Только в 1954 году, после в общей сложности тридцатилетнего заключения, владыка Афанасий получил свободу и разрешение поселиться в поселке храма Петушки Владимирской области. Многие чада Церкви потянулись к богомудрому святому архипастырю. К нему обращались архиереи и священники, монахини закрытых монастырей, простые люди и знаменитые ученые. Святитель заботился о сохранении церковного мира, о единстве Церкви. Нескончаемые скорби и печали не сломили мужественную душу владыки Афанасия, не лишили ее духовного мира и деятельной энергии, преодолевающей телесные немощи и болезни. Последние годы его жизни были наполнены созидательной деятельностью на благо Церкви. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I он принял участие в работе Богослужебно-календарной комиссии Русской Православной Церкви. Святитель Афанасий разработал композицию иконы Всех Русских святых, составил «Синодик храма Всех святых, в Русской земле просиявших», в который вошли три тысячи имен подвижников благочестия Русской земли. Всю жизнь святитель Афанасий ежедневно совершал суточный круг богослужений, даже в самых неблагоприятных условиях: в заключении, ночами, в крайней усталости и изнеможении. Перед кончиной святителю явился сонм Русских святых, прославленный им в церковных песнопениях. Владыка Афанасий мирно отошел ко Господу 15 октября 1962 года, в воскресенье. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Афанасий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. 15 октября 2000 были обретены его честные мощи, которые почивают ныне в Богородице-Рождественском монастыре города Владимира. 16-й день Святой мученик Лонгин сотник Святой мученик Лонгин сотник , родом из Каппадокии, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Старейший из воинов, он был лично известен кесарю Тиверию, царствовавшему с 14 по 37 год. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы и у святого Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тот факт, что все три синоптика упоминают о сотнике, стоявшем при кресте Иисуса, говорит о значении, которое придавалось этому образу. В то время как первосвященники, книжники и старейшины неистовствовали и осыпали Распятого насмешками, сотник, вероятно, терпеливо стоял у креста, как ему было положено. Увидев же, как умирал Иисус, он почувствовал то, чего не видели другие: что перед ним Праведник, Сын Божий. Часто указывают на то, что версия Луки ближе к реальности, потому что у него сотник называет Иисуса Праведником, тогда как у Матфея и Марка он исповедует Его Сыном Божиим, что менее вероятно для воина-язычника. С другой стороны, только Лука говорит, что сотник прославил Бога, а для язычника это означает не что иное, как веру в единого Бога. Совокупное свидетельство синоптиков может трактоваться как указание на то, что римский сотник-язычник уверовал в единого Бога и в Сына Божия. Церковное предание прочно отождествило сотника, о котором говорят синоптики, с упоминаемым в Евангелии от Иоанна воином, пронзившим бок распятого Иисуса копьем ( Ин.19:34 ). В церковные календари и на Востоке, и на Западе он вошел с именем ЛонгИн.В IV веке он уже почитался в Каппадокии (предполагали, что он был родом из этого региона). 556 Со временем его почитание получило широкое распространение и на Западе, и на Востоке (в Византии, Армении, на Руси). 557 На иконах он часто изображается с копьем. Обратимся к Евангелию от Иоанна. У него мы находим новые подробности, касающиеся того, что произошло после того, как Иисус умер на кресте: Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили ( Ин.19:31–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лаодикий (судящий народ или судимый народом, греч.), страж темничный, с Гликериею , 13 мая. Ларгий (щедрый, лат.), муч. римский, 7 июня. Ларис (морская птица, чайка, греч., но вернее Варис), мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Леандр (кроткий муж λιος или по другим муж-лев, греч.), еп. севильский, 1 ноября. Леввей-Иуда (твердый сердцем, разумный, евр.), ап. из 12, 19 июня. Левкий (белый, греч.), исповедник, еп. врунтисиопольский, 20 июня. Левкий , муч. кесарийский, 14 дек. и 17 авг. Лев (дев, зверей царь, во многих языках), папа римский, 18 февр. Лев , еп. катанский, 20 февр. Леонид (льву подобный, греч.), муч. коринфский, 16 апр. и 10 марта. Леонид , муч. египетский, 5 июня. Леонид , муч. фиваидский, 20 мая. Леонид муч., с Елевф ерием , 8 авг. Леонилла (у иных Неонилла, Леовилла, Неовидда, Лонилла), мученица, 16 янв. Леонтий (львиный), муч. трипольский, 18 июня. Леонтий , муч., 24 апр. Леонтий , мучен. киликийский, 17 октября. Леонтий , постр. в Пергии памф., 1 авг. Леонтий , из 45 