Лк.4:12 . И отвещáв речé емý Иисýс, яко речéно éсть: не искýсиши Гóспода Бóга твоегó. (Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.) Не искусиши (не искушай) Господа Бога твоего. Эти слова – из книги Второзакония ( Втор.6:16 ). Их говорил Моисей Евреям, запрещая искушать Бога, когда они требовали чуда по недостатку воды ( Исх.17:1 и дал.)! Смысл ответа Спасителя таков: не должно требовать чуда от Бога по своему произволению. Бог, помогая Своим верующим, делает для них и чудеса, но только в случаях опасности, как, напр., было при переходе евреев чрез Чермное море; а не по всякому их желанию, тем более не тогда, когда человек сам добровольно подвергает себя опасности, или когда имеет в виду суету, тщеславие и гордость (Пав. Кишин.). Лк.4:13 . И скончáв всé искушéние дiáboл, отъиде от негó до врéмене. (И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.) До времени, т. е. не совсем оставил, а до времени прекратил свои нападения. Под этими нападениями толкователи разумеют те, которые диавол производил посредством своих орудий, – врагов Христовых: книжников и фарисеев, старейшин и, наконец, ученика Его Иуды, которые довели Его до позорной смерти на кресте. У еванг. Матфея сказано: и се Ангелы приступили и служили Ему (И. Хр.). «Пока продолжалась брань, Христос не допускал являться Ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить», замечает, объясняя эти слова евангелиста, Златоуст. Чем Ангелы послужили Господу в пустыне – об этом не сказано в Евангелии. – Так кончалось искушение Господа от диавола, так Он отразил врага-искусителя словами Свящ. Писания. Это – пример для нас, как и чем и мы можем отражать от себя его искушения. Лк.4:14 . И возвратися Иисýс в силе духóвней в Галилéю: и весть изыде по всéй стране о нéм. Лк.4:15 . И тóй учáше на сóнмищах их, слáвим всеми. (И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.) В силе духовней, т. е. исполненный даров Духа Святаго и таким образом вполне приготовленный к великому делу Своего служения. В Галилею. О Галилее чит. в объясн. 26 ст. 1 гл. О синагоге чит. ниже. Зач. 13-е. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

(другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.) Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить Ему путь ( Мал.4:5, 6 ). Это, конечно, не значило того, чтобы сам, взятый на небо, прор. Илия явился оттуда, а то, что явится пророк, подобный Илие, т. е. с духом и силою Ильиной ( Лк.1:17 ). Но иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, или Иеремию, или другого из пророков ( Мф.16:14 ; Ин.1:21 ), которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии. Лк.9:9 . И речé Ирод: Иоáнна áз усекнух: ктó же éсть сéй, о нéмже áз слышу таковáя? И искáше видети егó. Лк.9:10 . И возврáщшеся апóстоли поведаша емý, елика сотвориша: и поим их, отъиде един на место пýсто грáда, нарицáемаго Вифсаида. Лк.9:11 . Нарóди же разумевше, по нéм идóша: и приéм их, глагóлаше им о цáрствии Бóжии и трéбующыя исцелéния целяше. (И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, чтó они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.) Отъиде (удалился) на место пусто града (близ города). Удалился, во-первых, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, так как еще не пришло время Его смерти; а во-вторых, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам, так как, по словам еванг. Марка ( Мк.16:31 ), много было приходящих и отходящих, так что и ест им было некогда. – На место пусто. Пустынными местами в Свящ. писании называются местности и не совершенно дикие, а только мало обитаемые ( Мф.3:1 ). Вифсаида. Этот город именовался Вифсаидою – Юлиею и находился на северо-востоке от Геннисаретского озера, недалеко от впадения Иордана в это озеро, в области правителя Филиппа (3:1), – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания. Народ, узнав (народ разумевше), куда удалился Господь, с учениками, поспешил, по Еванг. Марка ( Мк.4:33 ), бежал за Ним (по Нем идоша). Скажем кстати, это усердие народа слушать слово Христово не обличает ли тех из нас, которые скучают слушанием церковных проповедей? – Тут, еванг. Марк ( Мк.4:34 ) прибавляет: Иисус, увидев множество народа, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; так как во времена Христовы не было у евреев хороших пастырей – руководителей, начал учить их много, значит, забыл и об отдыхе. Беседовал (глаголаше) о Царствии Божием. (Читай о сем царстве в объясн. 