Начертай крест в твоей мысли, обними спасение наших душ. Этот Крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил Истину, землю сделал небом, людей превратил в Ангелов (43,822). Крест – душ спасение и от тела всех зол отвращение. Радуйся, Кресте, всех благ устроение и грехов разрешение. Крест – души освящение и демонов низложение. Радуйся, Кресте, странников спутник и плавающих тихая пристань (42,951). Вся вселенная возвышена Крестом; вся вселенная, долу лежащая, исправлена Домостроительством Креста (41,974). Архимандрит Георгий рассказывал об авве Иулиане, епископе Бострском: некоторые из жителей города, ненавистники имени Христа, решили умертвить епископа при помощи яда, подмешанного в вино. Подкупленный слуга подал владыке чашу с ядом. По откровению свыше епископ Иулиан узнал об умысле, принял чашу и, созвав многих людей, сказал: «Вы хотите умертвить смиренного Иулиана, что ж – вот я пью эту чашу перед вами». Перекрестив чашу трижды во имя Святой Троицы, он выпил вино. Увидев, что яд не подействовал, злоумышленники пали перед епископом на колени и просили простить их (70,115). СРЕДА. Лк. Зач. 47. (9,44–50) О СМИРЕНИИ, ВОЗВЫШАЮЩЕМ ХРИСТИАН … Иже бо менишй есть в вас, сей есть велик ( Лк. 9,48 ). Великая высота – смирение, почесть и достоинство есть смиренномудрие (30,360). Велико преуспеяние и велика слава смиренномудрия, и нет в нем падения (22,175). Люби смирение, от него великая высота, которая и пасть не может (45,237). Смиренномудрие состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя (5,260). Иметь смиренномудрие – значит не думать о себе и того, чего бы заслуживал (12,339). Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим (51,7). Смирение не имеет даже языка, чтобы сказать о ком, что он нерадив или горд….Смирение не имеет очей, чтобы замечать чужие погрешности. Смирение не имеет ушей, чтобы слышать то, что не приносит пользы душе (31,56). Смирение не уязвляет совести ближнего (31,94). Исполняет дело смирения тот, кто хранит молчание, кто считает себя за ничто, кто не спорлив, кто повинуется всем… Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи, удаляется от праздных и неполезных бесед, кто не противоречит старшим… Кто не настаивает на своем мнении, кто переносит оскорбления, ненавидит покой, охотно несет труды и никого не прогневляет (31,110).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Добрые же в день отшествия не чувствуют страха, ни болезни, а злые трепещут смерти, зная, что ожидает их суд (25,403). Смерть – упокоение святым, которые изнуряли себя трудами и подвигами, прилежно изучая Писание Святого Духа, пребывали в бдении, посте и молитве (25,384). В день смерти радуются только праведные, которые в напутствие себе приобрели дела праведные и имеют брачные одежды (25,370)… Истинно достойны слез те, которые еще боятся смерти, которые не веруют Воскресению (32,46). Смерть для любомудрствующих беспечальна, потому что тому, кто презирает богатства, удовольствия и роскошь (ради которых многие желают жить), легко переносить и переселение отсюда (32,129). Христианин! Ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного (33,77). Один благочестивый старец жил с учеником своим близ обители аввы Феодосия. И вот старец умер, ученик его, совершив молитву, похоронил его. Прошло несколько дней, ученик этот спустился с горы и, встретив трудящегося на поле человека, позвал его идти с ним. Взошли на гору. Отшельник указал на землю и попросил копать могилу. Когда могила была готова, отшельник спустился в нее и отдал душу Богу. Так умирают люди, которые жизнь свою посвятили служению Богу (70,110). СУББОТА. Лк. Зач. 40. (9,1–6) О СВЯЩЕНСТВЕ Кому вверено Тело Христово ( Церковь ), должен содержать его в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы какая-нибудь скверна, или порок, или нечто от таковых пятен не повредили ее доброты и благолепия (32,453). Выходящий на проповедь в особенности должен презирать славу, преодолевать гнев, быть исполнен великого благоразумия (32,474). Если кто осмелится недостойно захватить эту честь (священства), то он доставляет самому себе кромешную тьму и немилостивый суд (33,919). Чище лучей солнечных должна быть рука, раздробляющая эту плоть (Агнца); уста, наполняемые духовным Огнем; язык, обагряемый Страшною Кровью. Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься Трапезою! При виде сего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом (38,826)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смотрели, т. е. наблюдали за страждущим своим Учителем и Господом и сами страдали за Него своей душой. Магдалина, – происходившая из города Магдалы, на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады ( Мф.15:39 ). Мария Иакова малого (меньшего) и Иосии мати (мать), и Саломия. – Мария. Полагают, что это была Сама Пресв. Матерь Господа (Златоуст и Феоф.). Евангелисты называют Ее матерью Иакова и Иосии, потому что Иаков и Иосия были дети Иосифа от умершей его жены; а так как Богородица называлась женой Иосифа, то называлась и матерью (мачехой) этих детей его, или жена Алфея или Клеопы, одного из 70-ти апостолов, сестра Богоматери. Саломия – по Матфею, мать сынов Зеведеевых ( Мф.27:56 ), т. е. апостолов Иакова и Иоанна. Служаху (служили), т. е. прислуживали Ему. У еванг. Луки сказано: служили имением своим ( Лк.8:3 ), т. е. помогали в обычных житейских нуждах средствами своими, потому что Иисус Христос и Его последователи, особенно Апостолы, были бедны. Зач. 69. Погребение Христово. Евангелие 10-е страстей в вел. пяток и недели Мироносицкой. Еванг. Марк описывает погребение Христово почти одинаково с евангелистом Матфеем ( Мф.27:57–61 ). Мк.15:42 . И как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть, день пред субботою, Уже позде бывшу (как уже настал вечер). Это – вечер пятницы, когда Господь после трехчасовых крестных Своих страданий скончался – время после 9-ти часов дня, по-еврейскому счету, или после 3-х часов пополудни, по-нашему. Поскольку была пятница, т.е. день перед субботой (понеже в пяток, еже есть к субботе). Тут указывается причина, по которой Иосиф спешил похоронить Иисуса Христа. С вечера пятницы Евреи начинали празднование субботы, когда уже нельзя было ничего делать, и, значит, тело Христово должно было оставаться на кресте. Тем более еще, что в эту пятницу, вечером, нужно было вкушать пасхального агнца, так как с сего вечера уже начинался праздник Пасхи. Иосиф и пользуется для погребения Христова малым временем, которое оставалось до прекращения занятий и до вкушения агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В субботу «Иже и мертвыми и живыми обладаяй яко Бог, и святыми Твоими всю землю просветивый, Содетелю всех, поющыя Тя спасай.» Воскресные ексапостиларии Утреннее Евангелие 1-е Мф. 28:16–20 (зачало 116) «Со ученики взыдем на гору Галилейскую, верою Христа видети глаголюща, власть прияти вышних и нижних, научимся: како учит крещати, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, языки вся, и пребывати с таинники, якоже обещася, до скончания века.» Утреннее Евангелие 2-е Мк. 16:1–8 (зач. 70) «Камень узревшя отвален мироносицы, радовахуся, видеша бо юношу седяща во гробе, и той тем рече: се Христос востал есть, рцыте с Петром учеником: на гору приспейте Галилейскую, тамо вам явится, якоже предрече другом.» Утреннее Евангелие 3-е Мк.16:9–20 (зач. 71) «Яко Христос воскресе, никтоже да не верует: [не не веруй] явися бо Марии, потом же виден бысть на село идущима, таинником же паки явися, возлежащым единонадесятим, ихже крещати послав, на небеса вознесеся, отнюдуже и сниде, утверждая проповедание множествы знамений.» Утреннее Евангелие 4-е Лк.24:1–12 (зач. 112) «Добродетельми блиставшеся, видим предстояща в живоноснем гробе мужа в блещащихся ризах: мироносицам преклоньшым лица на землю, небесы Владычествующаго воскреснию да научимся, и к Живота гробу с Петром притецем: и содеянному удивльшеся пребудем Христа видети.» Утреннее Евангелие 5-е Лк.24:12–35 (зач. 113) «Живот и Путь, Христос воста из мертвых, Клеопе и Луце спутешествова, имаже и познася во Еммаусе, преломляя хлеб: еюже душы и сердца горяща бяху, егда тема глаголаше на пути, и писания сказоваше, яже претерпе. с нимаже, воста, зовем, явися же и Петрови.» Утреннее Евангелие 6-е Лк.24:36–53 (зач. 114) «Показуя, яко человек еси Спасе, по существу, посреде став воскрес от гроба, и брашна сопричастился еси, учил еси крещению покаяния. Абие же к Небесному вознеслся еси Отцу, и учеником Утешителя послати обещал еси пребожественный Богочеловече: слава Твоему востанию.»

