Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВДОКИМ [греч. Εδκιμος] (807 или 809, Каппадокия - 840 или 842, там же?), прав. (пам. 31 июля). Сохранилось 2 версии Жития Е., обе носят риторический характер и сообщают мало исторических деталей и конкретных сведений о жизни и деятельности Е. Одна версия (BHG, N 607; PG. 115. Col. 487-498), составленная прп. Симеоном Метафрастом, была широко известна и сохранилась во множестве списков. Др. версия Жития (BHG, N 606), анонимная, была написана к-польским автором. По мнению Х. М. Лопарёва, эта версия первична и принадлежит либо Игнатию Диакону или к.-л. из его окружения ( Лопарев. 1897. С. 355-356), либо Никите Давиду Пафлагону ( Лопарев. 1908. С. 163-164, 192). Как позже доказал И. Делеэ (Delehayé H. Constantini Acropolitae, hagiographi byzantini, Epistularum manipulus//AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 270-271), она не является первоначальным вариантом Жития и написана Константином Акрополитом , упростившим метафрастовский вариант. Ни в одной версии Жития Е. не встречается упоминаний об иконоборчестве, хотя описываемые события разворачивались в разгар иконоборческой эпохи. Сокращенное Житие Е. входит в Императорский Минологий 1034-1041 гг. (BHG, N 607e) и в Синаксарь К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 857). Прав. Евдоким. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 122 об.) Прав. Евдоким. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 122 об.) Родители Е.- Василий и Евдокия - принадлежали к знатным родам и отличались благочестием. Согласно гипотезе Лопарёва, Е. носил фамилию Мегас, унаследованную от отца ( Лопарев. 1908. С. 154-155). Они были влиятельными людьми при дворе императора. В юности Е. получил неплохое образование. Почти все свободное время Е. проводил в церквах и отличался целомудрием, оставаясь до смерти девственником. Е. был известен своим человеколюбием и милосердием, пользовался уважением у властей. На воинскую службу он поступил при имп. дворе в К-поле, возможно в 837-838 гг. Затем предположительно был поставлен имп. Феофилом (829-842) стратопедархом в областях Харсиан и Каппадокия. Однако в агиографических текстах Е. носит титул кандидата (низкий офицерский чин), что не соответствует предложенной ему императором важной должности. Будучи стратопедархом, Е. сражался и одержал ряд побед. Умер Е. в возрасте 33 лет вдали от родителей, горюя, что их нет рядом. На смертном одре Е. изъявил желание быть похороненным в парадном воинском одеянии, что и было исполнено (по др. сведениям, он был ошибочно погребен в одежде, к-рая была на нем перед смертью).

http://pravenc.ru/text/187053.html

Монах Феостирикт – автор жития игумена Мидикийского монастыря в Вифинии прп. Никиты, ученика и преемника прп. Никифора Мидикийского (ум. в 813 г.). Никита был отправлен в ссылку за иконопочитание Львом V, вернулся в 820 г. при воцарении Михаил II, скончался 3 апреля 824 г. 146 Преподобный также известен как составитель антииконоборческого флорилегия 147 . Агиограф Феостирикт предположительно был близким учеником Никиты 148 . По крайней мере, автор упоминает о своем присутствии в Константинополе вместе с героем жития в момент посвящения прп. Никиты во игумена и начала 149 . Феостирикт не пропускает такие могущие быть известными только близкому человеку подробности, как особая чистоплотность преподобного, сделавшая для него заточение невыносимым 150 . Также он не скрывает то, что во время гонений Никита причастился с иконоборческим патриархом Феодотом 151 . У Никиты были смягчающие обстоятельства в виде того, что иконоборец при этом анафематствовал не поклоняющихся иконе, а происходило все в молитвенном помещении, которое, как и раньше было расписано (εκτρια, στορισμνα δ ς τ πρτερον) 152 , но вскоре он горько раскаивается в содеянном. По мнению А. П. Каждана житие было написано