II. Св. муч. Лонгин сотник может для всех нас служить образцем честности, т. е. правдивости, неподкупности и вообще строгой любви к истине. О честности и побеседуем ныне. а) Что же есть честность? Говорим очень коротко, когда о ком-нибудь говорим: «он человек честный» но этою краткостью выражаем все, что только можем сказать о человеке, достойном уважения, доверенности и любви. Честность есть благородная твердость, с какою человек, без всяких посторонних видов и без мудрований, следует своему сердечному убеждению – своей чистой совести. Эта твердость составляет как бы душу его, которая обнаруживается во всем образе его мышления и действования, во всех его словах и делах, во всех его чувствованиях и телодвижениях, при всяком его труде и отдыхе, во всей частной и общественной жизни. Честный никогда не говорит и не показывает ничего иного, кроме того, что у него на уме и на сердце. Честность есть враг всякой лжи, всякого притворства, всякой хитрости, всякого лукавства, обмана, нерадения и вероломства. Честность ненавидит всякую кривую дорогу, все тайные проходы лжи, все двусмысленное, лукавое, хитрое и коварное. Честность никогда, как говорят, не бьет на обе руки, не ласкательствует, называет всякую вещь своим именем, особливо не хвалит того, что презирает в своем сердце. Не впадая в порок безрассудного хуления, которое осуждает всех мыслящих и действующих не так, как она, честность обнаруживает свое мнение только тогда, когда спрашивают у ней мнения, но обнаруживает откровенно, не смотря ни на что и ни на кого. Честность правдива, верно держит свое данное слово, хотя получает от того большие невыгоды; – молчалива, а особенно чтит и хранит поверенную тайну. Честность никогда не своекорыстна и не подозрительна, никогда не мыслит злого и не терпит зла, а все направляет к добру. Кратко, истинная честность есть то же, что «правда», как описал ее премудрый ( Притч. 11, 30, 12, 28 ), и тоже, что «любовь», как описал ее апостол Павел (1 Коринф. 13, 1– 8). Посему «в путех правды живот», говорит Дух Божий ( Притч. 12, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Они прибыли в Иерусалим в пятницу, в день Голгофской казни Господа. Сотник Лонгин был назначен начальником стражи на месте распятия и видел все совершившиеся здесь события, которые потрясли его, – он совершенно убедился, что Распятый есть Христос, Мессия. Один из воинов, метавших жребий об одежде Иисуса, передал ему нешвенный хитон Господа, на котором были еще свежие пятна крови. Лонгин, не смея хранить такую святыню у себя, отдал ее Элиозу. Иверские евреи оставались в Иерусалиме до Пятидесятницы и, не будучи врагами Христа, удостоились быть свидетелями дальнейших Его чудес. Наконец, когда Святой Дух сошел на апостолов и они стали проповедовать на разных языках, бывшие с евреями ужики (грузины) услышали проповедь и на своем языке. Вскоре Элиоз со своим отрядом покинул богоубийственный город и отправился назад, неся на Кавказ благовестие о воскресении из мертвых Сына Божия и Его хитон, истканный Его Матерью. Возле Мцхеты Элиоза встретила сестра его Сидония, много дней ожидавшая его на дороге. Когда он сошел с коня, она рассказала, что мать их Сарра скончалась в пятницу перед Пасхой. Будучи совершенно здоровой, она около шести часов почувствовала как бы удары молота в своем сердце (а это вбивали гвозди в руки и ноги Спасителя). Схватившись