В1926 г. заключенные впервые получили возможность побывать на богослужении в церкви по персональному разрешению начальства. Владимир Алексеевич Казачков, отбывавший заключение на Соловках с осени 1925 г. до ноября 1928 г., рассказывал об этом так: «Пасху 1926 г. я очень хорошо помню, незадолго перед этим новый начальник Управления потребовал, чтобы все, кто хочет ходить в церковь , подали ему заявления. Почти никто из заключенных не подавал заявлений – боялись последствий. Но вот перед Пасхой огромное количество людей подали заявления. Мы все собрались к заутрени: о. Владимир Лозина-Лозинский, о. Иоанн Стеблин-Каменский, о. Михаил Яворский, Антоний Тьевар, Авенир Вадбольский и я. По дороге к кладбищенской Онуфриевской церкви двигалась огромная процессия, люди шли в несколько рядов. В церкви все, конечно, не поместились. Стояли вокруг, а тем, кто пришел позднее, не было слышно пения. Но мы пришли одними из первых. Рядом со мной стоял мой очень близкий друг – о. Владимир Лозина-Лозинский, он был замечательным человеком, всегда очень спокойным, дружелюбным, веселым, высокоорганизованным. Службу Пасхальную вели епископы, и среди них старший – архиепископ Евгений Зернов, еще помню епископа Мануила Лемешевского , он как-то объединял всех петербургских священников, они вместе держались, епископа Белевского Игнатия – совсем уже пожилой был. Когда на Страстной неделе была служба 12 Евангелий, служили ее двенадцать епископов. После службы все пошли в нашу канцелярскую роту разговляться. Авенир Вадбольский добыл всяческой необыкновенной на Соловках снеди, и все праздновали. Соловецкой моей первой Пасхи не забыть, грандиозное это было событие в жизни» 92 . Более подробное описание богослужений 1926 г. содержится в воспоминаниях заключенной, имя которой осталось неизвестным. Воспоминания были впервые опубликованы в Вестнике РСХД в 1949 г. неким Г.Б., который также пожелал скрыть свое имя. «Я встретился с рассказчицей вскоре после окончания войны. Вместе с множеством русских беженцев, закинутых войной в Германию, приехала и она.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Лозина-Лозинский причислен к лику святых Новомучеников и Исповедальников Российских для общецерковного почитания. Соловецкое В Белом море остров дальний И печальный монастырь Сторожат четой опальной Моря северного ширь. Долго смотрят, как косматый Набегает серый вал, Как уходит, вновь измятый, От холодных, мшистых скал. Белой чайки взлет тревожный Крик пронзительный в ночи, Долгой ночи отблеск звездный, Солнца бледные лучи. Старых башен острых вышек Еле видный силуэт… Море дышит и не дышит… Монастырь молчит в ответ… Купола его высокий Не возносят в небо крест, Только ветер одинокий Помнит святость этих мест. Да над папертью соборной Неприятельским ядром Нанесенных язвий черных Незалеченный излом. 16 ноября 1926 День погас... В туманной просини Я иду вокруг кремля… Тишина в закате осени, Дышит холодом земля. В полутьме идешь да молишься Или смотришь чутко вдаль, Как над морем ветер с полюса Стелет снежную вуаль. Как, теперь уже не страшными, Смотрят бойницы из стен, Где в кремле, за старой башнею, Я несу свой долгий плен. Но из башни, много видевшей, Знавшей много долгих лет, Я судьбе, меня обидевшей, Не пошлю укора вслед. Но и стока бездорожного, Где я нити жизнь тяну, Покорясь веленью Божьему, Я теперь не прокляну Я привык к его развалинам, К теням храмов и камней, К их святыням опечаленным, К скорби Божьих алтарей. Веря в то, что нет проклятия, Где изранен, но святой Вечный образ Богоматери Охраняет наш покой. За ранней обедней В полутьме, без огней, чуть видны клироса, В черных мантиях иноков тени, И незримые к небу несут голоса Отраженья незримых молений. Потемневшие лики спокойно глядят, И навстречу их благостным взорам Мое сердце несет свою накипь, свой чад, Перевитый тоской и позором. Словно райские двери раскрыты врата, Тайна жизни в великом потире, И терновый венец Жизнедавца-Христа Озаряет горящий трикирий. Тени смутны еще за престольным Крестом, Но, как присно, всегда, так и ныне

