На Соловках он был келейником владыки Илариона 78 . В 1925 г. по «Делу лицеистов» в Соловецкий лагерь вместе с несколькими выпускниками Императорского Александровского лицея был сослан настоятель Университетской церкви Всех святых в Ленинграде протоиерей Владимир Лозина-Лозинский. Дело лицеистов – это сфабрикованное органами ОГПУ дело по обвинению группы выпускников Александровского лицея в создании контрреволюционной монархической организации. В вину им вменялись существование кассы взаимопомощи, ежегодные традиционные встречи в Лицейский день – 19 октября, панихиды в церквах Ленинграда по погибшим и умершим лицеистам, на которых поминались также и члены императорский семьи. По этому делу в ночь на 15 февраля 1925 г. были арестованы 150 человек, из них по окончании следствия 26 человек расстреляны, 54 – приговорены к разным срокам ссылки и заключения. Протоиерей Лозина-Лозинский был приговорен к пяти годам лагерей 79 . В его обвинении говорилось, что он «открыто служил панихиды по бывшим царям, в том числе по расстрелянному Николаю Второму, также служил панихиды по расстрелянным и умершим при советской власти, чем вносил возбуждение в темные массы, посещающие церковь ». Вместе со священником свой срок на Соловках отбывали бывший председатель Совета Министров князь Николай Голицын, родственники директора лицея Владимира Александровича Шильдера – Анна, Карл и Александр Шильдеры, Александр Сиверс, Наталия Путилова и другие 80 . За «контрреволюционную (антисоветскую) агитацию» на Соловки были сосланы игумен Иоасаф (Берсенев) из Екатеринодара 81 , священники Николай Соколов из Сольвычегодска 82 , Евгений Охотин из Архангельска 83 , Евгений Маракулин из Вятки и многие другие. В середине 1920-х гг. на островах в заключении находился настоятель кафедрального собора в г. Тобольске, протоиерей Владимир Хлынов. Во время нахождения царской семьи в заключении он совершал службы для царской семьи и был духовником Их Величеств 84 . Соловецкие лагеря были для заключенного духовенства своего рода школой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Владимир Лозина–Лозинский, протоиерей (память 13 декабря по старому стилю) С вященномученик Владимир Константинович Лозина–Лозинский, протоиерей, родился 26 мая 1885 года в городе Духовщина Смоленской губернии, в семье земских врачей. Родители его по убеждениям были народники. В 1888 году мать будущего священномученика заразилась тифом, ухаживая за больными в земской больнице, и умерла. Овдовев, отец Владимира с сыновьями вернулся в Санкт–Петербург, получил место врача на Путиловском заводе и через некоторое время женился. Большая семья, в которой родилось ещё трое детей, была очень дружной, но особым благочестием не отличалась. Владимир рос очень болезненным и впечатлительным ребёнком, необыкновенно добрым и бескорыстным. Ему был присущ врождённый аристократизм, он прекрасно говорил на европейских языках. В 1904 году Владимир успешно окончил гимназию Императорского Человеколюбивого общества и сразу поступил на юридический факультет Университета. В 1910 году он поступил на службу в Правительствующий Сенат. Одновременно молодой юрист продолжал изучать историю архивного дела и через два года окончил археологический институт. Когда началась I Мировая война, Владимир Константинович, как и многие патриотически настроенные люди, стремился на фронт, но не был взят на действительную службу по состоянии здоровья. В должности помощника начальника Петроградской Санитарной автомобильной колонны он руководил перевозкой раненных с Санкт–Петербургских вокзалов и распределял их по госпиталям, самозабвенно работая целыми сутками. Когда в 1917 году большевики закрыли Сенат, Владимир Константинович поступил на работу статистиком на Московско–Рыбинскую железную дорогу. Желание стать священником, по–видимому, вызрело в будущем священномученике постепенно, под влиянием русской катастрофы 1917–го года. Большим потрясением для него явилось также самоубийство любимого брата Алексея в 1916 году. Впервые он заявил о своём решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на Церковь. В 1920 году Владимир Константинович был зачислен на первый курс Богословского Института в Петрограде, а в ноябре подал прошение о рукоположении.