636 Le Manuel de l’ Iconographie chrétienne, Paris 1845, p. 198: par dervicre, la croix avec son ecriteau. См. «Исследование о Тихвинском воздухе» А.И. Одобеско. Древности. Труды Московского Археологического Общества, т. 4. Москва 1874, стр. 29. Прот. К. Никольский , Об антиминсах, стр. 173. 637 Древности, т. 4, стр. 29 и рис. III. Крест видим на грузинской плащанице в церкви Покрова в Левшине, в Москве, но здесь крест стоит не в середине, а на правой стороне. В.К. Пападопуло относит эту плащаницу к XI веку (Древности, т. 16. Москва 1900, стр. 146–148), а Н.П. Кондаков – к XVI (Памят. христианского искусства на Афоне, стр. 274). Крест на плащанице 1545 года в ризнице Дионисиата, на плащанице, хранящейся в б-ке Хиландара (Кондаков, цит. соч. рис. XLI и XLIII). См. еще Русская Историческая Библиотека, т. 3, стлб. 716, 746. Кондаков, цит. соч., стр. 280. Крест же на древнейших антиминсах, где изображен тот же самый момент. См. у прот. К. Никольского , Об антиминсах, рис. I, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, XIV. Описание этих антимнисов на стр. 158–222. 639 Предварительное поклонение священной пелене имеем на Тихвинском воздухе. Одобеско считает это иконографической особенностью этого именно воздуха. Древности, т. 4, стр. 4–5. Но то же есть на плащанице Владимирского Успенского женского княгинина монастыря (Кондаков, цит. соч., стр. 277) и на плащанице Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (Кондаков, цит. соч., стр. 279). 640 Одобеско солнце и луна казались даже не идущими к смыслу картины (Древности, т. 4, стр. 29), но думается, здесь «уныние твари», о котором говорят евангелисты (Мф.27:45; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ) и упоминают богослужебные книги. Драматическая сцена плача над телом, по мнению некоторых, образовалась под западным влиянием. Проф. Н.П. Кондаков опровергает это мнение и доказывает восточное происхождение «плача». Главным отличием сцены, изображаемой на наших плащаницах и воздухах, от западных «плачей над телом Господним» является ее догматический смысл и символический характер. В иконе из собрания графа Строганова имеется для эпохи 10–12 вв. не реальное изображение момента «положения во гроб», но символическое представление торжества Христовой смерти. На той же иконе синдон, находящийся на груди Господа, украшен золотым крестом и представляет одновременно и «воздух», и «плащаницу». Памятники христианского искусства на Афоне, стр. 261–263.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—646— спокойно и твердо почивающий в ограде отеческих преданий 4475 . Кстати, еще про Гамалиила. На с. с. 154–155 автор пишет: Гамалиил «за свою ученость был прозван в отличие от прочих раввинов – раввавом». Получается мысль, будто только один Гамалиил носил этот почетный титул. На самом же деле титул «раббан» был присвоен патриархам: Гамалиилу I, Симону II (сыну предыдущего), Иоханану бен-Заккай, Гамалиилу II, Гамалиилу III (сыну р. Uyды I ) и др. Гамалиил же, упоминаемый в Деян.5 , только первым получил титул раббана. Выражение автора тем для меня страннее и непонятнее, что на с. 339 он цитирует из Еврейской Энциклопедии, издаваемой под общей редакцией д-ра Л.Каценельсона и бар. Д.Г.Гинцбурга, статью Гамалиил I. (т. VI, с. с. 138–140), где на с. 139 напечатано: «Титул «раббан», который в доадриановское время носили исключительно представители высшего религиозного совета, был впервые связан с именем Гамалиила Далее, неправильным и очень искусственным кажется мне авторское толкован слова πολογεσθαι в Деян.26:1 не в смысле зашиты, а в значении простого «обращения с речью». На с. 142 автор пишет: «πολογεσθαι у Св. ев. Луки встречается также в значении «отвечать», «говорить», «обращаться с речью». Но уже на с. 147 в почтительном обращении ап. Павла к Агриппе автор видит выражение апостольского удовольствия, «что он (Апостол) имеет возможность оправдаться 4476 перед ним (перед Агриппой) во всех обвинениях, какие возводят на него иудеи». На с. 150 автор говорит: «Апостол надеется, что факты и логическая прямота заставят слушателей согласиться с ним и признать несправедливость 4477 нападок