http://azbyka.ru/eksapostilarij

Л. 106 об. Мца авгу въ. г . преображени гне. Стихиры на Господи воззвах по печ. 1-я, 2-я и 4-я; за тем две стихиры на стиховне, 1-я в печ. на слава стихир на литии, 2-я на слава стихир на Гос. воззвах великой вечерни: порядок стихир тот же самый, что и в минее Август 168 (по преж. кат.) перг., XII в. л. 35 об. Канон в печ. см. второй, кир Иоанна, только по ркп. в 7 и 8-й песни по одному тропарю опущено, по 6-й песни написано Евангелие от Лк. зач. 45-е. Стихир на хвалитех три, первую см. в печ. на слава стихир на Госп. воззвах малой вечерни, прочих двух в печ. нет. В минее 168 они стоят на стиховне. В заключение службы написаны Апостол из 2-го посл. ап. Петра зач. 65 и Евангелие Мф. зач. 70. Л. 109. Мца авгу. въ. єі. спе стъі бца. Служба содержит только стихиры на Гос. воззвах: 1-я в печ. на слава стихир на хвалитех, 2-я и 3-я в стихирах на литии 2 и 3-я, и две стихиры на стиховне – в тех же стихирах на литии 4-я и богородичен. Те и другие см. и в 168. За тем канон по печ. второй, кир Иоанна, только в 3-й песни последний тропарь, за ним седален, по 9-й пес. светилен – свои, последние см. и в 168. По 6-й пес. читается Евангелие Лк. зач. 4. до 57 стиха. Стихиры на хвалитех те же, что в 168-м, в печ. см. на вел. вечерни стихиры на Господи воззвах 1. 3 и 2. Л. 111 Мца апри. въ. кг. сто мнк. георги. Стихиры на Гос. воззвах три, в печ. см. на стиховне малой вечерни, а следующие за тем три же стихиры на стиховне – в печ. см. на Гос. воззвах 1. 2 и 3 стихиры. Канон в печ. см. второй, Космы, но богородичны по 7. 8 и 9 песнях и за тем светилен – свои. Служба во всём сходна с положенною в перг. списке минеи XII в. 165 (по преж. кат.). Л. 113. Мца ма въ. и. стго. і. босло в . Три стихиры на Гос. воззвах в печ. см. на хвалитех, а на стиховне стихиры в печ. см. на Гос. воззвах вел. вечерни. Порядок стихир тот же, что в перг. списке минеи XII в. 166 (по преж. кат.). В каноне с тропарями Богослову соединены тропари празднуемому в сие же число Арсению Великому , так что на каждой песни сперва пишутся два тропаря Иоанну Богослову, потом тропарь и богородичен Арсению Вел. В таком точно виде написан канон и в 166-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Господь заранее показывает, чем завершится сражение между римлянами и иудеями. Множество иудеев падет от острия меча. Осада Иерусалима, которая произойдет вскоре после Крестной смерти и Воскресения Спасителя – ее начнет Веспасиан в 69-м и закончит Тит в 70-м году, – будет просто избиением защитников города. А остальные будут уведены в плен, и не в один народ, а во все народы. За отступление от истинной веры Бог попускает избранному Им народу подпадать под власть язычников для его вразумления. Точно так же в будущем иудеи рассеяния будут постепенно приобретать власть над народами, отступившими от Христа. От начала до конца – «тайна беззакония в действии». Согласно пророчествам святых отцов, иудеям дано будет осуществить свою мечту о лжемессии незадолго до кончины мира. «Иерусалим будет попираем язычниками», – говорит Господь. Он будет попираем, «пока не окончатся времена язычников». Это таинственное пророчество святые отцы объясняют двояко. Одни считают, что оно уже исполнилось. Язычникам предстояло овладеть святым градом. Он стал совершенно языческим, пока большая часть языческого мира не приняла христианство. Другие относят эти слова Спасителя к завершению истории мира. Иерусалим будет во власти язычников, пока не придет время Второго Пришествия Христова. И все обратившиеся с покаянием ко Господу язычники и иудеи, совершат переход из царства мира сего в Царство Христово. Четверг Лк, 107 зач., 21, 28–33 Сказал Господь Своим ученикам: когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Умножение скорбей и бедствий – знамение скорого Пришествия Христова. Господь укрепляет всех Своих верных не страшиться самых великих испытаний. «Когда же начнет это сбываться, – говорит Он, – тогда восклонитесь – с верой, надеждой и молитвой – и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Христос пришел в мир дать истинное утешение всем скорбящим и обремененным, и гонимым. Когда Он придет судить мир в последний день, Он избавит всех любящих Его от всякой нужды и печали. Когда они увидят предельное неистовство зла, они могут поднять свои головы, зная, что близок день Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.) Капернаум, это – небольшой город на северо-западном берегу Галилейского или Геннисаретского, иначе Тивериадского озера или моря. Об этом читай в объясн. 