16:52), – а в том, что в сравнении с более преступным Иерусалимом он кажется праведным. Ибо тот умертвил Сына Божия, а этот вследствие изобилия хлеба и большой роскоши, чрезмерно предался похоти. Мытарь в Евангелии ( Лук. 18 ), ударявший себя в грудь, как бы в хранилище самых злых помыслов, и в сознании грехов не дерзавший возвести очей, сравнительно с превозносящимся фарисеем оказывается более праведным. И Фамарь под видом блудницы обманывает Иуду и из уст самого обманутого удостаивается слышать: оправдася Фамарь паче мене ( Быт. 38:26 ). Из всего этого доказывается, что не только по сравнению с Божественным величием люди более несовершенны, но и по сравнению с ангелами и другими людьми: так что и ты, лучший в сравнении с другим, которого ты покажешь несовершенным, в свою очередь уступаешь превосходящему тебя, и поэтому не имеешь истинного совершенства, которое, если безусловно, не имеет ни в чем ограничения. 19. К. Да как же, Аттик, слово Божие призывает нас к совершенству? А. В том смысле, в каком я сказал, – чтобы каждый по мере сил наших, насколько будет в состоянии, стремился, не сможет ли как-либо достигнуть, получить почесть вышняго звания. Когда Апостол учит, что по домостроительству восприятой плоти Сын покорится Отцу, да будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15 ), то ясно показывает, что даже всемогущему Богу не все покорено. Отсюда и пророк представляет свое подчинение в конце, говоря: «не Богу ли единому покорится душа моя? Ибо от Него спасение мое» ( Пс. 61, 1 ). И поскольку в теле Церкви глава есть Христос, и так как некоторые члены еще сопротивляются, то оказывается, что и тело не подчинено главе. Ибо если страдает один член, то с ним страдают все члены и все тело терпит мучение от болезни одного члена. Поясню высказанное. Пока имеем сокровище оное в сосудах скудельных и облечены плотию бренною, смертною и тленною, мы почитаем себя блаженными, если в некоторых добродетелях и сторонах добродетелей, мы покорены Богу. Когда же смертное сие облечется в безсмертие и тленное сие облечется в нетление, и пожерта будет смерть во Христе победою, тогда Бог будет всяческая во всех, так что в Соломоне не будет только мудрость, в Давиде кротость, в Илии и Финеесе ревность, в Аврааме вера, в Петре, коему сказано Симон Иоаннов 3 любиши ли мя ( Ин. 21:15 ), любовь совершенная, в сосуде избранном ревность к проповеди и в других по две или по три добродетели, но весь (Бог) будет во всех, и лик святых будет славен во всем хоре добродетелей, и будет Бог всяческая во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2. А отечеством Его, я думаю, здесь называется Капернаум. Что действительно там не было Ему чести, послушай, как Он сам говорит: " и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься " (Лук.10:15). Отечеством же Своим называет Он Капернаум или по отношению к Своему воплощению, или потому, что большею частью там пребывал. Что же? – скажешь ты, – не видим ли мы, что многие и у своих пользуются честью? Видим, конечно; но по редким случаям не должно судить. Если некоторые люди были почитаемы в своем отечестве, то в чужом гораздо более, – потому что привычка заставляет относиться пренебрежительно. " Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник " (ст.45). Видишь ли, что люди, наиболее охуждаемые, оказываются тем более усердными к Нему? Один говорил: " из Назарета может ли быть что доброе " (Иоан.1:46)? Другой: " рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк " (Иоан.7:52). И это говорили в упрек Ему, потому что многие думали, что Он из Назарета; поносили Его также именем самарянина, – говорили: " Ты Самарянин и бес в Тебе " (Иоан.8:48). Но вот, к стыду иудеев, и самаряне и галилеяне веруют в Него. Самаряне однако оказываются еще лучше галилеян. Самаряне приняли Его по одному свидетельству жены, а галилеяне тогда уже, когда увидели совершенные Им чудеса. " Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино " (Иоан.4:46). Евангелист приводит здесь слушателю на память чудо, возвышая этим славу самарян. Галилеяне приняли Его после чудес, совершенных Им у них и в Иерусалиме, а самаряне – только за учение. Итак, евангелист сказал только, что Иисус пришел в Кану, но не присовокупил причины, по которой пришел. В Галилею Он удалялся по причине ненависти иудеев; но почему в Кану? В первый раз Он был зван туда на брак; но почему и для чего пришел теперь? Мне кажется, для того, чтобы веру, произведенную чудом, еще более укрепить Своим пребыванием и еще более привлечь тем, что Сам добровольно пришел к ним, оставил Свое отечество и предпочел их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

