И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37–39 ). Лк.21:35 . яко сеть бо приидет на вся живýщыя на лицы всея земли. (ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;) Здесь сравнивается суд Мессии с ловлею рыбы посредством сети. Рыба спокойно плавает в воде и не догадывается, что подводят к ней сеть, и – неожиданно попадает в сеть. Точно также застанет и суд Божий людей, живущих в духовной беспечности. Лк.21:36 . Бдите ýбо на всяко врéмя молящеся, да сподóбитеся убежáти всех сих хотящих быти, и стáти пред сыном человеческим. (итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.) Бдите (бодрствуйте) на всякое время и молитеся. Это – указание от Господа средств, чтобы быть постоянно готовыми ко дню суда и к избежанию тех бедствий, которые имеют предшествовать сему суду – непрестанное памятование об этом дне, постоянные приготовления к нему и молитва: да сподобитеся убежати и пр. Стати (предстать) пред Сыном Человеческим, т. е. пред Ним, Христом, Судьею всего мира, на страшном суде, для оправдания от Него. В Евангелиях Матфея и Марка к словам: молитесь и бодрствуйте прибавлено: ибо не знаете, когда наступит это время, т. е. разрушение Иерусалима и второе пришествие Христово. Спаситель указал общие признаки наступления того и другого, но не благоволил открыть точно дня и часа: потому что это не только бесполезно, но даже и вредно. Вот что пишет по поводу сего св. Василий Великий : «Христос умолчал о времени суда потому только, что не полезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии». В другой раз Господь прямо заметил Апостолам: не ваше дело знать времена и сроки ( Деян.1:7 ). По Евангелиям Матфея и Марка, неизвестность пришествия Своего Господь уподобляет неизвестности для слуги возвращения его господина домой. Зач. 108. Читается в пяток 29-й недели по Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Замечательно, что этот сотник лично не встречается со Христом. Его встреча со Христом происходит через посредников. Это два, одно за другим, посылаемые им посольства. Первое из них – иудейские старейшины, которые и дают нам характеристику сотника. Он – «боящийся Бога», один из тех многих язычников, которые веруют во Единого Бога Израиля. Господь немедленно отвечает на их просьбу и отправляется в путь. «И когда Он недалеко уже был от дома», сотник отправляет навстречу Ему других своих посланцев – он очень богат друзьями, – которые на этот раз передают его просьбу в первом лице единственного числа: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Как перекликаются эти слова с тем, что сказал больший из рожденных женами: «Я не достоин развязать ремень обуви Его» ( Лк.3:16 ). Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10-й главе книги Деяний. Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и, как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе – сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры – чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома и присутствовать в них со всей Своей спасительной силой. Неделя 22-я по Пятидесятнице Лк, 83 зач., 16, 19–31 Сказал Господь такую притчу: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Златоуст так успокаивает такого человека: «во первых, никто не нападает на людей, имеющих истинно христианское расположение, и во вторых, всегда найдутся добрые люди, чтобы помочь обиженному.» У еванг. Матфея еще сказано: кто принудит тебя идти с ним одну версту, иди с ним две. Эти слова Спасителя значат следующее: если потребуется твоя услуга, даже несправедливо и с принуждением, окажи и такую услугу, и делай при этом еще больше, чем требуют от тебя. Лк.6:30 . Всякому же просящему у тебé, дáй: и от взимáющаго твоя, не истязýй. (Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.) Всякому просящему у тебя дай, т. е. не отказывай ближнему, когда он просит у тебя пособия в нужде, будь это нужда в чем-либо вещественном или духовном, напр., нужда в пище, и нужда в добром совете и т. п. Нет сомнения, что этими словами о доброте по отношению к ближнему не исключаются некоторые условия и обстоятельства, когда давать просящему не только не полезно, но и вредно. Наприм., сообразно ли с христианскою любовию