Важнейшие тексты Лосева о марксизме: — «История эстетических учений» . Здесь дано ядро учения Лосева о марксизме, система христианского марксизма. — «Некоторые элементарные размышления к вопросу о логических основах исчисления бесконечно-малых» — несмотря на пугающее название, речь здесь идет о марксизме. Здесь Лосев добавляет несколько интересных подробностей к своему христианскому марксизму. Читать эти два текста надо вместе. — «История античной эстетики» — главное произведение второго периода творчества Лосева. Здесь он с помощью своего марксизма рассматривает историю античной культуры. Особенно важны для нас: «Социально-историческая основа античной эстетики» , вступительный текст к первому тому, где дается методология всего исследования; первая книга последнего тома —  «Итоги тысячелетнего развития» , где Лосев прослеживает переход античной культуры с ее интуиции тела к средневековой (христианской) культуре с ее интуицией личности. — «Из разговоров на Беломорстрое», «Встреча» : два удивительных текста. Оба — художественно-философские, подражания «Диалогам» Платона или «Разговорам» Соловьева («Встреча» имеет даже любовную интригу). Оба написаны узником Беломорканала, на Беломорканале, про узников Беломорканала: согласитесь, лучшего места для размышления о социализме трудно найти. В первом тексте обсуждается техника, во втором — музыка, но на самом деле подлинная тема обоих текстов — советская власть, социализм. Тексты ироничны, местами — гротескны; это надо иметь в виду при чтении. «История социализма. Предтечи новейшего социализма» — книга Карла Каутского, выдающегося марксиста и деятеля немецкой и мировой социал-демократии. Фактически — история христианского социализма: первохристианский коммунизм, монастырский коммунизм, социалистические идеи Святых Отцов, многочисленные христиано-социалистические движения Средних веков вплоть до Томаса Мора, Крестьянской войны в Германии, Английской Революции. «Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления» — книга выдающегося современного философа Джорджо Агамбена, где показано, как в богословии Церкви были сформулированы те концепты, что управляют политикой и экономикой современного мира. Писания Отцов как источник современности.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Начало 1920-х годов – сложился «имяславческий кружок», собиравшийся на квартирах Лосевых, Д.Ф. Егорова, П.С. Попова, где заслушивались доклады об имяславии А.Ф. Лосева , о. Павла Флоренского и др. Собрания кружка посещали: М.А. Новосёлов, А.Ф. Лосев , В.М. Лосева-Соколова, Д.Ф. Егоров; П.С. Попов, о. Павел Флоренский , Н.М. Соловьёв, Н.Н. Бухгольц, А.В. Сузин, Г.А. Рачинский, М.Н. Хитрово-Крамской, Н.В. Петровский, В.А. Баскарев, М.А. Сверчков, Г.И. Чулков, В.Н. Пономарев и др. 1925 – собрания «имяславческого кружка» завершились: «Собрания с имяславскими докладами завершились в 1925 г., когда начались систематические аресты и арестованных уже не выпускали, как было раньше (запись в дневнике В.М. Лосевой 3/ΧΙΙ-25 г.)» 1869 . 1928 Весна – август – переходя с места на место, в глубокой тайне, проходил «Кочующий Собор» катакомбной Истинно-Православной Церкви; под влиянием М.А. Новосёлова (епископ Марк) в текст Определения Собора были внесены имяславческие пункты; имяславцам был открыт беспрепятственный доступ в ИПЦ (сообщил еп. Амвросий (граф Алексей фон Сивере)). « В 1928 г. или в начале 1929 г. в кавказских горах была отыскана и расстреляна группа имяславцев, монахов-подвижников, высланных с Афона после известного имяславского движения. Во главе их стоял Павел Дометич Григорович, дворянин, помещик и ротмистр из Киевской губернии, который после 20 лет монашества, по призыву в Армию, был на войне 1914 г. и после её окончания, в революцию, вернулся в Кавказские горы и носил имя Пантелеимона» 1870 . 1930 Чекисты сфабриковали дело «Всесоюзного центра церковно-монархической организации «Истинное православие»», в котором они объединили весьма разнородные религиозные группы, среди которых особую роль они отвели «контрреволюционной монархической организации «имяславцев " ». Ей приписывалась роль иезуитов православия 1871 . В дело включили М.А. Новосёлова, А.Ф. Лосева . В.М. Лосеву-Соколову, Д.Ф. Егорова, свящ. Ф.К. Андреева, свящ. Н.К. Прозорова и др. Им приписывали план свержения Советской власти, как «власти антихриста», и восстановления монархии. Связь между всеми группами приписывали М.А. Новосёлову. 27-ю ячейками на Северном Кавказе, среди которых были и имяславческие, якобы руководил еп. Варлаам (Лазаренко). 