Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих. Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог Всеведец - совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли. Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати. Когда не имеете спокойствия - знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Советы преподобного Моисея (Путилова) Если кому когда милование какое-нибудь сделаете - за то помилованы будете. Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) - с мученики счисляетесь. Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь. Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь. Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: " Не таится бо от Него, - говорит св. Симеон, - капля слезная, ниже капли часть некая " . А св. Златоуст глаголет: " Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения " . Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милостыни или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/139/...

Скачать epub pdf Буква Г Гнев Гнев помрачает ум, ожесточает сердце и есть признак гордыни Вы описываете некоторые свои домашние случаи, сознаете себе, что чрез оные бывают Вам смущения и Вы никак не можете себя удержать от строптивого обращения с семейством, о чем немало соболезнуете. Что касается до порядка по дому и нравственности, то Вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и, где что худо, стараться исправлять советами. По совету св. апостола: «Настой... обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» ( 2Тим.4:2 ). Когда же сами подвигнитесь на ярость, то это значит, что и Вы работаете страстям, от сего смиритесь, познайте свою немощь, и в мыслях к ближним снисходите, и сколько можно старайтесь удержать себя от гнева – оный помрачает ум, ожесточает сердце, и есть явный знак гордыни. Ежели помалу будете себя удерживать от оного, то при помощи Божией он ослабеет, а Вы будете мирнее. «Да не зайдет солнце во гневе вашем» (Еф.4:26) «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут» ( Мф.5:7 ). – Как же ты можешь надеяться милости, когда сам не творишь оной, и в замен еще потчуешь тычками – сколько бед случилось от одного тычка. Писано есть: «Гневаясь на брата своего всуе, человекоубийца есть» ( 1Ин.3:15 ). Потащили самого в полицию; ты купишь честь свою деньгами, – стыдно, брат, и грех так поступать. Гораздо лучше помириться и сказать «виноват» тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: «Да не зайдет солнце во гневе вашем» ( Еф.4:26 ). – Скорее мирись с тем, кого обидел. Гораздо будет лучше, и он сам возьмет просьбу свою назад, и расходу будет меньше, а чести больше, и душе облегчение. Гордость Отвращайтесь от помыслов превозношения Немирство же происходит от прекословия и происходящих споров. Старайтесь всевозможно избегать их, а более себя смирять, укорять, на сие Бог призрит, дарует спокойствие при малых делах ваших и при всех немощах. Когда в оных приносите покаяние и себе зазираете, приняты будете Богом лучше, нежели великие труды и подвиги понесшие с высокоумием и мнением о себе. – Гордостные помыслы отвергайте, помните слово Божие: «Аще и вся повеленная сотворите глаголите, яко рабы неключими есмы; еже должни быхом сотворити, сотворихом». Мы еще и много преступаем повеленного нам; конечно, враг не престает приносить помыслы высокоумия, дабы осквернить наши дела, но мы должны отвращаться и памятовать, что мы делаем не своею силою, а Божиею помощию. Когда же похвалимся, то лишаемся помощи Божией и познаем нашу немощь. Скорби попускаются из-за гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Александр; † 10.10.1880), иеросхим. Род. в крестьянской семье, в детстве служил батраком у скотопромышленников. С юных лет стремился к монашеству, пришел в Оптину пуст. , где был принят игум. прп. Моисеем (Путиловым) в число братии и определен в монастырскую поварню. Через неделю Александра взял в келейники прп. Лев (Леонид) (Наголкин) , к-рому было видение прп. Александра Свирского , небесного покровителя юноши. Александр служил поваром и кучером, нек-рое время жил под духовным началом прп. Льва вместе с прп. Макарием (Ивановым) . Совершил много паломнических поездок - на Афон, в Палестину, пешком дошел до Валаама, посетил Александров Свирский и мн. др. мон-ри. В Киеве принял постриг и поступил в Киево-Печерскую лавру . Рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, был назначен старшим лаврским духовником. Будучи еще нестарым человеком, по настоянию наместника лавры о. Лаврентия принял схиму с именем Антоний. А. К.-П. присутствовал на всех службах в Великой ц. лавры, нередко совершая богослужения наряду с др. иеромонахами. В любое время дня и ночи старец принимал желающих исповедаться, он имел огромное количество духовных детей, в т. ч. на Афоне и в Палестине, с к-рыми поддерживал переписку. Принимал участие в судьбе инокинь Дивеевского Серафимова мон-ря во главе с бывш. игуменией обители Евпраксией (Замятовой), удаленных из мон-ря в марте 1862 г. в связи со смутой в обители, и опекал впосл. созданный ими нижегородский Серафимо-Понетаевский мон-рь . Обладал даром прозорливости. Скончался от воспаления легких. Отпевание А. К.-П. было совершено настоятелем лавры архим. Иларионом с 6 игуменами и 8 иеромонахами при большом стечении народа. Погребен на лаврском кладбище в Спасо-Преображенском скиту под Киевом. Соч.: Посмертные записки иеросхим. Киево-Печерской лавры о. Антония. М., 1881. Лит.: Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской Лавры иеросхим. Антонии. Б. м., 1881; ЖПодв. Октябрь. С. 293-316.

