Совет об умеренном приеме пищи Удерживай себе от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи. Кажется Вам, после десятидневного поста появился аппетит, – слава Премилосердому Господу Богу о всех воздаяниях Его нам! Противо же чревонеистовства по возможности старайся удерживать себя. А особенно, аще хощеши исцелиться, всячески старайся пред матушкой отсекать свою треклятую волю во всем, и вскорости исцелишься от душетленной сей немощи. О сем благодари Премилосердого Господа, что матушке возвестил Вас принять по-прежнему, и не укосневай открывать все делаемые от врага помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит. Ежели страждешь от слабости и матушка Варвара видит полезным с чаем употреблять хлеб, то и я соизволяю и благословляю. На сухоядение возьмите благословение у матушки А что Вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы Вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил не достает сорассудить, не зная потонку Ваших дел и отношений между сестрами. Вы заметили, что от такового пищеупотребления бывает Вашим чувствам и телесным движениям облегчение; однако, хотя я и согласуюсь с сим, но не дерзаю един соизволить Вам на сие; проси матушку, ей Вы там виднее и Ваши сообращения, ежели же после усмотрите, что Вы сим будете себе вредить (то есть гордиться), то она, не относясь со мною, может Вам и паки сие оставить. Я не знаю, покажется ли для Вас тяжелым не досыта наедаться. А как видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать, и утверждают за полезное, но и Вашей меры не опровергают. Как выше сказано, как матушка поблагословит, так и располагаю. Плотские помыслы Плотские поползновения врачуются покаянием и умеренностью Вы оскорбляетесь и малодушествуете, что бываете побеждаемы плотскими поползновениями. Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и паки призвав в помощь молитвы отец и матушкины, воспрянем и да полагаем начало, и да окаеваем себя, и познаем свою удобьпоползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему прошению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит избытие и отомстит нашему всезлобному сопернику и восставит нас и утвердит наши слабые силы мужественно стати противу стрел и насильственных наветов его! И притом, по вере Вашей и благому произволению, Господь дарует Вам чувство ко истинному покаянию и улучит благопотребный и спасительный конец!

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Советы преподобного Макария (Иванова) На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь, в блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир. спокойствие и истинное счастие. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастие. Люди большею частию желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастие человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и мнози суть ходящие им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата вводят в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). Итак, по любви своей к нам Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную. ...Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию. Да хоть бы мы все поведенное сотворили - все должны считать себя неключими рабами, а мы, и во всем быв неисправны, не имеем в мыслях себя таковыми, а потому и смущаемся, вместо того, чтобы смириться. Потому нам Бог и не подает силы к исполнению, чтобы мы не возносились, а смирялись и приобрели бы залог смирения. И когда оно будет у нас, то и добродетели будут у нас тверды и оное не попустит нам возноситься. Мы, скудоумные, думая устроить свое состояние, печалимся, суетимся, лишаем себя покоя, исполняем оставление долга веры за суетами, для того, чтобы оставить детям хорошее имение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/139/...

В конце жизни Г. принял схиму. Похоронен в Боголюбивой обители, над его могилой поставлена каменная часовня. После 1917 г. мон-рь был полностью разрушен, останки, вероятно, утрачены. Сохранилось неск. уникальных натурных изображений оптинских старцев работы Г.: портрет прп. Макария (Иванова) 1854 г. (РГБ) с дарственным автографом художника на обороте («Сей портрет почтеннейшаго Старца иеромонаха Макария, писанный 1854го года ноября 28го дня усердствую я многогрешный иером. Гавриил на память достопочтеннейшему батюшке - отцу игумену Антонию»); портрет прп. Антония (Путилова) 1854 г. (ЦАК МДА) с аналогичной надписью («Портрет почтеннейшаго старца игумена Антония писан 1854го года декабр[...] грешным иеромонахом ски[т]ским Гавриилом»); портрет прп. Моисея (Путилова) 1855 г. (ЦАК МДА; автограф: «С натуры писал скитский иеромонах Гавриил 1855го года февраля 25-го»). К произведениям Г. близки по живописному исполнению и технологическим особенностям созданные в сер. XIX в. портреты прп. Льва (Наголкина) (РГБ) и прп. Макария (Иванова) из собрания музея Данилова мон-ря, 2 изображения иеросхим. Иоанна (Малиновского) (РГБ). Портрет свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. (ГМЗРК), согласно владельческой надписи, тоже выполнен «с натуры известным иеромонахом Оптиной пустыни Гавриилом», но по иконографии воспроизводит др. известные изображения святителя. Свящ. А. Щёголеву принадлежала Калужская икона Божией Матери, написанная Г. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 418 об.- 419, 1020 об.- 1022, 1090 об.- 1091; Ф. 214. Опт. 360. Л. 51 об., 63, 83 об., 102, 110, 128, 129 об.- 130, 185 об., 208; Опт. 361. Л. 54, 94, 126, 260. Лит.: Об открытии жен., в с. Петропавловском, Мосальского у., общины, под названием «Казанской Боголюбивой»//Калужские ЕВ. 1868. 23. С. 224-228; Новооткрытый в Калужской епархии жен. Казанский Боголюбивый общежит. мон-рь//Там же. 1893. 4. С. 119-127; ЖПодв. Нояб. С. 417-458; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца Макария. М., 1997. С. 205, 338; Зеленина Я. Э. Живописец Оптиной пустыни: Портреты Оптинских старцев работы иеросхим. Гавриила (Спасского)//Светильник. М., 2002. Нояб./дек. С. 49-55.

