мон. Лазарь (Афанасьев) Содержание Пролог Глава 1. «Один ее вид умилял сердца» Глава 2. Дом Пресвятой Богородицы Глава 3. Первые настоятели Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Глава 5. Построение Предтечева скита Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Глава 7. О русском старчестве Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Глава 9. Труды и дни старца Леонида (Наголкина, в схиме Льва) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Глава 11. Монахи-подвижники. Старец Макарий Глава 12. Сотрудники старца Макария по изданию святоотеческих книг Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв Глава 14. Кончина старцев Макария и Моисея. Настоятель обители архимандрит Исаакий (Антимонов). Из Оптинского некрополя Глава 15. Старец Иларион (Пономарёв). Монахи Флавиан, Карп, Климент, Феодосий, Агапит Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Глава 17. Толстой, Достоевский и Леонтьев в Оптиной. Некрополь 1880-х годов Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни Глава 19. Духовные дарования старца Амвросия Глава 20. Благодатный наставник Глава 21. Создание Шамординского монастыря. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) – автор книг об Оптинских старцах. Некрополь 1890-х годов Глава 22. Старцы Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин) Глава 23. Старец Варсонофий (Плиханков) Глава 24. Инок Павел как летописец обители Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Глава 26. Старец Варсонофий в Маньчжурии. Епископ Трифон (Туркестанов) в скиту Оптиной пустыни Глава 27. Старец Варсонофий – скитоначальник. Сергей Нилус. Монах-художник отец Даниил (Болотов). Иван и Николай Беляевы Глава 28. Духоносное слово старца Варсонофия Глава 29. Оптинская смута. Схима отца Варсонофия. Смерть Толстого – отец Варсонофий на станции Астапово Глава 30. Кончина старца Иосифа Глава 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монах Лазарь (Афанасьев) Наставник и чудотворец. Жизнь иеросхимонаха Нектария, преподобного старца оптинского (подвижники благочестия XX века) Источник Скачать epub pdf Предисловие Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание – человека! В данном случае я имею в виду монахов – старцев- наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди – прозорливцы и чудотворцы – являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Него, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них – в своей мере – повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, – например, в Оптиной пустыни в XIX – начале XX века. Здесь, как свеча от свечи, – друг от друга – возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых – ведение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью. В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева) . О них много написано – есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы. Все они прославлены нашей Церковью во святых Божиих. Надо сказать, что, конечно, никто из писавших о них не выразил их жизни и деятельности во всей глубине, – это в принципе невозможно. Тем не менее много полезного почерпаем мы в описании их духовной деятельности. В их жизни все поучительно: каждое слово и каждый их поступок. Дерзнул и я составить книгу об одном из Оптинских старцев – о преподобном Нектарии. Я старался дать здесь как можно более документальных свидетельств, поэтому книга так густо цитатна. Это не первое мое обращение к оптинским темам. Об Оптинских старцах я писал в книгах «Житие схиархимандрита Варсонофий» (1995); «Преподобный Антоний, старец Оптинский» (2003); «По образу древних» (2004); «Житница Жизни» (2005); «Оптинские были» (2008); «Ангел на башне» (2010); «Древо чудоточное» (2011).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 6. Подвиг старчества Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни знаменит своими преподобными старцами. Череда этих духоносных мужей протянулась от первого из них – иеросхимонаха Льва (Наголкина) – на сто лет вперед. Ими направлялась вся жизнь Оптиной и Скита, и не только духовная. К ним обращались с откровением помыслов и со всяким вопросом не только рядовые монахи, но и начальствующие, в том числе и настоятели. За редкими исключениями старцы жили в Скиту. Ради них в это тихое место устремлялись жаждущие духовного исцеления люди со всех концов Святой Руси. Старцы основывали монастыри, и иногда один скитский старец был духовным отцом и наставником нескольких окружных обителей, в особенности женских. Скитские старцы не только давали разумные советы – они чаще всего определяли для человека весь его будущий жизненный путь, непременно долженствовавший совпасть с путем вечного спасения. Мало того, они имели и сверхъестественные дары от Господа, дары апостольские: прозрение будущего, исцеление душевных и даже телесных недугов. Нередко они, не спрашивая о том наперед, называли незнакомого человека по имени, напоминали забытые ими грехи, иногда относящиеся к далеким временам детства… Люди чувствовали их внутреннее смирение, их самоотверженность при великой любви к ближним, кто бы это ни был – крестьянин, купец, сановник, простая работница или барыня. У людей после общения с Оптинскими старцами возникали часто неведомые им до того чувства – любви к Богу, к молитве, к храму, к ближнему, ненависть ко греху… Так и хочется сказать, что не было на земле должности важнее старческой. Старчество возникло вместе с христианством. «Этот, основанный на евангельском, апостольском и святоотеческом учении образ монашеского жития, – писал один из насельников Скита, иеромонах Климент (Зедергольм), в Житии старца Леонида, – в наше время пришел в такое забвение, что считаем не лишним сказать здесь о нем несколько слов». Так как в наше время в России старчество весьма редкое явление, то прислушаемся к объяснениям отца Климента.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Старец Портрет Изречение Краткое житие Иеросхимонах Лев (Наголкин) , 1768–1841. Дни памяти: 11/24 октября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь». Основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему. Иеросхимонах Макарий (Иванов) , 1788–1860. Дни памяти: 7/20 сентября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет». Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. С именем старца связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Со старцем встречался писатель Н.