Как же достичь столько необходимого согласия? В отношении единства цели это возможно, если понять, что нет нужды заботиться и суетиться о многом в этой жизни, ибо одно только потребно – внимать слову Господню, зовущему к Себе ( Лук. 10:41–42 ). Когда ум наш внимает Слову Божию ( Ис. 1:10 ), когда душа желает во дворы Господни, когда сердце и плоть восторгаются к Богу живому ( Пс. 83:3 ), когда Бог является центром устремлений всех сил человека, тогда естественно возникает то единство цели, которое обеспечивает необходимую настойчивость. Если же ко всему этому примешать стремление к иным, противоположным духовному целям, то настойчивость поколеблется, потому что никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Невозможно с одинаковым усердием служить Богу и мамоне ( Мф. 6:24 ). Но если даже выбрана правильная цель, и явилась та непреодолимая жажда души к Богу крепкому, живому, когда не терпится явиться пред лице Божие ( Пс. 41:3 ), необходимо еще позаботиться о том, чтобы не просто идти к Богу как это нам представляется, а предварительно согласовать свою волю с волей Божией. Это необходимо не только для того, чтобы избежать сомнений в правильности выбранной цели и средств к ее достижению, ибо от этого одного уже ослабляется должное напряжение, но и для того, чтобы получить от всемогущего Бога подкрепление наших немощных сил в столь сложном для них деле. Таким образом, всецело опирающийся на волю Божию становится непреодолимо настойчивей и сильней, нежели тот, кто руководится только указаниями своего ограниченного и к тому же омраченного грехом ума и действует слабыми силами лишь одной своей воли. Впрочем, даже если мы встали на путь Божий и получили от Него благословение и помощь в достижении поставленной цели, то и это может не дать ожидаемого результата, если мы не будем следить за тем, чтобы воля не только не ослаблялась, но последовательно и постепенно реализовывала поставленную перед ней задачу, а не делала это беспорядочно и лишь по временам. Эпизодические и единичные усилия воли в деле духовного продвижения не только не дадут нужных результатов, но могут еще и повредить жизни духовной. Почему? Потому что духовная жизнь как и жизнь физическая развивается постепенно и органически, требуя одинаковых и непрерывных усилий. Усилия же чрезмерные и непостоянные способны здесь вызвать лишь гипертрофию. Вот почему чрезмерные подвиги, за которые часто берутся сгоряча начинающие, всегда вызывают тревогу у духовно опытных. Имея это в виду, авва Матой говаривал о молитвенном правиле: «Предпочитаю непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому». 52 Для роста цветка часто и непродолжительно идущий дождь предпочтительней редко случающегося ливня. Последнего рода полив скорее нанесет вред, нежели пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

42. Беседа во время крестного хода, по случаю большой смертности; 43. Беседа на усекновение главы честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 44. Беседа в четырнадцатую неделю на притчу от Матфея, призывающую на браки Сына – против говорящих: почему Бог призвал их, если знал, что они нисколько не будут повиноваться Ему делами своими, и почему сделал их достойными наказания; 45. Беседа на рождество Пресвятой Богородицы; 46. Беседа в семнадцатую неделю на Евангелие от Матфея о жене Хананейской: о ничтожестве человека и похвальном смирении; 47. Беседа в день Евангелиста Иоанна: о любви к Богу и ближнему; 48. Беседа на Евангелие от Луки, во вторую неделю из текста: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лук.6:31 ). – В ней говорится и против ростовщиков; 49. Беседа на Евангелие от Луки, в четвертую неделю, из текста: изыде сеяй сеяти Семене своего ( Лук.8:5 ); 50. Беседа на Евангелие от Луки пятой недели из текста: человек некий бы богат и облачашеся в порфиру и виссон ( Лук. 16:19 ), о том, кто из богатых и бедных будет спасен; 51. Беседа на Евангелие от Луки шестой недели, которое начинается: изшедшу Ему (Иисусу) на землю, срете Его муж некий от града и проч. ( Лук.8:27 ); 52. Беседа о том, что частая беседа с Богом в молитве и псалмопении есть утверждение и безопасность во всяком благе, и отвращение и освобождение от всякого зла и нечестия. 