иудеев», а на с. с. 151 и 148 приводит слова Св. Иоанна Златоуста и блж. Феофилакта, смотрящих на Агриппу, как на судью 4478 , перед которым Апостол хочет оправдаться 4479 . Получается неясность и даже —647— прямое противоречие, когда на с. 150 внизу Апостолу приписывается тенденция защититься, а на с. 151 внизу эта тенденция совсем отрицается. Поэтому проще и лучше понимать πολογεσθαι, как технический термин для обозначения защиты, хотя бы и не в судебном заседании. Вот почему πολογεσθαι у Лк.12:11 отличается от επεν, 21:14 – опять в смысле защиты, оправдания, коль скоро дальше говорится о невозможности противоречить, противостоять. Также и в Деян.24:10; 25:8; 26:1. 2. 24 – πολογεσθαι употребляется в смысле защиты, кроме одного случая 19:33, где глагол этот может указывать на обыкновенную речь. У Ап. Павла πολογα употребляется специально для обозначения защиты или оправдания, особенно 1Кор.9:3 . Поэтому русский перевод 26:1 мне представляется вполне выражающим мысль подлинника: «Павел, простерши руку, стал говорить в свое защищение», Вульгата: coepit rationem reddere (стал отдавать отчет), арабский перевод: типс extendit Paulus manum suam, sese defendens.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

706 Рисунки подобных умывальниц см.: Martigny J. А. Dictionnaire des antiquites chretiennes. P. 263–264. Подобные вещи на русском языке каждому, конечно, известны с детства, например: «Уведи у вора корову и деву», «а роза упала на лапу Азора» и проч. Только они не отличаются глубиной мысли. 708 Св. Амвросий Медиоланский . Письма 14, 33; Сидоний. Кн. I. Письмо 5 (см.: Деболъский Г. Попечение Православной Церкви... С. 484). Сидоний – епископ Клермонта в Галлии, первохристианский поэт (род. 428 г.). Он сочинил три панегирика, две свадебные песни (епиталамы), а также оставил после себя сборник писем в 9 книгах. Сочинения его важны при изучении истории и быта его времени. 709 Ср.: Правило 3 св. апостол и Правила 57,99 VI Вселенского собора; Правило 46 Поместного Карфагенского собора. 711 Нет нам необходимости замалчивать и того, что наши предки любили класть земные поклоны даже тогда (как в настоящее время делают старообрядцы), когда по Уставу уже недолжно бы их полагать. См.: Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию... Вып. 4. С. 123. Кн. 9. Гл. 1. Но против этого см.: Часослов, писанный 1423 г., библиотека Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. 16. Лист 33 об.; книга Никона Черногорца. Почаев, 1795. Слово 57. Лист 504; Различие уставов о поклонах и церковном пении, существовавших в древние времена и во времена Московских патриархов. Изд. Братства св. Петра митрополита, 1880. С. 10. Литературу на этот счет см.: Озерский А. Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг. Ч. 2. М., 1896. С. 465–474. 713 Это слово написано в подлиннике по-русски (но, конечно, арабскими буквами) и потому сопровождается пояснением. 715 Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию... Вып. П. С. 109. Кн. V. Гл. 7. 716 «На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит перед судией, – учит св. Иоанн Лествичник , – чтобы тебе и внешним видом и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии, ибо Он не может презреть душу-вдовицу, предстоящую Ему с болезненным чувством и утруждающую Неутруждаемого [ Лк. 18, 3 ]» (Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 77. Слово 7, 11). Таким образом, вся поза должна выражать крайнее смирение и уничижение человека пред Богом. Правила церковные предписывают священнику после входа (за всенощным бдением) стоять на горнем месте, обратясь к западу, во все время исполнения прокимна, «согбене имея руце» (т. е. прижатыми к груди лучше всего крестообразно) (Служебник. Последование вечерни). Того же требуют и от исполняющего прокимен чтеца (канонарха) пред амвоном (Типикон. Гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

