е. зачем же вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Убоявшеся же и чудишася. У еванг. Марка сказано: убоялись страхом великим, а у Матфея, удивлялись. Буря, ночь, опасность великая, страх за жизнь, и – вдруг тишина и безопасность по одному слову Господа; посему понятны тут и страх, и удивление. Глаголюще друг ко другу и пр. У еванг. Матфея сказано так: люди, удивляясь, говорили: кто это и пр.? Люди, т. е. те, которые плыли за Иисусом Христом в других лодках. Они не знали, что Он был ожидаемый Мессия, Христос, они видели в Нем обыкновенного человека, потому так и вопрошали. Зач. 38-е. О пребывании Иисуса Христа в стране Гадаринской и исцелении там бесноватого. Читается в 23-ю неделю по Пятидесятнице. Об этом событии повествуется и у еванг. Матфея ( Мф.8:28, 34 ) и Марка ( Мк.5:1, 20 ); только у первого излагается оно короче, а у Марка и Луки почти в одних и тех же словах. Лк.8:26 . И преидóша во странý гадаринску, яже éсть об он пóл Галилéи. Лк.8:27 . Изшéдшу же емý на зéмлю, срете егó мýж некий от грáда, иже имяше бесы от лет мнóгих, и в ризу не облачáшеся, и во хрáме не живяше, но во гробех. (И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.) В страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (яже есть об он пол Галилеи). (О Галилее чит. 1 ст. 3 гл.) Так названа местность, где лежал город Гадара ( Лк.8:26 .) У еванг. Матфея названа она Гергесинскою от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собою, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, противоречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей. «Садясь в лодку, чтобы переплыть на другую сторону озера, пишет епископ Феофан по поводу чуда укрощения бури Иисусом Христом, думали-ль Апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Так не знаешь, как и откуда налетит беда на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.11:40 . Безýмнии, не иже ли сотвори внешнее, и внýтреннее сотворил éсть? (Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?) Безумнии (неразумные). Это слово означает не только нерассудительность, но и безнравственность ( Пс.13:1 ; Притч.13:19 ). Не Иже ли (не Тот же ли), т. е. Бог, создавший тело и душу и пр. Христос как бы так говорит этими словами: «Если вы, фарисеи, заботитесь о том, чтобы ваше тело было чисто, – чтобы даже руки ваши были вымыты пред вкушением пищи, и поставляете в этом благоугождение Богу, тем более должны вы заботиться об очищении души пред Богом, потому что и то и другое сотворено Им, – души, которая гораздо выше и дороже тела.» При объяснении этих слов Господних иные толкователи слово сотворил заменяют словом вычистил: «не должен ли тот, кто вычистил внешнее, позаботиться сделать чистым и внутреннее»? (Сборн. Барсова, 109 стр.) Лк.11:41 . Обáче от сýщих дадите милостыню: и сé вся чиста вáм бýдут. (Подавайте лучше милостыню из того, чтó у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.) Подавая милостыню бедным, хотя бы из несправедливого приобретения, фарисеи исполняли бы тем величайшую заповедь закона о любви к ближним, свидетельствовали бы о своем покаянии и исправлении, приобретали бы тем милость Божию, и это нравственное очищение души делало бы у них все чистым в нравственном смысле, хотя бы по внешности чаши и блюда и руки и не были особенно вычищены (Мих,). Зач. 61-е Продолжение обличительных изречений против фарисеев и законников. Читается в среду 24 недели по Пятидесятнице. Лк.11:42 . Но гóре вáм фарисéом, яко одесятствуете от мятвы и пигáна и всякаго зéлия, и мимохóдите сýд и любовь Бóжию: сия подобáше сотворити, и óнех не оставляти. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Иудеям повелено было законом Моисеевым давать десятую часть со всего на содержание левитов ( Лев.27:30, 34 ). Закон прямо говорит о десятине плодов земли, но не упоминал о травах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Это – заметим кстати – отличительная черта всех любящих мудрствовать на словах. Такие люди всегда взыскательны по отношению к другим и снисходительны к самим себе! Это напр, мы видим на вожаках раскола и разных других сект. Зач. 62-е. Продолжение обличительных изречений против фарисеев и законников. Читается в четверг 24-й недели по Пятидесятнице. Лк.11:47 . Гóре вáм, яко зиждете грóбы прорóк, отцы же вáши избиша их. (Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:) Пророков, по Матфею еще, праведников, т. е. тех пророков и праведников, которые были убиты прежде предками фарисеев. Фарисеи, строя, по Матфею, украшая памятники пророков и праведников, по-видимому, показывали уважение к этим убиенным пророкам и праведникам и являли тем свое благочестие. При этом еще они порицали своих предков за избиение и отрекались от участия в их преступном пролитии крови, как это видно из слов Спасителя у Матфея: говорите, если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Но это усердие фарисеев в устроении и украшении памятников пророков и праведников, которое, по-видимому, подтверждало их слова, как видел Сердцеведец Господь, было фальшивое, лицемерное и обманывало народ, на самом же деле, они были таковыми же, как и предки их, даже еще хуже их, потому что решили убить Самого Господа пророков. И таким образом, по словам св. Златоуста, выходило то, что фарисеи, строя гробницы пророкам, как бы хвалились убийством их, как бы опасались, чтобы память о такой их дерзости с течением времени не погибла вместе с разрушившимися памятниками. У Матфея здесь прибавлено: дополняйте же меру отцев ваших. То есть – вы превзойдете еще отцов своих в злодеянии – в пролитии неповинной крови, именно в убиении Его, Самого Христа, и затем (чит. 49 ст.) в преследовании Апостолов и убиении некоторых из них. Лк.11:48 . Убо свидетельствуете и соблаговолите делóм отéц вáших: яко тии ýбо избиша их, вы же зиждете их грóбы. Лк.11:49 . Сегó рáди и премýдрость Бóжия речé: послю в них прорóки и апóстолы, и от них убиют и изженýт: (сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И если в первые минуты радости они забыли о Господе, то могут ли вспомнить, возвратившись к плотским радостям, суетам и заботам? Потому-то Господь и вопрошает: где же прочие девять? Это – голос любви, сетующий об утрате любимого существа. Так мать, утратившая свое дитя, хотя и знает, где оно и что с ним случилось, но рыдая вопрошает: где ты, чадо мое милое? зачем ты меня оставило? Лк.17:19 . И речé емý: востáв иди: вера твоя спасé тя. (И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.) Вера твоя спасе тя (спасла тебя). «Очевидно, в этих словах заключается больше, чем указание на одно исцеление прокаженного, замечает один из церк. проповедников (о. Ключарев). Исцеление получили и иудеи, но Господь не похвалил их веры, а укорил за маловерие. Господь как бы так говорил исцеленному: вера твоя не только приобрела исцеление твоему телу, но и душу твою поставила на путь спасения и поведет тебя ко спасению!» Зач. 86. О наступлении Царства Божия и пришествии Сына Человеческого. Читается в понедельник 27-ой недели по Пятидесятнице. Лк.17:20 . Вопрошéн же быв от фарисéй, когдá приидет цáрствие Бóжие, отвещáв им речé: не приидет цáрствие Бóжие с соблюдéнием: Лк.17:21 . нижé рекýт: сé зде, или: óнде. Сé бо цáрствие Бóжие внýтрь вáс éсть. (Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.) Вопрошен быв от фарисей. Фарисеи были врагами Иисуса Христа (о них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.), поэтому, по всей вероятности, был предложен ими вопрос Господу о Царстве Божием недобросердечно, но или с целию уловить, искусить Его, как иногда они делали, или, как объясняет блажен. Феофилакт, с целию насмешки над Ним, как лицем, проповедающим о каком-то, по мнению фарисеев, необычайном и странном предмете, – о Царстве Божием. Когда приидет Царствие Божие, т. е. когда наступит царство Мессии? Господь под именем сего Царства разумел Свое царство на земле и на небесах, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;) Это значит, что кто заботится о добром употреблении даров Божиих, у того более умножаются самые дары, напр., кто учится усердно, тот более развивает свои способности и приобретает познания, и наоборот: кто ленится, тот притупляет способности, забывает и то, что узнал было. Кто из богатых усердно помогает бедным, у того богатство не оскудевает, но еще умножается, а скупые в отношении к бедным, тратя богатство на собственные прихоти и удовольствия, беднеют. Кто воздержен, тот здоров и живет долго; а невоздержный болеет и рано умирает. У еванг. Матфея здесь прибавлено: сего негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов. Тьмою внешнею здесь называется ад (Чит. об этом в объясн. 