2571 Чистович, Дело о богопр. сборищ. 10; ср. с. 5: «в доме Лупкина бичевались сквозь рубах железными цепочками, а другие себя бивали и обухами и полением». 2572 Дингельштедт, Закавк. сект. 138, ср. с. 14: прыгуя Меньшов на молении «разодрал на себе рубаху и огромным кулаком колотил в свою обнаженную грудь». 2573 Возбуждение полового инстинкта в связи с религиозной экзальтацией и вообще с молитвенным подвигом – общеизвестный факт, но до сих пор недостаточно разъясненный. «Художественное делание молитвы Иисусовой», – говорит епископ Феофан Затворник , – «иного ввергает в прелесть мечтательную, а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние» (Собрание писем святителя Феофана, изд. Афон. рус. Пантел. монастыря, М. 1901, т. 7, с. 87; ср. там же, т. 2, с. 65, 195). По его же словам, теплота («теплое чувство»), сопровождающая сосредоточенную в сердце молитву, нередко соединяется «с сластью похотною» (Письма, Тамбов, 1897, с. 317–319). «Какое странное явление говорит епископ Игнатий (Брянчанинов) , – по-видимому, подвижник занимается молитвою, а занятие порождает похотение, которое должно бы умерщвляться занятием» (Сочинения, т. 2, СПБ. 1865, с. 354). Свод некоторых фактов касательно связи религии с половым инстинктом см. в брошюре д-ра П.В. Ганнушкина, La volupté la cruauté et la religion (Extrait des «Annales médico-psychologiques», novembre-decembre 1901). в книгах Moreau (de Tours), La Psychologie morbide, P. 1859, Laurenf’a Fétichistes et érotomanes, P. 1905, p. 129–225 (глава 2-я: Mysticisme et sexualité) и во многих других. Несколько интересных замечаний по этому вопросу можно найти у Крафт-Эбинга, Половая психопатия, пер. д-ра Комаровского, СПБ. 1906, с. 14–18 и Джемса, The varieties of religious experience, New Iork and Bombay, 1903. p. 9–12. 2574 Сопоцько, На собрании у штундовых прыгунов с. Дешек, Киев. г. (Мисс. Обозр. 1901, ч. 1, с. 661–662). 2575 Кириллов, Амур. прыгуны (Камч. Е.В. 1897, 12, с. 238). «Качательные движения всем туловищем в направлении спереди назад» наблюдал д-р Яковенко у кликуш «пред началом припадка» (Эпидемия истерич. судорог в Подол. у. Моск. г., ВЪстник общест. гигиены. 1895, т. 25, 3, отд. 4, с. 96).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно думать, что это толкование имеет в виду чин литургии, по крайней мере, времен самого патриарха, который (т. е. чин), как это видно из самого толкования, во многом расходился с чином, нам теперь известным с его именем. Далее за труды этого патриарха в области чинопоследования литургии говорит, между прочим, и тот весьма красноречивый, по нашему мнению, факт, что на Афоне в настоящее время встречается весьма много списков литургийного чина с именем патриарха Филофея. Το μακαριωττου κα γιωττου ρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως νας Ρμης κα οικουμενικο πατριρχου κρ Φιλοθου διαταξις τς θεας λειτουργας, ν κα τα διακονικ (ркп. 16 в. 27, л. 48, библ. русск.-афон. Пантел. мон.) или Φιλοθου γιωττου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως διταξις τς θεας κα ερς λειτουργας (ркп. той же библ. 1545 г.) и др. Вот как титулуется чин литургии во многих рукописях. Но утверждая тот факт, что патриарх Филофей принимал деятельное участие в обработке чина литургии, мы все же не можем указать с несомненностью, какой из известных списков чина литургии, приписываемых патр. Филофею, ближе всего стоить к его чину литургии. Точно также мы не можем сказать положительно даже и того, состоял ли чин литургии из одного устава, или в нем были и молитвы, потому что мы видели такие списки литургии с именем патриарха Филофея, в которых Διταξις стоял отдельно от молитв (ркп. 27 библ. русск. Пант, мон.), такие, в которых и молитвы и Διταξις представляли одно целое (ркп. Свят.-гроб. библ. в Конст. 