31 ст. 4 гл. До неба вознесыйся (вознесшийся), т. е. возгордившийся, замечтавшийся о своем достоинстве и счастии ( Ис.14:13 ). Возвысившийся и возгордившийся частию по своему благосостоянию, – богатству и многолюдству, – сравнительно, с благосостоянием окружающих городов, но главным образом потому, что, живя в Галилее, преимущественно в нем пребывал, проповедывал и творил чудеса Иисус Христос (Злат, и Феоф.). До ада снидеши (низвергнешься), т. е. унижен будешь. Слово ад здесь означает не место мучения грешников, как равно и рай – не место блаженства праведников, а унижение, разрушение, как в точности и исполнилось это предсказание: потому что Капернаум был разрушен во время войны иудеев с римлянами. (Мих.). Но это разрушение Капернаума – только временное наказание для его жителей; в день же страшного суда (на суде), они будут наказаны гораздо строже, чем жители города Содома, за то, что не слушали проповеди Христовой и не трогались чудесами Его. У еванг. Матфея (ст. 23) здесь прибавлено то же, что сказано у Луки выше относительно городов Хоразина и Вифсаиды: земле Содомской (содомлянам) отраднее будет в день суда, нежели тебе: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленныя в тебе, то он остался бы до сего дня. Зач. 51-е. Возвращение 70 Апостолов и речь Господа по сему случаю. Читается во дни Апостолов и Ангелов. Об этом обстоятельстве повествует один евангелист Лука. Лк.10:16 . Слýшаяй вáс, менé слýшает: и отметáяйся вáс, менé отметáется: отметáяйся же менé, отметáется послáвшего мя. (Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.) Слушающий вас (Апостолов), т. е. слушающий вашу проповедь о царстве Моем и принимающий веру в Меня, Христа, Меня слушает, как равно, и отвергающийся (отметаяйся) вас, Меня отвергается (отметается), потому что вы проповедуете то же самое учение, которое Я проповедую (Слич. Матфея 10:40 ). А слушающий или отвергающийся Меня, слушает или отвергается Пославшаго Меня, т. е. Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

По мере смиренномудрия дается терпение в бедствиях твоих (52,385). Верующий без ропота переносит всякое искушение, будучи уверен, что за такое терпение получит венец нетленный (57,436). СРЕДА. Лк. Зач. 104. (21,5–7;10–11;20–24) О НАКАЗАНИЯХ БОЖИИХ Бог благ, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по заслугам, по достоинству (5,78). Твои удары, Господи, исполнены любви. Твои наказания пламенеют щедротами. По любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу (25,330). Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего: чему не коснется жезл Твой, везде удар его приносит великую пользу (25,330). Бог карает тебя, кичливого, чтобы, пришедши в сознание, ты показал в себе перемену на лучшее (46,197). Не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь насылает на нас, что прилично нам (46,221). Когда терпишь наказание от Бога, не ропщи, потому что Он хотя и наказывает, но как Отец, и достоин благодарения как Благодетель (45,243). Бог часто угрожает нам наказаниями и часто посылает их не для того, чтобы отомстить за Себя, но чтобы нас привлечь к Себе (32,5). В случае болезней и ран мы оплакиваем не тех, которые лечатся, но больных неизлечимо. Грех есть то же, что болезнь и рана, а наказание – то же, что отсечение и врачевание (32,851). Если уже и теперь, когда есть и страх, и наказания, и мучения, люди не сохраняют любомудрия, то какими бы они были, если бы не терпели никаких тяжелых последствий за свои преступления (35,70). Бог наказывает не всех вдруг и не всех по заслугам, но слегка и постепенно; часто, наказывая одного, вразумляет через него многих других (36,76). Если Бог захочет строго взыскать за все, что ни делается против Него, мы не проживем и одного дня (33,225). Когда порочные наказываются, тогда праведные делаются более внимательными, так что отсюда происходит два блага: те отстают от порока, и эти более прилепляются к добродетели (36,77). Господь когда (по долготерпению) медлит с наказанием, то не для того, чтобы совсем не подвергать наказанию, но для того, чтобы, если ты останешься неисправным, наказать с большею строгостью (40,526).