28 ст. 13 гл.). Лк.19:27 . обáче враги моя оны, иже не восхотеша менé, да цáрь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо мнóю. (врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.) Это – указание на строгое осуждение тех, которые отвергли и отвергают Иисуса Христа, каковое исполнилось отчасти в отвержении самих иудеев и разрушении Иерусалима, частию исполняется по смерти каждого на частном суде Божием над его душою, окончательно же исполнится на страшном суде Христовом при втором Его пришествии (Мих.). Зач. 96. Вход Господа в Иерусалим и плач Его об Иерусалиме. Читается в понедельник сырной недели. Повествование о торжественном входе Господа в Иерусалим и о плаче Его об этом городе передают и св. Евангелисты Матфей ( Мф.21:1, 10 ) и Марк ( Мк.11:1–10 ). Еванг. Лука передает об этом событии совершенно согласно с ними, но только с тою разницею, что опускает некоторые черты, имеющиеся в их сказаниях, и приводит такие, которых нет у них. Лк.19:28 . И сия рéк, идяше преди, восходя во Иерусалим. Лк.19:29 . И бысть яко приближися в Вифсфагию и Вифáнию, к горе нарицáемей Елеóн, послá двá ученик своих, (Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.13:17 . И сия емý глагóлющу, стыдяхуся вси противляющиися емý: и вси людие рáдовахуся о всех слáвных бывáющих от негó. (И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.) Противляющиися Ему, т. е. начальник синагоги и все мыслившие с ним одинаково. Вси людие радовахуся (народ радовался). Так простые люди бывают иногда более восприимчивы к истине и слушаются ее! (Мих.). Зач. 72. Притчи Господни о зерне горчичном и закваске Читается в субботу 29 недели по Пятидесятнице и пред Р. Христовым. Лк.13:18 . Глагóлаше же: комý подóбно éсть цáрствие Бóжие? и комý уподóблю é? Лк.13:19 . Подóбно éсть зéрну горýшну, éже приéм человек ввéрже в вертогрáд свóй: и возрастé, и бысть дрéво вéлие, и птицы небéсныя вселишася в ветвие егó. (Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.) Эти притчи находятся и в Евангелии св. Матфея. ( Мф.13:31, 33 ). Царствие Божие, – это христианская вера на земле и рай на небе (чит. в объясн. ст. 4 гл.). Зерно горушно (горчичное), т. е. растение, вырастающее из сего зерна, о котором говорит Господь в сей притче, на Востоке и в Палестине, где жил Господь, совершенно не такое, какое известно у нас под этим названием. У нас оно относится не к деревьям, а к злакам, бывает однолетнее и не велико. Там же оно имеет вид дерева довольно большой величины, так что на него влезают, как на дерево, и на нем могут укрываться птицы, как и говорит Господь о нем: и бысть древо велие (стало большим деревом) и птицы небесные вселишася (укрывались) в ветвие его. Но зерно, из которого вырастает горчичное дерево, очень мало, так что, когда евреи хотели обозначить какую-либо малую вещь, то обыкновенно говорили, что она с горчичное зернышко ( Мф.17:20 ). Поэтому у еванг. Матфея прибавлено: которое, меньше всех семян. – Что же значит эта притча Христова о зерне горчичном? Господь не объяснит ее, как напр. Он объяснил притчи о сеятеле (см. 4 гл.) и о семени и плевелах. ( Мф.13 ) Вот как объясняют ее св. Отцы и Учители Церкви. Горчичное дерево в притче означает Церковь Христову, т. е. общество христиан, а рост сего дерева означает распространение Церкви по земле. Церковь Христова, вначале малая числом христиан и для мира малоприметная, распространилась на земле так, что множество народов укрываются под сению ее, подобно как птицы укрываются в ветвях горчичного дерева. Притча о горчичном дереве означает также состояние и действие Царства Божия, т. е. веры и благодати Божией, в душе каждого человека. Вера и благодать Божия сначала бывают едва приметны в душе человека, но затем, при старании его, все более и более охватывают душу его и, наконец, проявляются в его жизни во многих добродетелях. (Злат. и Мих.