425 16 в.) и наконец, такие, в которых соединение это сделано было весьма неумело и как бы говорило за то, что в свое время Διταξις стоял отдельно от молитв (ркп. русск.-афон. Пант. мон. 1545 г.). Вообще же нам думается, что окончательное суждение относительно Διταξις-а патриарха Филофея, может быть высказано определенно лишь впоследствии, когда будет изучено достаточное количество списков этого чина. 9 Название рукописей илитариями и кондакиями указывают на их формат и противопоставляются другому названию их тетрадями (τετρδιον). 11 Значительно раньше Ексомологитария святогорца Никодима были известны следующие подобные сочинения: ξομολογητριον ναγκαον περ το μυστηρου τς μετανοας παρ Νεκηφρου ερομονχου το Πασχαλως ν τησιν 1673 Διδασκαλα φλιμος περ μετανοας κα ξομολογσεως παρ Χρυσνθου ρχιμανδρτου τν εροσλυμων ν τησιν 1724. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. Великий Евхологий и другие книги, употребляемые на востоке пастырями в практике.//Руководство для сельских пастырей. 1887. 9. С. 298—311. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Theodorus Studita. Opera – цит. по изд. Migne Patrol. gr. s. t. XCIX, кроме особо поименованных ниже (в русск. пер. его «Творения», Спб., 1867, ч. III – письма, цитируются нами до гл. VI; «Творения», Спб., 19071908, ч. III, цитируются, начиная с VI гл.). – (P. catech.) Parva catechesis по изд. E. Auvray (см. E. Auvray). – (М. catech.) Magna catechesis по изд. J. CozzaLuzi в Nova patr. bibliotheca, t. IX, pars II (serm. 177) и t. X, p. I (serm. 77111). – (Mγ. κατ. изд. A. К.) Tο σου Θεοδρου το Στουδτου μεγλη κατχησις. Βιβλ. Δετερον. изд. Импер. Археограф. комиссии. Πετρουπ. 1904. – (Mγ. κατ. патм. рук. 111. 112) Поучения Вел. оглашения (б. ч. недостающие в вышеназванных греч. изданиях) по апографу Амфилохия (Афон. Пантел. мон. 655, 657) с патмосской рук. 111112. – (N. рр. bibl. ер.). Epistolae по изд. в Nova patrum bibl., t.VIII, pars I. Theophanes Continuatus. Migne Patrol. gr. ser. t. CIX. Theophanes. Chronographia по изд. C. de Boor. Lips. 18831885, vol. III. Theophanes (presbyterus et praepositus). Oratio de exilio s. Nicephori et translatione reliquiarum в ωννου Μνημεα γιολογικ (лат. перев. в Migne Patrol. gr. s. t. C; русск. перев. в «Творениях патр. Никифора», I, 87100). – Vita Josephi Hymnographi в изд. ПападопудоКерамевса «Сборн. греч. и лат. памм., кас. Фот. патр. II, 114. Theostiricius. Vita Nicciae Mediciens. Acta sanct. April, t. I (1866) sub 3 die и Append. C. Thomas. Theodor von Studion und sein Zeitalter. Osnabr. 1892. W. Tomasckek. Zur historisch. Topographie von Kleinasien in Mittelalter (в Sitzungsberichte d. philos.histor. Classe d. k. Akademie d. Wissensch. zu Wien 1891, B. 124). A. Tougard. La persécumion iconoclaste d’après la correspondance de s. Théodore Studite. Paris. 1891 (и в Revue de questions hist 60 (1891 г.), p. 80118). – Prolegomena и Notae historicae ad Auvray edit. Parvae catech. Theod. Stud. (см. Auvray). Τρφων E. Εαγγελδης. Ο βοι τν γων, κκαϑαρϑντες κα συμπληρωϑντες δι πολλν στορικν, χρονολογικν κα γεογραφικν σημειωσων. ϑν. 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

85 Трбн. ркп Синод. б. 268, л. 104 об, Соф. б. 1070, л. 343. В одном из рассматриваемых требников замечено, что и антиминс, предназначенный в освященную церкорь, лежал с прочими антиминсами в течение 7 дней под литоном на св. трапезе. По истечении 7 дней, «полагается антиминс под индитией и тако пребывает недвижим никако же». Требн. рукоп. Соф. б. 1071, л. 60. 86 Требники Московской печати: 1624 г. л. 8; 1625 г. л. 5; 1633, 1636, 1639 г. л. 5; 1651 г. л 4. 