за грудь, она закричала: «Прощай, царство Израильское! Ты предало смерти Мессию, Избавителя рода человеческого! Горе мне, дожившей до этого дня!» – и упала мертвою. Элиоз, пораженный, молчал – только тут он со всей силой осознал, какое страшное преступление совершили иерусалимские иудеи. Он достал из тороков ящичек, открыл его и подал сестре свернутый хитон Господа. Сидония, взяв его, целовала, потом прижала к груди и сказала: Брат мой! С меня довольно этого. Сей хитон – свидетельство Господне тому, что он избавит от рук диавола людей, населяющих эти неприступные горы и цветущие долины. Сказав это, она пала на землю и умерла. Все прибывшие собрались возле нее, Элиоз стал на колени и всматривался в ее лицо, надеясь, что это лишь обморок. Но нет – Сидония была бездыханна. Он попытался поднять ее, но не смог даже пошевелить. Не сумел он этого сделать и при помощи нескольких воинов. Тогда он попытался взять из ее рук хитон, но и это ему не удалось. Время шло, уже почти весь город собрался сюда, пришел и сам царь Адеркий, язычник, который немало изумлялся происшедшему. К вечеру, когда ушли все посторонние, Элиоз призвал старейших священников своей общины. Они начали молиться над телом Сидонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Лонгин изображен вместе с двумя легионерами, которые от ужаса и страха открывшегося им зрелища склонили свои головы. Художник показал только подножие Распятия – саму фигуру Иисуса Христа мы не видим, перед взором сотника лишь Его стопы, к которым припадает бывший солдат. В кроваво-красном зареве пылает земля, безжизненные камни, растрескавшиеся, колеблемые подземными толчками подобны израненной душе не знающего прежде мук совести римского солдата. На заднем плане три креста и посреди дороги брошенная лестница: все схвачено огнем и жаром, как будто ад сошел на землю и воцарился здесь, на этой проклятой земле. Немолодое, простоватое лицо бывалого солдата вдруг освещается незримым светом, его глаза обращены к Спасителю, его уста взывают ко Христу. Он умоляет Господа, готов заплакать от стыда и ужаса, от ощущения душевной муки, пронзившей его сердце – ведь он пронзил копьем Христа. Но вот предсмертный взор Спасителя – и сердце оживает, подняв в молитве руки он просит милости, душа его теперь открыта Богу – он прощен. Обычно воина, присягнувшего на верность Спасителю, изображали с покрытой головой, вокруг которой рисовали сияющий нимб. Но здесь художник показал немолодого Лонгина с открытой головой, он сбрасывает шлем, оружие, представ обычным человеком, всем сердцем вознеся молитву ко Спасителю. Его роскошные одежды волочатся по земле, их он не замечает. С ним рядом с непокрытой головой его товарищи, закрыв руками свои лица, застыли в ужасе, объятые безмерным горем. В руках их копья, но они не замечают их, моля, взывая Бога к милости. Художник резкими мазками передает настрой картины: духовный кризис, напряжение людей, их чувство боли, сострадания. Кровавый отсвет усиливает чувство ужаса, трагизма – как будто бы разверзлась бездна ада. Здесь можно видеть сходство с «Криком» Э. Мунка, однако у последнего показана утрата человеком веры, а здесь ее приобретение, там – безысходность, здесь – надежда на спасение. История Картина написана художником в 2009 году и является частью триптиха, посвященного теме Страстей Христовых. Рекомендуемая литература

