И сегодня для многих людей коммунизм остается религией, причем в их сознании эта вера парадоксально уживается с уважением к христианству. Но основной темой лекции был не коммунизм, а использование образа в современном искусстве и в рекламе. В иконе полнота образа достигается благодаря тому, что соединяются две реальности: земная и небесная. Когда священный язык забывается, искусство сначала возвращается к античности с ее только земной, чувственной реальностью, но потом реализм исчерпывается, появляется авангард, извращающий реальность, затем еще более «продвинутые» течения, всё дальше уводящие от реальности, и всё это приводит к псевдореальности, то есть к антииконе. Свою мысль Сергей Чапнин вновь проиллюстрировал на наглядных примерах. На иконе Распятия возле Креста, на котором умирает Спаситель, изображены скорбящие Божия Матерь, апостол Иоанн, сотник Лонгин, жены мироносицы, ангелы. Это самое трагическое евангельское событие, но изображение не трагично, потому что икона соединяет несколько событий, христиане знают, что за Смертью следует Воскресение. Это высшее соединение материального и духовного в образе. Распятие. Дионисий Совсем по-другому интерпретируется Распятие в реалистической живописи. На кресте — висящая мертвая плоть. «Даже маленький золотой нимб не дает нам вырваться за эту земную материальную реальность. Мы видим страшную трагедию, и у нас возникает вопрос: а дальше что? Эта картина не дает нам ответа, она оставляет нас в неведении. Мы просто замираем в ужасе от того, что произошло убийство. Вот, что происходит при вычитании духовного», — объяснил Чапнин. Распятие. Н. Ге Еще дальше идет современное искусство. Сергей Чапнин показал картину американского художника, где на кресте распята женщина. Автор, судя по всему, не пародирует Евангелие, не кощунствует, и по-своему верит в Бога, но ставит под сомнение такой очевидный факт, что Бог пришел в мир в образе мужчины. Можно только гадать, какую цель преследовал художник, но трудно не согласиться с Сергеем Чапниным: «Такими художественными акциями христианская культура разрушается сильнее, чем какими-либо оскорбительными выходками, потому что в данном случае идет прямое искажение образа Бога».

http://pravmir.ru/sergej-chapnin-reklama...

Мы поем среди Пасхи за каждой воскресной всенощной: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Не потому что страдание — это благо и всякая смерть — благо. Но потому что, взяв на Себя наше страдания и всю смерть, Христос избавляет нас от них. Нашу радость никто и ничто не может отнять, если мы едины с Ним — даже до смерти, как Лонгин сотник, как все святые, для которых смерть по дару Христа — приобретение. Его любовь, воскрешающая нас, — сокровенная красота Креста, как поем мы — красота Церкви. В тот самый час, когда смерть торжествует, она оказывается побежденной. Когда ненависть, кажется, заполняет все, и нас предают смерти, любовь Христова касается наших сокровенных глубин, и мы видим, что свет во тьме светит, и тьма не может его объять. К святому мученику Лонгину прибегают за помощью при болезнях глаз. Но мы должны молиться ему прежде всего, чтобы мудрость и сила Христова проникла в нас и просветила нас. Когда мы страдаем, каким бы ни было наше страдание, особенно страдание о наших грехах (которые так часто оставляют нас бесчувственными, но заставляют страдать других), да будет дано нам видеть, что Христос рядом. Он пригвожден к нашему страданию, к страданию других, к нашему греху. Как мы воспринимаем это? Нам надо всегда умолять Господа о видении главного. Когда Христос говорит, что Он будет вознесен на Крест, Он поистине влеком Отчей любовью. На Кресте Сын Божий дает нам жизнь Отца, потому что Он приобщился нашей смерти в предельной глубине нас самих, и приводит нас к жизни. В этом смысле Крест — в Превечной тайне Пресвятой Троицы. Он — чудо любви, побеждающей смерть. Кажется, легко так говорить, и совершать воспоминание об этом за богослужением. Важно этим жить — просто, смиренно, в молчании, в предании себя во всем крестному пути, дарованном Им, пока мы не прозреем до конца, и не увидим Его лицом к лицу, как сказал апостол Иоанн Богослов, подобно Лонгину сотнику, обретшему полноту зрения у Креста Христова. Протоиерей Александр Шаргунов Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы

