План Евангелия от Матфея Главы 1–2. Пролог о Рождестве и первых годах жизни Спасителя. Главы 3–4. Иоанн Креститель и начало благовестил Царства. Учение об условиях стяжания Царства Небесного Главы 5–7. Нагорная проповедь. Главы 8–9. Раскрытие учения о Царстве делами. Десять галилейских чудес. Глава 10.      Приложение учения о Царстве к служению учеников. Наставления ученикам. Учение о Царстве Небесном по существу Главы 11–12. Служение Мессии. Вопрос Иоанна Предтечи. Глава 13.      Притчи о Царстве. Главы 14–15. Дальнейшее раскрытие учения о Царстве делами: великие чудеса насыщения пяти тысяч, хождение по водам и насыщение четырех тысяч. Перелом евангельской истории Глава 16. Исповедание ап. Петра. Главы 17–18. Преображение. Наставление о Церкви: (16:17–19) и (18:17–18). Главы 19–20. Путь на Страсти. Глава 21. Вход Господень в Иерусалим. Глава 22. Обличительные притчи и искусительные вопросы. Глава 23. Обличение фарисеев. Главы 24–25. Эсхатологическая речь и притчи о Суде. Главы 26–28. Страсти и Воскресение. Уникальные места Евангелия от Матфея 1:18 – 2:23 Благовестив праведному Иосифу, поклонение волхвов, бегство в Египет, избиение младенцев, возвращение из Египта 5:1–7:29 Нагорная проповедь как замкнутое целое 9:27–31 Исцеление двух слепцов 9:32–33 Исцеление бесноватого 10:5–42 Наставления Двенадцати перед отправлением их на проповедь 13:24–30, 36–43 Притча о плевелах 13:44 Притча о сокровище в поле 13:45–46 Притча о драгоценной жемчужине 13:47–52 Притча о неводе 17:24–27 Чудо со статором 18:23–35 Притча о немилосердном заимодавце 20:1–16 Притча о работниках в винограднике 21:28–32 Притча о двух сыновьях гл. 23 Обличительная речь против фарисеев как замкнутое целое 25:1–13 Притча о десяти девах 25:31–46 Описание Страшного суда 27:3–10 Раскаяние и самоубийство Иуды 27:62–66 Установление стражи у гроба 28:11–15 Донесение стражи архиереям Уникальные места Евангелия от Марку 4:26–29      Притча о невидимо растущем семени 7:32–35      Исцеление глухого косноязычного 8:22–26      Исцеление слепого в Вифсаиде 14:51–52      Нагой юноша в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

32 . События на Голгофе. 33 . События после смерти Спасителя. 34 . Лонгин Сотник. 35 . Погребение. Стража у гроба. Контрольные вопросы по третьему периоду – Великая Страстная седмица 1 . Где происходит событие помазание Иисуса Христа миро? 2 . Кто помазует Спасителя миро? 3 . Что предлагает Иуда Искариотский, увидев помазания Спасителя миро? 4 . Когда состоялось событие Входа Господня в Иерусалим? 5 . Показать на карте Вифанию. 6 . Наизусть: Лк. 19, 36–38 : Вход Господень в Иерусалим. 7 . Рассказать обстоятельства события Входа Господня в Иерусалим. 8 . Что кричали люди въезжающему в Иерусалим Спасителю? 9 . Перечислить кратко события Великого Понедельника. 10 . Перечислить кратко события Великого Вторника. 11 . Перечислить кратко события Великой Среды. 12 . Перечислить кратко события Великого Четверга. 13 . Перечислить кратко события Великой Пятницы. 14 . Перечислить кратко события Великой Субботы. 15 . Христос и дети в храме Иерусалимском. 16 . Когда произошло событие проклятия смоковницы? 17 . Где произошло событие проклятия смоковницы? 18 . Событие проклятия смоковницы и объяснение Спасителя этого события. 19 . Великий Понедельник – Спаситель в храме Иерусалимском. 20 . Где проводил ночи Спаситель в Страстную неделю? 21 . Когда и где была сказана притча о двух сыновьях? 22 . Притча о двух сыновьях. 23 . Притча о злых виноградарях. 24 . Притча о брачном пире. 25 . Ответ вождям Иудейским о подати кесарю. 26 . Разговор с саддукеями о воскресении мертвых. 27 . Лепта вдовы. 28 . Встреча с эллинами и предсказание о смерти. 29 . Где и когда Господь произнес предсказание о разрушении Иерусалимского храма и назвал признаки кончины мира и Второго пришествия Своего? 30 . Признаки кончины мира и Второго пришествия Христова. 31 . Притча о смоковнице. 32 . Притча о верном и неверном рабе. 33 . Притча о десяти девах. 34 . Притча о талантах. 35 . Наизусть: Мф. 25, 34–40 : Слово о страшном суде- разделение одних от других. 36 . Кто такой Каиафа? 37 . Заговор и решение иудеев. 38 . Каковы были условия предательства Иудой Спасителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