подать яд желающему лишить себя жизни, или подать нож требующему его, убийце? Подобно сему не будет грехом против христианской любви отказать в милостыне известному лентяю или пьянице. Так Святитель Тихон Задонский сам не помогал и запрещал помогать таким. От взимающаго твоя не истязуй (от взявшего твое не требуй назад). У еванг. Матфея: от хотящего занять у тебя не отвращайся. Это значит то же, т. е. не отказывай в нужде ближнему. «Взаймы давай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего», толкует эти слова Господа блаж. Феофилакт. А в другом месте Спаситель требует еще большего, говоря, чтобы мы давали и тем, от коих не надеемся получить, – взаймы давайте, не ожидая ничего (см. ст. 35. Злат.). Зач. 26-е. Учение Христово о любви ко врагам и вообще к ближним (окончание). Читается в 19-ю неделю по Пятидесятнице. Лк.6:3 . И якоже хóщете да творят вáм человецы, и вы творите им тáкожде. (И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними.) Это – превосходное правило. Оно поясняет вообще правило Христово о любви к ближнему, как к самому себе ( Мф.22:40 ): во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, т. е. все, чего мы желаем и ожидаем от других для себя, должны делать сами для них, поставив себя в их положении, а их в нашем. Например, желаем, чтобы помогли нам в нужде, поможем и мы другим в таком же случае; не желаем, чтобы обижали нас, не должны и сами обижать других. О, если бы исполнялось это правило! Тогда не было бы среди нас ничего незаконного, несправедливого и насильственного. Не было бы ни обид, ни судов, ни хищений, ни убийств, ни распрей, ни войны, ни бедности. У еванг. Матфея здесь прибавлено: в этом закон и пророки ( Мф.7:12 ,), т. е. в том, чтобы так поступать, состоит сущность всего ветхого, как равно и нового христианского, завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.6:22 . Блажéни бýдете, егдá возненавидят вáс человецы, и егдá разлучáт вы, и понóсят, и пронесýт имя вáше яко злó, Сына человеческаго рáди. (Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.) Разлучат вы (отлучат вас), т. е. отлучат от общения с собою, прервут с вами связи и отношения. Так делали и доселе делают язычники, магометане, евреи и даже наши раскольники, когда кто из них оставляет их веру и принимает христианскую, православную. Поносят и пронесут (будут поносить) имя ваше, и пр. Поносить имя как бесчестное, за Сына Человеческого, это значит – оскорблять, насмеяться за веру и верность Христу. Так поносили Самого Иисуса Христа, называя Его имеющим в Себе беса; так издевались над Ним первосвященники и книжники, когда, для спасения мира, Он висел на кресте. Так злословили иудеи и язычники первенствующих христиан. Блаженный Феофилакт замечает при сем: «Не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение за Христа и ложно.» О названии Сын Человеческий чит. в объясн. 5 стиха. Лк.6:23 . Возрáдуйтеся в тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси. По сим бо творяху прорóком отцы их. (Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.) Мзда ваша многа (велика вам награда). Кто много терпит здесь на земле за Христа, тот много и награжден будет на небесах. А потому, когда (в той день) терпит, то не должен унывать, а, напротив, должен радоваться и веселиться (взыграйте) в надежде на сию награду. Так радовались Апостолы, когда иудеи бесчестили их за имя Христово ( Деян.5:40 ). Так мученики с радостию шли на мучения за Христа. По сим бо творяху пророком (так поступали с пророками) отцы их. Отцы, т. е. предки евреев. Так нечестивые цари еврейские и сам народ часто преследовали пророков, мучили, иногда и убивали их ( Евр.11 ). Напр. Илию преследовали Ахав и Иезавель. Захария был побит камнями ( Мф.23:35 ). Исаия, по преданию, перепилен деревянною пилою. «Заметь, пишет св. Златоуст, относительно сей последней заповеди о блаженстве, объясняя заповеди по Матфею, после скольких заповедей предложил Господь последнюю. Он хотел показать, что тот, кто заранее не подготовлен всеми теми заповедями, не может вступить и в подвиг мученичества.» Зач. 25-е. Угроза богатым, пресыщенным и т. п. и учение о любви ко врагам и вообще к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но