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Треть поступивших (50 человек) имели высшее образование, некоторые даже двойное. В виде исключения, при условии сдачи коллоквиума, было принято несколько лиц без законченного полного среднего образования. Как при открытии, так и в последующее время в институт подавали прошения о приеме окончившие различные богословские, пастырские и благовестнические курсы, существовавшие в Петрограде: Николай Евгеньевич Бельчиков (окончил в 1919 г. одногодичные Пастырско-Богословские курсы братства диаконов и псаломщиков), А. П. Барсова (слушательница Богословских и женских Миссионерско-Благовестнических курсов), О. Н. Луговая (посещала богословские чтения кружка при Андреевском соборе), Л. Р. Лайзан (прослушал курс Богословских курсов для мирян при храме Андрея Критского при фабрике Заготовления государственных бумаг), псаломщик А. А. Иванов (окончил одногодичные Пастырско-Богословские курсы при Знаменской церкви и двухгодичные Богословские курсы при Православной Эстонской церкви), Л. К. Чичагова (занималась на Василеостровских Богословских курсах, где была старостой) и другие. Некоторые посещали Вольфилу (Л. А. Барышева, Н. В. Александровская). По вероисповеданию – сто сорок восемь православных, один лютеранин, не явившийся на занятия, один баптист, перед Рождеством Христовым возвратившийся в Православную церковь , и одна униатка. Из студентов и вольнослушателей семь поступили в священном сане: один архимандрит, один иеромонах, три священника и два диакона. Трое, по благословению Владыки Митрополита, приняли священство во время пребывания на 1-м курсе: свмч. В. К. Лозина-Лозинский, окончивший юридический факультет Петербургского университета и Археологический институт, впоследствии священник Петропавловской (бывшей университетской) церкви; A. M. Толстопятов – помощник директора и профессор Пожарно-технического института, впоследствии епископ Александр Молотовский и М. И. Федоров, вскоре приписанный к Троице-Сергиевскому подворью. Студенты и слушатели в начале учебного года избрали из своей среды коллегию. В нее входили председатель и одновременно член Совета иеромонах Макарий (Звездов), секретарь В. К. Лозина-Лозинский и три члена: доктор медицины, бактериолог А. М. Скородумов, старший ассистент при кафедре химии в Медицинском институте В. В. Соболева и окончившая консерваторию М. В. Васильева. В коллегию как непременный член входил председатель профессорской корпорации Ф. К. Андреев. В ней также могли присутствовать, по желанию, ректор и проректор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владыка устроил у себя в большом зале чай, на котором присутствовало около 40 человек. В конце, на память о Борисе Александровиче, Владыка раздал всем Евангелия. Так с честью похоронили дорогого и незабвенного Бориса Александровича. На литургии, за причастным, я сказал слово. На отпевании, пред «Со святыми упокой», говорил от Общеприходского совещания о. Н.В.Чепурин и в конце, от студентов Богословского Института - В.К.Лозина-Лозинский. И Чепурин, и Лозинский, сказали очень хорошо. После, вчера, Елена Филимоновна, будучи у нас, говорила, что и я, и о. Чепурин, упустили указать в своих речах, что Борис Александрович страстно любил богослужение, находил в нем огромное наслаждение, и готов был участвовать в нем сколько угодно, так что, например, утреню Великой субботы посещал, чуть ли не в трех церквах, до полного почти изнеможения. На гроб Бориса Александровича Ольга Антоновна Добиаш возложила венок от братства Софии с греческою надписью, и букет: «Незабвенному ктитору университетского храма - осиротевший приход». На отпевании почему-то очень подчеркивалось в ектениях «чтеца Бориса». Может быть, это и не надо бы так резко: ведь не одно это звание носил почивший, и Церковь могла чтить в нем и деятеля науки... Вчера вечером, в мое отсутствие была Елена Филимоновна, долго сидела, рассказывала много о Борисе Александровиче, сообщила о служении в 3-й день в Андреевском соборе. Прот. Н.Чуков. Слово при отпевании профессора-академика Бориса Александровича Тураева 26 июля 1920 г. Подвигом добрым подвизахся, течение скончав, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия, не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его. (2 Тимоф. 4. 7-8) Эти необыкновенно смелые слова сказал апостол Павел при конце своей жизни о себе и о всех христианах; и может быть не столько о себе, сколько о всех «возлюбивших явление Господне», в подвиге и с любовию готовящихся к нему. Поэтому не будет дерзновением применить эти слова и к почившему собрату нашему: «подвигом добрым подвизахся, течение скончав, веру соблюдох;...прочее убо соблюдается ему венец правды».