881 Reuss, Geschichte der heil. Schriften N. Test., I, p. 175 (5 th ed., 1874). См. также Reuss, Histoire Evangelique, Paris, 1876 (Nouveau Testament, I partie). 883 Gesch., I, р. 175. Те же цифры приводит архиепископ Томсон в Speaker " s Com. New Test., vol. I, p. viii. 884 См. список литературы. Д–р Эдвин А. Эбботт из Лондона в своей статье «Евангелия» из Британской энциклопедии упоминает эту работу и приводит из нее один пример (правда, набранный только черным шрифтом). На основании исследований Рашбрука Эбботт приходит к выводу о приоритете Марка, у которого, по его мнению, черпают свои сведения Матфей и Лука. В качестве примера он приводит притчу о виноградаре, Мф. 21:33–44 ; Лк. 20:9–18 ; Мк. 12:1–11 . 885 Мне помогал сын. Оценка учитывает только корни слов и не включает в себя никакие грамматические формы (спряжения глаголов и склонения существительных). Результат не абсолютен, но близок к истине. 886 В том числе 172 слова из спорного отрывка, Мк. 16:9–20 (Уэсткотт и Хорт поставили этот отрывок в скобки, а в некоторых переводах он вынесен на поля). Без них общее количество слов у Марка составляет 10.986, а общее количество слов у всех синоптиков – 48.417. Общее же число слов в Revised Version гораздо больше, но оно не влияет на доказательство. Я просто приведу подсчеты преп. Руфуса Венделла для издания 1881 года: Матфея – 23.407 слов, Марка – 14.854 слова, Луки – 25.654 слова, Иоанна – 19.007 слов. 887 Немецкие ученые придумали удобные названия для этих многочисленных гипотез: Benutzungshypothese (гипотеза «заимствования»), Urevangeliumshypothese, Traditionshypothese, Tendenzhypothese, Combinationshypothese, Diegesentheorie, Markushypothese, Urmarkushypothese и т. д. См. Примечания ниже. 888 Климент Александрийский не является исключением, поскольку он утверждает лишь то, что сначала были написаны евангелия, в которых есть родословия (Матфея и Луки), затем – Евангелие от Марка, а последним – Евангелие от Иоанна (Евсевий, «Церковная история», VI. 14). 889 Так полагают Вайсе, Эвальд, Реусс, Ритчль, Тирш, Плитт, Майер, Хольцман, Вейцсакер, Мэнгольд, Годе, Вайсе. См. толкование Майера на евангелия Матфея (с. 34, 6–е изд.) и Луки (с. 238, 6–е изд., 1878). На обратном настаивают только сторонники «гипотезы о тенденциях» из Тюбингена – по сути, они вынуждены так поступать, чтобы обосновать свою позднюю датировку Евангелия от Луки. Но когда бы, по их мнению, ни писал Лука, во втором веке или в самом конце первого, он не мог не быть знаком с Евангелием от Матфея. Однако независимость Луки сама по себе подтверждает раннюю датировку его евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

9–ое правило Неокесарийского собора по «Книге правил». 29 Следует отметить, что. согласно общему церковному сознанию, лица, находившиеся в состоянии покаяния, не могли быть призываемы к церковному служению. 30 Вальсамон. Толкование 12–го правила Анкирского собора. Русский перевод «Правила св. поместных соборов с толкованиями». Издание Московского общества любителей духовного просвещения. Вып. 1. Москва, 1880, стр.35. 31 См. Paul Dabin, S.J. «Царственное священство верных в древней и современной традициях». Брюссель–Париж, 1950, где собраны патриотические свидетельства о царственном священстве. 32 Наег. VI, 8,3. 33 Наег. III, 24, 1. Французский перевод F. Sagnard. Sources chretiennes, 1952, p. 401. 34 Ипполит Римский. «Апостольское предание» XIX, 2. Французский перевод Dom В. Botte. Sources chretiennes. Paris, 1946, p.47. Английский перевод Gregory Dix. London, 1937, p.30. 35 О значении «λατρω» и «λατρεα» см. статью Η. Strathmann. Th. W. N. Т., В. IV, S. 62 sq.; W. Bauer. Griechisch–Deutsches Woerterbuch, Berlin, 1952, S. 847. Ср. Лк. 1, 75. 36 См. мой этюд «Трапеза Господня». Православие и современность, вып. 2–3, Париж, 1952 г. 37 Крещение водою и Духом составляло в ранней церкви единый сакраментальный акт. Разделение этого таинства произошло в никейскую эпоху. (См. Gregory Dix. The Theology of Confirmation in relation to Baptism. 1948; П.Т.Камло. «О богословии миропомазания» (Обозрение философских и богословских наук, T.XXXVIIII (1954), с. 637–657). Следует отметить, что и в настоящее время в православной церкви таинства крещения и миропомазания литургически составляют единое целое, в котором трудно определить, где кончается одно и где начинается другое. 38 Дионисий Ареопагит. «О церковной иерархии», III, I. Русский перевод, стр. 70. 39 В рамках моего настоящего этюда я должен ограничиться простым утверждением, что каждый призываемый к служению в Церкви ею поставлялся. Принятое разделение служений апостольского времени на харизматические и нехаризматические, причем первые выполнялись в силу непосредственного Божьего призыва, а вторые — через поставление, является недоразумением. Все поставлялись Церковью, только формы поставления были различными. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