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

На путь исповедника веры христианской Павел Петрович Аникиев вступил 5 мая 1930 года, когда был арестован по «делу академика Платонова». Сергей Федорович Платонов – один из авторитетнейших историков России, современники ставили его в один ряд с Карамзиным, Соловьевым и Ключевским. По учебникам Платонова знакомилась с русской историей вся образованная Россия – от гимназистов до членов императорской  фамилии. По «Академическому делу», ставшему одним из первых политических процессов против научной интеллигенции, было привлечено 115 человек. Разгром был  направлен против старой Петербургской школы историков, против архивистов, музейных работников, против всех, как тогда писали «бывших». Закрыты были и главные центры краеведения по всей стране. Шесть человек тогда расстреляли, остальных выслали в отдаленные районы страны или бросили в лагеря. Имя Павла Петровича Аникиева оказалось в списках проходивших по делу из-за многолетнего знакомства и дружеских отношений священника с Платоновым. По некоторым данным, он был духовником семьи Платоновых. В итоге, батюшка был признан одним из «руководителей контрреволюционного заговора» и приговорен 08.08.1931 г. к 5 годам ссылки в наши края. Последний период жизни Павла Петровича отражен в книге «Отчизна неизвестная». Здесь описаны тюрьмы, пересылки, дорога в Братск и дальше в село Усть-Вихорево. Интересна в книге встреча на пароходе и разговор двух друзей юности – о. Павла Аникиева и о.Владимира Лиговского. Надо заметить, что персонаж книги о. Владимир Лиговский, очень уж напоминает сщмч. Владимира Лозина-Лозинского, который в это время отбывал ссылку в с.Пьяново Братского района. О знакомстве двух батюшек говорит тот факт, что оба они учились в Петербургском университете и то, что в 20-е годы Владимир Лозина-Лозинский окончил Богословский институт, где преподавал П. П. Аникиев . Благодаря этой встрече, о.Павел смог принять перед смертью Тело и Кровь Господню и мирно почил 14 февраля 1932 года в с. Усть-Вихорево. Хоронили батюшку после Сретения, в День Симеона Богоприимца. Отпели литию;  водрузили колокол, снятый властями, звонили в него. На всем протяжении пути к месту упокоения пели «Святый Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

18 сент. 1937 г. вновь арестован. Проходил по делу вместе с большой группой тихвинских священнослужителей, монашествующих и мирян, в т. ч. с преподобномучениками игум. Арсением (Дмитриевым) и игум. Иоанникией (Кожевниковой) , священномучениками священниками Василием Канделябровым и Николаем Покровским . И. обвинили в том, что он являлся руководителем «контрреволюционной организации», и в «контрреволюционной пропаганде»; также следствие указывало, что обвиняемые «в проповедях делали попытки доказать при помощи церковного учения бессилие советской власти перед могуществом Божиим». И. отверг предъявленные ему обвинения в «контрреволюционной работе» и отказался оговаривать др. обвиняемых. 25 нояб. Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. приговорен к расстрелу. Казнен вместе с др. Тихвинскими новомучениками. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г. 21 июля 2004 г. И. также был канонизирован К-польским Патриархатом. Арх.: Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-74585; П-61995. Лит.: Ленингр. мартиролог. 1999. Т. 4. С. 421; Синодик СПб епархии. 20022. С. 213; СПб мартиролог. С. 213; Нестор (Кумыш), иером. Жизнеописания новомучеников Тихвина и его окрестностей: Новомученик прот. Иоанн Сарв, пресвитер Тихвинский (1867-1937)//Церк. вестн. СПб., 2002. 10. С. 41-46; он же. Новомученики С.-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 196-204. Иером. Нестор (Кумыш) Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВЛАДИМИР Константинович Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/469199.html

