«Итак, положительное изложение догмата в том или другом православном вероизложении должно быть рассматриваемо, как выражение непогрешимого учения церкви, – а объяснение или доказательства, которыми оно иногда может сопровождаться, сами по себе должны быть принимаемы с большим или меньшим уважением, только как памятник современного вероизложению развития богословской науки» 514 ). Восточные патриархи о предмете непогрешимости выражаются так: «вся наша ревность направлена к тому, чтобы соблюсти чистым и неприкосновенным божественный, безукоризненный и всесовершенный символ христианской веры, сообразно с евангелием и определениями седьми св. вселенских соборов, и с учением непрерывно продолжающейся соборной церкви» 515 ). Но, чтобы хранить божественную истину в ее чистоте и целости, для этого недостаточно одного книжного знания истины. Такое знание есть знание внешнее и для хранения истины мало значащее. Иудейские книжники были учеными богословами, считались знатоками Писания, обладателями ключей разумения, но тем не менее, по слову Спасителя, оказались слепыми вождями, пребывающими в заблуждениях, не знающими ни Писания, ни силы Божией ( Мф. 22:29; 23:13 ; Лук. 11:52 ). Подобное может быть и, к сожалению, бывает и в наше время. Знание писаний, рассуждения о догматах веры еще не дают ручательства в непогрешимом хранении истины Божией. Для этого нужно еще внутреннее познание, живое усвоение истины, или иначе – устроение нашей внутренней жизни по руководству истины, претворение ее, так сказать, в существо нашего духа 517 ). Спаситель сказал, что творящий волю Отца небеснаго разумеет божественное происхождение Его учения ( Иоан. 7:17 ). По словам ап. Павла, мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога... Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия... и не может разуметь, потому что о сем надо судить духовно, но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор. 3:12–15 ). Так апостол выясняет общий закон духовной благодатной жизни, действующий в церкви. Это, говорит, сродство духа с истиной или полное тождество с нею. Как в жизни плотской, земной мы понимаем слова в той мере, в какой они нам знакомы по собственным нашим ощущениям и опытам; так и в духовной жизни глаголы жизни вечной становятся нам понятными только в той мере, в какой истины откровения проводятся в нашу жизнь, становятся достоянием нашего внутреннего опыта и нашего сознания. Душевный человек, живущий плотскою жизнью, хотя бы восседал на самом высоком иерархическом престоле, не может принимать того, что от Духа Божия, а верующий и живущий духовно, хотя бы принадлежал и к неученым мирянам, судит духовно обо всем. И пастыри в своем учительстве должны преподавать истину, в церкви же пребывающую, а не свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Как ни просты, как ни естественны, по-видимому, евангельские повествования об этом событии, но отрицательная критика и в этом случае не может обойтись без излюбленных ею „непримиримых противоречий“ и разногласий, которые она находит в евангельских повествованиях 467 . В чем же состоят эти разногласия и противоречия? По указанию отрицательной критики, противоречия эти состоят 1) в том, что, по Матфею, Иисус и три ученика Его „пришли к народу“ ( Мф. 17: 14 ); по Луке, напротив, Иисуса „встретило много народа“ (9: 37), с чем, по-видимому, согласен и Марк, когда говорит, что, „увидев Иисуса, весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его“ (9: 15); 2) в том, что все три евангелиста далеко не одинаково передают просьбу отца бесноватого отрока; по Матфею, отец будто-бы сказал так: „Господи! помилуй сына моего; он в новолуния бес­нуется“, – по Марку – иначе: „Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым“, по Луке еще иначе: „Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего; он один у