88 Ближе всего к нашему древнерусскому чину освящения церкви архиереем подходят те греческие чины, которые изложены у Гоара по венецианскому Евхологию 1638 г. (Goar. Ευχολ. р. 655 – 664) и по рукоп. Евхологию Барбериновой библиотеки (ibid., р. 664 – 666). Отмеченная нами особенность в конце рассмотренного чина, касающаяся разделения последования освящения в случае нужды на два дня, оправдывается греческим рукописным евхологионом Пантел. библ на Афоне, 162, XI в. Здесь, после «Чина на освящ. храма и еже в нем св. трапезы» (Чин ошибочно назвали εχη), оканчивающегося молитвою главопреклонения «Благодарим тя, Господи Боже сил», помещен: Τξις γινομενη π τν γκαινων του η καϑιερωϑντος ναο, представляющий из себя ничто иное, как окончание рассмотренного нами чина освящения храмов. (См. Ευχολογια проф. А. А. Дмитриевского , стр. 60 – 62). Одной лишь только особенности древнерусского чина мы не могли отыскать в древнегреческих чинах. Это, отмеченное нами по Требнику Соф. библ. 1071 указание на то, что на углах престола полагались бумажные хартии с изображением на них евангелистов (см. выше). Но и эта особенность, несомненно, была выработана практикой восточной церкви, хотя в записях чинов освящения храма, по дошедшим до нас греческим Евхологиям, о ней ничего и не говорится. Об этой особенности говорит бл. Симеон Солунский и считает ее общецерковным обычаем (Творения отцов и учит. церкви, относящ. к изъяснению богослуж. т. II, стр. 160; см. стр. 187). Этот обычай и доселе соблюдается греческой церковью. (См Τυπυκον Μεγλης; κκλησας. ν Κωνσταντινουπλει. 1888, σελ. 438). Быть может, на основе этого обычая и создался современный вид антиминса с изображениями евангелистов по углам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

13 (25) марта 1896. Среда Кончили перевод книги Деяний св. Апостолов, — и этим до Пасхи завершили дело; Накаи проверит переписанное, чтобы в Пасхальную ночь... читать Деяния по новому переводу. 15 (27) марта 1896. Пятница Дал Тимофею Саки для перевода 1-й том творений св. Ефрема Сирина. Благослови, Боже, переводить сего св. отца! 16 (28) марта 1896. Лазарева Суббота День в обычных занятиях... с 6 час., Всенощная, на которой, как всегда, было много молящихся. Особенность ныне та, что христиане, по незнанию ли или по нетерпению, зажгли свои свечи к своим вербам гораздо раньше освящения воды; сначала на мужской половине, потом и на женской свет разлился еще до чтения Евангелия. Думал обернуться и сказать «еще рано, зага-сите», — загасили бы, но зачем? И самому так радостно было — осажденному светом! После Всенощной слушал причастные молитвы вместе с завтрашними причастниками; по левую руку позади меня кто-то псе время сдавленно плакал; значит, есть и между японскими христианами глубоко кающиеся. 17 (29) марта 1896. Вербное Воскресенье Была Ж6Н8. врача Пантел. Иванно, сына Анны, начальницы нашей Женской школы; привезла из Оосака (где муж — главный врач городского госпиталя) сына Иону в одну из здешних гимназий. Как уроженка Оосака, долго потом жившая в Кёото, она отлично знает оба эти города и в болтовне, на которую великая мастерица, преумно охарактеризовала их. Кёото — это город, бывший столетия под гнётом сёгунской власти: и Император, и народ привыкли к смиренной, униженной жизни, поэтому народ — трудовой, не знающий и не любящий роскоши; там на лавках торгуют женщины, чего в Оосака нет; вообще женщины стоят на одном уровне с мужчинами; труд равняет их; при этом, так как влияние буддизма было многовековое и во время Сёгуната оно не было преследуемо, то народ привык и привержен к буддизму, вообще же, постоянен в своих навыках и привязанностях. Трудно там ныне приобрести христиан, но если они будут приобретены, то будут уже прочные, неизменные христиане, не то что в Оосака, где народ непостоянен. Народ в Оосака вообще живет подвижнее, восприимчивее и изменчивее. Отчего? Да там в самих обстоятельствах жизни много элементов, воспитывающих сии качества. Сегодня — богач, завтра — бедняк, но с надеждой послезавтра разбогатеть. Человек приходит в Оосака ни с чем, только с руками, и он не помрет с голоду — тотчас же найдет работу для своих рук, — а в Кёото он может и помереть; там труд вековой и продолжающийся в одном семействе или в известном составе лиц, к которым разом присоединиться нельзя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