http://moral.ru/sotnik/

Мученичество Лонгина Сотника. Миниатюра из Жития святых. XIV в. Мастер Ришар де Монбастон (Paris. lat. 185. Fol. 88v) Мученичество Лонгина Сотника. Миниатюра из Жития святых. XIV в. Мастер Ришар де Монбастон (Paris. lat. 185. Fol. 88v) Придя в Иерусалим, воины отдали честную главу Л. С. Пилату. Тот предъявил ее иудеям и велел бросить за городскими воротами. Там глава долго лежала в куче сора, пока не была полностью засыпана мусором. Но Господь чудесным образом открыл ее местонахождение. Одна вдова-христианка из Каппадокии ослепла и, не получив исцеления от врачей, решила пойти поклониться св. местам в Иерусалиме. Вместе с единственным сыном она отправилась в путь. В Иерусалиме он заболел и через неск. дней умер. Когда вдова горько оплакивала кончину сына, в видении ей явился Л. С. Он рассказал о своем житии и мучении и велел найти за городом его главу, обещая, что она прозреет и увидит своего сына в небесной славе. Вдова попросила местных христиан отвести ее за город в указанное место. Она руками разгребала мусорную кучу до тех пор, пока не обрела главу Л. С. В этот момент к ней вернулось зрение. Женщина отнесла главу в дом, где она остановилась, омыла ее и умаслила благовониями. В следующую ночь Л. С. явился ей вместе с сыном, к-рый был облачен в сияющую брачную одежду, возвестил, что тот всегда будет рядом с ним в Царствии Небесном, и велел вдове по возвращении в Каппадокию похоронить свою главу и тело сына в общей гробнице в г. Сандрал (Андрал), в окрестностях Тианы, главном городе пров. Каппадокия Вторая. Сохранились более поздние варианты этого Мученичества (BHG, N 988a, 988b, 988c, 988z), а также краткое синаксарное Житие BHG, N 990e (SynCP. Col. 141-144). В кон. X в. на основе Мученичества BHG, N 988 Симеоном Метафрастом было создано Мученичество BHG, N 989 (PG. 115. Col. 32-44). Этот текст содержит лишь неск. важных смысловых отличий, в т. ч. Метафраст первым называет Л. С. иудеем (PG. 115. Col. 32). В единственном списке XVI в. содержится редакция метафрастовского Мученичества BHG, N 990c.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Видишь? Сначала он языком защитил Его от разбойника слева, ругавшего Спасителя, сказав ему: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, а Этот Иисус что плохого сделал? Сначала он языком укорил второго. «Я верю, что Он – Иисус! Я уже не заодно с тобой!» Укорив языком разбойника слева, он совершил покаяние; плоды покаяния, ибо только язык и раскаяние сердца у него оставались. «Я буду кричать этим языком Этому Иисусу, Который не держит зла, чтобы Он простил меня». И он закричал из глубины сердца: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И слышит Спасителя сверху, с Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (ср.: Лк. 23: 40–43)! Святой Ефрем великолепно излагает это: «Ты видел разбойническую мольбу? Ты видел мудрого разбойника? Он много успел похитить в жизни своей! Но, имея веру в сердце, сумел восхитить языком своим рай». То есть: «Разбойник! Ты грабил, крушил, убивал, причинял зло; а теперь своей верой из сердца сумел похитить языком рай». И он говорит в конце этого Слова так: «О разбойник и рая похититель! Ты похищал всё, но похитил и рай языком. О разбойник и рая похититель! О скорорастущий цветок Христа, Которому подобает слава!» То есть самым первым цветком, выросшим из Креста Христова, была душа разбойника. Потому он первым и вошел в рай со Спасителем, что исповедал Его с креста прежде того, как исповедал Его Богом Лонгин сотник, пронзив Его в ребро, и многие другие впоследствии. Разбойник первым исповедал Его Богом и молил отвести его в рай. Вот что значит молитва во время беды! Когда беда нахлынет на нас, будем вопить всем сердцем, ибо Бог смотрит на наше сердце. Аминь. Рейтинг: 9.5 Голосов: 111 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 См.: Прп. Ефрем Сирин. 133. Слово на Святый Пяток о Кресте и о разбойнике//Прп. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 422–428. скрыть способы оплаты Комментарии Наталия 17 января 2019, 20:13 Господи, помилуй меня глупую! Анна 20 февраля 2014, 00:31 Люблю тебя ГОСПОДИ!! СПАСИБО ЗА ВСЕ ЧТО ТЫ МНЕ ДАЛ В ЖИЗНИ.

