Через благословение, поступки умеренные, строгость и смирение достигается повиновение домашних Конечно, хотя нужно Вам быть в доме по обязанностям таким, чтобы церковь Ваша домашняя Вам повиновалась, но сие Вы можете иметь только чрез благословение, поступки умеренные, строгость и смирение, таковым-то Вам желаю. Да благословит Вас Господь. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения В семейственном положении старайтесь добрым благоуправлением по страху Божию сохранять мир и убегать смущения и раздоров, и Бог мира будет с Вами. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью Как и всегда советую Вам во отношении порядка вещей – в семействе успевать более благосклонностью, терпением, кротостью и великодушием; сердцем молите Господа Всемогущего. Если необходимо потребуется и строгость настоятельная, то употребляйте как можно реже. Скорбь Покаяние врачует смущение, малодушие и скорби Писание Ваше я получил, из коего я усматриваю Ваше смущение, и малодушие, и нашедшие скорби. И, может быть, Милосердый Господь избавит Вас от оной и с соболезнованием принесите покаяние, к сему видим многие примеры в Святом Писании, что Господь, умилосердил их покаянием, простил и избавил от предлежащих скорбей. Скорби суть тоска, как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит им на пользу на всю жизнь их. Божий же Промысл действует к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни. Хотя это и не лично к Вам относится, но Вы участвуете состраданием к братцу Вашему, то советую Вам и ему укреплять себя верою и надеждою на милосердие Божие, что все на пользу строит. Итак, несмущенно да пребывайте, в сем да укрепит Вас Премилосердый Господь. В скорбях будь благодушна и проси от Господа терпение В сниспосылаемых скорбях будь благодушна; тогда будь готова, когда начнутся. А что Вы мудрствуете от непознания своих немощей, – Вы, матушка, попомните то, что от находящих скорбей должны просить от Господа терпение. Премилосердый Господь, видя нашу немощь с тобой, преподал вдохновение, но не думай, чтоб не последовало перемены, но ожидай по тишине бурю и волнение. Надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысл Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Юнкера вели строгую благочестивую жизнь, выделяясь особым религиозно-нравственным настроем, и получили прозвище «товарищи-монахи»; они изучали творения святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, сб. «Добротолюбие», а также труды С.-Петербургского митр. Михаила (Десницкого) . Законоучитель уч-ща и настоятель Михаило-Архангельской ц. прот. А. И. Малов заподозрил друзей, желавших по инициативе Брянчанинова бороться с греховными помыслами и еженедельно принимать Св. Тайны, в «политических замыслах» и масонстве. После этого оба друга вынуждены были сменить духовника. Каждое воскресенье они стали тайно исповедоваться и причащаться в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамского подворья на Мясной ул., 9 (не сохр.). Один из старцев подворья мон. Серафим (Козлов; с 1834 г.- иеромонах, насельник Троице-Сергиевой пуст., с 1838 г.- строитель Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря ) сказал друзьям: «Здесь вы не удовлетворите души вашей, а… есть в Невском монастыре ученики отца Леонида, старца опытного и получившего образование монашеское от учеников старца Паисия Молдавского, они вам лучше укажут путь» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 66). По воспоминаниям М., они обычно с 7 до 13 ч. проводили время в классах училища. По возвращении, скромно отобедав, отправлялись к вечерне в Александро-Невскую лавру , где после богослужений заходили для беседы и исповедования помыслов к ученикам прп. Леонида (Наголкина, в схиме Льва): иером. Аарону (Марякину; 1780-1844), казначею лавры, духовнику иером. Афанасию или монахам Харитону и Иоанникию (Бочарову, в схиме Леониду; 1783-1853), с 1834 г. насельнику Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . По окончании юнкерских классов Брянчанинов и Чихачёв поселились вместе на Невском проспекте в доме И. Ф. Лопатина, ежедневно посещали раннюю литургию в лавре, строго соблюдали посты, избегали увеселений. Друзья «совещались с иноками как с духовными отцами обо всем, что касается внутреннего монашеского делания, исповедовали свои помыслы, учились, как охранять себя от страстей, греховных навыков и преткновений» (Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 35-36). Сведения о друзьях дошли до митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) , к-рый после беседы с Брянчаниновым разрешил иером. Афанасию исповедовать молодых офицеров. Сам прп. Леонид (Наголкин) весной 1826 г. остановился в лавре, где с ним в присутствии о. Иоанникия общался Брянчанинов. После этой встречи Дмитрий сказал М. В. Чихачёву, что принял решение просить отставки и искать спасения в уединении, но начальством был направлен в Динабургскую крепость (совр. Даугавпилс). В Инженерном училище еще в 30-х гг. XIX в. ощущалось влияние кружка любителей и почитателей «святости и чести», который в шутку именовался «сектой Брянчанинова», но оно приобрело более секулярный характер.