эта только – украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево; худ плод, худо и дерево, и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: не от, терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия (не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника). Так точно и от лжеучителя или худого человека нельзя ожидать, истинно христианских, высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели. У еванг. Матфея прибавлено: по плодам, т. е. по делам, по жизни их узнаете их, – поймете, отличите истинных от ложных, хороших от худых. Лк.6:45 . Благий человек от благáго сокрóвища сéрдца своегó изнóсит благóе: и злый человек от злáго сокрóвища сéрдца своегó изнóсит злóе: от избытка бо сéрдца глагóлют устá егó. (Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.) Сердце человеческое представляется сокровищницею, в которой у доброго человека хранится доброе, а у злого – злое; и из этой сокровищницы они беруг или выносят, т. е. говорят, добрые – доброе, а злые – злое. От избытка сердца глаголют (говорят) уста его, т. е. уста говорят обыкновенно то, чем переполнено сердце, что находится в сердце. Зач. 28-е. Об истинной святости и заключение нагорной беседы – о, том, кому подобны люди, исполняющие и не исполняющие учение Христово . Читается в среду 20-й недели, по Пятидесятнице. Лк.6:46 . Чтó же Мя зоветé: Гóсподи, Гóсподи, и не творитé, яже глагóлю? (Чтó вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, чтó Я говорю?) У еванг. Матфея это выражено так: Не всякий, говорящий Мне Господи! Господи! войдет в царство небесное, по исполняющий волю Отца Моего небесного ( Мф.7:21 ). Здесь Господь прямо, без иносказания, продолжает речь о том, о чем говорил выше под образом дерева, т. е. об истинных и ложных учителях и вообще о хороших и худых людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.7:35 . И оправдися премýдрость от чáд своих всех. (И оправдана премудрость всеми чадами ее.) И оправдися (оправдана) премудрость от чад своих (чадами своими). Чадами премудрости называются мудрые люди, т. е. те, которые правильно понимают предметы и события. Истинная божественная мудрость, это – та, которая явилась в Иоанне и его действиях, и особенно в Самом Иисусе Христе, как Самой воплотившейся Премудрости Божией, и в Его действиях. Оправдалась такая премудрость, т. е. ее познали, как истинную премудрость; познали чада ея, т. е. те, которые ищут ее, любят и стараются приобрести. Оправдалась мудрость тем, что такие люди не увлеклись неправильным мнением о Иисусе Христе и об Иоанне, какое имели вообще иудеи, а узнали в них Мессию и Его Предтечу (Мих.). Зач. 33-е. Иисус Христос в доме Симона фарисея, жена грешница, помазавшая Его здесь миром, и притча Его о двух должниках. Читается в понедельник 21-й недели по Пятидесятнице и свв. мученицам. Об этом событии повествует только евангелист Лука. Лк.7:36 . Моляше же егó некий от фарисéй, да бы ял с ним: и вшéд в дóм фарисéов, возлежé. (Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.) Некий от фарисей (некто из фарисеев), по имени Симон (ст. 40). Фарисеи, как известно, во времена Христовы составляли особую секту у евреев. (Чит. о них в объясн. 7 ст. 3 гл.) По какому поводу Симон пригласил Иисуса Христа к себе на трапезу, – неизвестно. Не оказал-ли ему Господь какого-либо благодеяния, как можно отчасти заключить из дальнейшего повествования (41, 42, 47 ст.), и не в благодарность-ли за это он пригласил Господа к трапезе? Господь пред Своими страданиями, возлежал также на вечери в доме некоего Симона прокаженного, жившего в Вифании ( Мф.26:6 и дал.). Может быть, это – одно и то же лицо, ставшее из-за оказываемых ему Господом благодеяний близким к Нему? Правда, та вечеря была в Вифании, а эта, по всей вероятности, в каком-либо из городов Галилейских; но этот же Симон со временем мог переселиться и в Вифанию (Мих.). Возлеже (возлег). О возлежании за столом чит. в объясн. 29 ст. 5 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.12:31 . Обáче ищите цáрствия Бóжия, и сия вся приложáтся вáм. (наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.) Обаче (наипаче), у Матфея, прежде, ищите царствия Божия, т.