47 Все, слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И матерь Его сохраняли все слова сие в сердце своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков. Ст. Как понимать слова Иисуса Христа Иосифу и пресв. Богородице, когда они по долгом искании наконец нашли Его в Иерусалиме, в храме, среди учителей: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Зачем было искать Меня, т. е. в других местах, а не здесь? Мне, как посланному от Отца на особое служение роду человеческому, о чем уже нечто вы знаете, и естественно и прилично делать то, для чего и послан от Отца, и быть здесь в храме, который принадлежит Отцу моему. Какое евангелие читается на молебне по случаю Нового года? То же, которое читается 1-го сентября на литургии, – о том как однажды в день нового года у евреев Иисус Христос вошел в Лазарете в синагогу и всенародно прочитал пророчество Исаии о новом времени, устрояемом для людей чрез Него, как Спасителя. Лук. 4, 16–22 . Евангелие недели перед Просвещением или Крещением Скажите о недели перед Просвещением. Некоторые из великих праздников, каковы Рождество, Крещение Господне и Воздвиженье, обыкновенно имеют пред собою и после себя недели, т. е. воскресные дни, в евангельских и апостольских чтениях и нескольких песнях коих есть некоторое отношение к этим праздникам, и кои от того называются неделями: пред Рождеством, по Рождестве, пред Просвещением, (Крещением), по Просвещении, пред Воздвижением, по Воздвижении. Таким образом последний воскресный день перед Крещением называется неделею пред Просвещением. В сей день воспоминается обстоятельство, предшествовавшее крещению Христову, именно проповедь Иоанна Предтечи Христова в пустыне и крещение в реке Иордан проходивших к Нему иудеев, для приготовления к принятию Самого Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

49 Послал на них яростный гнев Свой: ярость и гнев и скорбь, посланные чрез злых ангелов. 50 Проложил путь гневу Своему, и не пощадил от смерти души их, и скот их заключил язвой. 51 И поразил всё первородное в земле Египетской, начаток всего труда их в селениях Хама. 52 И поднял, как овец, народ Свой, и повел их, как стадо, пустынею. 53 И вел их безопасно, и они не боялись, а врагов их покрыло море. 54 И ввел их на гору святыни Своей, на гору эту, которую приобрела десница Его. 55 И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им межевою вервью, и поселил в жилищах их колена Израилевы. 56 Они же искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили. 57 И отвращались, и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. 58 И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. 59 Услышал Бог и отложил, и унизил сильно Израиля, 60 и отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей, 61 и отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов. 62 И заключил мечом народ Свой, и достояние Своё презрел. 63 Юношей их пожрал огонь, и девицы их не оплаканы были, 64 священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы. 65 Но возстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина. 66 И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. 67 И отверг селение Иосифа, и колено Ефремово не избрал. 68 А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил. 69 И построил, как единорога, святилище Своё, на земле основал его на век. 70 И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. 71 От доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Своё. 72 И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно руками своими путеводил их. Псалом 78 Псалом Асафа. 1 Боже! Пришли племена в наследие Твоё, осквернили храм святой Твой, 2 превратили Иерусалим в овощное хранилище, повергли трупы рабов Твоих в пищу птицам небесным, тела благочестивых Твоих – зверям земным. 3 Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

