На основании данных сравнительно-исторической литургики, Типикона Великой Церкви, а также кондакарей, содержащих кондаки св. Романа, можно реконструировать ветхозаветные памяти Великого Поста для периода IV-VI веков. Неделя мясопустная – Иона и ниневитяне 73 . Неделя сыропустная – Адам и Ева. Грехопадение Адама. Первая неделя поста – Авель и Каин (впоследствии – Моисей и Аарон). Вторая неделя поста – Ной и потоп. Третья неделя – жертвоприношение Авраама. Четвертая неделя – благословение Исаака. Пятая неделя – праведный Иосиф. Эта стройная система стала разрушаться, вступив в соприкосновение с новозаветным циклом памятей Великого Поста, который зародился в конце V в. и стал интенсивно развиваться в VI-VII веках. Этот цикл построен на новозаветных притчах – в основном из Евангелия от Луки. Возможно, родина этого цикла – Иерусалим, и для Константинополя он вторичен, по крайней мере именно на его основе выстраивается Триодь. Можно восстановить этот круг следующим образом: Неделя мясопустная – притча о Страшном Суде ( Мф. 25:31–46 ). Неделя сыропустная – притча о десяти девах 74 ( Мф. 25:1–13 ). Первая неделя поста – традиционно память св. пророков Моисея и Аарона, затем – торжество Православия. Вторая неделя поста – Неделя о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ). Третья неделя – неделя о Мытаре и Фарисее ( Лк. 18: 9–14 ). Четвертая неделя – неделя о милосердном Самарянине ( Лк. 10:25–37 ). Пятая неделя – неделя о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). В результате появления притчи о Страшном Суде в неделю мясопустную память Ионы и ниневитян переносится на среду первой седмицы, затем под воздействием притчи о мытаре и фарисее происходит сдвиг памяти жертвоприношения Авраама с 3-й на 4-ю неделю, в результате чего в конечном счете память Иосифа попадает на 6-ю неделю, но поскольку та уже занята празднованием воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, воспоминание Иосифа переносится на Великий Понедельник. Затем ветхозаветные памяти по мере создания Триоди закрываются новозаветными.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

У Луки ( Лк.19:12–27 ) подобная же притча рассказана раньше по времени и в другой связи – притча о десяти минах. Вопрос о том, тождественна ли притча о минах притче о талантах, весьма труден. Некоторые считают их за две различные притчи ввиду некоторых различий. Сюда относится, прежде всего, различие времени и места. Притча у Луки сказана была до входа Господня в Иерусалим и была обращена к народу и ученикам. Предполагают, что исторической ее основой были известные обстоятельства вступления на престол Архелая, когда он должен был отправиться в Рим и хлопотать там о престолонаследии (Schürer, Geschichte, I, S. 442). Притча у Матфея – это часть последней эсхатологической речи Христа, в этой притче нет никакого намека на «человека высокого рода», которого «граждане ненавидели». Она сказана была в ближайшем кругу учеников. Но, с другой стороны, очень близкое сходство выражений обеих притчей (хотя и не буквальное), особенно ср. Мф.25:20–29 ; Лк.19:16–26 , не позволяет отрешиться от мысли, что та и другая притчи были только вариантом одной и той же притчи. Тождественность обеих притч признают многие серьезные ученые. При этом рецензию Матфея, как более «однородную и компактную», признают оригинальной, а Лука, говорят, комбинирует с притчей о талантах другую притчу – о возмутившихся гражданах. Теперь, конечно, решить очень трудно, как было на самом деле. Ввиду преимущественно различия выражений вероятнее, что были произнесены по разным поводам, при различных обстоятельствах и в разное время две отдельные притчи. На этом и приходится остановиться, так как для дальнейших суждений нет достаточных материалов. У Марка ( Мк.13:34–35 ) встречаем только легкий намек на обстоятельства, изложенные в притчах Матфея и Луки. Мф.25:15 .  и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. (Ср. Лк.19:13 .) Все имущество отправившегося в чужую страну человека состояло, следовательно, из восьми талантов. Эти таланты, как, видно из стихов 18 и 27, были серебряные ( τ ργριον, τ ργρια).