В. Гоголь. Схиархимандрит Моисей (Путилов), 1782–1862. Дни памяти: 16/29 июня (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей) «Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Скачать epub pdf Преподобный Лев (1768 – 11/24 октября 1841) Первый оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) вступил в число братии Оптиной пустыни в 1797г. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. В 1804 г. преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. В то же время он встречает ученика старца Паисия (Величковского) схимонаха Феодора, который обучает ею высшим степеням духовной жизни. В 1829 г. иеромонах Леонид с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь, настоятель которой, прп. Моисей, поручил ему окормление братии и богомольцев. Старчество иеросхимонаха Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Простой люд говорил о нем: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые». Указание пути ко спасению Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны нам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастися. Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия... Уверен, что крест ваш... тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и о сем после раскаиваетесь и к благодарению преклоняетесь; не ведая судеб Божиих, устраивающих вся вам на пользу, должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верою и надеждою. Ежели бы Бог вас не любил, не послал вам такого креста – болезни и сострадание... Старайся хранить свои чувства, а особливо зрение, и продолжай свое безропотное находящих неприятностей терпение со благодарением, и когда с помощию Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей молиться по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов и любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Глава 1. Рождение и мирская жизнь Льва Даниловича Наголкина, впоследствии старца Леонида. – Его поступление в Козельскую Оптину Пустынь, переход в Белобережскую пустынь, временное пребывание в Чолнском монастыре и переход на Валаам Приснопамятный Оптинский Старец, иеромонах Леонид, в схиме Лев, родился в 1768 г. в городе Карачеве, Орловской губернии, и в святом крещении наречен был Львом. Родители его были простые граждане карачевские, мещанского сословия, по фамилии Наголкины. Имя отца было Даниил. Более о родителях старца о. Леонида ничего неизвестно. Можно только с достоверностью полагать, что они были люди разумные и благочестивые. К сему заключению приводят разумность и благочестие их молодого сына Льва. Как впоследствии и сам старец о. Леонид, по поводу наследственности добродетелей или пороков от родителей к детям, выражался так: «Яблоко от яблони далеко не укатится». При таких душевных качествах родители старца о. Леонида были, как видно, бедные. На эту мысль наводит то обстоятельство, что сын их, молодой Лев, достигнув зрелого возраста, несмотря на свои умственные и нравственные способности, не имел возможности оставаться дома и заниматься хозяйственными делами, а вынужден был поступить на жалованье в приказчики к одному купцу г. Волхова Орловской губ., по фамилии Сокольников, торговавшему пенькой и конопляным маслом, дом которого стоял на Одерской площади. В те, впрочем, давние былые времена в Волхове, кажется, едва ли еще употреблялось название «приказчик», а просто называли «работник» или «малый». Редко кому-либо из болховских приказчиков приходилось разъезжать по разным сторонам России. Кожевники бывали иногда в Харькове и по другим украинским ярмаркам, а торговавшие пенькой дальше своего уезда не ездили. Накупив по разным селам и деревням достаточное количество пеньки и масла, они сбывали все это белевским купцам, которые имели дело с Петербургом. Но Лев был малый расторопный и сметливый, честный и верный. По примеру некоторых смельчаков, он и сам сбывал свой товар непосредственно тогдашним петербургским купцам. Сбыт этот производился в г. Сухиничах Калужской губернии. И хозяин вполне доверял честному своему малому сухиническое дело. Почему и приходилось сему последнему, в продолжение зимы, бывать в Сухиничах по несколько раз. Впоследствии, при воспоминании о сем, старец о. Леонид приговаривал; «Плохинская дорога из Болхова в Сухиничи мне так была знакома, как с печки на лавку» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Уважайте церковнославянский язык Принципиальным средством для популяризации церковнославянского языка и поддержания его авторитетного статуса служит грамотное научно-практическое освоение. В этом направлении делается немало ценного и важного. В силу многих причин в конце XX века специалисты и не-специалисты заново знакомились с богослужебным языком. И следует признать, что эта первичная «приглядка» несколько затянулась. Пришла пора серьезного, фундаментального изучения церковнославянского языка – с возможно широким использованием новейших достижений в лингвистике и методике. Однако некоторым авторам такая очевидность, судя по всему, не приходит в голову. Они работают по старинке, по инерции: мол, все равно никто ничего толком не знает – и так сойдет. Вдумчивому, строгому, научному исследованию предпочитается топорный, приблизительный, небрежный разбор фактов. А сейчас это можно простить разве что ученикам начальной воскресной школы. Разумеется, все продукты, выходящие из человеческих рук, далеки от идеального совершенства. Тем не менее насаждение нелепых ошибок в трудах, претендующих на научность и дидактичность, недопустимо, поскольку дискредитируется не только автор, но и ни в чем не повинный объект его внимания: в данном случае – богослужебный язык. Тех, кто знаком хотя бы с самым элементарным учебником по церковнославянскому языку, должна просто возмутить и обидеть статья В. В. Кашириной «Церковнославянизмы в письмах преподобного оптинского старца Льва (Наголкина): характер употребления и типология» . Название – емкое и многообещающее. Но содержанию оно нисколько не соответствует. О «характере употребления» не сказано ничего: каковы же все-таки функции церковнославянизмов в письмах старца Льва, как оценивается коммуникативная уместность, каким образом выстраивается вербальная стратегия, какой характер приобретает в конце концов рассматриваемый идеостиль и т. д. и т. п. Типология церковнославянизмов в статье есть. Но она поспешно сшита на живую нитку, построена на примитивных структурно-формальных основаниях и ошеломляет катастрофическим количеством ошибок. Кроме того, не исключено, что полный перечень (даже и с погрешностями) не приведен.

