О. Вассиан считал себя едва ли не основателем Скита, – вместе с отцами Моисеем, Антонием и Савватием он был здесь старожилом, причем старшим, да еще схимником. Из всех этих вещей – внешнего делания и тщеславия – выросло непонимание старчества, начавшегося в Скиту с приездом сюда в 1829 году иеросхимонаха Льва (Наголкина) . Старец поселился на пасеке, то есть за скитской оградой, со своими, приехавшими с ним, учениками. Он стал принимать монашествующих и мирян для исповеди и наставления, бывало, он исцелял душевные и телесные болезни. Отец же Вассиан, хотя и имел до 1819 года духовным своим отцом старца Феофана, который многому научился от преподобного Паисия, в том числе внутреннему деланию, пониманию старческого окормления, – почти ничего от него не воспринял, да и то, что мог узнать от о. Феофана, верно, забыл. А так как читать он не умел, – книги отцов-аскетов ему были недоступны. И из бесед с владыкой Филаретом он мало что вынес, – по непривычке к учению, по крайней своей простоте. «О. Вассиану, – говорится в житии старца Льва, – как было известно, очень не нравилось то, что к старцу о. Леониду приходило много народу не только из монашествующих обоего пола, но и из мирских лиц. Прибытие старца с учениками в Скит представлялось о. Вассиану наплывом нечистой силы, а старца Леонида и его учеников он не иначе называл, как “лянидовщина”. В сильном расстройстве духа он так иногда жаловался окружавшим его: “Я вот и Скит заводил, а меня-то и знать никто не хочет, а у него-то ишь сколько народу-то! Да вишь это – колдовство… Я эту арынь , лянидовщину, разгоню!” Нашлись, к сожалению, люди, которые поддерживали в этом схимника. Были случаи даже такие, когда недруги о. Леонида писали доносы на него (преисполненные лжи) владыке, ставя в конце имя о. Вассиана. Он не возражал». Старец Леонид в 1836 году писал: «А об о. Вассиане пусть думают как угодно и ублажают его высокое жительство; но мы ко оному веры не имамы и не желаем, дабы кто следовал таковой его высоте, не приносящей плода. “От плод бо их, – сказано, – познаете их”. А плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее. Сожалея об нем, желаем ему прийти в познание истины». Однако доносы в Калугу шли и шли, – и не только на о. Леонида, но и на о. Моисея, который был уже настоятелем Оптиной Пустыни. Бывший тогда Калужским владыкой епископ Николай, видя, что доносы ложны, всё же, для умиротворения смуты, перевел о. Леонида из Скита в обитель с запрещением принимать мирян. Старец воспринял это спокойно.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

23 февраля 1818 г. Письмо 2 М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе брат! Желаем тебе о Господе радоватися и благодушествовати! Писание ваше получили и содержанию по силе скудоумия нашего вняли, на что при помощи Всемогущего и ответствуем. Вы просите о выходе с подворья в наш монастырь или на подворье остаться и полагаетесь о сем на нашу волю. Мы, с Божиею помощию, по возможности нашей, мало не по тонку, однако довольно усмотрели ваше на подворье пребывание и сообращение в должностях ваших и со отцем вашим игуменом и удивились вашему неистовству и злокозненным усильственным поступкам вашим, коими раздражаете и огорчаете старостные седины его; и, видно, не устрашают вас словеса св. Апостола Павла: «Противляяйся власти повелению Божию противляется». И с таковым беззаконным вашим жительством никогда не возможете мир Божий имети в душах ваших, а разве обручение геенны; и мы, с Божиею помощию, уразумели из обстоятельств ваших и сообращений, что вам теперь благословной вины не обретаем насильственно выходить в неизвестные места. В подтверждение мы наслышаны от верного человека, что и Архипастыря нашего соизволения и воли нет вам к выходу. И Господа ради вас вообще с о. Г[авриилом] просим и молим постараться исправити злые ваши нравы и не употребляти своей треклятой воли, но во всем повиноваться отцу игумену, в чем только несть преступления заповеди Божией и предания Св. Отец; и пожити до времени, поколь Премилосердый Господь восхощет и доколе Его святая воля будет. И посылаем вам бумагу, хотя и худу написанную рукою о. Гавриила, соглаголанную от уст наших, и по сей бумаге всевозможно старайтесь при помощи Божией в написаных неполезных поступках исправитися и, ежели законно и по совести положите начало, то при помощи Всемогущего Бога увидите на опыте внутрь души отраду и покой. И сократя, пребываем с нашим обычным почтением и преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешный и недостойный иеросхимонах Лев и схимонах Феодор, земно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Б. м. явил сонм подвижниц, среди к-рых известны стяжавшая дар непрестанной молитвы мон. Тарсилия (Гезева; † 26 июня 1817), ее сокелейница мон. Евпраксия (Логинова; † 1835), мон. Маргарита (Симонова; 1-я пол. XIX в.), схим. Агриппина (Шеншина; † 8 июля 1831). После панихиды по схим. Агриппине получали исцеления больные туберкулезом. Более 40 лет подвизалась в Б. м. мон. Ираида (схиигум. Юлия; † 1844), каждые сутки прочитывавшая Псалтирь. Мн. сестры Б. м.