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 20-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 25. (6,24–30) 1. О БОГАТСТВЕ Горе богатым, если имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Богатство – самый проворный приспешник в худом, потому что при могуществе его сподручнее делать зло (11,367). Если погонишься за роскошью и за тем, чтоб иметь у себя больше других, то труда много, путь не надежен, скорбь неутолимая и жизнь многопопечительная (22,67). Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда он сам мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змием? (22,501). Чем больше кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным, и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни (24,145). Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновение ока поглотила жизнь их (25,489). Не люби земного богатства, чтобы впоследствии не получить себе нищеты (26,295). Не люби украшать внутренность чертога, чтобы наследием твоим не стала тьма кромешная… Не созидай себе высоких жилищ, чтобы не низойти тебе в бездну (26,296). Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем всего чаще и против воли отлучают человека от Бога (45,247). Кто владеет богатством, тому нелегко вырваться из оков его: такое множество недугов объемлет душу… то есть страстей, которые как бы гнусное и темное облако, заграждая взоры ума, не допускают взирать на небо, заставляют приклоняться вниз и смотреть в землю (32,485). Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много раздал (33,34)… Богатство, если его запирают, бывает свирепее льва и везде наводит страх. А если ты выведешь его из мрака и поселишь в недра бедных, то этот зверь становится овцою, предатель – защитником, подводный камень – пристанью (34,432). Богатство не только не способно насаждать или возвращать что-нибудь доброе, но если даже найдет добро, то повреждает, останавливает и иссушает его, а иное и вовсе истребляет и вносит противное тому – безмерное невоздержание, непристойную раздражительность, несправедливый гнев, гордость, надменность, безумие (34,484).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто ровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил духу. Как изображение лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах, так и действия Духа отражаются не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного, ничего развращенного. Снег блестит, но не показывает в себе отражения тех, которые в него смотрятся, потому что шероховат и составлен из смерзшейся пены. Молоко бело, но не принимает в себя образов… А в воде, по причине ее гладости, виден даже черный образ. Так точно и неровность жизни не способна к принятию в себя Божия действия. Посему когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильною любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став Богодухновенною, соделывается она достойною пророческого ряда, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие сообщить Ему угодно (2,8). В четырех милях от города Этов стоял столпник Симеон. Пораженный молнией, он скончался. Тогда авва Илиан столпник, стоявший в двадцати четырех милях от него, сказал ученикам: «Положите фимиам в кадило!» «Какая нужда в этом, отче?» – спросили ученики. – «Брат Симеон скончался, пораженный молнией, и вот, душа его отходит с радостью» (70,74). СУББОТА. Лк. Зач. 15. (4,31–36) О СТРАСТЯХ Нисходящая благодать, через (очищение) внутреннего человека и ума, совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отрывает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с той целью, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного Света (30,412). Господь именуется Врачом, потому что подает врачевство небесное и Божественное и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком (30,204).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010