Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами сцена из жития мученика Лонгина, о котором также повествуется в Евангелии. Первое упоминание имени Лонгин мы встречаем в «Деяниях Пилата» – основной части апокрифического «Евангелия от Никодима», датируемого началом V века. Римский воин был свидетелем мучений Христа. Сотник видел, что произошло после окончания земной жизни Спасителя. Солдат присягнул на верность Господу и стал проповедовать христианскую религию. За отказ от языческих Богов римский сотник был казнен, ему отсекли голову мечом. Основные свидетельства жизни известны по другому памятнику — «Мученичество Лонгина Сотника». Долгое время его авторство приписывали преподобному Исихию Иерусалимскому и датировали памятник V веком.Однако последующие исследования показали, что «Мученичество» составили либо в Каппадокии, либо в Иерусалиме в VI-VII веках. Именно здесь можно прочитать, как по приказу Пилата Лонгин находился при Кресте, как он ужаснулся тьмы и землетрясения, как исповедал Христа Сыном Божьим, а затем сторожил и гроб с телом Спасителя и был свидетелем Его Воскресения. Описание Перед нами картина из триптиха «Поцелуй Иуды», «Суд Пилата» и «Святой сотник Лонгин», на которых изображены последние дни земной жизни Иисуса Христа. Особо сильное впечатление производит полотно, посвященное римскому легионеру, пронзившему копьем Христа и положившему конец Его страданиям. Сотник Лонгин стал свидетелем всех чудес, совершившихся при Кресте Господнем. Когда он увидел и затмение солнца, и растрескавшиеся камни, и землетрясение, то вдруг уверовал, что распятый Человек воистину был Сыном Божьим. Этот трагический миг и изобразил на своем полотне живописец. Беснующийся, одержимый служению неправоте властвующих, пробил копьем тело Христа, распятого на кресте. Но именно ему и его сотоварищам было дано свидетельствовать чудо воскресения Иисуса. Ни за какие деньги даже перед страхом смерти он не отрекся от того, что увидел и услышал от Господа. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ).

http://azbyka.ru/art/svyatoj-sotnik-long...

Скачать epub pdf Св. Лонгин сотник Св. Евангелист Матфей повествует, что во время крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа сотник, стоявший на страже, видя страшное содрогание всей природы после последнего вздоха Спасителя, в ужасе воскликнул: «Воистину, Сей был Сын Божий!» Имя этого сотника было Лонгин. Существует предание, что капля крови из прободенного ребра Спасителя упала на его больные глаза и исцелила их. После погребения Спасителя Лонгин опять стоял на страже у гроба Господня. Когда же Господь воскрес от гроба и Своим чудесным восстанием навел на стражу ужас, тогда Лонгин совершенно уверовал в Иисуса Христа вместе с двумя другими воинами; а когда иудеи и старейшины предложили воинам деньги, чтобы они рассказывали, будто тело Иисуса было похищено Его учениками, то Лонгин не взял их и свидетельствовал о Воскресении Христа. Пилат и начальники иудейские негодовали потому, что Лонгин был старший из воинов и даже известен кесарю. Они всячески старались погубить его, но он заслонился от них и оставил военную службу. Приняв крещение вместе с двумя товарищами, он поселился в Каппадокии, где успешно проповедовал слово Божие. Впоследствии Лонгин поселился в поместье своего отца и там пребывал в посте и молитве. Слух об успешной проповеди Лонгина дошел до начальников иудейских. Они уговорили Пилата написать донос кесарю и обвинить Лонгина в том, что он, своевольно оставив воинское звание, возбуждает народ против кесаря. Озлобленные враги христиан всячески старались, чтобы кесарь Тиверский осудил на смерть Лонгина и его товарищей, в чем, наконец, и преуспели. Из Иерусалима в Каппадокию тотчас были посланы воины для исполнения приговора. Им было велено не открывать никому цели своего путешествия для того, чтобы Лонгин, узнав о том, не мог укрыться от грозившей ему казни. Но святому была уже открыта его близкая смерть, и он, не боясь ее, радушно встретил посланных, пригласил к себе в дом, угощал их; но до времени скрыл свое имя и обещал им на другой день указать жилище Лонгина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже у самого подножия Креста 29 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого мученика Лонгина сотника, римского воина. Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину – это Сын Божий» (Мф. 27:54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.) После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав во Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома – тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Православная стенгазета 43 (462) В номере: Святой мученик Лонгин сотник, Проповедь на Евангельское чтение, «Ты мне, я Тебе» – Бог не такой, как люди, Вопросы священнику: Украли крестик. Как молиться о наказании вора? 25 октября, 2018 В номере: Святой мученик Лонгин сотник, Проповедь на Евангельское чтение, «Ты мне, я Тебе» – Бог не такой, как люди, Вопросы священнику: Украли крестик. Как молиться о наказании вора? В номере: — Святой мученик Лонгин сотник, — Проповедь на Евангельское чтение, — «Ты мне, я Тебе» – Бог не такой, как люди, — Вопросы священнику: Украли крестик. Как молиться о наказании вора? Выпуск от 26 октября 2018 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru . Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Выставка «Иконы Ярославля XV-XX вв. из собрания Ярославского художественного музея» (Саратов, 29 марта-29 апреля) Версия для печати 29 марта 2006 г. 17:00 — 29 апреля 2006 г. 18:00 29 марта 2006 года в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева состоится открытие выставки «Похвала Богоматери. Иконы XV-XX веков из собрания Ярославского художественного музея». Со времени принятия христианской веры Пресвятая Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы. Выставку, которая включает важнейшие иконописные образы Богородицы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции, сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А.В. Федорчуком и О.Б. Кузнецовой. В экспозиции представлено 29 икон XV-haчaлa XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. В центре иконы «Похвала Богоматери» (XVII век), давшей название выставке, восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя. А самая ранняя из икон — «Распятие Христово» — создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе. «Распятие» — важнейшее событие земной жизни Сына Божия, символ победы жизни над смертью. Кресту, утвержденному на Голгофе с черепом Адама, предстоят скорбящие Богородица и апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, которому Он поручает заботу о Матери. За ними одна из мироносиц и римский воин Лонгин Сотник, уверовавший во время Распятия. Наиболее значительная группа икон представляет образы Пресвятой Богородицы с Младенцем. XVI веком датируется изображение Одигитрии Смоленской. Одигитрия (греч. путеводительница) — наиболее торжественный тип богородичных образов. Композиция с фронтальными позами Матери и Сына подчеркивает их высокое достоинство. Дева Мария поддерживает Младенца левой рукой, а правой указывает на него как на истинный путь спасения.