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

А как ты и сама хорошо знаешь, что всякое повстречающееся искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением. Вы знаете, что на всякое искушение смирение, самоукорение и терпение – победа. Исповедь Не убоимся, если и по исповеди боримы будем Не убоимся, если и по исповеди боримы будем, лучше с нечистотами телесными, нежели с гордостию браться, и хотя падем на сражении, однако от места сражения не отходи: тогда гораздо более во враче имеем нужды. Страх Божий понуждает исповедывать грехи Вас более всего беспокоит и Вы упрекаете себя, что больше печетесь об угождении наставникам, нежели Богу, что мысль о том, что Вы всякий грех должны исповедовать мне больше удерживает Вас, нежели страх прогневить Господа. Сии помыслы ведут Вас к самонадеянности. Не страха ли ради Божьего Вы каетесь в грехах пред Богом, имея свидетелем служителя Его, коему вверили ключи решить и вязать. Св. Иоанн Лествичник в 4-й степени пишет: «Душа, о исповеди грехов своих размышляющая, удерживается оною, яко уздою, от беззакония; ибо мы, не исповедуя наших преступлений, и впредь, как бы во мраке, бесстыдно повторяем являемые язвы...». Сие мнение противно Вашему. Посему, очищаете себя от страстей и грехов, ничего не теряете, а приобретаете благочестие и спокойствие совести, не думая, что само собою, но молитвами другого сие получили; высоким же путем шедшие многие пали велиим падением. Рассудите, страха ли ради моего Вы удерживаетесь от грехов? Я не сердцеведец. Ежели Вы что от меня и скроете, взыскивать с Вас и обличать не буду, и нечего Вам меня бояться. Из сего видите, что страх Божий понуждает Вас исповедывать грехи, а, следовательно, и удерживаться от них, а не мой. Вы видите себя склонными к высокоумию, – сколько можно, старайтесь отвергать самонадеянность, и отринув беспокоящий Вас сей помысел совершенно, будьте мирны и спокойны. Св. отцы заповедовали новоначальным генерально исповедовать все свои грехи от юности Но дабы Вам предусматривать вины и предохранять себя и последующих Вашему любомудренному наставлению, Вы изволите вопрошать нашу худость со истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедывали духовникам, но бремя отягощений от совести не облегчается; но обременяетесь и смущаетесь, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В то время, к которому относится рассказ, дорога эта пролегала среди густых непроходимых лесов. Проезжая однажды этим путем, Лев встретил волка, который начал нападать на молодого парня. Но Лев обладал большой телесной силой, он мог поднимать тяжесть до двенадцати пудов. Потому, схватив имевшуюся при нем дубину, он ошеломил волка. Оправившись от удара, разъяренный зверь вскочил к Льву в сани и вырвал у него из икры правой ноги часть мяса, как впоследствии говорил Старец: «Пожалуй, в фунт не уберешь». Затем и опять бросился на него с разинутой пастью, в которую Лев успел всунуть руку и своими мощными пальцами крепко уцепился за горло зверя, что и обессилило его. Между тем испуганная лошадь во всю мочь, как на крыльях, неслась с двумя седоками. Наконец, в виду деревни совсем обессиленный волк свалился с саней. А Лев, при помощи Божией, добрался до своего Волхова. Рана у молодого дюжего человека скоро зажила, однако оставила след на всю его последующую жизнь, – он на правую ногу несколько прихрамывал, а в шрам, образовавшийся от раны, мог вмещаться волоцкий орех. Проезжая часто по торговым делам из Волхова в Сухиничи и обратно, Лев имел случай нередко сталкиваться с людьми разных званий и состояний. И так как он одарен был хорошими умственными способностями, – имел прекрасную память, любознательность, наблюдательность, дальновидность и соображение, – то приобрел через это весьма много разнообразных нужных и полезных сведений. Память же у него была