мучч. никопольских, 10 июля. Леонтий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Леомтий , муч. александрийский, 11 и 13 сент. Леонтий , муч, цареградский, 9 августа. Леонтий , еп. никейский, муч. болгарский, 22 янв. Леонтий , фписк. ростовский, 23 мая. Леонт (дев), воевода, муч. болгарский, 22 янв. Ливерий (свободный, лат.), папа римский, исповедник от ариан, 27 авг. Лидия (Лидия, область в Азии), мученица иллирийская, 23 марта. Ликарион (волчонок, гр.), отрок, муч., 6 февр. Лимний (бодотной, озерной, греч, пуосынник сирийский, 22 февраля. Лин (цветок прекрасный, мододой юноша, по другим, печальная песнь, греч.), ап. из 70, 5 ноября. Лиц пресв., муч. смирнекий, 11 марта. Лисимах (прекращающий сражение, греч ), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Лолий (у греков Лоллия мученица, lolium кукол трава или lolius летучая рыба, лат.), с Евстохием и др., 23 июня. Лонгин (долгий, дат.), сотник и два конца, мучч. каппадокийский, 16 октяб. Лонгин , муч, никомидийский, 24 апреля. Лонгин , муч. мелитинский, 7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но не только цель оправдывает смехотворство. Оно и само должно проистекать из доброго источника. Смех – не грех , если он не связан с осуждением и злословием, если не рождается от беса блуда и тщеславия, 60 если за ним не скрываются зависть, праздность и другие пороки. Добрым смехом в подлинном смысле можно считать смех детский, который не осуждает, не злорадствует, не тщеславиться, не похотствует, 61 но исполнен любви и доброжелательства ко всем. Вот таким смехом пусть смеется душа наша, ощущая радость Божьего вездеприсутствия и чистоты совестной, как это делала и душа преп. Амвросия, щедро делясь своим душевным смехом со всеми, кто обращался к нему за утешением. Аминь. 2019 г. О честности (в день памяти св. мученика Лонгина сотника – 16/29 окт). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Верно и всякого принятия достойно апостольское слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1Тим.1:16 ) и доказательством сему является не только яркий пример разбойника, который первым вошел в рай, но и не менее показательный пример того римского воина, который совершил едва ли не самый тяжкий из всех возможных для человека грехов. Звали его Лонгин. Он был центурионом, т.е. командиром римской сотни, и непосредственно руководил солдатами, приводившими в исполнение смертный приговор Спасителю нашему, а затем охранявшими Гроб Господень. Но, став свидетелем чудес, сопровождавших крестные страдания и воскресение Господа, Лонгин уверовал в божественность Иисусову. Согласно свидетельству Евангелия, сотник и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 . Ср. Мк. 15:39 Лк. 23:47 ). Предание церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет еще и то, что Лонгин был тем самым воином, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление своих больных глаз. Окончательно же он уверовал во Христа, как Сына Божия, когда находился в числе стражей, приставленных ко Гробу Господню, и видел как сошедший с небес Ангел Господень, вид которого был, как молния, и одежда которого была бела, как снег, приступив, отвалил камень от двери гроба, показав тем самым, что Христа нет во гробе, ибо Он воскрес ( Мф. 28:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Около девятого часа Иисус воскликнул: «Или, Или! лима савахвани!» («Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня оставил!») Это были начальные слова 21 псалма, в котором царь Давид предсказывал страдания Спасителя на кресте. Зная, что всё уже свершилось, Иисус произнёс: «Жажду». Один из воинов поднёс Ему на трости губку с оцетом (уксусом) – специальным питьём из кислого вина с горькими веществами, которое давали распятым, чтобы притупить их сознание и облегчить страдания. Вкусив оцета. Господь сказал: «Совершилось», т. е. исполнилось обетование Божие, совершено спасение рода человеческого. Потом Он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ), склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля затряслась, камни рассыпались, завеса церковная, отделявшая Святое Святых от святилища (которая символизировала закрытые врата Царствия Божия), разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, в знак совершения нашего спасения, и многие тела умерших святых воскресли. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). И народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер. Первосвященникам не хотелось оставить тела распятых на кресте до субботы, так как в субботу был великий праздник Пасхи. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить распятым голени, чтобы они умерли. Пилат позволил. Тогда воины перебили голени разбойникам, когда же пришли к Иисусу Христу, увидели, что Он мёртв, и не перебили у Него голеней. Один из воинов, по церковному преданию мученик Лонгин сотник, чтобы удостовериться в Его смерти, копьём пронзил Его ребро, и из раны истекла кровь и вода ( Ин. 19:31–34 ), как это бывает у умерших, и от них воин получил исцеление больных глаз. (После распятия Христа Лонгин стоял на страже у Гроба Господня. Здесь он сподобился видеть Светлое Христово Воскресение и возвестил о том Пилату). По преданию, на горе Голгофе погребён был Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Описание. Т. 1. С. 295), отпустительный тропарь Επεφνη ντως σου πρς τν δεσπτην πστις («Явилась подлинно твоя к Господу вера...») ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 264); иной кондак 4-го гласа с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 208), дополнительные икосы (Там же. С. 66, 164); канон с именем автора - Климента - в богородичнах, с акростихом Τ Λογγνου θαυμαστν ξδω τλος («Лонгина чýдную воспеваю кончину»), 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τ κλος τς μαρτυρας («Славу мученичества») (AHG. T. 2. P. 179-188; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); канон с именем автора - Георгия - в богородичнах, с акростихом Χριστο παθν σε, μρτυς, ηγασε θα («Вид Христовых страданий тебя, мучениче, озарил»), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Χριστς σε κτσι τας νοητας φτισε, μρτυς («Христос тебя лучами умозрительными просветил, мучениче») (AHG. T. 2. P. 189-197; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); дополнительные стихиры, седальны и светильны (см.: Ibid. Σ. 263-265; Ягич. Служебные минеи. С. 116). Помимо содержащейся в совр. богослужебных книгах известна иная служба Л. С., составленная в 1984-1985 гг. мон. Герасимом (Микраяннанитом). Е. Е. Макаров Иконография Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Согласно русскому иконописному подлиннику по Софийскому списку кон. XVI в. под 16 окт.: «Мученик Лонгин Сотник аки Козма и Дамиан рус, во бронех, приволока черчата, доспех клинчат; рука, испод лазорь, колени голы, в левой руке меч в ножнех». У В. Д. Фартусова упоминается, что Л. С. был, вероятно, средовек, в воинских облачениях рим. типа, в хартии его был написан текст: «Радуйтеся, раби Христови, мои же своинственницы, радуйтеся вкупе со мною, яко приближеся веселие наше, приспе время нашего от уз плотских разрешения: се бо ноне престанем вкупе Господу нашему Иисусу Христу, и егоже видехом страсти терпящя, распята же, погребена и воскресша со славою, Того паки ноне узрим седяща одесную Бога, и насытимся видением славы его»; там же приводятся имена друзей Л.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Позвольте, а как же Христос? Ведь Он со Своего Креста молился за Своих мучителей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают!» ( Лк.23:34 ). Это, действительно, интересно: за кого именно молился Христос, говоря так? За распинавших Его римских воинов, вроде сотника Лонгина, за простых служак, необразованных язычников, которые и своих-то философов не читали, не то что израильских пророков? За людей, которые, будучи проездом в Иерусалиме, пришли просто поглазеть на очередную казнь? Или его молитва распространялась также на иудейских старейшин Анну и Каиафу, которые прекрасно знали, Кого распинают? Если верно второе, то придется признать, что эта молитва Спасителя единственная из всех почему-то оказалась бессильной: четыре десятилетия спустя, Иерусалим был разрушен Веспасианом, и вся дальнейшая история сынов Израилевых до сего дня не оставляет никаких сомнений в том, что крики «Распни! Распни!.. Кровь Его на нас и на детях наших!» ( Мк.15:13 ; Мф.27:25 ), оглашавшие двор Пилата, не были прощены и забыты. В то же самое время римский сотник Лонгин принял Крещение и впоследствии даже стал святым Христовой Церкви. Почему же Господь не прощает всех, несмотря на Свое человеколюбие? В Евангелии от Матфея есть такие слова Христа: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:31-32 ). Когда человек противится Истине, не зная, что это Истина, как сотник Лонгин, то он совершает грех и больше ничего. Это можно и нужно простить. Если же он противится Истине намеренно, как Анна и Каиафа, это не только грех, но и убеждение, та самая хула на Духа Святого. Почему Господь не прощает «зло по убеждению»? Потому, что подобное «прощение» – это насилие над сотворенной Им Самим личностью. Кроме этого, намереваясь простить человека, важно не оказать ему «медвежьей услуги». Об этом напоминает притча Соломона: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч.13:24 ).