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С притчей как формой евангельского учения мы встречаемся тут впервые. Эта форма учения была излюбленная форма Иисуса. К точкам различия между синоптиками и Ин. относится и различие притч, обозначаемых различными терминами: у синоптиков – παραβολαι, у Иоанна – παροιμαι. Иоанновские παροιμαι представляют собой чистые аллегории. В них нет движения. Их ударение – догматическое. Иоанновским παροιμαι противостоят синоптические παραβολαι. Каждая синоптическая притча представляет собой маленький рассказ с движением, с действующими лицами, взятыми из жизни, иногда с занимательной фабулой. Но и в синоптических притчах надо различать несколько типов. Чистая аллегория встречается и у синоптиков. Она предполагает аллегорическое толкование всех частей приточного образа, которые вообще допускают толкование. Сюда относятся, напр., притчи о плевелах (Мф. гл. 13), о бесплодной смоковнице (Лк. гл. 13); под эту категорию подходят и те три притчи, с которыми мы встречаемся в Мк. гл. 4: притчи о Сеятеле, о прорастающем семени и о зерне горчичном. Наряду с этими притчами есть другие, имеющие значение примера. Таковы, напр., притчи о милосердном самарянине (Лк. гл. 10), о житницах (Лк. гл. 12), о богаче и Лазаре (Лк. гл. 16), о мытаре и фарисее (Лк. гл. 18). Задача этих притч – дать наглядный урок. Притча о милосердном самарянине заканчивается наставлением законнику (Лк. Мк.10:37 ). «Иди, и ты поступай так же» – так же, как самарянин. Пример самарянина поучителен для нас; ему необходимо подражать. Наряду с положительными примерами встречаются и отрицательные. Образ богача, у которого был хороший урожай, побудивший его заменить старые житницы новыми, более поместительными, звучит как предостережение, и в равной мере – образ другого богача, у ворот которого лежал в струпьях бедный Лазарь. В притче о мытаре и фарисее отрицательному примеру фарисея противостоит положительный пример мытаря. Аллегория здесь неуместна. Перед нами – живые люди. И слушателей Иисуса, и нас, исповедующих Его учение, жизнь может поставить в сходные условия. Притча по аналогии показывает, как мы должны будем в таких условиях поступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В Священном Писании прямо указывается на продолжение существования души за порогом смерти. Возможно умертвить тело человека, но душа при этом не уничтожается: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). Душа бессмертна, поэтому Господь учит: Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ). Священное Писание и опыт Церкви ясно свидетельствуют о том, что после смерти душа сохраняет не только жизнь, но и сознание. Это особенно убедительно изложено в известной евангельской притче о богатом и Лазаре (см.: Лк. 16:19–31 ). Таким образом, опровергается мнение, что душа человека умирает вместе с его телом и воскреснет вместе с ним лишь в день Страшного Суда. Выйдя из тела, душа начинает свой путь в мир духов, а тело предается тлению. С этими изменениями природы человека связана церковная традиция совершать особые моления об усопшем в третий, девятый и сороковой день. В Триоди Постной сказано, что третины убо творим, яко в третий день человек вида изменяется. Девятины яко тогда все растичется здание, храниму сердцу единому. Четыредесятины же, яко и самое сердце тогда погибает 712 . Церковь стремится облегчить переход души в духовный мир и поддержать её благодатью молитв и таинств, особенно до частного суда, который обычно совершается над душой в сороковой день после смерти. Частный суд Частным судом называется испытание, которое проходит душа каждого человека после телесной смерти. В Новом Завете сказано: Человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр. 9:27 ). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16:19–31 ). Когда говорят о земном суде, то обычно имеют в виду некоторый юридический процесс, который предполагает исследование правоты или виновности подсудимого и произнесение над ним приговора. Этот образ используется в Церковном Предании и для описания частного суда за гробом, но необходимо понимать условность подобного изображения. Этот образ передаёт лишь идею ответственности и воздаяния, реализуемую в потустороннем мире. В реальности никаких юридических разбирательств не происходит. Ибо Бог уже знает всё, и частный суд необходим самой душе для осознания своего нравственного состояния, чтобы человек понимал взаимосвязь между его поступками и последующим состоянием блаженства или страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