такова, что, услышав однажды от путешественников о какой-либо местности, в другой раз через долгое время он говорил о ней уже как очевидец и коренной житель того места. Знал все слышанные им подробности – хозяйство обитателей, промышленность, семейный быт и проч. Прекрасно понимал жизнь наших бар, их быт, воспитание, службу, утонченность обращения; также военный быт, флотскую службу, полевую и морскую нужду, – все это как будто он видел своими глазами и вымерял своими шагами. И потому, разговаривая о всех этих и подобных предметах, он как будто читал развернутую книгу. Таким-то образом он хорошо знал почти всю Россию. Имея же общение с людьми всех сословий, Лев Данилович через это еще в мире приобрел большое знание людей и опытность, которую впоследствии употреблял для пользы ближних, обращавшихся к нему за духовными советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Вскоре пасека приобрела тот вид, какой и оставался все последующее время: она примыкала к северной стороне скита и была вся обнесена дощатым забором, имеющим входные калитки в скит. На ее территории разведен был сад с плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, вырыт был, как и в скиту, пруд. Ульи же – около ста – с весны до осени стояли между деревьями, а на зиму убирались в омшанник, избу без окон и с печью внутри. Посредине пасеки стоял тот корпус, где и жил старец Леонид, – в нем было четыре комнаты. Был сарай для дров, светелка для помещения рабочих принадлежностей послушников-пчеловодов. Меду здесь выкачивали до пятидесяти пудов (пуд – 16,38 кг), воска заготавливали – 3–4 пуда. Настоятель Оптиной, отец Моисей, давно ожидавший старца, немедленно поручил ему для духовного окормления всю монастырскую и скитскую братию, не исключая и себя самого. Что касается внутренней, сокровенной жизни самого старца, как говорится в его житии, – она «была особенно неуловима и, хотя он проводил дни свои открыто в толпе народной, осталась тайною даже для ближайших наблюдателей и присных его учеников» 97 . Только внешние проявления этой внутренней жизни отчасти показывали ее высоту. «Обращаясь по внешности с людьми, – пишет автор жития, – он внутренно непрестанно пребывал с Богом. Зрелище великих человеческих страстей и бедствий, которых он был всегдашним слушателем и в которых он принимал искреннее христианское участие, извлекало у него глубокие вздохи и слезы, потрясая всю его внутренность. И тогда обращенный ко Господу вздох или взор к иконе Божией Матери, пред которой у него теплилась неугасимая лампада, – сии простые знаки сердечного чувства были выражением его духовной любви к ближним, а вместе и молитвенного настроения его души. Когда же посетителей было очень мало, старец нередко так углублялся во внутреннюю молитву, что не замечал происходившего около него. Один из приближенных учеников отца Леонида рассказывал, что, когда приходилось ему быть при нем без народа, старец, погруженный в молитву, совсем забывал о нем, не слыхал его объяснений и несколько раз заставлял повторять одно и то же» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из оных Вы увидите важность сана и сообразите Вашу способность и силу с немощами душевными и какой предлежит дать ответ не за себя точию, но и за души других. И хотя Вы надеетесь по младости Вашей продолжения жизни, но сие неизвестно, – надобно пользоваться настоящим временем и не терять оного, данного нам на покаяние. Господь наш Иисус Христос не велел отлагать времени: «Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час тать приидет» ( Лк.12:39 ). За нужное считаю воспомянуть Вам об известном собрате нашем, о. архимандрите Паисии Радовецком: он многократно просил моего недостойного совета об оставлении начальства, но, медля исполнить оное, преселился от здешней жизни, не получил желаемого успокоения в желаемом безмолвии и рассматривании себя. Малодушие Ваше и страх, что будет после раскаяние, приносит Вам завидущий спасению Вашему враг, желая сими плевелами подавить прозябающее в Вас доброе семя и погасить воссиявающую в Вас искру к желанию исправления и спасения. Я за сие не ручаюсь, точно он будет Вам приносить раскаяние об оставлении, но когда облечетесь верою во оружие Божие, то стрелы его вменятся Вам яко младенческие. Когда видите свою душевную тщету и желаете избавиться от нее, то должны приготовиться к терпению и перенесению его нападений: что бы ни случилось перенести скорбное, то на все оное обязаны мы обетами нашими. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби, которые когда и прийдут, то не без промысла и попущения Божия, и помощь Его ниспосылается. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный. Предложив Вам отеческие учения и мое скудоумное рассуждение о сем предмете, оставляю Вашему самовластию избирать лучшее. Приступая к оному, прежде молите Премилосердого Господа, да устроит Он о Вас так, как воле Его угодно, и подаст силу и крепость к попечению, – когда будет Его воля, могущая возвести в благое устроение и благонадежие ко спасению. Молю Премилосердого Господа, да даст он Вам в сем деле последовать истинному разуму по воле Его святой и укрепит Вас во искушениях. Немирствие

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. Прелюбезнейшие о Господе отцы и собратия о. Гавриил, о. Евдоким, о. Иоанникий, о. Аарон! Усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и мужествовать! Приятнейшие ваши писания получили от почтеннейшего диакона и содержанию по силе скудоумия нашего вняли. Мы – слава Премилосердому Богу – насчет посетительской истории пребывали спокойны, только при прочтении первого уведомительного письма мало нечто было чувствительно клонящееся ко огорчению, но потом вскорости отошло. Объяснение же И. Г-ча почитаем заглаждением стыда. О. диакону о. Феодор по возможности внушал, дабы память Божию продолжал. Вас же всех вообще просим и молим приобучатися к мужеству и терпению, от чего бывает сорассмотрение истины, скорость же редко в чем похвальна. О себе вас уведомляем: мы, слава Премилосердому Господу Богу, доколе терпящему нашему беззаконию, телом и духом пребываем покойны, паче нежели на Валааме. Присланы два парамана: один о. Гавриилу, другой о. Аарону, но еще с почты не получали; когда будет еще каковая оказия, постараемся переслать. Прелюбезнейший брат о. Аарон! Мы вообще с о. Феодором рассуждали ваш сон по силе нашего скудоумия – и за лесть не утверждаем и за истину не отвергаем, но, по совету св. отцев, лучше предаваться Судьбе и Промыслу Всемогущего, поскольку, когда есть Его, Создателя нашего, каковая смотрительная воля к пользе убогих душ наших, то всячески Сам, ими же весть судьбами, устроит; а нам по силе нашей старатися и повсечасно приуготовляти себя должно к творению Его святых и животворящих заповедей, кои исцеляют наши страсти и приуготовляют сердца к содействию любви Его. И, сократя, пребыть имеем с нашим обычным расположением и сердечною преданностию, ваши недостойные сомолитвенники, убозии и многогрешнии иеросхимонах Леонид и многогрешных и недостойных грешнейший схимонах Феодор,  нижайше земно кланяемся. Прошу и аз, многогрешный и недостойный иеросх[имонах] Антиох, святии отцы, ваших святых молитв и благословения; помолитесь, чтоб Господь Бог дал мне Свое милосердие и терпение. Остаюсь ваш послушник недостойный, земно кланяясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Не следует отводить дочь от служения Богу А Анне, когда мать ее взяла, пусть ей повинуется; видно, еще время не приидет для водворения во обитель – Бог хочет искусить ее желание. Пищу может употреблять по ее произволению, это да будет на ее совести, а скучать не надобно и лучше просить Бога, да сам он устроит о ней, како весть на пользу. Мать же ее из последствий увидит, добро ли сделала, взяв ее и отводя от служения Богу. Это то самое, что вводит дочь в скуку и в неустроения, не должно ли сокрушать ее сердце и служит ей наказанием. А ежели еще, сохрани Боже, впадет в какие-либо пороки, то кто за нее даст ответ? Грамоте учиться ей, Господь да благословит. Чтобы поработать Господу, постарайтесь развязать себя с миром Чтобы Вам быть спокойнее и удобнее поработать Господу Богу, постарайтесь развязать себя с миром, расстаться со своими людьми, от которых Вы не токмо не получаете пользы, но еще находитесь в опасности дать за них Богу ответ, когда они в чем погрешат от Вашего за ними недосмотра и невнимания. Когда Вы от них будете свободны, то Вам уже не будет нужды входить в их положение насчет раздела. Впрочем, когда вражда поселилась в семействе, то лучше жить врозь: по их невежеству умиротворить трудно. Опасайся пристрастия к миру Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяние, тоска, уныние и никакого утешения. Ты говоришь, что желаешь быть в монастыре хоть последнейшею – исполняй же это: когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна сего. Да даст тебе Господь по изволению твоему совершение добрых дел в поползновении твоем. При желании оставить мир, полагайтесь на волю Божию,– не надейтесь на свои силы и на свой разум. Писанием Вашим извещаете меня о предпринятом супругою Вашею путешествии в богоспасаемый град Киев для поклонения св. угодникам, а также и для искуса себя в жительстве обитающих горнего града путешественниц, желающих уневестить себя Небесному Жениху Христу. Намерение благое, да подаст Господь ей помощь Свою во исполнение намерения посвятить жизнь свою на служение Богу, оставя суету мира. Сие благо, но требует Божиего содействия, и помощи, и Вашего тщания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