После изложения учения Иисуса Христа евангелист вновь обращается к совершённым Христом чудесам (Лк 8. 22-56), подтверждающим Его власть и эсхатологическое служение (усмирение бури (Лк 22-25), исцеление гадаринского бесноватого (Лк 26-39), кровоточивой женщины и дочери Иаира (Лк 40-56)). После насыщения 5 тыс. чел. (Лк 9. 12-17) и исповедания ап. Петра в Кесарии Филипповой (Лк 9. 18-22) Господь объясняет характер Своего мессианства: Мессии должно пострадать (Лк 9. 21-22 - 1-е предсказание о Страстях); Он дает наставление ученикам о том, что следующим за Ним надлежит «отвергнуть себя» (Лк 9. 23-27). После Преображения (Лк 9. 28-36, здесь Он повторно назван «возлюбленным Сыном» Божиим, Которого свидетели должны слушать) и исцеления бесноватого отрока (Лк 9. 37-43) дается 2-е предсказание о Страстях (Лк 9. 43б - 44). IV. Путь Иисуса в Иерусалим (Лк 9. 51 - 19. 44). С приближением к городу Иисуса и учеников враждебность к Нему возрастает. Самаряне отказываются Его принять (Лк 9. 52-56), но Христос не карает их, а чуть позднее даже приводит притчу о милосердном самарянине (Лк 10. 30-37). После наставления о следовании за Иисусом и провозвестия Царства Божия (Лк 9. 57-62: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие», «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия») в Евангелии рассказано об отправлении на проповедь 70 учеников и приведена напутственная речь (Лк 10. 1-12). Иисус напомнил о нераскаявшихся городах, отвергших Его благовестие (Лк 10. 13-15); возвращавшиеся ученики свидетельствовали о победе их проповеди над демоническими силами, что имеет основание в эсхатологической победе Иисуса над диаволом: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10. 17-20). После логии об учениках, о царях и пророках (Лк 10. 23-24: «блаженны очи, видящие то, что вы видите!») следуют вопрос законника о высшей заповеди (Лк 10. 25-28) и притча о милосердном самарянине (Лк 10. 30-37). Примером того, как людям должно принимать Иисуса Христа, стала Его встреча с Марфой и Марией (Лк 10. 38-42).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Более того, Христос показывает нам притчи именно в тех случаях, когда их трудно или почти невозможно рассказать, потому что в христианстве как бы три слоя истины: те истины, о которых можно рассказать; те, которые можно показать; и те, которые можно понять только из собственного опыта. И вот причти показываются нам в тех случаях, когда об этом рассказать невозможно, не получается, когда слов нет. О самом же главном не только не расскажешь — самого главного и не покажешь. Самое главное, сердцевинное в христианстве можно понять только из собственного опыта. Напомню, что только в Евангелии от Матфея рассказаны притча о плевелах на поле; притча о работниках одиннадцатого часа, которые получили такой же динарий, что и те, кто пережил и зной, и долгий рабочий день; притча о двух братьях, один из которых отказался работать в винограднике, сказав отцу: «Не хочу», — но после, раскаявшись, пошёл, а другой охотно согласился: «Иду, государь», — и не пошёл. Мы понимаем, что верен путь того, кто сначала отказался, а затем раскаялся и пошёл, а не путь паиньки, который сказал: «Да, да, иду», — и не пошёл. Здесь содержится какая-то очень важная для нас весть от Господа. Вера часто начинается с бунта, с того, что мы противимся Богу и говорим: «Нет, не хочу», а не с того, когда мы охотно говорим: «Да, да», но дальше этого «да, да» иной раз не идём в течение долгих лет. Эта притча адресуется тем, кто расстраивается из-за своих детей и внуков, которые не хотят идти в церковь, которые бунтуют против Бога. Но если человек против Церкви бунтует, — это уже хорошо, это значит, что Бог его уже коснулся, что он уже на дороге. Гораздо страшнее «воскресный христианин», который при случае, раз в три-четыре месяца зайдёт в храм, поставит свечку и считает себя верующим. Среди притч, которые рассказываются только в Евангелии от Матфея, — притча о десяти девах, притча о последнем Суде, притча о немилосердном заимодавце. Последняя притча очень важная. Мы не всегда её помним, не всегда читаем: «…Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