«Вы будете в мире иметь скорби» 17 ; терпите и «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» 18 . Иногда Христос излагал свое учение и не прямо, ясно, а притчами, т. е. в примерах и подобиях из мира видимого, напр. притчи о поле и жатве, о доброй пшенице и плевелах среди ее, т. е. о добрых людях и дурных в Церкви Христовой; о неводе и рыбах разного рода и качества, попавшихся в невод; или есть притчи о мытаре и фарисее, о богатом сластолюбце и бедном, голодном, больном Лазаре 19 . § 27. Притча о неводе и рыбах разного качества (Мф.13:37–49) «Царство небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. Когда в море невод наполнился рыбами, то его вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.» Что означает эта притча? Невод изображает Церковь Христианскую. Море – это вся земля. Рыбы – это люди. Невод закинут в море – это значит: Церковь Христова или общество верующих рассеяно по вселенной и, подобно неводу, собирает ко Христу и Его учению людей всякого звания и племени. Рыбы разного рода и достоинства попавшие в невод – это люди-христиане, принадлежащие к единой Церкви Христовой, но не одинакового, не все благочестивого настроения. Берег моря – это предел, конец земной жизни. Разбор рыбы худой и хорошей на берегу моря – разбор людей по смерти, и праведных от злых, после кончины века. «Изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных. И ввергнут злых в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.» Примечание. Здесь можно по моим картинам рассказать и показать несколько притчей. § 28. Дела Иисуса Христа Христос всем, всюду и всегда готов был творить добро, лишь бы люди способны и достойны были принимать Его милости. Он обращался среди старцев, мужей и женщин; беседовал с юношами; любил и ласкал детей; возлагал на них Свои руки, обнимая их. Христос совершил бесчисленное множество чудес. Совершал Он их или посредством какого-либо вещества, напр. плюновения, смешанного с землею, посредством воды или чрез непосредственное прикосновение, особенно напр. чрез руковозложение ( Мк.6:5 ), или, наконец, и вовсе без прикосновения, а только словом и повелением Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Евергетидский Типикон Алексеевский устав Χρ γινσκειν, τι ν τ νντ κυριακ Вдти сть ко въ девтую нелю το Λουκ еуа лоу гда чьтетс еуалие му же начл въ оно чавку богату етеру ναγινσκεται ν τ ρϑρ чтьтьс къ ту полу того еуали λγος το μεγλου Βασιλεου слово стго касиан ν τος ϑικος обычьныхъ —789— ες τ ητν τς ρμηνες το· В неделю девятую периода времени, в который полагалось чтение зачал из евангелия Луки 1020 , падавшую около 17–18 ноября, в том и другом Уставах одинаково указывается чтение слова Василия Великого на евангельское чтение недели, но тогда как в Алексеевском Уставе это слово названо словом обычьныхъ, в Евергетидском – ν τος ϑικος, следовательно, термин обычьныхъ, есть перевод греческого ν τος ϑικος. Среди творений св. Василия Великого известен ряд «нравственных правил» в числе 80, носящих общее название τ ϑικ 1021 , но что в Алексеевском и Евергетидском Уставах под термином τ ϑικ – обычьныхъ разумеется нечто иное, очевидно уже из того, что беседа на Лк.12:18 1022 в состав восьмидесяти «нравственных правил» не входит. Несомненно, что под указанным термином Евергетидский Типикон разумеет особые сборники слов и отдельных статей из творений Василия Великого и Иоанна Златоуста 1023 . Алексеевский Устав под 18 ноября указывает лишь на первый из этих сборников, т. е. на τ ϑικ Василия Великого , под понедельником же по неделе всех святых Устав замечает неопределённо – и обычьныхъ, но, принимая во внимание, что слова обычьныхъ упоминаются между творениями того и другого отца (толкования на псалмы Златоуста и Василия Великого , обычьныхъ и толкование на Деяния), надо полагать, что Устав разумеет здесь τ ϑικ обоих —790— отцов. – Подобно тому как с только что названной девятой неделей евангелия Луки соединяется чтение слова Василия Великого на чередное зачало этой недели, так же точно с неделей о богатом и Лазаре, падающей около 26 октября – 6 ноября, связывается чтение пяти слов Златоуста о богатом и Лазаре 1024 , с неделей св. праотец – слова Златоуста об Аврааме 1025 , с неделей св. отец – слова Григория Нисского об Аврааме 1026 , с неделей по Просвещении – слово Василия Великого о