1259 См.: Правила о действовании православных священников при погребении умерших р.-католического, лютеранского и реформатского исповедания. 1847. 25 февраля. Собр. мнений и отзывов митр. Филарета. Т. VI. 1260 См.: Собр. мнений и отзывов Митрополита Филарета. Т. VI. С. 277–278. Ср.: определение св. Синода 1904 года/Церковные ведомости. 1906. 28. Подробнее сказано о молитвах за умерших инославных христиан у прот. Н. Малиновского (Православное догматическое богословие. Т. III. С. 692–700). Здесь же указана и литература этого вопроса (С. 692, прим. 2). В дополнение к этой литературе мы можем назвать статью в «Церковных ведомостях» 1911 года под заглавием «О молитвах православной Церкви за умерших инославных христиан» и на брошюру Е.Н. Воронеца «Как и где молить Бога об усопших христианах неправославной церкви? " · Харьков, 1914. 1261 Св. Иоанн. Дамаскин. Слово об усопших/Христианское чтение. 1827. С. 323. Ср.: Камень веры. Ч. I. Гл. 3. Обычай поминать усопших в известные дни по своему началу восходит даже ко временам дохристианским (См.: С. Карпов. Исторический обзор поминальных дней у древних и новых народов. Тамбов, 1874). Древние евреи поминали и оплакивали своих умерших в течение трех, семи и тридцати дней после их смерти ( Чис. 19, 11–12; 20, 29 ; Втор, 34, 8; 1Цар. 31, 13 ; Сир. 22, 13 ). 1265 О древности этого обычая можно судить из читанной за умерших молитвы св. Афанасия Великого , хотя не дошедшей до нас, но упоминаемой Вальсамоном, патриархом Антиохийским XII века (см. толков. Вальсамона на 4 правило Апостольское. Прав. св. Апост. М., 1901. С. 7). 1266 Кроме цитир. сочинений о молитвенном поминовении умерших можно указать еще на следующие: С. Потехин. О молитвах за умерших/Миссионерское обозрение. Прилож. Кн. 4. 1900; О необходимости и спасительных плодах поминовения усопших. 1892. Изд. Афон. русск. Пантел. мон. и др. 1271 Беседа 4 на посл. к Филип. T. XI. Не допускал черных одежд в знак траура и св. Киприан в «De Moralitate», 20. 1276 Архиеп. Амвросий. Слово о наших обязанностях в отношении к потомству. Полн. собр. проповедей. Т. III. Харьков, 1902. С. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

на протопопа Архангельского Нижегор. собора Иосифа; в ней говорится между прочим: «А Гривку расчищал Духовский игумен Порфирий и владел Духовский монастырь теми землями уже лет 40 и больше по государевым жалованным грамотам». Игум. Порфирий был настоятелем в 1580 г. и скончался в 1604 г. М-рь упразднен в 1764 г. при архим. Димитрие. “Нижегор. губ. вед.», 1848 г., 31 (челобитная); “Нижегород. летописец», 53, в примеч.; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 619, 6; “Дополн. к Акт. истор.», X, 82 (Доходы и расходы 1682 г. Ниж. Новг.); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 87 (Кабала 1639 г. на игум. Владимира в 1½ руб.); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 557, 86 (Духовн. 1627 г. Пантел. Мисюря Соловцова); “Русск. истор. Библиот.», II, 959, 212 (отписка 1634–41 г. архим. Нижегор. Печер. м-ря о том, что игумен Духова м-ря Владимир не ходит для служения в собор, так как соборные протопопы не дают ему места). 789. Духов, мужской, заштатный (с 1764 г.), при гор. Боровичах, Новгородской губ., в низменной равнине, окруженной с 3 сторон горною возвышенностью и окаймлянной с зап. течением р. Мсты, которая в этом месте представляет окончание своих порогов. В надписи, сделанной на раке св. праведного Иакова, в которой хранится ныне часть мощей сего угодника Божия, сказано, что м-рь основан в 1327 г., а камен. собор. церковь св. Духа в 1345 г. Между тем в описании жития преп. Иакова не упоминается о бывшем здесь монастыре; известно только, что в 1452 г. на 3-ий день Пасхи, во время вскрытия р. Мсты, дивным образом принесло громадную льдину против течения воды, на которой стояла обрубленная без крыши колода, вмещавшая в себе нетленное тело отрока, чудным образом возвестившего, что он тезоименит св. ап. Иакову, брату Божию. Горожане предали земле отрока на том месте, где ныне часовня и св. колодезь, но при этом не упоминается об участии братии м-ря. Изливаемые чудеса правед. Иаковом обратили внимание духовенства, почему мощи были освидетельствованы еписк.