- схим. Леонида (Литовкина) (сестра прп. Иосифа (Литовкина) , схим. Лаврентия - окормлялись у Оптинских старцев прп. Амвросия , прп. Льва (Наголкина) . Особым уважением и авторитетом у насельниц пользовался духовник обители свящ. Феодор Турьянский († 1859), находившийся в духовном общении с прп. Львом (Наголкиным). В обители особо почитались 2 списка Тихвинской иконы Божией Матери. Подаренный Б. П. Шереметевым образ, согласно описанию 1799 г., хранился в Тихвинской ц., «подле иконостаса по правую сторону», от него происходили многочисленные исцеления. На аналое в Тихвинском храме находилась др. почитаемая святыня - точная копия с явленной близ Тихвина иконы, к-рую в 1838 г. привез из тихвинского Большого мон-ря прп. Леонид (Наголкин). В мон-ре почитались также древняя икона свт. Николая Чудотворца, напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня и святых, особо берегли напрестольное Евангелие (М., 1698), подаренное Б. П. Шереметевым. В авг. 1923 г. в Борисовке было организовано Временное управление монастырского поселка, началась опись монастырского имущества. 25 авг. комендант поселка Н. Шевченко рапортовал о ликвидации Б. м., имущество к-рого было частично передано в детдома и больницы, частично распродано. В окт. 1923 г. насельниц выдворили из мон-ря, нек-рых направили в дом престарелых, др. поселились в окрестностях Борисовки, неск. инокинь перешли в жен. Корсунский скит упраздненного белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря. В монастырских зданиях разместили детский дом «Новый свет» им. К. Либкнехта, на месте монастырского кладбища в кон. 40-х гг. XX в. был разбит фруктовый сад. В наст. время из монастырских построек сохранился двухэтажный корпус, принадлежащий школе-интернату. В храме арх. Михаила пос. Борисовка находится перенесенная в него после закрытия Б. м. Тихвинская икона Божией Матери, в Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи нек-рых сестер. 11 дек. 1999 г. Белгородский архиеп. Иоанн (Попов) освятил поклонный крест и камень на месте Б. м.

http://pravenc.ru/text/153179.html

Л. часто посещал Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , находившуюся в неск. верстах от имения отца. Под влиянием преподобных Макария (Иванова) , Льва (Леонида) (Наголкина) , И. В. Киреевского молодой офицер изучал Свящ. Писание и творения отцов Церкви. Опубликовал очерк «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» (1847). В рецензии М. П. Погодин отмечал, что описание составлено очень подробно, «все источники… употреблены в дело рукою искусною» (Москвитянин. 1848. 4. С. 131). Возможно, в процессе работы Кавелин, «как лучший знаток истории Оптины, привел в надлежащий порядок записи, относящиеся к начальному периоду существования Оптинского скита» (Летопись скита. 2008. С. 10). На этом лит. деятельность Л. приостановилась. Приняв решение избрать монашеский путь, Лев Александрович «вышел в отставку с чином капитана». 21 марта 1852 г. вступил в число послушников Оптиной пуст. (Там же. С. 212). В оптинском Иоанно-Предтеченском скиту Кавелин стал одним из ближайших учеников и помощников прп. Макария, под духовным руководством к-рого участвовал в трудах по переводу и изданию святоотеческих трудов. В записке старца Макария «о переводе книги святого Исаака Сирина» упоминалось, что по завершении работы над пояснениями к сложным для понимания местам текста слав. перевода прп. Паисия (Величковского) в подготовке к изданию участвовал и послушник Кавелин: «...прошедши всю книгу, паки поверили с отцом Иоанном Половцевым и Львом Александровичем Кавелиным» (Там же. С. 340). Сам Л. в рукописном библиографическом «Перечне» своих трудов свидетельствовал, что под рук. иеросхим. Макария занимался вместе с 3 «сотоварищами приготовлением к изданию в свет славянских переводов» прп. Паисия (Величковского), вместе с мон. Иувеналием (Половцевым) перевел на рус. язык кн. «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати» (М., 1852) и «Душеполезные поучения и послания» прп. аввы Дорофея Газского (М., 1856). Нек-рые исследователи (в т. ч. и И. Н. Корсунский в «Перечне», составленном для ж. «Библиографические записки») ошибочно включали в каталог трудов Л. все переводы, изданные до 1856 г. при Оптиной пуст. ( Иннокентий (Просвирнин). 