http://bogoslov.ru/article/953836

111. Рогачев, М. Ссыльные архиереи в Коми Автономной Области//Вера-Эском: христиан. газета. 2004. 457. С. 19–20. 112. Санкт-Петербургский мартиролог/[отв. ред. В. Сорокин; сост. В. М. Шкаровский [и др.]. СПб., 2002. с.: ил.– Из содерж.: Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский; Василий (Зеленцев), еп. Прилуцкий; Аркадий (Остальский) , еп. Лубненский, Полтавский; Виктор (Островидов), еп. Вятский, Шадринский, Глазовский; Владимир (Лозина- Лозинский), протоиерей; Александр (Сахаров), протоиерей; Мануил (Лемешевский) , митроп. Куйбышевский и Сызранский; Димитрий (Любимов), архиеп. Гдовский; Василий (Дохтуров), еп. Пинежский, Каргопольский, Вытегорский; Амвросий (Либин), еп. Лужский; Николай (Муравьев-Уральский), еп. Рыбинский; Нектарий (Трехвинский), еп. Яранский; Николай (Александров), воспитанник И. Кронштадтского; Феодосий (Алмазов), архимандрит; Анатолий (Алявдин); И. М. Андреевский, историк РПЦ; В. М. Верюжский, протоиерей, профессор Ленинградской Духовной академии; Н. А. Вишняков, диакон; П. Н. Ивановск ий , протоиерей; П. А. Флоренский, философ, богослов; Иосиф (Софронов), архимандрит и др. 113. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие: альбом/Астанайская и Алмаатинская епархия, Правосл. Св.-Тихон, гуманит. ун-т; рук. работы митр. Мефодий. М., 2008. 566 с.: ил. 114. Симбирская Голгофа (1917–1938)/сост. свящ. Владимир Дмитриев. Уьяновск, 1996. 164 с.: ил. Из содерж.: [Митрофан (Гринев), епископ].– С. 57–59. 115. Синенко, С. Уфимская епархия: худож.-докум. повествование. Уфа: ГУП «Гос. респ. изд-во «Башкортостан», 2009. 304 с.: ил. 116. Соловецкие новомученики/сост. игумен Дамаскин (Орловский). М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря, 2009. 443, с., л. цв. ил.: портр. 117. Соловецкие новомученики: избранные жизнеописания: [сб.]/сост.: игум. Дамаскин (Орловский); [предисл.: архим. Мефодий]. М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря [и др.], 2009. 302, л. ил.: цв.ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11.                       Арефа(Митренин), присп .: Окт. 24 12.                       Арсений(Дмитриев), прмч .: Н. 20 13.                       Арсений Коневский, прп.: Ин. 12 14.                       БорисОрнатский , мч. М. 31 15.                       Василий Канделябров , сщмч.: Н.20 16.                       Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч .: Ил. 31 17.                       Викторин Добронравов, сщмч .: Д. 15 18.                       Владимир Лозина-Лозинский, сщмч,: Д. 13 19.                       Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 20.                       Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч .: С. 4 21.                       Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.                       Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 23.                       Екатерина Арская, мц .: Д. 4 24.                       Елисавета, вел. кн., прмч .: Ил. 5 25.                       Емелиан Панасевич, сщмч,: Н. 20 26.                       Игнатий (Брянчанинов), Кавказский, еп.: Ап. 30 27.                       Иларион(Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч .: Ил. 11, Д. 15 28.                       Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 29.                       Иоанн Кочуров, сщмч.: Окт. 31 30.                       Иоанн Кронштадтский, прав.: Ин. 1, Д. 20 31.                       Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.                       Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 33.                       Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.                       Карп Эльб, сщмч.: С. 11 35.                       Кира Оболенская, мц. : Д. 4 36.                       Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 37.                       Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24; М, 24 38.                       Лев (Егоров), прмч .: С. 7 39.                       Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 40.                       Мария Лелянова, прмц.: Ап. 4 41.                       Мария, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 42.                       Мартирий Зеленецкий, прп.: Мр. 1; Н. 11

