Арестованные в нач. 1937 г. клирики и миряне Валдайского р-на на допросах (с применением «особых методов») дали показания против Казанского (в 1933-1936 - Новгородского) архиеп. Венедикта (Плотникова), якобы создавшего в 1933 г. «контрреволюционную организацию церковников». Архиепископ был арестован в Казани и этапирован в Ленинград. «Валдайское» дело разрасталось, и прокурор СССР А. Я. Вышинский предложил разбить его на 4 самостоятельных. Архиеп. Венедикт был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД СССР по Ленинградской обл. от 11 авг. 1937 г. в составе группы из 13 священнослужителей и мирян. 27 авг. 1937 г. в Ленинграде арестован Череповецкий еп. Тихон (Рождественский) , расстрелян 9 окт. того же года. «Контрреволюционные организации» были «раскрыты» в Крестецком, Шимском, Пестовском, Залучском и др. районах. 9 сент. 1937 г. по обвинению в руководстве контрреволюционной церковной орг-цией был арестован поселившийся в Боровичах после освобождения из ИТЛ еп. бывш. Полоцкий Гавриил (Воеводин) . Вместе с ним по групповому делу проходили 59 священно- и церковнослужителей, а также прихожан. Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. еп. Гавриил и еще 50 чел. были приговорены к расстрелу; осужденные казнены 17 дек. 1937 г.; 9 чел. были приговорены к заключению в ИТЛ. 10 дек. 1937 г. за одно заседание Особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. приговорила к расстрелу 65 чел., а 21 чел. отправила в лагеря. 30 дек. 1937 г. осуждена группа священнослужителей и прихожан (27 чел.) во главе с Демянским еп. Сергием (Васильевым). Архиерей и 21 чел. приговорены к расстрелу (казнены в Новгороде), остальные - к длительным срокам лишения свободы. В ходе Большого террора 1937-1938 гг. в Ленинграде, Новгороде и Боровичах было расстреляно не менее 83% от штатного числа священников (298 чел.) и 64% от числа диаконов (44 чел.) Н. и С. е. Из числа заштатных клириков Новгорода 26 дек. 1937 г. расстреляли прот. сщмч. Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского . Список репрессированных в 1918-1938 гг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Братство не раз давало рекомендации юношам и девушкам, жаждущим послужить Церкви, к поступлению в институт и даже готовило их к лучшему усвоению богословских наук. В лавру студенты института совершали паломничества, а многие приходили сюда и на митрополичьи служения. Здесь же 30/17 декабря 1921 года митрополит Вениамин постригал в монашество студента доктора медицины Сергея Советова с наречением ему имени Пантелеимон. От имени Совета и ректора новопостриженного приветствовал И.П. Щербов, присутствовало много студентов 1016 . В Крестовой церкви 17 февраля 1922 года, в четверг первой недели Великого поста, митрополит Вениамин совершил пострижение студента Василия Сацердотского с наречением ему имени Варлаам, а через два дня рукоположил его во иеродиакона 1017 . Иеромонах Пантелеимон и иеродиакон Варлаам были причислены к Крестовой митрополичьей церкви 1018 . Студенты Богословского института активно участвовали в приходской жизни по месту жительства, а некоторые из них готовились и к приходскому служению. По благословению митрополита Вениамина трое студентов приняли священство, в их числе – священномученик Владимир Лозина-Лозинский. 14/1 декабря 1920 года митрополит назначил его к рукоположению во священника к университетской церкви Всех святых Российских 1019 . (Настоятель этой церкви, ректор Богословского института протоиерей Николай Чуков переходил настоятелем в Казанский собор). Митрополиту Вениамину представлялись все журналы Совета Богословского института, и он осуществлял непосредственное руководство его церковно-просветительной деятельностью. Так, по предложению архипастыря Совет института выработал «условия, которым должны удовлетворять богословские курсы, желающие присвоить себе наименование пастырских и выпускать кандидатов священства для Петроградской епархии, и определил их отношение к Богословскому институту» 1020 . Институт рос и развивался в постоянном взаимодействии с приходскими общинами, а также с Обществом православных приходов Петрограда и его губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бывший воспитанник института профессор Н. Д. Успенский в 1960-х гг. так говорил студентам Ленинградской духовной академии о его закрытии: «Падает смертью храбрых за Родину доблестный воин, умирает за благо народа герой, точно также кончил свое существование в мае 1923 года Богословский институт, который предпочел за лучшее прекратить свою деятельность, нежели подчиниться отклонившимся от Церкви обновленцам» . Тяжело переживая закрытие