Напротив, и здесь, как и в Оптиной, он проводил дни свои в непрерывных трудах, подавая собой всем братиям пример трудолюбия и искреннего послушания. А такая жизнь сама собою возвышала его перед прочими братиями и не могла не обратить на него особого внимания о. настоятеля. И вот через два года по поступлении в Белобережскую пустынь (1801 г.), Лев пострижен был в монашество и наречен Леонидом. Вскоре затем, в том же 1801 г. 22-го декабря, он рукоположен был во иеродиакона, а 24-го декабря во иеромонаха. Таким особенным вниманием настоятеля к вновь поступившему послушнику и быстрым производством в чины монастырские не вознесеся сердце его, ниже вознесостеся очи его ( Пс. 130, 1 ), и не ослабела в нем ревность к трудам и послушанию. Однажды при наступлении храмового праздника клиросные братия, недовольные чем-то, отказались петь бдение, полагая, что этим принудят настоятеля исполнить некоторые их требования. Но настоятель не захотел уступить их неразумному домогательству и, чтобы смирить их, велел позвать о. Леонида с другим близким к нему братом, и им вдвоем пропеть все бдение. О. Леонид в это время возил с хутора сено. Усталый, покрытый пылью, он только сел за стол подкрепиться незатейливым монастырским ужином. Но вот ему передают волю настоятеля, чтобы он немедленно шел в церковь и становился на клирос отправлять бдение. Ни слова ропота и противления настоятельской власти не вышло из уст истинного послушника. Не докончив даже своего ужина, он поспешил в церковь и вдвоем с товарищем, к удовольствию настоятеля, исполнил волю его. Голос он имел довольно сильный теноро-бас, хотя несколько резкий, пел правильно и хорошо, знал порядок церковной службы. Другой случай показывает, что в о. Леониде вместе с трудолюбием и послушанием соединялось и великое человеколюбие. Во время пребывания его в Белобережской обители был там один брат, впадший в прелесть 4 . Взошел он однажды на колокольню и кричит оттуда во всеуслышание: «Смотрите, смотрите! Я вергнусь низу и не разобьюсь; ангелы Божии примут меня на руки свои. Сказано: Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя... И: На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою ( Пс. 90, 11, 12 )». Между тем бывший на какой-то работе о. Леонид вдруг бросает работу и что есть силы бежит на колокольню. Лишь только он успел вбежать туда, как прельщенный, окончив свою речь, бросился было через балясник. Но в это мгновение о. Леонид успел схватить его за край одежды, втащил обратно на колокольню и позаботился о пользе его души и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году. Старчество для оптинских иноков стало их церковным, общественным послушанием, служением. Они не только помогали обращавшимся к ним найти ориентиры в жиз­ни, но терпеливо, с великой любовью к своим чадам ду­ховным вели их к Дому Отчему. «Несть греха побеждающего милосердие Божие, хочет бо всем спастись и в разум истинный приидти, — писал в од­ном из своих писем преподобный Амвросий Оптинский. — Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся со­блюдать заповеди Божий; а в чем согрешишь, кайся и ис­правляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши, и, претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть, заповеди Божии». Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, которые принесли в Россию ученики преподобного старца Паисия Величковского. Под руководством их выросло целое поколение насельников скита. Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений». В скиту Оптиной пустыни сложилась своя особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью.

