2-й мятеж сыновей Людовика Благочестивого в 833-834 гг. закончился временным низложением императора, но И. сохранял ему верность и боролся за его восстановление на престоле. Благодаря усилиям И. кор. Аквитании Пипин I (814-838) разорвал союз с братьями и поддержал возвращение отцу имп. достоинства (1 марта 834). После поражения противников императора (835) И. выступил одним из обвинителей Реймсского архиеп. Эббона , к-рый был инициатором состоявшегося в Компьене церковного суда над императором (834). И. огласил соборное постановление о низложении архиепископа. Вскоре из-за конфликта с Пипином Аквитанским И. был вынужден временно оставить Орлеанскую кафедру. Епископ выступил на стороне Карла Лысого, младшего сына Людовика Благочестивого, и поддержал решение императора выделить сыну особый удел между Мозелем и Луарой (мн. франк. прелаты, полагавшие, что подобный шаг может привести к распаду империи, были против этого решения). Карл Лысый пользовался поддержкой И. во время смуты, последовавшей за кончиной имп. Людовика Благочестивого. Подпись И. сохранилась на неск. грамотах 1-й пол. IX в. В 832 г. епископ засвидетельствовал пожертвования в пользу монастыря Сен-Дени, сделанные аббатом Гилдуином. В 833 г. на Соборе в Сансе И. подписал привилегию для местного монастыря св. Ремигия. Осенью 835 г. И. вместе с гр. Гуго как имп. уполномоченные (missi) были направлены в аббатство Флёри (ныне Сен-Бенуа-сюр-Луар) для расследования дела об узурпации владений монастыря светскими сеньорами. Согласно Адревальду из Флёри (IX в.), И. вместе с гр. Донатом решал тяжбу между аббатствами Флёри и Сен-Дени ( Adrevaldus Floriacensis. De miraculis S. Benedicti. I 25//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 489-490). И. упомянут среди свидетелей, подписавших 1 апр. 837 г. грамоту Альдериха, еп. г. Ле-Ман. В Орлеанском еп-стве И. оказывал особое покровительство аббатству Миси. В 825 г. по его указу в Миси из Орлеана были возвращены мощи основателя мон-ря св. Максимина. Тогда же И. получил от императора грамоту, предоставлявшую монахам Миси право свободного выбора аббата.

http://pravenc.ru/text/578290.html

Св. Иудикаэль с донатором. Скульптура. 1-я четв. XVI в. (приходская церковь в Пемпоне) Почитание И. сформировалось в VIII-IX вв. в мон-ре св. Мевенна (Сен-Меэн; на территории совр. Сен-Меэн-ле-Гран, деп. Иль и Вилен), к-рый находился в обл. Думнония. Самые ранние упоминания о почитании И. содержатся в 2 грамотах кон. VIII - нач. IX в., выданных франк. правителями из династии Каролингов. Однако сведения об этих грамотах относятся лишь к XII-XIII вв., их подлинность не очевидна. Согласно «Бретонской хронике» (Chronicon Britannicum; XIV в.), в 799 г. кор. Карл Великий подарил «Богу и св. Иудикаэлю церковь в Гуаделе со всеми людьми». Получателем дарения был Алетский еп. Хелокар (Элогар), выступавший в качестве настоятеля мон-ря св. Мевенна (Carolus Magnus concessit Deo et sancto Iudichaelo ecclesiam de Guadel cum tota plebe per manum Helocari episcopi Aletensis - Morice. 1742. Col. 4). В грамоте Роберта, еп. Сен-Мало, датированной 1294 г., приведен текст диплома имп. Людовика Благочестивого (814-840) «Хелогару, епископу Алетскому и аббату св. Мевенна» с подтверждением пожалования Карла Великого: «...господин и родитель наш Карл, доброй памяти светлейший август, по прошению сей церкви... дал грамоту, в которой упоминается, что во время мятежа обитель церкви св. Мевенна и св. Иудикаэля в месте, называемом Вадель, а также в ином месте, на острове, называемом [островом св.] Махута, обезлюдели из-за нападений и были сожжены огнем...» (Ibid. Col. 225-227). В 1136 г. аббат «обители Девы Марии и святых исповедников Мевенна и Иудикаэля» представил епископам церковной пров. Тур, собравшимся в Редоне, «весьма древнюю привилегию этой церкви» (т. е. мон-ря Сен-Меэн). Согласно этому документу, основателем монастыря был «христианнейший король бретонцев Иудикаэль, который, как подобает королю, основал это аббатство и освободил его и совершенно оградил от господства мирян»; в состав привилегии входили также тексты дипломов Карла Великого и Людовика Благочестивого (Ibid. Col. 570). Неоспоримым свидетельством почитания И. является включение его имени вместе с именем св. Мевенна в литанию, сохранившуюся в англосакс. Псалтири X в. из Солсбери ( Warren F.-E. Un monument inédit de la liturgie celtique//Revue Celtique. 1888. T. 9. P. 91; Loth J. Les anciennes litanies des saints de Bretagne//Ibid. 1890. T. 11. P. 137, 145; Anglo-Saxon Litanies of the Saints/Ed. M. Lapidge. L., 1991. N 38.113; N 44.191). Память И. (depositio Iudichaili confessoris) под 17 дек. внесена в сокращенную версию Иеронимова Мартиролога, переписанную ок. 1080 г. валл. писцом Ригивархом ( Delehaye H. Martyrologium Hieronymianum Cambrense//AnBoll. 1913. T. 32. P. 407; The Psalter and Martyrology of Ricemarch/Ed. H. J. Lawlor. L., 1914. Vol. 1. P. 28, 110).