L. Кодекс Tuшehдopфa III (codex Tischendorfianus), который в настоящее время находится в Бодлейской библиотеке в Оксфорде, включает тексты Евангелий от Луки и Иоанна, написанные в IX b. почерком, свойственным славянскому унциалу. Тип текста по преимуществу византийский. В конце Евангелий добавлен так называемый “иерусалимский колофон”. X. Одним из наиболее любопытных палимпсестов считается Закинфский кодекс (codex Zacynthius), фрагментарная рукопись, сохранившая большую часть Лк.1:1–11:33 . Она была привезена с острова Занте в 1821 г. и в настоящее время хранится в библиотеке Британского и Иностранного Библейского Общества в Лондоне. Рукопись является наиболее ранней из известных новозаветных манускриптов, имеющих примечания на полях, и единственной, в которой текст и комментарий написаны унциальным шрифтом. Комментарий, окружающий колонку евангельского текста с трех сторон, представляет собой подборку цитат из экзегетических трудов девяти Отцов Церкви. Тип текста александрийский, близкий к тексту Ватиканского кодекса ( B ) и также разделен на главы, что является особенностью этих двух унциальных рукописей и кодекса 579. Рукопись изготовлена в VI или VIII b. 74 , затем в XII-XIII b. текст был стерт, а листы использованы для написания евангельского лекционария. Издан Трегелльсом в 1861 г. P. Петербургский кодекс (codex Petropolitanus) содержит почти полное Четвероевангелие, отсутствуют 77 стихов Евангелий от Матфея и от Иоанна. Рукопись датируется IX b., тип текста византийский, является главой подсемейства сходного с текстом Александрийского кодекса, но не происходящего от него. S. Россанский кодекс (codex Rossanensis) содержит Евангелия от Матфея и Марка, написанные на очень тонком пурпурном пергамене серебряными буквами, три первые строки Евангелий выполнены золотыми чернилами. Относится к VI b. и является самой ранней из известных рукописей, украшенных миниатюрами, выполненными акварсльными красками одновременно с текстом. Всего в манускрипте 17 миниатюр 75 . На них изображены в частности: воскрешение Лазаря, изгнание торгующих из храма, десять дев, вход в Иерусалим, омовение ног, Тайная вечеря и Иисус перед Пилатом. Текст, изданный Гебхардом (O. von Gebhard) в 1883 г., очень близок к N , часто согласуясь с византийским типом текста, но в некоторых случаях обнаруживаются кесарийские чтения. Рукопись принадлежит архиепископу г. Россано на крайнем юге Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

VI. Если хлеб и вино в св. и животворящих Тайнах суть истинное тело и истинная кровь Господа Иисуса: то сим Тайнам надлежит воздавать ту же честь и Боголепное поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 56. 107). Ибо человеческое естество всецело воспринято Им в единство Его Божеской Ипостаси, нераздельно соединено с Его Божеским естеством, и есть собственное человечество Бога Слова, – так что в лице Богочеловека обоим естествам Его и человечеству, и Божеству, подобает единое, нераздельное Божеское поклонение (см. § 86). § 151. Кто может совершать таинство Евхаристии; кто – причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему? 1. Власть совершать таинство Евхаристии, по учению православной Церкви, принадлежит только епископам, как преемникам Апостолов, а через епископов сообщается и пресвитерам (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 107; Посл. вост. патр. о правосл. вере чл. 17). Ибо – а) только Апостолам и, следовательно, в лице их только преемникам их Христос преподал эту власть, когда, установив святейшее таинство, заповедал им: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24, 25 ); и б) только епископы и пресвитеры от дней самих Апостолов постоянно пользовались этой властью в Церкви. Свидетели тому не только частные учителя, но и целые Соборы: никейский 1 (Прав. 18), анкирский (прав. 1), неокесарийский (прав. 9), гангрский (прав. 4) и лаодикийский (прав. 58). 