50. Каким образом посланный от Бога ангел внушает человеку волю Пославшаго? Духовным воздействием извне , прямым внушением душе Божиего повеления. «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба ... Ангел сказал: не подымай руки твоей на отрока ...» ( Быm. XXII, 11, 12 ). Через сновидение , когда события сна или приснившийся ангел убеждают в том, что было Божие указание. «Ангел Господень явился ему во сне и сказал... не бойся принять Марию, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» ( Мф.1, 20 ). Или наконец ангел в телесном обличии, представший наяву с извещением о том, что велит Господь; или если ангел действует для убеждения Божией непреоборимой силой . " Ангел Господень сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем...» ( Mф. XXVIII, 2 ). 51. Какия сведения об ангелах находим в Священном Писании? Ангелы суть деятельные духи, обладающие знанием, волею, проникновенным разсуждением ( Uc. VI, 3 ; Omkp. VII, 11 ). Они являются достойным людям в таком образе, в каком человек может видеть их ( Чuc. XXII, 31 ). Ангелы превосходят человека духовной силой; но будучи так же существами сотворенными, все же они ограничены ( 2Nem. II, 11 ). Они сопричастны жизни вечной и не умирают ( Лук. ХХ, 36 ). Они не вездесущи, но вневременно преодолевают пространство ( Быm. XXVIII, 12 ). Ангелам неведома глубина существа Божия ( 1Kop. II, 11 ). Им неизвестно будущее ( Mpk. XIII, 32 ). Не дано ангелам разуметь тайну Искупления ( 1Пет. 1, 12 ). Они не всегда проникают в помышления человеческого сердца ( 3Цap. VIII, 39 ). Ангелы в силах творить чудеса только указанныя им Богом ( Nc. LXXI, 18 ). 52. По каким указаниям Писания Церковь различает степени могущества, как и особыя служения в ангельском мире? Церковь исчисляет девять чинов ангельских , что, конечно, обнимает только то, что человеку открыто в его земной жизни. В Писании упоминаются: херувимы ( Быm. III, 24 ); серафимы ( Uc. VI, 1–8 ); силы ( Eф. I, 21 ); престолы, начала, господства и власти ( Koл. I, 16 ); архангелы ( I Coл. IV, 19 ); ангелы ( Puм. VIII, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6–7). Вот истинное ведение о Боге, — передавать это ведение и другим и рождать себе сынов чрез научение заповедям. Это и делают уверовавшие во Христа, потому что они никому не завидуют в богопознании, и те, которые раньше уверовали, не хотят преграждать путь другим, но убеждают иметь надежду на Бога, не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его. Это проповедуется каждый день Церковью всем — и своим и чужим; здесь Павел вещает всем без различия полов: « дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Не так поступали книжники и фарисеи, которые взяли ключ разумения и никому не дозволяли войти. На это указал Христос, когда возвещал им горе (Мф. 23: 13; Лк. 11:52). То же выражают и следующие слова: « дабы не были, как отцы их, родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен пред Богом духом своим » (ст. 8). Язычники справедливо приписывают себе отцов, происшедших из Израиля, потому что от них родился Христос. Одни из этих отцов праведны, каковы пророки и истинные священники и все соблюдавшие закон, а другие нечестивые, — те, которые носили эти звания ложно. А так как пророк намерен был сказать об отцах нечестивых и беззаконных, то, упомянув отцов, он по необходимости присовокупил, о каких именно отцах он говорит: « родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен пред Богом духом своим ». Все они исповедали веру одним только языком, а не всем сердцем и не чистым духом, были людьми упорными и мятежными и не стремились сердцем к Богу, который желает и принимает не то, что исходит из уст, а то, что идет от расположений душевных. Чтобы мы не подражали им, нам в напоминание и для исправления дан презренный ими закон. « Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие, обратились назад в день брани. Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его » (ст. 9–10). По имени сильнейшего колена пророк назвал весь народ израильский, отделившийся от народа иудейского, потому что Ефрем первенствовал среди десяти колен, бывших под властью Иеровоама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