2 ст. 9 главы). Зач. 42-е. О чудесном насыщении народа пятью хлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, внушает Господь далее. Если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим; тем более Отец ваш небесный даст Духа Святаго, по Матфею ( Мф.7:11 ) блага просящим у Него. (Чит. ниже). Зач. 56-ое. Наставление Христово о постоянстве в молитве и о исполнимости ее. Читается в среду 23-й недели по Пятидесятнице. После притчи относительно твердости в молитве, Иисус Христос предлагает прямое учение о том же предмете. Это учение есть и в Евангелии Матфея ( Мф.7:7, 11 ), и св. Лука передает его почти в одних и тех словах, как и св. Матфей. Лк.11:9 . И áз вáм глагóлю: просите, и дáстся вáм: ищите, и обрящете: толцыте, и отвéрзется вáм: Лк.11:10 . всяк бо просяй приéмлет, и ищяй обретáет, и толкýщему отвéрзется. (И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.) Просите, и дастся (дано будете) вам и пр. То есть, будьте постоянны, терпеливы и усердны в молитве, и тогда она будет благоуспешна. Хотя Бог, прежде нашего прошения, знает, что нам необходимо, как учит и Сам же Иисус Христос ( Мф.6:8 ); но молитва к Нему нужна для нас самих, так как она служит выражением нашей веры в Бога, надежды на Него, любви к Нему и сознания нашей зависимости от Него. Хотя и говорит Господь: Всяк просяй приемлет (всякий просящий получает); но тем не менее понятно, что исполнение прошений обещается не безусловно, а под условием, если мы будем просить или искать 1) с полною верою в Подателя всех благ, Бога, 2) со смирением и постоянством и 3) если будем просить того, что непротивно Богу, невредно другим и полезно для нас самих (ст. 5–8). Посему, если не всегда мы получаем просимое, то значит, что или мы молимся не так, как должно, или просим того, что неполезно, а даже вредно, особенно с нравственной стороны, или для нас самих, или для других. (Чит. ниже ст. .13. Лк.11:11 . Котóраго же вáс отцá воспрóсит сын хлеба, едá кáмень подáст емý? или рыбы, едá в рыбы место змию подáст емý? Лк.11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Затем также злобно относились Иудеи, а за ними и язычники к Апостолам и ко всем христианам. Лк.11:27 . Бысть же егдá глагóлаше сия, воздвигши некая женá глáс от нарóда, речé емý: блажéно чрéво носившее тя, и сосцá, яже еси ссáл. (Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!) Некая жена (одна женщина). Указание на эту женщину находится только у одного еванг. Луки. По преданно, этою женщиною была прислужница Марфы, сестры Лазаря ( Лк.10:38 ). Маркелла. Беседа Господа так поразила ее, что она не могла не прославить всенародно великого Учителя и самую Мать Его, Пресвятую Богородицу, Которая, как видно из Евангелия Матфея ( Мф.12:46 ), с названными братьями, детьми обрученника Ее Иосифа от умершей жены его или двоюродными братьями, детьми Клеопы, брата Иосифова (чит. в объясн. Матф. 25 ст. 1 гл.), находилась тут же, только вне дома. Блаженно чрево и пр., т. е. счастлива та женщина, которая родила и воспитала такого великого учителя и чудотворца, каков Иисус Христос. Лк.11:28 . Он же речé: темже ýбо блажéни слышащии слóво Бóжие и хранящии é. (А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Это – слова Христовы в ответ женщине, которая, слыша учение и видя чудеса Его, всенародно восхвалила не только Его Самого, но и Матерь Его. Блаженны слышащие и пр., т. е. счастливы слушающие и затем исполняющие – прилагающие к своей жизни и поступкам – учение Христово; счастливы и здесь, на земле, потому что будут наслаждаться спокойствием совести, особенно же в будущей загробной жизни, где получат вечное блаженство. Зач. 59-е. Указание на знамение Ионы пророка и суд над народом. Приточное изречение о свече. Читается в понедельник 24-й недели по Пятидесятнице. Лк.11:29 . Нарóдом же собирáющымся начáт глагóлати: рóд сéй лукáв éсть: знáмения ищет, и знáмение не дáстся емý, тóкмо знáмение Иóны прорóка: (Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;) У еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

(Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.) Народ ждал Захарию, – ожидал, чтобы священнодействовавший Захария, по выходе из святилища после каждения, как обыкновенно делалось, преподал благословение народу, и тот мог бы выдти из храма. Народ дивился, почему так замедлил Захария во святилище, – так как каждение (и совершавшееся вместе с тем, поправление светильников на семисвещнике) обыкновенно продолжалось не долго – не более получаса (Мих.). Лк.1:22 . Изшéд же не можáше глагóлати к ним: и разумеша, яко видение виде в цéркви: и тóй бе помавáя им, и пребывáше нем. Лк.1:23 . И бысть яко испóлнишася дние слýжбы егó, иде в дóм свóй. (Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.) Яко исполнишася дние (когда окончились дни) службы, т. е. не ранее, как по окончании очередной недели. Из этого видно, насколько ревностен к службе и благочестив был Захария. Немота же не препятствовала ему продолжать свое служение до окончания очереди, потому что такое служение, как совершение каждения, не требовало речи. Зач. 3. Благовестие Арханг. Гавриила Пресв. Деве Марии о рождении от Нея Спасителя. Читается в день Благовещения, на литургии. Лк.1:24 . По сих же днéх зачáт Елисавéт женá егó, и таяшеся месяц пять, глагóлющи: Лк.1:25 . яко тáко мне сотвори Госпóдь во дни, в няже призре отъяти поношéние моé в человецех. (После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.) По сих днех (после сих дней), – т.е. по окончании очередной служебной недели, когда Захария возвратился из храма в дом (23 ст.), который, полагают, находился или в Хевроне или в небольшом Левитском городе, недалеко от него, Иутте (39 ст.). Таяшеся (таилась) месяц пять – вероятно, не желая оглашать прежде времени тайну, на которую положена была печать молчания Самим Богом в лишении языка мужа (Богосл.). Так сотворил мне Господь и пр. В этих словах праведная Елисавета высказывает, что теперь, с зачатием ею дитяти, Господь явил Себя милостивым к ней, и что она уже не будет терпеть поношение за неплодие; так как неплодие у евреев считалось знаком немилости Божией, наказанием за грехи (ст. 6), и люди бездетные подвергались поношению, т. е. худому мнению и оскорблению со стороны других ( 1Цар.1:6 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл. О крещении Иоанновом чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Оправдиша Бога – воздали хвалу Богу – за то, что Он послал народу великого пророка, – предвозвестителя и Предтечу обещанного Мессии, так что крестились его крещением. О фарисеях и законниках чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Совет Божий отвергоша (отвергли волю Божию) о себе – совет или волю Божию, выражавшуюся в проповеди Предтечи и состоявшую в том, чтобы все покаялись и крестились и тем приготовили себя к принятию явившегося Мессии (Сл. Мф.3:2 и дал.). У еванг. Матфея сказано, что фарисеи приходили к Иоанну, чтобы креститься ( Мф.3:7 ), а у Луки прямо говорится, что фарисеи не крестились. Это нужно понимать так, что не многие из них приняли Иоанна за Предтечу и крестились, большинство же их не сделало этого. Зач. 32-е. Вопрос к Иисусу Христу от Иоанна Крестителя из темницы и ответ Христов и речь Его об Иоанне. (Окончание). Лк.7:31 . Речé же Госпóдь: комý ýбо уподóблю человеки рóда сегó, и комý сýть подóбни? Лк.7:32 . Подóбни сýть óтрочищем седящым на тóржищих и приглашáющым дрýг дрýга, и глагóлющым: пискáхом вáм, и не плясáсте: рыдáхом вáм, и не плáкасте. Лк.7:33 . Прииде бо Иоáнн креститель ни хлеба ядый, ни винá пия, и глагóлете: беся имать. Лк.7:34 . Прииде Сын человеческий ядый и пия, и глагóлете: сéй человек ядца и винопийца, дрýг мытарéм и грешником. (Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.) В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении (о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относился народ к Иоанну и к Нему Самому, – т. е. что народ, в большинстве случаев, не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.12:41 . Речé же емý пéтр: Гóсподи, к нáм ли притчу сию глагóлеши, или ко всем? (Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?) Выслушав притчу относительно духовной бдительности, ап. Петр спросил Господа: к одним ли только Апостолам (к нам) или и ко всем относится Его приточная речь? Господь не дал Петру прямого ответа на его вопрос, а предложил новую притчу о домоправителе, из которой Апостол сам мог понять, что высказанные Божественным Учителем притчи относятся ко всем слушателям и последователям Его, особенно же к Апостолам и их преемникам – пастырям и учителям, как ближайшим Его последователям и слушателям. Зач. 68-е. Притча о верном и неверном домоправителе. Читается во вторник 25-й недели по Пятидесятнице. Притча эта есть и в Евангелии Матфея, и евангел. Лука излагает ее почти в таких же словах, как и первый евангелист ( Мф.24:45, 51 ); разница только в том, что у св. Луки раб назван домоправителем. Лк.12:42 . Речé же Госпóдь: ктó ýбо éсть верный строитель и мýдрый, егóже постáвит госпóдь над чéлядию своéю, даяти во врéмя житомерие? Лк.12:43 . Блажéн рáб тóй, егóже пришéд госпóдь егó обрящет творяща тáко: Лк.12:44 . воистинну глагóлю вáм, яко над всем имением своим постáвит егó. (Господь же сказал: ктó верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.) Домоправитель (строитель), т. е. управляющий домом, имением своего господина, посредник между господином и прочими низшими его рабами, обязанный заботиться о благосостоянии этих последних (Сл. 1Кор.4:2 ). Должность домоправителя – весьма важная и возлагавшаяся обыкновенно на самых лучших из рабов. Таков был Елиезер у Авраама. Верный строитель и мудрый и проч. От всякаго раба требуется верность, т. е. чтобы из того, что принадлежит господину, он ничего не утаивал себе и не расточал напрасно, и мудрость, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.9:5 . и елицы áще не приéмлют вáс, исходяще от грáда тогó, и прáх от нóг вáших оттрясите, во свидетелство на ня. (А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.) Здесь Господь учит Апостолов, как им относиться к тем, которые не примут их самих и их проповеди. Оттрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них (на ня). Бывали примеры, что Апостолы действительно поступали так ( Деян.13:51, 18:6 ). Евреи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, нечиста, и надобно оттрясать ее. Посему повеление Господа: оттрясите прах означает, что Апостолы должны смотреть на непринимающих их самих и их проповеди, как на нечистых язычников, с которыми у них не должно быть ничего общего. Еще это значит: не гневайтесь на них, забудьте о них. (Мих.) У еванг. Матфея тут прибавлено (ст. 15): отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Города Содом и Гомморра вместе с двумя другими соседними, во времена Авраамовы, были наказаны Господом за крайнее развращение жителей сожжением огнем и серою, и на месте их до сих пор стоит так называемое от сказанной казни Мертвое море. В день суда, т. е. в день всеобщего суда, который будет произведен Господом при кончине мира ( Мф.25:31, 46 ). Господь сравнивает наказание содомлян и гоморрян с наказанием непринявших Апостолов и их проповеди и говорит, что после всеобщего суда наказание первых будет легче последних; потому что их поступки менее преступны: так как они не имели положительного и откровенного закона Божия, а руководились только разумом и совестию, – так называемым внутренним законом (сл. Мф.11:20, 24 ). Лк.9:6 . Исходяще же прохождáху сквозе вéси, благовествýюще и исцеляюще всюду. (Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.) По Евангелию Матфея, Господь, давая Апостолам силу творить чудеса, сказал Апостолам: даром получили, даром давайте ( Мф.10:18 ). Это значит, что апостолы должны были проповедывать и творить чудеса не за плату, не из корысти. «Этим Господь смиряет их высокоумие, пишут св. Златоуст и блажен. Феофилакт, чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей; также предостерегает и от сребролюбия: так как к страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце. Этими же словами Господь учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества: ибо трудящийся, сказал Он, достоин награды за труды свои ( Лк.10:7 ; 1Кор.9:8, 14 ). Зач. 41-е. Мнение царя Ирода Антипы об Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.6:10 . И воззрев на всех их, речé емý: простри рýку твою. Он же сотвори тáко: и утвердися рукá егó здрáва яко другáя. (И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.) И воззрев на них, по Марку, со гневом. Это не было возбуждением страсти гнева, но выражение чувства правды и истины, оскорбленного явным неразумием и лицемерием, или вообще грубостию нравственного состояния фарисеев; следовательно, это был гнев праведный, а не греховный ( Мф.5:22 ; Еф.4:26 . Мих.). Скорбя об ожесточении сердец, их, по Марку же. Фарисеи были жестоки сердцем. Жестоким, грубым и каменным называется такое сердце, которое не живо чувствует свои грехи и слабости, не трогается несчастиями и страданиями других, и т. п., вообще сердце себялюбивое. По причине этого-то жестокосердия фарисеи и наблюдали за Господом, не исцелит ли Он сухорукого в субботу, чтобы за это благодеяние ближнему обвинить Его – Благодетеля. Лк.6:11 . Они же испóлнишася безýмия, и глагóлаху дрýг ко дрýгу, чтó быша сотворили Иисýсови. (Они же пришли в бешенство и говорили между собою, чтó бы им сделать с Иисусом.) Когда же Иисус Христос исцелил сухорукого, то, прибавляет евангелист, фарисеи пришли в бешенство (исполнишася безумия) и глаголаху (говорили) друг ко другу, что быша сотворили (что бы они сделали) со Иисусом. У Еванг. Матфея и Марка сказано: составили совещание против Него, как бы погубить Его, так что Он должен был скрыться. Вот до чего может загрубеть человеческое сердце, и вот каким черствым было оно у фарисеев! Зач. 22-е. Избрание двенадцати Апостолов. Читается в четверг 19-й недели по Пятидесятнице. Об избрании 12-ти Апостолов повествуется у еванг. Луки почти одинаково с Марком, ( Мк.3:13, 19 ), а в перечислении Апостолов и с Матфеем ( Мф.10:2, 4 ). Лк.6:12 . Бысть же во дни тыя, изыде в гóру помолитися: и бе об нóщь в молитве Бóжии. (В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.) Изыде (взошел) на гору помолитися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.8:37 . И моли егó вéсь нарóд страны гадаринския отити от них, яко стрáхом вéлиим одержими беху. Он же влез в корáбль, возвратися. Лк.8:38 . Моляшеся же емý мýж, из негóже изыдóша беси, да бы с ним был. Отпусти же егó Иисýс, глагóля: (Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:) Дабы был с Ним. Несомненно, чувство благодарности побуждало исцеленного просить Иисуса Христа, чтобы послужить Ему в чем-либо. Могло быть и то, что исцеленный боялся, чтобы снова не вошли в него нечистые духи и не начали опять мучить его (Зигаб.). Лк.8:39 . возвратися в дóм твóй и поведай, елика ти сотвори Бóг. И иде, по всемý грáду проповедая, елика сотвори емý Иисýс. (возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог . Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.) Возвратися в дом твой, т. е. к своим родным и знакомым, и поведай, елика ти (расскажи, что тебе) сотвори Бог: так Господь исцеленному повелевает потому, что он мог расположить многих в своей полуязыческой стране к вере в Него своим рассказом об исцелении. Сотворил Бог. Иисус Христос не говорит, что Он Сам, как Сын Божий, Своею Божескою силою сотворил чудо, по всей вероятности потому, что для жителей той страны – полуязычников еще невместимо было учение о Нем, как об истинном Сыне Божием. У еванг. Марка здесь присоединено: помиловал тебя. Следовательно, исцеленный был наказан беснованием за грехи, и потому освобождение его от мучения злыми духами было ничем другим, как явлением милости Божией к нему. По всему граду, у еванг. Марка: в десяти градах (в Десятиградии), т. е. не в одном своем городе, но и по всей Гадаринской стране. Десяттрадием называлась одна из местностей в Палестине. Это название носила она от находившихся в ней десяти известных городов, напр., Скифополя, Гадары, Гергессы, и др. Все города эти во времена Христовы были населены большею частию язычниками. Зач. 39-е. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010