крещении 1027 . Чтение толкования Златоуста на евангелие Матфея падает на вторую половину второго периода, начинаясь лишь с 30 Августа 1028 и захватывая лишь вторую его часть или книгу; первая же книга оставляется для следующего периода времени – от недели св. отец до Четыредесятницы: подобать вдт ко то не, замечается под неделей святых отец или прдъ нею мало начинаютьс чисти пьрвы книгы тълковани златоустьц ма ста еуали до стго поста 1029 ; ещё точнее днём начала чтения первой книги назначается 20 декабря: таковы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления. Возвращение 70 учеников. Притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Притча о неотступной просьбе. Обличение книжников и фарисеев. Притча о безрассудном богаче. Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина. Притча о благоразумном домоправителе. О разделении среди людей. Падение силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице. Исцеление скорченной женщины. Тесный путь в Царство Небесное. Угрозы Ирода. Исцеление страдающего водянкой. Притча о любящих первенствовать. Притча о званных на вечерю. Об истинных последователях Христа. Притча о блудном сыне. Притча о неверном домоправителе. Притча о богатом и Лазаре. Учение о браке и о девстве. О силе веры. Исцеление десяти прокаженных. Второе пришествие Христово. Притча о судье неправедном. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. Богатый юноша. Апостолы наследуют жизнь вечную. Притча о работниках, получивших ровную плату. О предстоящих Христу страданиях. Исцеление Иерихонских слепцов. Посещение Закхея. Притча о десяти талантах. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа. Ужин в доме Лазаря Последние дни земной жизни Спасителя Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников.

http://sedmitza.ru/lib/text/430477/

Притча о смоковнице. Исцеление скорченной женщины Иисус на обеде у фарисея Обличение фарисеев и книжников Предостережение учеников от фарисейского лицемерия Предостережение от любостяжания Притча о богаче Наставление быть всегда готовыми к ответу за прожитую жизнь Притча о рабах, ожидающих возвращения господина своего Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Притча о благоразумном домоправителе, которому поручено раздавать хлеб слугам Рассказ о галилеянах, убитых Пилатом Наставление Иисуса по этому поводу Притча о смоковнице Исцеление скорченной женщины Обличение фарисеев в нарушении субботнего покоя Глава 28. Иисус в Иерусалиме на празднике обновления Праздник обновления Объяснение Иисуса о единосущии его с отцом Покушение фарисеев побить Его камнями Удаление Его за Иордан Глава 29. Исцеление страдавшего водяной болезнью. Притча о званных. Речь о малом числе спасающихся. Притча о богаче и нищем Лазаре Иисус на обеде у фарисея Исцеление страдавшего водяной болезнью Притча о званных О необходимости усилий над собой для вступления в царство Мессии Притча о богаче и нищем Лазаре Просьба апостолов умножить в них веру Глава 30. Учение Иисуса Христа о разводе и девственности. Благословение детей. Совет фарисеев Иисусу удалиться из владений Ирода Речь Иисуса о браке разводе и безбрачии, то есть девстве И есть скопцы, которые оскоплены от людей. И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Благословение детей Глава 31. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о неверном управителе. Ропот фарисеев и книжников на Иисуса за общение Его с грешниками Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме Притча о блудном сыне Притча о неверном управителе Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедном. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим Наставление Иисуса по этому поводу Исцеление десяти прокаженных Вопросы фарисеев о времени наступления Царства Божия Речь Иисуса о Царстве Божием и о Царстве Небесном Наставление Иисуса о том.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Сус Христос всих вывив из пекла, тилько Юда-ябеда остався; вин и тому аж трычи казав, щоб выйшов из пекла, а Юда побоявся, щоб святи отци его не вкоряли. Як за третим разом Юда не послухав Христа, так Господь сказав: «проклятый же ты, Юда-ябеда, от ныни и до вику! Тут же ты оставайся и перелогами питайся». Ото-ж як личать од перелогив, то кажуть: Сус Христос за столом сыдыть, проскурку ида и вином запива, а лукавый Юда-ябеда пид столом лежить та перелоги зажира». (Слобода Преображенная). П.