848. Романова С. Н. Особенности судебно-следственных документов о духовенстве (1918–1940 гг.)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 101–104. 849. Свенцицкий А. Они были последними?: [Воспоминания]//ППр. 1994. 3. С. 135–163; 1995. 4. С. 106–126. Жизнь московского духовенства и интеллигенции в 1920– 1950-е гг.; Воспоминания о церк. жизни в 1920–1930-е гг. «Обновленцы». 850. Шкаровский М. В. История иосифлянского движения 1927–1940-х гг. в свете новых архивных документов: (Тез.)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 373–374. 851. Щелкачев В. Н. Религиозная жизнь в Московском государственном университете в годы гонений//РЧ, 8-е. 2000. С. 238–245. См. также 1003, 1346, 1366, 2058. Политические процессы, массовые казни и ссылки См. также: Особенности подвига и прославления но-вомучеников 1255–1261); Новомученики российские 1255–1261); Новомученики россиийские 1310–1332). 852. Васильева И. Л., Зимина Н. П. Дело антисоветского фашистского центра церковников: [Башкирия, 1937 г.]//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 216–222. 853. Емельянов Н. Е. Об одной ненаписанной странице русской истории ХХ века//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 169–172. О подвиге женщин-христианок, разделивших в 1920–1940-е гг. со своими мужьями, отцами и духовниками муки лагерей и ссылок. 854. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 166–168. 855. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 гг. (по данным на янв. 1999 г.)//БСб. 1999. 3. С. 258–274. 856. Каледа К. Г., диак. [Рец. на кн.:] Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937–19.10.1938//АиО. 1998. 1(15). С. 341–342. 857. Лавринов В., свящ. Екатеринбургская епархия в 20– 30-е годы ХХ в.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 327–332. 858. Лозина-Лозинский В., прот. Из Соловецких тетрадей/Вступ. ст. и подгот. текстов: Ф. О. Стукалов-Погодин//УЗ РПУ. 1995. 1. С. 188–199. 859. Мохов В. В., прот., Зимина Н. П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917– 1987 гг.)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 341–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918 г. на глазах В. арестовали, а затем расстреляли близкого Лозина-Лозинским свящ. Александра Васильева, последнего духовника Царской семьи перед ее арестом, настоятеля Феодоровского собора в Царском Селе. Тяжело пережив эти события, В. принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. В. был зачислен на 1-й курс открывшегося в 1920 г. Петроградского Богословского института , в 1923 г. получил диплом о завершении образования. 18 нояб. 1920 г. он подал прошение о рукоположении во иерея, 14 дек. был назначен к хиротонии с причислением к бывш. университетской Петропавловской ц., настоятелем к-рой в то время являлся прот. Николай Чуков, ректор Богословского ин-та (впосл. Григорий , митр. Ленинградский и Новгородский), точная дата рукоположения В. неизвестна. Предположительно с авг. 1921 г. до своего ареста он являлся настоятелем университетской церкви, перемещенной из главного здания ун-та в один из соседних домов на Биржевой линии и освященной в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. В. был арестован 4 февр. 1924 г. по делу о «православных братствах», одновременно с еп. Мануилом (Лемешевским) , к-рый управлял тогда С.-Петербургской епархией. (Ранее В. в течение неск. месяцев служил 2-м священником в ц. Космы и Дамиана, где настоятельствовал еп. Мануил, окормляя Спасское братство.) На допросах отвечал осторожно, не желая никого предать. 17 мая был освобожден. 15 февр. следующего года В. арестовали вместе с группой выпускников имп. Александровского лицея по обвинению в «причастности к деятельности монархической организации, выразившейся в том, что он по поручению представителей организации служил открыто панихиды по бывшим царям, в том числе по расстрелянному Николаю, также служил панихиды по расстрелянным и умершим при советской власти, чем вносил возбуждение в темные массы, посещающие церковь» (Архив УФСБ по С.-Петербургу. Д. 85538. Т. 2. Л. 10). В. в числе 34 чел. был приговорен к расстрелу, в окончательном приговоре 29 июня 1925 г. высшую меру наказания заменили заключением на 10 лет в СЛОН.