2283 Lombard, Faits récents de glossolalie (Archiv. d. Psych. 1908, 27, p. 301). О религиозном «возрождении» в Гессене см. статью доктора Jansen’a, Die psychische Epidemie in Hessen (Zeitschrift für Religionspsychologie, Bd. 1, 1908, Hf. 8, S. 321–337). 2285 См. Lombard, Classification des glossolalies (Archiv. d. Psychologie, 1907, 25, p. 12). Weinel, Die Wirkungen d. Geistes, S. 81. Ср. Flournoy, Des Indes à la planète Mars, p. 271–272. 2286 Кириллов, Амурские прыгуны (Камч. Е. В. 1897, 19, с. 394). По словам Симбирского хлыста П. Мельникова, хлыстовские песни «составлены не человеком, а внушены св. Духом. Душа человеческая рада их петь, т. е. имеет невольное сердечное расположение к пению их» (Дело 1876–1880 г. Симбир. дух. консистории об Алатырских хлыстах под управлением П. Мельникова, 27 / 24 , л. 22). 2288 Оренбургское дело о хлыстах Утицких, т. 2, л. 18 об. Ср. Дело судеб. следователя 1 уч. Оренб. у. о казаках Егоре Пузакове, Якове Скрыпникове и др., 69, л. 118, показание П. Артюхова: «Пение произвело на меня такое впечатление, что я невольно и сам запел, т. е. меня повлекло на пение, хотя я до этого времени не пел; все на меня обратили внимание и следили за мной, говорили про меня: «это – наш»». 2290 Обстоятельную характеристику этого явления (hwyl) дают J. Rogues de Foursac, Un mouvement mystique contemporain. Le réveil religieux du Pays de Galles (1904–1905), Paris, 1907, p. 140–442, и H. Bois, Le réveil an Pays de Galles, p. 268–303. Ср. также E. V. Hail, Quelques aperçus sur le «revival gallois» (Annales des sciences psychiques, 1905, t. 15, p. 300–301) и Lombardш Classif. d. gloss., p. 11–12. 2291 Ср. 1Цар.1:12–13 : Когда Анна, мать Самуила, в сильном горе горячо молилась, «Илий смотрел на уста её; и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счел её пьяною». Ср. «немые экстазы» у Элия Мариона (Calmeil, De la folie, t. 2, p. 292). «Святые Божии, – говорит епископ Феофан Затворник , – краткою молитвою молились, а, лучше сказать, молитвою без слов. Но это не потому, чтобы не хотели читать молитв, а потому, что внутренняя сила молитвы связывала язык, и они стояли пред Богом, и стояли подолгу, по ночам и по дням, не сходя с места, не утомляясь и не чувствуя потребностей сна и пищи» (Письма о христианской жизни, изд. 2-е, Афон. рус. Пантел. мон., Москва, 1900, с. 9). Ср. Murisier, Les maladies du sentiment religieux, p. 66: в момент экстатического восхищения (ravissement), «способность речи часто оказывается уничтоженной; экстатик бывает нем и чувствует себя неспособным произнести ни одного слова».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

о недвижим. собств. м-рей; архим. Иона), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избр. ц. Мих. Фед.; архим. Феодосий); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; архим. Ануфрий); III, 45 (Чин наречения 1619 г. Филарета Никит. на патриарш.; архим. Иов), 101 (Гр. 1634 г. архим. Рафаилу о сборе денег на жалов. ратн. людям); “Временник Общ. ист.», 1850 г., VI, смесь, 1 (Записн. кн. 1671 г.; село Федяково); 1853 г., XVII, Новый летописец, 44 (о гибели м-ря; архим. Трифон), 145 (архим. Феодосий послан к кн. Дм. Мих. Пожарскому); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 48 (архим. Симеон переведен в Спасо-Андрон. м-рь); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 557, 86 (Духовн. 