50-ю ячейками в Воронежской области руководил еп. Алексий (Буй), тесно связанный с руководством «Имяславия» 1872 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Символы сáмого самог суть именно такие явления тайны, очень понятные и ясные, вполне представимые и мыслимые явления тайны как тайны».     Начатую работу сам автор скромно называет очерком, оставляя её до поры до времени даже без заголовка. В действительности труд этот приобретает совершенно иной ранг, благодаря значимости выводов, к которым приводят результаты всестороннего анализа сáмого самог, о чём свидетельствует следующее заключение Лосева: « Теперь остаётся только зафиксировать предложенное предварительное учение в максимально кратких тезисах, которые были бы удобны для обозрения, критики и запоминания». А ведь этими шестью достаточно подробно комментируемыми автором тезисами, завершается всего лишь четвёртая (по количеству страниц) часть его работы, которую он продолжил по возвращению в Москву из мест заключения. И поскольку для Лосева любой шаг в познании немыслим без участия истории, это продолжение заключено им в разделе «Из истории учения о самости».     Данный раздел представляет собой самостоятельное исследование, в котором глубина всеохватной эрудиции автора проявилась в его анализе различия фундаментов мировосприятия, сформировавшихся в Древней Индии и в Древней Греции. Но, главное в том, что далее Лосев   выступает с позиций непримиримого борца с западноевропейским ratio. В том же, что для начала осуществления своей программы он обращается всё к тем же Ареопагитикам, нет ничего удивительного. Это следует из изложенной им самим оценки значимости данного творения: « Здесь мы находим в такой мере интенсивное ощущение трансцендентности Абсолюта, что, можно сказать, Ареопагитики являются в этом отношении непревзойденным документом человеческой мысли вообще». Причём, оценку эту он подкрепляет достаточно обширными выдержками из самих Ареопагитик, а также из трудов широко опиравшегося на них Николая Кузанского. А затем Лосеву удаётся, активно используя первоисточники, проследить путь оскудения западноевропейской философской мысли по мере превращения ею изначальной непостижимости самог Бога в свою собственную принадлежность.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/23/...

Месяцеслов М. Е. представляет собой образец сочетания праздников византийской, латинской и отечественной традиций и восходит к различным лит. источникам, отражая культурные связи еще сохраняющего единство слав. мира, а также правосл. Востока и христ. Запада. Наличие зап. праздников в месяцеслове М. Е. можно объяснить прежде всего родственными связями и активными политическими контактами. Среди них оказались святые, память к-рых содержится в мартирологах: напр., память мч. Виктора в Эбредуне (ныне Амбрён) в Галлии (22 янв.) - в Мартирологах Римском или Узуарда, что свидетельствует о знакомстве составителей текста месяцеслова М. Е. с фундаментальными трудами по зап. агиологии; память прп. Венедикта Нурсийского празднуется дважды: под 14 (согласно визант. традиции) и 21 марта, днем преставления основателя аббатства Монте-Кассино и составителя монашеского устава (Там же. С. 67). М. Е. также содержит праздники из числа к-польских: 11 мая - основание К-поля (Царьград), 5 июня - избавление от нападения аваров на К-поль в 617 г. ( Лосева. 2009. С. 160). В его месяцеслове присутствует празднование святым князьям Борису и Глебу под 24 июля. К числу уникальных рус. праздников относится также освящение храма Св. Софии в Киеве, Сказание о к-ром помещено под 4 нояб. (с упоминанием митр. Ефрема); в Прологах встречается лишь со 2-й пол. XIII в. Лосева считает, что на помещение подобного праздника повлияли празднование освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде 3 нояб. и почитание вмч. Георгия Победоносца как патронального святого вел. кн. Ярослава (Георгия) Мудрого, предка вел. кн. Мстислава (Феодора) Великого. Время освящения киевского собора Св. Софии исследовательница соотносит с возможным повышенным интересом и к Георгиевскому храму в Лидде, который был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом после разрушения в 1009 г. ( Лосева. 2001. С. 98-100; Она же. 2009. С. 179). Не исключено, что внимание к вмч. Георгию и почитание храмов с посвящением ему обусловлены не только памятью имени пращура заказчика рукописи, но и отношением к нему как к личному патрону: Уханова полагает, что кн. Мстислав Владимирович имел еще одно крестильное имя - в честь вмч. Георгия Победоносца, так же как и его прадед ( Уханова. 2006. С. 10).