53. Две беседы на вход во Святая Святых и о проведении там жизни Пресв. Богородицы и Преснодевы Марии; 54. Беседа о таинствах; 55. Беседа о наградах, уготованных добродетельным и наказаниях – порочным; 56. Беседа в неделю Праотец против неслушающих поучений; 57. Беседа в неделю перед Рождеством Христовым, или св. Отец: о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и в девстве родившей Его Пресв. Девы Марии; 58. Беседа на Рождество Христово; 59. Беседа о покаянии; 60. Беседа в праздник Светов – о таинстве крещенния Христова; 61. Беседа о исцелении десяти прокаженных и о мире с Богом и с ближними;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Христианство явилось в мир как невероятное учение и непонятное дело. Многие знали Иисуса Христа как святого Учителя закона, и многие знали Его как великого чудотворца, и некоторые предполагали Его как возможного царя иудейского, но Христа – Спасителя мира и Начальника новой жизни людей в вечном царстве Божием никто из людей не знал и никто даже не хотел знать, потому что никто из людей решительно не понимал Его чудной проповеди об этом неведомом царстве. Пока Он говорил о Божием законе истинной жизни, люди слушали Его – по выражению евангелия– с услаждением и дивились учению Его (Map. 11, 18; 12,37; Лук. 4, 32); и когда Он напитал в пустыне пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, то напитавшиеся люди говорили между собой: это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир, и не только они говорили это, но и порешили сделать Его царем над собой (Иоан. 6, 14-15). Но когда, в ответ на эти домогательства своих последователей, Христос стал говорить о Себе Самом как об истинном хлебе небесном, питающем человека в жизнь вечную, то Он вызвал этим учением недоумение и ропот среди иудеев; а когда Он объяснил неразумным поборникам хлеба и рыбы, что истинный хлеб жизни есть собственное тело Его, которое Он добровольно отдает за жизнь всего мира, то не одни только посторонние слушатели, но и многие ученики Его стали говорить друг другу: какие странные слова! кто может это слушать? – и с выражением этого недоумения поспешили оставить своего учителя (Иоан. 6, 41-42, 51-52, 60-66). Ясное дело, что царство Божие для этих людей заключалось только в обилии хлеба и рыбы, а поэтому хотя они и согласились было признавать Христа за того великого пророка, которому, по их ожиданиям, следовало явиться в мир, однако от этого великого пророка они на самом деле все-таки ничего другого не ожидали, кроме хлеба и рыбы (Иоан. 6, 31, 34). Поэтому, лишь только они заметили, что все их грубые желания и ожидания не могут быть оправданы Христом, они тотчас же и отвернулись от Христа, потому что Он оказался для них вовсе не тем пророком, которого они ожидали и которого они действительно могли бы принять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