http://pravoslavie.ru/50311.html

Игорь Цуканов . Герои и антигерои Страстной седмицы . [Мы свободны менять свои решения - до тех пор, пока живы, - и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа]. В иллюстрировании материала использованы картины: «Тайная вечеря», Николай Ге (1863); «Анна и Каиафа», Джеймс Тиссо (1890-е гг.); «Иисус Христос и грешница», Андрей Миронов (2011); «Св. Иоанн Креститель обличает Ирода», Джованни Фатори (1875);  «Святой сотник Лонгин», Андрей Дроздов (2009); «Апостол Иоанн ведет Богородицу домой», Уильям Дайс (1840); «Совесть. Иуда», Николай Ге (1891); «Христос и Никодим», Генри Оссава Таннер (1899); «Снятие с креста», Василий Петров (1878); «Понтий Пилат», Василий Шишкин (2018); «Голгофа», Николай Ге (1887)//Фома. - — апрель 2020. - С.28-45. - (раздел « Вера »). Герои и антигерои Страстной седмицы представлены здесь в главах: Первосвященники Анна и Каиафа: вершители суда над Богом. - С.30-31; Женщина с сосудом мира: приготовление Христа к погребению . - С.32-33; Царь Ирод Антипа: в погоне за впечатлениями. - С.34; Сотник Лонгин: Воскресение Христово видевший . - С.35; Богородица: Посвятившая Себя Сыну. - С.36-37; Апостол Иоанн: с Христом на Голгофу . - С.37; Иуда Искариот: предатель, а не «исполнитель Промысла». - С.38 - 39; Иосиф Аримафейский и Никодим: фарисеи, выбравшие Христа . - С.40-41; Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса . - С.42-    43; Разбойники, распятые рядом с Христом: два пути . - С.44-45. Пасхальный фотофестиваль: Чувство Пасхи . [По традиции накануне светлого Христова Воскресения подписчиков «Фомы» в социальных сетях попросили поделиться фотографиями, которые объединяет одно общее чувство — чувство Пасхи. В этом номере представлены лишь некоторые кадры, остальные фотографии можно посмотреть в нашей группе «ВКонтакте»]//Фома. - — апрель 2020. - С.46-50. - (раздел « Вера », рубрика « Пасхальный фотофестиваль »). Публикация включает следующие фотоработы:

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-204-...