http://pravenc.ru/text/Мстиславова ...

Св. Василий Великий говорит: «Сие-то давно уже заглушенное заблуждение возобновляют ныне изобретатели этой безымянной ереси (а ныне – имяборцы. – К.Б.), отметающие Ипостаси и отрицающие именование Сына Божия, о которых, если они не перестанут говорить на Бога неправду, надобно плакать как об отрекающихся от Христа» 1374 . Св. Григорий Нисский учит: " Тайна благочестия состоит собственно в исповедании Имён Божиих, – разумею Отца и Сына, и Святаго Духа «. – Евномий же – » пренебрегает Божественными Именами , при призывании которых силою Божественного рождения подаётся Благодать приступающим с верою». – «Как не видите», – восклицает св. Григорий, – «что это – гонитель веры, вызывающий доверяющих ему к отклонению от христианства? Ибо если исповедание священных и достопоклоняемых Имён Святой Троицы бесполезно ... то не явно ли он проповедует людям не иное что, как то, чтобы они посмеивались над досточтимостью Имён Божиих ?.. Они не обращают ли в повод к смеху чествование имён, на которых утверждается наша вера?.. Итак, что такое они, как не преступники против спасительных догматов, потому что на деле отвергают веру, осуждают обряды, презирают исповедание Имён, ни во что вменяют освящение таинственными знаками» 1375 . После приведённых примеров из святых Отцов комментарии, можно сказать – излишни. Учение и действия имяборцев с поразительной точностью совпадают с предсказаниями святых Отцов. 18 апреля был арестован А.Ф. Лосев ; о. Давид (Афонский архимандрит-имяславец) благословил его на страдания. В следственном деле сохранилась «Справка о роли профессора Лосева А.Ф. в а/сов. движении»; (...) Будучи непримиримым врагом Советской власти и приверженцем православия в его самых черносотенных формах, Лосев ещё в 23–24 гг. сблизился с руководителями имяславия, расценивая это движение «как наиболее активное и жизнедеятельное течение внутри Церкви». (...) Жена профессора А.Ф. Лосева в своих показаниях заявляет: «По своим религиозным взглядам Алексей Фёдорович Лосев и я исповедуем имяславие, которое является наиболее совершенной формой выражения сущности православия». Из показаний А.Ф. Лосева : « Похуление Имени Божия непризнанием имяславческого учения – это есть снятие печати, которою был запечатлён сатана " 1376 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Les homélies festales d’Hésychius de Jérusalem. Vol. 1. Éd M. Aubineau. Brussels, 1978. Petrus Chrysologus, Sanctus. Sermones//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1846. T. 52/1. Литература Артамонов Ю.А., Галко В.И. Кирилл II, свт., епископ Туровский//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, мученик. М., 2006. Брок С., Ефрем (Лэш), архим., Селезнев Н.Н. Ефрем Сирин //Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А. А. Вход Господень в Иерусалим//Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. Лосева О.В., Королев А.А. Лазарь, праведный//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. Лукашевич А.А. Господские праздники//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 173–178. Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007. С. 266–269. Макаров Е.Е. Лазарева суббота//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. Малков П.Ю. Православные церковные праздники. М., 2013. Марущак В., протодиак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого. М., 2010. Правдолюбов Сергий, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Сидоров А.И. , Лосева О.В. Амфилохий Иконийский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Скурат К.Е. , Грацианский М.В., Фокин А.Р. Амвросий Медиоланский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. Тертышников Георгий, архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. Ткачев Е.В. Исихий Иерусалимский , святитель//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. Фокин А.Р. Епифаний Кипрский //Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. Хондзинский Павел , свящ., Бежанидзе Г.В., Сухова Н.Ю. Игнатий (Брянчанинов) , святитель//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. Об авторе-составителе этой книги

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