– URL:http://pravoslavie.ru/32520.html 37 Сатирик М. Задорнов 10 ноября 2017 года умер от онкологического заболевания. От его родных стало известно, что незадолго до своей кончины он отрекся от своих неоязыческих взглядов, покаялся на исповеди и примирился с Церковью. – URL:http://www.pravoslavie.ru/107867.html 41 Достаточно подробный разбор Иоакимовской летописи приводит в книге «Владимир Святой. Создатель русской цивилизации» историк С. В. Алексеев. 42 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводовов//Полное собрание русских летописей. – М., 2000. Т 3. С. 159–160. 44 Самострел (старин.) – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосой (ложей); тетива спускалась с помощью ворота (коловрат самострельный). В Западной Европе назывался арбалетом. – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., Издательское общество «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1907–1909. 45 Более подробно говорит об этом Ф. Бабенко в видеоролике «СМЗХ: куда пропали 5000 лет истории?» – URL:http://www.youtube.com/watch?v=J7U0O-7bebU 49 Цит. по: Виталий (Уткин), игум. Прав ли Павел Травкин? Епископ Феодор и проблема «двоеверия». Выпуск 1. Иваново-Вознесенск/Плёс, 2015. 50 Цит. по подборке высказываний современных ученых о двоеверии, сделанной Ф. Бабенко. – URL: http://vk.com/topic-34168719_32760379 52 Шулежкова С. Г Искусство как посредник в освоении библейских крылатых выражений. In: Problemy frazeologii europejskej II. Frazeologia a religia. Red. A. M. Lewicki i W. Chlebda. – Warszawa, 1997. C. 145–152. 53 Два последних понятия происходят от слова «чур», которое, согласно «Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», является именем собственным славянского мифологического божества, покровительствовавшего приобретению и наживе. Его символом были чурки и чурбаны, то есть межевые знаки. 54 Цит. по: Питанов В. Что думают ученые о «Велесовой книге». – 55 Эпохой Вселенских Соборов принято называть временной интервал между IV и VIII веками. В этот период проходили семь Вселенских Соборов христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

в цит. соч. о. Η.П.Малиновского: т. 4-й, Серг. Пос., 1909 г.). Праведники «относятся» «Ангелами на лоно Авраамово», а грешники пребывают «в аде, в муках»... ( Лук. 16:22, 23, 24, 28 )... По мнению же г. Дурново, «материальное изображение рая и ада... есть не более, как способ, принятый» (?!) «Иисусом для выражения Своего учения» (стр. 52). Затем «под геенной огненной Иисус», – по утверждению г. Дурново, – «не мог понимать вечного мучения» (стр. 42). «Существование вечных мучений» непримиримо-де «с благостью и милосердием проповедуемого Иисусом Бога», «с сердечностью и добротой Самого Иисуса " … «Идея-де «вечных мучений... есть» лишь «наследие Иудейской религии с ее грозным, гневным и карающим Богом» (стр. 43)... Но вся философия этого экзегета разбивается беспощадно ясным евангельским текстом. Мало ли что ему казалось бы, – по его личным соображениям, – лучшим или странным, непонятным!.. Этого одного слишком мало, чтобы отвергнуть ясное-преясное учение слова Божия и получить право перетолковывать его приспособительно к чьим-либо взглядам, к чьему-либо личному настроению... Вот почему и христианская Церковь твердо стоит на своем учении и всегда, конечно, будет стоять неизменно и непоколебимо. А все опасения и личные возражения и недоумения г. Дурново давно уже были известны и столь же давно уже надлежащим образом освещены и разъяснены, о чем он может читать подробную речь в цитированном 4-м томе у о. Η.П. Малиновского. А нам повторять здесь все это, давно уже известное-переизвестное всем, кроме г. Дурново и К°, разумеется, нет надобности, нет ни малейшей даже нужды. Толкуя Христово учение, г. Дурново исходит из совершенно ложной точки зрения: из той, «что для того, чтобы получить жизнь вечную, необходимо слушаться только Моисея и пророков» (стр. 53). Эту ложную мысль он настойчиво и энергично повторяет не раз (ibid.; стр. 54, 55). Господь «смотрел " -де «на Свое учение... отнюдь не как на отмену или хотя бы даже частичное изменение» «закона Моисея и пророков» (стр. 54)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