7:52). И однако, Господь не стыдится называться по имени этого места, показывая тем, что Он не имеет нужды ни в чем человеческом; также и учеников Своих выбирает из Галилеи, уничтожая тем всякие отговорки людей ленивых и показывая, что для подвига добродетели нам нет нужды ни в чем внешнем. Потому же он не избирает Себе и дома: " Сын человеческий " , говорит, " не имеет, где приклонить голову " (Лук. 9:58). Потому Он и бегает от козней Ирода, и при рождении полагается в яслях, и пребывает в гостинице, и избирает бедную Мать, — научая нас тем не почитать ничего такого постыдным, попирая с самого начала гордость человеческую и убеждая к одной добродетели. 5. И для чего ты гордишься отечеством, говорит Он, когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, — это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: " в отношении к избранию, возлюбленные Божьи ради отцов " (Рим. 11:28). Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: " ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному " (Евр. 11:14-16). И опять: " все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались " (Евр. 11:13). Точно также говорил Иоанн приходившим к нему: " не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам " (Матф. 3:9); также Павел: " не все те Израильтяне, которые от Израиля, не плотские дети суть дети Божьи " (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   СТАВРОФИЛА. Я никогда бы не поверила, что столь великое зло — снискивать себе малое прославление не худыми делами.    АНГЕЛ. Это от того, что ты мало еще научилась истинному благочестию. Не слышала ли ты, как убедительно поучал всех Господь Иисус Христос: «Смотрите, праведных дел ваших не творите… пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф.6:1)? Не обличал ли Он этим лицемерие тех, которые, творя милостыню, трубили пред собою, и молились на стогнах и распутиях, чтобы прославиться от людей? Господу благоугодно, чтобы дела благочестия были творимы в тайне, дабы «Отец твой, видящий тайное», воздал вам «явно» (Мф.6:4).    СТАВРОФИЛА. Много раз я это слышала; но слова эти не касались моего сердца, и я до сих пор мало была к ним внимательна.    АНГЕЛ. Так то мало плода приносит в вас слово Божие живое и действенное. Один из верных рабов Господних сказал, что тщеславие есть матерь геенны (Св. Иоанна Златоуст. бесед. 17 на Посл. к Римл.). И царственный Пророк некогда возгласил: «рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их» (Пс.52:6). Горе, горе носящим крест и не хотящим последовать Спасителю своему! Они приобщаются страданиям Его, но небрегут о подражании смирению Его, и потому будут сокрушены сугубым сокрушением: страдая здесь для снискания временной славы, там в жизни грядущей, за тщеславие и гордыню сердца своего отосланы будут на вечное мучение.    СТАВРОФИЛА. Умоляю тебя научи меня, как избавиться от этой погибели.    АНГЕЛ. «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» (Лук. 11:34). Око души есть намерение сердечное; если оно будет право, все тело действий твоих будет право, чисто и светло; а если оно будет лукаво и развращенно, то все, что от него ни произойдет, будет отвергнуто Богом (Блаж. Августин, на Пс.118). Должно размышлять не только о том, доброе ли ты дело делаешь, но и о том, с добрым ли намерением совершаешь оное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

В доказательство последней мысли проследим употребление слова μυστριον в св. Писании нового завета 46 . В речах И. Христа слово это имеет весьма широкий смысл, особенно в соединении с βασιλεα τν οπανν, βασιλεα το Θεο, – выражением, имевшим в устах Христа Спасителя весьма обширное содержание. Так как выражение «царство небесное, царство Божие» в устах И. Христа обозначало иногда все учение Спасителя и все вообще домостроительство спасения человека, которое Он имел совершить 47 , иногда частнее дело искупления, и усвоение дела искупления 48 , иногда еще частнее общество верующих в Него, будущую Его Церковь 49 , то и τ μυστρια τς βασιλεας τν οπανν обнимало у Него все то, что входило в объем понятия царства небесного. Еще одна особенность: μυστριον противополагается παραβολα 50 . В евангелиях   Мк. 4:11 , Лук. 8:10  (срав. Мф. 13:11 ) под μυστριον ближайшим oбpaзov разумеется таинственное учение, сообщаемое некоторым только лицам без прикровенности, без притч. Апостолы