Будем же пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь нам своей души (43,172). НЕДЕЛЯ 31-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 93. (18,35–43) О СОВЕСТИ Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона (совесть), который если бы человеком по намерению Господа был сохранен как получен, то не было бы необходимости давать другой, который после обнародован посредством письма (50,319). Видишь, что совесть не дает своего согласия на помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить пред лицом Божиим в День Суда (30,127). Если же не захотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас… (31,31). Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели (31,94). Ища врачевания, заботься о совести, и, что она тебе говорит, делай, и получишь пользу (51,14). Будь внимателен к совести, чтобы она была стражем твоим и показывала каждый раз, во что ты впадаешь (23,595). Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом к упокоению (24,155). Бог устроил, чтобы обличение совести восставало на нас с промежутками времени, так как оно весьма жестоко и обыкновенно уязвляет грешника сильнее всякого острия (32,834). Бог вложил в нас судилище неподкупное и никогда не изменяемое, хотя бы мы впали в глубину зла… Поэтому и сами порочные люди осуждают сами себя и, если кто-нибудь назовет их тем, что они на самом деле, стыдятся, гневаются и обижаются (43,197). И во время совершения греха, и прежде совершения, и после совершения наша совесть является суровым обличителем (42,683). Должно внимать себе, не перестала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись (54,70). Потщимся хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле; не будем попирать ее ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого (55,50).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Горе тому, кто не предавался подвигам, потому что он предан будет неумолимым Ангелам (40,945). Можно ведь, живя и в городе, подражать любомудрию пустынножителей, (и замужняя) и семейная может и молиться, и поститься, и приходить в умиление (38,572). Вступи на путь, ведущий к Небу, вступи на путь и тесный, и узкий (33,48). Надобно подвизаться, пока мы еще на поприще, а по окончании земной жизни бесполезно плакать и рыдать (41,230). Жила в Александрии одна монахиня, постилась, молилась, ночи проводила в бдении и много раздавала милостыни. По искушению диавола один юноша воспылал к ней блудной похотью. Не давал ей прохода, нашептывал ей всякие мерзости, так что ей нельзя стало выходить из дома. Однажды монахиня позвала этого юношу в дом и спросила: «Чем же я так привлекла тебя?» «Глаза твои пленили меня», – ответил юноша. Услышав это, монахиня взяла гребень и в присутствии юноши выковырнула себе глаза. Пораженный ее поступком, юноша удалился в скит и стал добрым монахом (70,76). СРЕДА. Лк. Зач. 37. (8,22–25) О ПАМЯТИ БОЖИЕЙ Бога имей началом и концом всякого дела (12,209). Поскольку единственное охранение и врачевство души – с любовью памятовать о Боге и держаться всегда добрых мыслей, то не будем отлагать такового рачения (30,335). Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, будто неправедных, но переноси их как праведно тебя постигающие. Ибо терпение каждым случаем пробуждает память о Боге… (61,550). Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что на земле будет он всецело, как Ангел небесный, священнодействовать Господу со страхом и любовью (22,525). Кто всегда перед очами имеет Господа, тот совершеннейшим страхом отражает от себя пристрастие к видимому (24,230). Кто Тебя, Господи, имеет перед очами, того не обольстит никакой грех; кто на Тебя взирает, у того ничем другим не возмущается дух (25,148). Когда утверждено в сердце памятование о Боге, недейственными остаются замыслы сопротивника – диавола… (46,356)… Ни в какое время не следует нам изгонять из своей души памятование о Боге, но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага, заграждать ему все входы (памятью о Боге)… (35,83).