http://pravenc.ru/text/1237777.html

Тем не менее мн. махтиерны враждебно относились к монахам, опасаясь лишиться своих земель. Поэтому К. отправился к имп. Людовику Благочестивому, в то время находившемуся в Аквитании, и попросил его закрепить за мон-рем пожертвованные земли. Однако еп. Рагенарий, в диоцезе к-рого находился Редон, и гр. Нанта Рикуин (832-841) выступили против этого. Указывая, что Редон располагался на пограничной территории между землями, населенными франками и бретонцами, они посоветовали построить там крепость. В др. раз, когда Людовик Благочестивый остановился в Туре, К. снова прибыл ко двору, но его даже не допустили к императору. Святой получил возможность вновь обратиться к Людовику Благочестивому, после того как мон-рь посетил Номиноэ. Узнав о постигших К. неудачах, правитель разрешил ему в 3-й раз отправиться ко двору императора в Тьонвиль вместе со своим посланником Ворворетом. На этот раз успеху К. способствовали благоприятные обстоятельства: император был расположен к Номиноэ, отказавшемуся поддержать мятежного гр. Ламберта, и выслушал бретонских епископов Эрмора и Феликса, к-рые ходатайствовали за К. 18 июня 834 г. Людовик Благочестивый утвердил существование монастыря и закрепил за ним земельные владения. В 4-й раз К. посетил имп. двор осенью 837 г. в качестве посланника Номиноэ. В 838 г. Ванскую епископскую кафедру занял Сусанн, к-рого обвиняли в симонии. К. обратился к Номиноэ с просьбой исправить сложившуюся ситуацию. Правитель созвал епископов и ученых мужей, знатоков канонического права, к-рые осудили симонию, но еп. Сусанн продолжал отстаивать свою позицию. После долгих споров Номиноэ отправил Сусанна и Феликса (возможно, епископа Кемпера) к Папскому престолу в Рим; по просьбе правителя с ними поехал и К. Согласно «Деяниям...», Номиноэ передал золотую корону для гробницы ап. Петра и просил прислать в Бретань мощи одного из рим. мучеников. На синоде, созванном папой Львом IV, Арсений , еп. Орте, разъяснил бретонским посланникам, что епископ не вправе взимать пошлину с кандидатов на рукоположение или принимать от них подарки.