е. старайтесь, прежде всякой заботы о телесных нуждах, найти царство Божие, т.е. истинную Христову веру на земле и райское блаженство на небе (о царстве небесном смотр. в объясненном 43 ст. 4 гл.), у Матфея, и правды Его – праведности перед Богом, т.е. святой, чистой и добродетельной жизни и оправдания от грехов через веру во Христа Спасителя и участие в спасительных таинствах Христовой церкви. Таким образом, в словах: обаче ищите Царствия Божия указывается, о чем более всего, т.е. прежде всякой заботы о телесных и житейских потребностях, должен пещись христианин. Спасение души, вот – главное дело христианина; забота о земном – дело второстепенное, а не наоборот, как по большей части бывает у нас. И сия вся (и все сие) приложатся вам, т.е. и земные блага без особенной заботливости и усилия будут даны вам, – присоединятся, как бы в воздаяние за труды и искание царства Божия. И мы видим, что праведники получают и земное воздаяние, – с помощию Божиею они имеют успех в своих делах. Для праведников, впрочем, как истинно ищущих царства Божия, и скудость служит довольством, в надежде благ небесных, вечных (Мих.). Зач. 67-е. Наставление о милостыне и бдительности. Читается в субботу 26-й недели по Пятидесятнице. Лк.12:32 . Не бóйся, мáлое стáдо: яко благоизвóли Отéц вáш дáти вáм цáрство. (Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.) В этих словах Господь высказывает Своим ученикам ободрение в приобретении добродетели нестяжательности и предостережение их от излишней заботливости даже о необходимых житейских требованиях, о чем Он поучал их выше, внушая больше всего заботиться о приобретении царствия Божия и правды Его (ст. 15:31). Не бойся, – не страшись никакого лишения, какое встретится тебе в искании сего царства Божия с Его правдою, потому что лишение вознаградится сторицею – получением сего царства (Мих.); не бойся, потому что Сам Бог будет промышлять о тебе (Феоф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.4:21 . И начáт глагóлати к ним, яко днéсь сбыстся писáние сиé во ýшию вáшею. (И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.) Днесь сбыстся Писание во ушию вашею (ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами), т. е. то, что предсказал пророк Исаия о Мессии и что сейчас было прочитано, это и творит Он, Иисус Христос. Со времени крещения Своего, когда Дух Святый исполнил Его и по человечеству Божественных даров, Он начал проповедывать Свое Евангелие Царствия людям, из которых бедные, уничиженные и нищие духом в особенности внимали Ему и делались Его учениками; начал исцелять сокрушенных сердцем в сознании их греховности; проповедывать плененным грехом освобождение от него и его последствий, лишь бы они каялись и веровали в спасительную жертву Христову; слепым духовно прозрение, т. е. разумение истины и закона, а равно и слепым телесно исцеление; измученных грехом и диаволом отпускать на свободу от сего состояния, вообще, устроять новое блаженное для истинно верующих и исполняющих закон Христов лето или время. Зач. 14-ое. Проповедь в Назаретской синагоге. (окончание). Читается в пяток 18-й недели по Пятидесятнице. Лк.4:22 . И вси свидетелствоваху емý, и дивляхуся о словесех благодáти, исходящих из ýст егó, и глагóлаху: не сéй ли éсть Сын Иóсифов? (И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?) Свидетельствоваху (засвидетельствовали) Ему (И. Хр.), т. е. соглашались, что Он верно истолковал слова пророка об ожидаемом Мессии Дивляхуся о словесех (дивились словам) благодати и пр., т. е. удивлялись. Его мудрости, сладости и силе Его речи (слич. Ин.7:46 ), – засвидетельствовали и дивились, но, как видно далее, не уверовали в Него, – не согласились с тем, что Он есть Самый Мессия. Им казалось странным признать за Мессию своего соотечественника, которого родителей, братьев и сестер они знали: не сей ли есть сын Иосифов? У еванг. Матфея и Марка прибавлено: откуда у Него такая премудрость и как такие чудеса совершаются Им? Не плотников-ли Он сын? Не Его ли мать Мария и братья, Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И соблазнялись о Нем. «Не извинительно, пишет св. Златоуст, блазнение назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей были знаменитые дети. Таковы были Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и придти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе: что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