http://pravenc.ru/text/116072.html

Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова) Монах Лазарь (Афанасьев) Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова)/Авт.-сост. монах Лазарь (Афанасьев). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 160 с.: ил. (Серия «Подвижники благочестия XX века»). Монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) — член Союза писателей России с 1971 года. Он автор многих книг — стихов, прозы, литературоведческих и исторических, сочинений духовного характера; среди них десять книг об Оптиной пустыни. Особое его направление — рассказы, стихи и сказки для отроков (всё в православном духе). В книге о преподобном Оптинском старце Нектарии (Тихонове) отдано предпочтение документам. Вместе с авторским текстом они рельефно воссоздают образ великого прозорливца и молитвенника. В тексте сохранены отдельные особенности написания, предложенные автором. ПРЕДИСЛОВИЕ Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание – человека! В данном случае я имею в виду монахов – старцев-наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди — прозорливцы и чудотворцы — являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Него, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них — в своей мере — повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, — например, в Оптиной пустыни в XIX — начале XX века. Здесь, как свеча от свечи, — друг от друга — возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых — видение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью. В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева). О них много написано — есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы.

http://pravoslavie.ru/61041.html

Преподобный Амвросий ( Александр Михайлович Гренков) родился в селе Большая Липовца Тамбовской губернии, в семье пономаря. В 12 лет он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек. В 1830 г. поступил в Тамбовскую семинарию, где стал настоящей душой юношеского общества. В 1835 г. Александр опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве. В 1836 г. Александр закончил семинарию. Четыре года он откладывал исполнение обета, занимаясь преподаванием, пока известный затворник старец Иларион не сказал ему: “Иди в Оптину! Ты в Оптиной нужен!”. 8 октября 1839 г. Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь. Он стал келейником старца Льва (Наголкина) . Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту, летом 1841 г. был пострижен в рясофор, в 1842 г. – в мантию. В 1843 г. его рукоположили во иеродиакона. 7 декабря на пути в Калугу отец Амвросий простудился и тяжело захворал. Так началась беспрерывная цепь его недугов. 9 декабря 1845 г. он рукоположен во иеромонаха, но из-за болезни почти не может служить. В период жестокой болезни 1846–48 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени. Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой – духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же он разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов. После смерти старца Макария (1860 г.), отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников. В 1862, 1868, 1869, 1871 гг. отец Амвросий переносит ряд тяжелых болезней. Но и в это время он занимается духовным окормлением сотен приходящих к нему, ведет широкую благотворительную деятельность. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудоворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов. Неподалеку от Оптиной, в Шамордино трудами Преподобного была устроена женская Казанская Горская обитель, расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. В Шамордино старец провел свои последние дни и отошел ко Господу. Преподобный был погребен в стенах Оптиной пустыни при огромном стечении народа (ныне его мощи почивают в Свято-Введенском соборе обители). Сразу же после кончины Преподобного начались его многочисленные посмертные чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Буква В Венчание О благоговейном предуготовлении к Таинству Венчания Известно мне, что племянница господина Петра Павловича Смирнова желает по согласию родных ее вступить в законное супружество с благочестивым христианином, который прежде нежели приступит к сему таинству, располагает приуготовить себя к таинствам чрез исповедь и причастие Пречистого Тела Господня, почему и ей советую исполнить это же благочестивое приуготовление. Сохраним их в супружестве благополучными и исходатайствуем на них Божие благословение. А Вас прошу приложить о сем старание и ободрить ее, дабы не внимала тому, нежели что будут против сего люди говорить, но, повинуясь церкви, тайно исполнила бы, призвав в дом священника. Вера Каждому по вере даруется А что Вам Господь невидимо даровал на самом опыте познать, что каждому по мере веры даруется и облегчение совести, и отрада души, – воистину сие так! Вера, надежда и любовь – великие и главнейшие добродетели Хотя и непотребен во всем, молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, которые суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, – сии три добродетели все равно нужны вам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастись. Внешнее делание Телесные подвиги без смирения не приносят пользы Одно внешнее делание и телесные подвиги не ведут инока к преуспеянию, особенно если они, являемые человекам, влекут его к тщеславию и гордости и ко всем последствиям этих страстей, – к ожесточению, осуждению и отчаянию, и что без внутреннего, смиренного, неявляемого делания молитвы и без совершенной невменяемости нельзя смягчиться, смириться и повеселеть детскою Евангельскою радостию. Воля Что значит «отвержется себе»? (Лк.14:27) В письме к бедной сестре Ефросинии помещу от Евангелия для опровержения начатой ею жизни, ни с чем не сообразной: «Аще кто не отвержется себе и не возьмет креста своего и всего имения, и сродников и в след меня не пойдет, не может быти мой ученик» ( Лк.14:27 ). Что значит – «отвержется себе»? О сем святые толкуют явственно, – что оставить волю свою и все хотение свое и предаться в тризну послушания, – вот и выполнение спасительной заповеди. Невозможно без своего преклонения делать доброе