По своим естественным способностям они часто не могут просто понять сказанного ( Лк. 9:45 ; Лк. 18:34 ), – и в словах Петра иногда звучит темное неведение ( Лк. 9:33 ). Не менее того им не по силам изгнать демона ( Лк. 9:40 ), и только усердная молитва помогает не впасть в искушение ( Лк. 22:40 , Лк. 22:46 ). Посему для них обязательно удаление от всякой лицемерной закваски века сего ( Лк. 12:1 ) с его гордостью и превозношением. Следует оставить все это ( Лк. 5:11 , Лк. 5:18 ; Лк. 18:28 ), не искать первенства при отсутствии прав даже на последнее место и умалиться до меньшего всех, чтобы сделаться великим ( Лк. 9:46 сл. Лк. 22:74 сл.). При таких условиях лишь одна вера спасает человека, наделяя всякого действенною энергией исторгать смоковницу и ввергать ее в море ( Лк. 17:6 ). Перед своими страданиями Христос молился, чтобы не оскудела вера Петрова ( Лк. 22:32 ), и каждому внушается взывать непрестанно ( Лк. 17:5 ): приложи веру! В ней вся важность для всех, ибо благодать неизменно спешит навстречу ей, открывая доступ к заветным тайнам царства Божия ( Лк. 8:10 ) и прямой путь к трапезе Господней ( Лк. 22:28–30 ) с неисчерпаемым избытком все болееи более умножающихся даров: «кто имеет, тому дано будет» ( Лк. 8:18 ). «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» ( Лк. 9:23 ): – вот единственно необходимый спасительный способ, а плоды его таковы: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Лк. 9:24 ). Посему горе богатым, пресыщенным, смеющимся, упивающимся мирскими утехами ( Лк. 6:24–26 ) и вечное мучение самодовольному бражнику с его виссонною порфирой и блистательными пиршествами ( Лк. 16:19 сл.), «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом» ( Лк. 16:15 ) и наоборот. Гибельно отягощение сердец заботами житейскими ( Лк. 21:34 ), и – напротив – нищета, алчба, плач, уничижение приносят блаженство ( Лк. 6:20–23 ). Сокрушение о духовной скудости вызывает мольбу, которая – при искренности и энергичности – никогда не останется без вознаграждения ( Лк. 11:5–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Писания, в Церкви Божией «частным судом Божиим» о каждом человеке после его телесной смерти. 14 Глава LXII Притча Иисуса Христа о «богатом и Лазаре» содержит в себе всестороннее освещение как вопроса о сферах пребывания человеческих душ после телесной смерти людей, так вопроса о том, кто суть насельники той сферы, которая поименована «лоном Авраама» или «раем» в «веке сем», и кто суть насельники «ада», и какое имеет значение «ад» для насельников оного в «веке сем»? Конечно, притча или приточное сказание есть только уподобление – сравнение: однако прикровенный смысл притчи и все существенные стороны приточного иносказания отпечатлены, так сказать, бывают в тех образах, которые имеются в притче, как символы и как схемы истин и понятий, представлений и заключений относительно предметов и вещей духовной природы, и духовного порядка бытия. В сем отношении образы и подобия, заимствованные из видимого мира для приточного сказания, олицетворяют как бы собой понятия и представления предметов и вещей духовного принципа бытия, и как бы наглядно раскрывают события и явления духовной жизни. В притче поэтому, как в особенной словесной форме выражения мыслей, умозрительная-духовная область бытия жизни, чрез сближение с предметами и явлениями бытия и жизни, оказательными в среде ли самих человеков, в среде ли вообще видимой природы, получает, выразимся наглядно, свой как бы «отобраз» свое «лицо». И так как всякий «отобраз» имеет за собой подлинную реальность, которую он «отображает», и так как, с другой стороны, всякое «лицо» заключает в себе «отпечатление» своей подлинной реальности: то в приточных образах и символах должно разуметь, по их содержанию и по их значению, обозначение подлинных реальностей духовного принципа бытия и указание на подлинные явления из области духовного же принципа бытия. Имея в виду сказанное, рассмотрим содержание и смысл притчи Спасителя о «богатом и Лазаре» как по отношению к идее суда Божия о сынах человеческих после их смерти, так и в рассуждении значения сего «суда» в «веке сем» для «века грядущего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