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Почему женщина первой услышала весть о воскресении? Женщина первой была наказана, но женщина первой была и благословена. Почему гроб находился в саду? Сад праведного Иосифа – символ сада Эдемского. Природа смерти. Смерть – это личное существо, падший ангел: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» ( Откр. 20, 14 ). Это всадник с косой. Смерть возникает как результат проклятья: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» ( Ин. 8, 51 ). Христиане умирают, а смерти не видят: дух смерти к ним не приходит. Они уже отрезаны от жизни и привязаны к Небесам. Аргументация верующих в воскресение Христа. 1 . Пустой гроб. 2 . Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы тело было украдено, то украли бы его вместе с пеленами). 3 . Явление воскресшего Христа. 4 . Чудеса, которые связаны с воскресшим Господом (власть над демонами, над смертью). Аргументация противников воскресения Христова. 1 . История воскресения – выдумка от начала до конца. Однако факты, подтверждающие воскресение, описаны у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях». 2 . Самый древний аргумент, он описан еще в Евангелии: тело Христа было украдено из гробницы. Этот аргумент приводится в иудейском антихристианском документе «Тольдот Иешу» (VI век по Рождестве Христовом), в ряде ссылок «Талмуда». В чем нелепость этой версии? Например, мы видим, что не был организован розыск. Найти апостолов было не так сложно. В Римской империи все допросы велись под пытками, и, если бы Тело действительно было украдено, стражники не смогли бы не рассказать, где Оно спрятано. Но допроса не было. Как в христианских, так и иудейских документах нет ни одного упоминания, что апостолов кто-либо пытался юридически обвинить в факте кражи тела. Пилату все точно доложила охрана, начальником стражи был сотник Лонгин. 13 человек из 16 (стража) взяли деньги – плату за молчание о воскресении. Сотник Лонгин входил в число трех, кто не взял денег: он уверовал во Христа и стал проповедником, а вскоре был казнен в городе Кесарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

37. «Сонмище жидовское» и глаголаша жидове: «что ученицы Тои приидоша и сынови прельстятся; рече же им: егда отнимется у них жених, тогда постятся». 38. Кровоточивая жена умащает ноги Иисусовы. Причащение. 39. Воскрешение Лазаря. 40. Изгнание торгующих из храма. 41. Вход в Иерусалим. 42. Преображение. 43. Тайная Вечеря. 44. Умовение ног. 45. Причащение хлебом. 46. Вином. 47. Моление о чаше. 48. Спящие ученики в Гефсимании. 49. Предательство Иуды. 50 . На дворе(?) у Пилата (трое судей). 51. Ответ Христа Пилату. 52. Заушения. 53. Отречение Петра и петух. 54. «Пилат не обрете вины». 55. «Иуда принесе взад тридцать сребреников». 56. «Ученицы возвратися плачуще» (группа в яме, среди горок). 57. Веден на Распятие. 58. «Несет крест Симон Кирилеский». 59. «Разделиша ризы» и пр. 60. «Логин сотник облачеся ризу Господню». 61. «Логин сотник вседает на коня и проспевает на пров(?) праведнаго». 62. «Логин сотник проповедует истиннаго Бога». Лонгин на коне и за ним группа всадников. 63. Благоразумный разбойник на кресте, двое пробивают ему голени. 64. Распятие Господа. Рана копием и поднесение губки. 65. «Вторый неразуми Христа». 66. «Прииде Иосиф ко Пилату и проси тело Господне». 