Во временно оккупированных немцами областях Украины произошло горестное для Русской Православной Церкви событие: викарий волынской епархии, епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский, порвав с Матерью-Церковью Русской, объявил себя главой автокефальной Церкви в этих областях Украины и стал на путь сотрудничества с немецкими захватчиками. Это событие вызвало немедленный горячий отклик со стороны главы Русской Православной Церкви, патриаршего местоблюстителя, два послания которого и судебное определение по делу епископа Поликарпа приводятся нами . Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православной пастве Украины. 5 февраля 1942 года, г. Ульяновск Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. 28 марта 1942 года Определение 12 от 28 марта 1942 года Патриаршего местоблюстителя с Собором русских архиереев С первого же дня Отечественной войны укрепляя в сердцах своей паствы пламенную веру в конечную победу русского оружия, горячо призывая верующих людей к самоотверженным трудам на оборону нашей Родины, блаженнейший митрополит Сергий обнародовал перед праздником Святой Пасхи 1942 года новое послание к Русской Православной Церкви, также разосланное по всем приходам. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель Послание к Русской Православной Церкви. 2 апреля 1942 года В годовщину Великой Отечественной войны, 22 июня 1942 года, митрополит Сергий вновь беседует со своей паствой в форме посланий: для паствы московской и особо — для всей Церкви. Патриарший местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий. Послание православной московской пастве. 12 июня 1942 года Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание чадам Православной Русской Церкви. 22 июня 1942 года На скорбные вести, доносящиеся из Прибалтики об изменнической деятельности митрополита Сергия Воскресенского, митрополит Сергий тотчас же отозвался своим посланием. По делу митрополита Сергия Воскресенского состоялось и определение патриаршего местоблюстителя с Собором архиереев.

http://sedmitza.ru/lib/text/439888/

865 Корнилов A.A. Жизнь и служение протоиерея о. Евгения Лызлова. Нижний Новгород, 1998. С. 22–23; Якунин В. Указ. соч. С. 9. 870 По другим сведениям Каминский был расстрелян немцами в ходе Варшавского восстания, по обвинению в допущении излишних зверств по отношению к полякам. Полагают, немцы приписали Каминскому собственные зверства, чтобы перенаправить ненависть поляков на русских. – Примеч. ред. 871 Кудряшов С. Предатели, «освободители» или жертвы войны? Советский коллаборационизм (1941–1942)/Свободная мысль. 1993. и. с. 90. 877 А. Верт был коммунистом и его сочинения полны искажений, поэтому использование его текстов возможно только при условии исторической критики. Книга «Россия в войне…» из ряда подобных сочинений, не стоит забывать, что она выпущена в Москве в 1967 г. – Примеч. ред. 881 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945. М., 1996. С. 511512; Алексеев В., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории/Русское Возрождение. 1981. 16. С. 91–92. 891 Кривонос Ф. Миссионеры военных лет. Год 1944; Белоруссия/Православная Русь. 1998. 8. С. 8–9. 893 Церкви и приходы Минска. История и современность. Минск, 1996. С. 24–25, 33, 40, 56; Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 86–89; ВА, R6/179. Bl. 94. 894 Шейкин Г. Указ. соч. С. 75; Горбун С. Указ. соч. С. 45; CP, январь 1944. С. 4; ВА R58/218. Bl. 84. 896 CP, сентябрь 1942. С. 9; январь 1943, С. 5; Церковная жизнь. 1942. 8. С. 125: Белорусская газета. Минск, 1942. 25 октября; ВА, 62DJ/85. Bl. 44. 897 ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 2, л. 29; ВА, К6/281. Bl. 136; CP, август 1944. С. 3; Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 97–98. 