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пскове. Существовал в 1307 г., когда в нем был игуменом Зосима. О нем в летописях сохранились следующие сведения. В 1468 г. «заложиша в монастыре на Красном Дворе церковь камену св. Пантелеймона, а заложиша апреля месяца 15, а свершиша сего месяца в 1 день; а взяша от нее дела своего мзду 30 рублев у чернцов». В 1470 г. «тою молниею у св. Пантелеймона в монастыри на Красном Дворе не на всех иконах золото пожгло еще до заутреней, а церковь в многих местех исходила стрелка, такоже и на лбу много поращепалось, а церкви Бог ублюде, понеже камена“. В 1544 г. во время пожара на Полонищи сгорело 3 монастыря, «а Пантелеймона святого на Красном дворе монастыря Бог ублюл». С половины XVI ст. был приписан к архиер. дому и в 1764 г. упразднен. “Полн. собр. лет.», IV, 231, 235, 306; V, 35; “Ист. Росс. Иер.», IV, 805; V, 462; Ратшин, 454; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 412; Князев, “Указат. достопам. Пскова», 35 (здесь показан под именем Пантел. Дальнего); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 39; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 408 (по указу 1730 г. 18 марта м-рь возобновлен и всякими потребами удовлетворен); IV, 43 (дело 1724 г. о розыскании имущества, оставшегося после иеромон. Евфимия). 1038. Пафнутиев – Рождество – Богородицкий, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Калужской губ., Боровского у., в 3 вер. от Боровска, на прекрасном, высоком местоположении, при впадении рч. Истремы в Протву. Основан в 1444 г. преп. Пафнутием, удалившимся сюда по принятии схимы из Высоцкого-Покровского монастыря, где он был игуменом. Здесь преподобный скончался в 1477 г. (а не в 1479 г.) 1 мая, в каковой день и чтится ему память. По смерти преп. Пафнутия игуменом монастыря был ученик его преп. Иосиф, который, по нежеланию братии принять общежительный устав, в 1479 г. удалился в княжество Волоколамское, где основал особый монастырь. Мощи преп. Пафнутия почивают под спудом в соборе Рождества Богородицы подле иконостаса, у южной стороны, по правую сторону входных дверей. 1-го мая бывает в монастырь крестный ход из городских и ближайших сельских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из известных нам видений святых угодников Божьих припомним видение св. Андрея, юродивого ради Христа, пребывшего вышеестественно в течение целых двух недель в созерцании невидимого мира и поведавшего другу своему иерею Никифору в доступных человеческому пониманию образах и выражениях следующее о рае: «Я увидал себя в раю прекрасном и удивительном и, восхищаясь духом, размышлял: что это?... Знаю, что живу в Константинополе; как же очутился здесь – понять не могу. Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из чудно-прекрасных цветов; и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному благолепию Божьего рая, я ходил по нем и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями; они колебались вершинами своими и увеселяли зрение; от ветвей их исходило великое благоухание. Одни из деревьев непрестанно цвели, другие украшались златовидными листьями, иные имели на себе различные плоды несказанной красоты и приятности. Невозможно тех дерев уподобить ни одному дереву земному: Божья рука, а не человеческая насадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество: иные из них были с златовидными крыльями, другие – белые как снег, а иные – разнообразно испещренные; они сидели на ветвях райских дерев и пели прекрасно; от сладкого пения их я не помнил себя; так услаждалось мое сердце; и казалось мне, что глас пения их досягал даже до высоты небесной. Стояли те прекрасные сады рядами, как бы полк против полка. В то время, как я ходил между ними в веселии сердца, увидел реку великую, текущую посреди их и их напояющую. На другом берегу реки был виноградник, которого лозы, украшенные златыми листьями и златовидными гроздьями, широко раскидывались. Дышали там от четырех стран ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими.   (Из брош. «Рай и ад». Изд. Русск. Афон. Пантел. монастыря). 36. Повесть препод. Анастасия Синаита о том, как Бог милует и прощает человека за неосуждение ближнего