67. Снятие со Креста. 68. Положение во гроб. 69. «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе». 70. «Явися Иисус со учениками седяще на елоисе горы воспреломление хлеба». Христос за столом в Эммаусе среди двух учеников. 71. Жены мироносицы и ангел. 72. Явление двум женам. 73. Сошествие во ад («Воскресение Г. н. I. Х.»). 74. «Фомино лобызание ребра Господня». 75. Вознесение. 76. Сошествие Св. Духа. 77. Св. Троица. Процветшее дерево Христа (Плоды страданий Христовых). Икона. Нач. XIX в. 105,5х75 см. Чувашский ГХМ. Чебоксары Здесь дано свободное и даже частью народное изложение земной жизни Спасителя в текстах и соответственно большинство канонизированных схем ее изображения, но также и ряд апокрифических тем, как, например, тему о Елисавете укрывшейся, о благословении пахаря, о Лонгине, о плаче учеников и пр. Сообразно с этим и миниатюры, иллюстрирующие это изложение, если и носят на себе все признаки новгородского письма конца XV в., то все же передают это письмо в «кустарной» форме: рефлексов почти нет, отроки имеют детский облик, движения свободны, но преувеличены, складки и все доличное в краткой схеме и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

6 гл, ср. Евр. 11:31 ; 3Цар. 17:10 , ср. Лк. 4:25–26 ; 4Цар. 5:14 , ср. Лк. 4:27 ; Лк. 7:1–10; 11, 31–32 , ср. 3Цар. 10:1, 4 ; Ион. 3:5 ; Мф. 15:28 ; Мф. 27:54 ; Деян. 8:38; 10 гл. и другие). А с другой стороны, и среди Иудеев многие погибали. И в язычестве были: Мелхиседек, Иофор, Раав с семейством, Руфь, вдовица в Сарепте Сидонской, Нееман Сириянин, сотник Лонгин, сотник Корнилий, сотник Капернаумский, Хананеянка, Ниневитяне покаявшиеся; все таковые спасались верой в Бога. Наоборот, из среды избранного народа тысячи тысяч оставляли веру в Бога и впадали в языческое идолопоклонство, или же в неверии и ожесточения роптали на Бога; одни из таковых погибали насильственной смертью , другие отпадали от избранного народа и становились язычниками. Таким образом, даже и отчуждение язычников от Бога нельзя назвать безусловным. Язычники были предоставлены Богом самим себе, но не совершенно Им покинуты; равно и они мало знали Бога и ещё менее почитали Его, однако не забывали Его окончательно. И апостол Павел именем безбожия означает в язычестве не отрицание Бога и не окончательное забвение Его, чего в язычестве не было, а отсутствие истинного Богопознания и спасительного Богопочитания, недостаток сверхъестественной помощи Божьей и духовно-нравственной жизни, удаление от Бога и обоготворение твари вместо служения Творцу. Чтобы не быть голословными в нашем толковании, приведём несколько изречений из бесед св. Иоанна Златоуста на послание к Римлянам. „Бог, – говорит он, – вложил в людей знание о Себе от рождения их, но Еллины, применивши это знание к деревам и камням, оскорбили явленную в них истину, сама же истина пребывает неизменной, и слава её непоколебима. А откуда известно, Павел, что Бог и в язычников вложил это знание? Из того, говорит, что можно знать о Боге, явно для них ( Рим. 1:19 ). Но это – положение, а не доказательство; ты же подтверди мне и докажи, что знание о Боге было открыто язычникам, а они самовольно удалились от него. Каким же образом оно было открыто? Был голос к ним с неба? Отнюдь нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010