11. С. 111-114; Мишуков Ф. Я. Художественная обработка металла. М., 1948 (типогр. набор с правкой авт., не изд.)//ОРПГФ ГММК. Ф. 170; Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении//Гос. Оружейная палата Моск. Кремля. М., 1954. С. 115-136; Изделия из драгоценных металлов//Русское декоративное искусство. М., 1962. Т. 1. С. 335-374 (соавт.: М. М. Постникова-Лосева); Невидимый припой ювелиров древности//Вопросы декоративного искусства: Тр. МВХПУ. М., 1962. Вып. 2. С. 78-81; Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967 (соавт.: Т. Г. Гольберг, Н. Г. Платонова, М. М. Постникова-Лосева); Оловянное ажурное литье в России в XVI-XVIII вв.//УЗ МВХПУ. М., 1969. Вып. 3. С. 96-105. Арх.: Автобиография Ф. Я. Мишукова//ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Д. 15; Альбом Ф. Я. Мишукова с зарисовками и копиями орнаментов//Там же. Ед. хр. 172; Альбом Ф. Я. Мишукова с зарисовками и копиями орнаментов, набросками с пейзажами//Там же. Ед. хр. 173; Воспоминания Ф. Я. Мишукова//Там же. Ед. хр. 164. Д. 160. Лит.: Мишукова А. М., Родимцева И. А. О научно-реставрационной деятельности Ф. Я. Мишукова в Гос. Оружейной палате//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 192-203; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. С. 225. 2817; С. 230. 2997-2999; Русское серебро XIV - нач. XX в. из фондов ГММК/Авт.-сост.: С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М., 1984. С. 208, 242. 189; Малков Ю. Г. Русские иконы XII-XIX вв. из собраний музеев Советского Союза. М., 1988. Кат. 15; 1000-летие русской художественной культуры: [Кат. выст.] М., 1988; Смородинова Г. Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX вв.: Из собр. ГИМ//Музей: Худож. собр. СССР. М., 1989. Вып. 10. С. 66-67, 71; Алпатов М. В., Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 42 [оклад датируется XX в.]; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Сб. мат-лов, кат. выст./Авт.-сост.: Э. Гусева, А.

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Произведения протоиерея Валентина Свенцицкого возвращаются к читателю… 1 февраля в музее «Дом А.Ф.Лосева на Арбате» состоялась встреча, посвященная выходу в свет второго тома Сочинений Валентина Павловича Свенцицкого – русского публициста, журналиста, философа, а с 1917 г. – священника, проповедника, исповедника веры. 2 февраля, 2011 1 февраля в музее «Дом А.Ф.Лосева на Арбате» состоялась встреча, посвященная выходу в свет второго тома Сочинений Валентина Павловича Свенцицкого – русского публициста, журналиста, философа, а с 1917 г. – священника, проповедника, исповедника веры. 1 февраля в музее «Дом А.Ф.Лосева на Арбате» состоялась встреча, посвященная выходу в свет второго тома Сочинений Валентина Павловича Свенцицкого – русского публициста, журналиста, философа, а с 1917 г. – священника, проповедника, исповедника веры. Имя прот. Валентина Свенцицкого известно православному читателю по неоднократно переизданной книге «Диалоги», написанной автором в ссылке ок. 1930 года и во времена гонений ходившей в списках, по различным более ранним проповедям и статьям, а также запискам о жизни кавказских пустынников «Граждане неба». В 2008 году в православном издательстве «Даръ» вышел первый том собрания сочинений В.П.Свенцицкого, подготовленный биографом и исследователем его жизни Сергеем Чертковым. Книга познакомила читателей с не издававшимися после 1917 г. художественными произведениями совсем еще молодого Валентина Свенцицкого, написанными вскоре после пережитого им духовного кризиса и последовавшей затем встречи с оптинским старцем прп. Анатолием (Потаповым), наставившим его в православной вере и вразумившим его метавшуюся душу. В только что вышедшем в издательстве «Даръ» втором томе помещены не переиздававшиеся с момента написания публицистические, церковно-политические, философские и литературоведческие работы В.П.Свенцицкого, написанные с 1905 по 1908 гг. Работы касаются проблемы власти, насилия, свободы и конечно же соборности Церкви. Задолго до Собора 1917-18 гг. В.П.Свенцицкий писал о необходимости созыва Поместного собора с участием белого духовенства и мирян, о необходимости упразднения синодального огосударствления Церкви и возрождения на Руси канонического патриаршего правления, о развитии приходских православных общин, о свободе совести и справедливости в обществе. Отдельные работы посвящены христианскому пониманию слова «свобода». Интересно, что в приложении и комментариям к книге проведено сравнение идей В.П.Свенцицкого с принятой 10 лет назад Социальной концепцией Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/proizvedeniya-protoier...