1972. С. 229). Пребывание в Оптиной пуст. (1852-1857 и 1859-1863) сопровождалось изучением церковно-археологических древностей Калужской епархии. Л. составил каталог старопечатных и редких книг, хранящихся в церквах и б-ке Оптиной пуст. (1857). Одним из послушаний Л. было ведение скитской летописи, к-рое он выполнял в 1852-1857 и 1859-1860 гг.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Но знаем ли мы, послужит ли оное им пользою? Не видим ли детей, оставшихся с богатством, но глупому сыну не в помощь богатство - и оное только послужило им поводом к худой нравственности. Надобно пещися оставить детям добрый пример своей жизни и воспитать их в страхе Божием и в заповедях Его, это их главное богатство. Когда будем искать Царства Божия и правды Его, то сие здешнее и нужная вся нам приложатся (Мф. 6, 33). Вы скажете: нельзя этого сделать; нынче свет требует не этого, но другого! Хорошо; но вы родили детей для света ли только, а не для будущей жизни? Утешайте себя словом Божиим: аще мip вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18), а мудрование плотское - вражда на Бога: закону 6о Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7). Не желайте быть детям вашим от славных мира, но чтоб были добрые люди, покорные дети, а когда Бог устроит, - добрые супруги, нежные родители, попечительные о подвластных, любовные ко всем и к врагам снисходительные. ...Вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого христианина, но сие совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до влюбления врагов. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот, сохраняйте Православную веру и уставы Святой Церкви, поучайтесь в писаниях церковных пастырей и учителей и соображайте жизнь свою по их учениям. Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы... советую стараться сколько можно обращать внимание ваше на дела любви к ближним: в отношении к матушке вашей, супруге и детям, пещись о воспитании их в Православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним. Св. Апостол Павел, исчисляя разные виды добродетелей и подвигов самоотвержения, говорит: " аще сотворю сие и сие, любве же не имам, ни кая польза ми есть " . Советы преподобного Антония (Путилова) Многие живописцы изображают на иконах Христа, но редкие уловляют сходство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/139/...

Описываете свое жизненное неустроение и нерадение; прошу Вас не отчаиваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, но уповать на Бога, Той силен исправить стопы Ваша к деланию святых и животворящих Его заповедей. Старайтесь вкоренить в сердце племянника Вашего, Василия, страх Божий и исправлять его духом кротости, где и по строгости. Отчаяние – душевредно А что Вам бывает воображение, что мое недостоинство, когда сижу со своими собратиями, представляется Вам в виде Христа со Своими учениками апостолами, и ты от сего приходишь в чувство слез, и приходит отчаяние, что Вы лишены сего по разности пола; то, по-видимому, хотя бы и должно быть сие чувство полезным, но отчаяние опровергает, что сие от божественного: благодатное действие никогда во отчаяние никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир (Ср. Гал.5:22 ). Не отчаивайся, но возверзай грехи на милосердие Божее Удивляемся Вашему малодушию и сожалеем о Вас. Вы, прочтя показанные Вам главы, более отчаялись, что жизнь Ваша не согласна со Святым Писанием. Надобно о сем точно соболезновать, но с раскаянием и смирять себя, а не малодушествовать и раскаиваться, зачем шла в монастырь. Надобно благодарить Бога, что изволил из тьмы в свет привести. Что делать, если и неисправны, – не отчаиваться, а читать святых отец, хотя понемногу. Видя свою неисправность, все-таки зазришь себя; а не читав, не будешь себя зазирать и не будешь смиряться. То еще бы было хуже, когда б видела свои добродетели и мнила, что благоугождаешь Богу – это была бы явная погибель. Не следует придаваться отчаянию, а надо учиться терпению Увидел, что Вы, по малодушию своей высокопарной мысли, едва не опустились на дно пагубной отчаянности! Но Премилостивый Господь, за молитвы батюшки о. Макария и матушки Варвары, предохранил Вас; а чрез три или четыре дня, полагаю, может быть утешена скорбящая и малодушная душа, страданьями обремененная! И Вы теперь сами можете видеть из самого опыта, что Вами Премилостивый Господь по Своему неизреченному милосердию повелевает попечение о вас творить. – И Вы должны благонадежием утвердиться, а не в пагубное отчаяние вдаваться, поскольку, хотя по случаю Вашей отлучки в Софрониеву Пустынь и не мог как должно поспешить к Вашей любви написать письмо, но, ежели да не таковые случаи, смотрительно