между 824 и 829 гг. 153 База данных Дамбартон-Оукс вслед за И. Шевченко 154 указывает даты между 829 и 844/5 (поскольку Феостирикт упоминает о том, что бывший император Михаил I все еще здравствует) 155 . Рукопись Vaticanus gr. 1660, переписанная в 916 г. в студийском монастыре, содержит сокращенный греческий текст жития. В церковнославянской четьей минее сохранился полный текст 156 . Перейдем к житиям второй группы. Жизнеописание прп. Антония Нового 157 , духовного отца Петроны, брата императрицы Феодоры, сохранилось в двух, изданных отдельно фрагментах (BHG 142 и 143). Ранее считалось, что речь в них идет о разных святых. Такого мнения придерживался, в частности, Х. М. Лопарев 158 . Ф. Алкэну удалось, однако, идентифицировать эти тексты как фрагменты одного жития 159 . Так, в первом фрагменте Петрона лишь упоминается (он скончался одновременно с преподобным) 160 , а второй фрагмент подробно описывает историю взаимоотношений Петроны и прп. Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

138 . Литаврин Г. Г. Византийское государство в VII–XII вв.//Раннефеодальные государства на Балканах. VI–XII вв./отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1985. С. 99–131. 139 . Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. М., 1977. 140 . Литаврин Г. Г. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. СПб., 2001. 141 . Литаврин Г. Г. Некоторые особенности этнонимов в византийских источниках//Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976, с. 198–217. 142 . Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. СПб, 1997. 143 . Литаврин Г. Г. Политическая теория в Византии с середины VII до начала XIII в//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989, с. 59–88. 144 . Лопарев Х. М. Византийские Жития святых VIII–IX веков//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1–224. 145 . Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. 146 . Люттвак Э. Н. Стратегия византийской империи М., 2010. 147 . Маассен Ф. Девять глав о свободной церкви и о свободе совести, Ярославль. 1882. 148 . Медведев И. П. Византийская полемология в неопубликованном труде А. Н. Оленина (из истории науки)//ΣΤΡΑΤΗΓΟΣ. Сборник статей в честь В. В. Кучмы. Армавир, 2008. 149 . Медведев И. П. Византийский гуманизм (XIV-XV вв.). СПб.: Алетейя. 1997. 150 . Мейендорф Иоанн , прот. Византийские представления об исламе//Альфа и Омега 1995, (7) 1996. 151 . Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре – раннесирийский литературный памятник М.: «Наука», 1984. 152 . Михаил Пселл. Слово, составленное для вестарха Пофоса, попросившего написать о богословском стиле/Пер. Т. А. Миллер//Античность и Византия. М., 1975. С. 80. 153 . Михаил Пселл. Хронография/пер. Я.Н.Любарского, М., 1978. 154 . Михневич Н. П. История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия. СПб., 1895. 155 . Михневич Н. П. Стратегия. Книга I. СПб., 1906. 156 . Мишле Ж. Народ. М., 1965. 157 . Мишо Ж. История крестовых походов. М., 2001. 158 . Морозов М. А. Культурно-историческая модель «крестового похода» византийского императора//Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории, 2009, Вып. 29, с. 15–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На даяни же боголюбивых християн купи святый три колокола. Прииде же ему некий брат 144 , имея он художество иконное писание, именем Гурей; сей многия труды показа, многия иконы написа и вся строя церковная преписа, якоже бысть прежде во Андроникове монастыре, иже на Москве: игумену Александру строящу церковь каменну святаго Спаса Нерукотвореннаго, а старцу Андрею иконы пишущу, сему же подобно и зде: Стефану строящу, а Гурию пишущу. Устави же преподобный келаря и казначея и пономаря 145 и прочая службы разряди: оваго в пекарню, таже и прочая 146 трудом и ни есть ни единаго ж бы не тружатися. Сего же не вмы, в кая времена и лета