http://pravenc.ru/text/1841880.html

В этот же период Б. А. стал наставником юного кор. Аквитании Людовика (буд. имп. Людовик Благочестивый ), а затем его советником и получил возможность влиять на проводимую Каролингами реформу Церкви, начало к-рой связано с именем Бонифация (Винфрида) и с Соборами 40-х гг. VIII в. За время правления Людовика Б. А. реформировал в Аквитании более 20 мон-рей, в т. ч. и такие известные, как Желлон и Мена в Оверни, Массе в Берри, Сен-Савен в Пуатье и ряд др. Все они были связаны общим бенедиктинским уставом, находились под упр. Б. А., монахи могли переходить из одного мон-ря в др. и не считались чужими. Кроме того, Б. А. реформировал неск. мон-рей за пределами Аквитанского королевства по просьбе местных епископов: Миси (близ Орлеана) и Иль-Барб (близ Лиона), а также по приглашению Алкуина - Кормери. Вместе с Алкуином Б. А. выступал как защитник Православия в адопцианском споре, спровоцированном еп. Феликсом Урхельским . В 794 г. принимал участие в Соборе во Франкфурте, одним из основных вопросов к-рого было рассмотрение учения Феликса о том, что своей Божественной природой Христос обязан «усыновлению» со стороны Бога-Отца. Написанный вскоре после Собора главным противником Феликса Алкуином трактат «Против ереси Феликса» (Libellus adversus Felicis haeresim//PL. 101. Col. 87-120) был посвящен Б. А. В 799 г. вместе с 2 епископами он был послан Карлом Великим в Септиманию, чтобы на месте оценить масштабы адопционистской ереси, принять меры борьбы с ней, а также пригласить Феликса на новый Собор в июне 800 г., к-рый закончился отречением Феликса. Б. А. не принимал участия в этом Соборе, а в составе 2-го посольства отправился в Испанию для проповеди истинной веры и усмирения края, охваченного адопционистской ересью. В 814 г. Людовик Благочестивый становится франк. императором. Унификация монашеской жизни была важной частью его политики «Renovatio regni Francorum» (обновление королевства франков), нацеленной на достижение всеобъемлющего единства «народа Божия» через единство в Церкви (unitas ecclesiae) и в гос-ве (unitas imperii) (Капитулярий об устроении империи, 817 (Ordinatio imperii)//MGH. Capit. Vol. 1. P. 270). Агиограф Б. А. так описывал политику Людовика Благочестивого: «Поскольку одно у всех призвание (professio), пусть будет у всех монастырей также один спасительный обычай (salubris una consuetudo)... Все монастыри так должны быть приведены к единой форме (ad formam unitatis), словно бы их наставлял один и тот же учитель и в одном и том же месте. Единая мера (uniformis mensura) была дана всем... в питании, напитках, бдениях, пении» (Vita. 35). Монастырская реформа, проводимая Людовиком, предусматривала упорядочение монашества на основе одного устава Венедикта Нурсийского.

http://pravenc.ru/text/78058.html

В 1706 г. построена 8-угольная капелла св. Корнелия. Строительство сохранившегося до наст. времени аббатского дворца было начато при аббате Гиацинте Альфонсе фон Слуйсе (1713-1744) и закончено при Карле Людвиге фон Зиккинген-Эбернбурге (1745-1764). В 1802 г. по приказу имп. Наполеона I Бонапарта монастырьрь был секуляризирован. Монастырская церковь стала приходской, в одном из монастырских строений разместилась фабрика. В 1876-1925 гг. здесь располагалась школа, затем архив. После 1945 г. основную часть здания занял Музей совр. искусства. В 1906 г. 3 монаха бенедиктинской конгрегации Субиако из мон-ря Меркелбек (Нидерланды) предприняли попытку восстановить мон-рь. Им не удалось добиться передачи зданий и церкви монашеской общине. В 1908 г. было возведено новое монастырское строение на зап. окраине г. Корнелимюнстер (ныне в черте г. Ахен), затем - новая церковь (1951-1956). Т. о. мон-рь был основан заново как аббатство святых аббата Бенедикта Анианского и папы Римского Корнелия. Святыни монастыря В И. находились глава, правая рука еп. Римского свт. Корнелия и принадлежавший ему рог для питья, а также неск. «библейских святынь» - реликвий, связанных с Иисусом Христом. Первое упоминание о главе свт. Корнелия, почитаемой среди др. монастырских сокровищ, относится к 1028 г., однако, по средневек. преданию, мощи святителя перенес в И. Карл Лысый (король Западнофранкского королевства в 843-877, император с 875). В XI-XII вв. И. стал главным центром почитания св. Корнелия. В грамотах 1-й пол. XIII в. фиксируются названия «monasterium S. Cornelii Indensis» или «monasterium S. Cornelii ad (iuxta) Indam». Мощи св. Корнелия и хранящийся в ризнице церкви бюст-реликварий св. Киприана выставлялись для поклонения в октаву св. Корнелия, приуроченную ко дню поминовения святого (16 сент.). В это же время при мон-ре проводилась ярмарка. В монастыре, изначально посвященном Спасителю, хранились 3 реликвии, связанные с земной жизнью Иисуса Христа,- погребальная пелена (Sindon munda), в к-рую, по преданию, было завернуто тело Спасителя после снятия с креста, плат (Sudarium munda), которым был обвязан лоб Христа перед положением во гроб, и убрус (Linteum Domini), которым Иисус препоясывался во время Тайной вечери и к-рым отер ноги апостолам. По средневек. преданию, эти реликвии были перенесены в монастырь по повелению Людовика Благочестивого из Ахена, куда их доставил Карл Великий. Первое упоминание о реликвиях содержится в булле папы Римского Иннокентия VI от 2 авг. 1359 г., согласно которой прощение грехов даровалось тому, кто совершит паломничество к святыням аббатства И., которые выставлялись в соборе раз в 7 лет.