1953. Vol. 71. P. 338). В 1989 г. в Херсонесе Таврическом была найдена евлогия Л. С. VI в. ( Залесская В. Н. Литургические штампы-евлогии: (Св. Лонгин Криний и св. Мамант Кипрский)//Литургия, архитектура и искусство визант. мира. СПб., 1995. С. 237-239. (Византинороссика; 1)). О существовании ц. во имя Л. С. в Иерусалиме упоминается в 1185 г., а в нач. XVI в. его именем назван один из приделов храма Гроба Господня ( Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 2007. Vol. 3. P. 217). Но в целом посвящение церквей этому святому встречалось очень редко. В средневизантийский период в К-поле около Юстинианова моста упоминается мартирий св. Лонгина ( Janin. Églises et monastères. P. 310). В нач. XIII в. в Трапезунде существовала ц. св. Лонгина у источника. Лит.: ActaSS. Mart. T. 2. 1668. P. 376-390; Peebles R. J. The Legend of Longinus in Ecclesiastical Tradition and in English Literature, and Its Connection with the Grail. Baltimore, 1911; Lucchesi G. Longino//BiblSS. 1966. Vol. 8. P. 89-95; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Ashgate, 2003. P. 226-227; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 186-188; Tolbert J. The Life and Passion of Holy Martyr Longinus: The Centurion Who Stood by the Cross. Delaware (Indianapolis), 2014. О. В. Лосева Почитание Л. С. на Западе В отличие от греч. традиции в зап. источниках Л. С. предстает прежде всего как воин, пронзивший копьем ребра Христа. Впосл. это копье почиталось как одно из орудий Страстей Христовых (см. подробнее в ст. Копье святое ). Лат. вариант Мученичества Л. С. (BHL, N 4965) возник, вероятно, в сер. V в. на основе утраченного греч. оригинала ( Orsola. 2008. P. 12), имеет неск. редакций (BHL, N 4965b-g) и отличается от сохранившихся греческих сказаний. Согласно этому источнику, Л. С. был воином из Исаврии. Пронзив Христа копьем, а затем увидев знамения, он уверовал в Спасителя и открыто признал Его Сыном Божиим.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Матушки просили нас выйти в половине первого ночи, если мы пойдем ко Гробу Господню. 30.05.94 Немного подремав, проснулись в двенадцать ночи. Вышли к вратам миссии и, никого не встретив, подумали, что про нас забыли. Уповая на Божию милость, сами отправились в путь по ночному Иерусалиму. Слава Богу, добрались. Оказалось, что мы ушли раньше сопровождающих. Ночной храм почти пуст. Греки служат утреню. Под сводами храма раздаются только наши шаги да шаги инокинь Горненского монастыря. Поклонились святыням храма. Помолились и поклонились месту у Голгофы, где стояли во время крестных страданий Спасителя Богородица и жены-мироносицы. Облобызали каменный столб — место бичевания Спасителя. Подошли к престолу на место, где стоял сотник Лонгин во время крестных страданий и где он произнес: «Истинно Человек Этот был праведник» ( Лк. 23:47 ). Укрепи в нас веру, святый Лонгин. На Голгофе опять полились слезы. Разум понимает, что надо радоваться в святом месте, а душа скорбит в предчувствии Суда, вот и не остановить слез. Началась ночная Божественная литургия. Служил архиепископ Фаворский Даниил. Его называют начальником Гроба Господня. По рассказам, он подвизается на этом святом месте с тринадцати лет. Пел монашеский хор. Мы тихо подпевали. Греки служат Богу в пустом храме. Служат благоговейно. Два певчих, диакон, священник и владыка. Из молящихся — инокини Русской Духовной миссии, мы и один прихожанин. Владыка многие возгласы говорил по-церковнославянски. После обедни подошли под благословение. Похристосовались с владыкой Даниилом, взяли антидор и по ночному Иерусалиму вместе с матушками возвратились в миссию. День начинался Божественной литургией в Даниловом монастыре, а закончился литургией на Гробе Господнем. Воистину чудны дела Твои, Господи, и милость Твоя безмерна. Возвратились в келию в половине пятого ночи. Приютила нас в Иерусалиме Русская Духовная миссия. Это значит, что жили мы в Палестине на русской земле. И следует низко поклониться нашим благочестивым предкам, которые собирали святыни православные не только в России, но и за пределами родной земли. В 1849 году Россия для сохранения православия и помощи русским паломникам учредила в Иерусалиме Русскую Духовную миссию, во главе которой был поставлен известный своими исследованиями христианского Востока архиепископ Порфирий (Успенский). А в 1882 году в России по инициативе Великого князя Сергея Александровича было учреждено Императорское православное Палестинское общество для поддержания и защиты православия, для облегчения путешествия православных в Палестину и попечения там о них. Общество открывало школы, монастыри, больницы. Заключало соглашения с железными дорогами и пароходными обществами о понижении платы за проезд для паломников. Русские подворья в Иерусалиме служили приютом одновременно для двух тысяч богомольцев.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