прииде святый 147 в пустыню и колико лет потрудися; мню яко много лет потрудися и многа знамения во имя Христово и чудеса сотвори, но писанию не 148 предашася. Бе бо многа времена пройде и многа бысть в Русии нестроения и мятеж, паче же бысть многое нашествие от безбожныхъ Татар и от Черемисы на град Вологду и на вся пределы его; и быв тыя времена многие монастыри велие разорение прияша; великому 149 князю Василию Ивановичу 150 преставльшуся в вечный покой, боляры же и сановники и вся вельможи прияша самовластие и не радеша о церкве 151 даже до великаго князя Ивана Васильевича, иже Богом венчан царь бысть всея Русии. Но мы же о сем слово сокративше 152 , многа ина повести достойна святаго преминухом множества ради лет, яже проидоша земли убо широта и моря глубина, и святых чудеса не изочтенна суть: един Бог вся сия веды. Сия же дерзнух написати, яко 153 что ми 154 будет памяти ради святаго. Но, о великий угодниче святый Стефане, милостиваго еси Бога Господа раб, милостивъ буди мне грешному слагателю житие твое святое 155 , яко от верна раба. Святче Божий, помилуй мя грешнаго во веки века 156 , смыслу моему разумение даровася от Бога. Дух убо святый действуя 157 усты человеческими, а не злое и отрыгая от сердца человеча слово богохвално 158 а не богохулно 159 . В богоспасаемом граде Вологде человек некий, именем Гавриил, сей куплю дея, яко же есть обычай градским человеком 199 , и от сего прибыточная домови своему творяше и челядь свою питаше, бе бо правдив человек той и правдою куплю творяше и от сего подая 200 нищим и скорбным Бога ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Осталось бросить взгляд на развитие богословской литературы в период после второго татарского нашествия в 1237 г. Ведь несмотря на материальные потери и психологические потрясения, причиненные походами Батыя, древнерусское богословие и в татарское время поначалу не отступало от прежних тем. Переориентация вместо Киева на новый политический и религиозный центр на Северо-Востоке заняла почти столетие: только в 1328 г. Москва получает ярлык на великое княжение и становится резиденцией митрополитов, окончательно перебравшихся сюда из Владимира в 1325 г. 1263 . В то же время признаки политического и морального упадка фиксируются древнерусским историописанием уже после смерти таких выдающихся государей, как Ярослав Мудрый († 1054 г.) и особенно Владимир II Мономах († 1125 г.). Поэтическим выражением этого синдрома, развившегося за столетия постепенного разложения (Dekadenz) и усугубленного угрозой гибели в эпоху татарского нашествия (хотя это последнее в самом сочинении не упоминается), явилось анонимное Слово о погибели Русской земли, написанное, по всей вероятности, между 4 марта 1238 г. и 30 сентября 1246 г. 1264 . Несмотря на то, что рукописная традиция донесла Слово в сочетании с Житием Александра Невского, возобладало мнение, что речь идет все же о первоначально самостоятельном, а затем, быть может, переработанном (или сокращенном) тексте. Прочих частных вопросов, как, например, об отношении Слова к Даниилу Заточнику или Слову о полку Игореве, мы здесь не касаемся. Издания: Слово о погибели Русскыя земли (из множества изданий приводим лишь важнейшие): Лопарев Хр. (прим. 1264). С. 18– 24 (editio princeps по одному списку); Бегунов Ю.К. (прим. 412). С. 154–157 (критич. изд. по нескольким рукописям XV/XVI вв.; три редакции), 182–184 (попытка реконструкции первоначального текста) [Изборник·. Сб. произведений литературы Древней Руси. Μ., 1969. С.326–327 (подг. текста и перев. Ю.К. Бегунова); ПЛДР, XIII век. Μ., 1981. С. 130–131 (подг. текста и перев. Л.А. Дмитриева) (по Псковскому списку); это изд. повторено в кн.: Красноречие Древней Руси, XI XVII вв. Μ., 1987. С. 105–107. – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Philipp W. (прим. 1264). S.8; Soloviev A.V. Die Dichtung (прим. 1264). S. 227–229; Zenkovsky S.A. Aus dem Alten Rußland – Epen, Chroniken, Geschichten. München, 1968. S.186 f.; франц, перев.: Soloviev A.V. Le Dit (прим. 1264). P. 109 f. [англ, перев.: Zenkovsky S.A. Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales. New York, 1974. P. 196–197; польск. перев.: Literatura staroruska. Warszawa, 1971. S.92–93. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) No 1542. «Странствование по святым местам монаха... [уроженца Калужскаго] в начале XVIII-ro века, им самим описанное». Рукопись второй половины XVIII в. (водяной знак: герб Амстердама – типа Черчилль, NoNo 3, 24, 27, 35, 37, 41, 43, 48, 50, 51, 57, 58, 64 – 1654–1796 гг.; по палеографическим признакам рукопись может быть отнесена ко второй половине XVIII в.); 4° (19,0 х 15,0); 220 л. (л. 1 с заглавием – поздний, л. 220 об. – чистый); скоропись. Первый лист рукописи утрачен, нач.: «и тут мы переначевали, и заутра рано встали и пошли в путь свой. И отидохом 25 верст, и стали в вотчине Новодевичья монастыря...». Нумерация листов рукописи двойная: 1) по л. 2–220 – цифровая, л. 70 и 71 идут после л. 79 (перепутаны при переплете); 2) по нижнему полю – карандашная, через 10 листов, начиная с л. 1. Заглавия выделены более крупной скорописью. На л. 21 об. и 74 – рисунки, изображающие руку с указующим перстом, в первом случае он направлен на строку «знамением и сложением перст» (описание мощей Ильи Муромца), во втором – на слова «не как русаки» (рассказ о греческой трапезе). Переплет рукописи поздний, сделан из толстого картона, корешок обтянут кожей, в тиснении позолота. В верхней части корешка сохранилась наклейка из красного сафьяна с вытесненной золотом надписью: «Из древлехранилища Погодина», ниже вытеснено золотом: «Хождение во Иерусалим», еще ниже – наклейка из белой бумаги с шифром рукописи «1542». На внутренней стороне верхней обложки – наклейка из белой бумаги с надписью типографской печати: «П.М. Строев No 215» (цифра вписана от руки карандашом). На внутренней стороне нижней обложки – запись: «В сей рукописи нумероваться листов двести двадцать (220). Библиотекарь Хр. Лопарев. 27 февраля 1913». Сведения об этой рукописи А. Бычков поместил в «Отчете Императорской Публичной библиотеки за 1852 г.». Он сообщал, что книга, содержащая анонимное сочинение, вместе с рукописью No 1543 поступила в библиотеку в 1852 г. в составе Погодинского собрания под названием «Путешествие в Иерусалим неизвестнаго монаха, калужскаго уроженца, им самим описанное», – «оба из начала XVIII в.» и «до сих пор не были напечатаны» 153 . Известно, что в 1842 г. П.М. Строев продал свои рукописи М.П. Погодину 154 , в их число входила и эта книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справочная книжка по русской агиографии состав. Архим. Леонид. Изд. Графа С. Д. Шереметева. С.-Пб. 1891 г. in 8° на стр. 154–157 читаем: Пафнутий, Преп. Боровский чудотворец † 1473 г. Мая 1. Память 1 Мая. Празднование установлено на Соборе 1547 года «повсеместное». Мощи почивают открыто в Боровском Пафнутиевом Монастыре. Житие написано, как полагают, Вассианом Саниным, (братом преп. Иосифа Волоколамского), Архиепископом Ростовским, в 1506 году. Кончина Преп. Пафнутия и канон ему написаны учеником его Иннокентием. Последний написан до 1531 года, когда Митрополит Даниил благослови петь его. Илия, брат Преп. Пафнутия † XV веке. Некананизован, Погребен в Боровском Пафнутиевом Монастыре. История канонизации русских святых исследование Василия Васильева. Чтения в Императорск. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1893 г. кн. 3, стр, 159 и 170. История Русск. Словесносности, Лекции Степана Шевырева ч. IV содержащая XV столетие и начало XVI. М. 1860 г. in 8° стр. 58, 62, 69, 136. Словарь Историч. о святых православных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых С.