908 CP, июнь 1942. С. 5; август 1942. С. 5; сентябрь 1942. С. 5–6; август 1943. С. 9; АГЕ, д. Указы Архиерейского Синода РПЦЗ. Распоряжения Патриархии. 1923–1951 гг., л. 22. 912 Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии. Минск, 1964. С. 81. 913 Суглобов Г.А. Союз креста и меча. М., 1969. С. 77; Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. С. 110; CP, сентябрь 1942. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для принятия решения об оказании помощи приходам городскому руководству понадобилось почти два месяца. И все-таки в самый разгар страшной голодной зимы с 29 декабря 1941 г. по 3 января 1942 г. семи православным общинам города были впервые выделены в общей сложности 85 кг муки и 100 бутылок (75 литров) вина. Продукты были выданы не бесплатно, прихожане оплачивали их по государственным расценкам. Так, община церкви св. Иова заплатила за 10 кг муки и 7,5 литров вина 296 рублей . Следующая выдача семи общинам состоялась через полтора месяца — 17–23 февраля 1942 г. Теперь им передали 160 кг муки и 150 бутылок вина. За несколько дней до этого, 26 февраля А. Татаринцевой поступила письменная благодарность от верующих, в которой говорилось: «Князь-Владимирский собор сообщает о получении 23 февраля с. г. по разверстке Ленгоротдела вина и муки для культовых надобностей и приносит Вам глубокую благодарность за оказанное Вами содействие в деле получения этих крайне необходимых продуктов». Странно, вероятно, было читать эти слова человеку, лишь недавно рьяно искоренявшему православие в Ленинграде и собственноручно сжегшему в 1940 г. иконы из часовни Ксении Блаженной. Конечно, выделяемых продуктов хватало лишь для удовлетворения минимальных богослужебных потребностей. Так, согласно свидетельству прихожан, в мае 1942 г. в Никольской Большеохтинской церкви просфоры были размером с пятикопеечную монету, а вина выделялось не более двух столовых ложек на службу, и председатель «двадцатки» К.И. Андреев, ссылаясь на данное Татаринцевой указание, «принуждал совершать причастие с предельно разбавленным водой вином». Из-за нехватки дров крещение младенцев происходило в нетопленой церкви и т. п. . Начиная с февраля 1942 г. выдача продуктов для богослужений стала ежемесячной. Размер ее на протяжении двух лет почти не менялся. В марте-мае 1942 г. семь общин получали по 135 кг муки и 85 литров вина ежемесячно, во второй половине 1942 г. — восемь общин (в их число вошел приход закрытой несколько месяцев из-за хранения в ней трупов Серафимовской церкви) — по 145 кг и 82–94 литра. Помимо предоставления продуктов для богослужений городские власти сделали и ряд других уступок верующим. Общинам Никольского и Спасо-Преображенского соборов был предоставлен воск для изготовления свечей. Известный ученый-музыковед Н.Д. Успенский, ставший в феврале 1942 г. регентом в Никольском соборе и создавший новый хор, сумел добиться выдачи певчим не только хлебных, но и других продуктовых карточек. На Охте для отопления собора в начале 1942 г. выделили деревянный дом.

http://bogoslov.ru/article/6171408

6 . Ф. 1470. Оп. 2. Д. 5. Л. 160. Письмо митр. Серафима (Ляде) в РКМ от 15.03.1941 г. 7 . Ф. 1470. оп. 2. Д. 5. Л. 161. Письмо чиновника РКМ В. Гаугга митр. Серафиму (Ляде) от 21.03.1941 г. 8 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 450. Л. 104106. Письма офицеров лагеря Хамельбург архим. Иоанну (Шаховскому) и свящ. Александру Киселеву от 22 и 28. 02.1942 г. 9 . Ф 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 37. Письмо еп. Сергия (Королева) Пражского митр. Серафиму (Ляде) от 31.08.1942 г. 10 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 3839. Письмо еп. Сергия (Королева) Пражского митр. Серафиму (Ляде) от 29.08.1942 г. 11 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 455. Л. 168170. Доклад П. Садовского митр. Серафиму (Ляде) от 27.09.1942 г. 12 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 450. Л. 5657. Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) от 17.10.1942 г. 13 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 455. Л. 212213. Письмо протодиакона Мельникова митр. Серафиму (Лядэ) от 25.11.1942 г. 14 . Ф. 500. Оп. 3. Д. 453. Л. 144. Обращение членов Миссионерского комитета Берлинско-Германской епархии к архим. Иоанну (Шаховскому) от 19.12.1942 г. Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке (СА) 1 . Д. 24/42. Протоколы заседаний Епархиального собрания Православной епархии в Германии 2931 января 1942 г. Отец Александр был избран одним из секретарей Собрания. 2 . Д. 76/46. Протоколы Архиерейского Собора РПЦЗ 79 мая 1946 г. 3 . Д. 51/44. Речь о. Александра Киселева, произнесенная от лица Церкви на обнародовании манифеста «Комитета Освобождения Народов России» в Europahaus. Берлин, 18.11.1944 г. 4 . Д. 53/44. Доклад митр. Анастасия (Грибановского) на заседании Архиерейского Синода 26.02.1945 г. IfZ (Institut fur Zeitgeschichte in München/Архив института современной истории) 1 . MA 541, folio 67. Директива полковнику Гребе (Graebe) (Немецкий трудовой фронт, Берлин) Гарри Хеннингсена (Henningsen, начальник партийного округа НСДАП) от 27.08.1943 г. 2 . MA 541, folio 73. Соглашение между митр. Серафимом (Лядэ) и шефом внешней службы уполномоченного по рабочей силе из оккупированных восточных областей Миллером от 18.09.1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При поддержке оккупационных властей в юрисдикцию Поликарпа перешли кафедральные соборы в Луцке и Ровно (нижний Михайловский храм собора в Ровно в сент. 1942 по требованию оккупационной власти был возвращен Автономной УПЦ). 12 янв. 1942 г. самопровозглашенный автокефалистский Дубенский церковный совет попытался сместить настоятеля Ильинского собора в Дубно прот. Владимира Ковальского и перевести храм под власть Поликарпа, но это не удалось. 24 янв. 1942 г. Поликарп был принят в столице рейхскомиссариата Украина Ровно заместителем рейхскомиссара. Администратор-автокефалист заверил нем. чиновников, что обязуется «за общую победу вместе со своими верными... возносить молитвы всемогущему Господу». Это событие вызвало появление ряда документов Волынской консистории Автономной УПЦ к духовенству Волынской епархии, в которых разъяснялась неканоничность статуса Поликарпа и необоснованность его обвинений в адрес Автономной УПЦ (Ровенский краеведческий музей. Ф. 836/4/VIII. Д. 1621). Очередной Почаевский Собор епископов Автономной Церкви 1 марта 1942 г. резко осудил «липковщину» и восстановленную Поликарпом УАПЦ, в которую липковское «священство» принималось в «сущем сане». На Соборе было сказано, что «восстановители «липковщины» сами становятся «липковцами»» (ГА Ровенской обл. Ф. Р-281. Оп. 2. Д. 1. Л. 3). После того как митр. Алексий под давлением нем. властей выступил 12 марта 1942 г. с заявлением об отмежевании от антифашистского воззвания митр. Сергия (Страгородского), Поликарп обвинил владыку Алексия в недостаточной лояльности к «богоспасаемой немецкой власти». В обращении к верующим от 15 апр. 1942 г. Поликарп в очередной раз назвал иерархов Автономной УПЦ «кучкой москвофилов», «ренегатами», «чужой украинскому народу иерархией». В 1942-1943 гг. происходили острые конфликты из-за храмов между автокефалистами и автономистами. Немецкие власти на начальном этапе были заинтересованы в том, чтобы снизить остроту противостояния. 4 мая 1942 г. в Ровно в присутствии немецких чиновников состоялась «конференция по церковным делам».