http://azbyka.ru/art/svyatoj-sotnik-long...

Откуда возникает в людях такая решимость, такая пламенная ревность? Не от каких-то чудесных явлений или сверхъестественных откровений, но от веры. Вера заставляет воспринимать духовными чувствами то, что для телесных чувств недоступно, и человек не видя – видит, не слыша – слышит. Видит духовным зрением и слышит духовным слухом. Когда он созерцает перед собой истинное Евангелие, зрит очами веры истину воплощения, земной жизни, проповеди, унижений, страдания, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небеса, это заставляет его оставить свои прежние привычки, прежний образ жизни и устремиться всеми силами души на служение Господу, устремиться бескомпромиссно, бесповоротно, без оглядки. Всякий, – сказал Спаситель, – положивший руку свою на плуг и озирающийся вспять, не благонадежен для Царствия Божия (см. Лк. 9, 62 ). Есть люди не благонадежные для государства, не благонадежные в отношении своих политических взглядов, а есть, оказывается, люди не благонадежные для Царствия Небесного, так сказать, плохие граждане Царствия Небесного. Монашеский образ жизни – это образ жизни христианина, не оглядывающегося назад. Он стремится только к Господу, идет вслед за Ним и думает здесь, на земле, только о Царствии Небесном. Ты, брат Лонгин, получил имя в честь святого мученика Лонгина сотника, «иже при Кресте Господнем». Он был римским воином и, надо думать, поскольку он дослужился до звания сотника, центуриона, был жестоким, воинственным человеком, думавшим только о военной карьере, а может быть, и о грабежах и обогащении, как это бывало во время древних войн. И этот грубый сотник оказался по действию Промысла Божия свидетелем необыкновенного события – распятия Господа нашего Иисуса Христа. Он стоял при Кресте и командовал теми, кто распинал Спасителя. И вдруг во время самих страданий природные явления – солнечное затмение, землетрясение – ясно показали ему: Тот, Кто только что умер на Кресте, есть Сын Божий. Лонгин сотник увидел, что чрезвычайные страдания и унижения Спаситель перенес необыкновенно мужественно и одновременно с любовью к Своим распинателям, а это бывает редко или, можно сказать, никогда не бывает в людях обыкновенных. Он слышал, как Господь наш Иисус Христос воскликнул: Отче, в руце Твои предаю дух Мой ( Лк. 23, 46 ). И после этих слов, когда, казалось бы, нужно было разувериться, потому что Тот, про Кого говорили, что Он Мессия, Христос, умер, – Лонгин сотник воскликнул: Воистину Он был Сын Божий ( Мф. 27, 54 ). Видимо, в голосе Спасителя, в Его словах была такая необычайная убедительность, что они проникли в душу этого человека, не до конца развращенного грехом, как мы понимаем из его обращения и дальнейшей жизни. Он уверовал в тот момент, когда апостолы смутились и поколебались в вере. Впоследствии он стал проповедником и послужил благовестию Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Да будет дано всем нам молитвами святого мученика Лонгина сотника прозрение, чтобы мы увидели, каждый из нас, как исполняется над нами слово Писания: «Воззрят Нань, Егоже прободоша». Христос на Кресте — это вы и это я, это миллиарды людей, созданных по образу Божию. Но как все искажены по подобию, как слепы к главным тайнам жизни! Христос несет на Себе всякий грех, всякую смерть, всякое страдание каждого человека, приходящего в мир. Но оттого что все наши беды стали Его бедами, в час Креста раз и навсегда все повернулось к жизни: во всяком страдании, каким бы оно ни было, мы можем видеть Его. Оттого что «Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Эта вера в Его любовь, в Его животворящее присутствие среди наших страданий, и готовность по благодати Божией к вольному принятию нашей смерти, какой бы она ни была — и есть то прозрение, которого сподобился Лонгин сотник у Креста Господня прежде просвещения Духом Святым в Пятидесятницу. Сила Христова Воскресения становится нашей, потому что Он взял на Себя немощи наши. Мы поем среди Пасхи за каждой воскресной всенощной: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Не потому что страдание — это благо и всякая смерть — благо. Но потому что, взяв на Себя наше страдания и всю смерть, Христос избавляет нас от них. Нашу радость никто и ничто не может отнять, если мы едины с Ним — даже до смерти, как Лонгин сотник, как все святые, для которых смерть по дару Христа — вхождение в жизнь вечную. Его любовь, воскрешающая нас, — сокровенная красота Креста, как поем мы — красота Церкви. В тот самый час, когда смерть торжествует, она оказывается побежденной. Когда ненависть, кажется, заполняет все, и нас предают смерти, любовь Христова касается наших сокровенных глубин, и мы видим, что свет во тьме светит, и тьма не может его объять. К святому мученику Лонгину прибегают за помощью при болезнях глаз. Но мы должны молиться ему прежде всего, чтобы мудрость и сила Христова проникла в нас и просветила нас. Когда мы страдаем, каким бы ни было наше страдание, особенно страдание о наших грехах (которые так часто оставляют нас бесчувственными, но заставляют страдать других), да будет дано нам видеть, что Христос рядом. Он пригвожден к нашему страданию, к страданию других, к нашему греху.