-Пб. 1836 г. in 8° стр. 225 и 226, Церковь и ея служители, т. I, состав. Е. А. Тихомиров М. 1879 г. in 8° стр. 296 и 297. – А. А. Титов рукописи славянские и русские принадлежащие Действ. Члену Императорского Русского Археологич. Общества И. А. Вахрамееву, вып. II, М. 1892 г. in 8° стр. 183, 255. – Хрисанф Лопарев . Описание Рукописей Императорского Общества Любит. Древн. Письмен. ч. I. С.-Пб. 1892 г. стр. 107, стр. 336. – Древн. IV, 17, Ар. В. 250, 277. Чтения 1892 г. кн. 2, в статье памяти Архимандр. Леонида (Кавелина) стр. 13. – Опыт Русской Историографии В. С. Иконникова , т. I, кн. I и II. Киев 1891/92 г. in 8° стр. 173, 596, 639, 681. 1014, LXVI, CLXVI, CCCLXII. В ст. «Церковно-Историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской Епархии», сост. I. Л., напеч. в «Чтениях Императорского Общ. Ист. и древн. Росс.», за 1896 г., кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Климент, митрополит Киевский и всея Руси (Смолятич Клим) Митрополит Климент по происхождению русский. Фамилия его Смолятич дает повод предполагать, что он был родом из Смоленской земли. До святительства был схимником в монастыре, находящемся в городе Зарубе. Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции Константинопольского патриарха. 27 июня 1147 года Собором русских епископов он был поставлен митрополитом Киевским главою святого Климента, папы Римского (эта святыня находилась в Киеве), подобно тому как греки ставили своих митрополитов рукою святого Иоанна Предтечи. Вскоре после смерти великого князя Изяслава († 1154) и занятии Киевского престола князем Юрием Долгоруким 20 марта 1155 года митрополит Климент был удален с Киевской митрополии во Владимир Волынский. Скончался после 1164 года. Летопись Ипатьевская (под 1147 годом) характеризует Климента как «книжника и философа», подобного которому не было «в Русской земле». Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее, – «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр.; 134/1211). Труды: Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме, прозвитеру. истолковано Афанасием мнихом//Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. – СПб., 1892; Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. – СПб., 1892; Памятники истории Киевского государства IX–XII вв.; Сборник документов/Подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. – Л., 1936. – С. 154–155; Послание Климента Смолятича/Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова//Памятники литературы Древней Руси. XII в. – М., 1980. – С. 282–289, 658–660. Слово о любви Климово (авторство признается спорным). Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – М., 1880. – Т. 1, первая половина. – С. 285, 786.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда царь Лев и тесть Феофанов умерли, святой остаток имущества роздал также бедным, освободил на волю своих крепостных, 153 дав им грамоты (λεγτα), и велел им идти, куда хотят; жену свою он поместил в женской обители на о. Принца ( ν Πριγκπ παρθενν), где и облек её в монашескую рясу; здесь они расстались и уже более не виделись друг с другом. – В виду возможности одновременного удаления супругов в монастыри выражение τ μοναδικν ατ σχμα περιβαλν надобно понимать относительно: не он, а игуменья обители облекла Мегало в рясу. – Новая инокиня осталась в обители на о. Принца под именем Ирины, где и отошла ко Христу, а Феофан ушел к Сигрианской горе и поселился в монастыре Полихнии (Πολχνιον «Городок», § 3). Здесь он заключился в своей кельи, занимался каллиграфией и всегда был готов на помощь другим. Несколько лет спустя он отправился на один из Принцевых островов, Калоним (Καλνυμος), и поставил здесь монастырь. – Каким образом инок, когда-то богатый, а теперь неимущий, воздвиг обитель, неясно; ниже мы увидим, как пересказчики интерпретировали это неясное место. – По возвращении на Сигрианскую гору Феофан поставил здесь игуменом мужа разумного и добродетельного, а сам предпочел повиноваться нежели повелевать (§ 4). Он присутствовал на седьмом вселенском соборе в Никее (787 г.), где особенно отличался перед отцами, защищавшими правый догмат. 