Laert. – Диоген Лаертский. Жизнеописания знаменитых философов Epiph. Panar. – Епифаний Саламинский. Панарион Eus. De mart. Pal. – Евсевий Кесарийский . О Палестинских мучениках Eus. НЕ – Евсевий Кесарийский . Церковная история Eus. Praep. evang. – Евсевий Кесарийский . Предуготовление к Евангелию Greg. Tur. Mir. – Григорий Турский . О чудесах Hdt. – Геродот. История Herrn. Mand. – Герм. Пастырь. Установления Herm. Sim. – Герм. Пастырь. Подобия ier. Vita Pauli – Иероним Стридонский . Житие Павла монаха Hipp. Ref. – Ипполита Римский . Опровержение всех ересей Hom. Od. – Гомер. Одиссея Ign. Ер. Eph. – Игнатий Антиохийский . Послание Эфесянам Ign. Ер. Pol. – Игнатий Антиохийский . Послание Поликарпу Ign. Ер. Rom. – Игнатий Антиохийский . Послание Римлянам Ign. Ер. Smyrn– Игнатий Антиохийский . Послание Смирнянам los. AJ – Иосиф Флавий. Иудейские древности Iren. АН – Ириней Лионский . Против ересей Iren. fr. – Ириней Лионский . Фрагменты lust. Apol. I – Юстин Философ. I Апология lust. Apol. II – Юстин Философ. II Апология lust. Dial. с. Tryph. – Юстин. Диалог с Трифоном luv. – Ювенал. Сатиры Lact. De mort. pers. – Лактанций . О смерти преследователей Lib. Orat. – Либаний. Речи Luc. De dea Syr. – Лукиан. О Сирийской богине Luc. De mort. Per. – Лукиан. О смерти Перегрина Luc. Herm. – Лукиан. Гермотим Luc. Iup. trag. – Лукиан. Юпитер трагический 4 Масс. – 4 Книга Маккавеев Macr. Sat. – Макробий. Сатурналии Mart. Agapae – Мученичество Агапы Mart. Apoll. – Мученичество Аполлония Mart. Carpi gr. – Мученичество Карпа (греческая версия) Mart. Carpi lat. – Мученичество Карпа (латинская версия) Mart. Cononi – Мученичество Конона Mart. Dasii – Мученичество Дасия Mart. Epigr. – Марциал. Эпиграммы Mart. Eupli – Мученичество Эвпла Mart. Lugd. – Мученичество Лионских мучеников Mart. Mont. – Мученичество Монтана Mart. Pionii – Мученичество Пиония Mart. Pol. – Мученичество Поликарпа Mart. Pot. et Bas. – Мученичество Потамиены и Василида Mart. Seil. – Мученичество Скилитанских мучеников Mart.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его мать звали Евдокией. О перипетиях мирской жизни отца Лукиана нам ничего не известно, но по его письмам можно судить, что он получил хорошее образование. В 1851 году он прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Ему было тогда чуть больше 17-ти лет, а потому духовник Иероним дал ему послушание келейника. В 1854 году его постригли в мантию с именем Лукиан. Отец Иероним часто уединялся по разным кельям монастыря и почти на протяжении 15-ти лет повсюду с ним следовал его келейник отец Лукиан. Ему выпало счастье быть постоянно рядом со святым человеком, которого он очень любил и почитал. Братия белой завистью завидовала отцу Лукиану. В 1865 году отца Лукиана рукоположили в иеродиакона. Вскоре после этого старцы обители задумали устроить в монастыре типографию и для изучения типографского дела выбрали отца Лукиана, так как он имел дар рисования и занимался иконописью. Его отправили в Константинополь. Первым его заданием было подготовить фотоальбом об Афоне, который старцы желали передать послу графу Николаю Игнатьеву, ктитору и благодетелю обители, для преподнесения Императорской фамилии. Вот как он описывает старцам то, как должен был бы выглядеть альбом: «Альбом Его Высочеству должен быть сделан как можно изящнее. Для этой цели нам надо найти хорошего резчика, который бы мог вырезать на дереве и на кости на лицевой стороне альбома изображение Святой Горы Афон, а кругом ее должно быть расположено простенькое рококо (т. е. плетушки или гирлянды), по углам – бордюр. Посередине – Гора, а под горой – крест. Повыше креста будет написано заглавие этого альбома (циркуляром)» 203 . Отец Лукиан освоил технику типографской печати и, закупив нужное оборудование, вернулся в обитель. Здесь он организовал типографию, где в основном печатались иконки и малые листки духовного содержания, делали разные литографии. Отец Лукиан передал свое знание многим собратиям, которые продолжали его дело вплоть до Первой мировой войны. В 1885 году умер духовник Иероним, человек, который был очень дорог отцу Лукиану.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 471-472 ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич; 1868-1937), игум., прмч. (пам. 16 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 472-473 473-474 474-477 ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви 477-478 478-479 479-481 ПАНТЕЛЕИМОН (Романовский Павел Михайлович; 1952-2019), архиеп. бывш. Кировоградский и Новомиргородский 482-485 ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 485-486 486-487 487-488 488-489 ПАНТЕН († нач. III в.), св. (пам. зап. 7 июля; пам. копт. 22 июня), христ. богослов, миссионер, глава Александрийской богословской школы Богословские школы древней Церкви 489-490 490-491 491-500 ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры 500-504 ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны 504-506 506-507 ПАНЧЕНКО Константин Александрович (род. 17.02.1968), российский историк-востоковед , специалист по истории и культуре христ. Востока в средние века и Новое время 507-509 ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков;1931-2004), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата 509-510 ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) 510-511 511-514 514-515 ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии 515-518 518-519 ПАПИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские

http://pravenc.ru/vol/liv.html

В 1869 году он со своими сыновьями поступил в Андреевский скит, но испытание его решимости неуклонно идти по пути спасения этим не закончилось. Неожиданно заболели его старшие сыновья, видимо, заразились от матери еще дома, и через год он похоронил и их. Даже это невыносимое горе не поколебало Симеона Петровича в вере, и он сказал твердое «да», когда игумен скита предложил ему постриг в монахи. Его постригли в мантию с именем Андрей. Скоро он был вынужден расстаться и с младшим сыном, которого призвали на военную службу в Россию. Отец Андрей не смог жить рядом с могилами своих сыновей и попросил благословения настоятеля скита перейти в Русский Пантелеимонов монастырь, что и случилось в 1876 году. Начался новый этап его 30-летней монашеской жизни, во время которого он служил уже не своей гордости, а Богу и людям, творил дела христианской любви и шаг за шагом прокладывал путь к человеколюбивому Богу. 14 марта 1878 года его постригли в схиму с именем Серафим. В 1878 году отца Серафима послали в Москву на послушание – управлять Полянским домом, а потом наблюдать за постройкой новой монастырской часовни у Владимирских ворот. Он часто переписывался со своими духовными отцами, духовником Иеронимом и игуменом Макарием 201 . Возвратился на Афон через шесть лет, в 1884 году. За это время дочка его стала совершеннолетней и решила последовать примеру отца и поступить в монастырь. Она стала монахиней в Покровском монастыре Киева с именем Евдокия, при этом поддерживала тесные духовные связи с родным отцом, переписываясь с ним. В архиве монастыря сохранились все ее письма 202 . С 1884 года до самой смерти отец Серафим проходил послушание в канцелярии монастыря. Он отличался смирением и полным доверием воле Божией. Монашеские обязанности исполнял в точности, особенно был ревностен на богослужениях. Преставился отец Серафим 20 ноября 1899 года. Схиархидиакон Лукиан (Роев) Схиархидиакон Лукиан (в миру Лев Григорьевич Роев) родился в 1834 году в мещанской семье города Азов Екатеринославской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Текст Новопросвещенный царь Вавилонский, когда восхотел веру христианскую открыти и пострадати, тогда призва митрополита, иже во внутренней его молитвенней храмине сотвори св. литургию и причасти его св. тайн, и предаше себе царь Вавилонский на смерть мученическую. Замечание Благоверный царь Иоанн призывает митрополита, а не беглого попа; законно совершается во внутренней молитвенной храмине его божественная литургия, и самая храмина могла быть освящена. Текст Святой Ермолай пресвитер, крыяся от царя Максимиана, в малом некоем доме во внутренней клети литургиса, и причасти юношу Пантелеймона. Замечание «Ермолай святой, возвратился в дом, крести юношу во имя Отца и Сына и Святого Духа, и соверши святую литургию во внутренней клети своей». В своей клети, которая была освящена, в которой было епископское благословение, по чину церкви; ибо Ермолай крылся от царя Максимиана, а не от епископа. Чет.-Мин. Июля 29 дня. Текст По убиении св. Лаврентия взяша христиане тело его, несоша в пещеру и творяху всеночная моления; а св. Иустин пресвитер литургиса и причасти всех святым тайнам тела и крови Христовы. Замечание И св. Иустин, совершивый божественную литургию при мощах св. мученика Лаврентия, совершил так, как церковью было установлено. Он не презирал церкви и епископов, ибо над телом ревностного последователя святому папе Сиксту, архидиакона его, божественную литургию совершил. Чет.-Мин. Августе в 10-й день. Текст Св. Папа Маркеллин, крыяся от мучителей в некоем доме, помаза крещенного диаконом Сисинием Апрониана Комминтарисия миром, и совершив святую литургию причасти его св. тайн. Замечание Вот подлинные слова Четьи-Минеи: «таже веде (Сисиний) его (Апрониана) ко св. Маркеллу папе; той же миром святым помаза новопросвещенного и, совершив св. литургию, причасти обоих, и всех тамо бывших». Есть ли хотя слово о доме? Чет.-Мин. Июль в 7-й день. Текст Святой Лукиан пресвитер, сидя в темнице за имя Исус Христово; и приспевшу празднику Богоявления Господня, вождел святый, дабы сам и сущий с ним были причастницы св. тайн; и устрой Бог , яко неции от верных принесоша в темницу хлеб и вино. И рече святый верным: «обступите меня окрест, и церковью будете; врую бо Богу, яко лучше и благоприятнее ему будет церковь живая, неже от древа созданная». Обступившим же его всем, рече: «совершим литургию и причастимся божественных тайн». Реша же ученицы его: «где, отче, к совершенью святых тайн хлебе положим? стол бо несть зде». Святой же Лукиан, будучи связан, лежа на чрепинах, лицом горе, рече: «на персех моих положите, да буду живой престол живому Богу». И тако в темнице на персях святого совершися божественная литургия со всеми принадлежащими ей молитвами чинно, яко же подобает, и вси быша причастницы св. тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