меня“, и т. д. Наконец, 3) в том, что евангелисты неодинаково подробны в описании этого события: Лука говорит весьма сжато, Матфей – подробнее, а Марк – еще подробнее... Но что сказать об этих разногласиях и „непримиримых противоречиях“? По нашему мнению, это возражение отрицательных критиков настолько пусто и ни­чтожно, что на нем не следует даже и останавливать серьезного виимания; если же мы и указываем на него, то лишь для характеристики тех приемов и той пустой придирчивости, с которой отрицательные критики иногда вынуждены бывают нападать на евангельские повествования, когда в их руки не попадается ничего более серьёзного. ИСЦЕЛЕННИЕ ИЕРИХОНСКОГО СЛЕПЦА ( Мф.20:29–34 ; Мр.10:46–52 ; Лук.18:35–43 ) Евангелист Марк так рассказывает об этом событии. Идя в последний раз в столицу иудейского царства – Иерусалим, Иисус проходил между прочим через Иерихон. Когда же выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством на­рода, Вартимей, сын Тимеев, бывший слепым, сидел у дороги и просил милостыни. Услышав, что идет Иисус, он начал кричать и говорить: „Иисус, сын Давидов! помилуй меня“. Многие из сопровождавших Иисуса, не желая по всей вероятности нарушать торжественности шествия в Иерусалим Царя Израилева, заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: „Сын Давидов помилуй меня“. Иисус остановился и велел его позвать. Слепого позвали, ободряя при этом и говоря: „не бойся, вставай, зовет тебя“. Сбросив с себя верхнюю одежду, слепой встал и подошел к Иисусу. Иисус спросил его: „чего ты хочешь от Меня? “– „Учитель! я хочу, чтобы мне прозреть“, отвечал слепой. „Иди, вера твоя спасла тебя“, сказал ему Иисус. И действительно, слепой тотчас прозрел, и пошел за Иисусом по дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Когда Господь подошел к саду Гефсиманскому (находящемуся у подошвы горы Елеонской), то сказал ученикам Своим: „посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там“, и взял с Собою только Петра, Иакова и Иоанна. „Душа Моя скорбит смертельно“, – сказал Он этим избранным ученикам Своим, – «побудьте здесь и пободрствуйте со Мною». Затем отошел от апостолов на вержение камня (т. е. как далеко можно бросить камень), пал на лице Свое и молился так: «Авва Отче! Все возможно Тебе; о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет“. Возвратившись после молитвы к апостолам, Господь нашел их спящими и сказал: «Симон, ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? (а хотел идти на страдание и смерть). Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, а плоть немощна». Отошедши опять от апостолов, Господь молился во второй раз, но молитва Его была несколько иная. Он знал, что другого средства, кроме Его страданий, не было для спасения людей, и совершенно уже предавал Себя на волю Отца. «Отче Мой! – говорил Он, – если не может чаша сея миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя!» Пришел опять к ученикам и нашел их спящими „Что спите?– сказал Он им: – встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.“ Апостолы проснулись: но глаза у них отяжелели, и они не знали, что отвечать Ему. Господь молился в третий раз также, как и во второй; но молитва Его была еще прилежнее, так что пот Его был, как капли крови, падающие на землю. После этого великого молитвенного подвига, явился к Нему ангел Господень и укреплял Его. Возвратившись к ученикам, Он и в третий раз нашел их спящими и сказал: „вы все еще спите и почиваете? Кончено (прошло время, когда вы молитвою могли бы помочь себе и Мне). Пришел час. Вот предается Сын человеческий в руки грешников. Встаньте! Пойдем! вот приблизился предающий Меня!“ § 87. Взятие Господа Иисуса Христа воинами. (Мф. 26, 47– 56; Марк. 14, 43–52: Лук. 22, 47–53; Ин.18, 1–5) «Он истязуем был, но страдал добровольно» ( Пс. 53, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