http://pravenc.ru/text/389559.html

В 836 г. он добился новых привилегий для аббатства. В 837 г. И. присутствовал на Соборе в Ахене, в 838 г.- на Соборе в Кьерзи, вместе с аббатом Генрихом принимал участие в расследовании по делу монахов аббатства Анизола (ныне Сен-Кале). В 2 посланиях имп. Людовика Благочестивого уточняется, что дело касалось дисциплинарных нарушений монахов. Император поручил И. и Генриху восстановить порядок в аббатстве, вернуть в монастырь бежавших монахов, а упорствующих привлечь к соборному суду. Сохранились 3 послания аббата Лупа Ферьерского, адресованных И. ( Lupi abbatis Ferrariensis Ep. 21, 27, 28//MGH. Epp. T. 6. P. 29-30, 33-34). В 1-м письме Луп упрекал епископа в том, что тот не препятствует своему родственнику Агию (впосл. епископ Орлеанский), расхищавшему церковную собственность. Два др. послания выдержаны в дружественном тоне. Сохранились 4 послания И., приложенные к др. его произведениям. Эпитафия И. известна из текста Жития св. Максимина, составленного Бернольдом из Миси. В ней И. сравнивается со свт. Амвросием Медиоланским, а также с Гомером и Вергилием, что, вероятно, указывает на его поэтическое творчество (стихотворные произведения И. не сохр.). Сочинения В 825 г. Льежский еп. Валькальд поручил И. составить Житие св. Губерта († 727) и сказание о перенесении его мощей. Все сведения о св. Губерте И. заимствовал из более раннего Жития (сер. VIII в.). Он подчеркивал, что не стремился дополнить свое произведение новыми сведениями сомнительного происхождения, но желал лишь сохранить память о святом. Свою задачу И. видел в том, чтобы создать текст на правильной классической латыни, отвечавшей стилистическим требованиям каролингской эпохи. По объему произведение И. существенно превосходило составленное в сер. VIII в. Житие св. Губерта. Агиограф включил в повествование цитаты из Свящ. Писания, из сочинений античных и христианских авторов, нередко снабжая приведенные цитаты комментариями. В отличие от Лупа Ферьерского И. полагал, что целью агиографии является не историческое описание, а нравственное назидание.