http://pravenc.ru/text/158982.html

Многие именно ценят в моих стихах их простоту. Что касается «тяжести» некоторых строк, то в русской поэзии она неизбежна и, всмотревшись, мы найдем сотни и тысячи тяжелых строк у лучших поэтов, а то и в прозе. Вспомните первую страницу «Воскресения», где множество раз повторяется, более чем неблагозвучное «как ни»! Порой, без некоей «тяжести», не высказать своей мысли в одной строке. Вы словно удивляетесь, что в русских условиях я «имел десятка два испытанных друзей». Неужели Вы не заметили, что речь идет не о людях, а о книгах стихов? А 20 поэтов насчитать не трудно: Пушкин, Лермонтов, Ал. Толстой, Фет, Полонский, Бунин, Анненский, Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузмин, Ходасевич, французы Henri de Regnier, Sully Prudhomme, Соррёе, Rostand, Albert Samain, Mallarme, Charles Guerin; а из тех, что полюбились за 2–3 страницы: Ефименко (погибшая на Украине от руки бандитов), «Лейтенант С» (погиб в Цусиму), Лозина-Лозинский, Менгелян Нарбут и др. (эти имена Вам наверное совершенно незнакомы). Как видите, можно было назвать не 20, а 30 заочных друзей-поэтов! Спасибо за фотокопию Ваших, как всегда отличных, стихов из «Нов. Ж. Журнал этот я, впрочем, получаю регулярно, как «постоянный сотрудник», даже если там нет моих стихов. Бедная Осинкина, конечно, очень за меня переволновалась и не жалела своих слабых сил, ухаживая за мной – ведь моя неподвижность была главным условием выздоровления. Получил от Чиннова его «Метафоры» (зачем такое название!) и удивился, что в сборнике нет стихов моложе 1965 г.! Вероятно Ч., всячески стремящийся к новаторству, намерен своим произведениям в этой области, посвятить дальнейшую книгу, дабы не смешивать в одной «просто» новаторство с ехтга-новаторством, в сторону которого он все более загребает. Между прочим, заметил я, что и Вы, Владыка, соскальзываете на путь новаторства в смысле такого осложнения темы, что в последней трудно разобраться. Так, я просто не понял (вероятно, к стыду своему, а не в упрек Вам!) оба Ваших стихотворения в «Русской Мысли» от 9 июля (о Понедельнике и Удочке). Шлем Вам наш самый сердечный привет! Д. Кленовский Читать далее Источник: Переписка с Кленовским/Архиепископ Иоанн Шаховской; ред. Р. Герра. – Париж : Б. и., 1981. 317 с., 2 л. ил. (VI том Собрания трудов Архиепископа Иоанна Шаховского). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