В заключение приведём слова Бернарда Рамма: «Безгрешное совершенство и совершенная безгрешность – вот то, чего мы вправе ожидать от воплощённого Бога. Именно это мы и обнаруживаем в Иисусе Христе. Факты находятся в полном согласии с гипотезой». ОТ Бога, воплотившегося в человека, мы вправе ожидать сверхестественных проявлений в виде чудес «...пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат. мёртвые воскресают, и нищие благовествуют...» ( Лук. 7:22 ). Чудеса Иисуса показывали разнообразие Его могущества: власть над природой, над болезнями, над бесами, даже над смертью. Чудеса Христа свидетельствовали также о том, что Он был тем самым Мессией, приход Которого был предсказан в Ветхом Завете. Список чудес, упоминаемых в Новом Завете, включает: ЧУДЕСА ФИЗИЧЕСКОГО ИСЦЕЛЕНИЯ Прокажённый ( Матф. 8:2–4 ); ( Мк. 1:40–45 ); ( Лук. 5:12–15 ). Паралитик ( Матф. 9:2–8 ); ( Мк. 2:3–12 ); ( Лук. 5:18–26 ). Горячка (тёща Петра) ( Матф. 8:14–17 ); ( Мк. 1:29–31 ). Сын царедворца ( Иоан. 4:46–53 ). Расслабленный ( Иоан. 5:1–9 ). Сухорукий ( Матф. 12:9–13 ); ( Мк. 3:1–6 ); ( Лук. 6:6–11 ). Глухонемой ( Мк. 7:31–37 ). Слепец в Вифсаиде ( Мк. 8:22–25 ); в Иерусалиме, ( Иоан. 9 ); в Иерихоне ( Мк. 10:46–52 ). Десять прокажённых ( Лук. 17:11–19 ). Отрубленное ухо раба ( Лук. 22:47–51 ). Кровотечение ( Матф. 9:20–22 ); ( Мк. 5:25–34 ); ( Лук. 8:43–48 ). Водянка ( Лук. 14:2–4 ). ВЛАСТЬ НАД CTUXIЯMU И ПРИРОДОЙ Превращение воды в вино в Кане ( Иоан. 2:1–11 ). Прекращение бури ( Матф. 8:23–27 ); ( Мк. 4:35–41 ); ( Лук. 8:22–25 ). Чудесный улов рыбы ( Лук. 5:1–11 ); ( Иоан. 21:6 ). Чудо о хлебах и рыбах: накормлено 5000 человек ( Матф. 14:15–21 ); ( Мк. 6:34–44 ); ( Лук. 9:11–17 ); ( Иоан. 6:1–14 ); на кормлено 4000, ( Матф. 15:32–39 ); ( Мк. 8:1–9 ). Хождение по воде ( Матф. 14:22–23 ); ( Мк. 6:45–52 ;) ( Иоан. 6:19 ). Извлечение монеты из рыбы ( Матф. 17:24–27 ). Засыхание смоковницы ( Матф. 21:18–22 ); ( Мк. 11:12–14 ). ЧУДЕСА ВОСКРЕШЕНИЯ ИЗ

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Укроп, по-славянски копр (anethum L.), известное и у нас огородное растение. Оно бывает почти в аршин вышины, со многими стеблями, с маленьким желтым, вогнутым внутрь, венцем листьев. Семена этого растения не велики, сероваты, с пряным вкусом; у древних народов они употреблялись на приправу кушанья. 5) Род лука во многих видах находился на полях древнего Египта. Израильтяне на пути из Египта в землю обетованную говорили: помянухом рыбы, яже ядохом в земли египетстей, лук и червленый (репчатый) лук и чеснок ( Числ.11:5 ). Лук, известный Евреям под названием хацир (allium schoene prasum) или, что тоже, мелкий лук, в большом обилии разводился в Египте, служил вкусной пищей для бедных Египтян и тучным кормом для молодых птиц. Червленый, точнее – репчатый лук назывался Евреями бецалим; нынешние Арабы также называют лук бассал 37 . Сему еврейскому названию лука соответствуют из рода репчатого лука, al. сера L., следующие два вида: а) лук аскалонский (al. ascalonicum), названный так потому, что он особенно хорошо и в большом количестве разводился около Аскалона. Этот вид лука в нашем климате удобно размножается луковицами, но редко цветет и еще реже дает семена; он очень мелок, но приятного вкуса. б) Египетский или канадский лук (allium Canadense); он замечателен своим странным видом: между его широкими и плоскими листьями возвышается круглый цветной стебель, вышиною иногда более аршина; наверху сего стебля вырастает большой нарост, отчего стебель гнется и часто ломается, если не будет подвязан. Египетский лук может сохранять свою жизненность, если не сочность, очень долго. В Египте найдена была при одной мумии сухая луковица; ее размочили, посадили и она дала росток, несмотря на то, что цвела при мумии более 2,000 лет. Египетские луковицы и доныне сохраняют за собою свою древнюю славу: будучи гораздо менее европейских, они гораздо слаще 38 . Гасселькист, посетивший Палестину и Египет в половине XVIII в. (1749–52 г.), писал о египетских луковицах, что они в Египте сладки, а в другом месте крепки и едки; там они нежны, а на севере они тверды и трудны для пищеварения. Для беднейшего народонаселения в Египте лук доселе почти единственная пища. На каирских улицах и рынках продается вареный и свежий лук за крайне незначительную цену.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