http://pravenc.ru/text/578290.html

В век Людовика XIV, который над всем в государстве и в Церкви хотел поставить свою личную волю, и сам опутан был сетями Иезуитов, возникло вблизи Парижа ученое и благочестивое братство, основанное аббатом Сенсиранским (Saint-Cyran) Дювержье, в монастыре Портройяль. Строгими правилами жизни, духовными стремленьями, самостоятельностью и твердостью своих убеждений, глубокими и разнообразными познаниями, которые все посвящены были делу веры, общество это скоро заявило себя в церкви Французской, как обладающее здоровыми силами. Оно не стеснялось ни папскими решениями, когда они издаваемы были под влиянием тех же Иезуитов, ни принудительным влиянием светского правительства, когда нужно было отстаивать свои крепкие убеждения. К нему принадлежали, или с ним состояли в тесной связи многие сильные умы: Арнольд, Николь Паскаль, Кенель, Тильмон и другие. Ему сочувствовали, хотя не многие, но лучшие из членов Иерархии французской, и между ними на первом месте Боссюэт. Враги этого братства старались заклеймить его позорным именем еретиков, янсенистов; но они, не признавая непогрешимости папской в осуждении Янсения, соглашались лучше скрываться в неизвестности, скитаться в чужих странах и действовать издали, нежели совсем отречься от своих убеждений, или прервать свою деятельность. Наконец Папа Климент IX даровал мир Янсенистам, которых преследовал его предшественник. Тогда деятельнейший из членов Портройяля, Арнольд, которого «золотое перо» Папский нунций вызывал к защите Церкви против протестантов, вместе с товарищем своим Николем, обратился к полемике против кальвинского пастора Клода. В то время между католиками и протестантами во Франции возбуждены были сильные споры о таинстве причащения. Защищая пресуществление видов Евхаристии, Арнольд с другом своим Николем особенную силу придавал свидетельствам Святых Отцев Греческих. Написанный им трактат о Евхаристии 1 , прежде, нежели появился в печати, уже вызвал возражения со стороны реформатского пастора в Шарантоне, на которые в свою очередь Арнольд и Николь почли долгом отвечать сперва кратким опровержением 2 , а потом, в соединении с другими еще учеными защитниками католичества, пространным, многотомным исследованием, в котором доказывалась непрерывность от начала Церкви до последнего времени той веры, что в таинстве Св. причащения преподается истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа. Первый том этого апологетического сочинения появился в 1669г. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В грамоте об основании Клюни подчеркивалось, что мон-рь, не подчинявшийся светским и церковным сеньорам, находился под защитой Папского престола. При св. Одоне мон-рь Клюни впервые получил привилегию от Папского престола; впосл. папские привилегии стали правовой основой К. к. При Карле Великом (768-814) и Людовике Благочестивом (813-840) мн. мон-ри стремились получить покровительство королевской (императорской) власти для защиты от притязаний местной знати и епископов, но после распада империи и ослабления центральной власти это потеряло смысл. Начиная с 60-х гг. IX в. крупные франк. мон-ри, в т. ч. бургундские аббатства Везле, Турню и Флавиньи, добивались защиты Папского престола от притязаний светских и церковных сеньоров ( Bredero. 1983. P. 64-65). Схожим образом действовал аббат Бернон: после основания мон-ря Жиньи, посвященного ап. Петру, он отправился в Рим, чтобы получить от папы Формоза привилегию для обители (895 - PL. 129. Col. 845-846). Согласно грамоте об основании Клюни, монастырь, также посвященный св. апостолам Петру и Павлу, получил покровительство (tuitio) и защиту (defensio) Папского престола (Les plus anciens documents. 1997. Vol. 1. P. 34). Вскоре после кончины Бернона между мон-рями Клюни и Жиньи возник имущественный спор. Согласно завещанию аббата, в мон-ре Клюни было много насельников, но обитель оставалась небогатой, поэтому Бернон передал ей усадьбу (villa) Ла-Фрет и половину поля своего брата Самсона, за что мон-рь должен был ежегодно выплачивать 12 денариев аббатству Жиньи (pro vestitura). Недовольный этим распоряжением аббат Гвидон силой (per violentiam) вернул переданные Клюни земли. Вероятно, аббат св. Одон обратился к папе Римскому Иоанну X , к-рый заступился за Клюни: в послании кор. Бургундии Рудольфу II, Лионскому архиеп. Гвидону, епископам и графам понтифик потребовал вернуть захваченные земли в соответствии с завещанием Бернона, а также отметил, что собственность Клюни находится под его защитой ( Jaff é . RPR. N 3578; PL. 132. Col. 812). Однако аббат Гвидон вернул захваченные земли лишь в 936 г., составив акт дарения, в к-ром подчеркнул, что совершает это в знак братской любви и ради общего покровителя обоих мон-рей св. ап. Петра (Les plus anciens documents. 1997. Vol. 1. P. 56).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