2. Приступать к трапезе Господней и причащаться телу и крови Христовой могут все православные христиане, и только они одни, как лица, которые вступили уже через дверь крещения в Церковь , соделались и остаются ее чадами, и след. наследниками всех благ, предлагаемых Господом в Церкви. Един хлеб, едино тело есмы мнози, – писал св. Апостол Павел коринфским христианам, – вси бо от единаго хлеба причащаемся ( 1Кор. 10:17 ; снес. 11:20, 33 ). А потому никогда не допускались и не допускаются к таинству Евхаристии – а) все те лица, которые еще не вступили через дверь крещения в Церковь , не соделались ее чадами, именно: язычники, иудеи, магометане и оглашенные; б) лица, которые хотя вступили в Церковь через крещение, но отпали от нее через отречение от веры, через ересь и раскол, или за какие-либо другие тяжкие грехи подверглись церковному запрещению. Кроме многочисленных правил соборных и отеческих, доказательством этой мысли служит сам состав Литургии, во время которой совершается таинство Евхаристии. Известно, что все древние литургии, после проскомидии, состоят из двух частей: из литургии оглашенных, на которой позволялось присутствовать для слушания церковных чтений и поучений не только оглашенным и кающимся, находившимся под запрещением или епитимией, но и раскольникам, и еретикам, и даже неверным; и из литургии верных, на которой могли присутствовать только одни православные христиане, и на которой собственно и совершается, и преподается таинство Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

– А.М.К. 32 Сынами громовыми (евр. Воаннергес) Иисусом Христом были названы апостолы Иоанн и брат его Иаков ( Мк. 3:17 ). Объяснения этому у евангелиста Марка нет, однако в Евангелии от Луки сообщается «об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище» (ТБ. Т. 9. С. 31; см. также: Лк. 9:54 ). – А.М.К. 33 Не уточняя источника, автор апеллирует к авторитету отцов VI Вселенского собора 681 г., провозгласивших каноническую формулу молитвы «Трисвятое», приводимую в тексте. По православному преданию, «Трисвятое» вошло в употребление в Константинополе при патриархе Прокле по следующему поводу. В 438 или 439 гг. в византийской столице произошло страшное землетрясение. Из среды молящегося народа внезапно один отрок был восхищен на небо и слышал там ангельское пение γιος Θες, γιος σχυρος, γιος θανατος , λησον μς («Cbzmый Боже, Cbzmый Крепкий, Cbzmый Безсмертный, помилуй нас»), о поведал народу по возвращении. Люди начали петь слова ангельской молитвы, и зeмлempzcehue прекратилось. Как oбъzchzюm богословы, Tpucbzmaz песнь обращена ко всем Лицам Троицы и означает таинство Троицы и воплощение Одного из Лиц, а также согласие ангелов и людей (см.: Вениамин–1992. 1. С. 173). Приводимое ниже высказывание «превеликих cbzmыx отцов» дословно заимствовано из богослужебных текстов праздника православной Nzmuдeczmhuцы, в которых paзbubaemcz троическое богословие; ср. стихиру в Неделю Nzmuдeczmhuцы вечера на стиховне «Слава, и ныне...» глас 8: бжств поклонимс, сн во оц, со стымъ дхомъ: оцъ бо безлтн роди сна соприсносщна и сопрестольна, и дхъ стый б во оц съ сномъ сила, сщество бжство. же покланющес вси глемъ: стый бже, вс содвый сномъ, содиствомъ стаг дха: стый имже оца познахомъ, и дхъ стый въ стый безсмертный, тшительный дше, оца исходй и въ сн почивай, трц ста, слава теб (ТЦ. Л. об. В христианской экзегезе чётко различаются несколько небес: сотворённое в первый день небо, или небо небес, которое заключает в себе невидимых ангелов; материальная и доступная чувствам ледовая твердь – небо второго дня творения, а также воздушное пространство, окружающее землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