http://pravoslavie.ru/5923.html

преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Старшая братия избрала на должность настоятеля монастыря иеромонаха Исаакия (Бобракова). Господь благословил их выбор. Это был человек внушительной и благолепной наружности, сдержанный и молчаливый. Он много приобрел духовного опыта от общения со старцами Амвросием, Исаакием, Анатолием (Зерцаловым) и Иосифом. Во всех собраниях старшей братии по монастырским вопросам его голос был весьма авторитетен. Он старался из любви к молитвенному молчанию не быть на виду. Любил службу церковную и много лет был уставщиком в монастыре. В его послужном списке отмечено, что он «Определением Святейшего Синода от 7 ноября 1914 года за 10229 назначен на должность настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни с возведением в сан игумена и архимандрита 16 ноября 1914 года» 516 . Первым его делом при вступлении в должность было позаботиться о могиле своего предшественника. В Журнале заседаний собора старшей братии от 1 апреля 1915 года вторым пунктом стояло: «Слушали: предложение настоятеля обсудить, как привести в надлежащий вид место погребения почившего настоятеля архимандрита Ксенофонта. Определили: сделать хорошее деревянное надгробие и поставить его на месте погребения архимандрита Ксенофонта в Казанском храме пустыни» 517 . Затем отец Исаакий предложил объединить под общую крышу часовни на месте погребения старцев. Этот проект осуществить не удалось. Еще предложил отец Исаакий издать без промедления второе, более полное жизнеописание старца Льва (Наголкина) , которым уже давно занимался архимандрит Агапит, но, по военному времени и в силу разных трудностей, только летом 1917 года удалось эту замечательную книгу издать: она печаталась в Шамординской типографии. Что касается хозяйственных дел, то отца Исаакия не смущало их обилие: есть ведь и помощники – братия, и Господь всякому доброму делу по молитвам споспешествует... Надо было вести судебные дела по спорным вопросам землевладения, думать о защите мельниц, дач, лесов от тайных расхитителей, каковыми почти всегда бывали местные крестьяне. Требовала внимания и времени деловая переписка – с судами, земствами, волостными правлениями, с частными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа. Ропота на Бога остерегаться нужно и бояться как смерти, ибо Господь Бог по великому милосердию Своему все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропотливости нашей не выносит милосердие Его. Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных. Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам. Во всяком горе: и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях - лучше меньше думать и разговаривать с собою, а чаще с молитвою, хотя краткой, обращаться ко Христу Богу и к Пречистой Его Матери, чрез что и дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости. Кротость и смирение сердца - такие добродетели, без которых не только Царства Небесного исследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно. Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных бо любит Бог и благодать Свою на них изливает. Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: " Стерплю это я для Иисуса Христа! " . Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Советы преподобного Илариона (Пономарева) Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда... Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/139/...

Трудолюбие и скромность являлись отличительными чертами архимандрита Леонида. При этом, как уже отмечалось, он был весьма строг к себе в своей ученой деятельности и от других требовал прилежного отношения к исполнению своих обязанностей. Иногда такая строгость вызывала недовольство со стороны окружающих. В своих воспоминаниях граф С. Д. Шереметев говорил о немалых трудностях, с которыми из-за этого столкнулся отец Леонид, особенно в начале своего служения наместником обители преподобного Сергия. Вместе с тем граф отмечал, что благодаря общительности наместника посещавшая Лавру интеллигенция постепенно воцерковлялась. Сам отец Леонид, по словам Шереметева, «высоко держал знамя монашества... С виду несколько согбенный и уже далеко не крепкий телом, он производил впечатление уже тем, что не похож был на других. Он мало обращал внимания на себя, не принадлежал к числу выхоленных архимандритов... Он был горяч и вспыльчив, непреклонен и непримирим с житейской пошлостью» 6 . В последние годы жизни архимандрит Леонид много болел. Причастившись накануне кончины Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 22 октября 1891 года и был погребен со стороны алтаря Духовской церкви. На кресте у его надгробия благодарная лаврская братия выгравировала надпись «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся» (Пс. 142, 5) 7 , кратко и емко отразившую суть подвига исследователя, историка и делателя на ниве духовного просвещения наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Леонида (Кавелина). БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 20 февраля (4 марта по н. ст.) 1822 г. в Смоленской губернии в семье военного. Происходил из калужских дворян, по линии матери относился к роду Нахимовых. В 1840 г. с отличием окончил 1-й Московский кадетский корпус и поступил в лейб-гвардии Волынский полк. Прослужил там двенадцать лет, дослужившись до чина капитана. В 1852 г. вышел в отставку и поступил послушником в Оптину пустынь . Пройдя иноческий искус под руководством строгих подвижников благочестия, 7 сентября1857 г. был пострижен в монашество с наречением имени Леонид в память скитоначальника Оптинского скита иеросхимонаха Льва (Наголкина), в монашестве Леонида. В октябре того же года рукоположен в сан иеродиакона,через несколько дней — во иеромонаха.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhimandri...