http://patriarchia.ru/db/text/100802.htm...

Гёреме. Монастырский комплекс в Гёреме. Kzlar Manastr Карта и ближайшие объекты Девичий монастырь (Kizlar manasiri). Основан в XI в. Главное здание монастыря находится слева от входа в музей. В нем 6 этажей. Их хватало для проживания примерно 300 монахинь. На первом этаже располагались подсобные помещения (в основном, для хранения продуктов), на 2 трапезная и кухня, 3-й этаж был занят небольшой домовой церковью. Оставшиеся этажи занимали кельи монахинь. В первые века христианства верующие находили спасение и дом в этих местах. Местность вокрух монастыря чрезвычайно богата скальными церквями и часовнями. Их там не менее 500.  Goreme Open Air Museum — Музей под открытым небом. Он находится в километре от самой деревни. Местные скалы состоят из мягкого и податливого туфа, этим и объясняется огромное количество жилых пещер до сих пор. Первые скальные поселения зафиксированы в этих местах еще до Р. Х. Позже здесь появились ранние христиане, спасавшиеся в лабиринтах скал от религиозных гонений. В Каппадокии жил святой Лонгин Сотник, первым принесший Благую весть о Воскресении Христовом в эти края, затем Василий Великий, Григорий Богослов, равноапостольная Нина, святой Григорий Армянский, каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской, здесь же родился и Георгий Победоносец. Наиболее значительные и ценные из скальных церквей Каппадокии были взяты под охрану и ныне образуют Goreme Open Air Museum. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей — это множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. Все эти храмы появились около X-XII веков. Каждая церковь уникальна по внутренней архитектуре и сохранившимся фрескам. Самая известная церковь — Karanlik Kilise (Dark Church). Название — «Темная церковь» — она получила из-за очень маленьких окошек в стенах, в помещении всегда полутемно. Отсутствие солнечного света стало причиной необычайно хорошей сохранности фресок на ее стенах, они и стали ее достоянием.  Отдельно следует сказать о фресках. В Гереме они удивительны, и даже не верится, что этим изображениям тысяча лет. Однако любопытнее даже не их возраст, а то, что открывается под ними, когда фрески осыпаются. Это охряные росписи, напоминающие примитивную живопись или детские рисунки, — уникальная орнаментальная техника иконописи, иногда называемая краснофигурной. Вот огромная саранча, символизирующая дьявола, а эти треугольники, по всей видимости, ангелы, вот крест, окруженный со всех сторон острыми копьями. Ученые считают, что подобная живопись — следствие иконоборческого периода.