http://pravoslavie.ru/68.html

Скачать epub pdf Буква И Игумения При выборе игумении следует полагаться на волю архипастыря О выборе же игуменьи, когда паче чаяния случится, то смотри, препочтеннейшая мати, никого не выбирай, не употребляй своей воли, хотя тебе предвиделась достойна и при дарованиях – но полагайся на волю архипастыря. А если хотя малейшую употребишь, то искушения не избежишь. Это мы и прочие довольно на опыте видели: кто кого изберет, та первой будет пить чашу искушения от притеснений. А если паче чаяния самою Вас избирать будут, то всячески старайся отрицатися от сего великого ига – когда же убедят по принуждению, то Всемогущий Господь всесилен спомоществовать нести неудобоносимое бремя. А когда кто примет хотя бы малейшее желание и усладится оным любоначалием, тому помощи Божией мало бывает – посмотри 4-й части Добротолюбия святого Никиты Стефата 2-й сотницы, 58-ю главу, которая о сем достойно показывает, – и довольно будет тебе в предосторожность. Искушение Искушения, посылаемые от Бога – полезны Вы пишите о приходящем Вам рассуждении, что люди чрез несчастия делаются мудрыми, – истинно так: искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны; из оных мы познаем свою немощь, и можем судить здраво и о ближних, и видим сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оные отъемлются, упадаем духом. Искушение попустилось от злокозненного врага, потому что открывала не все помыслы Желаем о Господе радоваться и просим Вас не унывать и не удивляться, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих немощей, дабы мы не мудрствовали и не думали нечто о себе, но смиряли бы и отдавали бы себя под крепкую руку Божию, и потщались исповедовать свои помыслы. Во искушении требуется терпение, признание своих грехов и самоукорение Евдокии Петровне Домогацкой скажите, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, чтобы Бог презрел и умиротворил враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонение и скорби. Всякое искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Скачать epub pdf Буква О Обида Перенесение обид от начальства Когда Вы уже так слабы и не можете равнодушно от ярости переносить все обиды от начальства, то, сознав свою немощь, о сем умолчи и предоставь их Промыслу Всемогущего Господа, Который лучше нас с тобою попечется о них. Мужайся, и да крепится сердце твое во благодати Господней,– и Господь Вас утешит! Осуждение Берегитесь зазирать и осуждать ближних Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других Вы ответа не дадите, а за себя. Да простит же Господь грехи Ваши и исцелит немощи душевные и телесные. Откровение (помыслов) Невидимо, через откровение помыслов, укрепляется ум и чувства Слава Премилостивому Господу, что хотя и попустил и наказуя наказал любимейшую мою дочь Марию Яковлевну, но смерти, то есть грехов не попустил, но невидимо, чрез откровение помыслов, укрепил ее ум и чувства и по буре даровал тишину и спокойствие духа, – сие на пребудущее время послужит вам обоим к осторожности, и за терпение неминуемо мзда дастся, и Господь ей да поможет во всем, и да вразумит ее, и да просветит в познании душе назидательности. Матери, которую изберете себе в наставницы, не стыдитесь открывать ран своих. О принятии сестры на откровение Ежели Премилосердый Господь дарует Вашему сердцу таковое мужество к понесению ее немощей душевных и телесных, на сие мы воспрещать тоже не имеем: ежели Премилосердому Господу будет угодно и вам обоим на пользу и на созидание, то даст ей искреннейшую веру к откровению помыслов и деяний, а Вам преподаст дух мужества к понесению ее немощей. Но о сем просим тебя ей не объяснять, но ожидать от нее должного усердия, и тогда, как Вашему сердцу Бог возвестит, то и употребляйте с ней. Крайне малодушна и легкомысленна, она более нужды в Вас имеет для поддержки. Что Вы хотя отчасти ее принимаете и утешаете, за это тебе Сам Господь составит. Выше сил не требуется, и того ради Вас не принуждаем к принятию ее, так и ее не привлекаем к Вашей святыне, чтоб предалась; по этой части есть в сердцах благомыслящих некое таинство, извещающее тайно, к кому веру иметь и открывать свои немощи. Когда б сего не было от Бога дано, то пребедственное было бы наше состояние. Откровение помыслов посрамляет вражие недуги

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010