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо смиренномудрие есть риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем (52,234). В храме отправлялась вечеря любви. Один брат сел за трапезу, но некоторые сказали о нем: «Этот зачем здесь, встань и выйди». Он встал и вышел. Другие огорчились этим и позвали его обратно. Один из братии спросил у него: «Что помышлял ты, когда тебя сперва выгнали, а потом снова позвали?» Он ответил: «Я положил в сердце своем, что равен псу, который выходит, когда его гонят, и приходит, когда зовут» (77,514). НЕДЕЛЯ 30-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 91. (18,18–27) О ПАГУБНОСТИ БОГАТСТВА Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Если станешь беречь богатство, оно не будет твоим, если станешь расточать (нуждающимся), не потеряешь ( Пс. 111, 9 ) (4,91). Путь узкий и тесный (в Царствие Божие) не приемлет тебя, который не сложил с себя бремя богатства (4,104). Богатые! Послушайте: богатство аще течет, не прилагайте сердила ( Пс. 61, 11 ); знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надобно облегчить корабль, чтобы легче было плыть (10,211). Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни (24,145). Богатство, если имеешь, – расточай (нуждающимся), а если не имеешь, – не собирай (45,235). Богатство – это неприятель, живущий под одним кровом с тобою, это враг домашний (33,35). Богатых постигают многие болезни, а бедные не впадают в руки врачей (33,40). Не будем считать богатство чем-либо великим, не станем думать, что золото лучше грязи: достоинство вещей зависит не от их естественных свойств, но от нашего мнения о них (33,268). Хотя бы многи и многоценны были приобретения, но если нет могущего распоряжаться ими с добродетелью, то все погибнет и уйдет вместе с ним и может принести приобретателю крайний вред (34,336). Кто попрал страсть к богатству, тот всех богаче (38,51). Хотя бы мы во всех отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели (38,643).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1) Симеон и Анна ждали Господа с радостью. Они жили надеждой, увидеть Господа и спокойно умерли, удостоившись узреть Его. Мы всегда видим Господа и бегаем от Него, не хотим принять Его. 2) Воцерковление. Мы введены в храм. Лежали у святого алтаря 184 . Дали обет жить церковной жизнью. Как храним мы этот обет? 3) Многие современные христиане, называясь христианами, не видят Христа, т.е. не пленяются Его любовью, не увлекаются примером Его жизни, а имеют свои очи как бы ослепленными. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (Евангелие от Луки, зач. 3, гл. 1, ст. 24–38; Апостол к Евреям, зач. 306, гл. 2, ст. 11–18). 1) Заключенный в тюрьме на вечное заключение получает извещение о том, что его простили. Какая радость, какая благодарность. Неужели он не оставит злую жизнь? Нам ныне возвещается спасение через Христа, зачатого Девой. Не останемся же после освобождения в тюрьме греха? 2) Смирение Святой Девы. Она по преданию хотела быть хотя бы спутницей Матери Божией. И стала Его Матерью. Смирение возвышает. Праздник Преображения Господня (Евангелие от Матфея, зач. 70, гл. 17, ст. 1–9; Апостол, 2-е Петра, зач. 65, гл. 1, ст. 10–19). 1) Преображение. Чтобы преобразить душу по образу Господа, надо чаще видеть этот образ в святом Евангелии, в молитвенном общении с Ним. Сообщаясь со злыми, мы усваиваем их свойства, сообщаясь с Господом, мы Его Образ берем в душу. 2) Хорошо около Господа. Построим около Него наши кущи. Где Христос, там свет и радость. Введем Его в дом наш. 3) Наставление о молитве. Молитва – путь к прославлению ( Лк. 9:29 ). 4) Господи! Добро нам зде быти – ничтожество благ мира сего. С Господом всегда хорошо, а без Него всегда худо. 5) Для чего Господь преобразился? а) Утвердить апостолов в той мысли, что их Учитель – Бог; б) При свете славы Фаворской открывается, что не один жребий человеку и скотам, как безумствовали во время Соломона, и как еще более безумствуют современные нечестивцы, выдавая свое безумие за последнее слово науки. 