26. «Линяющий» — доб. в синод. перев. В 16 ст. пророк обращается к Иерусалиму и всему Иудейскому царству и велит ему носить знаки траура о пленении Иудеев. 27. Греч. κπους — слав. труды, т. е. причинение насилий людям. 28. Молитвенно. 29. А согнувшись от тяжких страданий. 30. Греч. πονηρς — слав. зло, т. е. под видом мира и блогополучия заключает страдания и несчастия; см. примеч. к Ам. 5:13. 31. Греч. το ποστρψαι — еже отвратитися. 32. Врагами между собою. 33. Как было при Иисусе Навине. Нав. 14:1-4; 18, 6. 34. Греч. ρθο πεπρενται — правии ходиша, исполнители закона Господня так ли поступали, как современные Иудеи? 35. Господу. 36. Вражда против Бога нарушала мир и блогополучие Еврейского народа. 37. Враги лишили Евреев необходимой защиты и подвергли их полному раззорению и беззащитности. 38. Т. е. уходите в плен в горы, издревле созданные Богом, каковы Вавилонския, Араратския, Мидийския. Феодорит, Кирилл Алекс., Феофилакт. 39. Собственные грехи изгнали вас из Палестины. Феодорит. Пр. 28, 1. 40. «Дух лжи, прорицающий в лживых пророках, искапал тебе лживые предречения, коими упоил тебя» (срав. Ис. 28:7-10; 29, 9—11). Феодорит. 41. Греч. συν πασιν со всеми, т. е. в лице всех своих членов. 42. Греч. ξαλονται — слав. изскочат, т. е. быстро и со страхом разбегутся, как испуганные овцы. Феодорит. 43. Слав. взыди соотв. ναβηθι — лук. и исих. спп., компл. и альд. изд., у Иеронима: ascende, а в алекс., ват. и др. нет. 44. По изъяснению Ефрема Сирина, Кирилла Алекс., Иеронима и Феодорита, здесь заключается пророчество о падении Иерусалима и пленении Седекии (ср. Иер. 39:1-5). 45. «Чтобы взять царя (Седекию) и предать его гонителям». Ефрем Сирин. 46. Господь. Иероним. 47. «Лишали бедных всего достояния». Феодорит. 48. Слав. костей соотв. στως в алекс. и XII, 26, 49, 106, 153, 198, 233, в др. нет. 49. Греч. οτος — слав. тако, т. е. таким образом, на основании всего сказанного. 50. Т. е. богатые и знатные грешили против бедных. 51. Т. е. лжепророков. 52. В синод. переводе вместо.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Между тем самарянка, возбужденная словами Господа, забывает у колодца свой водонос и спешит в город, чтобы поделиться с соотечественниками своим открытием Мессии в лице беседовавшего е ней. Чтобы им самим утвердиться в истине такого открытия, она приглашает идти посмотреть на Него и решить: Он – ли Христос? 31–33 ст. Ученики приглашают Господа вкусить купленной ими пищи, и Он, пользуясь этим, как поводом, раскрывает пред ними, чем занят в настоящее время Его богочеловеческий дух, несмотря на естественное чувство голода. 34–35 ст. Так как ученики еще не привыкли понимать Его аллегорической речи о пище, то Он, прямо объясняет, им, что эта пища, которой живет Его дух, есть исполнение воли Отца и вместе цель пришествия Своего на землю. Затем Иисус Христос, в виду идущего к Нему из города по зову женщины народа, говорит ученикам: «не говорите ли обыкновенно, засеяв поля, что еще четыре месяца до жатвы? Ио это так бывает в природе видимой. На духовной же ниве не то: посмотрите, как побелели эти духовные нивы и поспели к жатве? A между тем семя Слова Божия лишь сейчас брошено на эту ниву». 36–38 ст. Сеяние и жатва на ниве духовной относятся между собою не так, как в природе видимой. He тο бывает и с делателями этой духовной нивы, что с делателями нивы земной: между последними был бы обижен сеющий, если бы жнущий собирал то, что не сеял, или жнущий не радовался бы обилию жатвы, если бы исполнились только житницы сеющего; на духовной же ниве будут вместе радоваться и сеющий, и жнущий. 