(И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали. Блажени очи видящии и пр. Чит. в объясн. 10 ст. 8 главы. Мф.13:16 . Зач. 53-е. Ответ Господа искушавшему Его законнику и притча о милосердом самарянине. Читается в 25-ю неделю по Пятидесятнице. Об искушении Господа одним из еврейских законников повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.22:35, 40 ) и Марк ( Мк.12:28, 34 ), но еванг. Лука повествует совершенно о другом случае искушения, хотя в некоторых чертах есть сходство между тем и другим. Лк.10:25 . И сé, закóнник некий востá, искушáя егó и глагóля: учителю, чтó сотворив, живóт вечный наследую? (И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?) Законник – то же, что книжник. О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Искушая Его (И. Хр.), т. е. желая своим вопросом поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего-либо противного закону Моисееву, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Так не раз искушали Иисуса Христа враги Его ( Мф.22:15 и дал.). «Какая противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, – эта радость учеников, собравшихся вокруг своего Учителя (ст.17), это вдохновенное славословие и глубокое богословствование Господа (ст. 21–32), это ублажение возрадовавшихся учеников, одним словом – эта восторженная и задушевная беседа Учителя с учениками, и – это лукавое и темное намерение смутить эту радость святого общества лукавым вопросом, чтобы уловить на словах великого Учителя и обвинить Его в неправославном учении!» Лк.10:26 . Он же речé к немý: в закóне чтó писано éсть? кáко чтéши? (Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?) Законнику, который сам хорошо знает закон, Господь отвечает ссылкой на самый закон: для получения вечного блаженства пусть исполняет он то, что говорит закон (28 ст.). Таким образом, искушение Господа со стороны законника оказалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Если римляне так поступили со Мною, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим, силою Божества и плодами учения Своего всех питающим, как бы так говорит Господь, по словам блаж. Феофилакта; то чего не причинят они вам, т. е. народу, – дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода? Если бы вы имели сколько-нибудь живительной силы добра, может быть вы удостоились бы по крайней мере некоторой пощады, а теперь, как сухое дерево, вы подвергнетесь сожжению и погибели». Зач. 111. Распятие Иисуса Христа. Восьмое евангелие страстей и на 6-м часе великого пятка. Лк.23:32 . Ведяху же и ина двá злодея с ним убити. (Вели с Ним на смерть и двух злодеев.) Римские правители Иудеи обыкновенно жили в Кесарии и нечасто бывали в Иерусалиме, а потому естественно случалось им, в бытность в Иерусалиме, произносить смертные приговоры над несколькими преступниками. Лк.23:33 . И егдá приидóша на место, нарицáемое лóбное, тý распяша егó и злодея, óваго ýбо одеснýю, а другáго ошýюю. (И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.) У Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ) сказано: привели на место Голгофу, что значит Лобное место. «Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофа? восклицает один из духов. писателей. Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил кровь Свою и умер, яко человек, за всех нас грешных сынов Адамовых? Св. Голгофа, это – открытая дверь в царство небесное, в дом Отца Небесного. И сколько спасительных слез покаяния пролилось благочестивыми поклонниками здесь у подножия креста Господня в течении многих веков! Сколько грешных сердец облегчилось, сколько сердечных ран исцелилось!» (Тр. Лист.) Голгофа или Лобное место, это была не большая гора, или, скорее, холм, за стенами Иерусалима, к северовостоку. Полагают, что это место так называлось потому, что было кругообразное, на подобие черепа человеческой головы, или потому, что на нем казнили преступников, и тут находилось много их черепов и костей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010