употребляли это выражение для обозначения 1) или всего учения веры Христовой, рассматриваемой с объективной и субъективной стороны (т. е. как веры и верования Христиан) или частных пунктов веры, 2) в значении символа, образа. Так в первом смысле ап. Павел говорит о диаконах, что они должны хранить таинство веры в чистой совести 51 просит христиан холиться о себе, дабы ему дано было слово – устами, открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования 52 , чтобы Бог отверз ему дверь для слова возвещать тайну Христову 53 . О себе он выражается, что он служитель церкви, имеющий то назначение, чтобы исполнить слово Божие, тайну сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Господь показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы 54 . Верующие соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения 55 . Как ни велико значение знания тайн веры, но оно ничего не значит без любви 56 . Дар языков не служит к назиданию других, так как говорящий языками говорит не людям, а Богу; ибо его никто не понимает; он говорит тайны духом 57 . В частности апостол называет великою благочестия тайною все важнейшие дела Христовы, начиная с воплощения и оканчивая вознесением 58 ; Бог , по апостолу, открыл тайну своей силы о спасении чрез Христа 59 ; ему – апостолу Бог чрез откровение возвестил ту тайну (о чем уже в прежде писал он – апостол и из чего его читатели могли понять, как он разумеет эту тайну), что и язычники войдут в состав тела Христова 60 . Ему, меньшему из апостолов, даровано было открыть всем, в чем состоит причастие тайне, сокрытой от вечности в Боге 61 . Апостол не хочет оставить верующих в неведении той тайны, что иудеи некогда, по исполнении времен, обратятся ко Христу 62 ; сообщает он также и ту тайну, что при кончине мира не все мы умрем, но все изменимся 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В Своих дальних путешествиях Он за­щищал Себя от палящих лучей солнца обычным белым «сударем»– платком 68 , окутывавшим голову и шею. Позднее Петр нашел этот плат в Его гробу ( Ин. 20:7 ). Впрочем, Иисус осуждал всякую тревожную заботу об одежде ( Мф. 6:28 ). Вообще, как достаточно ясно свидетельствуют Евангелия, Ему отнюдь не были чужды заботы о теле. Если Он предостерегал от распространенной в Его народе переоценки культовых омовений и осуж­дал фарисеев, когда те очищали «внешность чаш и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» ( Мф. 23:25 ), то это не мешало Ему придавать большое значение чис­тоте и разумному уходу за телом. Даже на время поста и покаяния, и особенно на это время, Он рекомендует мыться и помазывать тело. «Если ты постишься, то помажь главу твою и умой лице твое» ( Мф. 6:17 ). Он сам моет Своим ученикам ноги перед Пасхальной трапезой ( Ин. 13:5 ) и слег­ка упрекает фарисея Симона за то, что он „не дал Ему воды на ноги» – при входе в дом – и «головы маслом Ему не помазал» ( Лк. 14, 7 слл.). Красота и уничижение Он проявлял тонкое чувство того, что приличествует. Его физический облик должен был быть чрезвычайно располагающим к себе и привлекательным, даже обаятельным. Правда, у нас нет никаких определенных сообщений об этом, что отмечает уже Ириней («Adv. Наег.» 1, 25) в конце II века. Од­нако свидетельство Луки (2, 52), что Иисус в детстве «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», указывает не только на Его душевный рост, но и на Его телес­ную привлекательность. На это, по-видимому, указывает также и странно звучащее замечание Иисуса о выразительности здорового человечес­кого глаза: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» ( Мф. 6:22 ). Это, несомненно, было высказано Иисусом на основе Его личного опыта. Таким образом, нечто светлое, сияющее должно было исходить из Его образа, что прив­лекало к Нему и приковывало всех тонко чувст­вующих людей, в особенности женщин и детей. Если у женщины из народа совершенно непос­редственно вырвалась восторженная похвала: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, тебя питавшие» ( Лук. 11:27 ), то исправляющий от­вет Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк. 11:28 ) дает понять, что эта женщина рядом с Его духовными преи­муществами имела в виду и телесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010