http://sobory.ru/article/?object=45929

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Копие. Посл. четв. XVII в. (ВСМЗ) [греч. λγχη; слав.  ], в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии . В традиции Русской Церкви К. также применяется для нарезания («раздробления») Агнца на части перед причащением. Впервые К. упоминается прп. Феодором Студитом ( Theod. Stud. Adv. iconomach. 7. 1//PG. 99. Col. 489) и в толковании на Божественную литургию VIII в., озаглавленном как «Церковная история» и приписываемом в рукописях свт. Василию Великому либо свт. Герману I К-польскому; использование ножа при совершении Евхаристии явно предполагается и в рассказе св. Григория Декаполита (Sermo historicus//ActaSS. Apr. T. 2. P. 583; PG. 100. Col. 1201). При этом в «Церковной истории» об использовании К. при совершении проскомидии говорится уже достаточно подробно. В этом литургическом комментарии приготовление Агнца из просфоры с помощью К. символически связывается с Ис 53. 7:                           (см.: Brightman F. E. The «Historia Mystagogica» and Other Greek Comment. on Byzantine Liturgy//JThSt. 1908. Vol. 9. P. 264). Используемые автором комментария слова, в частности греч. слово ποκερομαι (стричь, состригать, обстригать), позволяют предположить здесь ссылку на древнюю практику, когда просфора обстругивалась (очищалась) К. от корок (см.: Бернацкий М. М., Желтов М., диак. Вопросоответы митр. Илии Критского: свидетельства об особенностях совершения Божественной литургии в XII в.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2005. Вып. 1. С. 35). В дополненной редакции «Церковной истории» говорится, что К. символизирует копье, к-рым св. Лонгин сотник пронзил ребра Спасителя (PG. 98. Col. 397C). Также отмечается прободение Агнца К. (Ibid. Col. 3960). Копие в сцене «Евхаристия». Мозаика собора Св. Софии в Киеве Копие в сцене «Евхаристия». Мозаика собора Св. Софии в Киеве

http://pravenc.ru/text/2057190.html

Прииде жена имущи алавастр мира нардного пистикия многоценна, и сокрушши алавастр, возливаше Ему на главу. Кто была сия жена, – Мария ли сестра Лазарева ( Ин. 12:3 ), или другая подобная ей по вере и усердию к Спасателю, для нас знать это в настоящем случае не важно; важно то в особенности, что эта жена одобрена была Господом, хотя и осуждена другими. Важно то, что Господь дал высокое значение этому излиянию мира: Возлиявши бо сия, говорит, миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори, то есть приготовила тело Господа на смерть и погребение. Если же смерть и погребение Спасителя мира составляют тайну высочайшую, то и приготовление к ним не должно ли иметь также свою таинственность священную? Чтобы уразуметь таинственное священнодействие жены, представим себе и Агнца Божия, вземлющаго грехи всего мира, Единородного Сына Божия. Вот Он, полный благодати и истины, от исполнения Коего мы все приемлем благодать возблагодать ( Ин. 1:14, 16 ), не в меру приявши Духа ( Ин. 3:34 ), помазанный елеем радости, паче причастник Своих ( Пс. 44:8 ), давно обрек Себя на жертву крестную для того, чтобы по принесении пресвятого Тела Своего на жертвеннике крестном разлить, как миро, благодать Свою на всех верующих и любящих Его. И сего-то Божественного мира излияние образовало то излияние мира драгоценного, которое совершила благочестивая жена в Вифании. Она сокрушает алавастр свой в знамение того, что и живоносному Телу Господню надлежало быть сокрушену на кресте для излияния всеочистительной Крови и всеосвящающей благодати. Миро возливается на главу Спасителя, – почему? Потому что глава сия есть злато избранно, очи его яко голубицы на исполнениих вод, – ланиты его аки фиалы аромат, прозябающия благовоние, устне его крины, каплющии смирну полну ( Песн. 5:11, 12, 13 ); то есть миро вещественное изливается на главу, точащую миро духовное, Божественное. Вся храмина исполнилась благовония от излиянного мира. Не так ли исполнилось благовония благодатного все человечество после того, как сокрушился Божественный алавастр мира крестною смертию? Вот еще при самом кресте ощущает это благовоние разбойник и верою и покаянием переводится к благовониям рая небесного; здесь же один из распинателей – Лонгин-сотник – изменяется благоуханием мира Божественного в исповедника Христова и вопиет: воистину Божий Сын бе Сей ( Мф. 27:34 ). Силу святого благоухания почувствовал и народ; ибо еси, сказано, пришедшии на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя возвращахуся ( Лк. 23:48 ). Благоухание того же мира привлекает к Господу, уже умершему, Иосифа и Никодима, прежде тайных чтителей Его. Что сказать о дальнейших следствиях? Воня разума Христова, говорит апостол, является во всяком месте ( 2Кор. 2:12 ). Благоухание мира Христова отгоняет зловоние неверия и мертвый запах беззаконий в целых народах и повсюду являет жизнь новую, произращая прекрасный сад добродетелей, достойных неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Сотник Лонгин Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. 29 октября, 2011 Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. Они пришли в трепет от внезапного затмения солнца и землетрясения, при котором камни распадались на части. Ужас объял много повидавших на своем веку солдат, когда они увидели открывшиеся могилы и вставших из них мертвецов. По обычаю, чтобы убедиться в смерти распятого, Лонгин пронзил Господа копьем, и кровь Спасителя брызнула ему на лицо. Римский сотник страдал болезнью глаз, и как только их коснулась божественная кровь, он получил исцеление. Все произошедшее настолько потрясло Лонгина и двух его друзей, что они, взирая на пригвожденного к кресту Господа, во всеуслышание исповедали Его Сыном Божиим. После погребения Господа Лонгин со своими людьми был назначен охранять пещеру с телом Иисуса, чтобы предотвратить возможную попытку его похищения. Здесь он стал очевидцем явления ангела, который возвестил женам-мироносицам о воскресении Сына Божия . Новое чудо тронуло Лонгина до глубины души. Обо всём случившемся он доложил Понтию Пилату . Прокуратор, который против своей воли, в угоду иудеям, отдал на казнь Иисуса Назарянина, был озадачен рассказом сотника. Он вспомнил, что накануне суда над Иисусом его жене Клавдии приснился вещий сон, и она просила не причинять вреда Назарянину. Видимо, напрасно он её не послушал. Лонгин сообщил о воскресении Господа и синедриону. Члены Великого совета ему не поверили и решили подкупить воинов. Им дали значительную сумму за согласие сделать заявление, что тело Иисуса похитили Его ученики. Лонгин, однако, мзду отверг и молчать о воскресении Господа не захотел. Уверовав в Спасителя, он стал открыто свидетельствовать о событиях, участником которых был сам.