получившиеся, не будут нам попускаться, то от каковых случаев мы будем приобучаться душеназидательнейшему терпению. Итак, да научаемся и впредь располагаться к терпению и благохвалению Премилостивого Господа, невидимо окормляющего и охраняющего нашу немощную душу и тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Память о смерти научит внимать самому себе Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно. Нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета, – покаемся и живы будем душою вечно. Печаль Научитесь противостоять печали А теперь, по нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, ежели Вы употребите все Ваши силы, чтобы противостать печали Вашей, не имеющей ни малейшего основания. Ужели Милосердный и Правосудный Господь будет казнить живущую у Вас за Ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения, от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из нас осмелится равняться с Богоотцом и подумать, что он, подобно Давиду, столь редко впадает в прегрешения, что за первый его грех будет непременно поражен не он, а его ближний – тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас, окаянных, яко от Давида, потребовало возмездие, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись бы от обличения Господня? – Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует, и Своею кровию оживляет всегда, когда мы к Нему прибегаем. Перестаньте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой волос главы нашей не погибнет ( Деян.27:34 ). Печаль Ваша непременно заслужит наказания – и не на другом ближнем нашем, а на Вас самой оно явится, если сие продолжать будете во утешение врага. Возверзим печаль на Господа Но мы, матушка, да возверзим всю нашу печаль на Господа, и Той попечется о нас к благоспешеству. И св. Исаак пишет в 50 слове: «Аще веруеши, яко Бог промышление о тебе творит, что печалуеши и печешися о привременных плоти твоея потребах. Аще же не веруеши, яко промышление о тебе творит Бог, сего ради печешися, кроме Его, о потребе твоей окаяннейшей, еси всяк человек. А почто и живеши и жити имаши, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает и не убоишися страха, нашедша на тя». Да усмотрим из писаний святых и духоносных мужей, заповедавших нам совершенно предаться в Промысл и волю Всемогущего Бога, Который, яко паче чадолюбивейший Отец, печется о нас и в душевных, и телесных нуждах. Питание

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

По указу от 29 мая 1809 г. награжден набедренником. Во время Отечественной войны 1812 г. передал на нужды ополчения 300 р. серебром и серебряный лом на 300 р. В 1816 и в февр. 1817 г. по должности благочинного посещал Валаам, последняя поездка состоялась по благословению С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) . И. должен был прояснить суть нестроений, связанных с жалобой игум. Иннокентия (Моруева) на старцев прп. Феодора (Ползикова) и иером. прп. Леонида (Льва) (Наголкина) . Разбирательство с помощью опросов старцев и братии привело И. к убеждению в глубине веры подвижников и их непричастности к к.-л. ересям, что он и изложил в донесении. Возможно, с этого времени началось более тесное общение И. с обер-прокурором Синода, и. о. министра народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , к-рый по тому же делу прислал на Валаам своего доверенного А. Н. Никольского. Др. высокопоставленный чиновник, обер-прокурор кн. П. С. Мещерский, в 1818 и 1821 гг. посещал Коневской монастырь и причащался на 1-й неделе Великого поста. С 26 по 29 июля 1819 г. И. принимал в монастыре митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . Трудами И. в 1821 г. была сооружена часовня на С.-Петербургском подворье мон-ря. Участок на Загородном проспекте 28 февр. 1820 г. пожертвовали с.-петербургские купцы в память о чудесах, происшедших от Коневской иконы в С.-Петербурге. Перед открытием часовни 17 авг. 1821 г. в Зимнем дворце И. беседовал с имп. Александром I, который поблагодарил его «за устроение монастыря и введенный порядок». При И. увеличилась братия монастыря (почти до 80 чел.). По его ходатайству еще 25 окт. 1816 г. имп. Александр I утвердил определение Синода о прибавке 6 монашествующих к монастырскому штату. По образцу Валаамского мон-ря сложились 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынножительство. И. составил правила иноческой жизни и «Устав общежительного мон-ря, уставоположение для скита Коневского и устав Коневским уединенным пустынникам», к-рый стал образцовым и был принят Синодом для общежительных мон-рей. «Строить каменные стены, питать и одевать братию, хотя занимательно и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякой добродетели, созидать братские души»,- писал И. (Краткие записки для себя… Л. 16 об.). С 1817 г. И. ходатайствовал о возведении Коневского мон-ря в 3-й класс с игуменским управлением, однако соответствующее решение было принято только в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Позвольте вашей любви напомнить, что когда мы при прощании вздумали вас в напутие благословить синичкою, и вы, прелюбезнейшая, изволили нам просто и откровенно сказать, что хотя я и возьму, но знаю свой нрав, что покойна не буду. На сие извольте долготерпеливо выслушать. Какое же наше с тобою согласие и обетсво будет, ежели мы будем тяготиться вашим, а вы малозначащим нашим – сие разногласие может происходить от непознания и самосмышления. Мы вас со дерзновением утвердительно вразумляем и уверяем, что вы не иначе изволите себя считать, яко в совершенном сообществе с нами, но мы телами разлучены за различие естеств: вы – женского полу, а мы – мужского, и потому в одном монастыре мы с вами несовместимы, и то за немощь нашу; но произволением, и мудрованием, и духом в совершенном союзе можем пребывать. Вы вспомните, как в первенствующей церкви во времена св. апостолов православные христиане в обществе со апостолами жили: «Народу же веровавшему бе сердце и душа едина: и не един же что от имений своих глаголаше себе быти, но бяху им вся обща. И велию силою воздаяху свидетельство апостолы воскресению Господа Иисуса Христа; благодать же бе велия на всех их. Не бяше бо из них, но един в них» ( Деян. 4:32–34 ). И св. апостол Павел к Филипписиям, глава IV, стих 15: «Весте же и вы, филиписиане, яко вначале благовествования, егда изыдох от Македонии, ни едина ми церковь общевася в слово даяния и приятия, точию вы едини, яко и в Солунь и единою и дващи в требование мое посласте ми» ( Флп.4:15–16 ). Вы рассудите силу даяния и приятия; да еще, хотя мы и от неограниченной гордости нашей считаем себя старшими, да и вы писали некогда, что к послушанию законному и свидетельствованному готовы. Но почему мы так скоро забываемся? Писано есть, что «меньший от большего без прекословия благословляется» ( Евр. 7:7 ). От чего видно, хотя вы любовь к Богу и ближнему отчасти стяжали, но преблаженного послушания, и отсечения своей воли, и облегчения своего легкости течения, и пользы вкуса не постигли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Старец имел истинно евангельскую любовь к ближним. Ради этой любви он терпел большие скорби. Послушников своих называл как чадолюбивый отец «деточками», для него все были равны, для всех у него было одинаковое, без особых пристрастий, отношение. Даже родную сестру свою, пришедшую в Оптину, он встретил наравне с другими паломниками, не оказав ей никакого предпочтения. К обращавшимся к нему он имел разумную строгость. «Если спрашивать меня, – говорил он, – так и слушать, а если не слушать, так и не ходить ко мне!» Обладая великим смирением, он называл себя «многогрешным мнимым старцем», «ничтожеством», «непотребнейшим иеромонахом Леонидом», что не было простым смиреннословием, словесными фигурами. Письма свои он не подписывал одним своим именем. При отце Феодоре он рядом ставил имя старца Феодора; по смерти его – имя отца Антиоха, ученика своего (хотя он совсем не участвовал в написании письма), или так: «Иеромонах Леонид с приверженною братиею». Отца Леонида никто не видел в раздражении, гневе, унынии. Но он при случае смело исповедовал свои убеждения, не боясь никаких гонений. Отец Феодор называл его «смиренным львом». Он имел дар прозорливости. Через его учеников известно, что он читал в душе каждого из них, иногда обличая их в невысказанных помыслах, напоминал забытые или скрытые исповедующимся грехи, прибавляя: «А этого-то что же не говоришь?». Был у старца и дар исцелений: он лечил так называемой горькой водой (которая после его кончины перестала помогать больным). Иных посылал к мощам святителя Митрофана Воронежского (после 1832 года) и помазывал больных и бесноватых елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келии перед Владимирской иконой Богоматери, которой благословил его старец Феодор (а того в свое время преподобный Паисий). Даже давал этот елей пить. «Было очень много поразительных случаев исцелений», – как говорится в житии старца 99 . Один из его учеников спросил: «Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?». Старец отвечал: «Живи попроще – Бог и тебя не оставит». Потом прибавлял: «Леонид всегда был последним в обителях; никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь , а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом усталого и без ужина посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010