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

17 апреля 1923 г. состоялось заседание Совета института из 10 человек, на котором избрание ректора и проректора было отложено до начала учебного года, и продолжены полномочия и. о. ректора И. П. Щербова и и. о. проректора Ф. К. Андреева. Для ведения текущих дел был образован Президиум из протоиерея Н. В. Чепурина и И. П. Щербова; зачеты решено было продолжить до половины июня, а каникулы продлить до 1 сентября 1923 г. На заседании 2 мая Совет принял решение о прекращении деятельности института по следующим мотивам: 1) нет средств; 2) студенты, вновь поступающие, боятся подавать прошения, дабы не лишиться рабочих мест; 3) светские профессора также находятся под опасностью быть уволенными из университета за участие в институте 4) с окончанием «Всероссийского поместного собора» обновленцев (29 апреля — 9 мая 1923 г.) институту могли быть снова предъявлены те или иные требования о признании и т. п. 6 мая 1923 г. под натиском обновленцев Совет института предпочел прекратить так успешно начатую деятельность и самостоятельно закрыться, выпустив 23 студента , по другим данным – 26: Андреев Павел Андреевич, Архипов Николай Георгиевич, Ассанович Екатерина Львовна, Базенов Александр Александрович, Васильева Мария Васильевна, Григорьев Георгий Васильевич, Дмитрюков Иван Дмитриевич, Дубова Мария Павловна, Макарий (Звездов), иеромонах Иван (Козырев), Кузьмина-Караваева Анна Дмитриевна, Круглов Алексей Михайлович, Ковалев Сергей Иванович, Копреева Наталия Николаевна, Коптев Михаил Андреевич, Лазаревич-Шепелевич Анна Алексеевна, священник Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский Владимир Константинович, Никитина Нина Александровна, Осинкин Григорий Петрович, Померанцева Екатерина Васильевна, иеромонах Варлаам (Сацертоцкий), Скородумов Алексей Михайлович, Смирнов Михаил Иванович, Соболева Валентина Владимировна, Флоровский Михаил Николаевич, Хост Алексей Евгеньевич, архимандрит Досифей (Степанов) . В епархии остались только богословские курсы упрощенного типа. Щербов смог сохранить делопроизводство института, передав его в Центроархив. В настоящее время архив Богословского института находится в ЦГИА СПб .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

19 августа/1 сентября 1920 г. Среда. Много событий за несколько дней....Вечером собрание Софии. Было (с моими) 15 человек. Беседовали по содержанию V-й главы Матфея и по поводу вопроса, затронутого в прошлый раз о христианской политике, ее возможности и характере. Нет договоренности, потому что поднявший вопрос о. Н.В.Чепурин не ставит его конкретно и потому вращается в сфере общих разговоров, когда отдельные частные случаи ближе подвели бы к разрешению. М.Д.Приселков высказал об «ошибках» в христианском смысле, допускавшихся христианами, участвовавшими в делах государства. Ф.К.Андреев спросил - было, что именно надо считать за эти «ошибки», но вопрос остался без ответа. В общем, в конце О.А.Добиаш высказала, что надо идти и работать христианам в этом «языческом» мире, программы общей быть не может в силу различия индивидуальностей, - кто что может: не лгать, можно молчать, идти на исповедничество, если кто в силах; вообще же, как выражался Л.П.Карсавин: «молиться и ждать озарения о том, что делать». Н.И.Лазаревский собирается прочитать в институте для студентов цикл лекций на тему «Церковь и государство». Это будет очень интересно в связи с затронутым в «Софии» вопросом. Присутствовали: Е.Ф.Тураева, Е.А.Лебедева, О.А.Добиаш, А.П.Карсавин, М.Д.Приселков, А.А.Франковский, о. Н.В.Чепурин, о. П.П.Аникиев, Ю.П.Новицкий, Ф.К.Андреев, И.П.Щербов, я, жена, Аня и Коля. Вчера вечером, в 40-й день кончины Б.А.Тураева было заседание совета Богословского института, посвященное памяти Бориса Александровича. Были вдова и родственники, Преосв. Евфимий, о. Дернов, корпорация, о. Богоявленский, академики, и профессора, между прочим, С.М.Лукьянов, Э.Радлев, Латышев, Красножен, Бородин и многие другие. Читали: Глубоковский, Крачковский, Карабинов, Королев и Лозина-Лозинский; я предварил и заключил. Пред началом - панихида. Все прошло очень хорошо, но Глубоковский затянул речь на 1 час 15 минут, сказавши обо всем, что его мучит. Потом был чай, устроенный студентами. В общем, было радушно и хорошо. Разошлись в 11 часов.