1 . Плащаница (табл. XV, 1) вышитая, по преданию, Царицею Анастасиею Романовной 23 . Мера 1,14x1,80 м. В середин обычно Положение во гроб И. X. Сам гроб представлен в виде входа в пещеру, как в древних изображениях воскрешение Лазаря, но этот вход обработан в виде саркофага с наружными украшениями. Тело И. X. спеленуто в виде мумии Лазаря. Возле тела И. X. по обычаю Богоматерь и плачущие жены: одна из них с широкой жестикуляцией; тут же Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. С левой (от зрителя) стороны семиконечный крест с терновым венком и с ясными признаками линейной перспективы в его начертании; на кресте терновый венок выраженный довольно реально; под крестом скалистая Голгофа, а в ней пещера и череп Адама. Возле креста Лонгин Сотник с мечом и щитом, в нимбе. На заднем плане – город в виде крепостной стены с башнями. В стене ясно видны хорошо отработанные амбразуры окон. Обработка креста и Голгофы, жестикуляция одной из св. жен и распущенные волосы другой, обработка города и гроба И. X. – все это дает повод предполагать, что составитель рисунка для плащаницы был прогрессист знакомый с западно–европейской иконографией и относившийся свободно к древне–русским иконописным традициям. Все это, впрочем, не препятствует отнести эту плащаницу ко 2-й половине XVI в. Точных сведений о происхождении плащаницы нет, и местное предание об изготовлении ее Царицей Анастасией Романовной имеет характер гадательный; если несмотря на это С. И. Писарев все-таки относит ее к 1552 году, то, очевидно, это только потому, что 1552 год поставлен здесь в печатном описании Печерского монастыря 24 . 2 . Плащаница (табл. XV, 2), вышитая золотом и серебром. Форма обычная, но размеры весьма значительные 1,20х1,77 м. В середине вышито Положение И. Христа во гроб; при этом находятся Богоматерь и две св. жены у главы И. X. Одна из св. жен с распущенными волосами. Вверху в небе, имеющем форму сегмента круга, Св. Дух и олицетворения солнца и луны; три луча идут с неба к телу И. X., тут же звезды. Два ангела с рипидами вверху и два возле пещеры внизу, у ног И. X. Иоанн Богослов и Иосиф. Вокруг расположены медальонные изображения святых, в числе которых нам удалось разобрать трех вселенских святителей: Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста , апостолов Петра, Иакова, Фому и Симона, святителя – Леонтия Ростовскаго, московских свят. Петра, Алексея и Иону, новгородского архиеп. Иоанна, Сергия Радонежского, Василия Блаженного, Александра Свирского , Димитрия Солунского, Параскеву Пятницу и Димитрия... От внешней надписи уцелели лишь следующие слова: «в лета 7106 месяца июля в 24 день... государя и великаго князя Бориса Феодоровича и его благоверной царицы и великой княгини Марии... при царевичах Феодоре... окончен сий воздух во обитель Пречистые Богородицы, Харитон Истома Осипович Безобразов». Из этой записи видно, что плащаница эта устроена не Борисом Годуновым, как обычно полагают, а X. И. О. Безобразовым 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В Каппадокии жил святой Лонгин Сотник, первым принесший Благую весть о Воскресении Христовом в эти края, затем Василий Великий, Григорий Богослов, равноапостольная Нина, святой Григорий Армянский, каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской, здесь же родился и Георгий Победоносец. Наиболее значительные и ценные из скальных церквей Каппадокии были взяты под охрану и ныне образуют Goreme Open Air Museum. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей — это множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. Все эти храмы появились около X-XII веков. Каждая церковь уникальна по внутренней архитектуре и сохранившимся фрескам. Самая известная церковь — Karanlik Kilise (Dark Church). Название — «Темная Церковь» — она получила из-за очень маленьких окошек в стенах, в помещении всегда полутемно. Отсутствие солнечного света стало причиной необычайно хорошей сохранности фресок на ее стенах, они и стали ее достоянием. Входной билет в Goreme Open Air Museum стоит 15 лир (300 рублей), на детей — большие скидки, за вход в «Темную Церковь» платят дополнительно 8 лир. Отдельно следует сказать о фресках. В Гереме они удивительны, и даже не верится, что этим изображениям тысяча лет. Однако любопытнее даже не их возраст, а то, что открывается под ними, когда фрески осыпаются. Это охряные росписи, напоминающие примитивную живопись или детские рисунки, — уникальная орнаментальная техника иконописи, иногда называемая краснофигурной. Вот огромная саранча, символизирующая дьявола, а эти треугольники, по всей видимости, ангелы, вот крест, окруженный со всех сторон острыми копьями. Ученые считают, что подобная живопись — следствие иконоборческого периода. Христианам хотелось украсить храм, но изображать святых или Бога в человеческом обличье они боялись, поэтому и использовали такие символы. А сверху все это закрыто более поздними и привычными глазу фресками. Но в этом наслоении, в том, что новые фрески закрыли старые примитивные рисунки, а затем новые изображения, в свою очередь, были осквернены язычниками, видна история со всеми ее трагедиями, войнами, радостями и забытьем.