1627 г. Пантел. Мисюря Соловцова); II, 567, 178 (Отводная 1627 г. на земли; архим. Макарий), 583, 187 (Отпись 1642 г. в приеме порядных денег; архим. Рафаил), 699 и 703, 230 (Наказн. памяти 1674 и 1679 г.; архим. Варлаам), 792, 258 (Поручная 1658 г. на наемн. людей), 807, 259 (Поручная 1642 г.; архим. Рафаил); III, 228, 322 (Росписи расходам 1674 г.; архим. Варлаам), 379, 349 (Список дозорный 1616 г. десятинам земли дер. Орловой; архим. Феодосий); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов), 90, 23 (Выпис. 1723 г. о денежн. и хлебн. доходах); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., VI, смесь, 22 (Опись книгам XVII ст.); 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 8.236 душ крсст.); 1863 г., II, Отд. 1, 106 (архим. Иларион, с 1657 г. митроп. Рязан.), 107 (архим. Палладий, с 1758 г. еписк. Рязан., в 1777 г. отошел на покой в этот же м-рь, где скончался в 1789 г.); 1864 г., IV, Отд. 1, 144 (грам. митр. Ионы 1433 г.); 1868 г., I, смесь, 1–8 (Синодник м-ря XVI ст.); 1873 г., IV, смесь, 239 (в 1842 г. скончался архим. Иннокентий, ректор Моск. семин. и настоятель м-ря); “Нижегород. Сборник», 1869 г., II, 371 (до 1764 г. за м-рем состояла Ягодинская волость); “Полн. собр. лет.», VIII, 20 (архим. Дионисий, с 1374 г. еписк. Суздаль.), 50 (архим. Евфросин, с 1386 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1599 г.), 195, 117 (Грам. 1393 г. Вел. кн. Бориса Конст. архим. Ионе на рыбн. ловли), 118 (Данная 1398 г. Саввы Сюзева архим. Малахею на селище Спасское), 196, 119 (Жалов. гр. 1423 г. Вел. кн. Василия Дмитр. архим. Малахею о подсудности); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 69, 28 (Ввозная гр. 1643 г. на вотчинные земли; архим. Ферапонт), 80, 30 (Жал. гр. 1554 г. архим. Исаие на оброчн. деревни; 1624 г. архим. Геннадий), 122, 32 (Ж. гр. 1473 – 89 г. на беспошл. покупку и продажу товаров), 240, 52 (Правая гр. 1644 г. в споре со Спасо-Евфим. м-рем о Рознежских водах), 442, 6З (Данная 1399 г. Саввы Сюзева на селище Спасское и 1416 г. Митроф. Изинского архим. Матфею на пустошь Платинский враг), 557, 86 (Духовн. 1627 г. Пантел. Мисюря Соловцова); II, 4, 126 (Закладная начала XV ст. на землю Сем. Степ. Рознежского архим. Малахию), 455, 154 (Мировая 1599 г. бортников со строителем Симоном), 457, 155 (Мировая 1593 г. Безделкина и 1594 г. Самровых с тем же строит. Симоном), 458, 155 (Мировая 1599 г. игум. Дудина м-ря со старцем Симоном); III, 132, 307 (Розъезжая запись, т. е. межевая, втор. полов. XVI ст.); “Чтения в И. Общ. ист.» 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 4.197 душ крест.); 1864 г., IV, смесь, 17, 22 (Мнимая могила быв. митр. Арсения Мацеевича) ; “Полн. собр. лет.», I, 192 (нашеств. Пургас. 1229 г.), 200 (постр. м-ря 1239 г.); VII, 135 (нашеств. Пургас. 1229 г.); X, 97 (о том же); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 206 (Жалов. грам. В. кн. Василия Дмитр. Курмышскому Спасскому м-рю на пустоши; в 1423 г. архим. Малахей, а в 1624 г. архим. Геннадий), 237 (Жалов. грам. 1590 г. патриар. Иова о назначении дани с крестьян), 242 (Жалов. грам. 1605 г. патр. Иова о невъезде во владения м-ря десятинников и их слуг); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 362 (прошен. 1721 г. архим. Сергия о возвращ. м-рю слободы, выдаче жалованья и запрещении жителям Благов. слоб. строиться подле монаст. стен), 694 (дело 1721 г. о подчинении быв. патриаршего Благов. м-ря власти епархиальн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к вост.-сев.-вост. от Горбатова, на правом берегу р. Оки, при впадении рч. Зуевки, а также в 10 вер. к зап. от села Дуденева, в котором жили в конце XIV ст. помещики Дуденевы, способствовавшие процветанию монастыря; от них он и получил название Дудина. Основан, как полагают, иноком Амвросием, на месте явления иконы св. Николая, которая сохраняется и доныне в церкви. Имя монастыря становится известным с 1408 г., когда в нем был игум. Сергий, о м-ре упоминается и в истории в 1445 г. по случаю освобождения Вел. кн. Василия Васил. Темного из плена. В 1764 г. упразднен при архим. Савве. Оставшаяся церковь Успения с приделом св. Николая построена в 1677 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 64; VI, 997; Ратшин, 366; “Нижегород. летописец»., 41, в при- меч., 69; “Нижегор. губ. в.», 1856 г., 51 (Сост. Нижн. Новг. в нач. XVII ст.