института, протоиерей Николай Чуков в тоже время сохранял надежду на грядущие плоды его деятельности. В июле 1923 г. он записал в своем дневнике: «Так все, что я создавал и где работал – разрушено: церковные школы уничтожены, семинарии – тоже, приют сожжен, университетская церковь – закрыта, Богословский институт – тоже. Какая печальная судьба! Не думаю, однако, чтобы дело рук моих – духовное, внутреннее пропало. Конечно, то святое, доброе, что было глубоко посеяно и в школах, и в приюте, и в семинарии, и в университетском приходе, и в Богословском институте, не могло пропасть, и Господь возрастит плоды в свое время, сохранив их от гибели, ибо ради Его истины дело делалось, и не может оно погибнуть» . После прекращения работы Петроградского Богословского института исполнявший обязанности ректора И. П. Щербов в 1923 г. создал из бывших учащихся и преподавателей религиозно-философский кружок, заседания которого проходили на его квартире вплоть до смерти Ивана Павловича в апреле 1925 г. Часть студентов института в дальнейшем продолжила образование на открывшихся в 1925 г. в Ленинграде Высших Богословских курсах: А. К Ленчевский, Ю. К. Копяткевич, Н. Д. Успенский, а один – А. Мамаев – стал студентом обновленческого Ленинградского Богословского института. Из 19 преподавателей института в 1922–1923 гг. в дальнейшем 13 были репрессированы, еще трое высланы из страны и лишь трое скончались, избежав репрессий. Подавляющее большинство выпускников также подвергались гонениям и репрессиям. Так, например, в 1937 г. были расстреляны сщмч. иерей Владимир Лозина-Лозинский, архиепископ Макарий (Звездов-Макаров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), заведующий учебной частью артели «Штамтяжесть» кандидат богословия И. Д. Дмитриков, директор Иркутского противочумного института доктор медицинских наук А. М. Скородумов и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

В поэтический сборник 1911 года «За синими реками» вошли не только сказочные сюжеты и народные поверья, обряды, но и стилизации исторических песен, причитаний, молитв. Беда Помоги нам, Пресвятая Троица! Вся река-Москва трупами кроется! За стенами у места лобного Залегло Годуновское логово. Бирюки от безлюдья и голода Завывают у Белого города; Опускаются тучи в Московию, Проливаются серой да кровию; Засеваются нивы под хлябями Черепами, суставами рабьими… Загудело по селам и по степи От железной невидимой поступи, Расступилось нагорье Печерское; Породились зародыши мерзкие… И бежала в леса буераками От сохи черносошная земщина… И поднялась на небо от Кракова Огнехвостая, мертвая женщина… Кто от смертного смрада сокроется? Помоги нам, Пресветлая Троица! Татьяна Ефименко Ефименко Татьяна Петровна (1890–1918) – поэтесса. Дочь этнографа, фольклориста Александра Ефименко (1848–1918), автора фундаментального труда «История украинского народа» (т. 1–2. СПб., 1906). Дебютировала в начале 1910х годов в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», а в конце 1915 года в Петрограде выпустила книгу неоклассических стихов «Жадное сердце», в которой, как писал один из рецензентов, стремилась «спутать прошлое с настоящим в поисках вечного». Сергей Городецкий причислил ее к акмеистам, но она не принадлежала ни к «Цеху Поэтов», ни к другим поэтическим направлениям. В рецензиях А. Лозина-Лозинского и Н. Венгерова отмечалось ее противостояние Анне Ахматовой и другим поэтессам эпохи. В конце 1917 года вместе с отцом и матерью переехала в имение родственников на Харьковщине. Через год все они были убиты. Такими же жертвами бандитских налетов этих лет на Рязанщине стал поэт Леонид Семенов, на Черниговщине – художник Георгий Нарбут (его брата Владимира Нарбута тоже изувечили). В ЦГАЛИ хранятся пять тетрадей ранних и поздних стихов Татьяны Ефименко, в большинстве своем неопубликованных. В стихах последних лет преобладают религиозные мотивы. Я не могу роптать на Тебя, Боже Ты дал мне так много.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Думается, наиболее исчерпывающим ответом на такие обвинения являются слова из объяснительной записки священноисповедника Николая (Лебедева): «Мне предъявляется обвинение в том, что я будто имел связи с царской охранкой, был ее агентом, служил у нее на службе, узнавал, где устраивались митинги, выслеживал ораторов и потом выдавал их правительству. Обвинение слишком для меня тяжелое, чудовищное и до глубины души меня возмущающее как несправедливое и совершенно не соответствующее действительности. Я решительно заявляю, что никогда связей с царской охранкой не имел, в услужении у нее не был никогда и шпионажем никогда не занимался и не