В 1804 г. иеромонах Леонид братством Белобережской пустыни избран был в настоятеля сей обители на место оставившего начальническую должность строителя старца о. Василия. Это случилось в пятый год по поступлении о. Леонида в Белобережскую пустынь и седьмой с поступления его в Оптину. Срок до избрания на настоятельскую должность вообще очень короткий. Но он именно показывает, что о. Леонид в это недолгое время так преуспел в жизни духовной, что опередил на этом поприще многих старожилов-монахов. Замечательно, что самое избрание иеромонаха Леонида на настоятельство застало его в трудах послушания. Дело было так. Собрались монастырские братия и стали рассуждать, кого бы избрать на место прежнего строителя. Но о. Леонид уклонился от этих толков. – «Выберут кого-нибудь и без меня; а слышно, что в обители вышел весь квас», – подумал он и пошел квас варить. Между тем братия, после долгих толков, решили, что, кроме о. Леонида, в настоятеля избрать некого. Пошли всем собором в квасоварню, взяли из его рук черпак, который он в это время держал, сняли с него фартук, приличным образом одели и повезли в Орел для представления его преосвященному Досифею и утверждения в должности настоятеля, – каковое утверждение в то же время со стороны Владыки и последовало. Начальственная должность о. Леонида не изменила его простого образа жизни. Так, если дело заставляло его куда поехать, нередко он ездил на одной лошадке, в простой тележке и без кучера. В Белобережской пустыни был иеромонах Гавриил, карачевский уроженец, который вскоре по посвящении в сан иеромонаха, вследствие представления о. строителя, изъявил сему последнему свое желание побывать с ним в Карачеве, – месте своей родины. Отец строитель не отказал ему в этом, а сказал, чтобы, как только откроется первый случай, он напомнил ему о сем. Случай не замедлил открыться. Отцу настоятелю почему-то нужно было поехать в Карачев, и потому накануне поездки он велел о. Гавриилу готовиться к пути. Но у о. Гавриила давно уже все нужное было подготовлено, – праздничная ряска и камилавка, уложенная в камилавочник. Настал час отъезда. Помолились Богу. Выходят. Смотрит о. Гавриил – подали телегу с передком, запряженную в одну лошадь. – «Где же кучер?» – спрашивает о. Гавриил. – «Какой?» – возражает настоятель. – Отец Гавриил: «Чтобы править». – Настоятель: «Чтобы у меня для одной лошади трех кучеров? Спасибо! Садись-ка, брат, на передок, а устанешь, – я сяду. А это что? Камилавочник и ряска? Да я и сам камилавки не беру с собой. А ты, если берешь с собой парад, так садись на мое место, а я лошадью править буду». Тотчас и сел на передок. Сконфуженный о. Гавриил был уже и не рад, что взял свой парад. Немедленно снес его в келлию и попросил о. строителя сесть на свое место, а сам занял должность кучера.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В слове 51: яко предаемии в руки судей мучитися, и проч. В слове 55. Вопр.: Аще подобает всем заповедем Господним хранимым быти, и проч. вопр. и ответы до конца. В слове 78: Да не взыщеши прияти совет от кого, не суща в пребывании твоем, и проч. В том же 78: егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, тогда убойся, и проч. В том же 78 в конце: яко от духовнаго жезла в преуспеяние и ращение души бываемая искушения, и проч. до конца. Слово 79-е: О гордыни. Все сие слово многажды со вниманием прочитывать до конца. В сл. 50 в конце: лучше бо нам смерть в подвизе, нежели жити в падении. О. Г[авриилу] неполезно для жительства возвращатися на Валаам, поскольку его тамошнее жительство оказалось не к смирению ведущее, но к тщеславию и гордыне. Всевозможно стараться признавати свою немощь. Наедине с женою не сообращатися, хотя и случится написати поменцы и проч.; а наибольше в своей келлии; по крайней мере, чтоб был третий. Всячески при помощи Божией остерегатися в начальнические дела не мешатися, но только тому опасно внимати и исполняти со страхом Божиим, которое от начальства за послушание поручено будет. Кроме нужной собственной потребы и своей благословной вины, под себя для разъезду извозчиков не нанимать и без нужных потреб по С.-Петербургу не разъезжать. От усердствующих вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам не уподобитися Иуде предателю. А когда вам в чем прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у о. игумена или кому поручится начальство. А разве нечто особенно какой возусердствует, то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божией Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и сие принять. В дополнение вам, прелюбезнейшие наши отцы и собратия, присовокупим: аще восхощете вы нас послушати, многогрешных и недостойных, то вы сами не должны о себе начинати никаковых дел о перемещении с подворья ни в какое место. Но когда при всех наших вышеписанных предосторожностях каковой восчувствуете в себе душевный вред, тогда просим вас немедленно, сколько возможно, обстоятельно