не удовлетворены как следует, и видно, что не так искусным духовникам, коим Вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. – Так я, многогрешный, и Вашей любви советую просить и молить Премилосердого Господа и Бога, дабы послал Вам своим промышлением такового духоносного отца, которому бы Вы могли все свои от юности до сего возраста согрешения исповедовать и который мог бы Вам внушить важность оных. Хотя мы теперь и не в силах оных епитимиею удовлетворить, то хоть достодолжным раскаянием и слезами удовлетворить, за оные и умилостивим Премилосердого Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силы возмочь против всеобщего врага диавола. Когда Господь по Вашей вере и усердию удостоит Вас таковым духоносцем и Вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутри своей души мир, и радование сердца, и умиление, орошающие и утешающие Вас утешением неоцененным. Исправление Желание исправления без благого начала мертво есть Письмецо твое прочитал, – все одно пишешь, что жалуешься на себя о неисправлении своем и просишь во утешение молитв святых. Я хвалю твое желание и желаю, чтобы в сердце твоем произрастал достойный плод исправления и покаяния, но знайте, что желание без дела нисколько не воспользует, как «вера без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ), точно так и желание без благого начала мертво есть. Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем, Которому тебе и все семейство твое поручаю. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы Писание Ваше получил, из коего видно, что в нас с тобою в исправление нашей жизни к назиданию душевному понуждения никакого не оказалось, а потому до избытка и унываешь, что советов душеполезных не исполняешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

О пользе страждущей не знаю, что следует сказать, есть ли некая надежда: аще Господь восхощет – исцелит, если не будет скрывать, хотя пред Вашею святынею, законопреступные и пагубные помыслы и мечты. Конечно, ей теперь трудно сим безмятежным средством руководствоваться всецело: всеобщий враг многажды тщится воспущать откровение, яко врачевство, для всех почти вообще необходимое. Сверх того, наипаче Вашу любовь прошу и молю не оставлять участия в исцелении болезнующих душетлительным недугом. Ваше участие в ее исцелении, можно сказать, нелицеприемно. Что есть по Бозе жизнь бессмертной ее души, которая без назидания Вашего живого почитания может быть всеподлинно мертвою? Поэтому очень нужно для нее Ваше попечение, за которое истинно Господь Бог Вас не оставит. Всепремудрый Создатель да упремудрит Вас в пользу сей и прочих, Которому и поручаю любовь Вашу. Еще я, ничтожный, почел за нужное убедить страждущую Елену, дабы она, хотя с понуждением, некоторые мечты и приведения отчасти пересказывала сестре своей Евдокии, дабы тем наиболее соединить их в любви и тем вражие козни обличать и посрамлять. И всё непременно повторять пред Вашею святынею. Мы также заблагорассудили, чтобы сестра Евдокия каждый вечер прочитывала молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его» и все двери, и окна, и одры св. крестом ограждала. Драгоценное сокровище – откровение по Господе Да, душевно сомнительная сестра Елена, что верит вражиим наветам; драгоценнее для нее сокровище – по Господе откровение, но что делать, что она худо внимает о том! Хотя из любви о Господе и должно иметь о ней особенное назидание, однако же более и более поручать ее Господу во исцеление совершенное. Немалая и эта казнь диавола, что она стремится под видом назидания к знаменитой старице. Хотя и не к ней слова Спасителя мира относятся, но «от Назарета может ли что добро быти?» ( Ин.1:46 ). Да дарует ей Господь содержать спасительное откровение к кому следует о Господе и не иметь веры ко мнению собственному. Отчаяние Отчаяние доказывает явную гордость

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010