мог заниматься, так как это противоречило и моим убеждениям, и моей деятельности, и тем взаимоотношениям, которые у меня установились с самого начала моего служения в приходе вплоть до самой революции с гражданской властью» . IV Звучали в Болгарии, конечно, и другие обвинения. Архимандрита Каллистрата (Накова) обвиняли в том, что он совершал панихиды на могиле царя Бориса III ; иеромонаха Макария (Апостолова) – в том, что он препятствует проведению мероприятий «народной власти» и что организовывал экскурсии в Рыльский монастырь «с целью насаждения религиозного чувства в людях» ; священника Григория Попалександрова – в том, что он будто бы проповедовал империалистическую идеологию и агитировал народ за то, чтобы выходить из кооператива ; священника Цветана Диковски – в том, что он якобы входил в состав «фашистской организации, намеревавшейся уничтожить партийных руководителей в Бяла Слатина» ; священника Ангела Хубанчева – в том, что будто бы он «в разное время с 1941 по 1944 год распространял на молебнах, в проповедях и выступлениях фашистские идеи». Все перечисленное находит параллели в житиях уже прославленных Церковью новомучеников. Священномученика Владимира (Лозина-Лозинского) осудили на десять лет за служение панихид с поминовением царя-страстотерпца Николая II и его семьи. Мученика Иоанна (Емельянова) обвиняли в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества» . Священномученику Димитрию (Плышевскому) инкриминировали участие в «повстанческой шпионский организации» . Преподобномученицу Ирину (Фролову) арестовали по обвинению в сопротивлении мероприятиям советской власти на селе. Мученика Иоанна (Малышева) обвинили в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» . Мученику Никифору (Зайцеву), как и многим другим, предъявили трафаретное обвинение в агитации против колхозов как якобы «антихристова предприятия», даже не обратив внимания на то, что сам мученик был колхозником.

http://pravoslavie.ru/41945.html

И. А. Карабинов и А. В. Королев. Настоящая речь свидетельствует о господствовавших тогда в Петрограде настроениях, а для оценки последних важно отметить, что на другой день распространился слух, будто и лектор, и ректор Богосл. Института (состоявший настоятелем Казанского Собора прот. Н.К. Чуков) арестованы... Просим иметь в виду и помнить, что это - голос «с того света», где и говорят совсем по-иному... даже до сего дня...». 13 ноября 1920 г. прот.Н.К.Чукова посетил староста Казанского собора К.М.Сопетов, сообщивший, что настоятель со­бора о. Маренин подал прошение об отказе от настоятельства, и приходской совет просил митрополита назначить настоятеля на свободную шестую священническую вакан­сию. По вопросу о кандидате совет перебрал весь наличный состав причта и остановился единодушно на прот.Николае. Депу­тация от совета отправилась к митрополиту Вениамину с указанием кандидатуры прот.Н.К.Чукова. Из беседы выяснилось, что со­вет ждал от прот. Николая упорядочения дела среди причта в отноше­нии исполнения ими своих обязанностей, в отношении богослу­жебном - поставления его на должную высоту, без «нововведений модных», благотворения и проч., словом, желали, чтобы собор «жил», чтобы в нем «била жизнь», как она била при отце Философе Орнатском. О настоятельстве в большом соборе прот.Н.К.Чуков и не думал - его желанием по приезде в Петроград было полу­чить какую-либо маленькую домовую церковь и в ней скромно служить. В воскресенье 28 ноября 1920 г. проф. И.С.Пальмов, пришедший в институт читать публичную лекцию, скончался в аудитории. Из института его никуда не вывозили, озаботились всеми формальностями для погребения. Панихиды служили владыка митрополит, пресв. Артемий, а отпевали оба викария. Академическая профессура, тронутая вниманием института к своему коллеге, благодарила. 14 декабря 1920 г. прот. Н.Чуков был назначен настоятелем Казанского собора. Священником в университском храме стал студент Богословского института (о. диакон, а затем священник), о.В.Лозина-Лозинский, однако университетская церковь долго не отпускала прот. Николая, он часто служил там и много раз вместе с владыкой Вениамином. «Общество приходов» издало церковные календари на 1921 и 1922 годы уже без Б.А.Тураева. Составил календарь прот.Н Чуков; помогали ему лаврские монахи Лев и Иннокентий. Выручка от их продажи позволила о. ректору в несколько раз увеличить смету на Богословский институт. Создание и трехлетнее существование Петроградского Богословского института было первым в истории высших духовных школ в России опытом их независимого финансового существования, как от государства, так и от центральной церковной власти.