http://pravenc.ru/text/161313.html

Пишешь: «Сейчас иду к матушке объяснять мой грех против нее», но какой плод принесло твое намерение, мы не знаем. Ты пишешь выше негодуя, что мы отдаем оное на твою волю, а ты хотела бы так сделать, как нам угодно и тебе полезно. Мы на многих испытали подобные случаи и находим, что невозможно без преклонения своей воли на что-либо доброе решиться, ибо враг оному противится и воздвигает брань, коей, не сопротивляясь смирением, ропщут на нас за понуждение. И твои слова: «Я и сама вижу, что действие вражее, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорения и смирения. Воля Божия Без воли Божией «волос с головы вашей не пропадет» (Лк.21:18) Скорбно слушать, а скорбнее видеть и иметь такое нерасположение, но молю Вас – не рыдайте и не стените от глубины сердца своего ни мало. Вы знаете из Евангелия, что «без воли Божией ни влас главы нашея не погибает». ( Лк.21:18 ). Мы все в руках у Бога, как брение у скудельника: «Якоже брение в руку скудельника, тако вы есте в руку Моею», – так Бог говорит у Иеремии пророка, 18 гл., 6 стих. Может быть, Господь предвидел, что полезнее вашему сыну «идти тесным путем, нежели пространным» (Ср. Мф.7:13–14 ), и затем поставляет ноги на нем. Господь обращает все в Свою волю и на пользу нашу, что есть Промысл Божий Однако и о сем да будет воля нашего Создателя и Искупителя! Мы мыслим и судим, яко человецы, да и человецы еще плотские. А Премилосердый Господь вся весть, еще и несодеянное наше. Где воспоследует воля Божия, там никакие препятствия непресильные преодолеют. И так паки реку о сем: буди воля Господня! Вспомните, прелюбезнейший, вспомните нашего всеобщего батюшку о. Феодора, как он всегда предавался воле Всемогущего Попечителя и Промыслителя. Да и не погрешил в своем последовании, но достиг благонадежного пристанища, и нас с тобою поручил всемощному Промыслу. Он нам всегда советовал и увещавал располагаться на промысл нашего Искупителя и нелестного Попечителя. Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя, по-видимому, и противными нам средствами и последствиями. Мы, при помощи Премилосердого Господа Бога, потерпим, да и посмотрим... Даже и печаль о заблудших умерялась в старце верою в Промысл Божий. Ворожба