письмом к нам многогрешным написать на рассмотрение. И тогда, аще Премилосердый Господь потерпит грехом нашим и живы будем, то с Божиею помощию, по возможности и по воле нашей, что усмотрим полезно душам вашим, потщимся написать к вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Видим, что скорби Ваши, на что уже мы писали Вам советованием, и теперь то же скажем, что главное в прихождении оных не роптать и не малодушествовать, но благодарить Премилосердого Бога, попускающего оные и не оставляющего нас впасть до конечного изнеможения. Вините более себя, а не других, будьте тверды в вере и прибегайте к Его благости с молитвою: «Да будет, Господи, воля твоя на нас», – Его воля всегда блага и полезная нам. Скука Скука есть от врага Приходящая скука супруге Вашей, Марьи Яковлевне, конечно, есть от врага; она тебя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, и враг сего ненавидит, наводит скуку. Надобно потерпеть и не покоряться, и Господь поможет, скука пройдет. Пишите Вы об Елене, что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки проходят. Смерть Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей Просите Вас утешить письмом моим в скорби, которая заключается в лишении детей – печаль Вам многую приносит, что дети Ваши не живут. Видно, благословения Божия нет на сие, бывает сие более за невоздержание Ваше, и нехранение Божиих заповедей, и несоблюдение святых постов, среды и пятка, и праздников. Вы рассмотрите, если они зачаты против совести, то, конечно, Вы и дети Ваши счастливы, ибо они теперь предстоят в воинстве Царя Небесного, – Вы же, если бы они были живы, плакали бы до старости своей. Отселе, если Вы будете сохранять свою совесть чистую, будите воздерживаться под праздники, под среды, и пятки, и посты, то Господь, богатый в щедротах и милостивый, такими Вас благословит детьми, которые Вас утешат своею благонравною жизнию и будут Вам руководителями к будущей жизни, что Вам желаю получить. Бедственно безмерно печалиться о кончине матушки Печальными выражениями наполненное Ваше писание получил и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца. Очувствовавшись в здравый рассудок, вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, – всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас не наказывал наказаниями на сем свете. И мне пришла сострадательность не о кончине матушкиной, я уверен, что она восхищена от нас на упокоение! Но о Вас, оставшейся сиротствующей, которая еще худо образовала тризною послушания нравственность свою. Но только и то твердо помню, что Премилостивый Господь в Своем Божественном Писании ясно объяснял, что «не хочет смерти грешнику, но хочет всем спастися и в разум истинный приити» (Ср. Иез.33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Вы, хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще неизвестны вражии козни и подсады: он старается людей смущать и искушать, что попущено Богом к нашему смирению, чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в сем, последнем, повиновались бы опытным и искусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, – но теперь для Вас еще неясны мои слова. Когда же сподобит Господь Вас прияти на себя «легкое Его бремя и благое иго» ( Мф.11:30 ), тогда в действительности уразумеете и познаете силу и пользу моих слов, происходящую от отвержения своей воли, и покорение оной другому, ради Бога и спасения своей души. Желание оставить мир укрепляется житейскими испытаниями Вы пишете, что по получении моего недостойного письма, много себя укоряли и окаявали. Вы, кажется, излишне себя уничтожаете и от сего во уныние и в тлетворную печаль впадаете, а посему прошу Вас и молю, да потщитеся со благодушием, терпением и упованием продолжать дни жизни Вашей и при том благодарить Премилостивого Господа, что Вам по Своему милосердию даровал таковые благоутешные чувства и попечения об убогих душах своих ко спасению. И при благодарных чувствах силен и всемогущ Великодаровитый Господь в конце благоназидательности устроить Вашу участь и, по совершенной Его воле и милосердию, равно и детей Ваших всячески устроить, только мы, по апостольскому завещанию, да с терпением течем на предлежащий Вам подвиг ( Евр.12:1 ). А что Вам теперь представляется тяжестно и молвно продолжать в мире жительство и сего ради скучается много, что, кажется, на крылашках полетели бы в желаемое Вами тихое пристанище; но, о прелюбезнейший, да будет Вам известно, что теперяшняя Ваша сия жизнь послужит Вам в предбудущее время в пользу, а, именно, ежели Вас Господь по Своему милосердию удостоит в монастырях жительствовать, то по времени будут от общего врага и мысленные брани, будет наводить и воспоминать прежнюю жизнь и в приятности представлять. И Вы теперь хорошенько поразмыслите, вкусите до сытости горести ее, тогда сим можете отражать мысли вражеские, смутить хотящие вся! Молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010