В лето от Воплощения Господня 7 839-е. [Усобица между франкским императором Людовиком I Благочестивым и его сыном Людовиком 8 . Скандальное обращение в иудейство некоего диакона Бодона, близкого к императорскому семейству. Наводнение во Фризии. Посольство к Людовику I от короля англов 9 с просьбой разрешить ему проезд через державу франков в Рим для молитвы за себя и своих подданных, пораженных устрашающим видением некоему священнику; следует описание видения, изложенного в особом послании короля.] Прибыли также греческие послы, направленные императором Феофилом (Theophilus) 10 , а именно халкидонский (Chalcedonensis) 11 митрополит (metropolitanus episcopus) 12 Феодосий (Theodosius) и спафарий (spatarius) 13 Феофан (Theophanus), которые, наряду с дарами, достойными императора, доставили послание; император с почестями принял их в 15-й день июньских календ 14 в Ингельхайме (Ingulenheim) 15 . Их посольство имело целью подтверждение мирного договора и вечной дружбы и любви между обоими императорами, а также их подданными. Кроме того, с благодарением и ликованием о Господе он (Феофил. – Сост.) сообщал о победах, одержанных им с небесной помощью в войне против внешних врагов 16 , и предлагал императору и всем его подданным, проявив дружеское расположение, вознести за это благодарность Подателю всех побед. С ними (послами. – Сост.) он прислал еще неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос 17 (Rhos) 18 и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus) 19 , направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы 20 . В упомянутом послании он (Феофил. – Сост.) просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться 21 , так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь (Constantinopolis), пролегал по землям варварских (barbarus) и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов 22 , и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император (Людовик. – Сост.) узнал, что они из народа свеев (Sueones) 23 , и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет. Об этом он через упомянутых послов, а также через [собственное] послание не замедлил сообщить Феофилу, равно как и о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их пред его очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить 24 . [Примирение императора Людовика со старшим сыном Лотарем 25 . Переговоры с сыном Людовиком 26 . Поход в Аквитанию и присяга аквитанцев младшему сыну Людовика Благочестивого Карлу 27 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В противоположном направлении двигался государь, особенно после чудовищного наводнения, унесшего жизни нескольких тысяч его подданных. Летом он получил свидетельства о готовящемся заговоре. Теперь и это подталкивало его к уходу. Давняя мечта стать одним из множества многих и так провести остаток жизни окончательно созрела. Ему хотелось искупить все грехи молодости – равнодушие к Церкви, косвенную причастность к убийству отца, амурные похождения и многое другое. Пред ним открывались два пути к искуплению. Первый: дождаться революции и, возможно, быть вместе с супругой Елизаветой Алексеевной обезглавленным точно так же, как Людовик XVI и Мария Антуанетта. Случайно ли они обвенчались в тот самый год, когда в Париже слетели королевские головы?.. Говорят, заговорщики намереваются жестоко истребить весь царствующий дом. Умереть от их рук с именем Христа на устах – что может быть более искупительным? Вот и Филарет Московский в проповеди от 15 мая призывал не страшиться ненависти христоненавистников, радостно встретить страдания и муки за Христа: – Научись же подлинно, христианин, не страшиться ненависти мира, восстающей против тебя за то, что ты последуешь Христу, что стараешься мыслить благочестиво и поступаешь добродетельно... Что страшиться? Утешая, глаголет тебе Иисус Христос. Твое состояние не есть необыкновенное; опасность твоя не есть нечаянная. Воззри на жизнь Учителя и Господа твоего, и познай, что с Ним произошло всё, что происходит или еще может произойти с тобою. Второй путь: изобразить собственную смерть и уйти в мир под другим именем, в ином облике... Спасаясь самому, спасать мир. Своего рода отшельничество. Не ждать новой страшной беды, которая может оказаться куда более ужасной Наполеонова нашествия. Та беда всколыхнула Россию, заставила встрепенуться и вспомнить о своем христианстве. Но вновь вера угасает. В Москве Филарет, освящая храм Успения Богородицы в Казачьей слободе, прямо сказал: – Спросите друг друга: что произвела в душевных расположениях и нравственной жизни большей части из нас бывшая година искушения и наказания? После столь грозного посещения Божия более ли прежнего страшимся мы грехов и беззаконий? Бывшее уничижение научило ли нас паче прежнего смирению? Бывшие лишения и нужды обуздали ли роскошь, прекратили ли склонность к излишествам, обратили ль нас к простоте и умеренности?.. Что ж, если подлинно признаться должно, что после общего наказания и дивного помилования от Бога мы опять таковы, каковы были, когда заслужили наказание. Какое в сем случае утешение в прошедшем? Какая радость в настоящем? Какая надежда в будущем?..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010