http://bogoslov.ru/article/953836

  Крест Патриарха Сергия против свастики над Волгой 22 июня 2011 года исполнится 70 лет с того страшного дня, когда началась Великая Отечественная война. В этот день, во второе воскресенье по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь праздновала память Всех святых, в земле Российской просиявших. Инициаторам восстановления памяти Всех русских святых очень хотелось составленную ими службу «провести через Собор», который вот-вот должен был закрыться. Поэтому еще не полностью готовая, 8 сентября 1918 г., на предпоследнем заседании богослужебного отдела Поместного Собора, новая служба была рассмотрена, одобрена и передана на последующее утверждение Святейшему Патриарху и Священному Синоду. 18 ноября, уже после закрытия Поместного Собора, Патриарх Тихон и Священный Синод благословили печатание новой Службы под наблюдением митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского), что и было осуществлено до конца 1918 г. в Москве с большими трудностями. 13 декабря того же года всем епархиальным архиереям был разослан указ о восстановлении дня памяти Всех русских святых, а 16 июня 1919 г. направлен и типографски отпечатанный текст службы с указанием совершать ее в ближайший воскресный день по получении. В 1919 году, в первый год восстановления Русской Церковью этого праздника, воскресенье второй недели по Пятидесятнице также выпало на 22 июня. В этот день настоятель прот.Николай Чуков и ктитор академик Борис Александрович Тураев молились по составленной им вместе с игуменом Афанасием Сахаровым службе в церкви св. апп. Петра и Павла Петроградского университета, а в 1920 г. – уже в церкви, освященной в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Освящение ее состоялось 27 августа 1919 года, а 19 июля 1923 года она уже была закрыта. В те годы, когда новых храмов вообще не открывали, это был не только первый, но и единственный в России храм в честь Русских святых, а другие появились не раньше 90-х годов XX в. Просуществовала домовая церковь Петроградского университета четыре года, и молитва в ней о. Николая Чукова и Б.А. Тураева, а затем о. Владимира Лозина-Лозинского, была сильной.

http://bogoslov.ru/article/1368994

А сегодня получилось так, что наша европейская культура пронизана этим переживанием личности, и кажется, что это само собой разумеется и Церковь не нужна. Но мы являемся личностями только в той мере, в какой вступаем в отношение с Богом. И только это придает нам абсолютную значимость. Справка Храм святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете был освящен 29 июня 1837 г. Церковь расположена в трехкупольном зале по восточному фасаду главного корпуса университета. Первым настоятелем был определен протоиерей Павел Солярский. Приход Петропавловского храма составляли «казеннокоштные» студенты, преподаватели, все должностные лица, состоявшие при университете, жители соседних домов. В 1919 г. храм был закрыт, а имущество изъято. В советское время в храме сначала размещался студенческий клуб, а потом была устроена аэродинамическая труба. В 1990 г., после посещения храма митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), более тысячи человек, включая выдающихся ученых, подписались под обращением к ректору университета о восстановлении в храме приходской жизни. В 1996 г. настоятелем храма был назначен выпускник физического факультета университета, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, протоиерей Кирилл Копейкин. В помещении храма еженедельно стали совершаться молебны и акафисты. Сначала на службу приходило не более десяти человек. Потом по субботам раз в месяц стала совершаться Божественная литургия, были изготовлены переносной престол и жертвенник, разборная солея. Верующих стало собираться все больше и больше. Силами православной общины собирались материалы для прославления последнего настоятеля университетского храма протоиерея Владимира Лозина-Лозинского; они были поданы в Комиссию по канонизации РПЦ, и в 2000 г. священномученик Владимир был прославлен в лике святых. В 2002–2003 гг. в храме был произведен косметический ремонт, в ходе которого алтарь был освобожден от хранившейся там музейной утвари, заменены несущие конструкции алтарной части, открыты проемы диаконских дверей, восстановлена перегородка, отделявшая алтарное пространство от ризницы, воссоздана солея, изготовлены новый престол и жертвенник.

http://pravoslavie.ru/35020.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009