6) Преображение христианина по примеру преобразившегося Спасителя. Наше духовное обновление, нравственное перерождение совершается чрез горение нашего духа, усердную, подчас уединённую молитву, посещение храма Божия, чрез слово Божие, принятие святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Он часто посещал дома мирян, своих духовных чад, наставляя их в вере и благочестии. Одушевляемый ревностью по Боге, пр. Феодосий ходил на жидовскую улицу беседовать о вере христианской с евреями. Особенно же он любил бедных; для них построил в монастыре особый двор и здесь бесплатно кормились бедные всякого рода. Заботясь о нравственном благоустройстве братии, пр. Феодосий не оставлял без внимания и внешнего состояния. Св. Церковью пр. Феодосий прославляется, Тропарь, гл. 8. Возвысився на добродетель, из млада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв, отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 3. Звезду Российскую днесь почтим, от востока воссиявшую, и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу, и вся ни содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же церквах полиелей. Парем. см. 1 мая. ( Утр. Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.; Ап. Евр.13:7–16; 384 зач.; Ев. Мф.11:27–30; 43 зач.). Пр. Петра чудотворца, епископа Аргоса Пелопонесского. Строгий подвижник, инок в Коринфе, он патриархом Николаем Мистиком (895–930) за святость жизни был удостоен епископства. Скончался пр. Петр мирно, 70 лет от роду, в первой половине X в. В 1421 году мощи его, прославленный чудесами, были перенесены в Навплию. Празднование чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Кїевопечерскї. Сей образ, один из древнейших в России, в 1073 г. перенесен был в Киев из Царьграда строителями Киево-Печерского храма, как залог благодатного предательства Божьей Матери о православной русской Церкви. Богоматерь, явившись оним строителям «чувственна» во Влахернском Константинопольском храме, вручила Свою икону, повелев строить ей храм в Киеве, дав им и золота на это. Икона сия находится в соборе Киево-Печерской обители над царскими вратами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

С другой стороны, для той же цели, как бы ассоциируя 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилон­ском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом» Неделя о мытаре и фарисее Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач.89-е), из ко­торой видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели – смирение, а примером фарисея – на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели – гордость. Гордость разрывает связь, общение с Богом, обще­ние любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле, препятствует развитию добра в человеке. Об этом гово­рится и в песнопениях службы. «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество». Превосходный путь к прославлению показал Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы («до зрака раба»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется (Там же, канон, песнь 4, тропарь 1). Поэтому в песнопениях Недели Церковь призывает отвергнуть (отринуть) высокохвальную гордыню и призывает приобретать, стяжевать высокотворное смирение и умиление (Там же, канон, песнь 3, тропарь 4 и песнь 4, тропарь 5 ) (Там же, с.189–191). Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю Евангельской притчей (Лк., зач.79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, в этом случае благодать исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения. «Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению, Спасу душ наших» (Неделя о блудном сыне, вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

соб. Барония л. 378, откуда видно, что Евсевий был послан собором епископов, а кто послал Амвросия? Примеры, указанные раскольниками в доказательство единоличного рукоположения епископом епископа, крайне неясны: ни в одном из них не сказано: один поставил; да такими частными случаями опасно и руководствоваться (17 пр. второперв. соб., тактик. сл. 28, л. 156 об.). Патр. Геннадий говорит «о перемене» по ошибке зачала утреннего Евангелия и гласа: «вместо седьмого еванг. прочитали десятое, вместо первого гласа пропели второй», – кто будет из-за этого спорить или отделяться от Церкви, тот враг христианства. О канонических же правилах, хотя бы по вопросу о чиноприеме еретиков, патр. Геннадий не сказал ни слова. Затем нужно выяснить, что слово поставить (Евсевий «поставляше») употребляется иногда в значении определить, назначить (Барон л. 