http://moral.ru/st-longin/

Воины, упившись вином, рассказали радушному хозяину о повелении кесаря казнить Лонгина и двух его товарищей. Когда Лонгин узнал, что он не один осужден на смерть, то послал за своими товарищами, а сам провел всю ночь в молитве. Утром, он вышел навстречу своим друзьям и, обняв их, сказал: «Пришел час нашего освобождения, мы вместе предстанем перед Господом Иисусом Христом, Которого видели во время страдания, смерти и погребения. Мы были свидетелями Его Воскресения, а теперь увидим Его во всей славе Его». Потом они пошли к воинам и просили их скорее исполнить то, что им было приказано. Воины изумились и сначала не верили, потом не хотели предать смерти того, кто так радушно принял и угощал их, но Лонгин уговаривал их не медлить. Он простился со всеми домашними. Надев погребальное платье, указал где похоронить его тело, и потом, обняв своих товарищей и помолившись с ними, преклонил голову под меч. Голова Лонгина по приказанию Пилата была привезена в Иерусалим и брошена вне города. Некоторое время спустя одна вдова христианка, жившая в Каппадокии, вдруг ослепла. Долго, но напрасно она лечилась и, наконец, пожелала съездить в Иерусалим поклониться тамошней святыне. Когда она приехала в Иерусалим, единственный сын ее, бывший с ней, занемог и умер. В страшной печали своей она была утешена явлением св. Лонгина: он обещал показать ей во сне блаженство ее сына и возвратить зрение. Бедная женщина нашла то место, где хранилась голова св. страдальца, и как только прикоснулась к ней, прозрела. Она благоговейно похоронила эти нетленные останки вместе с телом сына и опять была утешена чудесным видением. Ей казалось, что св. мученик обнимает ее сына, как любящий отец, и говорит ей: «Не плачь, утешься: посмотри, как он радостен!» С тех пор бедная мать перестала плакать. Она возвратилась в свое отечество, хваля Бога, и говорила: «Я не только обрела телесные, но и душевные очи, я уже не скорблю и не плачу о сыне, я видела, как он радуется в Царствии Небесном вместе с пророками и мучениками. Он с Лонгином у Господа, как ученик его, он с ним вместе воспевает: «Воистину это был Сын Божий, и есть и будет, и Царствию Его нет конца, отныне и до века». Честная рука св. Лонгина сотника находится в Риме, в ватиканском соборе апостола Петра. Память св. Лонгина сотника празднуется Церковью 16 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В соборе Святого Петра в канун второго воскресенья Великого поста (в этом году 24 февраля) прошел обряд явления Святого копья в следующем порядке. Каноники собора вместе протоиереем Мауро Гамбетти (Mauro Gambetti), сослужащими священниками и прочими служителями направились к главному алтарю (ныне пребывающему на реставрации) у гробницы Святого Петра. Празднующий произнес вступительную молитву и воскурил крестный ход, несущий тело Христово, при этом хор пел ектению Святых и трижды повторил «Святой Петр, помолись о нас». Затем крестоносец и алтарные служители обошли во главе процессии неф базилики, собирая монахинь и мирян и продолжая петь литанию святых. Процессия обошла базилику и завершилась у алтаря. После службы служители прошли вокруг главного алтаря под хоровое пение Stabat Mater с антифоном «Unus militum lancea latus eius aperuit et continuo exivit sanguis et aqua («солдат пронзил Твой бок копьем, и потекла кровь и вода»). В этом году процессия прошла вокруг балдахина алтаря (из-за реставрационных работ) и пришла к статуе святого Андрея Первозванного. Священнослужители сняли головные уборы и обратились лицами к часовне Святой Вероники, а каноник произнес молитву и направился за Святым копьем в сопровождении еще двух каноников. В этот момент зазвонили колокола. Каноники торжественно вышли из часовни на лоджию, один из них в красных перчатках нес копье святого Лонгина. Он явил святыню для поклонения присутствующим, при этом сослужащий кадил святыню снизу. Копье обратили к центру лоджии, затем направо, налево и снова в центр, подняв его для последнего взгляда. Колокола прозвонили еще раз при водворении святыни в часовню в знак завершения литургии. По церковному преданию, сотник Лонгин не только был свидетелем распятия, но и исцелился от болезни глаз кровью Иисусовой, после чего произнес: «Востину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). В римской традиции Святой Лонгин со Святым копьем почитается как образ преданности, жертвенности и исцеления. Святое Копье продолжает пленять сердца и умы, призывая верующих осознавать глубокое значение Крестной Жертвы Христа и вторить душой словам Святого Лонгина «воистину Он был Сын Божий».

http://azbyka.ru/news/vatikan-javil-miru...

О его проповеди вскоре узнали иудейские старейшины, которые сразу поняли, сколь опасны для них публичные заявления сотника о том, что Иисус есть истинный Сын Божий. Своими речами он, как нейтральный свидетель, делал еще более убедительной проповедь учеников Христа. Первосвященники и старейшины негодовали, но своей властью не могли запретить римскому офицеру говорить то, что он желает. Воздействовать на него мог только Пилат, с которым у иудейских вождей отношения не сложились. Тем не менее, они на поклон пошли, так как Лонгин, несмотря на предупреждения, проповедовать не переставал. Когда синедрион обратился к Пилату с просьбой урезонить офицера, прокуратор вновь почувствовал на себе давление со стороны иудейских старейшин. Сначала евреи заставили его отдать приказ распять Иисуса, Которого обвинили в провозглашении Себя царем и в мятеже против императора, теперь требуют наказания сотника, принявшего сторону мятежника. В обоих случаях в их просьбах присутствовала скрытая угроза донести императору, что Пилат покровительствует государственным преступникам. А соучастие в государственной измене — обвинение серьёзное, в котором можно и не оправдаться. Прокуратор поговорил с офицером, пытаясь склонить его к компромиссу с иудеями. Но для Лонгина истина оказалась дороже благоволения начальства. Получив отказ, Пилат озлобился, но открыто не стал притеснять подчиненного, который был заслуженным ветераном, человеком доблестным и честным, к тому же известным самому императору. Однако вскоре Лонгин узнал от друзей, что и прокуратор, и знатные иудеи ищут повод для расправы над ним. Источник: Протоиерей Вячеслав Тулупов. Духом пламенейте! История апостольского века. М., 2005 Тропарь мученика Лонгина сотника глас 4 Мученик Твой, Господи, Лонгин,/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами//спаси души наша. Кондак мученика Лонгина сотника глас 4 Весело возрадовася Церковь/в памяти днесь приснопамятнаго/страдальца Лонгина,/взывающи: Ты моя держава, Христе,//и утверждение.