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Средства борьбы с унынием Приятные Ваши строки мы, ничтожные, имели удовольствие получить и читать, из коих видим, что Вас отягощает и обременяет уныние и расслабление, которые Вас отвлекают от душеназидательных занятий, а особенно от церковно-священнодейственных служений... Но, как Вы еще млады и неопытны в таковых вражиих нападениях на нас, хотящих сими крепкими исполинами наши души, связавши и пленивши, ввергнуть в свой погибельный ров, дерзаю напомнить твоей любви, яко дочери духовной, завещание св. апостола Павла, пишущего ко ефесской Церкви, глава 6: «Несть наша брань в плоти и крови, но к началам, и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день злый, и, вся содеявши, стати. Станете убо, препоясани чресла ваши истиною, и оболкитеся в броню правды. И обувше нозе во уготование благовествования мира. Над всем же воспримите щит веры, в нем же возможете вся стрелы лукаваго разженыя угасити. И шлем спасения воспримиите, и меч духовный, иже есть глагол Божий. Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и во всем бдяще во всяком терпении и молитве» ( Ефес.6:12–18 ). Вникнем, о предостопочтеннейшая, что нам заповедует учитель вселенной, св. апостол Павел, который повелевает с терпением принуждать себя к молитве и к занятиям руками, в уме держать меч духовный, иже есть глагол Божий, то есть творить молитву Иисусову устами. С помощию десницы Всевышнего понудим себя к сему вышеозначенному. Тогда благодатию Божиею вспомоществуемся и укрепляемся, возможем все стрелы вражии разрушить! То есть все исчезнет: леность, уныние и нерадение.– И воссияет усердие и тщание ко всему. К чтению аппетит почувствуешь достодолжный! А что вспоминаете не поредку здешнее Ваше пребывание и удовольственное провождение времени с приятностным утешением, то вспоминайте – и на Всемилостивого Господа и Бога уповайте, Который един силен и милосерд. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Преподобный Леонид, в схиме Лев (Наголкин) старец Оптиной пустыни О. Лев очень жалел народ, он был очень умен и прозорлив, умел вызвать слезы покаяния. Он творил исцеления. Деревенские по Калужской дороге считали его роднее отца. Но некоторые духовные лица совсем иначе относились к нему, запрещая принимать народ. Такое гонение было невежеством, в то время святость и дары благодатные стали забываться, православное старчество еще не было изучено, значение его не понято, и многие старцы терпели притеснения. Приемником старца Льва в его служении людям стал о. Макарий. Он происходил из благочестивой дворянской семьи. В 14 лет стал бухгалтером и замечательно с этим справлялся, играл на скрипке, много читал, в 24 года вышел в отставку и стал управлять хозяйством, что получалось у него довольно плохо. Однажды мужики украли у него множество гречихи, стал он их вразумлять словами Священного Писания. Его родные над ним смеялись. А мужики вдруг пали на колени в раскаянии. Однажды он уехал на богомолье в Площанскую пустынь, да там и остался под руководством старца Афанасия, ученика Паисия Величковского. Здесь он и был пострижен, а после смерти своего учителя стал духовником Севского женского монастыря. Когда в Площанскую пустынь приехал старец Лев, Макарий просил быть его духовным руководителем. Потом они встретились в Оптиной, где и " вынянчали " чудотворца Амвросия. Преподобный Макарий Оптинский О. Макарий по обыкновенным понятиям был внешне некрасив и с виду строг, но его лицо, отражавшее душу чистую и любвеобильную, сияло неземной красотой, он был тихий и по детски простой, доступный всем. О. Макарий стал наставником ученых и литераторов, перекладывающих на русский язык переводы о. Паисия и великих аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Он пробудил интерес к Оптиной у русской интеллигенции, его посещал Н.В. Гоголь, духовными чадами становятся супруги Киреевские. Своего расцвета Оптина достигает при старце Амвросии, ученике о. Льва и о. Макария. Александр Гренков (будущий о. Амвросий) был из семьи пономаря и родился в один из крестьянских праздников, на который к его деду священнику приехало много гостей. В доме была суматоха: " Как на людях я родился, - шутил старец, - так все на людях и живу " . В детстве он был очень бойкий и веселый, все ему не сиделось. В церковные праздники он вместе с отцом читал и пел на клиросе и, воспитываясь в церковной среде, не видел ничего дурного. Он прекрасно закончил духовное училище и семинарию, у него были исключительные способности. Сначала Александр служил домашним учителем, а потом наставником в Липецком духовном училище. За остроумие и доброту его все любили.