70). Об Автономе следует сказать, что и в его житии не сказано, что он один рукоположил Корнилия. О св. Стефане сказано, что на его погребении было много святителей, следовательно, св. Стефану не было необходимости нарушать правила. Да и Златоуст не один рукополагал епископов на острове Куке: там и до прибытия св. Златоуста был епископ Адельфий (Марг. л 147). Да и могли ли святые отцы быть ослушниками и нарушителями святых правил (1 и 30 прав. св. апостол, 4 пр. перв. всел. собора, 3 прав. седьм. всел. соб., 19 прав. антиох. соб., 13, 49 и 50 прав. карф. соб., 3 прав. сард. соб. к др.), когда знали, что «вся, яже чрез церковная предания и учительства и воображения святых отец новосотворенная.... анафема» (Кормч. л. 641)? IV. Погрешает ли православная Церковь против евангельского учения? При решении этого вопроса, миссионер должен выяснить, что в Евангелии заключается слово самого Бога, которое и должно проповедоваться всем народам ( Мк.15:15 ), что оно дано не на время; что оно вечно (апок. толк. зач. 40, Благов. Лк. зач. 107), что оно будет судить род человеческий и в последний день ( Ин.12:47–48 ), что неведение Писания есть причина всякого зла (Злат.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Глава 13 Зач. 70. Ответ Господа сказавшим Ему о погибели Галилеян. Читается в четверг 25-й недели по Пятидесятнице. Этот ответ, как равно и дальнейшее повествование св. Луки – притча Христова о смоковнице и исцеление Им скорченной женщины – находятся только в Евангелии сего евангелиста. Лк.13:1 . Приидóша же нецыи в тó врéмя, поведающе емý о Галилéех, ихже крóвь пилáт смеси с жéртвами их. (В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.) Приидоша нецыи (пришли некоторые) и пр. Кто были эти некоторые, рассказывавшие Господу об избиении царем Иродом галилеян, и с какою целию они рассказали Ему об этом, не видно из повествования. Быть может, это была новость дня и притом такая необыкновенная; или, если рассказывавшие были врагами Христовыми, то они ожидали, не скажет ли Господь по сему случаю о правителе Иудейском чего-либо такого, за что можно будет обвинить Его, как оскорбителя власти (Мих.), как иногда делали они. Галилеяне были евреи, из области иудейской земли или Палестины, называвшейся Галилеею. В первые времена Христовы, как известно ( Лк.3:1 ), эту землю составляли следующие области: Иудея, Самария и Идумея, которыми управлял Архелай; Галилея и Перея, которыми управлял Ирод Антипа; Ватанея, Трахонитида и Авранитида, которыми управлял Филипп. Правители все трое были дети Ирода, который за свои заслуги пред римским императором получил в управление Иудейскую землю. Пилат, это – позднейший правитель иудеи, при котором пострадал Господь. Смешал (смеси) кровь с жертвами их. Полагают, это было следующим образом. Пилат велел поставить в Иерусалимском храме статую римского императора и потребовал, чтобы иудейские священники приносили пред нею жертвы. В это время в ограде храма находились многие галилеяне, пришедшие для жертвоприношения. Они сильно восстали против предпринятого Пилатом осквернения дома Божия и за свое сопротивление были убиты римскими воинами, причем кровь убитых смешалась с кровию закланных ими жертвенных животных (Воскр. Чт. 20. стр. 204). Хотя Галилея в то время не подлежала управлению Пилата и ею управлял Ирод Антипа, но от Пилата, судя по его характеру, можно было ожидать всего. Не находится ли в связи с этим поступком, замечает еписк. Михаил, то, что Пилат был во вражде с Иродом ( Лк.23:12 )? Объясняют убиение галилеян и другим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 1 Зач. 1 и 2-е. Повод к написанию Евангелия. Предсказание Захарии о рождении от него Предтечи Христова Иоанна. Читается 23-го сент., в день Зачатия, и 24-го июня, в день Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на литургии. Лк.1:1 . Понéже ýбо мнóзи начáша чинити пóвесть о извествованных в нáс вещéх, Лк.1:2 . якоже предáша нáм, иже испéрва самовидцы и слýги бывшии словесé: (Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова) Многие. Под сим словом разумеются писатели истории жизни и учения Христова в отрывочных записях, каковые составлялись людьми, хотя и благонамеренными, но не