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2398 Гласник срп. уч. др. 1885, кн. 63. Неволико прилога за црквену и полит. uemopujy jyжhux словена, 1–4. Ркп. подарена была Иорданом X. Константиновичем покойному проф. Панте Сречковичу, который упоминает о ней в своей Истор. српскога народа, кн. I, стр. 303. В настоящее время не поступила-ли она в библ. Белградской дух. семинарии вместе с другими ркп. Сречковича? 2399 Переводным считать это житие следует на основании языка. Некоторые погрешности его естественнее всего отнести на счет славянского перевода (волхв Виглиско вм. Вихинг, Радислав вм. Боритакан, Мынсия вм. Мисия). К числу интересных подробностей жития относится упоминание о построении Наумом обители в честь арх. Михаила съ богатствомъ (=на средства?) и благочестиваго цара блъгарскаго Бориша и сына его Смеона цара. тогда текуште лто (=905). Заслуживает внимания также замечание о том, что после смерти Наума съпрставает се чстное тло го божестъвными руками Христова Климента. О том, что Наум умер раньше Климента, говорит и древнее славянское житие первого. К сожалению, нам остался неизвестен греческий текст жития, на который можно возлагать некоторые надежды относительно уяснения того темного места славянского перевода, где речь идет о месте епископского служения Климента. 2400 Так в κ. πτ. и в ркп. Пантел. мон. τερος в средневековом греческом значит не только другой, но и некоторый -τις – ц.-слав. теръ 2404 В латинском переводе Курция читаем; quos Bulgaros vulgus novit (Pam. hlaholského pisemn., p. LVII). У Григоровича переведено: «которых обыкновенно признают болгарами» (Журн. мин. нар. просв. 1847, т. 53, 14). 2405 Успенский, Образов. втор. болгарского царства, 57, 103–105. Ср. Arch. f. slav. Phil., XXI (1899), S. 546. Jireek. Die cyrillische Inschrift v. Jahre 993. 2406 «Слышахом, – постановляют отцы собора 1667 г., – о иовоустроенных градех во стране Украинской о Беле-граде со окрестными его многими грады, яко многонародны и ратными людьми переполнены суть и яко посылаются тамо воеводы… со многим воинством. И того убо ради и дальняго расстояния желаше православный Самодержец, да будет тамо архиерей. И мы в тех градех благословихом и утвердимхом митрополию быти: да многая жатва без делателей не будет». Деяния Московск. собор. 1666 и 1667 годов. Москва. Синод. Типогр. 1893 г., стр. 84 об. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внутри церковь Воскресенская окрашена краской, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметевым, после упраздненного им в Павлове железного завода. Из икон Воскресенской церкви замечательны по древности и украшениям следующие: храмовый образ Воскресения Христова, длиной в два аршина с четвертью, а шириной в аршин и два вершка, в сребропозлащенной ризе. Владимирская икона Божией Матери, длиной в полтора аршина, а шириной в аршин, с убрусом и ризой из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и 10 вершков, а шириной в аршин и 3 вершка, с убрусом и ризой также из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. В киоте на тумбе образ нескольких угодников Божиих, на кипарисной доске длиной в 7 1/2, а шириной в 6 1/2 вершков, в сребропозлащенной ризе. Среди образа врезан сребропозлащенньй крест длиной в 3 1/2 а шириной в 3 вершка, с частями святых мощей, о коих на исподней доске оного надписано: «Мощи св. Ап. Ан. первозв., Ап. Варфоломея, Ап. Iakoba, Петра митроп., Алексан. Свирского, Гр. Нисскаго, Ант. Римлян., М. Харалам., М. Ипатия, Ам. Медиолан., Пантел. Целебника, м. Власия, м. Татианы, Евдокии, княз. Даниила Москов., Исид. Пилусиота, благов. княз. Константина и чадъ его Михаила и Феодора Муромск. При сихъ мощахъ еще земля отъ Голгофы». В подобном же киоте образ Сошествия Спасителя во ад, длиной в аршин и три четверти, а шириной в аршин с четвертью, с венцом, крестом и ризой сребропозлащенными, какие имеются и на первых трех иконах. Икона сия приложена в церковь князьями Черкасскими, а писана придворным иконописцем Ушаковым, славившимся при царе Алексее Михаиловиче и Петре Великом. В таком же киоте Казанская икона Божией Матери, длиной в аршин с четвертью, а шириной в аршин, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями в серебряных оправах. Икона сия писана также иконописцем Ушаковым, хотя по виду представляется древнее всех прочих. Она особенно пред другими иконами чтится жителями села Павлово и часто носится по домам для молебствия. К числу икон, писанных Ушаковым, принадлежат также иконы: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, архангела Гавриила, евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=09076