В молитве Иисуса видим прошение об освобождении от чаши скорбей и вместе совершенную преданность Его воле Отца Своего. «Да мимо идет от Мене чаша сия», – так Иисус, по человеческому естеству Своему, умолял Отца Своего об избавлении от предстоящих страданий. «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты», – так предавал Себя воле Отца небесного, желая исполнять не Свою волю, но волю Пославшего Его. Так и мы, подвергаясь бедствиям и изнемогая среди скорбей, должны всегда с молитвой обращаться к Богу. Можем просить Его, да мимо идет от нас чаша наших скорбей и бедствий, но в то же время всегда и всецело должны предавать себя благой воле Отца небесного, заключая все наши прошения искренней преданностью Ему, по примеру Господа Спасителя, взывавшего: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты». VI. Молитва скорбящего Иисуса услышана была Отцом небесным, ибо «явися Ему Ангел с небесе, укрепляя Его», – как повествует Св. Лука ( Лк.22:43 ). Так вопль молитвы среди тяжких скорбей проникает облака, достигает небес и оттуда низводит силу, подкрепляющую Божественного Страдальца! Что нужнее страждущему в скорби и болезнях, как не утешение и подкрепление к перенесению страданий! И откуда более можно ожидать ему верной помощи как не с неба? И небо, верно, отверзется, если скорбящий будет из глубины души взывать к Богу о помощи! Пусть и не явится ему видимо Ангел, но то несомненно, что неотступно молящий Господа не останется без утешения и подкрепления силой невидимой благодати Божией. «Просите и дастся вам, – учит Господь Спаситель, – ищите и обрящите, толцыте и отверзется вам» ( Мф.7:7 ). Молись, скорбящая душа, Господу и не переставай молиться. Несомненно уповай на благость Всевышнего и держись за эту надежду как за крепкий якорь среди волн житейского моря. «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» ( Пс.33:8 ). VII. Иисус и среди величайших скорбей не забывал об избранных учениках Своих, в часы тяжких болезней Своей души поучал их, увещевал и укреплял. Каждое слово, какое изрекал Он к ученикам Своим в саду Гефсиманском, поучительно для каждого последователя Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Если время написания трактата «О церковной иерархии» считается изысканиями профессоров И. В. Попова и В. В. Болотова установленным, то имя автора остается неизвестным. Называли имена патриарха антиохийских монофизитов Севира (512–518), антиохийского монофизитского патриарха Петра Гнафея († 488). Проф. Ш. И. Нуцубидзе на основании сопоставления системы богословия Петра Ивера 114  с мыслями автора «ареопагитик» высказался за принадлежность трактата «О церковной иерархии» перу Петра Ивера 115 , но «розыски пока еще не привели к общеприемлемому результату» 116 . В трактате о предъевхаристическом синаксисе сообщаются краткие сведения. Священник, совершив перед престолом молитву, кадит весь храм. Возвратившись к престолу, он начинает вместе с клиром петь псалмы. Затем полагалось чтение Священного Писания, после чего совершался отпуст оглашаемых, одержимых и кающихся. Верные оставались для участия в Евхаристии 117 . Из обзора представленных свидетельств, касающихся предъевхаристического синаксиса от времени Иустина Мученика до начала VI столетия, вьггекает вывод, что в основе этого богослужения лежала традиция иудейского синагогального 118 , освященного примером Самого Господа, Который после сорокадневного поста и молитвы пустыне начал Свое благовестие в синагогах иудейских («И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» – Мф. 9,35 ; ср. Мк. 6,2–6 ; Лк. 4,15–30 ). Через синагогу неслось благовестие Христово апостолами вне пределов Палестины (см. ). Преследование Иерусалимской Церкви, о котором повествуется в 8-й главе Деяний апостольских, привело апостолов и первых их последователей к разрыву с ветхозаветным иудейством. С этого времени апостолы проводят свои синаксисы, христианские по содержанию и иудейские по форме, из которых общие молитвы, чтение Священного Писания, пение псалмов и поучение служили для общего назидания (см. 1Кор. 14 , особенно стихи 23–33). Более того, апостол Иаков, брат Господень, говоря о христианском молитвенном помещении, называет его синагогой ( Иак. 2, 2 ); Слова его «если в собрание ваше» в греческом читаются ν γαρ εισλθη εις συναγωγν υμν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010