http://pravmir.ru/sotnik-longin-2/

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) Знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля. Сочетал в своем творчестве разные жанры: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Известные картины: «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке». С конца XIX beka много пишет на религиозные темы, расписывает Владимирский собор в Киеве и храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Виктор Николаевич Тростников (1928–2017) Математик, философ и богослов. В 1980 году в Париже вышла одна из первых его книг о православной философии — «Мысли перед рассветом», стоившая ему карьеры математика. Несколько лет Виктор Николаевич был вынужден работать сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом. Наиболее важные богословские работы: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины», «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти». Интересные факты 1. Подобно многим другим именам языческого происхождения, имя Виктор в дохристианские времена часто служило эпитетом для обозначения местных богов — Юпитера и Марса. В христианскую эпоху значение этого имени было переосмыслено: его стали связывать со Христом — Победителем греха и смерти. 2. Сохранились варианты жития мученика Виктора на греческом, латинском, коптском языках. Между ними много различий: одни источники говорят, что Виктор происходил из Киликии (Малая Азия), другие — что из Италии. За право считаться местом его мученической кончины спорят Дамаск, Италия, сирийская Антиохия, египетские Антиноя и Александрия, Сицилия. Некоторые полагают, что существовало два мученика Виктора: один пострадал в Сирии, а другой — в Египте. 3. Среди мучеников древней Церкви было много римских воинов и легионеров: римский сотник Лонгин, присутствовавший на месте казни Господа Иисуса Христа (I bek); святой великомученик Георгий Победоносец (303 год); сорок мучеников, в Севастии пострадавших; святой мученик Александр Римский (начало IV beka) и многие другие.

http://foma.ru/imya-viktor.html

Довольно рано, с V–VI вв., в иконографию Распятия вошли изображения воинов: один из них подает Спасителю губку с уксусом, а другой прободает Его копьем. Нередко изображается один воин – сотник Лонгин, который с изумлением смотрит (или указывает рукой) на Христа: « истинно, этот человек был праведник» (Мф.23,47) . Иногда на древних иконах можно видеть плачущих ангелов, причем, иногда они сопровождаются также крылатой персонификацией Синагоги (Ветхозаветной церкви), которая улетает прочь, и Церкви, которая, напротив, подлетает к кресту. Встречается также изображение ангела, собирающего в чашу кровь и воду, изливающиеся из раны Спасителя. С VI века на иконах Распятия стали изображать предстоящих: Богоматерь и Иоанна, любимого ученика Иисуса, затем жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Иаковлеву, Марию Клеопову и Саломию и др. Нередко рядом с крестом Спасителя изображают и распятых разбойников. Снятие с креста. Крит 16 в. Тема стояния у креста Божьей Матери – особая, в ней раскрывается вся глубина боли пронзенного материнского сердца. Присутствие у Креста Иоанна Богослова – это тема верности ученика, который, как прочие, не покинул Учителя в самый трудный час. Распятие XV c И здесь же зарождается будущая Церковь. Эту тему ярко раскрывает Евангелие от Иоанна, в котором глазами очевидца описаны голгофские события с подробностями: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19,26-27). Страстные сцены в иконографии разработаны весьма подробно. Появление в XV веке страстного ряда в иконостасе свидетельствует о большом интересе к этой теме. В это время иконография Страстей начинает раскладываться на отдельные эпизоды: «Воздвижение на крест», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Оплакивание». Положение во гроб Рус. Север. 15 в. Особенно яркую эмоциональную окраску в иконографии получают композиции «Положение во гроб» и «Оплакивание». Обычно православная икона довольно сдержанно показывает эмоции, считается, что иконный образ должен быть бесстрастным.

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010