– Огласительные поучения (в слав. перев.) в митр. Макария «Великие МинеиЧетьи». Ноябрь. Спб., 1897. Творения, изд. Спб. дух. академии, 1867 г. (в 2 чч.) и 19071908 г. (в 2 чч.). Архим. Феодосий. (Олтаржевский). Палест. монашество в в. Киев, 1899. Еп. Феофан. Древние иноческие уставы пр. Пахомия Вел., св. Василия Вел., пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта. Изд. Афон. Пантел. мон. Москва, 1892. После того как нами была приготовлена к печати 1я часть настоящего труда и уже были напечатаны пять его глав, появились в свет вышеназванные сочинения Н. Гроссу «Пр. Феодор Студ., его время, жизнь и творения» и исторический очерк И. С. «Пр. Феодор Студ., его церковнообществ. и богословсколитерат. деятельность» в I томе Творений Феодора Студ. в р. пер. изд. Спб. дух. акад., 1907 г. Поэтому они не вошли в наш обзор литературы о Феодоре в III гл., но имелась нами в виду при печатании дальнейших глав, начиная с VIй. Считаем нужным, хотя бы здесь, дать краткие замечания о них. Сочинение Н. Гроссу состоит из двух частей. Первая посвящена церковнообществ. и монастырской деятельности пр. Феодора. Предварительно в введении (стр. VXXII) излагаются, существующие в литературе, тенденциозные взгляды на характер и направление деятельности Феодора, кратко обозреваются специальные монографии о нем (Томаса, Шнейдера, Преображенского, Гарднер, Марена) и источники для его биографии (творения Феодора и два его жития, с рассуждением о времени написания последних). Затем идет жизнеописание его (ч. I, гл. IIV). В связи с тем или другим его моментом здесь вставлены: характеристика иконоборческого движения VIII в. (стр. 818), оценка поведения Феодора в михианских спорах (6168), изображение и оценка его, как реорганизатора монашества, вместе с описанием порядков студийского монастыря в его время (гл. III, стр. 69117). Первая часть заключается общей характеристикой Феодора, краткой историей прославления его имени по смерти и гонении на студитов при патр. Мефодии (158162). Вторая часть посвящена литературной деятельности Феодора (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Сх. Досифей, Пантел. Мон., 2 ав. 1912 г. 2. Исповедание веры во Имя Божие в вопросах и ответах Вопрос: Что такое есть Имя Божие? Ответ: Понятие Имени Божия есть всеобъемлющее. Имя Божие, во-первых, означает изречение, определение или наименование неименуемого тварью Отчего Существа, его же весть и глаголет только Слово и Сын. Во-вторых, Имя Божие, именование Бога словесною тварью по тем свойствам Божиим, которые Бог проявил в творении и миробытии. В-третьих, Имя Божие суть те Богооткровенные истины о Боге, которые Сам Бог открыл о Себе Духом Святым, через пророков и Апостолов, а также устами Воплощённого Слова и Сына. В-четвёртых, Имя Божие означает иногда и славу Божию, которою Бог прославил Имя Своё, т. е. Себя Самого пред очами словесной твари Своей. В-пятых, Имя Божие и слава Его есть и то, когда словесная тварь прославляет Имя Творца Своего, волею повинуясь заповедям Его и являя самою жизнью своей веру, надежду и любовь к Создателю и Благодетелю своему. Вопрос: Что такое есть вера во Имя Божие? Ответ: Вера во Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа есть заповедь, которую дал нам Сам Господь, как о том свидетельствует ап. Иоанн Богослов: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа...» ( 1Ин. 3:23 ). «Не веруяй, уже осуждён есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Божия» ( Ин. 3:18 ). «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин. 1:12 ). Сии тексты имеют весьма много толкований, но, во-первых, их подобает понимать, как говорит Златоустый, дословно: «Когда Господь возвестит что-нибудь, то слушатели не должны перетолковывать слов Его и с любопытством исследовать, но обязаны только принять их. И Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны исследовать Сущности Его, но веровать во Имя Его, так как Оно творило чудеса» 266 . Вопрос: Во что же именно во Имени Божием подобает веровать? Ответ: Во-первых, подобает веровать в истинность Имени Божия, т. е. в то, что Бог и на самом деле есть таков, как Его Имя Божие именует. Во-вторых же, подобает веровать, что призываемое Имя Божие не есть одно только простое и текучее человеческое слово, но веровать, что оно неотделимо от Самого Бога и есть «Сам Бог Сый и Живый», есть «Дух и Живот», как и всякое слово Божие. В-третьих, подобает верить, что