20: 29 – 34; Мр. 10: 46–52 ; Лук. 18: 35–43 ); б) воскрешение дочери Иаира (Мф. 9: 18–26; Мар. 5:22–43 ; Лук. 8: 40–56 ) и воскрешение сына наинской вдовы ( Лук. 7: 11–17 ); воскрешение Лазаря ( Иоан. 11: 1 – 45 ). Ко второй группе принадлежат: претворение воды в вино ( Иоан. 2: 1–11 ); чудесный лов рыб ( Лук. 5: 4, 5 ); укрощение бури ( Мф. 8:23–28 ; Мр. 4: 35–41 ; Лук. 8: 22 – 25 ); чудесное насыщение пяти тысяч ( Мф. 14: 13 – 51 ; Мр. 6: 30–44 ; Лук. 9: 10– 17 ; Иоан. 6: 1 –15 ); хождение по морю (Мф. 14: 22 – 33; Мр. 6: 45– 52 ; Иоан. 6: 16 – 27 ); чудесное насыщение четырех тысяч народа (Мф. 15: 32–39; Мр. 8: 1–21 ) и наконец проклятие смоковницы ( Мф. 21: 17–21 ; Мр. 11: 12 – 33 ). Это деление нам кажется удобным уже по одному тому, что дает возможность резко различить чудеса одной группы от чудес другой, почему мы и принимаем его в своем изложении, к которому теперь переходим. Чудеса, совершенные Иисусом Христом в области человеческой природы По свидетельству евангелиста, это – второе чудо, которое сотворил Иисус в Кане Галилейской, уже возвратившись из куда Он ходил в первый год Своего общественного служения на праздник Пасхи, во время которого и изгнал из храма торгующих. Дело было так. В Капернауме был один царедворец, который, по всей вероятности, был человек далеко не религиозный, как и все высокопоставленные лица того времени. Но вот тяжелое несчастье, болезнь сына, заставило его обратиться к Иисусу, о Котором он уже вероятно слышал как о чудотворце, претворившем незадолго перед этим здесь же, в Кане Галилейской, воду в вино. Узнав, что Иисус возвратился из Иудеи в Кану Галилейскую, царедворец явился к Нему и просил отправиться вместе с ним в Капернаум и исцелить сына его, который был при смерти. Но Христос, желая не только принести пользу телесно больному сыну, но и воспламенить религиозную искру в очерствелом сердце отца, прежде всего делает ему упрек за его холодность и равнодушие к религиозной вере. „Вы не уверуете, говорит Он, если не увидите знамений и чудес“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Поблажка чувственности и страстям человека? Но первым требованием Его от своих последователей были самоотвержение, отречение от страстей и строгая, благочестивая жизнь. Как все это выше обыкновенных расчётов человеческих! Как чисты и безукоризненны намерения Иисуса и как достойны они Богочеловека! Кто из простых людей решился бы избрать для цели своей такие средства, которые, по-видимому, могли только скорее удалять от неё?    2) Умственные качества Господа Иисуса также ясно указывают в нём Того, за кого Он выдавал Себя (Иоан. 3:17). Мудрость его была чрезвычайная, вовсе не человеческая. Чрезвычайная и в том отношении, что для приобретения её Он не употребил никаких средств (Иоан. 7:15), будучи рождён в крайней бедности (Лук. 2:7) и проведши до тридцати лет жизни в трудах плотницких, в городе, лишённом всякого образования (Иоан. 1:46). Откуда сему премудрость сия (Матф. 13:54), в недоумении спрашивали о нём сограждане Его, хорошо знавшие и Его род, и Его воспитание, како сей книги весть не учився (Иоан. 7:15)? Чрезвычайная и в том смысле, что она явно предупреждала Его возраст (Лук. 2:52): будучи ещё двенадцати лет, Он своими ответами и разумом привёл однажды в храме самих законников Иудейских в удивление и ужас (-46—49). Чрезвычайная и потому, что она возвышалась над познаниями всех людей: в дни торжественного служения своего Господь не раз обнаруживал её в такой степени, что возбуждал всеобщее изумление в своих слушателях (Иоан. 7:46), и посрамлял самых искусных совопросников и законоучителей своего народа (Матф. 22:46). Особенно же мудрость Спасителя была чрезвычайная в том отношении, что она простиралась, во-первых, до сердцеведения, до совершенного знания самых сокровенных помыслов и намерений человеческих (Иоан. 1:47; 2, 25; Матф. 12:25; Марк. 12:8; Лук. 6:8), а во-вторых — до ясного предведения будущего (Лук. 19:43; 22, 34; Марк. 13:9 и др.): обе эти черты ведения такие, которые могут принадлежать только одному Богу, по Его собственным словам (Иереем. 17, 9; Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Пс.36:13 .  Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его Господь, говорит, уничижит грешника, или самого диавола, как бессильного, и не более как злого, поелику Он, как предведущий все, предвидит, что придет день падения и погибели его, то есть, состоящего в смерти и вечном наказании (1). (1) Некто говорит: Грешник, говорит писание, не терпит добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, посему он наблюдает, как бы низложить его. Хотя праведник и не знает сего, но всевидящий Бог наконец посмевается суетным умышлениям его. Поелику же он до смерти строит навет избравшему ради Бога бедность (т.е. праведнику), то тогда обращает сей навет на самого строителя его (в изд. Своде). Пс.36:14 .  Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правым сердцем Злые, говорит, грешники, совершенно не терпя и видеть праведных и незлобивых людей, исторгнули меч, чтоб поразить их, натянули лук, чтоб пронзить их; потому что правду и добродетель праведных они почитают обличением своей порочности. Псалмопевец различными оружиями загадочно изображает различные наветы со стороны грешников; а нищим и бедным безразлично назвал одного и того же для большего выражения жалости и сострадательности к нему (1). (1) По словам мудрого Оригена : Как есть низкое всеоружие Божие, так есть некое всеоружие у диавола, которое воин его берет на себя – есть и шлем погибели, и щит неверия, меч злого духа, извлекаемый грешником, которого ноги текут на обиду. Безыменный говорит: извлекают грешники меч и напрягают лук, чтобы стрелами поразить нищего и бедного, а мечем заклать правых сердцем: они не уязвляют богатеющих злом друзей своих и не закалают кривых по сердцу, по дружбе с ними (в изд. Своде). Пс.36:15 .  Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся Наветы, говорит, грешников, да обратятся на них самих и они падут сами в тот ров, который изрыли для других. Давид проклинает их, как злых: поелику, по словам Господа, все взявшие меч мечем погибнут ( Матф.26:52 ). А меч и лук грешников, могут означать, по словам Дидима, коварные языки, как сам Давид в другом месте, говорит: зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч ( Пс.56:5 ). Итак, собственный язык их умертвит, говорит, грешников, и зубы их истребят их смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

13. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Господь, говорит, уничижит грешника, или самого диавола, как бессильного, и не более как злого, поелику Он, как предведущий все, предвидит, что придет день падения и погибели его, то есть, состоящего в смерти и вечном наказании Некто говорит: Грешник, говорит писание, не терпит добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, посему он наблюдает, как бы низложить его. Хотя праведник и не знает сего, но всевидящий Бог наконец посмевается суетным умышлениям его. Поелику же он до смерти строит навет избравшему ради Бога бедность (т.е. праведнику), то тогда обращает сей навет на самого строителя его (в изд. Своде). 14. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правым сердцем. Злые, говорит, грешники, совершенно не терпя и видеть праведных и незлобивых людей, исторгнули меч, чтоб поразить их, натянули лук, чтоб пронзить их; потому что правду и добродетель праведных они почитают обличением своей порочности. Псалмопевец различными оружиями загадочно изображает различные наветы со стороны грешников; а нищим и бедным безразлично назвал одного и того же для большего выражения жалости и сострадательности к нему По словам мудрого Оригена : К ак есть низкое всеоружие Божие, так есть некое всеоружие у диавола, которое воин его берет на себя—есть и шлем погибели, и щит неверия, меч злого духа, извлекаемый грешником, которого ноги текут на обиду. Безыменный говорит: извлекают грешники меч и напрягают лук, чтобы стрелами поразить нищего и бедного, а мечем заклать правых сердцем: они не уязвляют богатеющих злом друзей своих и не закалают кривых по сердцу, по дружбе с ними (в изд. Своде). 15. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Наветы, говорит, грешников, да обратятся на них самих и они падут сами в тот ров, который изрыли для других. Давид проклинает их, как злых: поелику, по словам Господа, все взявшие меч мечем погибнут (Матф.26, 52). А меч и лук грешников, могут означать, по словам Дидима, коварные языки, как сам Давид в другом месте, говорит: зубы их—оружие и стрелы, и язык их—острый меч (Пс.56, 5). Итак, собственный язык их умертвит, говорит, грешников, и зубы их истребят их смертию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

31. Итак да разумеют глубины действа Божия и да не обращаются к дару благодати с неблагодарностью те, которые подвергают бесславию несказанное и непостижимое спасительное для нас естество Божие. Но о Боге, говорят они, написано: ни взалчет, ни вжаждет, ниже есть изобретение премудрости Его (Ис. 40, 28); а о Сыне сказано, что Он взалкал в пустыне при искушении (Матф. 4, 2). Еще сказано: Бог ваш не утрудится (Ис. 40, 28); Господь же Иисус утрудился от пути (Иоан. 4, 6). И еще: не вздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Псал. 120, 4); Господь же, сказано, уснул на корабле (Матф. 8, 24). О суетные помыслы рассуждающих таким образомъ! Не только тяготы наши восприяло за нас пришедшее Святое Слово, но и было осязаемо и плоть прияло, и обретеся яко человек, и книжниками схвачено было, и плещи своя отдало на бичевание, и лица Моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50, 6). Но и заплакал, как находится в неисправленных списках Евангелия от Луки, и этим свидетельством пользуется Святой Ириней в книге Против ересей, для опровержения говорящих, что Христос явился призрачно . Православные же уничтожили это слово, устрашившись и не уразумев цели его и силы. И быв в подвизе, вспотел, и бысть пот Его, яко капли крове. И явися Ангел укрепляя Его (Лук. 22, 44–43). Но не только это, а и вопрошал как человек: где положисте Лазаря (Иоан. 11, 34)? И о кровоточивой: кто есть коснувыйся Мне (Лук. 8, 45)? И об искавших Его: кого ищете (Иоан. 18, 4)? И учеников как человек вопрошал: кого Мя глаголют человецы быти Сына человеческого (Матф. 16, 13)? Также говорил: колико хлебы имате с собою (Марк. 6, 38)? Утрудившись от пути, Он сел при студенце в Самарии (Иоан. 4, 6). Равно и отроча растяше и крепляшеся духом (Лук. 2, 40). И преспеваше возрастом и премудростью Иисус (ст. 52). И еще: прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийские (Ис. 8, 4). Будучи премудростью и научая людей разуму, насаждей ухо человеку (Псал. 93, 10. 9), даровавший сынам человеческим членораздельную речь и сделавший ясным язык гугнивых (Прем. 10, 21), все таковое претерпел за нас, чтобы, сохранив весь порядок устроенного ради нас вочеловечения, не изгладить образа истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010