http://bogoslov.ru/article/747541

Кочуров Иоанн Александрович (1871– убит 1917), протоиерей-священномученик Красиков Петр Ананьевич (1870–1939) Красницкий Владимир Дмитриевич (1881–1936), священник; уклонился в обновленчество Крастин И. А. Кратиров Димитрий Димитриевич (1875–1952), протоиерей Кремлевский (до 1897 – Шайтанов) Петр Магистрианович (1868–1941), протоиерей Крючков Ксенофонт Никифорович (1842–1909), протоиерей Ксения, св. – Петербургская юродивая XVIII века Кудрявцев Василий Николаевич (1895-?), протоиерей Кудрявцева Мария Андреевна – см.: Мария, игумения. Кузив Владимир Тимофеевич, протоиерей Кузнецов Николай Кононович (1840-?), протоиерей Кульбуш Георгий Павлович (1893 – расстрелян 1937), профессор Кульбуш Павел Петрович (в монашестве с 1917 – Платон; 1869 – расстрелян 1919), протоиерей, впоследствии – епископ Ревельский, священномученик Курский Дмитрий Иванович (1874–1932) Л Лазаревский Николай Иванович (1868 – расстрелян 1921), профессор Ламанский Владимир Иванович (1883–1914), академик Лахостский Павел Николаевич (1865–1931), протоиерей Лебедев Александр Лебедев Виталий Федорович (1874 – не ранее 1934), протоиерей Лебедев Николай Алексеевич (1825–1914), протоиерей Лев, св. (Егоров Леонид Михайлович; 1889 – расстрелян 1937), архимандрит-священномученик Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) Леонид (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851–1932), епископ; уклонился в обновленчество Либин Николай Ксенофонтович (1878 – расстрелян 1937; в монашестве с 1928 – Амвросий), протоиерей; впоследствии – епископ Ложкин Василий Матвеевич (1874 – расстрелян 1921), священник Лозина-Лозинский Владимир Константинович (1885 – расстрелян 1937), протоиерей-священномученик Ломбард Баусфильд, англиканский священник Лосский Борис Николаевич Лукьянов Сергей Михайлович (1855–1935), обер-прокурор Святейшего Синода в 1909–1911 Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933) Львов Владимир Николаевич (1872–1930), обер-прокурор Святейшего Синода с 3 марта по 24 июля 1917 Любимов Иоанн Васильевич († 1908), протоиерей Ляпунов Сергей Михайлович (1859–1924), композитор

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ленардович Мечислав, поляк, автор воспоминаний о Соловках Ленин Владимир Ильич (наст. фам. Ульянов) (1870 – 21 января 1924), лидер партии большевиков, организатор октябрьского переворота Леонович, поляк, расстрелян на материке Леонтьев Константин Николаевич (1831 – 1891), литератор, монах Лепеша, балалаечник, сотрудник лагерного театра Лермонтов Михаил Юрьевич (1814– 1841), поэт Лешчинский Александр, поляк, расстрелян на материке Лин, уголовник, командир лагерной роты Липиньский, лагерный врач Лисовский, поляк, погиб на Соловках Литвин Николай Кириллович (наст. фам. Евсеев) (1892(0)–?), журналист. Арестован в сентябре 1923 г. после возвращения из эмиграции, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерных изданий и театра. После освобождения из лагеря, сослан в Сибирь Литвинов Максим Максимович (наст. имя и фам. Меер-Генох Моисеевич Валлах (Баллах)) (1876 – 31 декабря 1951), заместитель наркома по иностранным делам РСФСР И СССР (1921–1930) Лобанов, заключенный матрос из Кронштадта Лозина-Лозинский Владимир Константинович (1885 – 26 декабря 1937), священномученик, до ареста – настоятель университетского храма в Ленинграде. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ, проходившем 13–16 августа 2000 г. Локис, заведующий лагерной хлебопекарней Лукашевич, поляк, погиб на Соловках Лукулл (ок. 117 – ок. 56 до н. э.), римский полководец Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 26 декабря 1933), нарком просвеще- ния РСФСР (1917–1930) Лыков, командир СОП Львова Мария Николаевна, сотрудница Красного Креста, врач в Кемперпункте Любаньский, возможно, имеется в виду католический священник Феликс Николаевич Любчинский (1886 – 17 ноября 1931). Арестован в апреле 1927 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Любомирские, княжеский род Люксембург Роза (1871 – 15 января 1919), деятель немецкого и международного коммунистического движения. Убита в результате