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Скачать epub pdf Буква К Келия Совет о размере келии А насчет Александры Григорьевны, мы, недостойные, с Вашим советом наиболее согласуемся: поменьше келья ей гораздо полезнее, и скромнее, и по всем частям покойнее. А в большую келию поместят по времени к ней новопришедших сестер, из коих не поредку бывают крамольных нравов и характеров, и будут поблизу крамолиться и беспокоить. И ради сих предусмотрительных мнений, по ее немощам и слабости здоровья осмотренная ими с Прасковьей Ивановной малого сорта келия для Александры Григорьевны способней и выгодней. Но с каким намерением мать игумения наваливает ей таковую большую келию, мы о сем недоумеваем, но не знаем ни тамошнего монастыря, ни места, ни внутренних дел и порядка. Но впрочем, Вы можете ей написать вместе с Прасковиею Ивановною или от одной себя только: «Александра Григорьевна, Вам довольно известна моя к Вам преданность и благорасположение. Но притом и то помните, что я обязана союзом супружеством и Вы знаете, как о Вас предполагает Петр Васильевич, и он твердо помнит, что у Вас есть келья готовая в Тифине монастыре, в которою Вас мать игумения со объятием рук жаждет воприять, итак, ежели Вы хотите поместить себе в ту келию, которою Вы осматривали с благоприятельницею Прасковию Ивановною, которая по Вашему положению дел должна быть выгодною – то я с удовольствием буду стараться; а о большой, о которой Вы пишите, то не собираю духу отважиться без согласия Петра Васильевича». Вещи Вы заблаговременно продавайте, потому что уже непременно ей нужно хотя и за малою келью послать; а что Петр Васильевич сомневается в ее постоянстве, то кажется о сем и думать не должно, потому что одно слабое ее положение необходимо вынуждает ее быть в монастырской покойной келии. Когда будете писать к ней, советуйте ей держаться умеренности и скромности. Совет о принятии сестры в келию Часть келии продать можно по твоей нужде, но смотри, чтобы по духу была сестра и не от сопротивных. Кажется, эта, о коей ты пишешь, совсем с другой стороны, может быть, и другая найдется. О принятии сестер и братьев в келию