В пятую Неделю (воскресение) поется последование преподобной Марии Египетской. Впрочем, оно бывает в этот день только тогда, если не случится предпразднства, попразднства и праздника Благовещения, равно и 40-ка мучеников (Тип., послед. 9-го и 24-го марта). В сих случаях последование св. Марии Египетской поется тогда, егда екклисиарх рассудит (тамже). На литургии 5-й Недели (воскресения), так же как в предшествующую Неделю воспоминается пророчество Господа об Его страдании, смерти и воскресении ( Мк.10:32–45 ). В песнях же Триоди 5-й Недели (воскресения), равно и следующей за нею седмицы Великого поста, раскрывается притча о богатом и Лазаре. и св. Церковь убеждает верующих «избегать немилосердия и бесчеловечия богача, а ревновать терпению и великодушию Лазаря» 965 . Ибо «Царство Божие есть не пища и питие, а правда и воздержание со святостию. И поэтому внидут в Царствие Божие те, которые свои сокровища влагают в руки нищих». Притча о Богатом и Лазаре приводится на память и в последованиях седмичных дней, следующих за 5-ю Неделею. Но в песнях этой седмицы содержится еще как бы предпразднственное пение праздника ваий и сказание о шествии Господа воскресить Лазаря. Пяток шестой седмицы поста есть окончание Четыредесятницы. В оный поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Прежде шести дней Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он совершил в Вифании чудо воскресения Лазаря; оно и воспоминается в субботу пред Неделею ваий и седмицею страстей Христовых. Воскресение Лазаря показало божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. На утрени в субботу Лазаря по 2-й кафизме поются тропари воскресные: «Ангельский собор удивися»; после сих тропарей полагаются: ектения, седальны, чтение и «Воскресение Христово видевше». В песнопениях субботы Лазаря выражается радостная весть, что все воскреснем, и песни об упокоении души не поются, как пелись в предыдущие субботы. От субботы Лазаря «Честнейшая» не стихословится и в прочие дни до новой Недели (Тип., послед. субботы Лазаря), т. е. до Фоминой. На утрени в субботу сию, подобно как в день воскресный, поется: «Свят Господь Бог» и великое славословие. На литургии, вместо Трисвятого, поется: «Елицы во Христа креститеся». На трапезе, кроме елея и вина, дозволяется икра.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В этой притче Иисус Христос пастырем назвал Самого Себя, а всех людей сравнил с овцами. Он так любит всех людей, что принял смерть для спасения их и для дарования им вечной жизни. Этой же притчей Он учит нас тому, что мы должны повиноваться спасительному учению Христа и должны слушать тех пастырей и учителей, которые Церковью избираются в это достоинство, и, напротив, должны избегать таких учителей, которые учат вопреки истинным Богопоставленным пастырям Церкви. «Истинно, истинно говорю вам, – сказал Господь, – Я есмь дверь овцам. Кто войдет Мной, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Этим Иисус показал, что только через веру в Него может человек войти в царство небесное, что только одна есть истинная вера – это вера христианская, и один путь к спасению – вера и любовь к Богу. Есть еще и теперь в отдаленных странах народы, которые не знают христианской веры, но благочестивые люди предпринимают туда путешествия, чтобы проповедовать им Евангелие и просветить их. Церковь молится о том, чтобы все присоединились к единой нетленной Церкви, и мы твердо уповаем, что придет время, когда все услышат святую истину и будет, по словам Господа, «одно стадо и один Пастырь». Притча о богатом и Лазаре Богатые должны помнить, что богатство дано им для того, чтобы употреблять его на хорошие дела, чтобы помогать неимущим и творить добро. А если богатые это забывают, живут только в угождение себе, от них, если не в этой жизни, то в будущей, потребуется строгий отчет. В объяснение этого Спасителем была рассказана притча о богатом и Лазаре: «Некоторый человек был богат. Он одевался в дорогие одежды и каждый день роскошно пировал. Был также нищий, именем Лазарь, который, больной и в ранах, лежал у ворот богача и желал напитаться крошками, падающими со стола богатого, и собаки лизали его раны. Умер нищий. Ангелы отнесли его душу на лоно Авраамово, то есть на небеса. Умер и богатый, и похоронили его. В аду, будучи в муках, он посмотрел вверх, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мной, пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил мой язык, ибо я мучусь в огне». Но Авраам отвечал: «Чадо! Вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал. Ныне он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда богач сказал: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев, пусть он предостережет их, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их». Но тот возразил: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, они покаются». Тогда Авраам сказал: «Если Моисея и пророков не слушают, то, хотя бы кто из мертвых воскрес, не поверят».