http://pravmir.ru/kappadokiya-xristiansk...

Если мы рассмотрим историю Церкви с этой точки зрения, то увидим, что вся она — история покаяния. Покаялся благоразумный разбойник на кресте — и получил обетование рая. Покаялся сотник Лонгин у креста — и стяжал Царство через мученический венец. Когда мы размышляем о собственной “праведности”, хорошо бы нам вспомнить этих двоих, проникнуться пониманием их подвига — и оставить высокое мнение о себе раз и навсегда. Потому что всё, что нам нужно — это очищая свои духовные чувства покаянием, стараться услышать голос Божий, чтобы исполнять Его благую волю. Нередко приходится сталкиваться с тем, как новоначальные соблазняются словами молитв: как же так, составляли их святые Отцы — и вдруг блудный, грешный и окаянный? Тем более первый из грешных (так говорит о себе святитель Иоанн Златоуст!), — не лицемерие ли это? — Нет, потому что и Древний Патерик, и святоотеческие творения более позднего времени говорят о том, что вершина смирения — способность ясно видеть свои грехи и добродетели других, и потому полагать себя самым грешным из людей. И дело даже не в том, что достижение такого состояния для православного человека чрезвычайно трудно и требует десятилетий, а в том, что человеку неверующему всего этого просто не объяснишь. Слов нет, у нашей Церкви, у священнослужителей много недостатков, — и связанных с духом времени, и проистекающих из падшести человеческой природы, и нам ли этого не знать! Но мы знаем и то, что Господь бережёт Свою Церковь от гибели и всегда прощает нас, когда мы с сокрушением исповедуем перед Его лицом свои грехи. Так что не обижаться нам следует на критиков, а жалеть их, сознавая, что их жизнь мучительна, молиться за них и благодарить Бога за то, что открыл нам врата Матери-Церкви. Существует простая, но трудно постигаемая закономерность — человек может заподозрить другого только в том, на что способен сам: дети не распознают изощрённый обман, коварство, предательство, а вот мелкая драка им близка и понятна. Поэтому ворох обвинений, предъявляемых Церкви, характеризует не столько её, сколько обвинителей. Но попробуйте объяснить закосневшим в своей нелюбви и это, и ещё то, что нет в Церкви тайного учения и секретных книг. Невозможно! Барьер. Преодолим ли он? — Безусловно: через покаяние. А если человек “докается” до того, что признает себя недостойным войти в Церковь? — А достойных и нет, но Господь принимает всех.

http://pravmir.ru/samoopravdanie-vmesto-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010