В. Иванов записал также другой народный рассказ о том, что Иуда от угрызения совести повысился на осине. Указание на этот рассказ находится в одной фразе заговора «на вырване завытте», записанного Шишацким Ильичем в черниг. губ.: «як на осице Юда вешався» (Ефим., 42). В малорусских народных рассказах об Иуде обнаруживается стремление сблизить Иуду с диаволом. Это стремление обнаруживается в румынской народной поэзии. Так в румынской повести о табаке главный демон Искариот посылает из ада на землю трех демонов, чтобы они всюду сеяли тютюн (Веселовский, в XXXII т. Сборн. Ак. Н., стр. 88); в румынской колядке Иудой называется водяной царь (ib., 263); в другой румынской колядке Иуда пробирается в рай и, пользуясь сном ап. Петра, крадет райские ключи, престол Господа, солнце, месяц, утреннюю зарю, купель Сына, траву босилька и райские цветы, крест, миро, и все это приносит в ад. Илия взял молнию, разгромил Иуду, отнял у него добычу и привязал его цепями к столбу (ib., 264). Название Иуды в малорусском заговоре «мисячным видьмачом» показывает, что малоруссам известно сказание о том, что Иуда похитил было с неба солнце и месяц; нельзя, однако, определить, в каком отношении находились румынское и малорусское сказания, и если было заимствование, то кто у кого заимствовал. 28. Притча о богатом и Лазаре Евангельская притча о богатом и Лазаре (от Луки, 16), вошла в народные песни. В римско-католической церкви Лазарь получил значение покровителя нищих, в особенности больных нищих. Отсюда произошло название больницы лазаретом. У славян православного вероисповедания есть много духовных стихов о богатом и Лазаре, причем самое слово Лазарь иногда теряет значение собственного имени и обращается в нарицательное название бедного человека. Великорусские песни о богатом и Лазаре представляются более уклонившимися от евангельского текста, более своеобразными, чем малорусские песни этого рода. Во многих великорусских духовных стихах о богатом и Лазаре говорится, как о родных братьях, причем оба они называются Лазарями (напр. в «Калеках перехожих» т. I, стр. 43, 44, 48 , 49).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

е. лучше бороться с самим собою, чем со злою женою, соединившись с нею навсегда (Злат.). И Господь ответил на это: Не все вмещают слово сие, но кому дано, т. е. не все могут осуществить слово сие о безбрачии, – не все могут вести жизнь безбрачную, но это особый дар некоторым от Бога. Как понимать этот дар? «Когда слышишь: кому дано, пишет св. Григорий Богослов , то присовокупляй: дано призываемым и имеющим к тому расположение, – дано достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали». Это значит, что вести жизнь безбрачную, уподобляющую человека ангелам и Самому Христу, составляет высокую добродетель; а так как это очень трудно, то тут и нужна особенная Божия помощь – дар Божий: но этот дар или помощь Божия дается не помимо воли самого человека, а вследствие его желания вести жизнь безбрачную и борьбы с самим собою. Потому такая жизнь и составляет подвиг. Почитайте жития святых, особенно подвижников. – Пусть на указанные слова Христовы относительно брака обратят внимание те из наших глаголемых старообрядцев или раскольников и последователи новейшего лжеучителя графа Толстого и им подобные, которые отвергают брак! Их учение не прямо ли противоречит учению Христову?! Господь, присутствовав на браке в Кане Галилейской, не освятил ли тем брака? Он с любовию благословлял детей ( Лк.18:15 ; Мк.10:13 ). Апостол Христов в своих посланиях брак называет честным и брачное ложе – нескверным ( Евр. 13:4 ). Другой апостол отвергающих брак относит к разряду еретиков ( 1Тим.4:1, 3 ). И св. Златоуст пишет: «сказал Господь: кому дано, с одной стороны для того, чтобы ты познал, как велик подвиг, а с другой, – чтобы ты не представлял его для себя необходимым». Зач. 83. Притча о богатом и Лазаре. Читается в 22-ю неделю по Пятидесятнице. Притча о богатом и Лазаре имеет весьма тесную связь с притчею о неверном управителе (1–9 ст.): притча об управителе учит, что добрым употреблением богатства можно приобрести блаженство на небе, а притча о богатом и Лазаре показывает, что неправильное пользование богатством ведет к погибели за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010