http://pravoslavie.ru/1941.html

Первый момент – это множественные конфликты духовных руководителей, старцев с епархиальной властью, с епископами, причем не только с епархиальной, но и, например, с центральной властью – с Синодом. Наиболее яркие примеры такого рода конфликтов даны в житии первого старца Оптиной пустыни – преподобного Льва (Наголкина). Вообще вся его жизнь и до, и после водворения в Оптину пустынь является примером такой борьбы  –  борьбы с братией монастырей, которая его изгоняет за новины, за нововведения, борьбы с епархиальным начальством, которая продолжается буквально до конца его жизни. Но при этом, что интересно, как показывают современные исследователи этой проблемы и вообще истории старчества, такого рода конфликты были характерны не только для ранней истории Оптиной пустыни, они продолжались до конца всего синодального периода. Конспективно можно указать только какие-то элементы этих конфликтов. 90-е годы XIX столетия, Казань, Седмиезерная пустынь. В ходе консисторского и синодального следствия (вот он, конфликт с центральными синодальными властями) из пустыни изгоняется и удаляется не только в другой монастырь, но и в другую епархию преподобный Гавриил Зырянов, который был средоточием духовной жизни Казани и Казанской духовной академии нескольких предыдущих лет. В 1900-е годы такое же изгнание постигло преподобного, ныне прославленного, Германа (Гомзина), возродителя и основателя старчества в мужской Свято-Смоленской Зосимовой пустыни к северу от Москвы. В прошлый раз мы говорили с вами о женской Зосимовой пустыни, а была еще и мужская. Его также изгоняют, но, в отличие от старца Гавриила, он смог через некоторое время вернуться в свой монастырь, его изгнание было временным. В 1911-м году такое же официальное следствие начинается в отношении духовной родины старчества в XIX столетии, как она тогда воспринималась, – Оптиной пустыни, откуда изгоняется преподобный Варсонофий Оптинский, он тоже удаляется из монастыря и до конца жизни уже не имеет права возвращаться в Оптину. Тут нужно понимать, что поводы для официального следствия и конфликтов с центральными епархиальными властями были совершенно разные. Если на первом этапе это были какие-то подозрения в нарушении церковной дисциплины, то на более позднем этапе, например, в отношении преподобного Гавриила и преподобного Германа, следовали обвинения в хозяйственных злоупотреблениях. Доказаны эти обвинения или не доказаны, обоснованы или нет – сейчас не будем об этом говорить. Всё равно факт тот, что вокруг старцев возникало поле напряжения и недопонимания. Это первое русло этих конфликтов с церковными властями.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля В 1827 г. в Площанскую пуст. перешел прп. Василий (Кишкин), у которого М. стал исповедоваться. 6 окт. 1828 г. по пути в Оптину пуст. Площанскую обитель посетил прп. Лев (Наголкин) , ставший духовным руководителем М. после кончины 17 окт. 1825 г. его наставника схим. Афанасия. Лето 1831 г. М. провел в Севске как член комитета по постройке Севского училищного корпуса и духовник севского Свято-Троицкого монастыря. С окт. 1831 по 21 окт. 1832 г. в С.-Петербурге М. исполнял должность казначея и эконома при еп. Орловском Никодиме (Быстрицком), вызванном в Синод на чреду священнослужения. По пути в столицу побывал в Оптиной пуст. По благословению настоятеля прп. Моисея (Путилова) составил прошение «о перемещении в число братии Оптиной пустыни», которое в марте 1833 г. настоятель подал Калужскому еп. Никанору (Клементьевскому) (РГБ ОР. Опт-360. Л. 23а). В дек. 1833 г. М. был уволен из Орловской епархии и 16 янв. 1834 г. определен в число братии Оптиной пуст. 5 февр. прибыл в Иоанно-Предтеченский скит, 14 окт. 1836 г. определен братским духовником. Насельники исповедовались у М., для откровения помыслов ходили к прп. Льву. С 1839 по 1860 г. М. «принял от пострига» 60 монахов. После перевода прп. Антония (Путилова) настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря 30 нояб. 1839 г. М. был назначен оптинским скитоначальником. Активно привлекал благотворителей к пожертвованиям на скит, добился его финансовой самостоятельности. Также помогал прп. Льву в переписке. Мн. письма были составлены М., который, подписывая их, оставлял выше место для подписи прп. Льва. В последние годы жизни прп. Лев благословлял своих учеников обращаться также к М. «Когда спрашивали о чем-либо о. Макария, он без старца о. Леонида не давал никакого решения. Также и старец без о. Макария ничего не решал и в подобных случаях говаривал: «Подождем, придет о. Макарий, вместе поговорим»». Иногда прп. Лев прилюдно смирял и обличал его, однако ближайшим ученикам признавался: «Отец Моисей и отец Антоний - великие люди, а Макарий - свят» (Там же. С. 42, 47). После кончины прп. Льва многие его ученики перешли под руководство преподобного. М. проживал в корпусе скитоначальника, слева от скитских ворот; из-за косноязычия он служил мало, раз в месяц причащался в алтаре Св. Таин и при этом, по воспоминаниям современников, буквально обливался слезами. Сохранилось описание внешности подвижника: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую. Руки его отличались мягкостью и гибкостью, как и весь его стан - стройностью. Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное» (Там же. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