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Оканчивая свой возглас, он услыхал, как бы из соседнего дома, голос, который неоднократно повторял эти два слова: «возьми, читай!» Просвещенный самим небом, Августин уверяется, что Бог повелевает ему открыть книгу, которую он оставил дома, и читать первое место, которое представится его взору. Он возвращается домой, берет послание св. ап. Павла и, раскрыв его, читает следующие слова: не провождайте жизни в пиршествах и пьянстве, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и не ищите удовлетворения желаниям вашей плоти. Августин не мог читать далее, все сомнения его относительно истинности христианской веры рассеялись. Он закрывает книгу, заметив страницу, и с спокойным видом говорит Алипу о том, что случилось. Этот желает сам прочесть те же слова, которые поразили его друга, и показывает ему следующие: принимайте слабого в вере, относя их к себе самому. Вскоре после этого Августин к великой радости своей матери, св. Моники, разорвав все мирские связи, принял крещение вместе со своим другом от руки св. Амвросия. (Из «Христ. чтен.»). Неделя 22-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук. зач. 83-е, гл. XVI, 19–31 ст. 1. Притча о богатом и Лазаре, с изъяснением того, что будет с душою по разлучении ее с телом Много тайн глубоких, необъяснимым для ума человеческого представляет нам и настоящая наша земная жизнь, но загробная жизнь есть тайна из тайн. Что будет с нами, с нашей душою, когда тело наше возвратится в землю, из нее же взято было? Только вера христианская может дать ответ на этот важный вопрос. Разъяснением этого вопроса служит евангельская притча о богатом и Лазаре. Вот краткое содержание этой притчи. «Был некто человек богатый, который и одевался роскошно, и пировал каждый день блистательно. В то же время жил нищий, по имени Лазарь, который лежал у ворот богача в струпьях, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, но и тех не давали ему. Но вот наступил конец земной жизни: одному нужно было расстаться с удовольствиями земными, а другому – со всеми житейскими невзгодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Похожую процедуру находим в книге Даниила (6, 17): “И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатлел его перстнем своим и перстнем вельмож своих...” Домашнее задание Выписать в тетрадь и выучить наизусть: Лк. 19, 36–38 : Вход Господень в Иерусалим. Мф. 25, 34–40 : Слово о страшном суде. Ин. 13, 12–15 : Слово об умовении ног. Мф. 26, 26–28 : Установление Нового Завета. Ин. 13, 34–35 : Новая Заповедь Любви. Ин. 14, 6–7 : “Я есть путь и истина и жизнь”. Ин. 15, 12–13 : О пребывании в любви. Ин. 16, 33 : Заключение прощальной беседы: Христос – победитель мира. Лк. 23, 16–23 : Народ требует смертной казни Спасителя. Ин. 19, 25–27 : События у подножия Креста. Повторить вопросы: 1 . Мария возливает миро на Иисуса. 2 . События Входа Господня в Иерусалим. 3 . События Великого Понедельника Страстной недели. 4 . События Великого Вторника Страстной недели. 5 . Притча о двух сыновьях. 6 . Притча о двух виноградарях. Краеугольный камень. 7 . Притча о брачном пире. 8 . Спор с Иудейскими вождями (о подати Кесарю, о воскресении мертвых, о наибольшей заповеди). 9 . Иисус о лепте вдовы. 10 . Слово Иисуса с предостережением от книжников и фарисеев. 11 . Пророчество Спасителя о разрушении Иерусалимского храма. Признаки кончины мира и Второго пришествия Христова. 12 . Притча о смоковнице. 13 . Притча о верном и неверном рабе. 14 . Притча о десяти девах. 15 . Притча о талантах. 16 . Слово о Страшном суде. 17 . Заговор и окончательное решение Иудеев. 18 . События Великой Среды Страстной недели. 19 . События Великого Четверга Страстной недели. 20 . Сионская горница. Тайная вечеря. 21 . Прощальная беседа Спасителя с учениками. 22 . Молитва в Гефсиманском саду. 23 . Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу. 24 . Иисус перед Анной и Каиафой. Суд синедриона. 25 . Отречение Петра. 26 . События Великой Пятницы Страстной недели. 27 . Иисус перед Пилатом. 28 . Иисус перед Иродом Антипой. 29 . Предание Иисуса на смерть. Бичевание. Терновый венец. 30 . Смерть Иуды. 31 . Крестный путь Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010