На Соловках тогда находились многие известные священники и архипастыри, но отец Владимир, все же, невольно обращал на себя внимание. Его соузники вспоминали о том, что аристократизм породы, наклонностей и привычек не исчезал даже тогда, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Врожденный такт «и, главное, светившаяся в нем глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими», делали о. Владимира своим в среде духовенства. В образе отца Николая представил его Г. Андреев в повести «Соловецкие острова»: «Высокий, тонкий, с сухим в лихорадочном румянце лицом, на котором из-под черной камилавки глядят живые бегающие глаза – отец Николай непоседлив, быстр, подвижен и весел всегда». Передавая некоторые характерные особенности о. Владимира, Андреев замечал: «Отец Николай так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать. Он и в Соловки приехал по своей доброте, потому, что не мог отказать в просьбе: его друзья, бывшие воспитанники царскосельского лицея, просили его отслужить панихиду по убиенному Николаю II, – он отслужил и вместе с воспитанниками приехал в Coлobku.»[iv] В лагере отец Владимир был дружен с о. Иоанном (Стеблин-Каменским), с о. Михаилом Яворским и с Владимиром Алексеевичем Казачковым, сохранившим его стихи. Вот, одно из них, с посвящением: «А.И.» – «Архиепископу Иллариону». В нем – ни тяжести, ни ощущения «ноши», – радость, которую отнять не возможно, от сознания неминуемого, неизбежного прихода в мир Спасителя…Христианский ответ на звучавший из репродукторов «Интернационал»: «Над этим полным страха строем, Где грех, и ложь, и суета – Мы свой надмирный город строим, Наш мир под знаменем креста. Настанет день, и час расплаты. За годы крови и тревог, Когда-то на земле распятый На землю снова снидет Бог. С крестом как символом спасения, Он воззовет и рай и ад: И, се, расторгнутся каменья, Се, бездны тайны возвестят.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vl...

После этого бакалавр истории Института истории Н.В. Гольцов зачитал доклад «Защита прав Православной Церкви и профессорско-преподавательская корпорация Петроградского/Ленинградского университета: личности и эпоха». Автор рассмотрел, как детский интерес к православному христианству Юрия Петровича Новицкого с возрастом преобразовался в активное служение на благо Церкви. Новомученик организовал «Общество православных приходов Петрограда и его губерний», которое объединяло духовенство и мирян, а также занималось духовно-нравственной и просветительской деятельностью. Затем магистр истории Института истории И.Э. Астахов выступил с докладом «Путь священномученика протоиерея Владимира Лозина-Лозинского», в котором рассмотрел биографию православного священника и юриста. Автор представил презентацию с географией светской карьеры и церковной деятельности протоиерея Владимира в Петрограде. Далее с сообщением «Участники дискуссии о духовном суде на Поместном Соборе 1917-1918 гг.: дальнейшие судьбы» выступил магистрант СПбДА А.А. Тарнакин. Он осветил судьбу участников дискуссии о реформе духовного суда на Поместном Соборе 1917-1918 годов: С.Г. Рункевича, А.Г. Куляшева (выпускника Санкт-Петербургской духовной академии) , П.Д. Лапина. Подводя итоги, докладчик отметил, что позиция профессора П.Д. Лапина о возможности создания самостоятельного церковного суда при сохранении полноты епископской власти частично нашла отражение в современной практике Пятигорской епархии . Диакон Сергий Кульпинов, клирик Иркутской епархии , аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, сделал сообщение на тему «Особенности проведения процессов по делам о сопротивлении изъятию церковных ценностей (на материалах Иркутской губернии)». Автор выделил сходные особенности в проведении судебных процессов по церковным делам начала XX века: смешение обвинений — подсудимых уличали не только в утаивании церковной утвари, но и в контрреволюционной деятельности; выступление «обновленцев» в качестве свидетелей обвинения; результатом судов были расстрел или незначительный срок — у государства не было денег на многолетнее содержание заключенных.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5794969...

“1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.” Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. Таким образом праздник был восстановлен (а фактически введен заново) в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. При этом содержание его, как предлагал Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях. Составителями текстов службы стали сам Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иеромонах Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митрополит Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), священник Сергий Дурылин и другие. Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году. С 1946 г. празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Смотрите также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июня, 2014 17 июня, 2012 30 июня, 2019 30 июня, 2019 18 июня, 2017 6 февраля, 2017 14 июня, 2015 24 ноября, 2014 22 июня, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-nede...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009