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.13:30 . И сé сýть последнии, иже бýдут пéрви, и сýть пéрвии, иже бýдут последни. (И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.) Это значит, что бывшие избранным народом Божиим, т. е. евреи, не уверовав во Христа, сделаются последними, а язычники, бывшие прежде последними, уверовав, сделаются первыми. Слова эти могут относиться и к нам, христианам: и из нас стоящие высоко здесь на земле могут быть последними, т. е. погибнуть там в загробной жизни и наоборот. Зач. 73. Ответ Господа сказавшим Ему о злоумышлении Ирода против Него. Читается в пяток 25-й недели по Пятидесятнице. Лк.13:31 . В тóй дéнь приступиша нецый от фарисéй, глагóлюще емý: изыди и иди отсюду, яко Ирод хóщет тя убити. (В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.) Нецыи от фарисей (некоторые фарисеи) и пр. О фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Иисус Христос много причинял беспокойств и забот правителю Галилеи Ироду, так как народ постоянно окружал Его, и Ирод мог опасаться, как бы из-за Него не произошло какого-либо народного волнения. И вот, боясь народа, Ирод не решается наложить рук на Иисуса, как он сделал с Иоанном, но намеренно распускает слух, что хочет схватить Его, чтобы этим устрашить Господа и заставить удалиться из Галилеи. Фарисеи также желали удаления Иисуса, и Ирод воспользовался ими, – направил их к Нему с советом, под видом дружбы, удалиться из Галилеи, и речь фарисеев могла казаться не невероятною, особенно после жестокого Иродова поступка с Иоанном Крестителем. Что Ирод, действительно, был виновником этой молвы, а не сами фарисеи распустили ее, видно из того, что Господь называет его хитрою лисицею; а что фарисеи не из дружбы к Господу принесли Ему это известие, доказывает строгая обличительная речь Его к ним. (Сборн. Барс.) Лк.13:32 . И речé им: шéдше рцыте лису томý: сé изгоню бесы и исцелéния творю днéсь и ýтре, и в трéтий скончáюся. (И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Зач. 51-е. (Окончание). Читается в субботу 27-й недели по Пятидесятнице. Лк.10:19 . Сé, даю вáм влáсть наступáти на змию и на скорпию и на всю силу врáжию: и ничесóже вáс вредит. (се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;) Се, даю вам власть и пр. В этих словах Иисус Христос объясняет Апостолам, почему злые духи повинуются им, – потому что Он, как Господь и победитель злой силы, дает, или, лучше, уже дал и им, как Своим ученикам и сотрудникам, власть над этою злою силою. Змиями и скорпионами, как можно заключить из дальнейших слов: на всю силу вражью, здесь называются злые духи и все вредоносное с их стороны для спасения душ человеческих. Наступать на змей и скорпионов нельзя, чтобы не быть смертельно ужаленными от них; и если Господь дает Апостолам поступать так с ними без вреда, то это значит, что Он дает им особенный чудотворный дар. Лк.10:20 . Обáче о сéм не рáдуйтеся, яко дýси вáм повинýются: рáдуйтеся же, яко именá вáша написана сýть на небесех. (однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.) Обаче (однакож) о сем не радуйтеся, т. е. меньше радуйтесь: в Свящ. писании нередко полное отрицание употребляется в смысле ограничения ( Мф.6:25, 34 и др.). Но больше радуйтесь тому, что (яко) имена ваши написаны на небесах, т. е. что вы получите вечное блаженство на небе; так как вечное спасение дороже всяких чудотворений. Выражение быть записанным заимствовано от записей городских или сельских жителей. Быть записанным на небесах значит быть гражданином небесного царства, т. е. получить царство небесное. В Священ, писании Господь представляется иногда с книгою пред лицем Его, в которой записываются имена и дела верных рабов Его ( Исх.32:32, 33 ; Откр. 3:5 и др. (Мих.). Лк.10:21 . В тóй чáс возрáдовася