. де Йонг, К. Букер); его правление рассматривается как кульминация каролингского периода европ. истории (Т. Шиффер).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ II Евгений II, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Евгений II, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) († авг. 827, Рим), папа Римский (с июня 824). После смерти папы Пасхалия I (между февр. и маем 824) в связи с выборами нового папы обострилось противостояние рим. аристократии (лат. exercitus romanus) и духовенства, входившего в состав Римской курии (familia sancti Petri). Несмотря на постановление Собора 769 г., в соответствии с к-рым миряне не могли принимать участие в выборах папы, рим. нобили выдвинули своего претендента на Папский престол. При посредничестве мон. Валы, советника Лотаря (сына и с 817 соправителя франк. имп. Людовика Благочестивого ), противоборствующим сторонам удалось достичь компромисса. На Папский престол был избран ставленник аристократии - архипресвитер базилики св. Сабины Е. Точная дата посвящения Е. в сан Римского епископа неизвестна (не позднее 6 июня 824). О своем избрании на Римскую кафедру Е. известил имп. Людовика Благочестивого, к-рый направил в Рим Лотаря для утверждения нового епископа и установления порядка в городе (о наличии волнений свидетельствует тот факт, что тело папы Пасхалия I оставалось незахороненным вплоть до посвящения Е.). Осенью 824 г. в Рим прибыл Лотарь. В нояб. того же года между ним и Е. был заключен договор - «Constitutio romana» (Римское уложение), в соответствии с к-рым над Папским престолом фактически устанавливался имперский суверенитет. Договор регулировал процедуру избрания папы, обеспечив преимущественные права франк. императора, гарантировал участие в выборах светским лицам, определил систему управления Римом: параллельно с папской адм. структурой создавалась императорская. Двойственная система вводилась и в судопроизводстве. Папский и имп. суд были независимы друг от друга, и римлянин мог выбирать, остаться в юрисдикции папского суда или перейти в юрисдикцию императорского. Важной частью «Constitutio romana» являлась клятва верности Людовику и Лотарю, к-рую должны были принести римляне. Согласно тексту присяги, папа до своего посвящения должен был принести клятву верности императору. В текст присяги было включено обязательство не подчиняться кандидату на Папский престол, избранному вопреки канонам и не присягнувшему на верность императору.

http://pravenc.ru/text/187005.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010