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Скачать epub pdf Буква Т Терпение Дом души – терпение Вы пишете и сознаетесь, что вынуждены терпеть не токмо от единоутробной, но и от прислужниц. Хотя сии приключения, по-видимости, и выше Ваших сил, но только вспомни и то, что наша с тобою обязанность, призывая Всемогущего Господа, сие претерпевать и приобретать смирение, и сохранять, яко некое имение. О сем явственно пишет преподобный Илия Екдик в 62 главе: «Дом убо души есть терпение, обдержится бо в нем. Имение же – смирение, питается бо тем». И потому, чтобы от кого не попускалось прекословий или неправильных словооправданий, терпеливостию да пропускаем и примером своего благодушия да поучаем. «Обличи силою добродетелей твоих устен сопротивно учащих тебе, а не известословием словес твоих, но кротостию и тихостию твоих устен умолкнути сотвори, непокоривых бесстудие обличи благородием жития твоего и чувств бесстудных удержанием очию твоею». С Божиею помощию да положимся, сколько возможно, потерпеть и со благодарением и благохвалением просить Премилосердого и Всемогущего Господа, дабы Господь всесильною десницею даровал Вам терпение переносить все неприятности. А кроме сих средств, избавиться невозможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу душам. Я помню, что о сем в прошлом году в письме писал. А когда восхощешь, во утешение себе прочти главу 12-ю ко Евреям и обрящешь немалую отраду стесненной скорбьми своей душе. Да еще Вас прошу и молю, яко сестру послушную, прочитать от соборного послания св. апостола Иакова главу 1-ю, и, прочитавши, Господь Вам невидимо подаст чувство отрады плода послушания и образует Вашу душу внутренним утешением. И тогда с радостью от 33-го псалма устами и сердцем возглаголешь: «Сей ниший воззва,– и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает нань. Мнози скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их; ни едина от них сокрушится» ( Пс.33:7–9, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

(Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810 г., г. Козельск Калужской губ.- 9.02.1878, Гефсиманский скит), иеросхим., затворник. Родители А. Г., из казаков, были благочестивыми людьми, мечтавшими, чтобы их сын стал монахом. Семья была небогатой, и юноше пришлось работать в питейном заведении, к-рое содержал его дядя, где, как вспоминал впосл. А. Г., он «пустился во вся злая». Затем последовала служба поверенным, женитьба, рождение сына. Спустя 4 года А. Г. овдовел, после чего жил в миру еще 2 года, затем окончательно решил уйти в мон-рь. В 1838 г. был принят в число братии Оптиной пуст. под руководство старца иеросхим. Льва (Наголкина), удержавшего его от намерения юродствовать. В течение 3 лет А. Г. нес послушание на кухне, затем был произведен в пономари. В 1843 г. перешел в Черноостровский мон-рь свт. Николая в г. Малоярославце Калужской губ., где прожил более 5 лет и был пострижен в монашество с именем Агапит. В 1849 г. Агапит, видя нерасположение к нему братии мон-ря, подал прошение о переходе в харьковский архиерейский дом, куда и был принят. Там он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и назначен экономом. Эта должность оказалась слишком суетной для Агапита, стремившегося к уединенной жизни. Через 2 года он подал прошение об отпуске на богомолье и отправился в недавно созданный близ ТСЛ Гефсиманский скит , куда и поступил вскоре вместе со своим отцом по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Там Агапит построил на свои средства келью на пчельнике, по примеру затворника Задонского Георгия (Машурина), чтобы проводить жизнь в подвиге безмолвия. Митр. Филарет не сразу благословил Агапита вступить в совершенное безмолвие, и нек-рое время он продолжал священнослужение. В 1858 г. вместе с неск. старцами он переселился в глубь леса, за 5 верст от скита, где они построили часовню и кельи. Через нек-рое время на деньги благотворителя, московского купца Королева, там была выстроена ц. во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя. В день Введения во храм Пресв. Богородицы в Успенской ц. Гефсиманского скита Агапит принял постриг в схиму с именем Александр. В 1861 г. по просьбе наместника ТСЛ архим. Антония , своего духовного отца, А. Г. переселился обратно в скит для духовного окормления молодых насельников.

http://pravenc.ru/text/64346.html

Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему. Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

http://pravoslavie.ru/56920.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010