дýхом Иисýс и речé: исповедаютися, óтче, Гóсподи небесé и земли, яко утаил еси сия от премýдрых и разýмных, и открыл еси тá младéнцем: éй, óтче, яко тáко бысть благоволéние пред тобóю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Зач. 47-е. Новое предсказание Господа о Своих страданиях и указание на то, кто больше в царстве небесном. Читается в среду 21-й недели по Пятидесятнице. Эти обстоятельства излагаются и у евангелистов Матфея ( Мф.17:22–23; 18:1, 5 ) и Марка ( Мк.9:30, 44 ) и у всех трех одинаково кратко (о первом предсказании у Луки повествовалось в 22 ст. 9-й же гл.). Указание же Христово на то, кто больше в царстве небесном, у еванг. Луки изложено короче, чем у Матфея и Марка. Лк.9:43 . Дивляхуся же вси о величии Бóжии. Всем же чудящымся о всех, яже творяше Иисýс, речé ко ученикóм своим: Лк.9:44 . вложите вы во ýшы вáши словесá сия: Сын бо человеческий имать предáтися в рýце человечесте. (И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.) Это было после исцеления глухонемого отрока (38–42). Дивляхуся (удивлялись) о величии Божии, – величию Божию. т. е. тому величию, которое являлось в творении чудес Иисусом Христом. Вложите во уши ваша, т. е. запомните покрепче, держите постоянно в памяти. Сын Человеческий имать предатися (будет предан) и пр. Чит. выше в объясн. 22 ст. Лк.9:45 . Они же не разумеша глагóла сегó, бе бо прикровéн от них, да не ощутят егó: и бояхуся вопросити егó о глагóле сéм. (Но они не поняли слóва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.) То есть и теперь, когда Господь так прямо и не один раз и прежде говорил Апостолам о Своих страданиях, смерти и воскресении, они все-таки не понимали Его слов, потому что это предсказание прямо противоречило принятому тогда представлению о Мессии. Не понимали, а спросить Его боялись (бояхуся вопросити Его). Боялись, по всей вероятности, потому, что живо помнили строгий упрек Христов Петру, когда он в подобных обстоятельствах решился противоречить Господу ( Мф.16:23 ; Мк.8:33). Еванг. Матфей прибавляет при сем: Апостолы весьма опечалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Он не навсегда запретил Апостолам скрывать это, но только до тех пор, пока Он восстанет из мертвых. Что же после того? Не могли ли они соблазниться? Никак. Ибо нужно было только пройти времени до креста, а после они исполнились Духа, и в знамениях находили голос, споспешествующий им, и события не возбуждали уже никакого соблазна.» У еванг. Марка здесь прибавлено: Апостолы удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых ( Мк.9:10 )? Удержали это слово, т. е. умолчали о событии Преображения Господня, которое видели на Фаворе и о котором Господь запретил им рассказывать до времени Своего воскресения из мертвых (ст. 9). Слово удержали показывает, что Апостолы с трудом сохраняли заповедь Христову об умалчивании о дивном событии Преображения, особенно пред другими Апостолами, которые, несомненно, спрашивали их о том, что было с ними наедине с Господом на Фаворе, куда Он благоволил взять только их троих. Что значит воскреснуть из мертвых? Апостолы не того собственно не разумели, что значит вообще воскреснуть из мертвых, а не понимали именно того, как это их Господь и Мессия должен воскреснуть, когда Он, по их тогдашнему мнению, согласному с общим народным мнением, не должен был и умирать ( Ин.12:34 ). Зач. 46-е. Исцеление бесноватого отрока. Читается в субботу 25-й недели по Пятидесятнице. И евангелисты Матфей ( Мф.17:14, 20 ) и Марк ( Мк.9:14, 29 ) повествуют об этом чуде; Марк повествует подробно, а Матфей и Лука короче, но все – совершенно согласно. Лк.9:37 . Бысть же в прóчий дéнь, сшéдшым им с горы, срете егó нарóд мнóг. Лк.9:38 . И сé мýж из нарóда возопи, глагóля: учителю, молютися, призри на сына моегó, яко единорóден ми éсть: Лк.9:39 . и сé дýх éмлет егó, и внезáпу вопиéт, и пружáется с пенами, и едвá отхóдит от негó, сокрушáя егó: (В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.) Это было после Преображения, когда Господь сходил с горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010