39–42 ст. Жители Сихаря, пришедшие ко Христу, были далеко не похожи на тех из своих соотечественников, о которых повествует ев. Лука в 9гл., 52 ст. и д. Многие из них по двухдневном обращении с ними Иисуса Христа, сделались Его последователями. Общее изображение галилейской деятельности И. Христа (Ин.4:43–45; Мф.4:13–17; Мр.1:14–15; Лук.4:14–15) Описание деятельности Иисуса Христа в Галилеи, по втором возвращении Его сюда, евангелисты начинают общим ее очерком. Иоанн и Матфей обращают внимание на главное в Галилее место деятельности И.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Лук. 2:40–52 Ст. 40. Отроча растяше, т. е. телом, и крепляшеся духом, исполняяся премудрости. Духовные силы Отрока должны были развиваться и укрепляться, и только по мере этого развития и укрепления отражалось в ограниченном человеческом сознании бесконечное, безусловное всеведение того Божества, с которым человечество Иисуса было соединено ипостасно. Это соединение останется ни всегда непостижимым для человеческого ума, но – не так ли отчасти и наша душа, ведущая свое начало из времени, далеко предшествующего пробуждение сознания, – созидающая тело человека гораздо раньше первых проблесков мышления, – потом отражает свою жизнь в сознании и мышлении только по мере развития сих последних? Но может ли она служит некоторым подобием Божества, обитавшего во Христе и сообщавшего Его человеческому сознанию Свое всеведение только по мере развития сего сознания? Таким образом, Всеведущий по Божеству возрастал в премудрости и разуме по человечеству. Человеческая мудрость по мере своего развития (и только по мере развития) Отражала и обнимала то бесконечное и безусловное ведение, которое само по себе безмерно выше всех человеческих форм знания и мысли. К человеческому развитию относится, конечно, и содействие благодати Божией: и благодать Божия бе на Нем. Ст. 42. И егда бысть двоюнадесяти лет... Достигши этого возраста, отрок становился, по еврейским правилам, чадом закона: с этого времени начиналось его обучение закону, участие в Богослужении, строгое соблюдение им церковных времен. Отсюда понятно участие Иисуса в путешествии на праздник пасхи по достижении Им 12-ти летнего возраста. Ст. 43. И возвращающымся им, оста отрок Иисус во Иерусалиме: и не разуме (не заметил этого) Иосиф и мати его. Ст. 44. Мневше же его в дружине суща ( ν συνοδ). Дружиной называется здесь партия путников, идущих в одно место. Родители Иисуса думали, что Он в той же партии, но идет или впереди или позади, так что за людьми они Его не видят. Ст. 45–47. И бысть по триех днех обретоста его. Три дни прошло со времени оставления Иерусалима родителями Иисуса: день провели они в дороге к дому, день употребили на возвращение в Иерусалим, а на третий день нашли Иисуса. Обретоста его в церкви, вероятно в синагоге, прилегающей к храму. Седящаго посреди учителей, и послушающаго их, и вопрошающаго их. Не только слушал, но и вопрошал, а потому и ужасахуся вси послушающие Его не только об ответех Его, показывавших великую способность усвоять, но и о разуме, способности обдумывать и оценивать воспринимаемые знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