http://pravmir.ru/sotnik-longin-2/

Один сотник заставил Господа Иисуса Христа удивиться. Христу открыта глубина сердца, Он повелевает стихиями, отгоняет смерть… Его трудно удивить. Но когда сотник сказал: «Только скажи слово, и исцелеет отрок мой», – Христос удивился. Такой веры Он не нашел даже в Израиле, среди потомков пророков, а тут – язычник, римский воин… Второй сотник уверовал там, откуда убежали все апостолы, кроме одного Иоанна . Жители Иерусалима, в тот час стоявшие под Крестом, словно договорились исполнять Давидовы пророчества. «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий д обычи и рыкающий» (Пс. 21: 14). И еще: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21: 17–19). И вот когда одежду делили, и жребий бросали, и пасти раскрыли, как алчущий лев, и сделали зрелище из Невинного, другой сотник произнес: «Воистину, Человек сей был Сын Божий». Звали того сотника Лонгин .    Третий сотник был богат милостыней и молитвой. Его звали Корнилий. Слова, сказанные о нем Лукой, напоминают слова, сказанные об Иове: «Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10: 2). К нему в полдень пришел ангел, но сам ничему Корнилия не учил (Богу угодно, чтобы не ангелы, а люди вразумляли людей). Ангел только повелел найти в Иоппии Симона, именуемого Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 10: 6). Этот третий сотник расширил границы проповеди. Он убедил Петра проповедовать Христа не только иудеям, но и язычникам, потому что Корнилий на глазах апостола стал причастником Духа Святого. И «если Бог, – сказал Петр, – дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян. 11: 17).      Не римский солдат и не римский генерал, но каждый раз один лишь сотник фигурирует в евангельских рассказах, содержащих похвалу римским военным. Центурион – так красиво и будто позванивая амуницией звучит это слово по-римски. У центуриона под рукой плюс-минус сотня солдат, отсюда и название. В отношении к нашему офицерству центурионы похожи на командира роты в самом скромном варианте и командира батальона на вершине возможностей. По социальному же статусу они – старшины или прапорщики, впрочем, боевые прапорщики, которым у нас полковники с уважением руку жмут. Римские писатели изображали центурионов выносливыми вояками, далеко и сильно метающими дротик или копье, орудующими мечом и щитом, но главное – умеющими вдохновить воинов и поддерживать дисциплину как во время походной жизни, так и в критических боевых ситуациях. Между тем от сотника требовалось не лезть в бой, очертя голову, и даже не искать боя. Он должен быть осторожен и осмотрителен, и только если бой неизбежен – стойким до смерти.

http://pravoslavie.ru/72820.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010