154 – Опять неясно, чем отличался Феофан; поэтому последующие пересказчики опять приводили разные соображения. После собора Феофан вернулся в свой монастырь и приступил к своим обычным занятиям. Отец зла причинял ему много искушений. Когда святой однажды ночью спал, демоны схватили его за руку и укусили ему палец. Собралась братия, помазала освященною водою, и он выздоровел, хотя следы укусов много дней виднелись на пальце. С тех пор одним призыванием имени Христова он прогонял врагов (§ 5). Однажды окрестную страну постиг голод, грозила людям жалкая смерть. Многие приходили к монастырю преподобного, и Феофан не отказывал голодным. Казначей донес ему, что хлеба у монастыря, рассчитанного на год, не достанет и на полгода. Феофан заметил ему: о, маловерный! поди, сосчитай количество оставшегося хлеба, и ты увидишь неизмеримость даров Божиих. Тот пошел, рассмотрел и увидел, что из амбара не убыло ни модия хлеба. Некий брат в преддверии монастыря просил милостыни. Доложено было об этом Феофану. Последний сказал докладчику: иди, открой ларец, возьми столько то монет и отдай просящему. Посланец пошел и, найдя множество денег, снова пришел к Феофану, с изумлением говоря, что денег там столько, сколько он и вообразить себе не мог. Святой велел ему дать просившему назначенную сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Благоволи также возобновить и другие грамоты, которыми воспрещается живущим в замках властелям всячески захватывать и владеть селами и участками крестьянскими. Это ведет к распадению и гибели общин, гибель же крестьянских общин равняется пагубе всего нашего округа 236 . 204 Места подобраны в моем сочинении: Византийский писатель Никита Акоминат. С. 53 и след. 208 Мои сочинения: Визант. писатель Никита Акоминат. С. 178 и след; Образование второго Болгарского царства. С. 109 и след. 209 Главный источник Ansben. Historia Peregrinorum (Scriptores rerum austriacarum. V); Alartene et Durand. I. P. 909 (epistola Friderici). 210 Хронология событий восстановлястся на основании церковных речей и похвальных слов, разобранных в моей книге «Образование второго Болг. царства» (с. 154 и сл.). 214 Следует место: ο ποταμος αφιεις ο Μοραβος τον ηρωα δε της ισχυν ικετευεν αυτοκρατορα [опустевшая река Морав умоляет о милости тебя, героя, могущественного самодержца]. 222 Вся переписка пап с южными славянами находится в прекрасном издании: Sminiklas. Codex diplomaticus regni Croatiae, Dalmatiae et Slavoniae. Vol. II. P. 311 n gji. Zagreb, 1904. Старое издание (Theiner. Vetera monumenta Slavorum meridionalium) не вполне, впрочем, заменено загребским изданием. 226 Как оказывается из других писем, кардинал был задержан в замке Кеве и лишен всех сообщений с внешним миром. 227 Марка серебра представляла стоимость около 50 франков, или до 20 руб., и, следовательно, 85 тыс. марок равняются сумме 1 700 000 руб. 229 Х.М. Лопарев . Об униатстве Мануила Комнина (Визант. Врем. XIV. С. 334). Тому же вопросу посвящена статья Я. Гроссу «Отношения византийских императоров Иоанна и Мануила Комнинов к вопросу об унии» (Труды Киевской Дух. Академии. 1912, декабрь. С. 621). 230 Nic.Acom. 304–305. Места подобраны в моей упоминавшейся выше книге «Никита Акоминат». С. 92–103. 236 Этот замечательный памятник, рисующий положение дел в 1199–1200 гг., издал Λαμπρος (М ιχαιλ А κομινατον τον Χονιατου τα σωζо μενα. 1307). Он имеет чрезвычайно важное значение для истории распространения в Греции чуждых этнографических элементов. Переведен на русский несколько раз: Православное обозрение. 1873. 11; ЖМНП. 1879, август и 1883, январь. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010