призванными к апостольскому служению. Нельзя здесь разуметь евангелистов Матфея и Марка, которые написали свои книги ранее евангелиста Луки, потому что к ним не идет слово многие; нельзя разуметь и писателей так называемых апокрифических (не признанных Церковью , сомнительных) Евангелий, потому что они явились гораздо позднее Евангелия Луки (Мих.). Между нами (в нас), т. е. между современными евангелисту христианами. Якоже предаша (как предали) нам. Здесь разумеются главным образом изустные рассказы о жизни и учении Христовом; разумеется и записанное уже отчасти, предание о сем в Евангелиях Матфея и Марка, которые, быть может, уже знал св. Лука, и в записях других частных людей. Из сих слов евангелиста: как предали нам и пр. видно, что в первое время христианства Евангелие распространялось исключительно чрез устное предание, – изустные рассказы очевидцев и служителей слова Иже исперва (бывшие с самого начала) самовидцы и слуги словесе. Это – 12 и 70 избранных Господом Апостолов, которые были свидетелями-очевидцами евангельских событий, как призванные с самого начала Его общественного служения. О событиях, бывших до их призвания, они могли знать от Пресв. Богородицы и от названных братьев Господа, из коих один, именно апостол Иаков, называемый меньшим братом Господним, епископ Иерусалимский, пользовался особенным уважением от Апостолов (Мих.). Слова (словесе), т. е. слова или проповеди евангельской ( Деян. 14:25 .), или Самого Сына Божия Иисуса Христа, Которого еванг. Иоанн называет Словом ( Ин.1:1–14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Когда и как появилось у нас именословное перстосложение, положительно сказать нельзя; известно только, что в XV в. у нас употреблялось два различных перстосложения: одно для крестного знамения, а другое для благословения. Об этом свидетельствует следующий рассказ о митр. Ионе, помещенный в Степенной книге. Когда Иона был еще простым иноком Симонова монастыря, то митр. Фотий, во время одного своего посещения этого монастыря, нашел его в хлебне спящим. Во время сна Иона держал правую руку свою на голове «согбену яко благословляше ею». С удивлением смотрел на него митр. Фотий и не велел будить его, а сказал: «инок сей Иона будет велик святитель во странах Русския земли» (Степ. кн. степ. 14, стр. 37 и 70 и в Ч.-Мин. Макар., мар. 31 д.). Если бы согбение руки для благословения и для изображения на себе крестного знамения было одинаково, то не было бы причины митр. Фотию ни удивляться, ни делать предсказания. Значит, перстосложение для благословения было отлично от молитвенного. Но с течением времени, церковная власть стала настаивать на одной форме перстосложения, – как для крестного знамения, так и для благословения, т. е. на двуперстии, но – совершенно напрасно. Сложение перстов для архиерейского и иерейского благословения нужно строго отличать от молитвенного. Это благословение имеет особенную благодатную силу и преподать её другим могут только лица хиротонисанные – епископы и пресвитеры; 347 даже священнику, вступившему в неправильный брак, запрещается благословлять других, «ибо благословение есть преподаяние освящения. Но кто сего не имеет, говорит Василий В., по причине греха неведения, тот как преподаст другому» (27 прав. Вас. Вел. по кн. Прав. св. апост. и пр., л. 303; см. в Кормчей толкование этого правила, сн. 6 вс. соб. 26 пр.; И. Злат. Бес. на 14 посл. нрав. 2 на 2 посл. к Тимоф., ст. 2552). Возражения. 1) Чрез употребление именословного перстосложения православная Церковь отложила образование Св. Троицы и двух естеств во Христе. 348 Отв. Но рассуждая так, можно прийти к тому заключению, что и в древней Церкви, когда священник благословлял не двумя перстами, а святым крестом или евангелием, то чрез это отлагалось образование Св. Троицы и двух естеств во Христе и Церковь впадала в ересь. Далее. Два перста, слагаемые для составления имени Иисус, могут указывать на два естества во Христе, а три перста, употребляемые для означения имени Христос, на св. Троицу, потому что «Христос имя в себе являет Отца помазавша, и помазание Дух и помазание Сына» (Благов. от Лк. зач. 114, л. 259 об.). 349

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010