150 Говоря о литографском станке на Афоне, нельзя не упомянуть здесь талантливой личности о. архидиакона Лукиана, мирно доживающего свой век на ближайшей к монастырю келлии. Первые литографские работы на Афоне были делом рук или его самого или же учеников, работавших под его непосредственным надзором. О. Лукиан недурной живописец. Его кисти принадлежат многие иконы, хранящиеся в монастыре, и даже картины, украшающие монастырские архондарики или гостиные. 151 Его биографический очерк напечатан отдельной брошюрой под заглавием: Воинов И., священник. Русского на Афоне Пантелеимоновского монастыря иеромонах Арсений. Изд. 3-е. М., 1890. 152 Личность о. Пантелеймона заслуживает некоторого к себе внимания со стороны наших читателей. О нем мы скажем подробнее в своем месте, в главе «Издательская деятельность русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне», здесь же отметим, что на первых порах своего вступления в монастырь он за грамотность и недурной почерк был сделан руководителем монастырской канцелярии и пользовался вполне расположением к себе старцев монастыря. 153 Часть этих писем издана в особых брошюрах: «Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха о. Арсения к разным лицам в 2-х выпусках». 155 Весьма интересные сведения сообщаются об о. Паисии в корреспонденциях «Нового Времени» за 1888 г. 4. С. 540 и 4. С. 547. 156 О. Паисий когда-то был шалопутским пророком. После отречения от прежних заблуждений, уже на Афоне описал свою небезупречную в нравственном отношении жизнь в этой роли в особой брошюре: «Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения» (Одесса, 1886). 151 Николаева Л. Абиссинская миссия архимандрита Паисия и Н. И. Ашинова. Одесса, 1889. 157 Карейская монашеская школа, как гласит находящаяся на ней надпись, окончена постройкою 15 апреля 1814 года. 158 Прекрасную характеристику личности о. Матвея сделал преподаватель волоколамского духовного училища П. Соколов, посетивший Святую Гору лично, в статье: «Русские монахи-археологи на Афоне» (Московские Ведомости за 1890 год. 25. С. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