В 1985 г. И. был переведен в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , служил духовником. Окормлял сестер, проживавших в обители, и паломников, занимался благоустройством мон-ря. В 1990 г. тяжело заболел и поехал в отпуск в Загорск. Предсказал время своей кончины. 31 июля 1991 г. в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры были совершены заупокойная литургия и отпевание, к-рые возглавил наместник Киево-Печерской лавры архим. Елевферий (Диденко). И. был погребен на Старом кладбище Загорска. Удостоен орденов прп. Сергия Радонежского 3-й и 2-й степени, Патриаршим крестом (1988) и др. церковными наградами. Труды Иоанн (Маслов) схиархим. Фотография. 70-е гг. XX в. Иоанн (Маслов) схиархим. Фотография. 70-е гг. XX в. И. внес вклад в развитие пастырского богословия, составив лекции по этой дисциплине и написав ряд статей (о схиархим. прп. Моисее (Путилове) , о прот. прав. Иоанне Кронштадтском и др.). В лекциях обобщил и привел в систему учение о пастырстве в ВЗ и НЗ, в трудах отцов Церкви (священномучеников Климента I , еп. Римского, Игнатия Богоносца , Поликарпа , еп. Смирнского, Иринея , еп. Лионского, Киприана , еп. Карфагенского, свт. Амвросия , еп. Медиоланского, Ермы и др.), говорил об апостольской направленности пастырского богословия, о губительности подмены духовного пастырства душевным, большое значение придавал воспитательной стороне пастырского служения, доказывал несостоятельность протестант. учения о священстве. И. уделял особое внимание деятельности оптинских преподобных старцев Льва (Наголкина) , Моисея, Макария (Иванова) и Амвросия (Гренкова) . Раскрыл роль старчества как особой формы пастырства. Лекции И. были переведены на груз. (изд. в Тбилиси в 2007) и болг. языки (изд. в Софии в 2008). В лекциях по литургике он обратился к генезису богослужения. И. не только составил жизнеописания нек-рых святых синодального периода («Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» и др.), но и сделал обзор их богословского наследия. Приложением к работе о свт. Тихоне стала симфония по его творениям, книга энциклопедического характера, содержащая основные категории и понятия правосл. педагогики. Она была рекомендована Мин-вом образования РФ как учебное пособие для преподавателей духовно-нравственной культуры (переизд. на болг. языке в 2007).

http://pravenc.ru/text/469510.html

Считай себя хуже всех Пишешь ты, что за гордость твою сильные и тяжелые тебе посылаются скорби, сама сознаешь, что за гордость, и мы с этим согласуемся – так надобно же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т.е. в смирении, о чем и св. Исаак Сирин в 79 Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые, – кто ж сему виною; сами они врачевство тем же полагают в смирении. И тебе советуем поискать сего спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойною скорбей, принимай их с терпением и самоотвержением, как бы не ты их несла. Благодари Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражее семя – гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшую всех, то, хотя и укоризны, и поношение придет, вменяя себя достойную – удобнее понесешь. А более приобретается смирение, когда мы не следуем своему разуму и воле, а по Бозе слушаем, к кому имеем расположение. О сем отцы наши и наставники нашего жительства пространно написали, вникни в их писания, как-то: св. Дорофея, Иоанна Лествичника и прочих святых, которые написали о сей добродетели, как стяжать и искать ее нужно. И ты старайся этому следовать, и Господь тебя не оставит, и облегчит скорбь твою, и даже утешит, хотя ты и боишься своих кредиторов и от них выговоров, но силен Бог и им дать чувство о тебе сострадательное, и обождут твоего долга. Укоряй себя, а не ближних Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения и печали твои бывают безотрадные. Св. отцы прошли опытом путь сей и нам предали сие учение, что отчасти и в наши времена многими испытано. – Прочти у св. Исаака Сирина в 51 Слове и у св. аввы Дорофея , о еже себя укоряти, а не ближнего. В этом ты обретешь покой, ибо «Господь на смиренныя призирает, а гордым противится» (Ср. Иак.4:6 ). Если не положить вину на себя, то не престанешь бедствовать

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010