призываемое Имя Божие есть всепобеждающая и вся содержащая Божественная сила, которою держится весь мир» 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Разумеем, главным образом, стремление к духовному просвещению и к подвигам благотворительности. Так ей и подобает. Занимая местность в центре государственного и церковного управления, находясь в ближайших сношениях с образованными народами Европы, Петербургская епархия имеет, кроме того, счастье управляться мудрейшими и опытнейшими из архипастырей, делать удачный выбор разных церковных деятелей, раньше других епархий усвоять себе и благие начинания правительства, и лучшие плоды европейской образованности. Оставляя в стороне мечты, возложим надежду на Бога, без которого всуе труждаются зиждущие град. Будем надеяться, что Господь, свыше устрояющий благо всей православной церкви, не оставит своими милостями ту малую часть, которую составляет Петербургская епархия. 1 Источниками для составителя, кроме прежних выпусков комитета были: 1) отчеты Обер-Прокурора Свят. Синода с 1838 года, доставленные г. начальни­ком Синод. Архива Ник. Ив. Григоровичем, при содействии его превосх. В. К. Саб­лера; 2) опись бумаг Консисторского Архива, причем составитель руководился ука­заниями архивариуса Григ. Андр. Лебедева. Статья эта есть только краткий очерк и, конечно, исполнена погрешностей, за которые составитель просят извинения у читателей. 4 Например, был указ об уничтожении, в квартире Пантел. дьячка, окна, выходящего на Литейной (н. Соляной городок) 1833 г. 5 Указ, чтобы дьячки не стриглись «лаверже» был выдан в 1805 г. Указ о небритии диаконами усов был выдан в 1824 г. 6 Такое разрешение было дано в 1844 г. владимир. священнику Тихонравову и Исаак. собора священнику Стратилатову. 9 Только уже в 1884 г. введена большая определенность в разделении уездов на округи, но и эта определенность не всеми причтами принимается безропотно. 13 В последние годы было несколько предписаний – отдавать деньги на хранение не в частные, а в Государственный банк. Крах, постигший Скопинский банк, отозвался на многих монастырях и церквах большими потерями. 14 Закрепление мест было узаконено положением 1823 г., авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

д. ( Мф.14:25 ; Лк.12:38 ). Равным образом и время дня подразделяли на столько же частей, кои определялись следующим порядком часов: от 12 часов, или от восхождения солнца до 3 часа, включительно шла первая четверть дня, которая носила название «двенадцатаго» часа; от 3 до 6 часов вторая четверть, называвшаяся «третьим» часом; от 6 до 9 – третья четверть, которую называли «шестым» часом; от 9 до 12 – четвертая и последняя четверть, под именем «девятаго часа» ( Деян. 2:15; 3:1;10:3,9 ). Имея в виду такое разделение часов, у Евреев, удобно понять может всякий, что между св. Марком и Иоанном нет ни малейшего несогласия касательно времени и часа, когда распят Господь наш. Первый из них, не говоря об осуждении Иисуса Христа на смерть, означает время распятия Его концем прошедшей первой четверти дня: «бе же час третий,– говорит он,– и распяша Его (Иис. Христа)». А евангелист Иоанн, как осуждение, так и распятие Господа означает началом уже наступившей второй четверти дня, точно так, как и мы означаем иногда время приблизительно только, – или тем часом, который пришел, или тем, который уже наступил и идет» (из книги: «Иисус Христос на Голгофе или семь слов Его на Кресте» 1858 г. – стр. 59–60). 2 По учению же Святой Церкви, – лествица Иаковля предызображала и Пресвятую Деву Богородицу: «радуйся мосте, к небесем преводяй и лествице высокая, юже Иаков виде» (из стихиры на Господи воззвах – в пяток вечера5-й недели Великого Поста. См. также Благодарств. кан. Юожией Матери. Пес. 4, троп. 2). Святая Церковь именует Пресвятую Деву Марию первообразом Иаковлевой лествицы по отношению к рождению Ею Подвигоположника нашего спасения – Господа Иисуса Христа. См. о сем наше «Изъяснение акафистных наименований Богородицы», в сентяб.кн. Душ. Чтения 1863, стр. 174. Статья сия издана отдельною книгою Аф. Русск. Пантел. Монастырем в 1892 г. 4 Св. отцы Церкви так изъясняют отношение к Кресту Христову победы народа Божия над Амаликитянами: «До вечера Моисей воздевал руки крестообразно, ибо и Христос до вечера пребыл на древе и вечером был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010