1449 Фраза, трудная в греческом оригинале и еще менее вразумительная в переводах, нами чуть-чуть упрощена (опущен союз «как», имеющий здесь значение, насколько мы понимаем мысль Каллиста, отождествляющее, а не уподобляющее). Перевод Леонтьева.: «… чтобы изменение и движение в непреложном и неподвижном не являлось как в движущем, тогда как оно не рождалось и не рождается». Перевод Лосева: «… чтобы изменение и движение не являлось в непреложном и неподвижном как в движущем, не в движимом, и как в ведущем к бытию, не ставшем или становящемся». 1453 Перевод Леонтьева: «просто, одним и единственным образом». Перевод Лосева: «простым единящим и уединяющим образом». 1454 Такое отношение к твари (Н. Л.). Слова в квадратных скобках в этой фразе всюду добавлены мной (А. Д.). 1457 Перевод Леонтьева: «Ибо единое – причина единицы и образ [ θεωρομενον – созерцаемое] боговидной простоты». Перевод Лосева: «Ибо единое – сообщитель единицы и, будучи созерцаемо, боговидной простоты». 1463 Свт. Григорий Богослов . Слово XXXVIII на Богоявление, 11//SC 358, p. 126: 25–26 Moresch ini; PG 36, 324 А 15. Буквально тот же абзац в его Слове XLV на Святую Пасху, 7 (PG 36, 632 B 12). По контексту свт. Григория речь вполне может идти об уме, как и понял Каллист и как перевел Лосев. Перевод Леонтьева «он» (вместо «ум») лучше соответствует грамматике (не всегда соблюдающейся у Каллиста), но хуже контекстуально (В. Б., А. Д.). 1464 «… Ум есть беспредельный образ невидимого Бога, хотя и ограничивается телом, как говорит Великий Василий, и как достигает он крайних пределов того, что имеет образ, как Бог, промышляющий о мире, ибо ум преобразуется и начертывается по виду воспринимаемого им предмета, когда же сподобится быть в Боге, превысшем образа и вида, тогда и сам бывает необразен и безвиден» (Кн. I, О шестом познании// Φιλοκαλ α. 11782. Σ. 595=51991. Τ. 3. Σ. 53: 33–39; рус. пер. с. 103). Ср. со словами прп. Петра Дамаскина о скорее вреде, нежели благе, «иметь во время молитвы образ, цвет или помысел», со ссылкой на прп.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Хоружий С.С.: Ну что ж, мне кажется, участники своими репликами дали повод докладчику прояснить и дополнить основную часть. Наверное, мы можем на этом завершить заседание. Спасибо. 10.05.06 Постовалова В.И. Исихазм в творческом осмыслении А.Ф. Лосева (Монаха Андроника) Исихазм — это молитвенная жизнь… и в то же самое время святотаинственная литургическая жизнь, когда после очищения от страстей человек получает глубокий опыт и вкус, видение славы и благодати Божией… “Практика исихии” определяет образ жизни человека — христианина, подвижника, монаха — который посредством умно-сердечной молитвы достигает и переживает живое общение с Богом и который в благодатном опыте этого единения с Богом в Церкви переживает свое личное “обожение” как начало преображения и других людей, и всего мира. Скажу по секрету, я христианин. Для меня величайшее достижение в смысле христианского подвига — исихазм… Человек становится… Богом, но не по существу, что было бы кощунством, а по благодати… Исихасты называют такое состояние божественным светом… Я понимаю свет мистически как познание и созерцание, и жизнь в этом знании… Здесь мы должны раз навсегда расстаться со всяким натурализмом… поджидающим нас со своим арканом, как только мы выйдем из ворот нашего диалектического монастыря. Творческий путь А.Ф. Лосева, выдающегося православного мыслителя, философа и ученого-энциклопедиста нашего времени, знаменует собой переход русской религиозно-философской мысли к созиданию философии синергии и персонализма, развиваемой в русле осмысления традиций исихазма как наиболее глубокого и полного выражения православной духовности. 1. Исихазм и его лики Под исихазмом (от греч. ‘ησυχα — покой, безмолвие) понимается прежде всего особая мистико-аскетическая практика православного подвижничества, основу которой составляет πρâξις νοερ — умное (мысленное) делание сокровенного сердца человека, включающее два тесно связанных момента — внимание, или трезвение (хранение ума), и непрестанную (обычно Иисусову) молитву. При более широком понимании исихазмом может именоваться целостный путь христианского подвижника в единстве основных форм его жизни — деятельной (аскетическая борьба с грехом и страстями) и созерцательной и даже — все «православное аскетическое подвижничество в его многовековой истории» . 2. Творческий путь А.Ф. Лосева в пространстве «русского исихазма»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010