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 617, 5; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», III, 10 (Указ 1638 г. кн. Ал. Мих. Львову о водворении вышедших из Литов. земли монахов в Дуд. м-ре), 13 (Память 1638 г. о перемещ. Лубенских монахов); Карамзин, “И. Г. Р.», 1819 г., V, 313, примеч. 329 (упом. в 1445 г.); “Дополн. к акт. истор.», 134 (Приемн. расписка 1663 г., ст. III, 336, казначей старец Мина); XI, 33 (Дорожн. дневник 1684 г. от Москвы до Нижнего); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 195; Макарий, “Памят. церк. древн. в Нижегор. губ.», в “Зап. И. Археол. Общ.», 1857 г., X, 239; (подробн. описание); “Временник Общ. ист.», 1850 г., VI, смесь, 2 (Запас. кн. 1671 г.; село Кострость), Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 557, 86 (Духовн. 1627 г. Пантел. Мисюря Соловцова); II, 458, 155 (Мировая 1599 г. игум. Евфимия со старцем Благовещ. Нижегр. м-ря Симоном); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.296 душ крест.); 1882 г., 1, Отд. 2, 199 (игум. Пафнутий, с 1620 г. архиеп. Твер.); “Полн. собр. лет.», 172 (вражда В. кн. с Шемякою 1446 г.); VIII, 114 (тоже самое); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», 1724 г., прилож., (выписка о колич. хлеба, скота и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Более же берегите свое внутреннее настроение, и бежать тогда только собирайтесь, когда нельзя сохранить сего внутреннего. Его берегите, не развлекаясь, и не охлаждаясь. Господь да охранит вас! Ваш богомолец Епископ Феофан. 12 ноября 1868 г. Письмо 6. О путешествии по святым местам Бог в помощь! Спасайтесь! Посылаю вам 15 руб. На большее не погневайтесь. Обезденежал. Благослови Господи путь ваш. Но если бы вы по прежде спросили, я бы сказал: сидите дома. От сего путешествия проку большого ждать нельзя, а беда может быть под боком. Но уж как дело так далеко зашло, бродите. Людей посмотрите, а может быть чему и научитесь. Искушения здесь по одиночке нападают, дорогою будут нападать десятками, а в Иерусалиме – сотнями. Держите ухо остро. На Афон бы прямо ехали, и побыли там побольше. А в Иерусалим к половине поста. На Афоне оставаться поопаситесь. Сразу то оно будто любо там. Но потом нападет дух уныния и тоски по родине и родных – невыносимые. Как угорелые мечутся туда и сюда. Я видел иных. П. остался там, купил келлию; а теперь и келлию готов за полцены продать, лишь бы домой поскорее. У нас свои есть Афоны: Валаам, Соловки. Да и так, – в душе надо Афон устроить. Всяко однако ж смотрите сами. В Миссии в Иерусалиме о. архимандрит Антонин – сокровище мудрости. С ним можно жить; но там все официально. Там еще есть русский старец – Вениамин. С ними потолкуйте о том и другом. В Саввинском монастыре старец (архим. настоятель) Иоасаф – глубокий и великий аскет. Се – вам отцы. Прочее все сами увидите. Помолитесь и о мне всюду. Всех вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Епископ Феофан. 27 мая 1869 г. Примечание к сему письму: за молитвы святителя Феофана, путешественник, прибыв прямо на Афон, прожил там в разных местах около двух лет. С Афона с иноками русск. Пантел. монастыря путешествовал на краткое время в Иерусалим и во все места Палестины в мае 1870 г. Виделся и со св. старцами: Иоасафом и Вениамином. С о. архим. Антонином, к сожалению, не побеседовал, ибо Афонским инокам не дают приюта на русских постройках. С Афона благополучно возвратился в Россию в мае 1871 г. Письмо 7. По поводу желания остаться на Афоне и о посылках

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010