41. В знак скорби и сострадания, а может быть злорадства и презрения. Наум. 3:19. 42. Иерусалим. 43. Несъеденной добычи. 44. Греч. πνευματοφροι — ветроносцы, непостоянные, рус. «ветренник»; т. е. лжепророки разумеются. 45. Т. е. приводит в исполнение Свои приговоры. 46. Слав. и неукрыся и не весть неправды в суде соотв. греч. тексту, находящемуся в ват. text. rec., а в алекс., XII и др. нет. 47. Слав. в распри соотв. ες νεκος — в ват.; text. rec., а в алекс. и у Феод. ες νκος — в победе. 48. Греч. γωναι — угловые башни и крепости, см. 1, 16. 49. Слав. его по греч. ατς — «Ассириянина». Феодорит. 50. Слав. на нем, по греч. ατν, опять Ассирийский народ разумеется. 51. «Не бойся Ассириян, которых множество поразил Я у врат твоих за ночь». Феодорит; ср. Ис. 37:36. 52. Воскресение Иисуса Христа должно быть засвидетельствовано Апостолами пред всеми народами (Деян. 1:8). Назначение отд. Соф. 3:8-15 в велико-субботнюю паремию (7-я) показывает, что и Православная Церковь видела здесь пророчество о воскресении Христа. 53. Греч. συναγωγς т. е. верховных судилищах и правительств. местах; срав. Марк. 13:9 — συναγωγς. 54. Слав. гнев Мой соотв. ργν Μου — в альд. и компл., в др. нет, в евр. и вульг. есть. 55. Греч. ες γενεν ατς — слав. в род его, т. е. во единый, каким он был до столпотворения Вавилонского (ср. Ис. 19:18). Егдаже огненные языки раздаяше, в соединение вся призва (Кондак Пятидесятницы). 56. Греч. π ζυνν να — под игом единем, пользуемся синод. переводом. 57. Слав. молящия Мя соотв. в греч. τος κετεοντας Με — 22, 36, 62, 81, 132, 147, 228, 240 без Με — 95, 185 и в alex. char. min., в др. нет. 58. Евреев. 59. Слав. зело соотв. σφδρα — в альд. и минуск. спп., а в алекс., ват. и др. нет. 60. Слав. воцарится соотв. βασιλεσει в син. и алекс., лук. спп., а об. βασιλες σραλ. 61. Т. е. проявит усиленную и нежную любовь, каковая бывает в начале ея появления. Слав. обновит тя в любви Своей. 62. Греч. ν τρψει — во украшении, в увеселении и наслаждении.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Во что верили всегда, везде и все ( лат.). 36 Духовные упражнения ( лат.). 37 Если это и неправда, то хорошо придумано ( итал.). 38 Предопределения судьбы не могут избежать и боги ( греч.). 39 О новейших ( лат.). 40 Так как этим были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения ( нем.). 41 [Вера в Бога и загробный мир] так сплетена с моими моральными убеждениями, что, так же как я не подвергаюсь опасности утратить эти убеждения, точно так же я не беспокоюсь, что эта вера может быть отнята у меня ( нем.). 42 Resp. VI, 486а. 43 Милость, дарованная безвозмездно ( лат.). 44 Жизни и смерти для философии ( лат.). 45 Так хочу, так приказываю, да первенствует воля над разумом ( лат.). 46 Если хочешь, чтобы все тебе подчинилось, подчинись сам разуму ( лат.). 47 Я владею, не мною владеют ( греч.). 48 Печатать разрешается ( лат.). 49 Предшественник Христа в естественном ( лат.). 50 Хотя вера и сверхразумна, однако никакой истинной распри между верой и разумом быть не может: ибо тот же самый Бог, который являет чудеса и внушает веру, внес в человеческую душу свет разума, а Бог не мог бы отрицать самого себя и, конечно же, не мог бы себе противоречить ( лат.) (пер. С.С. Неретиной). 51 Достойный… развивает искусства ( лат.). 52 Пусть консулы будут бдительны ( лат.). 53 На всякое слово есть противоположное ( греч.). 54 Phæd. 61a: «Философия есть высшая музыка, и я ей занимаюсь». 55 Золотая середина ( лат.). 56 Создал памятник я, бронзы литой прочней, 57 Не всегда и Феб напрягает лук свой: 58 В горестях надежд, опасений в счастье 59 Путь превосходства или совершенства ( лат.). 60 Божественная справедливость может осуществляться и без твоей воли, но в тебе она не может осуществляться безотносительно к твоей воле… Следовательно, тот, кто создал тебя без тебя, не оправдает тебя без тебя. Таким образом, он творит незнающего, а оправдывает желающего ( лат.). 61 Тому, кто делает все, что в его силах, Бог не отказывает в благодати ( лат.). 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010