2, 5,112). Тацит рассказывает, как Публий Вителлий покончил с собой в тюрьме, попросив нож для выскабливания написанного под предлогом литературных занятий (Ann., VI, 5, 8), а Пакониан был казнен за стихи против Тиберия, которые он сочинил, находясь в темнице (Ann., VI, 39). О составлении сочинений в тюрьме сообщает и Флавий Филострат (VA, IV, 46). Что касается христиан, то можно вспомнить письма Игнатия Антиохийского ; «Мученичество Перпетуи и Фелицитаты», где содержатся фрагменты тюремного дневника Перпетуи (2, 3); «Мученичество Монтана и Луция», частью которого является письмо мучеников (1–11); и Послание Филеаса, написанное в тюрьме. Особое место в этой «тюремной литературе» занимают письма Киприана Карфагенского – современника мученичества Пиония (Ер., 16, 20, 21 et al.). Таким образом, у христиан, безусловно, была возможность занять свой вынужденный досуг составлением сочинений. Если душа христианина в тюрьме могла быть спокойна, то и с плотью дела обстояли не хуже. Заключенный снабжался всем необходимым независимо от того, где он находился в заключении или куда был сослан («Вы снабжаете посылками братьев, находящихся в рудниках», – пишет Дионисий Александрийский о римской общине (Eus. НЕ, IV, 23, 10)). Диаконы Терций и Помпоний при помощи взятки добились перевода Перпетуи и ее товарищей в лучшую часть тюрьмы (Mart. Регр., 3). Иногда забота общины о бренном теле исповедника даже перехлестывала через край. Лукиан говорит об «обеде из различных блюд», доставлявшемся Перегрину, а Тертуллиан (правда, уже став монтанистом), рассказывая о мученичестве некоего Пристина, упоминает о пышных обедах, ваннах и вине, причем в таких количествах, что мученик на допросе вместо исповедания только икал и рыгал (De jejun., 12). На помощь заключенным приходила не только община, но и частные лица: «В то время как наша мать и владычица Церковь , а также отдельные братья-христиане помогают вам в темнице поддерживать свое бренное тело...» – пишет Тертуллиан верующим в оковах (Tert. Ad. mart., 1). Особую активность проявляли в этом отношении женщины-христианки. Один из самых распространенных сюжетов в апокрифических деяниях апостолов и мученичествах – посещение узника обращенной им в христианство, (как правило, молодой и красивой) женой или дочерью (а в Деяниях Иуды Фомы – и той и другой) одного из знатных язычников. Мужья и отцы подобное поведение одобрить не могли по многим причинам, а поэтому, пользуясь своим влиянием, ускоряли процесс осуждения и казни «безбожника и колдуна». Эти посещения можно было бы счесть за некий литературный прием, кочующий из апокрифа в апокриф, но их реальность подтверждает Тертуллиан , рассуждающий о невозможности брака между христианкой и язычником: «Стерпит ли он, чтобы она тайком ходила в темницу целовать оковы мученика?» – спрашивает он (Ad uxor., II, 4, 2). Конечно, все меры по облегчению участи заключенных предпринимались с ведома тюремной стражи. Кто же охранял христиан?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы

http://pravenc.ru/text/164429.html

В образах старца прослеживаются определенные портретные черты (аскетическое удлиненное лицо). Отличительной чертой ранних изображений является прическа: волосы разделены на 2 части пробором и забраны за уши, на лбу ложатся 2 полукружиями. Изображения Е. С. снабжены титлами, исполненными древнегруз. письмом - асомтаврули . На миниатюрах в греко-груз. рукописи надписи выполнены по-гречески. Иконографические черты Е. С. и надпись: «Святой Евфимий» - на фреске XI в., украшающей софит центральной арки трапезной пещерного мон-ря Удабно в Гареджи , дали повод отождествить образ с образом Е. С. В Житии прп. Георгия Святогорца описывается икона, созданная по заказу груз. епископа в К-поле вскоре после смерти прп. Георгия для гробницы преподобных Е. С. и Георгия, на к-рой они изображены молящимися перед Пресв. Богородицей. Лит.: Вирсаладзе Т. Б. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тбилиси, 1973. Табл. 25; Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 101, 105, 107. Ил. 82, 149; Лидов А. М. Фресковая живопись Ахталы. М., 1991. С. 73-79; Евсеева. Афонская книга. С. 199, 224. N 39, 64; Вольская А. И. Росписи средневек. трапезных Грузии. Тбилиси, 1974. C. 70-72. Ил. 19, 21; The Ossuary of the Bachkovo monastery/Ed. E. Bakalova et al. Plovdiv, 2003. P. 74-80. Fig. 55; Кирион [Садзаглишвили], еп. Ахтальский мон-рь. Тбилиси, 2005. Ил. XXXVI. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/187800.html

Вокруг него 12 серафимов, между окнами 8 ангелов, 16 херувимов, ниже 8 праотцев в рост, еще ниже в кругах 12 пророков. На парусах евангелисты, между ними «Нерукотворный убрус», на подпружных арках свода апостолы из числа 70. На сводах собора 12 членов «Символы веры». В трех верхних ярусах стен иллюстрации к Новому Завету и земной жизни Иисуса Христа. В четверном ярусе сцены из жития Богородицы и ее Успения, в пятом «Вселенские соборы». Всю западную стену занимает «Страшный суд». На столбах тремя рядами расположены мученики. На юго-восточном столбе: Диомид, Карп, Кир, Мига, Ермоген, Евграф, Иоанн Белгородский, Иоанн Воинственник, Кондрат, Георгий, Меркурий. На юго-западном: Варфоломей, Доментиан, Феодор, Нестор, Уар, Арефа, Мартириан, Севастиан, Федор Тирон, Феодор Стратилат, Никита. На северо-восточном столбе: Анастасий, Евстафий, Дормидонт, Трофим, Савватий, Маркиан, Иаков, Андрей Стратилат, Дмитрий Солунский, Пантелеимон, Прокл, Лаврентий. На северо-западном столбе: Созомон, Александр, Онисифор, Мамант, Гервасий, Протасий, Келсий, Назарий, Александр, Лукиан, Терентий, Георгий Святоградский. На столбах за иконостасом апостолы Петр и Павел. В своде центрального алтаря «Отечество». В конхе «Распятие» с предстоящими, ниже Христос, сидящий на престоле. По сторонам сцены из «Литургии». В горнем месте под троном Вседержителя «Царь Константин» и «Епископ Сильвестр», по сторонам «Собор благочестивых». В апсиде 12 святителей в рост. На западной стене центрального алтаря над царскими вратами девять ангельских чинов. В конхе жертвенника «София Премудрость Божия», в апсиде «Тайная вечеря» и «Омовение ног», ниже архидьяконы в рост. На западной стене жертвенника «Преломление хлеба апостолом Петром». На северной стене арочного приема избранные ростовские святые, ниже мученики Гурий, Самон и Авив, на южной стене «Се не вздремлет храняй Израиля». Над жертвенником ризничная палатка. На стенах палатки написаны на белом фоне красный херувим, Голгофа и колоссальных размеров красно-черный орнамент, напоминающий узор на турецких бархатах. В куполе Леонтьевского придела «Аз днесь родих тя», вокруг 10 херувимов, в барабане 6 святителей, ниже 8 ростовских и московских чудотворцев в кругах, на парусах апостолы из числа 70. В конхе алтаря «Ветхозаветная Троица», в апсиде сцены из жития св. Леонтия, ниже Христос, Богоматерь и 12 апостолов в рост. На стенах придела отдельные святители и сцены страданий апостола Андрея, мученицы Екатерины и св. Севастиана. В 1991 г. собор возвращён Русской православной церкви. В последние годы здесь проведены большие реставрационные работы: восстановлена дренажная система, кровля, отреставрированы фасады. Собор открыт для посещения, но богослужения проводятся только по особым праздникам.

http://sobory.ru/article/?object=00224

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010