покушения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лишкина Анна Леонидовна (189(6)8– 1982), педагог. Арестована в декабре 1928 г. по «делу А. А. Мейера», приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки Лозина-Лозинскнй Владимир Константинович (1885 – 26 декабря 1937), священномученик, протоиерей. Арестован в 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Лопатин, заключенный Лорд Наталья Алексеевна (урожд. Камендровская; род. 1949), внучка Η. П. Анциферова Луначарский Анатолий Васильевич (1875 26 декабря 1933), советский общественный и государственный деятель Лыкошина Анна Петровна (1884 – 11 октября 1925), мученица. Арестована в феврале 1924 г., приговорена к двум годам лишения свободы и отправлена на Соловки, где и скончалась Лысцов, заключенный сотрудник лагерной администрации Любчинский Феликс Николаевич (1886 – 17 ноября 1931), католический священник. Арестован в апреле 1927 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался М Магерам, бакинский вор Майсурадэе Александр Николаевич (1896 – 16 июня 1938), заключенный сотрудник лагерной администрации. Расстрелян Макарий (Воскресенский Макар (?) Федорович; 1866 – не ранее 1931), архимандрит. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Макаров, тюремный следователь Маковский Константин Егорович (1839 – 17 сентября 1915), художник Максим (Жижиленко Михаил Александрович; 1885 – 4 июня 1931), епископ Серпуховской. Арестован в мае 1929 г., приговорен пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Максима Исповедник (26 августа 662), святой, богослов Малаша, кухарка Малиновский, заключенный сотрудник лагерной администрации Мальсагов Созерко Артаганович (1893 – 25 марта 1976), офицер. Автор воспоминаний о Соловках Малюта Скуратов (ум. 1573), опричник Мамедов Махмуд, заключенный мусаватист Мануил (Лемешевский (Лемишевский) Виктор Викторович; 1884 –12 августа 1968), митрополит Куйбышевский и Сызранский. Арестован в сане епископа Лужского, викария Петроградской епархии в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, о. Голосов 114 сообщил мне письменно, что 10 февраля к нам назначен м[итрополит] Серафим (Чичагов) . Последнее, м[оже]т б[ыть], внесет некоторое успокоение, так как прекратится вопрос об имени м[итрополита] Сергия и, с другой стороны, уйдет еп[ископ] Николай, которого травили еп[ископ] Григорий и К° 115 . 16 февраля. М[итрополит] Иосиф в своем воззвании сообщает, что он присоединился к м[итрополиту] Агафангелу с викариями, образовавшими автокефалию, и что с 24 января все распоряжения м[итрополита] Сергия он не признает. Следовательно, те распоряжения, которые были до 24 января (его перевод и увольнение на покой, запрещение еп[ископа] Димитрия и Сергия) – он признает? Тогда как же он принял вновь управление епархией? назначил запрещенного епископа управляющим? Запутался в противоречиях... 23 февраля. В событиях церковных все идет по-прежнему – запутанно. 24 января архипастыри ярославские во главе с Агафангелом (Иосиф, Варлаам и Евгений) объявили автокефалию. Это по наущению м[итрополита] Иосифа. 23 октября. Вчера был в заседании Еп[архиального] совета. Преосв[ященный] Николай дал мне прочитать рукопись неизвестного против легализации Церкви м[итрополитом] Сергием. Чего только тут нет! И ссылка на Апокалипсис, к Солунянам, и примеры древнехрист[ианской] истории. Нынешнее время определенно приравнивается к апостольскому «отступлению» и говорится о полной невозможности жизни Церкви в легальном отношении к государству, как невозможны горячий лед или холодный огонь. До конца не прочитал. 1929 г. 28 января. Вчера мне передали в соборе письмо от о. В. Лозина-Лозинского 116 , который, просидев здесь месяца полтора по пути из Соловков и Кеми в Новосибирск, накануне в субботу отправлен. Пишет, что в Соловках и Кеми до 100 человек духовных и все они (кроме епископа Виктора 117 и еп[ископа] Илариона (Бельского) 118 – известного дурака), все определенно стоят на позиции подчинения м[итрополиту] Сергию и против еп[ископа] Димитрия. Особенно твердо и ясно стоит в этом отношении арх[иепископ] Иларион Московский 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009