http://pravenc.ru/text/2458999.html

11(24)07.1942 24.05(06.06)1943 КРЕМЕНЕЦКАЯ 24.05(06.06)1943 01(14)02.1945 Леонтий Филиппович БЕРДИЧЕВСКАЯ 25.10(07.11)1941 09.1943 в/у ВИННИЦКАЯ 13(26)11.1941 09.1943 Мануил Тарнавский ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 09(22)07.1942 08.1943 Никодим Гонтаренко ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)08.1942 Николай Амассийский РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ Панкратий Гладков БЕЛГОРОДСКАЯ 09(22)06.1942 Пантелеимон Рудык ЛЬВОВСКАЯ 04(17)03.1941 в/у ХАРЬКОВСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ 09.1943 Серафим Кушнерук НИКОЛАЕВСКАЯ 08(21)07.1942 11.1943 Симон Ивановский ОСТРОЖСКАЯ, паки 02(15)04.1939 12.1941 ЧЕРНИГОВСКАЯ 12.1941 Феодор Рафальский РОВЕНСКАЯ 12(25)07.1942 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 12(25)07.1942 в/у ТАГАНРОГСКАЯ 12(25)07.1942 Иосиф Чернов ТАГАНРОГСКАЯ 1941 (?) 1981 Архиепископ с даты назначения на кафедру. Митрополит с 12(25)02.1968. За раскольническую деятельность смещен с кафедры за штат с запрещением в священнослужении Архиерейским Собором УПЦ в Харькове. Вторая дата – утверждение решения Собора Святейшим Патриархом Московским Алексием II через благословение. Реально под запрещением с апреля 1992 года. Извержен из сана. В феврале 1997 года отлучен от Церкви. 1983 Избран Архиерейским Собором УПЦ в Харькове 14(27)05.1992 (получил большинство в 16 голосов из 18); избрание благословлено Святейшим Патриархом Алексием II. До прибытия на кафедру обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви были временно возложены на митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) как старейшего по хиротонии (см. выше). 1987 «Митрополит» с двумя панагиями и предносным Крестом. Со второй даты по 1935 г. пребывал на покое. Великим постом 1935 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) принят по покаянии в общение с Церковью в сане епископа, с последующим отбыванием епитимии во Владимире, под смотрением местного архиепископа Сергия (Гришина). На период епитимии разрешено келейное богослужение один раз в месяц, по священническому чину: в фелони с омофором. Далее см. Брянская. 1988 «Митрополит Киевский и всея Украины». Вариант первой даты – 1929 г. Вторая дата – удаление за штат, поскольку вошел в конфликт с обновленцами. Вскоре, в 1935 г., по принесении покаяния принят в общение с Церковью и назначен на свою прежнюю кафедру (см. Каменец-Подольская).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1938), Тимофей Изотов (8 февр. 1938), Николай Мезенцев (14 февр. 1938), Иоанн Блюмович (13 апр. 1938), преподобномученики Варфоломей Ратных (10 февр. 1938), Владимир (Пищулин ; 10 февр. 1938), Антоний (Корж ; 14 марта 1938), мч. Димитрий Спиридонов (29 нояб. 1938) и др. Одним из последних 12 февр. 1945 г. погиб от голода в исправительно-трудовом лагере мч. Стефан Наливайко . К 1941 г. все правосл. храмы К., кроме Всехсвятского на Новом городском кладбище в Симферополе (принадлежал обновленцам), были закрыты. Прот. Николай Доненко, В. Г. Пидгайко 1941-1944 гг. В условиях нем. оккупации с нояб. 1941 г. фактическое руководство приходами РПЦ в К. осуществлял церковный отдел Симферопольской городской управы во главе с выпускником КДА А. Семёновым. С первых же дней существования этот подотдел повел борьбу с бывш. обновленцами, принуждая их к публичному раскаянию перед прихожанами в грехе раскола. В К. не было правосл. архиерея, с духовенством пытался наладить контакт назначенный в авг. 1942 г. епископ Екатеринославский и Мелитопольский Димитрий (Маган) . Не позднее сент. 1942 г. крымские приходы взял под свое окормление хиротонисанный 21 июля 1942 г. во епископа Херсонского Серафим (Кушнерук) (с дек. 1942 епископ Мелитопольский и Таврический), принадлежавший к Автономной УПЦ. К кон. 1942 г. в Симферополе действовали 5 храмов РПЦ. Существовала обновленческая Крымская епархия, к-рой принадлежал кладбищенский Всехсвятский храм в Симферополе. Его настоятелем в 1941 г. стал бывш. обновленческий «епископ» Викентий Никипорчик, которого ранее обновленческое руководство неоднократно запрещало в служении за аморальность: он оставлял церковную деятельность, с июля 1938 по янв. 1939 г. находился под арестом (ГАРК. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 2989). После начала войны Никипорчик снова объявил себя епископом, вел переговоры с иерархами УАПЦ, проводил совместные богослужения с автокефалистскими клириками. После того как в Симферополь приехал еп. Серафим, обновленцы К. начали терять паству. В авг. или сент. 1942 г. от Викентия отошла кладбищенская церковь; ее клирики, прот. Николай Швец и свящ. Стефан Шпаковский, были приняты через покаяние в юрисдикцию еп. Серафима. Никипорчик, пользуясь поддержкой нем. чиновников, обустроил новый храм Всех святых в Симферополе, получил в городе храм святых Константина и Елены, попытался организовать приход в Мелитополе. Однако в окт. 1942 г. он был арестован за то, что крестил евреев (его дочь была замужем за евреем), и вскоре казнен. По сходному обвинению в 1942 г. был казнен прот. Николай Швец, однако позже прот. Архангельский в докладе в Московскую Патриархию утверждал, что прот. Н. Швец был казнен за чтение в своем храме воззвания патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

http://pravenc.ru/text/2462085.html

13) Thieme, приват–доцент. Aus der Geschichte des Apostolikums. Leipz., 1893. 14) Burk, прелат (?) в Штутгарте. Das Apost. Glaubensbek. Stuttg., 1893. 15) Bauerfeind, супер–интендант в Гнадау. Eine Antwort auf des A. Harnack «Apostol. Glaubensbekenntniss». Giitersloh, 1893. 16) Taubert, Oberpfarrer в Регенвальде. Offener Brief an Prof. Harnack in Sachen des Apostolikums. Giitersloh, 1893. 17) Lildeke, пастор в Зее–Букове. Das Apostol. Glaubensbek. und Prof. Harnack. Kostlin, 1892. 18) Wyneken, пастор в Эдесгейме. Um das handelt es sich beim Fall Harnack? Eisenach, 1893. 19) Hahn, пастор в Ревеле. «Wie diinket euch um Christo? Wess Sohn ist Er?» Offener Brief an A. Harnack. Leipz., 1892. 20) Knauer, пастор. Zwei Beitrage zur Schlichtung des Streites um das Apostolikum. Eisenach, 1893, 21) Wohlenberg, пастор. Empfangen vom heiligen Geist, geboren von der Jungfrau Maria. Eine Schutzschrift. Leipz., 1893. 22) Rendtorff, монастырский (? Kloster=) проповедник в Преетце. Das Apostolikum. Eine Verantwortung aus Anlass der neuesten Streitigkeiten Gotha, 1893. 23) Iohnsen, P(astor?). Credo! Apologie des Kirchen–Bekenntnisses. Braunschw.; Leipz., 1892. 24) Massow. Die Gottheit Christi. Erwiderung eines Laien auf die Schrift des Prof. Harnack; Das Apost. Glaubensbek. Giitersloh, 1893. 25) Walch. Das Apostol. Glaubensbek. nach seiner biblischen Begrtindung. Dessau, 1893. Все эти издания мы будем цитировать ниже, причем для краткости станем указывать лишь имя автора и страницы его сочинения. 1 .(1) Верую в Бога, всемогущего (Вседержителя) Отца, Творца неба и земли. II. (2) И во Иисуса Христа, Его Единородного Сына, нашего Господа, (3) зачатого от Св. Духа, рожденного от (ех) Марии Девы, (4) страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, (5) снисшедшего во ад, (6) в третий день воскресшего из мертвых, (7) вознесшегося на небо, сидящего одесную Бога Отца: (8) откуда Он придет судить живых и мертвых. III. (9) Верую во Святаго Духа, (10) святую Кафолическую Церковь , общение святых, (11) оставление грехов, (12) воскресение плоти и вечную жизнь. Апостольский символ 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

48 . Греко-римский политеизм и христианство. La fin du paganisme. Etude sur les dernières luttes religieuses en Occident an quatriéme siécle par Gaston Boissier. Paris. 1891. Богословский Вестник. 1892,1,3, 565–574. 49 . Древнейшие богослужебные песни христианской церкви. Радость Христианина 590 1891–2, II, 50–56. 50 . «Песнь дев» Св. Мефодия, епископа и мученика. Р. X. 1891–2, III, 19–27. 51 . Из церковных гимнов древних христиан на Рождество Христово. Р. X. 1891–2, IV, 12–16. 52 . Гимн на благовещение Богородицы Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Р. X. 1891–2, VII, 31–38. 53 . Два гимна в прославление Св. Апостола Павла Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Р. X. 1891–2, IX, 16–26. 54 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 47-го курса Алексея Нечаева, Церковный историк Сульциций Север. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1892 года. Сергиев посад, 1892, 145–146. 55 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 48-го курса Михаила Светлаева, Преподобный Иоанн Кассиан , его жизнь и аскетические творения и значение его в истории западного монашества. Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1893 год. Сергиев посад, 1894, 164–167. 56 . Гимн на Рождество Христово. Св. Амвросия Медиоланского . Р. X. 1893, I, 20–23. 57 . Гимн Св. Ефрема Сирина на Рождество Христово. С предисловием: Древнехристианская поэзия и Св. Ефрем Сирин . Р. X. 1893, I, 23–30. 58 . Песнь на Крещение Господне. Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Р. X. 1893, Л. 22–29. —17— 59 . Симеон Богоприимец и Анна пророчица. Из песнопений Св. Ефрема Сирина . Р. X. 1893, III, 27–28. 60 . Воскресение Лазаря. Из песнопений Ср. Ефрема Сирии а. Р. X. 1893, IV, 24–26. 61 . Тайная Вечеря. Из песнопений Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Р. X. 1893, IV, 27–32. 62 . Пасхальная песнь. Св. Ефрема Сирина . Р. X. 1893, V, 19–24. 63 . Хвалебный гимн Пресвятой Троице. Св. Ефрема Сирина . Р. X. 1893. VI, 24–28. 64 . В куще отца верующих. Из стихотворного перифраза книги Бытия века. Р. X. 1893. VI, 29–30.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание чадам нашей Православной Русской Церкви обитающим в Литве, Латвии и Эстонии. 22 сентября 1942 года Определение 27 от 22 сентября 1942 года патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского по делу митрополита Сергия Воскресенского с другими Голос первосвятителя Русской Православной Церкви митрополита Сергия раздается вновь к празднику Рождества Христова 1942 года в двух посланиях: и ко всей Русской Церкви, и специально к верующим временно оккупированных областей. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Рождественское послание 1942 года Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Рождественское послание 1942 года В дни всенародного патриотического подъема по сбору пожертвований на дело скорейшего окончания войны митрополит Сергий обращается к верующим с призывом к жертвам на общецерковную танковую колонну имени Димитрия Донского (декабрь 1942 года). Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Обращение к верующим с призывом к жертвам на общецерковную танковую колонну имени Димитрия Донского. 30 декабря 1942 г. Воссоединение после временной немецкой оккупации ростовской епархии дает митрополиту Сергию повод обратиться с архипастырским посланием к православной пастве Ростова-на-Дону и Ростовской епархии (20 марта 1943 года). Сергий, митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание православной пастве Ростова-на-Дону и Ростовской епархии. 20 марта 1943 года. Свою веру в победу над фашистами митрополит Сергий вновь исповедует в пасхальном послании к Русской Православной Церкви в 1943 году . Сергий, митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Пасхальное послание 23 апреля 1943 года. Ко дню двухлетия войны, 22 июня 1943 года, митрополит Сергий обращается к верующим с новым горячим словом, вдохновляя их на новые подвиги в деле помощи Красной армии .

http://sedmitza.ru/lib/text/439888/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010